«Ил бэхете ине» 'Был он счастьем народа', по своей традиционной форме восходящая к причетному творчеству.
Урал шунда йыгылган, И упал Урал-батыр,
Бвтэ кеше йыйылган. Собрался вокруг народ.
Ил бэхете ине, тип, «Счастьем страны был он», -
Бары hы■ктап илаган [6, с. 170]. Так оплакивал его народ.
Таким образом, в башкирских и казахских песнях-плачах, связанных с уходом человека из жизни отражены древние верования о магии слез. Переход в мир иной , по логике древних, возможен был только через оплакивание. Поэтические тексты, со временем входящие в общую структуру плача , образуют причитание как произведение как художественно-эстетическое.
Рассмотрим наиболее эффективные методы обучения башкирской и казахской обрядово-бытовой поэзии. Так, метод Джиг-со можно использовать на уроке для изучения и анализа выше названной темы следующим образом:
Темы распределены по группам:
1-группа - «Семейно-бытовая обрядовая поэзия, связанная с рождением ребёнка»;
2-группа - «Свадебная обрядовая поэзия»;
3-группа - «Обрядово-бытовые песни, связанные с уходом человека из жизни». Представители разных групп, собираясь за одним столом, за относительно короткий срок изучают материал по названной теме с тем, чтобы впоследствии донести усвоенное ими до своей первоначальной группы. Отметим положительные стороны этого метода:
- за время урока обучающиеся, изучая и обсуждая мини-темы в группах, в конечном итоге, охватывают обширные сведения по теме урока;
- идет активное восприятие и обсуждение материала всем классом: нет актёров и слушателей;
- мобилизуются способности ученика слушать, слышать и воспринимать услышанный материал;
- совершенствуются навыки сжимать и разворачивать материал с тем, чтобы как можно качественнее объяснить участникам своей группы об услышанном;
- повышается чувство ответственности перед своей группой.
Одной из часто применяемых стратегий является метод «Знаю. Хочу знать. Узнал» (ЗХУ). Особенностью данной страте-
Библиографический список
гии является то, что она работает в течение всего урока, от начала до конца. Если в начале урока учащиеся отмечают в таблице то, что уже к данному моменту им известно по теме урока, то в последующем они размышляют над тем, что хотели бы узнать еще по данной теме. С этой целью они формулируют вопросы, ответы на которые им следует найти самостоятельно в процессе урока. Иными словами, чтобы получить качественные знания по теме урока, учащиеся сознательно проделывают следующие умственные процессы:
1) восстанавливают в памяти ранее изученное по теме;
2) формулируют вопросы, на которые хотят получить ответы;
3) резюмируют то, чему научились на данном уроке. Все эти процессы позволяют учащимся обнаружить в себе исследовательские способности, которые вызывают интригу, интерес к изучению и активизируют их познавательную деятельность. Несомненно, этот метод очень успешно ляжет в основу самостоятельного изучения учащимися темы «Семейно-бытовая обрядовая поэзия башкирского и казахского народов».
Метод «РАФТ» способствует совершенствованию письменной речи учащихся. Этот метод положительно влияет на развитие и совершенствование творческих способностей учащихся.
Стратегия «Диаграмма Венна» применима при сравнении и сопоставлении особенностей фольклора тюркоязычных стран, в частности темы «Обрядово-бытовая поэзия башкирского и казахского народов».
Такие стратегии, как «INSERT», «Путешествие по галерее», «Семантическая карта» и другие позволяют ученику глубже понять содержание текста, анализировать задания, направленные на формирование самостоятельной позиции учащихся, их функциональной грамотности. На материале темы «Семейно-быто-вая обрядовая поэзия башкирского и казахского народов» можно собрать и «доукомплектовать» задания для различных групповых работ, соответствующие возрасту и интересам учащихся [7, с. 32, 85].
Применение интерактивных методов обучения при изучении темы «Семейно-бытовая обрядовая поэзия башкирского и казахского народов» дает неоценимые возможности для формирования функциональной грамотности учащихся, для развития и совершенствования их поисковых, творческих исследовательских способностей. Вместе с тем, что очень важно, в процессе урока активизируется весь класс.
