УДК 373.57.014 + 37.046 ББК Ч420.445
DOI: 10.14529/ped160404
РОЛЬ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Н.А. Лызь, А.А. Шостак
Южный федеральный университет, г. Таганрог
В свете тенденций развития высшего образования значительную роль в обеспечении его качества играет образовательная компетентность студентов. Ресурсы образовательной компетентности рассматриваются как совокупность накопленного школьником опыта деятельности и отношений, которые в процессе обучения в вузе актуализируются в образовательную компетентность студента, обеспечивая адаптацию к вузовскому обучению, успешность учебной деятельности и личностно-профессионального развития. Цель исследования - изучение взаимосвязи ресурсов образовательной компетентности выпускников школ с их адаптированностью к обучению в вузе. В нем использованы методика исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкой) и авторская методика диагностики ресурсов образовательной компетентности обучающихся. Результаты показали, что адаптации студентов к обучению в вузе способствуют накопленные в школе ресурсы: опыт проявления познавательной мотивации и инициативы, опыт позитивных отношений с родителями, учителями и одноклассниками, опыт участия в олимпиадах, конкурсах, проектах, опыт заинтересованного отношения к учебе и ценностного отношения к образованию, опыт самостоятельных решений и волевых действий, а также опыт участия в неучебных видах деятельности. Результаты дополняют имеющие в психологии и педагогике знания о внутренних факторах адаптации студентов к обучению в вузе. В исследовании выявлены не столько устойчивые личностные особенности, сколько гибкие ресурсы, формирующиеся в процессе школьного обучения. Результаты будут полезны ученым и педагогам-практикам для превентивного решения проблем адаптации студентов к вузу.
Ключевые слова: высшее образование, образовательная компетентность, ресурсы, школьный опыт, адаптация, успеваемость, студенты.
Введение
В новых условиях изменяются цели и требования к основным результатам высшего образования: инновационной экономике необходим не просто носитель знаний и исполнитель, а компетентный, креативный, саморазвивающийся профессионал. Это влечет за собой изменение организационных форм высшей школы, индивидуализацию образовательных траекторий, ориентацию на способности, потребности и запросы обучающегося, разработку и внедрение образовательных технологий, дающих новое качество образовательных результатов [11]. При этом современное высшее образование ориентировано на активного, инициативного обучающегося, устремленного к личностному и профессиональному росту, владеющего навыками самообразования, способного осознанно и ответственно выбирать свою образовательную траекторию и эффективно осваивать программу образования. Эти качества и способности со-
относятся с образовательной компетентностью, включающей не только предметные знания и умения осуществлять учебные действия, но и интеллектуальные и творческие способности, мировоззренческие установки, ценностное отношение к образованию, субъектные качества, способность к самоуправлению и др. [10]. Интегрируясь в личности, названные качества способствуют адаптации к обучению в вузе и успешности учебной деятельности, позволяют студенту осознанно выбирать образовательную траекторию, ставить и реализовать цели собственной образовательной деятельности, использовать интеллектуально, личностно и профессионально развивающие возможности инновационного высшего образования.
Образовательная компетентность формируется и развивается в течение всей жизни человека под влиянием стихийно сложившихся условий и в целенаправленно организованных процессах. Однако ее базовые ресурсы
(основы представлений о мире, учебные умения и навыки, отношение к образованию и понимание своей роли в нем, опыт управления учебной деятельностью и др.) закладываются именно в школе.
Ресурсы образовательной компетентности мы определяем как совокупность накопленного школьником опыта деятельности и отношений, которые в процессе обучения в вузе могут актуализироваться в образовательную компетентность, обеспечивая адаптацию к вузовскому обучению, успешность учебной деятельности и личностно-профессиональ-ного развития [9].
Очевидно, что школьный опыт можно рассматривать как необходимое внутреннее условие успешного перехода от обучения в школе к обучению в вузе. Проблема заключается в выявлении тех элементов школьного опыта, которые играют важную роль в адаптации и успешности обучения в вузе, то есть могут считаться действительными ресурсами образовательной компетентности. В настоящей статье рассмотрены внутренние ресурсы выпускников школы, вносящие вклад в адаптацию студентов к вузовскому обучению.
