Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВЫХ КУРСАХ ВУЗА'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВЫХ КУРСАХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
брак / генограмма / готовность к браку / семья / семейные стабилизаторы / подготовка к вступлению в брак и семейной жизни / сознательное родительство / marriage / genogram / readiness for marriage / family / family stabilizers / preparation for marriage and family life / conscious parenthood

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Наталья Александровна

В рамках работы по подготовке молодых людей к сознательному вступлению в брак и семейной жизни автором проведено исследование представлений молодых людей о семье и браке. В статье рассматриваются некоторые его результаты. Автором описывается исследование, проведенное в период с 1999 по 2023 гг. Инструментами исследования стали: опросный метод, авторская методика «Модель идеальной семьи», метод генограммы, анализ продуктов деятельности, наблюдение. Респондентами стали обучающиеся первых курсов вузов. В тексте сопоставляются данные по двум крайним группам респондентов. Этот выбор обусловлен выявленными наиболее значительными изменениями в представлениях молодых людей. По некоторым позициям исследования автором обнаружены существенные сдвиги в понимании функционирования семьи. Они позволили выделить тенденции в развитии представлений о семье и браке у молодых людей разных поколений. Автором также выделяются и описываются факторы, повлиявшие на эти изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As part of the work on preparing young people for conscious marriage and family life, the author conducted a study of young people's ideas about family and marriage. The article discusses some of its results. The author describes a study conducted in the period from 1999 to 2023. The research tools were: the survey method, the author's methodology "Model of an ideal family", the method of genogram, analysis of products of activity, observation. The respondents were students of the first courses of universities. The text compares data on two extreme groups of respondents. This choice is due to the identified most significant changes in the perceptions of young people. According to some positions of the study, the author found significant shifts in the understanding of the functioning of the family. They made it possible to identify trends in the development of ideas about family and marriage among young people of different generations. The author also identifies and describes the factors that influenced these changes.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВЫХ КУРСАХ ВУЗА»

• справедливость (25%, только сельские студенты);

• ответственность (12,5%, только сельские студенты);

• энергичность (12,5%, только сельские студенты);

• оптимизм (12,5%, только сельские студенты);

• дружба (12,5%, только сельские студенты);

• любовь (12,5%, только сельские студенты);

• мужество (12,5%, только сельские студенты);

• коммуникативность (12,5%, только сельские студенты).

12,5% сельских респондентов назвали состояния: счастье, свобода, удовольствие.

- Что Вы считаете показателем успешности в жизни?

Большинство испытуемых называют, отвечая на данный вопрос, хорошую работу (50% респондентов, все - городские студенты), любимую работу (12,5% испытуемых, все - сельские студенты). Городские студенты называют показателем успешности в жизни создание отличной семьи - 12,5%, активное проявление себя во всем - 12,5%. Сельские студенты считают таким показателем чувство собственного достоинства (12,5%), высокий доход для беззаботной жизни (12,5% анкетируемых).

- Известно ли Вам место Вашей будущей работы? Как Вы думаете, кто Вам поможет в будущем трудоустройстве?

Затруднились ответить на этот вопрос 62,5% опрошенных, из них все сельские студенты - 37,5% респондентов.

Ответили: нет - 12,5% - городские студенты. Обтекаемо: есть планы - ответили 12,5% городских студентов. 12,5% испытуемых подтвердили, что хотят открыть бизнес.

Конкретное место работы не назвал никто из анкетируемых студентов.

- Вы сейчас посвящаете учебе все время или находите время для подработки или работы?

Все время посвящают учебе 75% опрошенных, из них - 25% - сельские студенты. 12,5% из названных выше планируют подрабатывать летом. Находят время для подработки или работы - 25% испытуемых, из них - 12,5% - сельские студенты.

- Чье мнение для Вас более всего важно: официальных источников, родителей, друзей, преподавателей, кураторов, сокурсников, др.

О том, что более всего значимо мнение родителей, ответило 37,5% опрошенных (из них 25% - сельские студенты). К официальным источникам прислушиваются 37,5% респондентов (из них 12,5% - сельские студенты). Мнение близких, но не родителей учитывает 12,5% городских студентов, в зависимости от ситуации - 12,5% городских студентов, чаще присушиваются к себе 12,5% сельских студентов.

