4) доступного, последовательного и доходчивого изложения материала и его связи с будущей профессиональной деятельностью;
5) постоянного поддержания двустороннего интеллектуально-эмоционального контакта с аудиторией;
6) использования обратной связи, желательно после каждого раздела задавать контрольные вопросы;
7) стремления сделать лекцию не только источником определенных знаний, но одновременно предоставить ей консультационную и ори-
Библиографический список
ентировочную функций по дальнейшему самостоятельному изучению и исследованию студентами конкретной учебно-познавательной проблемы;
8) применения во время лекции разнообразных приемов активизации внимания студентов и актуализации их знаний.
Перспективы дальнейших исследований видим в использовании новых информационных технологий и применении профессионально-ориентированных подходов во время лекционных занятий.
1. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина. Москва: ФЛИНТА, 2011.
2. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода. Москва: Издательство ЛКИ, 2008.
3. Розанова С.А. Математическая культура студентов технических университетов. Москва: Физматлит, 2003.
4. Тестов В.А. Стратегия обучения математике. Москва: Технологическая школа бизнеса, 1999.
5. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. Москва: Логос, 2012.
6. Ивашкин Е.Г., Жукова Л.П. Организация аудиторной работы в образовательных организациях высшего образования. Нижний Новгород: НГТУ, 2014.
7. Фомина А.С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогические аспекты. Теория и практика общественного развития. 2014; № 21: 272 - 279.
8. Асташова Т.А. Современная лекция глазами студентов: пути развития. Открытое образование. 2017; Т. 21; № 4; 34 - 42.
9. Терехова Н.В. Профессиональная направленность математической подготовки студентов. Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сб. науч. трудов. Тюмень, 2017: 352 - 355.
10. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. Наша гордость и наша боль. Москва: Просвещение, 2001
11. Терехова Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения математических дисциплин. Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сб. науч. трудов. Тюмень, 2017: 355 - 358.
References
1. Bajdak V.A. Teoriya i metodika obucheniya matematike: nauka, uchebnaya disciplina. Moskva: FLINTA, 2011.
2. Malygina O.A. Obuchenie vysshej matematike na osnove sistemno-deyatel'nostnogo podhoda. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2008.
3. Rozanova S.A. Matematicheskaya kultura studentov tehnicheskih universitetov. Moskva: Fizmatlit, 2003.
4. Testov V.A. Strategiya obucheniya matematike. Moskva: Tehnologicheskaya shkola biznesa, 1999.
5. Sharipov F.V. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. Moskva: Logos, 2012.
6. Ivashkin E.G., Zhukova L.P. Organizaciya auditornojraboty v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya. Nizhnij Novgorod: NGTU, 2014.
7. Fomina A.S. Smeshannoe obuchenie v vuze: institucional'nyj, organizacionno-tehnologicheskij i pedagogicheskie aspekty. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 21: 272 - 279.
8. Astashova T.A. Sovremennaya lekciya glazami studentov: puti razvitiya. Otkrytoe obrazovanie. 2017; T. 21; № 4; 34 - 42.
9. Terehova N.V. Professional'naya napravlennost' matematicheskoj podgotovki studentov. Matematicheskie metody i modeli v upravlenii, 'ekonomike i sociologii: sb. nauch. trudov. Tyumen', 2017: 352 - 355.
10. Kolyagin Yu.M. Russkaya shkola i matematicheskoe obrazovanie. Nasha gordost' i nasha bol'. Moskva: Prosveschenie, 2001
11. Terehova N.V.Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v processe izucheniya matematicheskih disciplin. Matematicheskie metody i modeli v upravlenii, 'ekonomike i sociologii: sb. nauch. trudov. Tyumen', 2017: 355 - 358.
