Научная статья на тему 'Диагностика социализации студентов техникума в рамках деятельности региональной инновационной площадки'

Диагностика социализации студентов техникума в рамках деятельности региональной инновационной площадки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
554
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / УРОВНИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ / LEVELS OFSOCIALIZATION / STUDENTS' LEVELS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Серкова Г.Г., Тучин В.М., Николаева И.С.

В статье представлена содержательная характеристика диагностики уровней социализации студентов техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF VET STUDENTS’ SOCIALIZATION DURING THE ACTIVITY OF THE REGIONAL INNOVATION PLACE

The paper presents the content of VET students’ levels of socialization measurement.

Текст научной работы на тему «Диагностика социализации студентов техникума в рамках деятельности региональной инновационной площадки»

социализованности и воспитании патриотичности студентов, а также вооружают классного руководителя инструментарием для отбора со-

Библиографический список

держания социализации, формирования социальных компетенций и для оценивания работы и фиксации результатов.

1. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] : метод. пособие / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафа-рова ; под науч. ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.

2. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

3. Григорьева, Л. А. У1Ьео-зе!МеасЬ — занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО [Текст] / Л. А. Григорьева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 61-66.

УДК 377 Г. Г. Серкова, науч. рук. региональной

инновационной площадки, канд. пед. наук, доц., г. Челябинск В. М. Тучин, директор Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск И. С. Николаева, зам. директора по МР ЮЭТ, канд. пед. наук, e-mail: lis3326@yandex.ru

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

В статье представлена содержательная характеристика диагностики уровней социализации студентов техникума.

Ключевые слова: социализация, социализированность, диагностика, уровни социализации студентов.

В 2014 г на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южноуральский энергетический техникум» открыта региональная инновационная площадка по теме «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО».

Проблема социализации студентов занимает важное место среди педагогических проблем, являясь одной из наиболее острых, во многом определяющей перспективы развития профессионального образовательного учреждения.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, — процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его

деятельности, т. е. социализация — процесс и результат социального развития человека [1]. Иногда в качестве социализации как результата используется термин «социализированность», т. е. соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту.

Исследованию подлежали все группы студентов энергетического отделения. Для исследования эффективности инновационной деятельности на основе выборочного метода была подобрана в качестве апробационной группа студентов первого курса энергетического отделения, идентичная по составу и качеству базовых знаний составу контрольной учебной группы первого курса агропромышленного отделения (на этом отделении не проводилась данная инновационная работа). Основные характеристики этих групп:

- количество обучающихся в группах — по 20 человек;

- все являются студентами первого курса;

- группы формировались на основании аттестатов: у трех студентов аттестат без троек; у десяти человек — со средним баллом 3,75-3,5; у семи человек средний балл аттестата ниже 3,5.

Хочется отметить, что и входящую, и текущую, и итоговую диагностики уровня социали-

Изучение социализирова

зированности (или уровня социализации студентов как результата) мы проводили по методике М. И. Рожкова для изучения социализированное™ личности студентов [1]. Согласно этой методике показателями социализированности личности являются: социальная адаптирован-ность, социальная автономность, социальная активность, нравственная воспитанность. Студент, отвечая на вопросы, заполнял таблицу (табл.1).

Таблица 1

юсти личности студентов

Показатели социализации Оценка степени своего согласия с вопросом анкеты

Социальная адаптированность 1 5 9 13 17

Социальная активность 2 6 10 14 18

Социальная автономность 3 7 11 15 19

Нравственная воспитанность 4 8 12 16 20

Среднюю оценку социальной адаптирован-ности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчи-тывается на основе аналогичных операций со второй строчкой, оценка социальной активности — с третьей строчкой, оценка приверженности студентов гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую

Показатели социализ:

степень социализированности обучающегося; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный студент (или группа) имеет низкий уровень социальной адаптированности (табл. 2).

По результатам проведенного анализа для каждого студента заполнялась таблица «Самооценка показателей социализации».

Таблица 2

ии личности студента

Показатели социализации личности Критерии Оценка по критерию

1. Социальная адаптированность Низкий уровень К < 2

Средний уровень 2 < К < 3

Высокий уровень К > 3

2. Социальная активность Низкий уровень К < 2

Средний уровень 2 < К <3

Высокий уровень К > 3

3. Социальная автономность Низкий уровень К < 2

Средний уровень 2 < К <3

Высокий уровень К > 3

4. Нравственная воспитанность Низкий уровень К < 2

Средний уровень 2 < К <3

Высокий уровень К > 3

Таблица 3

Самооценка показателей социализации

Ф. И. Показатель Входящая диагностика Текущая диагностика Итоговая диагностика

Иванов Петр1 Социальная адаптированность 1,6 (низкая) 2,6 (средняя) 3,2 (высокая)

Социальная активность 2,4 (средняя) 2,9 (средняя) 3,7 (высокая)

1 Здесь и далее по тексту используется условное обозначение Ф. И.

Окончание таблицы 3

Ф. И. Показатель Входящая диагностика Текущая диагностика Итоговая диагностика

Социальная автономность 2,1 (средняя) 2,8 (средняя) 3,4 (высокая)

Нравственная воспитанность 2,9 (средняя) 3,1 (средняя) 3,6 (высокая)

Динамика уровней социализации конкрет- С целью определения уровня социализации ного студента представлялась графически, что студентов всей группы заполняется сводная та-облегчало анализ развития процесса (рис. 1). блица 4.