- Вы планируете, что Ваша будущая профессия будет связана с получаемым в вузе образованием?

Большинство испытуемых уверены, что их будущая профессия будет связана с получаемым в вузе образованием, так ответило 62,5% опрошенных (из них - 12,5% - сельские студенты). Отрицательный ответ дали 37,5% анкетируемых (из них 25% - сельские студенты).

Выводы. В результате проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы: сельские студенты больше ориентированы на получение профессии, обеспечивающей достаток, больше зависимы при выборе профессии от уровня своей подготовки, «проходного балла», хотя и больше стремятся к творческому самовыражению. Также исследование подтвердило, что у всех сельских респондентов значительно изменился круг общения при их поступлении в вуз, он стал шире. Все респонденты отметили моральные ценности, среди которых в приоритете честность, отзывчивость, их называют и городские, и сельские студенты. Больше ценят доброту, открытость и целеустремленность городские студенты, справедливость, ответственность, мужество, дружбу, оптимизм, коммуникативность - сельские студенты. В равной степени и городские, и сельские студенты отводят все свое время учебе и подработкам и все еще затрудняются с определением места будущей работы. Более того, именно сельские студенты менее всего связывают свою будущую профессию с получаемым в вузе образованием.

Следовательно, при разработке траектории адаптации сельских студентов к процессу обучения в вузе, необходимо учитывать и общие качества социально-адаптивной компетентности студентов, и особенности, свойственные сельским студентам, а также их мотивированность к получению профессии и готовность к обучению в вузе.

Литература:

1. Алексеева, А.И. Формирование конфликтологической компетенции как компонента социально психологической адаптации студентов в полиэтнической молодежной среде региона Восточной Сибири / А.И. Алексеева, Т.И. Никулина. -URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2012/3295.pdf ( дата обращения 07.12.2023)

2. Воробьева, O.A. Проблема адаптации студентов первокурсников из сельской местности к обучению в колледже / O.A. Воробьева // Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт Петербург, октябрь 2011 г.). Санкт-Петербург: Реноме,2011. - С. 96-98

3. Дугарова, Т.Ц. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения / Т.Ц. Дугарова, П.Ж. Шахмалова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2016. - № 1 (166). - С. 57-61

4. Кондратенко, В.А К вопросу о формировании социально-адаптивной компетентности сельских студентов к обучению / В.А. Кондратенко // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2022. - № 4 (97). -С. 254-257

5. Мусиездов, А.Л. Городские» и «сельские» студенты: общее и различия в стилях обучения / А.Л. Мусиездов. -URL: https://elar.urfu.ru/bitstre am/10995/40906/l/978-5-321-02081-4_2012_023.pdf (дата обращения 07. 12 2023)

Педагогика

УДК 37.065

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВЫХ КУРСАХ ВУЗА

Аннотация. В рамках работы по подготовке молодых людей к сознательному вступлению в брак и семейной жизни автором проведено исследование представлений молодых людей о семье и браке. В статье рассматриваются некоторые его результаты. Автором описывается исследование, проведенное в период с 1999 по 2023 гг. Инструментами исследования стали: опросный метод, авторская методика «Модель идеальной семьи», метод генограммы, анализ продуктов деятельности, наблюдение. Респондентами стали обучающиеся первых курсов вузов. В тексте сопоставляются данные по двум крайним

группам респондентов. Этот выбор обусловлен выявленными наиболее значительными изменениями в представлениях молодых людей. По некоторым позициям исследования автором обнаружены существенные сдвиги в понимании функционирования семьи. Они позволили выделить тенденции в развитии представлений о семье и браке у молодых людей разных поколений. Автором также выделяются и описываются факторы, повлиявшие на эти изменения.

Ключевые слова: брак, генограмма, готовность к браку, семья, семейные стабилизаторы, подготовка к вступлению в брак и семейной жизни, сознательное родительство.

Annotation. As part of the work on preparing young people for conscious marriage and family life, the author conducted a study of young people's ideas about family and marriage. The article discusses some of its results. The author describes a study conducted in the period from 1999 to 2023. The research tools were: the survey method, the author's methodology "Model of an ideal family", the method of genogram, analysis of products of activity, observation. The respondents were students of the first courses of universities. The text compares data on two extreme groups of respondents. This choice is due to the identified most significant changes in the perceptions of young people. According to some positions of the study, the author found significant shifts in the understanding of the functioning of the family. They made it possible to identify trends in the development of ideas about family and marriage among young people of different generations. The author also identifies and describes the factors that influenced these changes.