Статья поступила в редакцию 01.07.19
УДК 023
Turanina N.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Library-Information Activity, Belgorod State Institute of Arts and Culture
(Belgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Kolganov I.V., postgraduate, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: [email protected]
LIBRARY IMAGE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMEN IN NATIVE AND FOREIGN LIBRARIANSHIP. The relevance of the study is caused by a weak correlation between the development level of library image and informational function of a library. Some authors explain this by a stable relationship between a librarian and a book, as well as by a low level of public knowledge about the job of a librarian. Thus, a library image is poorly dependent on how real libraries work. Investigations of library image are motivated by a fact that the negative library image affects not only the readers perception of the library, but also its funding. The purpose of the research is to conceptualize and discuss Russian and foreign library research, related to library image and library professions. The library image is a result of usage of PR-technologies. The low prestige of library professions consists of two factors: first, users and authorities unawareness about possibilities and importance of libraries, second, the position of library as a social institution. Up to half of library workers choose their job because of various life circumstances or by chance, but not because of their personal preferences. A librarian is usually understood as a minor-like figure in the society that occupies his place on the periphery of education or scientific activity, because this profession and library education unwittingly induce their own negative image. School and children's libraries could be called the weakest link in terms of the library image.
Key words: library image, librarian job image, school libraries, librarian education.
Н.А. Туранина, д-р филол. наук, проф., зав. каф. библиотечно-информационной деятельности, Белгородский государственный институт искусств
и культуры, г. Белгород, E-mail: [email protected]
И.В. Колганов, аспирант, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, E-mail: [email protected]
ИМИДЖ БИБЛИОТЕКИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ
Актуальность работы обусловлена слабой корреляцией между уровнем развития информационной функции библиотек и имиджем библиотеки, ряд авторов обуславливает это устойчивой связью библиотекаря и книги, а также низким уровнем знаний общественности о библиотечной профессии, т. е. имидж библиотеки слабо зависит от того, как работают реальные библиотеки. Интерес к изучению имиджа библиотек вызван тем, что негативный имидж влияет не только на восприятие библиотеки читателями, но и на её финансирование. Целью статьи является осмысление отечественных и зарубежных библиотековедческих исследований, касающихся имиджа библиотеки и библиотечных профессий. Низкий престиж библиотечной профессии складывается из двух факторов: неосведомленности пользователей и властных структур о возможностях и значении библиотек, а также позиции самой библиотеки как социального института. Положительное отношение общественности к библиотекам не тождественно таковому у библиотечных работников. Детерминирование причин, ведущих к негативному восприятию библиотеки, обнаруживает широкий спектр мнений: библиотека воспринимается как убежище для индивида, не согласного с существующими порядками, а сама позиция библиотекаря является уязвимой и двойственной, поскольку он вынужден учитывать государственную идеологию, одновременно пытаясь сохранить подобие объективности. У библиотекаря нет положительного имиджа, в том числе и вследствие того, что
7В
читатели не могут понять, сторонником какого типа мировоззрения или политического течения он является. Библиотечная профессия в массовом сознании ассоциируется с простой и не требующей квалификации работой, заключающейся в изучении книг и составлении библиографических списков. При выборе библиотечной профессии до половины библиотечных работников выбирают её в силу различных жизненных обстоятельств или же по воле случая, а не в силу личных симпатий. Библиотекарь в массовом сознании позиционируется как второстепенная фигура, находящаяся на периферии образования или научной деятельности, поскольку библиотечная профессия и библиотечное образование невольно провоцируют собственный негативный имидж. Слабейшим звеном в имидже библиотек являются школьные и детские библиотеки.
Ключевые слова: имидж библиотеки, имидж библиотечной профессии, школьные библиотеки, библиотечное образование, культура, феномен.
Библиотека всегда являлась и является частью социокультурного пространства общества, частью национальной культуры в целом.
В условиях трансформации социальной сферы отмечается инконгруэнт-ность между развитием библиотечной организации и оценкой её различными группами общественности. Различные социальные категории по-разному воспринимают изменения в культуре и по-разному к ним относятся, что также актуализирует проблему изучения феномена имиджа.
