Научная статья на тему 'Диагностика ранних признаков нарушения школьной адаптации у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы'

Диагностика ранних признаков нарушения школьной адаптации у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
685
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ДИАГНОСТИКА / ADAPTATION OF CHILDREN / COMPREHENSIVE SCHOOL / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лисин Анатолий Владимирович

Анализируются результаты исследований школьной дезадаптации у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы. Использован комплексный и системный подходы в диагностике ранних признаков нарушений школьной адаптации с целью максимально всестороннего и последовательного изучения факторов риска и факторов защиты. Приведены результаты экспериментального исследования адаптации детей младшего и среднего школьного возраста, выявлены системообразующие факторы нарушения школьной адаптации у детей массовой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лисин Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics OF concerning early signs of irregularities in school adaptation of children of youngest and junior ages children at comprehensive school

Results concerning maladjusted children at primary and comprehensive school have been analyzed. A complex and methodical approach is used for diagnostics of irregularities in school adaptation with purpose of maximum all-round and consistent studying of risk and defense factors. Results of experimental investigations of adaptation of primary and comprehensive school aged children are represented; systematized factors of irregularities in school adaptation at comprehensive school are considered.

Текст научной работы на тему «Диагностика ранних признаков нарушения школьной адаптации у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы»

3. Курамшин, Ю.Ф. Диагностика и прогнозирование способностей при спортивной ориентации и отборе : учебно-методическое пособие / Ю.Ф. Курамшин ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2006. - 85 с.

ДИАГНОСТИКА РАННИХ ПРИЗНАКОВ НАРУШЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ

АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Анатолий Владимирович Лисин, аспирант,

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Аннотация

Анализируются результаты исследований школьной дезадаптации у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы. Использован комплексный и системный подходы в диагностике ранних признаков нарушений школьной адаптации с целью максимально всестороннего и последовательного изучения факторов риска и факторов защиты. Приведены результаты экспериментального исследования адаптации детей младшего и среднего школьного возраста, выявлены системообразующие факторы нарушения школьной адаптации у детей массовой школы.

Ключевые слова: адаптация детей, общеобразовательная школа, диагностика.

DIAGNOSTICS OF CONCERNING EARLY SIGNS OF IRREGULARITIES IN SCHOOL ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGEST AND JUNIOR AGES CHILDREN AT COMPREHENSIVE SCHOOL

Anatoliy Vladimirovich Lisin, post-graduate student,

Nizhnevartovsky State Humanitarian University

Abstract

Results concerning maladjusted children at primary and comprehensive school have been analyzed. A complex and methodical approach is used for diagnostics of irregularities in school adaptation with purpose of maximum all-round and consistent studying of risk and defense factors.

Results of experimental investigations of adaptation of primary and comprehensive school aged children are represented; systematized factors of irregularities in school adaptation at comprehensive school are considered.

Key words: adaptation of children, comprehensive school, diagnostics.

В педагогической психологии, специальной и медицинской психологии остается актуальным вопрос диагностики ранних признаков нарушения школьной адаптации детей в массовой школе. Особую научную и практическую значимость представляют изучение особенностей адаптации и профилактика ранних признаков ее нарушений у детей, проживающих в северных районах в условиях Заполярья. Комплекс природных факторов Крайнего Севера оказывает выраженное негативное действие на физическое и психическое состояние человека, получившее название синдрома полярного напряжения (Е.Г. Виноградова, 1999). Наблюдения за жителями северных промышленных комплексов и результаты исследований, проведенных на Севере (Ф.Б. Березин, 1988; А.К. Цгоева, 2006; А.А. Благинин с соавт., 2007), позволяют сделать заключение, что адаптационные способности индивида, определяющие возможность адекватной регуляции функционального состояния в период адаптации к экстремальным экологическим условиям полярных регионов, во многом зависят от психологических особенностей личности. Именно психика является важнейшим аппаратом приспособления человека к новой для него социальной и экологической среде, а изменение психологических характеристик - наиболее чувствительным индикатором процесса адаптации. Адаптация как процесс оптимального соотношения личности и окружающей среды является важным фактором личностного развития.

В соответствии с задачей выявления системообразующих факторов нарушений школьной адаптации детей в массовой школе, проживающих и обучающихся в усло-

виях Крайнего Севера, в нашем исследовании мы опираемся на клинико-психолого-педагогический подход. Научная новизна исследования состоит в выявлении надежных прогностических признаков нарушений школьной адаптации у детей младшего и среднего школьного возраста, а также определении возрастных особенностей структу-рообразования личностных характеристик у детей с ранними признаками нарушения школьной адаптации и с дезадаптацией.