Key words: marriage, genogram, readiness for marriage, family, family stabilizers, preparation for marriage and family life, conscious parenthood.

Введение. Представления о семье и браке молодых людей во многом определяют будущий характер отношений между супругами, микроклимат, стабильность семейной жизни. Эти представления уникальны у каждого человека и зависят от воздействия различных факторов: общественного влияния, пропаганды в средствах массовой коммуникации в тот или иной период времени, внутрисемейных процессов, моделей родительских семей и др. Они изменчивы как для отдельного индивида в разные периоды жизни, так и для разных поколений. Нас заинтересовал вопрос о том, будут ли меняться представления о семье не состоящих в браке молодых людей 17-20 лет различных поколений. Это послужило толчком для подготовки и проведения исследования.

В период с 1999 года по настоящее время ежегодно нами постепенно собираются данные, касающиеся представлений о семье молодых людей 17-20 лет, обучающихся на первых курсах некоторых вузов г. Вологды. Изначально такой выбор был сформирован в связи с тем, что в учебные планы по ряду специальностей на 2 курсе была включена дисциплина «Семьеведение». Позже дисциплина изучаться перестала, но воспитательная работа с обучающимися продолжилась. Одним из ее направлений стала подготовка молодых людей к сознательному вступлению в брак и семейной жизни через цикл факультативных занятий. Именно на первом этапе этой работы нами проводится опрос молодых людей. Иногда с этой же целью мы используем авторскую методику «Модель идеальной семьи» [2].

Следует отметить, что наше исследование не претендует на масштабность и широту. Оно проводилось и продолжает осуществляться с сугубо прикладными задачами (доя коррекции используемого нами инструментария, разработки новых техник и методик работы с семьей, подростками, молодыми людьми, формирования содержания отдельных дисциплин, затрагивающих вопросы семейного функционирования, совершенствования личной практики семейного консультирования и др.). В исследовании за 24 года его осуществления приняли участие представители разных поколений практически всех регионов России (за исключением новых субъектов), различных национальностей и вероисповеданий.

Изложение основного материала статьи. Структура применяемого в исследовании опросника достаточно проста и в чем-то повторяет методику «Модель идеальной семьи». Он включает преимущественно открытые вопросы, разбитые на блоки, касающиеся различных сфер семейного функционирования: представления о необходимости института семьи и брака, о семейных связях, традициях, составе семьи, характере взаимоотношений, распределении обязанностей, стабилизаторах, воспитании детей, бытовых и материальных условиях жизни семьи, об организации досуга и отдыха членов семьи и др.

С 1999 года в исследовании приняли участие 749 молодых людей (228 юношей, 521 девушка). Анализ ответов показал, что на протяжении этого времени представления о семье и браке существенно менялись. Наиболее значительные различия мы наблюдаем между периодами с 1999 по 2008 и с 2019 по 2023 годы. Возраст респондентов во все периоды колебался в пределах 17-20 лет (1-2 курсы вузов).

Сделаем обзор некоторых, наиболее интересных с нашей точки зрения, результатов, полученных в ходе исследования. При описании мы остановимся на сопоставлении двух групп респондентов, сформированных по хронологическому принципу, объединяющему наиболее близкие друг другу ответы: 1 группа содержит ответы респондентов за период с 1999 по 2008 гг. (278 человек: 211 девушек и 67 юношей); 2 группа - с 2019 по 2023 гг. (130 человек: 96 девушек и 34 юноши). С 2008 по 2018 гг. (341 человек: 214 девушек, 127 юношей) ответы внутри групп были самыми противоречивыми, непоследовательными. Вероятно, на представлениях молодых людей о семье сказывались социальные противоречия, изменения общественного сознания.

Ответы на вопросы, касающиеся необходимости института семьи и брака в современных условиях, претерпели некоторые изменения. Так, в первой группе встречались ответы о том, что брак как форма упорядочения брачно-семейных отношений устарел, изжил себя. 106 человек (38%) респондентов отвечали, что регистрировать брак не считают необходимым и обязательным условием создания семьи. При этом, во второй группе подобные ответы встречаются реже. Подобным образом ответили 31 человек (23,8%). Существенных отличий между позициями юношей и девушек не выявлено.