1. Путин В.В. Духовное состояние молодёжи и ключевые аспекты нравственного и патриотического воспитания. Available at: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/16470
2. Султангареева Р.А. Календарная поэзия. Available at: http://xn-—7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn-p1ai/index.php/component
3. Казахстан. Национальная энциклопедия. 8-том. Алматы: Главная редакция Казахской энциклопедии, 2006: 540.
4. Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде: фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов. Уфа: Гилем, 2005.
5. Султангареева Р.А. Йола - система и нормыжизневедения башкир. Уфа: Китап, 2015.
6. Урал батыр. Башкирский народный эпос. Уфа: Китап, 2010: 184.
7. Мирсеитова С. Обучать, исследуя - исследовать, обучаясь. Караганда: ИП «Жолдак Е.В.», 2011. Referencеs
1. Putin V.V. Duhovnoe sostoyanie molodezhi i klyuchevye aspekty nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/16470
2. Sultangareeva R.A. Kalendarnaya po'eziya. Available at: http://xn-—7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn-p1ai/index.php/component
3. Kazahstan. Nacional'naya 'enciklopediya. 8-tom. Almaty: Glavnaya redakciya Kazahskoj 'enciklopedii, 2006: 540.
4. Sultangareeva R.A. Zhizn'cheloveka vobryade: fol'klorno-'etnograficheskoe issledovanie bashkirskih semejnyh obryadov. Ufa: Gilem, 2005.
5. Sultangareeva R.A. Jola - sistema inormy zhiznevedeniya bashkir. Ufa: Kitap, 2015.
6. Ural batyr. Bashkirskijnarodnyj 'epos. Ufa: Kitap, 2010: 184.
7. Mirseitova S. Obuchat', issleduya - issledovat', obuchayas'. Karaganda: IP «Zholdak E.V.», 2011.
Статья поступила в редакцию 09.11.17
УДК 372.854:37.012.3
Grinchenko E.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Mendubaeva Z.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kurdumanova O.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Jarkih L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Gilyazova I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
DIAGNOSTICS OF THE OPERATIONAL-ACTIVITYCOMPONENTINTHECHEMISTRYTFMININGOF MEDICINES TUDENTS.
The article describes methods of pedagogical diagnostics of the operational and operational component of chemical competences. The process of formation of chemTalcpmTe teocios re-resents а с omEinatisnsf the folio win. оттропе nts o r components: AEtiva-tional-value, cognitive, operational-activity, reflexive. Since in the competence approach the activity is prevailing, the operational-activity component is considered as onasP tOeoain cop|onpnts oftPestudsct'sast City. This perat En aland activity component in the chemical education of a student at a medical school is analyzed with the help of the method of monitoring the performance of laboratory work and analyzing student work:individualtasPs,-ests, aid SNldisgeituati onTproMLMP.
Key words: components of chemical competences, operational-activity component, diagnostics using a method of observation and analysis.
Е.Л. Гринченко, канд. пед. наЕНСОЕреп.,ФГБОТВО «mMcsuu еосрдтрсмсеоный меНицснткисртиварситет», г. Омск,
Е-mail: [email protected]
З.А. Мендубаева, канд. пед. оаитйоц.,ФГТОУВО Олнносгтсрдарстресоьш MidEAst-octi унисерситет», г. Омск,
Е-mail: [email protected]
О.И. Курдуманова, д-р пед. наук, проф, ФГТОМЕЕ Омсоий aTCuEapcoTeHHeiNiPedENEHcauTBHuespcumeo»,aIMMCK.