Нами было проведено исследование с участием детей и подростков в возрасте 9-15 лет, учащихся массовой школы, проживающих и обучающихся в г. Нижневартовск ХМАО. Общая выборка составила 109 человек. Для изучения клиникопсихологических характеристик мы использовали экстенсивные и интенсивные методы: клинико-биографический метод с целью анализа особенностей воспитания ребенка в семье, особенностей его психического развития; анализ школьных характеристик детей; многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла с целью анализа структуры личности детей; метод изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. На основе полученных экспериментальных данных, а также модифицированной И.И. Мамайчук (2000) формулы Ф.Б. Березина соотнесенной фрустрационной напряженности нами был проведен анализ особенностей психической адаптации детей, выделены 4 группы (табл. 1): 1-я группа - дети 9-11 лет с нормальным уровнем адаптации (ПД=2,2+0,41), успевающих в обучении, 82,1% детей из полных семей; 2-я группа - подростки 12-15 лет с пограничным уровнем адаптации (ПД=4,2+0,44), успевающих в обучении, 80,6% подростков из полных семей; 3-я группа - дети 9-11 лет с высокой границей неустойчивой психической адаптации (ПД=6,2+1,1) в сочетании с трудностями в обучении, жалобами учителей и родителей на непослушание, конфликты в школе и дома, негативизм, упрямство, 52% детей из полных семей; 4-я группа - подростки 12-15 лет с неустойчивой психической адаптацией (ПД=5,7+1,1) в сочетании с трудностями в обучении, жалобами учителей и родителей на частые вспышки гнева, конфликтность, прогулы в школе, непослушание, 52% подростков из полных семей. Таким образом, в 3-ю и 4-ю группы вошли дети и подростки с нарушениями школьной адаптации.

Таблица 1

Показатели психической дезадаптации и групповой конформности изучаемых

групп

Изучаемая группа Уровень психической дезадаптации Значение ОСЯ, %

Группа 1 (дети 9-11 лет) 2,2 ±0,41 63,5±2,5

Группа 2 (подростки 12-15 лет) 4,2 ± 0,44 70,2±1,9

Группа 3 (дети 9-11 лет) 6,2 ± 1,11 43,9±3,6

Группа 4 (подростки 12-15 лет) 5,7 ±1,1 31,7±2,0

В результате математико-статистической обработки и анализа всего массива первичных данных были получены следующие результаты. Корреляционные связи выявлены в 1-й группе между значениями индекса психической дезадаптации (ПД) и фактором Б (возбудимость) (г= + 0,33; р<0,05), фактором А (обратная связь - общительность) (г= -0,40; р<0,05), фактором Н (обратная связь - социальная смелость) (г= -

0,60; р<0,01). Из этого следует, что дети 9-11 лет с нормальным уровнем психической адаптации (ПА) эмоционально уравновешены, общительны, открыты, успешны в построении социальных отношений. Во 2-й группе выявлены корреляционные связи между индексом ПД и фактором Б (возбудимость) (г= + 0,42; р<0,05), фактором ()2 (конформизм-нонконформизм) (г= + 0,43; р<0,05) и 03 (обратная связь - низкий самоконтроль) (г= -0,40; р<0,05). Подростки 12-15 лет с нормальным уровнем ПА способны к самообладанию и уравновешены, ориентированы на социальное одобрение, конгруэнтны к общественным нормам, контролируют свое поведение. Таким образом, на формирование интегрированного поведения и ПА детей 9-11 лет влияют экзогенные факторы, отражающие аффективную сферу (факторы А, Б) и чувствительность вегетативной нервной системы к угрозе (Н). С возрастом на способности к адаптации у под-

ростков 12-15 лет наиболее выраженное влияние оказывают уровень поведенческой регуляции и степень осознания социальных требований - ориентация на социальное одобрение и групповое мнение. В 3-й группе выявлены корреляционные связи между индексом психической дезадаптации и фактором D (возбудимость) (г= + 0,58; р<0,01), фактором А (обратная связь - общительность) (г= -0,40; р<0,05), фактором Н (обратная связь - социальная смелость) (г= - 0,61; р<0,01), фактором О (тревожность) (г= + 0,59; р<0,01). В 4-й группе обнаружены зависимости между показателем ПД и фактором D (возбудимость) (г= + 0,43; р<0,05), фактором А (обратная связь - общительность) (г= -0,41; р<0,05), фактором О (тревожность) (г= + 0,73; р<0,01), фактором I (чувствительность) (г= + 0,43; р<0,05), фактором F (обратная связь - беспокойство) (г= -0,43; р<0,05). Из этого следует, что дети и подростки с неустойчивой ПА отличаются повышенной возбудимостью, повышенной тревожностью, социальной робостью, низким коммуникативным потенциалом. Подростки 12-15 лет с неустойчивой ПА характеризуются высокой чувствительностью, эмоциональной незрелостью, высоким уровнем беспокойства, доминированием тревожно-депрессивного фона настроения, низким уровнем способностей справляться с неудачами, обособленностью и негативизмом. Уровень дезинтеграции поведения подростков с неустойчивой ПА обнаруживает выраженную взаимосвязь с эмоционально-волевыми и коммуникативными особенностями их личности в сравнении с подростками с нормальным уровнем адаптации.