Ответы на вопрос, касающийся допустимости сожительства молодых людей перед заключением брака, также претерпели изменения: в первой группе утвердительный ответ дали 94 человека (33,8%) респондентов, во второй группе этот показатель вырос: 103 человека ответили положительно (79%). Следует отметить, что приемлемость сожительства для себя признали молодые люди различного вероисповедания. При этом, при устном ответе на вопросы методики «Модель идеальной семьи» девушки в большей степени, чем юноши, отстаивали необходимость сожительства, чтобы «узнать партнера получше», «понять, что человек подходит для создания семьи», «определить совместимость» и т.п.

Ответы на вопросы, касающиеся мотивов, причин создания семьи, вступления в брак достаточно разнообразны в обеих группах. Самыми распространенными ответами являются «любовь», «понимание, что хочешь с этим человеком прожить жизнь», «давление и ожидания окружающих», «понимание, что не можешь без него жить», «беременность». Единичны ответы: «желание иметь совместного ребенка», «облегчение финансовых проблем, ведения быта», «требование родителей».

Среди специфических характеристик современной семьи (в отличие от традиционной патриархальной семьи) респонденты выделяют: автономию, удаленность проживания и независимость от родителей; малочисленность; «свободное / незакрепленное за кем-то одним распределение обязанностей»; отсутствие телесных наказаний; раздельный бюджет и др. Характеристика «семейный бюджет - это деньги мужчины» встретилась у 5 человек из второй группы респондентов.

Встречались также единичные ответы: «свободные отношения», «женщина - глава семьи», «женщина не должна работать», «никто никому ничего не должен», «родители покупают жилье молодым», «наслаждение друг другом без детей» и др.

Для своих потенциальных семей молодые люди следующим образом характеризуют качество отношений, связей с ближайшим окружением. Связи с родительскими семьями описываются следующими словами: «жить отдельно, на расстоянии», «запрещать родителям вмешиваться в жизнь молодой семьи», «принимать материальную поддержку от родителей», «жить своей жизнью», «самостоятельность и независимость»; супружеские связи, по мнению большинства молодых людей, должны быть основаны на любви, страсти, доверии, взаимопонимании и т.п., измены недопустимы; связи с детьми должны характеризоваться эмоциональной привязанностью, подчинением, заботой, ответственностью, пониманием; связи с друзьями: должны «качественно меняться», переходить к «дружить семьями»; «сохраняться в прежнем виде»; должны быть «ограничены интересами семьи»; должны предполагать «взаимопомощь и поддержку».

В первой группе встречались отдельные ответы молодых людей о том, что они хотели бы жить с родителями (8 человек).

В случае устного обсуждения последних блоков вопросов в каждой группе вскрывались следующие противоречия: молодые люди стремятся к автономии от родителей, но не видят ничего странного в том, чтобы родители финансово их поддерживали; категории «любовь», «доверие», «ответственность», «понимание», «взаимопонимание», «измена» при более детальном рассмотрении оказывались общими словами, не наполненными каким-либо содержанием, при попытках объяснить или привести примеры их проявления вскрывались очень противоречивые субъективные представления у всех молодых людей; характер желаемых границ со старшими родственниками оказывается более жестким и непроницаемым, чем с друзьями; категории «ответственность» и «забота» всплывают в описании отношений с детьми, но не с родителями и не между супругами; молодые люди говорят о «недопустимости измен», но о категории «верность» речи не было и др.

Следует заметить, что обычно молодым людям на одном из последующих этапов работы по формированию готовности к вступлению в брак и семейной жизни мы даем задание по составлению генограммы семьи [1]. Между генограммами двух групп респондентов есть существенные отличия: количество поколений, указанных в генограмме имеет тенденцию к снижению (в генограммах первой группы встречаются описания 5 и более поколений (35 человек (12,5%)), в генограммах второй группы выше 4 поколений упоминаний нет; информация о семьях братьев-сестер родителей, бабушек-дедушек чаще встречается в генограммах первой группы (194 человека (69,7%)); информация о профессиях, месте жительства, заболеваниях, образовании для большинства лиц, упомянутых в генограмме, чаще встречается у первой группы (159 человек (57%)); информация о характере взаимоотношений между членами семьи более обширна в генограммах первой группы.