Е-mail: [email protected]
Л.А. Жарких, канд. пед. наук, Dct ФГЕОЕвосТссяий государот-веЕныйл-еРоцЕнакЕрросорсссет», е.оот,
Е-mail: [email protected]
И.Б. Гилязова, канд. пед. науп.до0.,ФГООЕОО«Оаский гоитдстствснныймедицинский университет», г. Омск,
Е-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА ОПЕРАЦИООАЛСНО-ДЕЯТтЛЬПЕОСТООО ВОСТАСЛЯЕОЩЕЙ В ХИМИЧЕСКОЙ ПОД ГОТОВЕТ СТУДЕНТОт-МАДИООВ
В статье приведены методы педагогической диагностики операционально-деятельностной составляющей химических компетенций. Процесс формированиснтмичоисинктмпетинциИпнРДСЕавтяетсЕвокупе ость следующих компонентов или составляющих: мотивационно-ценностной, когнитивной, операционально-деятельностной, рефлексивной. Поскольку в компе-тентностном подходе деятельность являетсЕиревтлиррснРЙ1 нпираоиснартно-рестельлностсая составляющая расомаери-вается в качестве одной из главных составляющих деятельности студента. Операционально-деятельностная составляющая в химической подготовке студе нтатодицесскиго вуЕнанелтЕиртнтл ась епемоицыоорттсантблоденистарыпсоюениеи лабораторных работ и анализа студенческих работ: индивидуальных заданий, контрольных работ, решение ситуационных задач.
Ключевые слова: составляющие химичесоих кисиотттциЕ, ЕоиратиоЕйльир-теятЕльноотнот ссставояощао, диагностика с помощью метода наблюдения и анализа.
В современных условиях химическая подготовка сопряжена с формированием предметных компетенций, которые имеют конкретное описание и возможностьформирования вра мках учебного предмета. При рассмотрении профессиональной подготовки студентов наибольшее вниманируррляртся апррделрнвю и способам оценки необходимых компетрнций , мртодам ифдр-мам, позволяющим перенести акцент со знаний на практические умения [1, с. 87].
Таким образом, химическую компетенцию можно рассматривать как результат образовательных технологий, методов, форм обучения химическим дисциплинам, всей образовательной среды химического образования, создающей условия приложения профессионально-значимых знаний и опыта [2, с. 31].
В процессе формирования компгррн ций мырыцеляеосле-дующие компоненты или составляющие: мотивационно-ценност-ную, когнитивную, операционально-деятельностную, рефлексивную [3].
Специалисты справедливо отмечлюцчлоцри определении готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности следует учитывать единство и взаимксвьзивсехкомпоеын-тов, характеризующих качество ресульраевв обцазцвателиной деятельности [4, с. 92].
Операционально-деятельностнаясистацля пщаярамипас-сматривается в контексте взаимосвязи компетентностного, лич-ностно-ориентированного и контекстного подходов.
Для определения степени сформированности у студентов операционально-деятельностной составляющей химических компьтеетий в пцоытссе ьамробразовкиелдной -лятильносия по химии мы использовали метод включенного наблюдения за выполненвем лабрратортыл^^т икнакчм с^енкескихрп^т (лндеиидрцюьных задмиир.юониролиных рабое),еоьорый попьвк дился по методике А.В. Усовой [5] и представляет собой вычисление коэффициента полноты выполняемых операций:
KnRO
n*N '
где п - число операций, выполненных 1-м студентом, п- число выполненных операций, N - количество студентов.
В ходееаблмденит мы oтрлeликтлидeятeдрнoктзатyдeн-тов при выполникии лаеризторных раьит:оценивали технику проведения лабораторных опытов, четкость выполняемых ьпедатиа. FKeзрльоaтиlвнпиилиеивoцeвкчниlP лися, зоьорый кеждыйcтпдeниофьимлял пocоaвытвкcьoаoP-
щающая таблица, фрагмент которой представлен ниже (таблица 1).
Выпол вениела брцатитзыхплбор пкдокзотетмет,тти си-/^^ьзе^ив иежет рцимензтьпапраккипк,а фмртулировка идекватныо выводов требует от студента умения проводить анализ и синтез (в соответствии с таксономией Б.Блума). Обобщенные результаты наблюдений за выполнением лабораторных
Таблица1
Фрагмент таблицы «ОцениваниеоперациональнойеяделлаосднойсостатляющеДхимичесаихкомпетенцдй
при проведении лабораторных работ»
№ Ф.И.О. студента коэффициент полноты выполняемых операций К
Л.1* Л.2 Л.3 Л.4 Л.5 Л.6 Л.7 Л.8
1 А.А.А.
