Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-адаптивная компетентность / высшее образование / выпускники сельских школ / анкетирование / мотивация к обучению / готовность к учебной деятельности / socio-adaptive competence / higher education / graduates of rural schools / questionnaires / motivation to study / readiness for educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Виктория Александровна, Митяева Анна Михайловна

Формирование «социально-адаптивной компетентности» выпускников сельских школ к обучению в вузе зависит от целого ряда объективных и субъективных причин, включая и мотивацию этих студентов к обучению в вузе, их готовность к учебной деятельности, уровень сформированное™ умений и навыков учебной деятельности, их психологические особенности, бытовые проблемы, которые приходится преодолевать приехавшим в город студентам, и т.д. Для того, чтобы правильно выстроить траекторию развития социально-адаптивной компетентности выпускников сельских школ к обучению в вузе, необходимо определить ее начальный уровень, выявить факторы, определяющие ее формирование. Цель исследования достигалась путем диагностики степени формирования «социально-адаптивной компетентности» студентов выпускников сельских школ, для чего использовалось анкетирование как метод опроса. Полученные в результате констатирующего среза результаты позволяют правильно организовать процесс их адаптации к образовательному процессу вуза, включая оказание им образовательной, психологической, бытовой помощи; повысить эффективность самого процесса адаптации сельских студентов, учесть весь комплекс трудностей адаптации, определить причины возникновения трудностей в адаптации к образовательному процессу в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of «socio-adaptive competence» of rural school graduates to study at a university depends on a number of objective and subjective reasons, including the motivation of these students to study at a university, their readiness for academic activities, the level of formation of skills and abilities of educational activities, their psychological characteristics, everyday problems that students who come to the city have to overcome. In order to correctly build the trajectory of the development of socioadaptive competence of rural school graduates to study at a university, it is necessary to determine its initial level, identify the factors determining its formation. To achieve this goal, a study of the level of formation of «socially adaptive competence» of rural students was carried out using the questionnaire method. The results of the study make it possible to properly organize the process of their adaptation to the educational process of the university, including providing them with educational, psychological, and household assistance; increase the effectiveness of the process of adaptation of rural students, take into account the whole complex of adaptation difficulties, identify the causes of difficulties in adapting to the educational process at the university.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

Соблюдение принципа профессиональной направленности, согласно которому задача должна служить средством связи теории с практикой, при разработке оценочных средств по высшей математике усиливает профессионализацию курса и способствует объективной проверке умений и навыков обучающихся применять математические знания для исследования реальных процессов и решения задач профессиональной деятельности.

Выводы. Профессионально ориентированное информационное содержание контрольно-измерительных материалов по высшей математике способствует эффективному формированию и объективной оценке уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов на занятиях по высшей математике.

Литература:

1. Борисова,Е.В. Педагогическая технология разработки оценочных средств / Е.В.Борисова, М.А. Шестакова // Вестник Тверского государственного университета. Педагогика и психология. - 2018. - №4. - С. 207-214

2. Ершова, О.В. Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда / О.В. Ершова, Э.Р. Муллина // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - №9. - С. 133-136

3. Комиссаренко, Е.В. Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов на занятиях по математике / Е.В. Комиссаренко // Стратегии развития современной науки -2021. - №6. - С. 16-20

4. Щукина, Н.В. Формирование общепрофессиональной компетенции у будущих аграриев посредством математических дисциплин / Н.В. Щукина, О.Б. Смирнова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2022. - Том 11, № 4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-obscheprofessionalnoy-kompetentsii-U" buduschih-agrariev-posredstvom-matematicheskih-distsiplin (дата обращения: 21.04.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры социального управления и конфликтологии Кондратенко Виктория Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социального управления и конфликтологии Митяева Анна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К

ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Аннотация. Формирование «социально-адаптивной компетентности» выпускников сельских школ к обучению в вузе зависит от целого ряда объективных и субъективных причин, включая и мотивацию этих студентов к обучению в вузе, их готовность к учебной деятельности, уровень сформированности умений и навыков учебной деятельности, их психологические особенности, бытовые проблемы, которые приходится преодолевать приехавшим в город студентам, и т.д. Для того, чтобы правильно выстроить траекторию развития социально-адаптивной компетентности выпускников сельских школ к обучению в вузе, необходимо определить ее начальный уровень, выявить факторы, определяющие ее формирование. Цель исследования достигалась путем диагностики степени формирования «социально-адаптивной компетентности» студентов - выпускников сельских школ, для чего использовалось анкетирование как метод опроса. Полученные в результате констатирующего среза результаты позволяют правильно организовать процесс их адаптации к образовательному процессу вуза, включая оказание им образовательной, психологической, бытовой помощи; повысить эффективность самого процесса адаптации сельских студентов, учесть весь комплекс трудностей адаптации, определить причины возникновения трудностей в адаптации к образовательному процессу в вузе.