Указанные данные, по нашему мнению, свидетельствуют о тенденции утраты внутрисемейных связей, отсутствии интереса к истории семьи, отделения себя от рода, перехода к индивидуальному существованию.

Эти выводы подтверждаются ответами на вопросы о традициях, имеющихся в родительской семье, желанием их сохранить и представлениях о возможных в будущей семье семейных традициях. 42 человека во второй группе (32%) затруднились назвать хоть какие-то имеющиеся в семье традиции. Более того, 26 человек (20%) вообще не считают их необходимыми. Меньше затруднений в ответах на эти вопросы встречалось в первой группе респондентов.

Самыми распространенными традициями были: «встреча Нового года», «семейные обеды », «выбор профессии», «огород», «празднование свадьбы». Единичные ответы: «выбор мужского имени», «выбор женского имени». Эти ответы встретились по одному разу, но в каждой из групп. При этом, оба ответа дали юноши разных национальностей (первый ответ - русский, второй ответ - дагестанец).

Интересными представляются ответы молодых людей, касающиеся стабилизаторов и скрепляющих семью факторов. В ответах на вопросы этой группы мы не обнаружили каких-либо тенденций и существенных различий. В каждой группе респондентов встречались ответы, что семью должны скреплять дети (241 (86,6%) / 112 (86%)). Это самый распространенный вариант ответа. Реже встречаются следующие варианты ответа: ипотека (этот вариант встречается только во второй группе респондентов), общее жилье, семейный бизнес, общие увлечения, бюджет.

Как правило, живой интерес вызывают вопросы о распределении обязанностей между членами семьи. Их обсуждение при работе с методикой «Модель идеальной семьи» проходит очень бурно. Крайне редко внутри рабочей группы достигается согласие по отдельным пунктам этого блока. Самым распространенными ответами на первых этапах работы в обеих группах бывают: «отсутствует распределение и закрепление обязанностей за кем-то одним», «готовит тот, кто приходит раньше», «прибирает тот, кто меньше устал», «воспитывают оба» и проч.

Во второй группе респондентов многие молодые люди говорят об отсутствии необходимости что-либо готовить, т.к. можно покупать готовую еду (61 ответ (47%)); что-либо ремонтировать и прибирать, т.к. можно нанять специалистов в той или иной сфере (22 ответа (17%)) и проч. У респондентов первой группы подобные ответы отсутствуют.

Молодые люди обеих групп часто говорят об отсутствии закрепления обязанностей в семье, но при этом в большинстве ответов ответственность за воспитание детей, ведение хозяйства, ведение семейного бюджета приписывается женщине, зарабатывание денег и ремонт - это обязанность мужчины.

Общая тенденция в изменении представлений молодых людей по вопросам этого блока - это избегание или снижение индивидуальной ответственности за семейное функционирование, нежелание заботиться о комфорте другого человека (партнера).

Существенные изменения претерпели представления молодых людей о бытовых и материальных условиях жизни семьи. Для респондентов второй группы необходимыми атрибутами комфорта являются: отдельная квартира (желательно подаренная родителями - 24 ответа (18,5%)); стиральная машина, посудомоечная машина; робот-пылесос; автомобили для каждого супруга; айфоны для каждого члена семьи и др. В первой группе для сравнения ответы встречались следующие: жизнь отдельно от родителей (чаще других упоминался съем жилья - 94 ответа (33,8%)); стиральная машина; один автомобиль на семью; моющий пылесос; кухонный комбайн и др. Достаточные для семейного функционирования суммы были существенно завышены в каждой группе. При этом упоминаемые реальные источники дохода не позволяют иметь такие деньги.

Отдельно изучаются представления о планировании и статьях расхода семейного бюджета. Ответы на эти вопросы в обеих группах упускают необходимость приобретения бытовой химии, оплаты налогов, технического обслуживания автомобиля, формирования «финансовой подушки», организацию отдыха, обучение и проч. При этом во второй группе встречаются ответы о необходимости ежемесячных трат на маникюр и педикюр, косметолога для женщины, тренажерный зал для мужчины и др. Это мы связываем с изменением качества жизни, потребностей, распространением женского вождения, доступностью кредитов и др.