Теоретический анализ проблемы
Проблема адаптации студентов к вузу является частью более широкой проблемы обеспечения преемственности уровней непрерывного образования и повышения качества высшего образования, что делает ее актуальной, а в свете реформирования образования и существенных изменений условий социализации, также и неисчерпаемой.
Под адаптацией студента к обучению в вузе понимается не только приспособление обучающегося к новой для него среде, но и его познавательная, учебная, социальная активность в новых условиях [6, 7]. Она включает учебно-профессиональную адаптацию -приспособление к условиям и организации учебного процесса, и социально-психологическую адаптацию - приспособление личности к вузу, студенческой группе, усвоение принятых норм, традиций, сближение целей и ценностных ориентаций, выработка собственного стиля поведения [1]. Адаптированность как результат процесса адаптации студентов к обучению в вузе предполагает удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента; принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему
требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям; способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей [5]. Кроме того, адапти-рованность способствует осознанной и продуктивной учебе, академическим успехам студента, проявлению и развитию своих способностей, удовлетворению познавательных, личностных и социальных потребностей. От результата адаптации во многом зависит профессиональное и личностное становление будущего специалиста [1, 4, 7].
Для того чтобы осуществлять психолого-педагогическое управление адаптацией студентов к обучению в вузе, необходимо понимать механизмы, внутренние и внешние факторы адаптации. Это стимулирует соответствующий научный поиск. Поскольку студент выступает активным субъектом адаптации, наибольший интерес представляют исследования внутренних факторов адаптации.
Психологами доказано, что на адаптиро-ванность студентов к вузу влияют развивающиеся в течение жизни особенности личности, качества приобретенных знаний, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки [1]. Согласно исследованиям И.С. Лабынцевой, результаты адаптации к обучению в вузе и профессиональной подготовки в целом зависят от отношения к будущей профессии, от того, насколько осознанно и ответственно был совершен профессиональный выбор [7]. Исследование А. С. Соколовского позволило выделить такие важнейшие факторы адаптации студентов к обучению в вузе, как осознание и приятие личной значимости профессионального выбора и его соответствия потенциалу личности, сформированность познавательной мотивации, осознание себя частью нового коллектива (интеграция) и активное взаимодействие с группой [14]. Н.М. Голубева и А. А. Голованова доказали, что адаптирован-ность к учебной деятельности и социально-психологическая адаптация связаны с саморегуляцией поведения, с выраженной гибкостью регуляторных процессов и низкой алексити-мией [4]. Ю.С. Васильева связывает успешность адаптации к вузу с рядом факторов школьного обучения. Среди них - опыт участия в целеполагании, возможность осущест-
вления выбора профиля обучения, личностный смысл учения, развитые навыки оценки, публичного высказывания своего мнения, возможность соотнести свой личный жизненный опыт с преподаваемым материалом при диалогичной форме построения урока [3]. Результаты исследования Р.В. Браташовой, показали, что адекватная самооценка, низкий или умеренный уровень агрессивности, низкий уровень ситуативной и личностной тревожности являются факторами сплоченности студенческой группы, что, в свою очередь, способствует успешной адаптации к вузу [2]. Исследование ценностных ориентаций студентов Е.И. Логиновой показало, что ориентация на ценности свободы, уверенности в себе, смелости, жизнерадостности способствуют успешной социально-психологической адаптации; успешной нервно-психической адаптации помогают ориентация на такие ценности как активная жизненная позиция, развлечения, доброта и жизнерадостность [8]. Согласно А.А. Смирнову и Н.Г. Живаеву, успешность адаптации к вузу связана с интер-нальным локусом контроля, подразумевающим принятие на себя ответственности за свою жизнь и происходящие в ней события [13]. О.А. Молокова указывает, что на эффективность адаптации к обучению в вузе влияет умение студентов управлять своим временем, распределять его между различными видами деятельности, находить ресурсы времени для своих интересов, увлечений без ущерба для учебной деятельности [12].
