Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В КОМПЛЕКСНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В СРЕДЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В КОМПЛЕКСНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В СРЕДЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / АДДИКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / МОЛОДЕЖЬ / PSYCHOLOGY / DIAGNOSTICS / PROPERTIES OF THE INDIVIDUAL / COMPREHENSIVE AND DIFFERENTIATED PROGRAM / PREVENTION / ADDICTIVE BEHAVIORS / TEENAGERS / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кутарев Федор Леонидович, Панченко Сергей Анатольевич

В статье представлены результаты наблюдения за подростками из группы риска. Получен- ные в ходе исследования данные позволяют нам сделать заключение о том, что подростки из группы риска характеризуются меньшей психологической адаптацией и более низкими социальными способностями по сравнению с обычными подростками. Проведенный соци- ально-психологический анализ позволил обозначить новые, перспективные направления для проведения комплексной, дифференцированной профилактической работы. В группе риска возможно использовать не ананимное психологическое тестирование, с ведением личных карт психологических осмотров и с дальнейшей психологической коррекцией.The article presents the results of the monitoring for teenagers from risk groups. Obtained the study data allow us to conclude that the teenagers from risk groups have lower psychological adaptation and lower social skills compared to normal teenagers. Conducted socio-psychological analysis has allowed to identify new, promising directions for the carrying of complex, differentiated preventive work. At risk group it's possible to use anonymity is conferred psychological testing, maintenance of personnel cards psychological examinations and further psychological correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кутарев Федор Леонидович, Панченко Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В КОМПЛЕКСНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В СРЕДЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 158-164

УДК 159.923 Кутарев Федор Леонидович ООО «ЦЕНТР БЛАГА»

Панченко Сергей Анатольевич ООО «СОВА»

Диагностика свойств личности в комплексной

дифференцированной программе по предупреждению развития аддиктивных форм поведения в среде учащейся молодежи

Ключевые слова: психологическая диагностика; свойства личности; профилактическая программа; предупреждение; профилактика; аддиктивные формы поведения; подростки; молодежь.

В статье представлены результаты наблюдения за подростками из группы риска. Полученные в ходе исследования данные позволяют нам сделать заключение о том, что подростки из группы риска характеризуются меньшей психологической адаптацией и более низкими социальными способностями по сравнению с обычными подростками. Проведенный социально-психологический анализ позволил обозначить новые, перспективные направления для проведения комплексной, дифференцированной профилактической работы. В группе риска возможно использовать не ананимное психологическое тестирование, с ведением личных карт психологических осмотров и с дальнейшей психологической коррекцией.

Актуальность. Многофакторность причин развития аддиктивного поведения у детей и подростков позволяет говорить о необходимости поиска мультидисциплинар-ного подхода в изучении профилактических подходов и мероприятий. При этом состояния и особенности личности подростка, черты его характера играют большую роль в развитии многообразных вариантов аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте [1; 2; 3; 4; 5]. Построение комплексной, дифференцированной программы с коррекцией вышеперечисленных факторов даст нам новые перспективные направления для проведения комплексной дифференцированной профилактической работы.

Организация исследования. Учитывая вышеперечисленные тенденции, нами было проведено комплексное исследование данной проблемы. С целью изучения диагностики состояний и свойств личности в комплексной, дифференцированной программе по предупреждению развития аддиктивных форм поведения в среде учащейся молодежи нами был изучен контингент лиц подросткового возраста, учащих-

ся государственных высших учебных заведений г.Смоленска в возрасте от 16 до 20 лет в количестве 370 человек. При этом сплошным методом, с помощью модифицированной анкеты созданной на основе Мичиганского теста (CAGE), нацеленного на выявление скрыто протикающих болезненных пристрастий (табакокурения, алкоголизма, нарко-токсикоманий), нами были выделены из всего изученного подросткового контингента студенты первого курса в количестве 327 человек, которые были разделены на две группы.

Первая группа студентов (основная группа): 189 человек (142 — лица женского пола, 47 — мужского). Эта категория учащейся молодежи, которая по данным теста-опросника не выявила значимого уровня злоупотребления ни одним из вышеперечисленных психоактивных веществ.

Вторая группа студентов (группа риска): 138 человек (98 — лица женского пола, 40 — мужского). Эта категория учащейся молодежи, у которой было выявлено злоупотребление различными видами психоактивных веществ: курение табака имело место у 18,1% обследуемых студентов (47 девушек и 20 юношей); злоупотребление алкоголем было отмечено у 11,4% (34 девушек и 8 юношей); употребление наркотиков было выявлено у 10,3% опрошенных (24 девушек и 14 юношей). В 2,4% случаев имело место длительное, сочетанное употребление как минимум двух психоактивных веществ, чаще всего употребляли алкоголь и табак.