Интересны представления молодых людей о воспитании детей в семье. Так, в первой группе респондентов 173 человека (62%) считают допустимым применение мер физического наказания ребенка. Во второй группе этот показатель существенно снижается (29 человек (22%)). Наиболее часто встречаются ответы о следующих методах воспитания: личный

пример, беседа, объяснение, упражнение, запрет, лишение чего-либо (наказание), повышение голоса, изоляция в отдельной комнате (наказание) и др.

При выборе дополнительных занятий для ребенка родители будут руководствоваться склонностями и интересами ребенка, его желаниями. При этом у молодых людей нет четких представлений о том, как выявить эти склонности, как определить насколько устойчивы желания ребенка. 51 человек (18,3%) в первой группе заявили о том, что мальчики должны заниматься в мужских спортивных секциях, девочки - творчеством и танцами.

Спорным является вопрос о семейных обязанностях ребенка: представители первой группы чаще заявляют о необходимости помощи родителям в воспитании младших детей, помощи по вопросам организации быта семьи (например, мытье посуды и пола на общих территориях). Представители второй группы чаще ограничивают обязанности ребенка учебой и поддержанием порядка в комнате или на рабочем столе.

Наиболее затруднительным для каждой группы стал вопрос о специфике воспитания мальчиков и девочек. 301 человек (73,8%) оставили данный вопрос без ответа. Единственным отличием, называемым респондентами, является применение физических наказаний. По мнению ряда молодых людей, они допустимы исключительно при воспитании мальчиков.

Представления об организации досуга и отдыха членов семьи, по нашему мнению, несколько идеализированы. Это проявляется в том, что молодые люди продумывают варианты, когда у всех членов семьи совпадают отпуска и выходные, имеется достаточное количество денег на отдых и развлечения и т.п. Так, в первую очередь рассматриваются варианты совместного семейного отпуска с выездом к морю, в туристическую поездку и т.п. Нередки ответы про раздельный с детьми отдых (во второй группе они встречаются чаще: 73 (26%) / 91 (70%) ответов соответственно).

В первую очередь молодыми людьми рассматриваются вопросы проведения отпуска. Про ежедневный отдых, совместные общесемейные занятия требуются дополнительные вопросы. Наиболее распространенные представления о типичном семейном вечере: «поваляться перед телевизором», поиграть на компьютере, сходить в гости, поужинать, «ничего не делать», посмотреть фильм (сериал), «делать с ребенком уроки». Вопросы про занятия в выходные дни также получают типичные ответы: сходить в гости, в бассейн, в кино, в кафе, покататься на лыжах, погулять всей семьей и т.п.

Отдельно мы спрашиваем молодых людей о желаемом составе семьи. Здесь обнаруживаются отличия между первой и второй группами респондентов. В первой группе большинство ответов предполагало семью из 4 человек (2 детей). Также часто встречались рассуждения об одном ребенке. Рассуждения о многодетности встречались редко (63 человека (22,7%/)), ориентации на бездетность выявлены не были. Во второй группе все чаще присутствуют крайние позиции: ориентация на бездетность (18 человек (13,8%)) и многодетность (35 человек (27%)).

Тенденция к увеличению предполагаемого возраста вступления в брак наблюдается во второй группе. Наиболее часто упоминаемый возрастной порог вступления в брак 18 - 27 в первой группе (18-20 лет для девушек и 24-27 лет для юношей). Во второй группе порог в подавляющем большинстве ответов повышен до 23 - 35 лет. Часто встречаются рассуждения о том, что девушкам также не надо торопиться с браком. В первой группе распространены убеждения, что девушка должна выйти замуж до 23 лет (примерный возраст окончания вуза), иначе она рискует остаться «старой девой» (87 человек (31%)). Такой ответ был свойственен исключительно девушкам. Подобных рассуждений во второй группе не встречалось. Тенденция к увеличению наблюдается и при обсуждении возраста рождения детей.

Представления об идеальном супруге, как правило, сводились к ответу: «главное, чтобы мы любили друг друга». У девушек часто встречались конкретные характеристики: «чтобы был старше меня», «высокий рост», «чтобы стоял на ногах» (в разных ответах это означало: наличие квартиры, машины, высокий и стабильный заработок) и др.