Большинство психологических исследований посвящено выявлению устойчивых личностных особенностей, влияющих на успешность адаптации. Однако становление этих личностных качеств - длительный и многофакторный процесс, поэтому ученым и педагогам-практикам также необходимы знания о более гибких внутренних ресурсах адаптации, формирующихся в процессе школьного обучения. Это позволит, влияя на них на уровне среднего образования, предотвращать проблемы и способствовать успешной адаптации в вузе.
Дизайн исследования
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи ресурсов образовательной компетентности выпускников школ с их адап-тированностью к обучению в вузе. Мы предположили, что школьный опыт деятельности
и отношений способствует формированию образовательной компетентности студентов, влияющей, в том числе и на успешность их адаптации к вузовскому обучению.
В эмпирическом исследовании приняли участие 117 студентов первого курса Инженерно-технологической академии Южного федерального университета. В ходе исследования были использованы «Методика исследования адаптированности студентов в вузе» [5] и разработанная нами методика диагностики ресурсов образовательной компетентности обучающихся [9]. Методика исследования адаптированности студентов в вузе включает две шкалы: адаптированность к учебной группе и к учебной деятельности. Методика диагностики ресурсов образовательной компетентности предназначена для изучения шести элементов школьного опыта:
- отношения с родителями, учителями, сверстниками (вопросы направлены на выявление опосредованных учебой взаимоотношений с родителями, учителями и сверстниками, например, «Считаете ли Вы, что в отношении учебы родители Вас понимали и поддерживали?», «Считаете ли Вы, что с большинством одноклассников у Вас сложились дружеские отношения?»);
- отношение к учебе, образованию (в эту шкалу входят вопросы: «Нравились ли Вам в школе предметы, по которым Вы сдавали ЕГЭ?», «Можете ли сказать, что учились в школе с удовольствием?» и др.);
- познавательная мотивация, инициатива (вопросы направлены на выявление внутренней мотивации, готовности респондента проявлять инициативу при решении учебных задач, например: «Испытываете ли удовольствие, если удается решить трудную задачу, узнать что-то новое или сделать то, что раньше не умели?», «Приходилось ли Вам по собственной инициативе выбирать более трудную задачу, чем выбирали другие?»);
- опыт участия в олимпиадах (вопросы направлены на выявление частоты и результативности участия респондента в олимпиадах, викторинах, творческих конкурсах, в групповых учебных проектах, исследованиях и т.д.);
- неучебные виды деятельности, разносторонность развития (вопросы направлены на выявление опыта организаторской деятельности респондента в различных мероприятиях, опыта получения дополнительного
образования (в музыкальных, художественных, спортивных школах), наличие хобби);
- самостоятельность и волевые ресурсы (в эту шкалу входят вопросы: «Сами ли Вы определяли регулярность и интенсивность домашней учебной работы?», «Умеете ли мобилизовать силы на учебу, долго и напряженно работать?» и др.).
В процессе исследования проводилось три «среза»: 1) диагностика ресурсов образовательной компетентности студентов на этапе поступления в вуз; 2) диагностика адаптиро-ванности студентов-первокурсников (по прошествии первого семестра); 3) оценка успеваемости студентов (по среднему баллу по итогам двух сессий).
Результаты и их обсуждение
Характеризуя адаптированность студентов к обучению в вузе, отметим, что почти половина опрошенных (48 % -56 человек) показала высокие результаты по шкале адап-тированности к учебной группе. Это означает, что эти студенты наладили контакт с однокурсниками, чувствуют себя комфортно в их обществе, при необходимости могут проявить активность, взять инициативу на себя, обратиться к группе за помощью. 47 % респондентов (55 человек) характеризуется средним уровнем адаптированности. Эти студенты находят общий язык с однокурсниками, способны следовать принятым в группе нормам и правилам, однако существуют некоторые барьеры, препятствующие их полной адаптации к группе. Лишь малая часть всей выборки (5 % - 6 человек) характеризуется низким уровнем адаптированности к группе. Они не разделяют принятые в группе нормы и правила, не встречают понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не могут обратиться к ним за помощью.
