УДК 021
Г.М.Кормишина
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ИМИДЖЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ БИБЛИОТЕК: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье представлены результаты исследования имиджевых коммуникаций библиотек Республики Татарстан с применением методов качественного анализа статистических данных, обеспечивающих содержательную интерпретацию полученных результатов.
Ключевые слова: имиджевые коммуникации библиотек, условия формирования имиджа, эмоционально-ценностные характеристики имиджа.
Kormishina G.M. DIAGNOSTICS OF A CONDITION IMAGE COMMUNICATIONS OF LIBRARIES: THE RESULTS OF EMPERICAL RESEARH
The article presents the results of a study of image communication libraries of the Republic of Tatarstan with the use of qualitative analysis of statistical data, providing a meaningful interpretation of the results.
Keywords: image communication of libraries, image formation conditions, emotional and value characteristics of the image.
Исследование, проведенное на базе библиотек Республики Татарстан, преследовало цель - обосновать работоспособность концепции формирования имиджевых коммуникаций в различных библиотеках. Широкая типо-видовая структура базы исследования (научные, вузовские, централизованные библиотечные системы, детские, юношеские библиотеки) обусловлена тем, что они представляют собой наиболее эффективно действующие учреждения, имеющие достаточно устойчивую общественную репутацию и собственный имидж, оказывающие существенное влияние на формирование информационного пространства Республики Татарстан, имеющие в своем арсенале развернутую систему средств для развития и поддержания имиджевых коммуникаций.
Высокая эффективность работы и нацеленность на разные группы читательской аудитории позволили сравнивать эти библиотеки не только по количественным, но и по качественным параметрам, отражающим сущность и специфику функционирования имиджевых коммуникаций.
При описании целей и задач констатирующего и формирующего этапов эмпирического исследования имиджевых коммуникаций современных библиотек были учтены недостатки, характерные для исследования имиджа библиотек. В частности, при формировании выборки исследования были выделены две группы респондентов: эксперты (ведущие специалисты библиотек, преподаватели библиотечных дисциплин), пользователи библиотек; при создании анкет для каждой категории респондентов были введены вопросы, направленные на анализ положительных и отрицательных факторов, определяющих качество и уровень развития имиджевых коммуникаций; в анкету были включены таблицы семантического дифференциала, которые позволяют изучить аффективно-эмоциональные параметры имиджа; применены методы качественного анализа статистических данных, обеспечивающих содержательную интерпретацию полученных результатов (метод главных компонент, ANOVA Фридмана и коэффициент конкордации Кендалла; факторный анализ).
Респонденты эмпирического исследования разделились на две группы: «эксперты» - руководители и сотрудники библиотек (340 человек); «читатели» - пользователи библиотек (317 человек).
Для изучения специфики имиджевых коммуникаций библиотек Республики Татарстан была разработана система критериев и показателей, отражающих уровень сформированности основных, специальных и частных функций имиджевых коммуникаций. Для основных функций критериями являются когнитивный, оценочный, аффективно-эмоциональный; для специальных функций - критерии успешности идентификации объекта, интерпретационный, поведенческой активности; для частных функций - критерии эффективности коррекции имиджа, эффективности обратной связи с участниками имиджевой коммуникации. Для диагностирования уровня выраженности функций имиджевых коммуникаций выделены показатели, характеризующие влияние на адресантов имиджевых коммуникаций, и показатели, характеризующие эффективность формирования имиджевых коммуникаций.
Теоретики библиотечного дела и практические работники крупных библиотек, библиотечных систем Республики Татарстан, привлеченные к исследованию, в целом высоко оценили степень влияния имиджа на основные параметры деятельности библиотеки. Наряду с этим в библиотечном сообществе имеется достаточно влиятельная группа специалистов, отрицающих влияние имиджа на эффективность работы библиотек. Можно констатировать, что в профессиональном библиотечном сознании одновременно сосуществуют положительное и отрицательное отношения к имиджевым практикам, что свидетельствует о его синергетическом состоянии и о нарастании тенденций самоорганизации в системе взаимодействия библиотеки с окружающей ее социальной и культурной средой. Это, в свою очередь, актуализирует потребность в изучении имиджа библиотек и перевода научно-теоретических разработок в плоскость технологий информационно-библиотечного обслуживания, изменения основных параметров организационной культуры библиотеки.
Организационно-деятельностные условия формирования имиджа библиотек анализировались с применением метода главных компонент (Extraction Method: Principal Component Analysis). Анализ двух выборок, полученных по результатам ранжирования 26 признаков, проведенного экспертами и читателями библиотек Республики Татарстан, показал наличие единой основы, определяющей имиджевые характеристики библиотеки.
Таблица 1.