Можно детерминировать два подхода к изучению феномена имиджа библиотеки в контексте культуры: проведение исследований текущего имиджа и рассмотрение имиджа как перманентной проблемы социокультурного пространства. Исследование текущего имиджа включает социологические исследования, встречи с пользователями библиотеки, мониторинг СМИ. Исследования имиджа как перманентной проблемы относятся к имиджу всех библиотек (детерминирование факторов, влияющих на имидж; характеристика мнений о библиотеках; модельный анализ библиотек, обобщение социологических исследований).
В настоящее время происходит усиление информационной функции библиотек, которое, вопреки ожиданиям, не способствует улучшению имиджа библиотеки и библиотечных профессий. Причины этого находятся в устойчивой в массовом сознании связи библиотекаря и книги, низкому уровню знаний общественности о библиотечной профессии и библиотечном образовании. По мнению Р. Книл, пользователи уважают любого информационного специалиста, но только не библиотекаря [1], а Дж. Бобровиц подчеркивает, что с внедрением информационных технологий проблемы библиотечной профессии скорее обострились, чем приблизились к разрешению [2].
Интерес к изучению имиджа библиотек как феномена культуры в значительной мере вызван тем, что негативный имидж влияет на всю профессию - и на восприятие библиотеки читателями, и на её финансирование, и на подбор персонала.
При исследовании процессов детерминирования имиджа библиотеки можно отметить, что и отечественные, и зарубежные авторы дают различные определения имиджа. Так, например, О. Калегина характеризует имидж библиотеки как представление общественности о библиотечной организации, способный изменяться согласно предпочтениям целевой аудитории [3].
М. Шердин описывает имидж библиотеки как совокупность характеристик, связанных с социокультурной миссией библиотечной организацией [4].
М. Матвеев рассматривает имидж библиотеки как относительно устойчивый образ организации, сформировавшийся в сознании различных групп населения под воздействием непосредственной деятельности библиотеки, а также совокупность мер, предпринимаемых библиотекой для улучшения своей привлекательности и ряда случайных факторов, в первую очередь - совокупности существующих в обществе текстов и изображений, отражающих деятельность библиотеки [5].
Имидж библиотеки как культурного центра связан с понятиями статуса и престижа библиотечной профессии. Статус профессии, по мнению Р. Книл — это официальная оценка роли библиотек в обществе, зафиксированная законодательно. В то же время статус библиотечной профессии рассматривается преимущественно как социальный статус (положение библиотекаря в обществе, определяемое по тому, насколько полезной представляется деятельность библиотек государственным структурам) [1].
Сравнительно низкий престиж библиотечной профессии в социокультурном пространстве складывается из двух факторов: неосведомленности пользователей и властных структур о возможностях и значении библиотек, а также позиции самой библиотеки как социального института. Как свидетельствует Н. Бом, при выборе библиотечной профессии до половины библиотечных работников выбирают её в силу различных жизненных обстоятельств или же по воле случая, а не в силу личных симпатий. В целом, в триаде «имидж - престиж - статус» понятие имиджа является наиболее емким.
С. Дагерти включает в имидж библиотеки стереотипные представления общества о деятельности библиотек. К. Браун-Свед позиционирует имидж библиотечной организации как отражение описания работы библиотек в художественных произведениях литературы и искусства [3]. А. Эббот пишет, что имидж библиотеки формируется на протяжении всей её деятельности, постоянно изменяясь и находясь в зависимости от того, какая именно библиотека подразумевается в том или ином случае. Например, имидж ведомственной библиотеки часто определяется имиджем самого ведомства, в то время как имидж публичных библиотек не зависит от имиджа материнской организации [6].
По мнению П. Уилсон, имидж библиотекаря как работника культуры формируется из профессионализма, компетентности и организаторских способностей, позволяющих детерминировать целесообразность и незаменимость конкретной библиотеки в информационном мире [7].