Относительно показателей адаптирован-ности к учебной деятельности отметим, что половина всей выборки (50 % - 58 человек) показала средний уровень адаптированности, что свидетельствует о том, что эти студенты достаточно успешно осваивают учебные предметы, выполняют учебные задания, при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, способны выражать свои мысли, проявлять инициативу на занятиях. Высокий уровень адаптированности к учебной деятельности отмечен у 40 % выборки (47 человек). Для этих студентов характерны
высокий познавательный интерес, готовность учиться, узнавать новое, преодолевать трудности, долго и напряженно работать. Низкий уровень адаптированности к учебной деятельности показала небольшая часть выборки (12 человек - 10 %). Эти студенты с трудом осваивают учебные предметы, выполняют учебные задания, выражают свои мысли, при необходимости им сложно задать вопрос преподавателю.
Для выявления ресурсов образовательной компетентности, связанных с показателями адаптации студентов к вузу, был проведен корреляционный анализ. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Взаимосвязь ресурсов образовательной компетентности с адаптацией
Ресурсы образовательной компетентности Адаптированность
к учебной группе к учебной деятельности
Отношения с родителями, учителями, сверстниками 0,21* 0,40**
Отношение к учебе, образованию 0,06 0,31**
Познавательная мотивация, инициатива 0,31** 0,41**
Опыт участия в олимпиадах 0,30** 0,34**
Неучебные виды деятельности 0,23* 0,26**
Самостоятельность и волевые ресурсы 0,26** 0,30**
Примечание. Статистически значимые корреляционные связи на уровне р < 0,01 отмечены полужирным шрифтом и **, на уровне р < 0,05 - *.
Из табл. 1 видно, что практически все связи значимые и положительные, а значит, все выделенные ресурсы образовательной компетентности вносят вклад в успешность адаптации к учебной деятельности и к учебной группе. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что школьный опыт деятельности и отношений способствует адаптации студентов к вузу. Уровень адаптации студента к учебной деятельности тем выше, чем в большей мере у него на школьном этапе обучения проявлялась познавательная мотивация и инициатива, более позитивные отношения сложились с родителями, учителями и сверстниками, более обши-
рен опыт участия в олимпиадах, конкурсах, исследованиях, в большей мере реализовалось заинтересованное отношение к учебе и к образованию в целом, имеется более весомый опыт самостоятельных решений и волевых действий по их реализации, а также опыт разностороннего развития, участия в неучебных видах деятельности. Те же элементы школьного опыта, кроме отношения к образованию, влияют и на адаптацию к учебной группе. Однако в этом случае связи более слабые.
Также мы проследили взаимосвязь адап-тированности студентов и последующей их успеваемости по итогам первого курса (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь успеваемости с адаптацией к вузу
Период оценки успеваемости Адаптированность
к учебной к учебной
группе деятельности
Первый семестр 0,25** 0,36**
Второй семестр 0,21* 0,27**
Результаты показали наличие положительных корреляционных связей между успеваемостью студентов и их адаптированностью к учебной группе и учебной деятельности. Это подтверждает тезис о том, что адаптация к вузу влияет на результативность дальнейшего обучения.
Выводы
На адаптацию студентов к обучению в вузе оказывает влияние полученный в школьные годы опыт деятельности и отношений: опыт проявления познавательной мотивации и инициативы, опыт позитивных, доброжелательных, поддерживающих отношений с родителями, учителями и одноклассниками, опыт участия в олимпиадах, конкурсах, проектах, опыт заинтересованного отношения к учебе и ценностного отношения к образованию, опыт самостоятельных решений и волевых действий по их реализации, а также опыт участия в неучебных видах деятельности.
Таким образом, школьный опыт деятельности и отношений можно считать ресурсом, который способствует формированию образовательной компетентности обучающихся, определяющей успешность учебно-профессиональной и социально-психологической адаптации в вузе, которая, в свою очередь, влияет на результативность учебной деятельности студентов.