Анализ особенностей поведенческих реакций в ситуациях фрустрации по методике С. Розенцвейга выявил, что у детей и подростков с неустойчивой ПА в ситуациях фрустрации отмечается неконструктивность в преодолении препятствий, тенденция к переоценке их значимости, преобладание самозащитных реакций, восприятие ситуации как объективно (или субъективно) непреодолимой. Высокий уровень фрустраци-онного напряжения приводит к деструктивным способам реагирования или к избеганию какого-либо решения. Сравнительный анализ показателя групповой конформности GCR (Group conformity rating) как меры социальной адаптации детей и подростков к своему окружению в возрастных группах выявил достоверное (р<0,001) снижение показателя социальной адаптации у детей 9-11 лет и подростков 12-15 лет с неустойчивой ПА (табл. 1).

Полученные данные свидетельствуют о том, что сруктурообразующими компонентами личности детей и подростков с неустойчивой ПА являются эмоциональноволевые и саморегулирующие характеристики (повышенная чувствительность к угрозе, тревожность, эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль поведения, высокий уровень фрустрационного напряжения). Анализ особенностей поведения детей и подростков с неустойчивой ПА показал неконструктивность в преодолении препятствий, тенденцию к переоценке их значимости, преобладание самозащитных реакций, низкую потребность в разрешении конфликтов. Проведенное исследование является важным ориентиром в диагностике ранних признаков нарушений школьной адаптации и позволяют разработать комплексную психопрофилактическую и психокоррекционную программу работы с детьми и подростками, проживающими в северных районах в условиях Заполярья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л. : Наука, 1988. - 270 с.

2. Благинин, A.A. Личностный адаптационный потенциал как интегральная психологическая характеристика адаптационных способностей людей, проживающих в условиях Крайнего Севера / A.A. Благинин, А.К. Цгоева, В.В. Торчило // Высшее образование XXI века / под ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб., 2005. - С. 232-237.

3. Виноградова, Е.Г. Показатели репродуктивной системы женщины в оценке экологической ситуации в регионе : дис. ... канд. мед. наук / Виноградова Е.Г. - СПб., 1995,- 158 с.

4. Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции / И.И. Мамайчук. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 168 с. - ISBN 5-288-02192-9.

5. Цгоева, А.К. Особенности социально-психологической адаптации работников опасных производственных объектов в условиях Крайнего Севера : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Цгоева А.К. - СПб., 2006. - 22 с.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ РИСКА РАДИАЦИОННОГО ПОРАЖЕНИЯ

Татьяна Борисовна Мельницкая, кандидат психологических наук, Обнинский государственный технический университет атомной энергетики (ИАТЭ)

Аннотация

В статье приведены результаты оценки социально-психологических последствий переживания радиационного риска у разных возрастных групп населения Калужской, Брянской, Орловской и Тульской областей, у которых зафиксированы неблагоприятные эмоциональноличностные изменения в связи с субъективными особенностями восприятия угрозы радиационной опасности (группа риска).

Ключевые слова: восприятие радиационного риска, социально-психологические проблемы населения, информационный фактор.

SOCIAL-PSYCOLOGICAL PROBLEMS AND AGE PECULIARITIES AT RADIATION RISK EXPERIENCE

Tatyana Borisovna Melnitskaya, candidate of psychological sciences,

Obninsk State Technical University of Atomic Engineering

Abstract

Results of socio-psychological consequences of radiation risk experience at different age groups of people in Kaluga, Bryansk, Oryol and Tula areas, where unfavorable emotional and personal changes were registered due to subjective perspective features of radiation threat have been represented.

Key words: perception of radiation risk, socio-psychological problems of population, information factor.

ВВЕДЕНИЕ

Крупномасштабная радиационная авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) выдвинула проблему психологического изучения ее последствий и определила высокую актуальность разработки программ социально-психологической реабилитации и информационно-психологической защиты населения. По данным многочисленных исследований [1,3,4], одно из лидирующих мест в структуре стресс факторов радиационной аварии занимает психологический фактор, а в оценке радиационного риска существенную роль играют возрастные особенности человека [2].

С 2002 года по настоящее время специалистами Обнинского научно-исследовательского центра «Прогноз» (ОНИЦ «Прогноз»), центров социальнопсихологической реабилитации населения (ЦСПР) и региональных информационноаналитических центров (РИАЦ) Орловской, Брянской, Калужской и Тульской обл. ведется мониторинг социально-психологического состояния населения, проживающего на радиационно-загрязненных территориях (РЗТ). Данные мониторинга показывают зависимость между уровнем стресса и социально-демографическими характеристиками респондентов. Именно это определило цель настоящего исследования - выявление социально-психологических последствий переживания радиационного риска у разных возрастных групп населения центральных областей России, у которых зафиксированы неблагоприятные эмоционально-личностные изменения в связи с субъективными особенностями восприятия угрозы радиационной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.