Вплоть до конца прошедшего столетия большинство отечественных исследований сводились к изучению того, что и как читают, а не к тому как общественность позиционирует библиотеку и библиотечные профессии [8].
В зарубежных исследованиях (начиная с последней четверти прошедшего столетия) имиджу библиотек уделялось существенное внимание. Однако, как отмечает Ф. Геребён, нередко встречается т. н. феномен «благодушия публики» (выражается в том, что большинство населения (в том числе не являющееся пользователями библиотек) при социологическом исследовании всегда отмечает важную роль библиотек в обществе, кроме того, респонденты всегда дают высокую оценку престижу библиотеки и библиотечной профессии.
Следовательно, отсутствие критики в адрес имиджа библиотек как центров культуры не является маркером положительного имиджа. К такому выводу пришли специалисты, исследовавшие имидж венгерских библиотек: «большинство настроено по отношению к библиотекам дружелюбно и позиционируют её как храм культуры... с другой стороны, максимальное число критических замечаний в адрес библиотеки исходит от людей, которые много читают и являются активными пользователями.... те, кто читают мало и не посещают библиотеки, дают положительные оценки деятельности библиотек» [9].
Положительное отношение общественности к библиотекам не тождественно таковому у библиотечных работников. Такой вывод был сделан в 1988 г Ассоциацией специальных библиотек США (Special Libraries Association) сформировала рабочую группу по оптимизации имиджа сотрудников библиотек [6].
Бом утверждает, что школьные и детские библиотеки - наиболее слабое звено в имидже библиотеки. Мнение автора полностью подтверждает Уоллес, говоря о том, что почти каждый подросток имеет негативный детский опыт общения с сотрудниками библиотеки [10].
В числе других факторов формирования имиджа библиотечного учреждения Дж. Бобровиц называет семью, друзья, кино и телевидение, произведения художественной литературы, Интернет [11].
Таким образом, в среде библиотековедов и работников культуры отсутствует единодушие относительно факторов, формирующих имидж библиотеки - это можно объяснить тем, что на имидж существенно влияют стереотипы библиотечной профессии, сформированные на основе различных художественных образов, в которых библиотекарь представляется личностью с проблемами в личной жизни и профессиональной карьере - в совокупности с недостаточной поддержкой библиотек со стороны учредителей это приводит к отрицательному имиджу библиотечной профессии [3].
По мнению Холл, сотрудник библиотеки в массовом сознании выступает как второстепенная фигура, находящаяся на задворках образования или научной деятельности. Постоянное декларирование лозунга «знание - сила» слабо влияет на улучшение имиджа библиотечной профессии в современном социуме [12]. Аналогичные мнения встречаются и у российских авторов.
Неоднородность профессиональной среды, по мнению А. Холл, приводит к тому, что существуют два психологических типа библиотечных работников -«библиотекари-хранители» (ориентированные на сохранение фондов) и «библиотекари-миссионеры» (ориентированные на работу с читателями) [12]. Имидж библиотечного работника из первой категории связан со стереотипным образом, получившего широкое распространение в общественном сознании и произведениях искусства (автор имеет в виду образ свирепого «цербера», стоящего на страже книжных богатств, нелюбящего читателей и мечтающего лишь о том, чтобы книги находились в неприкосновенности и были недоступны читателям) [13]. Следствием этого является параллельное существование двух концепций библиотечного учреждения (библиотека-храм и библиотека-хранилище; библиотека - популярный социальный и информационный центр) и, соответственно, двух типов имиджа библиотечной организации как центра культуры общества.
