Научная статья на тему 'Диагностика правовой культуры студентов технического профиля'

Диагностика правовой культуры студентов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
580
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ДИАГНОСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиханова Е.Г.

В статье представлены результаты диагностики правовой культуры студентов технического профиля, обучающихся на первом курсе Самарского университета. Диагностика проводилась по критериям, соответствующим компонентам правовой культуры: когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностный. Для определения каждого компонента были разработаны инструменты и подобраны способы диагностики. Далее автором определена значимость каждого компонента для их индексации. В заключении представлены результаты по формуле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шиханова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика правовой культуры студентов технического профиля»

УДК: 378.1

ДИАГНОСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Шиханова Е.Г., 2017 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.

Королева" (Самарскийуниверситет), ассистент кафедры социальных систем и права, г. Самара

Аннотация: в статье представлены результаты диагностики правовой культуры студентов технического профиля, обучающихся на первом курсе Самарского университета. Диагностика проводилась по критериям, соответствующим компонентам правовой культуры: когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностный. Для определения каждого компонента были разработаны инструменты и подобраны способы диагностики. Далее автором определена значимость каждого компонента для их индексации. В заключении представлены результаты по формуле.

Ключевые слова: правовая культура личности, компоненты правовой культуры, диагностика правовой культуры, студент технического профиля.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества личность с высоким уровнем правовой культуры становится потребностью современного общества. Такую личность будут характеризовать правовая информированность, правовая осведомленность, развитое правовое сознание, уважение закона, осознание ценности и целесообразности правомерного поведения, активное правомерное поведение, способность и желание решать возникающие проблемы в рамках правового поля, активная гражданская позиция. В силу возрастных и психологических особенностей человека формирование указанных качеств будет эффективным в период наибольшей социализации, в студенческой среде. Студенты считаются наиболее активной социальной группой, потому что именно в это время молодые люди получают целевые установки и жизненные ориентации. Вне зависимости от профиля обучения, в период обучения у студентов формируется правовая культура, приобретаются новые для них правовые знания и убеждения, умения и навыки взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в рамках правового поля, появляются собственные представления и ориентиры, соответствующие или несоответствующие правомерному поведению.

В настоящей работе мы остановимся на правовой культуре студентов технического профиля. Целью исследования является диагностика уровня правовой культуры студентов технического профиля.

В педагогической доктрине для определения уровня правовой культуры личности исследователями принято структурировать ее на компоненты. И это абсолютно обосновано, потому что таким образом мы можем более качественно исследовать феномен. В настоящем исследовании мы выделили три структурных элемента: когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностный. Когнитивный компонент включает в себя правовые знания, осознание правового статуса личности. Некоторые исследователи разделяют эмоциональный и волевой компонент. Нам представляется целесообразным соединить данные компоненты, поскольку для диагностики этих компонентов используются сходные методики. Поведенческий и деятельностный также объединены в один, поскольку формирование правовой активности будет результативным показателем только при наличие правомерного поведения.

Нами проведено исследование, направленное на определение уровня правовой культуры студентов технического профиля. Исследование проводилось среди первокурсников технических специальностей в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего

образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (далее - Самарский университет). В исследовании приняло участие 382 студента. Анкета оформлялась анонимно, что позволяло ребятам более открыто отвечать на поставленные вопросы.

Вниманию первокурсников предлагалась анкета, содержащая три блока, каждый из которых содержал критерии для определения одного из компонентов правовой культуры. В анкету были включены:

- 8 закрытых тестовых вопросов, касающихся их правовой информированности, актуальности правовых знаний для специалиста технического профиля (когнитивный компонент правовой культуры);

- 3 утверждения, характеризующих их отношение к правовой системе нашей страны (эмоционально-волевой компонент правовой культуры);

- 5 кейс-ситуаций, позволяющие нам в зависимости от описания своих действий опрашиваемыми, определить правомерность их поведения в повседневной жизни и их способность реализовывать имеющиеся правовые знания и убеждения (поведенческо-деятельностный компонент правовой культуры).

Для диагностики уровня правовой культуры мы выделили 5 уровней:

1 - низкий (0%-20%);

2 - ниже среднего (21%-40%);

3 - средний (41%-60%);

4 - выше среднего (61%-80%);

5 - высокий (81%-100%).

При обработке показателей (каждого из 8 вопросов) когнитивного компонента нами использовалась формула: х(%)= n/N *100%, где х - процент выборки правильного варианта ответа; n

- количество правильных выборов опрашиваемых; N - общее количество респондентов. Далее, для определения уровня когнитивного компонента, процентные результаты по всем 8 вопросам суммировались и высчитывался средний показатель.