В дальнейшем, эти две группы учащейся молодежи, путем статистического сравнения, были изучены при помощи многофакторного личностного, модифицированного опросника «FPI» (форма В). Данный личностный опросник был создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕР1 и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. В данном случае мы использовали опросник для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения изучаемого контингента подростков, учащейся молодежи.

Опросник FPI содержит 12 шкал. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Форма В опросника отличается от полной формы в два раза меньшим числом вопросов. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I—IX являются основными, или базовыми. Анализ результатов мы начинали с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ был дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, мы считали исследование несостоявшимся и удаляли бланк с ответом. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучался графическое изображение профиля личности, выделялись все высокие и низкие оценки.

Сложность структурно-динамических отношений, многофакторность влияний предопределили применение в настоящем исследовании комплексного подхода, включающего в себя использование системы STATISTICA версия 6.0 — универсаль-

ной интегрированной системы, предназначенной для статистического анализа и обработки данных. При расчете цифровых данных, в частности при сравнительном анализе числовых характеристик, использовался критерий Стьюдента О-критерий) сравнения средних. При этом р — уровень значимости ^критерия составлял меньше 0,05.

Результаты исследования. При сравнении основной группы с группой риска были получены следующие результаты.

Показатель шкалы № 1 (невротичность) составил 4,6 и 5,3 баллов соответственно (р = 0,025). Данная шкала характеризует уровень невротизации личности. В группе риска достоверно выше отмечается баллы, соответствующие более выраженному невротическому синдрому, с более высокой тревожностью, возбудимостью в сочетании с более быстрой истощаемостью. Ведущей особенностью лиц группы риска является снижение порогов возбудимости, повышенная чувствительность. Вследствие этого малозначащие и индифферентные раздражители легко вызывают неадекватные бурные вспышки раздражения и возбуждения. Обычно те функции, которые отмечаются повышенной возбудимостью, характеризуются повышенной истощаемостью и более быстрой утомляемостью.

Показатель шкалы № 2 (спонтанная агрессивность) составил 4,9 и 5,8 баллов соответственно (р = 0,0017). В группе риска достоверно выше отмечаются баллы, свидетельствующие о повышенном уровне психопатизации данных лиц. Более высокие оценки по шкале «спонтанная агрессивность» свидетельствуют об отсутствии социальной конформности, плохом самоконтроле и импульсивности поведения. По-видимому, это связано с недостаточной социализацией влечений данных подростков, неумением или нежеланием сдерживать или отсрочить удовлетворение часто возникающих («ежеминутных») желаний. У лиц группы риска сильно выражено влечение к острым аффективным переживаниям, при отсутствии которых возникает чувство скуки. Потребность в стимуляции и возбуждающих ситуациях делает их жизнь «непереносимой» при любой их задержке. Эта категория подростков стремится удовлетворить свои желания сразу же в непосредственном поведении, серьезно не задумываясь о будущих последствиях своих поступков. Они действуют, как правило, импульсивно и непродуманно, поэтому не извлекают пользы из своего негативного опыта, у них многократно возникают затруднения одного и того же характера. При поверхностных контактах они способны произвести на окружающих благоприятное впечатление благодаря раскованности и уверенности в себе. Они разговорчивы, охотно участвуют в коллективных мероприятиях, живо откликаются на любые происходящие события (особенно культурно-массовые зрелища и т.д.), находя новизну и интерес даже в повседневных мелких делах. Однако отсутствие сдержанности приводит к различным эксцессам, что и отражается в их пьянстве, праздности, а иногда и в пренебрежении своими прямыми обязанностями студента, что не может не сказываться на их успеваемости.

Показатель шкалы № 3 (депрессивность) составил 5,3 и 5,9 баллов соответственно (р = 0,0047). В группе риска достоверно выше наблюдаются баллы, свидетельствующие о признаках, характерных для психопатологического депрессивного синдро-

ма в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде. Это проявляется в отгороженности этой части студентов, погруженности их в собственные внутренние переживания. В коллективе сверстников они вызывают неприязнь и раздражение. Однокурсники считают их заносчивыми, недоступными, избегающими общения из-за чрезмерного самомнения. Однако за внешним фасадом отчужденности и мрачности скрывается чуткость, душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей они теряют скованность и отгороженность, оживают, становятся веселыми и разговорчивыми. В учебных делах они старательны, добросовестны, обязательны, но в сочетании с конформностью и нерешительностью, неспособностью принять решение без колебаний и неуверенности. Любая деятельность для них трудна, протекает с чувством чрезмерного психического напряжения, что вызывает быструю утомляемость, доходящую иногда до ощущения полного бессилия и нервно-психического истощения. Особенно чувствительны они к интеллектуальной нагрузке на занятиях. От них трудно добиться длительного интеллектуального напряжения. Быстро утомляясь, они теряют произвольность управления психическими процессами, жалуются на общее чувство усталости, «тумана» в голове. Здесь, по-видимому, сказывается общая психомоторная заторможенность, сопровождающая снижение настроения, что проявляется также в замедленности речи и мышления. Их часто упрекают за медлительность, неоперативность, отсутствие настойчивости и решительности. Чаще всего они не способны к длительному волевому усилию и легко теряются. В сделанных делах видят промахи и ошибки, а в будущем — трудности и сомнения. Особенно болезненно они переживают реальные неприятности, не могут «выбросить» их из головы. События прошлой и настоящей жизни, независимо от их действительного содержания, вызывают угрызения совести, гнетущее предчувствие беды.