Ключевые слова: социально-адаптивная компетентность, высшее образование, выпускники сельских школ, анкетирование, мотивация к обучению, готовность к учебной деятельности.

Annotation. The formation of «socio-adaptive competence» of rural school graduates to study at a university depends on a number of objective and subjective reasons, including the motivation of these students to study at a university, their readiness for academic activities, the level of formation of skills and abilities of educational activities, their psychological characteristics, everyday problems that students who come to the city have to overcome. In order to correctly build the trajectory of the development of socio-adaptive competence of rural school graduates to study at a university, it is necessary to determine its initial level, identify the factors determining its formation. To achieve this goal, a study of the level of formation of «socially adaptive competence» of rural students was carried out using the questionnaire method. The results of the study make it possible to properly organize the process of their adaptation to the educational process of the university, including providing them with educational, psychological, and household assistance; increase the effectiveness of the process of adaptation of rural students, take into account the whole complex of adaptation difficulties, identify the causes of difficulties in adapting to the educational process at the university.

Key words: socio-adaptive competence, higher education, graduates of rural schools, questionnaires, motivation to study, readiness for educational activities.

Введение. Вопрос формирования «социально-адаптивной компетентности» выпускников сельских школ к обучению в вузе остается актуальным и сегодня, несмотря на все большее стирание границ между городским и сельским образом жизни, прежде всего благодаря телевидению и интернету. Остаются особенности и в мотивации этих студентов к обучению в вузе, в уровне их готовности к учебной деятельности, уровне сформированности умений и навыков учебной деятельности, сохраняются их психологические особенности выпускников сельских школ, существуют бытовые проблемы, которые приходится преодолевать приехавшим в город студентам, и т.д.

Правильное выстраивание траектории развития социально-адаптивной компетентности выпускников сельских школ к обучению в вузе, их адаптации к учебному процессу, необходимо определить начальный уровень их социально-адаптивной компетентности, выявить факторы, определяющие ее формирование.

Поэтому нам необходимо было провести диагностику степени формирования «социально-адаптивной компетентности» студентов - выпускников сельских школ, для чего использовалось анкетирование как метод опроса.

Нами были разработаны две авторские анкеты, одна из них исследовала вопросы мотивации выпускников сельских школ к обучению в вузе, их психологические особенности, вторая - определяла готовность выпускников сельских школ к учебной деятельности.

Актуальность данного исследования определена противоречиями между высокими требования к студентам, их учебным навыкам, уже на первых курсах их обучения в вузе, на начальном этапе обучения, и уровнем готовности к учебной деятельности студентов - выпускников сельских школ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявить причины трудностей в адаптации к обучению сельских студентов и требуемую социальную, методическую, психологическую помощь, которая может определяться различными факторами: и необходимостью корректировки и помощи в овладении умениями и навыками учебной деятельности, особенностями склада характера, психологических черт личности, и спецификой бытовых условий, особенностями проживания в общежитии и т.д.

Целью статьи является анализ уровня сформированности «социально-адаптивной» компетентности сельских студентов к процессу обучения.

Основные задачи статьи: определить уровень сформированности «социально-адаптивной» компетентности сельских студентов к процессу обучения, готовности их к учебной деятельности, выявить причины трудностей, возникающих у сельских студентов при их адаптации к образовательному процессу в вузе.

Методы исследования. Основными методами исследования стали общетеоретические методы анализа и синтеза научной литературы и нормативных актов по исследовательской проблематике: диагностике социально-адаптивной компетентности выпускников сельских школ к обучению в вузе, вопросам адаптации сельских студентов к обучению в вузе, формирования социальной, социальной-адаптивной компетентности (исследования А.И. Алексеевой и Т.И. Никулиной [1], O.A. Воробьевой [2], Т.Ц. Дугаровой и И.Ж. Шахмаловой [3], А.Л. Мусиездова [5] и др.), а также эмпирический метод исследования - анкетирование.

Научная новизна статьи заключается в диагностике социально-адаптивной компетентности выпускников сельских школ к обучению в вузе, на основе разработанных авторских анкет, в описании полученных результатов. Теоретическая значимость определена уточнением понятия «социально-адаптивная компетентность выпускников сельских школ к обучению в вузе», в уточнении диагностических методов, используемых для решения поставленной задачи. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных авторских анкет, выявляющих проблемы, с которыми сталкиваются сельские студенты, их мотивацию к обучению в вузе, их готовность к учебной деятельности, уровень сформированности умений и навыков учебной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В исследовании принял участие 70 студентов Орловского государственного университета, обучающихся на очной форме обучения по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата). Среди респондентов 37,5% - были выпускники сельских школ.