На вопрос «Какие качества необходимы молодым людям для вступления в брак и построения счастливой семьи» молодые люди рассуждали разносторонне. Существенных различий между первой и второй группой не выявлено. Упоминались следующие характеристики: «желание остепениться», «стремление создать семью», ответственность, «постоянство в привязанностях», рассудительность, «стабильность работы», «наличие жилья», «хорошая зарплата», неконфликтность и др.

О своей готовности к семейной жизни в настоящий момент молодые люди, принимавшие участие в исследовании, преимущественно рассуждали следующим образом: «не готов/а» (152 человека (37%)), «хочу пожить для себя» (22 человека (5%)), «полностью готов/а» (146 человек (35,8%)). Отрицательные ответы чаще встречались во второй группе респондентов. 88 человек не определились с ответом на данный вопрос.

Среди критериев успешности брака и счастливой семейной жизни молодые люди предлагали традиционные ответы: свадьба, долгие годы супружества, смена фамилии, регулярный секс, отсутствие измен, теплые отношения, достаток, комфортный налаженный быт, поддержка членами семьи друг друга, общее имущество, взаимопонимание, доверие и т.п. Во второй группе встречаются рассуждения о том, что смена фамилии не обязательна (114 человек (41%)). В первой группе такие ответы встречались редко и исключительно у девушек (18 ответов (14%)). В первой группе часть респондентов (41 человек (15%)) отвечают, что торжественная свадьба не обязательна. Также встречались рассуждения о том, что инициатором брачного предложения может быть женщина (12 человек, из них 3 в первой группе).

Одни из самых провокационных вопросов о том, на кого будут оформляться крупные покупки движимого и недвижимого имущества, как супруги будут делить имущество после развода, с кем останутся жить дети. В первой группе респондентов они чаще встречали неприятие, вызывали возмущение. Молодые люди не хотели рассуждать на эти темы. Во второй группе респондентов эти вопросы не вызывали ни вопросов, ни сопротивления.

В первой группе ответы в большинстве были достаточно традиционны: «ребенок должен остаться с матерью», «имущество муж должен оставить женщине с детьми». Во второй группе встречаются ответы девушек, которые заявляют, что готовы «оставить ребенка бывшему супругу» (5 ответов), ответы юношей о желании «оставить ребенка себе» (17 ответов). Ответы о собственности во второй группе интересны. Юноши (11 ответов) считают, что, «кто платит, тот и владелец». Многие ответы во второй группе предполагают судебные разбирательства по этим вопросам (14 человек).

Таким образом, мы можем наблюдать, что в последнее время у подрастающего поколения наблюдается снижение ценности семьи и брака. Нет определенных, достаточно конкретных представлений о характере взаимоотношений в семье, источниках дохода, планировании семейного бюджета и проч. В последнее время встречаются индивидуализированные ориентации: на себя, свои потребности, интересы и желания. «Я-ориентации» приходят на смену «Мы-ориентациям».

Выводы. Обнаруженные существенные сдвиги в восприятии семьи за указанный период времени мы связываем с несколькими факторами: представители первого периода преимущественно были воспитаны людьми «советской закалки», имеющими коллективистские ориентиры и скромные потребности; с 1999 г. сформировалось новое поколение людей, ориентированных на себя, удовлетворение своих желаний, относящихся к миру потребительски; влияние пропаганды в средствах массовой коммуникации, ориентирующей молодое поколение на материальные ценности, потребительство, индивидуальное существование; изменение и смягчение тендерных стереотипов в обществе, проявление тендерной асимметрии в различных сферах, при этом неутихающее стремление к тендерному равенству; большое количество неполных семей, воспитание детей одним родителем в нескольких поколениях, отсутствие положительного полноценного

«образца» модели семьи у многих молодых людей; отсутствие хороших российских фильмов о семье, близких менталитету современных подростков и молодых людей; изменение качества и образа жизни людей в современных условиях, снижение значимости некоторых видов домашнего труда, изменение отношения к организации семейного досуга и т.п.; масштабные сдвиги в мировоззрении, идеологии, произошедшие на уровне всего общества, ориентация на западные ценности; длительное существование нескольких поколений в относительно благополучных условиях и проч.