Компоненты, определяющие имиджевые характеристики современной библиотеки (по данным опроса экспертов и читателей)
эксперты читатели
компонента коммуникации активные связи с общественными организациями и объединениями; активные связи с видными деятелями науки, культуры, искусства и образования; хорошее освещение работы библиотеки на радио и телевидении; наличие в библиотеке литературных и художественных объединений, различных клубов; частые публикации в газетах 35,5% активные связи с общественными организациями и объединениями; наличие в библиотеке литературных и художественных объединений, различных клубов; наличие хорошего коллектива библиотеки; наличие грамотного и квалифицированного персонала; частые публикации в газетах 3%
компонента содержания эффективная справочно-биб-лиографическая служба; широкий спектр библиотечно- информационных услуг; компьютеризированная поисковая система; качественный книжный фонд; удобный дос-туп к сетевым ресурсам 9,3% качественный книжный фонд; компьютеризированная поисковая система; широкий спектр библиотечно-информационных услуг; удобный для читателей график работы библиотеки; удобный доступ к сетевым ресурсам 1%
компонента взаимодействия удобное расположение библиотеки в городе; удобный для читателей график работы библиотеки; удобный чи-тальный зал; хорошее здание библиотеки 7,6% удобное расположение библиотеки в городе; удобный для читателей график работы библиотеки; хорошее здание библиотеки ,7%
Таким образом, эмпирический анализ результатов ранжирования экспертами и читателями библиотек Республики Татарстан признаков, характеризующих организационно-деятельностные условия формирования имиджевых коммуникаций, позволил сделать вывод о группировке этих условий в три главные компоненты -коммуникации, содержания и взаимодействия. Последовательное и целенаправленное изменение этих условий дает возможность изменять параметры имиджа библиотек, успешно решать задачи его поддержки, формирования и коррекции, т.е. создавать работоспособную и эффективную систему имиджевых коммуникаций.
Безусловно, имидж библиотеки может быть позитивным, негативным и нейтральным. Каждая биб-лиотека стремится к утверждению своего позитивного имиджа, формируя, изменяя и корректируя соответствующие организационно-деятельностные условия, т.е. изменяя параметры коммуникативной системы, содержания деятельности и социального взаимодействия. В итоге создается необходимый позитивный имидж.
На уровне компоненты коммуникации в библиотеке должны быть обеспечены активные связи с общественными организациями и объединениями; активные связи с видными деятелями науки, культуры, искусства и образования; широкое освещение работы библиотеки на радио и телевидении; наличие в библиотеке литературных и художественных объединений, различных клубов; частые публикации в газетах. В реализации организационно-деятельностного подхода на уровне компоненты содержания деятельности должны быть созданы соответствующие условия: эффективная справочно-библиографическая служба; широкий спектр библиотечно-информационных услуг; компьютеризированная поисковая система; качественный книжный фонд; удобный доступ к сетевым ресурсам и т.д.
На уровне компоненты взаимодействия необходимо не только иметь удобное расположение библиотеки в городе; удобный для читателей график работы библиотеки; удобный читальный зал; хорошее здание библиотеки, но и обеспечить интеграцию библиотеки в систему социально-культурного взаимодействия.
Имидж библиотеки должен доказывать, что никто другой, кроме нее, не может оказывать таких специфических услуг, нигде не могут быть созданы такие условия для работы самых различных категорий населения, нигде об удовлетворении читательских интересов и потребностей не могут и не будут так профессионально заботиться и не окажут такого спектра услуг, как в библиотеке.
Специалисты в области библиотечной имиджелогии единодушны в признании того, что позитивный имидж библиотек, как сложившаяся устойчивая положительная оценка обществом ее деятельности вызывает
доброжелательный настрой и ориентированность на взаимоотношения с ней, создает благоприятные условия для эффективного функционирования и развития библиотеки.
Эмоционально-ценностное отношение специалистов и пользователей к библиотеке как к результату имиджевых коммуникаций исследовалось с применением метода семантического дифференциала (Ч.Осгуд).
Сводный массив данных, полученных в ходе опроса читателей и экспертов, был подвергнут статистической процедуре выделения факторов с помощью специального пакета компьютерного анализа STATISTICA. Компьютерная обработка проводилась с соблюдением соответствующих статистических требований к построению матрицы, её «вращению» по критерию Varimax raw, а затем выявлению факторов по методу Principal components.
Обобщая результаты применения метода семантического дифференциала к исследованию имиджевых коммуникаций библиотеки, мы отмечаем, что данная методика позволяет получить достаточно достоверный «срез» эмоционально-ценностных характеристик изучаемого имиджа. Причем он может быть представлен либо одним обобщающим понятием, либо набором понятий.
Сама процедура имеет весьма высокую надежность и снимает издержки «рациональных» методов получения информации, таких как традиционные опросники и анкеты. Здесь приоритетным становится локус эмоционального, аффективного отношения респондента к изучаемому явлению.
Нам удалось выявить три базовых фактора, определивших структуру семантического пространства, в котором оцениваются близкие по смыслу понятия, имеющие непосредственное отношение к библиотечно-информационной деятельности: такие как оценочные характеристики «хорошая» и «плохая» библиотеки, а также понятия, отражающие названия конкретных библиотек.
Отмечено, что аффективно-чувственное, эмоционально-ценностное отношение респондентов к библиотеке во многом определяется той реальной работой, которую библиотека осуществляет, формируя свой имидж, укрепляя и защищая свою репутацию. Отмечена прямая закономерность - библиотека тем чаще попадает в поле положительного восприятия, чем активнее и целенаправленнее её работа по формированию и развитию имиджевых коммуникаций.
Следовательно, создание и поддержание эффективной системы имиджевых коммуникаций библиотеки способствует не только поддержанию её общественной репутации, но и, что наиболее важно с организационно-педагогической точки зрения, способствует становлению позитивных личностных оценок ее работы со стороны ее пользователей и работников. Целенаправленно формируемые библиотекой личностные оценки - основа для углубления и индивидуализации информационной, воспитательной, социально-культурной работы.
Вот почему справедливым являются мнение о том, что преобразования, происходящие в библиотечной сфере, затрагивают ныне не только технологические изменения, благодаря которым улучшается качественное и оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей, но и образ мышления библиотечных работников, нашедших в себе силы понять и принять настоящее время и обновиться самим. В профессиональном сознании с новой силой проявляются инициатива и творческий потенциал, способствующий укреплению имиджа библиотеки и ее репутации как важнейшего социального института.