В результате исследования авторы пришли к следующим выводам:
- имидж библиотеки как культурного центра формируется на протяжении всей её деятельности;
- для исследования социокультурного феномена имиджа необходимо комплексное осмысление проблемы имиджа библиотек и библиотечных профессий, анализ массовых представлений о библиотеках;
- феномен имиджа библиотеки можно позиционировать как конгломерат частных имиджей, образующих имидж библиотеки как общественного института: имидж библиотечного здания, имидж библиотекаря, имидж библиотечных профессий, имидж специального библиотечного образования и библиотечных наук в контексте культуры;
- на имидж библиотеки существенно влияют стереотипы библиотечной профессии, сформированные на основе художественной литературы;
- сотрудник библиотеки в массовом сознании выступает как второстепенная фигура, находящаяся на задворках образования или научной деятельности;
- усиление информационной функции библиотек не способствует оптимизации имиджа библиотеки;
- наполнение понятия «имидж библиотеки» отличается у различных авторов - от комплекса мер, предпринимаемых библиотекой для повышения соб-
Библиографический список
ственной привлекательности до отражения описания работы библиотек в художественных произведениях;
- необходимо повышать роль библиотеки как центров культуры в социуме и отражать это в имиджевой политике организации.
1. Kneale R.A. You Don't Look Like a Librarian! Librarians' views of public perception in the Internet age. Available at: http://www.librarian-image.net/perc.html
2. Bobrobitz J. If the sensible shoe fits: The Image of the librarian. Available at: https://phdessay.com/library-issues-about-public-image-gender/
3. Калегина О.А. Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство. Казань: Изд-во Казанского государственного университета культуры и искусств, 2008.
4. Scherdin M.J. Shattering our stereotype: Librarian's new image. M.J. Scherdin, A.K. Beaubien. Libr. J. 1995; № 120 (12): 35 - 39.
5. Матвеев М.Ю. Образ библиотеки в произведениях художественной литературы: Лит.ературно-социологические очерки. М.Ю. Матвеев, Д.К. Равинский. Санкт-Петербург: Изд-во РНБ, 2003.
6. Abbott A. Professionalism and the future of librarianship. Libr. Trends. 1998; Vol. 46; № 3: 440 - 446.
7. Wilson P. Stereotype and status: librarians in the United States. Westport: Greenwood press, 1982.
8. Муравьева Е.Г Проблемы чтения в Российской Федерации. Информ. бюл. РБА. 2003; 26: 101 - 102.
9. Gereben F. The Librarian's: Image in Hungarian society. The Image of the library: Studies and views from several countries: Collection of papers. Ed. by V.D. Stelmakh. Haifa, 1994: 112 - 114.
10. Wallace L. The Image and what you can do about it in the year of the librarian. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ387533
11. Hall A. Behind the bun, or Batgirl was a librarian. Canadian Library Journal. №49/Oct. 1, 1992: 28 - 31.
12. Dubrovskaya M. Facing ourselves: Poll of the participants to the 57th IFLA General session in Moscow. The Image of the library: Studies and views from several countries: Collection of papers. Ed. by V.D. Stelmakh. Haifa, 1994: 40 - 41.
13. Walker S. The librarian stereotype and the movies. Available at: https://whatisalibrarian.blogspot.com
References
1. Kneale R.A. You Don't Look Like a Librarian! Librarians' views of public perception in the Internet age. Available at: http://www.librarian-image.net/perc.html
2. Bobrobitz J. If the sensible shoe fits: The Image of the librarian. Available at: https://phdessay.com/library-issues-about-public-image-gender/
3. Kalegina O.A. Imidzh biblioteki v usloviyah integracii v mirovoe informacionnoe prostranstvo. Kazan': Izd-vo Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2008.
4. Scherdin M.J. Shattering our stereotype: Librarian's new image. M.J. Scherdin, A.K. Beaubien. Libr. J. 1995; № 120 (12): 35 - 39.
5. Matveev M.Yu. Obraz biblioteki v proizvedeniyah hudozhestvennoj literatury: Lit.eraturno-sociologicheskie ocherki. M.Yu. Matveev, D.K. Ravinskij. Sankt-Peterburg: Izd-vo RNB, 2003.