Показатель шкалы № 4 (раздражительность) составил 5,8 и 6,4 баллов соответственно (р = 0,002). В группе риска достоверно выше отмечаются баллы, свидетельствующие о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Плохая саморегуляция психического состояния, требует более высокого нервно-психического напряжения, более высокого уровня контроля за действиями, волевыми усилиями, общей собранности. Ситуации с неопределенностью переносятся крайне плохо и расцениваются как труднопреодолимые. Подростки легко теряются в этих ситуациях и впадают в отчаяние. Наряду с идеями самообвинения, как правило, сверхценного характера, могут демонстрировать враждебность по отношению к окружающим лицам (близким, сверстникам, преподавателям). При этом конфликтное поведение является наиболее часто избираемой формой защиты от психотравмирующих личность переживаний. Данные лица также склонны к непостоянству, уклоняются от выполнения своих обязанностей, в том числе учебных, игнорируют общепризнанные правила, не прилагают усилий к соблюдению общественных требований и культурных норм поведения, иногда пренебрежительно относятся к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на ложь. Черты демонстративности могут сочетаться со стремлением к уходу из круга широких социальных контактов.

Показатель шкалы № 5 (общительность) составил 4,4 и 5,1 баллов соответственно (р = 0,005). В группе риска у подростков достоверно выше отмечаются баллы, свидетельствующие как о потенциальных возможностях, так и реальных проблемах в проявлениях социальной активности, наличие у подростков группы риска более выраженной потребности в общении. Для них характерны такие черты как упло-щенность, вялость аффекта, отсутствие живых эмоций, холодность, формальность межличностных отношений. Эти лица избегают непосредственной близости, жизнью своих товарищей не интересуются, поддерживают лишь внешние формы товарищеских отношений, их знакомства поверхностны и часто формальны. Общество людей их не привлекает, в большинстве они предпочитают одиночество, «общение» с книгами. По собственной инициативе общение ограниченно, исключение составляют ближайшие родственники.

Показатель шкалы № 6 (уравновешенность) составил 4,6 и 4,8 баллов соответственно (р = 0,46). В обеих группах отмечаются баллы, свидетельствующие о недостаточной устойчивости к стрессу, об удовлетворительной защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, указывают на состояние дезадаптации, тревожность, потерю контроля над влечениями, дезорганизацию поведения. В беседе о себе преобладают жалобы на преходящие нарушение сна, психическую усталость, собственную неполноценность и плохую приспособленность, невозможность сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях, иногда чувство одиночества. Недостаток конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристикой их поведения.

Показатель шкалы № 7 (реактивная агрессивность) составил 5,4 и 6,4 баллов соответственно (р = 0,0006). В группе риска достоверно выше отмечаются баллы, свидетельствующие о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. Более высокие оценки у подростков группы риска являются свидетельством моральной неполноценности, отсутствия высших социальных чувств: чувства гордости, долга, любви, стыда, для них, чаще всего, это лишь пустые слова. Они равнодушны к похвале, наказаниям, пренебрегают своими обязанностями, в первую очередь — учебными, не считаются с правилами общежития и морально-этическими нормами. При снижении духовных интересов витальные влечения усилены. У них отмечается повышенная «любовь» к чувственным наслаждениям и удовольствиям. Тяга к наслаждениям и острым ощущениям сильнее всяких ограничений. Они стремятся к немедленному, безотлагательному удовлетворению своих желаний, не считаясь с обстоятельствами и желаниями окружающих. Критику и замечания в свой адрес воспринимают как посягательство на личную свободу. Испытывают враждебные чувства по отношению к тем лицам, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением (родителям, преподавателям), заставляют их держаться в социально допустимых рамках. Несмотря на бурные аффекты при возникновении желаний и на активность в получении удовлетворения, их желания нестойки. Быстро наступает пресыщение с чувством скуки и раздражения. Ранее готовые на все для удовлетворения своей страсти, они вдруг становятся не просто холодными или безразличными,

а злобными, а иногда и жестокими. Им доставляет особое удовольствие показывать свою власть, заставлять мучиться близких людей, расположения которых они еще совсем недавно так усиленно добивались. Крайний эгоизм и себялюбие определяют все их поступки и поведение. Чтобы удовлетворить свои собственные желания и честолюбие, они готовы затратить много сил и энергии, но не считают необходимым выполнять свои обязательства перед другими людьми.