Для диагностики эмоционально-волевого компонента нами использовалась шкала «согласия-не согласия» с утверждениями. Согласие с каждым утверждением из 3, респонденты оценивали по 10-бальной шкале, где 0 - «абсолютно не согласен», а 10 - «абсолютно согласен». Далее нами анализировалось каждое утверждение, а именно соотносились полученные результаты с уровнями правовой культуры, указанными выше, по схеме:

• низкий уровень - 1-2 балла;

• ниже среднего - 3-4 балла;

• средний - 5-6 баллов;

• выше среднего - 7-8 баллов;

• высокий - 9-10 баллов.

Обработка кейс-ситуаций проводилась по 5-бальной шкале, соответствующей по аналогии предложенным ранее уровням правовой культуры. Изначально обрабатывались результаты по каждой ситуации, далее результаты суммировались и высчитывался средний показатель компонента.

Таким образом, мы получили следующие результаты: когнитивный компонент правовой культуры студентов технического профиля составил 32%, что соответствует уровню ниже среднего (показатель - 2). Эмоционально-волевой компонент - 68%, что соответствует уровню выше среднего (показатель - 4). И поведенческо-деятельностный компонент оказался на низком уровне (показатель

- 1) - 19%.

Далее, для определения уровня правовой культуры, мы соотнесли компоненты правовой культуры между собой в соответствие с их значимостью и присвоили каждому коэффициент. Когнитивный компонент - это знания - основополагающий компонент, но с другой стороны, знание законов и правовая компетентность не дает гарантии, что человек положительно оценивает правовую систему, соблюдает законы и использует эти знания для защиты своих и чужих прав. В связи с чем, значимость когнитивного компонента мы определили как 25% из 100% (коэффициент -0,25). Эмоционально-волевой компонент мы представляем вторым по иерархии значимости. Эмоционально-волевой компонент в совокупности с когнитивным может показать высокий уровень

знания законов и положительно-ценностное к ним отношение, но человек, обладая данным уровнем, может абсолютно не пользоваться этими знаниями, не проявлять активность в правовой сфере, а даже стараться решать вопросы вне правового поля. Значимость эмоционального-волевого компонента - 35% из 100% (коэффициент - 0,35). Поведенческо-деятельностный, по нашему мнению, является определяющим компонентом, соответственно имеет наиболее существенное значение для характеристики высокого уровня правовой культуры. Данный компонент выходит на первое место по причине того, что исполнение законов, активная правовая позиция, решения вопросов в рамках правового поля - это залог развития правовой культуры не только личности, но и общества в последующем. Лица с высоким уровнем именно поведенческо-деятельностного компонента будут носителями правовой культуры для других членов общества, примером правомерного поведения. Количественной характеристикой поведенческо-деятельностного компонента будет 40% из 100% (коэффициент - 0,4).

Выявление общего уровня правовой культуры студентов технического профиля мы проводили по формуле, суммируя показатели каждого компонента умноженного на его коэфициент:

ПК СТП = (УКК*0,25) + (УЭВК*0,35) + (УПДК*0,40), где

ПК СТП - правовая культура студента технического профиля;

УКК - уровень когнитивного компонента;

УЭВК - уровень эмоционально волевого компонента;

УПДК - уровень поведенческо-деятельностного компонента.

Таким образом, мы получаем:

ПК СТП = (2*0,25) + (4*0,35) + (1*0,4) = 0,5 + 1,4 + 0,4 = 2,3

По выделенной нами иерархии уровней правовой культуры: 2,3 - незначительно выше уровня «ниже среднего», у которого показатель - 3. В совокупности проанализированного материала можно сделать вывод, что студенты технического профиля Самарского университета обладают уровнем правовой культуры «ниже среднего», в связи с тем, что низкий уровень поведенческого компонента компенсируется выше среднего уровнем эмоционально-волевого компонента.

Сегодня выпускник вуза, желая быть конкурентоспособным должен обладать не только специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и уметь выполнять задачи общего характера, например: ориентироваться в нормативно-правовых документах, использовать их в своей профессиональной деятельности, составлять юридические значимые документы (заявления, служебные записки, объяснительные и т.д.). Таким образом, мы получаем «заказ» на формирование личности выпускника вуза с высоким уровнем правовой культуры. И специалисты технического профиля не являются исключением.

В заключении стоит отметить, что уровень правовой культуры студента технического профиля «ниже среднего» является ненадлежащим для будущего специалиста и имеется возможность для повышения этого уровня. В соответствие с результатами, только эмоционально-волевой компонент находится на приемлемом уровне, над когнитивным и поведенческо-деятельностным компонентами необходимо активно работать. В перспективе работа должна быть направлена, во-первых, на развитие правовой информированности и осведомленности студентов (когнитивный компонент) и, во-вторых, на формирование у них правомерного поведения, умений и навыков по реализации своих прав и обязанностей (поведенческо-деятельностный компонент). Эмоционально-волевой компонент в данном случае позволяет нам предположить, что развитие двух других компонентов будет эффективным, потому что он поможет стимулировать студентов к получению правовых знаний во внеучебное время и в дальнейшем будет залогом правомерного поведения с их стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.