6. Abbott A. Professionalism and the future of librarianship. Libr. Trends. 1998; Vol. 46; № 3: 440 - 446.
7. Wilson P. Stereotype and status: librarians in the United States. Westport: Greenwood press, 1982.
8. Murav'eva E.G. Problemy chteniya v Rossijskoj Federacii. Inform. byul. RBA. 2003; 26: 101 - 102.
9. Gereben F. The Librarian's: Image in Hungarian society. The Image of the library: Studies and views from several countries: Collection of papers. Ed. by V.D. Stelmakh. Haifa, 1994: 112 - 114.
10. Wallace L. The image and what you can do about it in the year of the librarian. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ387533
11. Hall A. Behind the bun, or Batgirl was a librarian. Sanadian Library Journal. №49/Oct. 1, 1992: 28 - 31.
12. Dubrovskaya M. Facing ourselves: Poll of the participants to the 57th IFLA General session in Moscow. The Image of the library: Studies and views from several countries: Collection of papers. Ed. by V.D. Stelmakh. Haifa, 1994: 40 - 41.
13. Walker S. The librarian stereotype and the movies. Available at: https://whatisalibrarian.blogspot.com
Статья поступила в редакцию 20.06.19
УДК 378
Fedorova E.N., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Popova E.M., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ASSESSMENT OF STUDENTS' GRAMMATICAL COMPETENCE THROUGH THE FCE EXAM. The article reveals a problem of grammatical competence assessment, the formation of which is one of the main goals of future linguists training. The overall formation of foreign language communicative competence depends on the level of students' grammatical competence, since it is undeniable that grammar has significant impact on all types of speech activity. In the context of the competence-based approach, international exams, the specifics of which lies in the level character of the tests, the transparency of the criteria, the compliance of the new educational paradigm, complexity and balance, can be successfully applied at the assessment stage to obtain reliable results. The article analyzes typical grammatical mistakes made by students during the FCE test and provides recommendations for the effective formation of grammatical competence.
Key words: grammatical competence, control, international exam, testing.
Е.Н. Федорова, ст. преп., Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ЕМ Попова, ст. преп. Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ КЭМБРИДЖСКОГО ЭКЗАМЕНА FCE
В статье раскрывается проблема контроля уровня сформированности грамматической компетенции, формирование которой является одной из целей подготовки будущих лингвистов. От того на каком уровне студенты владеют грамматической компетенцией зависит общая сформированность иноязычной коммуникативной компетенции, поскольку неоспоримым является влияние понимания грамматики иностранного языка на все виды речевой деятельности. В контексте компетентностного подхода международные экзамены, особенность которых заключается в уровневом характере тестов, прозрачности критериев, соответствии новой образовательной парадигме, комплексности и сбалансированности, могут быть успешно применены на этапе контроля для получения достоверных результатов. В статье проанализированы типичные грамматические ошибки, допускаемые студентами-лингвистами при выполнении теста FCE и даны рекомендации по эффективному формированию грамматической компетенции.
Ключевые слова: грамматическая компетенция, контроль, международный экзамен, тестирование.
Значимым аспектом подготовки выпускника языкового направления является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, успешное развитие которой зависит от сформированности всех её основных компонентов, среди которых базовой является грамматическая компетенция. В документе Совета Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» грамматическая компетенция представлена в составе лингвистической компетенции, которая входит соответственно в коммуникативную компетенцию.
«Под грамматической компетенцией понимается знание грамматических элементов языка и умение их использовать в речи. Грамматическая компетенция включает способность понимать и выражать определённый смысл, оформляя его в виде фраз и предложений, построенных по правилам данного языка (в отличие от механического воспроизведения заученных образцов)» [1, с. 107 - 108].
Бесспорно, грамматика является основополагающим фактором формирования языковых способностей и готовности к коммуникации на иностранном язы-