Результаты в целом согласуются с ранее
проведенными исследованиями и дополняют имеющие в психологии и педагогике знания о внутренних факторах адаптации студентов к обучению в вузе. В исследовании выявлены не столько устойчивые личностные особенности, сколько гибкие ресурсы обучающихся, что позволяет более эффективно влиять на них в процессе школьного обучения.
Литература
1. Безюлева, Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: моногр. / Г. В. Безюлева. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2008. -320 с.
2. Браташова, Р.В. Сплоченность студенческой группы как фактор успешной адаптации студентов к обучению в вузе / Р.В. Бра-ташова // Вестник Моск. город. пед. ун-та. Серия «Естественные науки». - 2014. - № 3. -С. 23-30.
3. Васильева, Ю.С. Роль факторов школьного образования в процессе адаптации выпускника школы к обучению в вузе // Ю.С. Васильева //Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. - № 112. - С. 96-102.
4. Голубева, Н.М. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Н. М. Голубева, А. А. Голованова // Изв. Саратов. ун-та. Серия «Акмеология образования. Психология развития». - 2014. - Т. 3, № 2. -С. 125-131.
5. Дубовицкая, Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе / Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова // Психол. наука и образование. - 2010. - № 2. - С. 1-12. -www.psyedu.ru.
6. Дубровин, Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук // Д.Н. Дубровин. - М., 2005. - 24 с.
7. Лабынцева, И. С. Адаптированность к обучению в вузе студентов с разными субъективными основаниями выбора профессии / И.С. Лабынцева // Изв. ЮФУ. Техн. науки. -2010. - № 10 (111). - С. 198-203.
8. Логинова, Е.И. Ценностные ориентации как фактор нервно-психической и социально-психологической адаптации студентов-первокурсников / Е.И. Логинова // Вестник С-Петерб. ун-та. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 3-2. -С. 107-111.
9. Лызь, Н.А. Методика диагностики ре-
сурсов образовательной компетентности обучающихся / Н.А. Лызь, А.А. Шостак. -http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65044 (дата обращения: 09.08.2016).
10. Лызь, Н.А. Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего образования / Н.А. Лызь // Педагогика. - 2011. - № 5. - С. 67-76.
11. Лызь, Н.А. Риски педагогических инноваций в высшем образовании / Н.А. Лызь, А.Е. Лызь // Высш. образование в России. -2014. - № 7. - С. 57-63.
12. Молокова, О.А. Управление временем
как фактор адаптации к обучению в вузе / О.А. Молокова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - С. 180.
13. Смирнов, А.А. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе / А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев // Вестник Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». - 2008. - № 6. - С. 53-58.
14. Соколовский, А. С. Исследование факторов адаптации современных студентов к обучению в вузе /А. С. Соколовский // Психология и педагогика: методика и проблемы практ. применения. - 2015. - № 42. - С. 41-48.
Лызь Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-технологическая академия, Южный федеральный университет, г. Таганрог, [email protected].
Шостак Анна Алексеевна, аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-технологическая академия, Южный федеральный университет, г. Таганрог, [email protected].
Поступила в редакцию 31 августа 2016 г.
DOI: 10.14529/ped160404
ROLE OF EDUCATION COMPETENCE RESOURCES OF SCHOOL-LEAVERS IN ADAPTATION TO UNIVERSITY
N.A. Lyz', [email protected],
A.A. Shostak, [email protected]
Southern Federal University, Taganrog, Russian Federation
Students' educational competence plays a significant role in education quality assurance. The resources of educational competence are defined as schoolchildren's accumulated experience of activities and relations. This experience is actaalized in students' educational competence that facilitates their adaptation to a university, ensures success in study, personal and professional development.
The aim of the investigation is to study the relationship between the educational competence resources of school-leavers and their adaptation to university studies. The study applied the questionnaire on adaptation of students in high school (T.D. Dubovitskaya) and the author's questionnaire on educational competence resources.