Показатель шкалы № 8 (застенчивость) составил 5,5 и 5,7 баллов соответственно (р = 0,48). В основной группе и в группе риска отмечаются баллы, свидетельствующие о предрасположенности к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающие по пассивно-оборонительному типу. Оценки по данной шкале отражают наличие повышенной тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Такие лица всего боятся, избегают рискованных ситуаций, неожиданные события встречают с беспокойством, от любых перемен ждут только неприятностей. При необходимости принять решение либо чрезмерно колеблются, либо подолгу оттягивают и не приступают к его выполнению. Фаза борьбы мотивов и колебаний затянута, вплоть до невозможности перейти к решению. В общении они застенчивы, скованны, стеснительны, склонны находиться в тени и ни во что не вмешиваться. Больших компаний избегают, широкому общению предпочитают узкий круг старых, проверенных друзей.

Показатель шкалы № 9 (открытость) составил 7,8 и 6,9 баллов соответственно (р = 0,4). В основной группе и в группе риска отмечаются баллы, свидетельствующие о примерно одинаковом стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемых при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Показатель шкалы № 10 (экстраверсия — интроверсия) составил 4,9 и 5,7 баллов соответственно (р = 0,0004). В группе риска отмечаются баллы, свидетельствующие о меньшей интровертированности подростков.

Показатель шкалы № 11 (эмоциональная лабильность) составил 5,3 и 5,6 баллов соответственно (р = 0,14). В обеих группах отмечаются баллы, свидетельствующие о неустойчивости эмоциональных состояний, проявляющихся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции поведения. Данные оценки могут быть связаны с состоянием дезадаптации, тревожностью, потерей контроля над влечениями, дезорганизацией поведения.

Показатель шкалы № 12 (маскулинизм — феминизм) составил 4,4 и 4,9 баллов соответственно (р = 0,07). В группе риска достоверно выше отмечаются баллы, свидетельствующие о преимущественном протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу. Интересы таких лиц, как правило, узки, суждения - трезвы и реалистичны, в поведении им недостает оригинальности и своеобразия. Они стараются избегать сложных, запутанных ситуаций. Плохо разбираются в истинных мотивах своего и чужого поведения, снисходительно относятся к своим сла-

бостям, не склонны к рефлексии и самоанализу, любят чувственные удовольствия, верят в силу, а не в искусство.

Заключение. Полученные результаты позволяют нам сделать заключение о том, что подростки из группы риска характеризуются меньшей психологической адаптацией и более низкими социальными способностями по сравнению с подростками основной группы. Практически это дает нам возможность приступить к типологическому описанию лиц группы риска с выделением индивидуально-психологических особенностей, с составлением психологического портрета подростка группы риска. Проведенный социально-психологический анализ показывает новые перспективные направления для проведения комплексной дифференцированной профилактической работы.

Литература

1. Корчагина Ю.В. Личность и установка детей и подростков на употребление алкоголя: дис.... канд. психол. наук. М., 2006. 215 с.

2. Кутарев Ф.Л. Психология девиантного поведения детей и подростков. Смоленск: СмолГУ, 2006. 126 с.

3. Пушина В. В. Личность и семейные взаимоотношения мужчин подросткового и зрелого возроста, больных алкоголизмом: дис.. канд. психол.наук. Спб., 2007. 220 с.

4. Фортова Л. К. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркоманий среди детей и подростков: дис.. д-ра психол. наук. М., 2002. 356 с.

5. Худяков А. В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних: дис.. д-ра психол. наук. М., 2003. 402 с.

Kutarev F. L.

"CENTER of GOOD", Panchenko S.A.

"OWL",

Diagnostics of the properties of the individual in a comprehensive, differentiated program to prevention of the development of addictive behaviours in the environment students

Key words: Psychology; diagnostics; the properties of the individual; comprehensive and differentiated program; prevention; addictive behaviors; teenagers; youth.

The article presents the results of the monitoring for teenagers from risk groups. Obtained the study data allow us to conclude that the teenagers from risk groups have lower psychological adaptation and lower social skills compared to normal teenagers. Conducted socio-psychological analysis has allowed to identify new, promising directions for the carrying of complex, differentiated preventive work. At risk group it's possible to use anonymity is conferred psychological testing, maintenance of personnel cards psychological examinations and further psychological correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.