4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

3,7

3,6

3,2 2,6

3,4 2,8

социальная адаптир ов анность

социальная активность

социальная автономность

•входящая диагностика

.....теку щая диагностика ~

Рис. 1. Динамика уровней социализации Иванова Петра

Самооценка показателей социализации апробационной группы

нравственная воспитанность

итоговая диагностика

Таблица 4

№ Ф. И. Социализация

Уровень социальной адаптированности Уровень автономности (целеустремленности) Уровень социальной активности Уровень нравственной воспитанности

1 Ф. И. 1 3 (средний) 3,6 (высокий) 3,8 (высокий) 2,8 (средний)

2 Ф. И. 2 3 (средний) 3,6 (высокий) 3,4 (высокий) 3,2 (высокий)

20 Ф. И. 20 1,8 (низкий) 4 (высокий) 3,8 (высокий) 3,4 (высокий)

На основании полученных данных сводной рованность», «социальная активность», «нрав-

таблицы мы определяем процентное соотно- ственная воспитанность», затем вычисляем

шение в группе студентов, имеющих низкий, процентное соотношение среднего значения,

средний и высокий уровни по критериям «со- сложив результаты уровня по четырем критери-

циальная автономность», «социальная адапти- ям и разделив на 4 (табл. 5).

Таблица 5

Уровни социализации

Уровень Уровень социальной адаптированно-сти, % Уровень автономности (целеустремленности), % Уровень социальной активности, % Уровень нравственной воспитанности, % Уровень социализации (среднее значение составляет), %

Низкий 0 5 0 10 3,75

Средний 35 35 30 40 35

Высокий 65 60 70 50 61,25

Для того чтобы выстроенная в техникуме система социализации была эффективна, необходимо знать особенности личности студента, от которых может зависеть успешность процесса социализации. В этой связи авторы А. С. Волович [2], М. И. Кириллова [3], Л. Кол-берг [4], А. В. Мудрик [5], Е. Томас [4] выделяют как условие эффективной социализации волевые качества личности, тревожность и пр.,

а также мотивы выбора профессии. С этой целью при работе со студентами мы использовали методику изучения волевых качеств личности Е. Н. Прошицкой, тест выявления мотивов выбора профессии С. С. Гриншпун, тест исследования тревожности Ч. Д. Спилбергера [6].

Представленный диагностический аппарат позволяет выявить уровни социализации студентов техникума (табл. 6).

Таблица 6

Уровни социализации студентов апробационной и контрольной групп

(итоговая диагностика)

Уровень Уровень социализации (среднее значение составляющих) апробационной группы, % Уровень социализации (среднее значение составляющих) контрольной группы, %

Низкий 3,75 37,5

Средний 35 46,75

Высокий 61,25 15,75

70 60 50 40 30 20 10 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни социализации личности апробационной и контрольной групп (итоговая диагностика)

61,25

35

—3,75 I-1

37,5

46,75

15,75

уровни социализации апробационной группы уровни социализации контрольной группы □ низкий у р овень □ ср едний у р овень | высокий у р овень

Рис. 2. Сравнительные результаты уровней социализации апробационной и контрольной групп при итоговой диагностике

Анализируя полученные данные, мы видим, ционной группы значительно превосходят пока-что показатели уровней социализации апроба- затели контрольной группы, что свидетельству-

ет о более эффективной работе по социализации студентов на энергетическом отделении.

Проведенная нами диагностика позволяет утверждать, что в результате работы региональной инновационной площадки по теме

Библиографический список

«Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО» в техникуме созданы условия для успешной социализации студентов.

1. Социализация личности : формы и методы воспитательной работы в образовательных учреждениях [Текст] : материалы гор. науч.-практ. конф. 28-29 апр. 2005 г. — Казань ; Альметьевск : Таглимат, 2005. — 291 с.

2. Волович, А. С. Особенности социализации выпускников средней школы [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / А. С. Волович. — М., 1990. — 28 с.

3. Кириллова, М. И. Социализация младших школьников с нарушением речи в условиях общеобразовательной школы [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 13.00.01 / М. И. Кириллова. — Пятигорск, 2006. — 21 с.

4. Морозова, А. В. Управление процессом профессиональной социализации студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования [Текст] / А. В. Морозова, Н. А. Фролова — Орел : ОРАГС, 2005. — 200 с.

5. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст] : учеб. пособие / А. В. Мудрик. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2006. — 301 с.

6. Иваненков, С. П. Проблемы социализации современной молодежи [Текст] / С. П. Иваненков. — Оренбург : Димур, 1999. — 290 с.

УДК 376/377 И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ-ИНВАЛИДАМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В ПОО

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к воспитанию обучающихся-инвалидов направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации данной задачи является инклюзивное образование. В статье рассматривается перечень ключевых вопросов, посвященных проблеме создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся с различными видами нарушений здоровья в профессиональных образовательных организациях.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инвалид, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, социализация обучающегося, стигматизация, толерантность, инклюзивный подход.

В наши дни развитие многоуровневой системы инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

Одним из самых значимым международных документов в области защиты прав людей с различными видами нарушений здоровья является Конвенция о правах инвалидов (принята

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.