The results showed that resources accumulated in the process of schooling contribute to student's adaptation to university. These resources include the experience of cognitive motivation and initiative, the experience of positive relationships with parents, teachers and classmates, the experience of participation in competitions, contests, projects, the experience of interest in learning and values related to education, the experience independent decisions and action, as well as the experience in non-academic activities.
The results enrich psychological and pedagogical sciences with knowledge about the internal factors of student's adaptation to university. The study revealed flexible resources, emerging
in the process of school training. The results will be useful to scientists and practitioners to facilitate the students' adaptation to university studies.
Keywords: higher education, educational competence, resources, school experience, adaptation, academic performance, students.
References
1. Bezyuleva G.V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noy adaptatsii uchashchikhsya i studentov [Psychological and Pedagogical Support of Professional Adaptation of Pupils and Students]. Moscow, 2008. 320 p.
2. Bratashova R.V. [The Cohesion of the Student Group as a Factor in the Success of Adaptation of Students to Learning in the Higher Education Institution]. Bulletin of Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences, 2014, no. 3, pp. 23-30. (in Russ.)
3. Vasil'eva Yu.S. [Role of School Education Factors in the Process of School Leavers' Adaptation to the System of Higher Education]. Izvestia of Russian Herzen State Pedagogical University, 2009, no. 112, pp. 96-102. (in Russ.)
4. Golubeva N.M. [Factors of Students' Adaptation to University Educational Environment]. Izvestia of Saratov University. New Series. Acmeology of Education. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, no. 2, pp. 125-131. (in Russ.)
5. Dubovitskaya D.N. [Research Methodology of Adaptation of Students in High School]. Psychological Science and Education, 2010, no. 2, pp. 1-12. (in Russ.)
6. Dubrovin D.N. Psikhologicheskaya adaptatsiya kak faktor lichnostnogo samoopredeleniya. Avtoref. kand. diss. [Psychological Adaptation as a Factor of Personal Self-Determination. Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 2005. 24 p.
7. Labyntseva I.S. [The Adaptation of Students in University with Different Subjective Grounds of Professional Choice in Higher School]. Izvestia SFedU. Engineering Sciences, 2010, no. 10 (111), pp. 198-203. (in Russ.)
8. Loginova E.I. [Value Orientation as a Factor in Psychological and Socio-Psychological Adaptation of First-Year Students]. Bulletin of Saint Petersburg University. Ser. 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, 2009, no. 3-2, pp. 107-111. (in Russ.)
9. Lyz' N.A., Shostak A.A. Metodika diagnostiki resursov obrazovatel'noy kompetentnosti obu-chayushchikhsya [Measurement of Student's Educational Competence Resources]. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65044 (accessed 09.08.2016).
10. Lyz' N.A. [The Educational Competence of College Students as a Factor of the Quality of Higher Education]. Russian Education and Society, 2012, vol. 54, iss. 6, pp. 80-95. (in Russ.) DOI: 10.2753/RES1060-9393540605
11. Lyz' N.A., Lyz' A.E. [Risks of Pedagogical Innovations in Higher Education]. Higher Education in Russia, 2014, no. 7, pp. 57-63. (in Russ.)
12. Molokova O.A. [Time Management as a Factor of Adaptation in Institute of Higher Education]. Modern Problems of Science and Education, 2012, no. 5, pp. 180-190. (in Russ.)
13. Smirnov A.A., Zhivaev N.G. [The Level of Subjective Control and Adaptation of Students in High School]. Bulletin of the Yaroslavl State University Named after P. G. Demidov. Ser. Humanitarian Sciences, 2008, no. 6, pp. 53-58. (in Russ.)
14. Sokolovskiy A.S. [Factors of Modern Students' Adaptation to Training in High School]. Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application, 2015, no. 42, pp. 41-48. (in Russ.)
Received 31 August 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Лызь, Н.А. Роль ресурсов образовательной компетентности школьников в адаптации к обучению в вузе / Н.А. Лызь, А.А. Шостак // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 4. - С. 30-36. DOI: 10.14529/ped160404
FOR CITATION
Lyz', N.A., Shostak A.A. Role of Education Competence Resources of School-Leavers in Adaptation to University. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 4, pp. 30-36. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160404