В данной статье мы анализируем ответы студентов на отдельные вопросы анкеты, выявляющей проблемы адаптации сельских студентов, их мотивацию к обучению в вузе. Полностью анкета представлена в статье «К вопросу о формировании социально-адаптивной компетентности сельских студентов к обучению» [4].

- Что повлияло на Ваше решение продолжить после школы обучение в вузе?

Отвечая на данный вопрос, потребность в хорошей работе, получение знаний для того, чтобы жить в достатке называют именно сельские студенты 25% от всех опрошенных. Определяющим мнение родителей называют 25% опрошенных (по 12,5% опрошенных городских и сельских студентов, поровну). Студенты, пришедшие из городских школ и техникумов, указывают, что главным было желание получать знания, высшее образование, профессию - 37,5% опрошенных городских студентов и 12,5% - сельских. Продолжение обучения после получения среднего профессионального образования в качестве решающего фактора указывают 25% анкетируемых.

- Почему Вы выбрали обучение именно в этом вузе?

Большинство респондентов отмечают удобное расположение, близкое расположение к родному городу, к дому - 37,5% опрошенных, из них 25% - сельских студентов. Также 37,5% опрошенных в качестве важного фактора называют понравившуюся профессию (из них 12,5% - сельские респонденты). Кроме того, сельские студенты отмечают, что прошли по баллам (12,5% опрошенных), учились в этом вузе родственники (12,5% опрошенных). Городским студентам нравится также отношение преподавателей (12,5% анкетируемых). В качестве причины выбора городские респонденты указывают на известность вуза (12,5%), их обучение в гимназии при вузе (12,5%).

- Почему Вы выбрали эту специальность при поступлении в вуз, что повлияло на Ваш выбор?

Основным ответом на этот вопрос у большинства - 75% опрошенных (из них - 12,5% - сельских студентов) - был такой: нравится профессия, «жизненная» профессия, «изначально поступила на специальность, которую выбрали родители, а после первой сессии перевелась туда, куда мне нравится». Кроме того, в своих ответах сельские студенты отмечали, что им «нравится творческая деятельность» (12,5%), или, что они «прошли по баллам» (12,5%).

- Для чего Вам необходимо высшее образование?

Большинство сельских респондентов в качестве цели получения высшего образования указывают получение высокой зарплаты, устройство на работу, оплачиваемую работу (37,5% всех испытуемых, 100% опрошенных сельских студентов). Среди городских студентов устройство на работу (хорошую работу) и жизнь в достатке как цели получения высшего образования называют 25% опрошенных. «Для развития и получения новых навыков», «улучшения навыков softskils» получают высшее образование 37,5% респондентов, чтобы «завести друзей» - 12,5% анкетируемых, получить специальность - 12,5% опрошенных.

- Насколько изменился Ваш круг общения после поступления в вуз?

Все опрошенные сельские студенты отмечают, что их круг общения значительно изменился: «полностью изменился, нашли много друзей», «сильно изменился», «круг общения стал намного шире» (из всего числа респондентов - 37,5%). «Полностью поменялся круг общения», «появилось много друзей», «нашли много новых друзей» отмечают 37,5% опрошенных (городских студентов). 25% респондентов (все они - городские студенты) считают, что их круг общения после поступления в вуз не изменился.

- Какие моральные ценности для Вас важны?

Отвечая на данный вопрос, студенты называют и моральные ценности, и значимые личностные качества:

• честность (87,5% респондентов, из них - 25% сельских студентов);

• добросердечность, доброта (62,5% - только городские студенты);

• отзывчивость, умение поддерживать и приходить на помощь (25% респондентов, из них - 12,5% сельских студентов);

• открытость (12,5%, только городские студенты);

• стремление к развитию (12,5%, только городские студенты);

• целеустремленность(12,5%, только городские студенты);

• справедливость (25%, только сельские студенты);

• ответственность (12,5%, только сельские студенты);

• энергичность (12,5%, только сельские студенты);

• оптимизм (12,5%, только сельские студенты);

• дружба (12,5%, только сельские студенты);

• любовь (12,5%, только сельские студенты);

• мужество (12,5%, только сельские студенты);

• коммуникативность (12,5%, только сельские студенты).

12,5% сельских респондентов назвали состояния: счастье, свобода, удовольствие.

- Что Вы считаете показателем успешности в жизни?

Большинство испытуемых называют, отвечая на данный вопрос, хорошую работу (50% респондентов, все - городские студенты), любимую работу (12,5% испытуемых, все - сельские студенты). Городские студенты называют показателем успешности в жизни создание отличной семьи - 12,5%, активное проявление себя во всем - 12,5%. Сельские студенты считают таким показателем чувство собственного достоинства (12,5%), высокий доход для беззаботной жизни (12,5% анкетируемых).