Некоторые из рассмотренных особенностей представлений молодых людей о брачно-семейных отношениях можно рассматривать как вероятные источники будущих семейных дисфункций, причин распада семей. Они должны быть положены в основу работы по подготовке к браку и семейной жизни.

Литература:

1. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - Санкт-Петербург: Речь, 2001.-144 с.

2. Коновалова, H.A. Обучающий и воспитательный потенциал методики «Модель идеальной семьи» / H.A. Коновалова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта, 2020. - Вып. 67. - Ч. 4. -С. 206-209

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Коробейникова Наталья Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ COREAPP.AI В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье поднимается проблема внедрения в образовательных процесс цифровых технологий. Раскрыты возможности адаптивной онлайн платформы конструирования образовательных материалов и проверки знаний обучающихся. Описан функционал онлайн платформы СогеАрр. Проанализирован современный подход к проблеме использования цифровых технологий в образовательном процессе. Представлен перечень направлений использования платформы СогеАрр в образовательном процессе, таких как организация и активизация познавательной деятельности, проектно-исследовательской деятельности учащихся, повышение мотивации к познавательной деятельности у учащихся, организация контроля знаний учащихся. Описан алгоритм создания интерактивных рабочих листов и методики его использования в образовательном процессе. Выделены элементы геймификации, виды тестовых заданий, которые возможно реализовать на платформе. В работе приведены примеры использования платформы в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые слова: онлайн платформа СогеАрр, интерактивный рабочий лист, геймификация, проектно-исследовательская деятельность учащихся, тестовые задания.

Annotation. The article raises the problem of introducing digital technologies into the educational process. The possibilities of an adaptive online platform for designing educational materials and testing students' knowledge are revealed. The functionality of the Coreapp online platform is described. The modern approach to the problem of using digital technologies in the educational process is analyzed. A list of areas for using the СогеАрр platform in the educational process is presented, such as organizing and intensifying cognitive activity, design and research activities of students, increasing motivation for students' cognitive activity, organizing control of students' knowledge. An algorithm for creating interactive worksheets and methods for its use in the educational process are described. Elements of gamification and types of test tasks that can be implemented on the platform are highlighted. The paper provides examples of using the platform in students' design and research activities.

Key words: online platform СогеАрр, interactive worksheet, gamification, project and research activities of students, test tasks.

Введение. На современном этапе развития общества цифровые технологии оказываются существенное влияние на все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информации в обществе, образуя единое мировое информационное пространство. Широкое распространение информационных технологий сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы.

Опираясь на обновлённые ФГОС начального общего и основного общего образования [4], можно сделать вывод о необходимости развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе. В качестве образовательных ресурсов рекомендуется использовать мультимедийные программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники и библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов. Доступ к информационно-обучающим материалом по темам должен обеспечиваться информационно-образовательной средой. Однако создание цифровой среды для обучающихся трудоемкий процесс, поэтому эффективным будет использование адаптивной онлайн платформы конструирования образовательных материалов и проверки знаний обучающихся. Платформа образования CoreApp.ai [7] является российской разработкой, при этом возможности использования данной платформы в образовательном процессе в настоящее время недостаточно исследованы.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим способы использования образовательной онлайн платформы CoreApp.ai в образовательном процессе.

Платформа СогеАрр представляет собой конструктор, с удобным и интуитивно понятным интерфейсом, позволяющий учителю разрабатывать уроки на любых устройствах. Для удобства конструирования урока на платформе выделено несколько типов шаблонов, соответствующие разным типам урока. При этом можно создавать собственные шаблоны уроков, используя встроенные в платформу блоки, соответствующие разным видам деятельности учащихся. Хотя в СогеАрр существует платный тариф, но ограничения бесплатного тарифа несущественны для школьного образования. Бесплатный тариф включает неограниченное количество уроков, индивидуальную обратную связь, квесты, олимпиады, разнообразные виды заданий, использование медиафайлов разного расширения, защита видео от скачиваний, сбор статистики по урокам.

Платформа образования СогеАрр как средство организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Возможности онлайн платформы СогеАрр позволяют учителю создавать интерактивные рабочие листы. В подавляющем большинстве рабочие листы предназначены для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников на уроке, но также могут быть разработаны для организации домашней самостоятельной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.