- Известно ли Вам место Вашей будущей работы? Как Вы думаете, кто Вам поможет в будущем трудоустройстве?

Затруднились ответить на этот вопрос 62,5% опрошенных, из них все сельские студенты - 37,5% респондентов.

Ответили: нет - 12,5% - городские студенты. Обтекаемо: есть планы - ответили 12,5% городских студентов. 12,5% испытуемых подтвердили, что хотят открыть бизнес.

Конкретное место работы не назвал никто из анкетируемых студентов.

- Вы сейчас посвящаете учебе все время или находите время для подработки или работы?

Все время посвящают учебе 75% опрошенных, из них - 25% - сельские студенты. 12,5% из названных выше планируют подрабатывать летом. Находят время для подработки или работы - 25% испытуемых, из них - 12,5% - сельские студенты.

- Чье мнение для Вас более всего важно: официальных источников, родителей, друзей, преподавателей, кураторов, сокурсников, др.

О том, что более всего значимо мнение родителей, ответило 37,5% опрошенных (из них 25% - сельские студенты). К официальным источникам прислушиваются 37,5% респондентов (из них 12,5% - сельские студенты). Мнение близких, но не родителей учитывает 12,5% городских студентов, в зависимости от ситуации - 12,5% городских студентов, чаще присушиваются к себе 12,5% сельских студентов.

- Вы планируете, что Ваша будущая профессия будет связана с получаемым в вузе образованием?

Большинство испытуемых уверены, что их будущая профессия будет связана с получаемым в вузе образованием, так ответило 62,5% опрошенных (из них - 12,5% - сельские студенты). Отрицательный ответ дали 37,5% анкетируемых (из них 25% - сельские студенты).

Выводы. В результате проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы: сельские студенты больше ориентированы на получение профессии, обеспечивающей достаток, больше зависимы при выборе профессии от уровня своей подготовки, «проходного балла», хотя и больше стремятся к творческому самовыражению. Также исследование подтвердило, что у всех сельских респондентов значительно изменился круг общения при их поступлении в вуз, он стал шире. Все респонденты отметили моральные ценности, среди которых в приоритете честность, отзывчивость, их называют и городские, и сельские студенты. Больше ценят доброту, открытость и целеустремленность городские студенты, справедливость, ответственность, мужество, дружбу, оптимизм, коммуникативность - сельские студенты. В равной степени и городские, и сельские студенты отводят все свое время учебе и подработкам и все еще затрудняются с определением места будущей работы. Более того, именно сельские студенты менее всего связывают свою будущую профессию с получаемым в вузе образованием.

Следовательно, при разработке траектории адаптации сельских студентов к процессу обучения в вузе, необходимо учитывать и общие качества социально-адаптивной компетентности студентов, и особенности, свойственные сельским студентам, а также их мотивированность к получению профессии и готовность к обучению в вузе.

Литература:

1. Алексеева, А.И. Формирование конфликтологической компетенции как компонента социально психологической адаптации студентов в полиэтнической молодежной среде региона Восточной Сибири / А.И. Алексеева, Т.И. Никулина. -URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2012/3295.pdf ( дата обращения 07.12.2023)

2. Воробьева, O.A. Проблема адаптации студентов первокурсников из сельской местности к обучению в колледже / O.A. Воробьева // Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт Петербург, октябрь 2011 г.). Санкт-Петербург: Реноме,2011. - С. 96-98

3. Дугарова, Т.Ц. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения / Т.Ц. Дугарова, И.Ж. Шахмалова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2016. - № 1 (166). - С. 57-61

4. Кондратенко, В.А К вопросу о формировании социально-адаптивной компетентности сельских студентов к обучению / В.А. Кондратенко // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2022. - № 4 (97). -С. 254-257

5. Мусиездов, А.Л. Городские» и «сельские» студенты: общее и различия в стилях обучения / А.Л. Мусиездов. -URL: https://elar.urfu.ru/bitstre am/10995/40906/l/978-5-321-02081-4_2012_023.pdf (дата обращения 07. 12 2023)

Педагогика

УДК 37.065

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВЫХ КУРСАХ ВУЗА

Аннотация. В рамках работы по подготовке молодых людей к сознательному вступлению в брак и семейной жизни автором проведено исследование представлений молодых людей о семье и браке. В статье рассматриваются некоторые его результаты. Автором описывается исследование, проведенное в период с 1999 по 2023 гг. Инструментами исследования стали: опросный метод, авторская методика «Модель идеальной семьи», метод генограммы, анализ продуктов деятельности, наблюдение. Респондентами стали обучающиеся первых курсов вузов. В тексте сопоставляются данные по двум крайним

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.