2 Б.Б.Б.
3 В.В.В.
4 Г.Г.Г.
5 д.д.д.
*Л.1, Л.2, Л.3 и т.д. - номера лабораторных работ
Таблица 2
Результаты диагностики лабораторных действий
Этап эксперимента Коэфс зициент полноты выполняемых операций Кпво, уровни
высокий К > 0,9 пво ' продвинутый 0,75>К >0,9 пороговый 0,6<К <0,75 низкий К < 0,6 пво
Кол-во студентов, % начало ПЭ 8,4 38,5 21,7 31,4
конец ПЭ 14,9 57,4 16,7 11,0
ф*эмп, критерий Фишера 2,83 5,24 1,75 7,09
работ, индивидуальных заданий, контрольных работ приведены в таблице 2.
Результаты свидетельствуют об изменении коэффициента полноты выполняемых операций: в сторону увеличения - для студентов с высоким уровнем, и в сторону уменьшения - для студентов с низким уровнем на разных этапах эксперимента.
Кроме лабораторных работ при оценке сформированности операционально-деятельностной составляющей мы использовали способность студентов решать контекстные и ситуационные задачи. Учитывая принцип системности, такие задачи предлагались студентам в течение всего периода обучения химии и включались в лабораторные занятия, домашние задания, текущие и итоговые контрольные работы. В течение учебного семестра составлялась таблица, в которой фиксировались все данные по каждому студенту экспериментальной группы, затем была составлена обобщающая таблица. Таблица демонстрирует изменения количества студентов, правильно решивших контекстные и ситуационные задачи на начальном и конечном этапах эксперимента (таблица 3).
Данные, полученные при оценивании операционально-дея-тельностной составляющей химических компетенций в ходе проведения лабораторных работ и в процессе решения задач, были обработаны в соответствии с методикой А.В.Усовой, результаты представлены в таблице 4.
Обобщённые данные, представленные в таблице 5 и на диаграмме рисунка 1, свидетельствуют о положительной динамике изменения уровня операционально-деятельностной составляющей химических компетенций на начальном и конечном этапах эксперимента.
Статистическая проверка достоверности результатов проводилась сначала с помощью критерия Вилкоксона [6], значения Т меньше Т , следовательно, полученные на конечном этапе
эмп. кр.' " ' 1
эксперимента данные статистически достоверны. Вторым этапом была проведена математическая обработка полученных результатов с помощью критерия Фишера ф*эмп [6]. Эмпирические данные ф*эмп больше критического значения ф*кр=1,64 (таблица 5), что позволяет нам отклонить нулевую гипотезу и выбрать альтернативную.
Таблица 3
Результаты решения контекстных и ситуационных задач
Кол-во студентов, в %
Тип задач констатирующий этап формирующий этап контрольно-обобщающий этап
контекстные задачи 27 63 78
ситуационные задачи 18 57 75
Таблица 4
Результаты диагностики операционально-деятельностной составляющей химических компетенций
на разных этапах эксперимента
Уровень Количество студентов, в %
2010/2011 уч. г. выборка 103 чел. 2011/2012 уч.г. выборка 94 чел. 2012/13 уч. г. выборка 95 чел. 2014/15 уч. г. выборка 90 чел.
НПЭ КПЭ НПЭ КПЭ НПЭ КПЭ НПЭ КПЭ
высокий 14,6 21,3 16,0 23,4 13,7 22,1 13,3 23,3
продвинутый 26,2 48,5 31,9 44,7 32,6 51,6 38,8 51,1
пороговый 36,9 19,5 34,0 22,4 33,7 17,9 30,2 17,9
низкий 22,3 10,7 18,1 9,6 20,0 8,4 17,7 7,7
Таблица 5
Обобщенные результаты диагностики операционально-деятельностной составляющей химических компетенций
Этап эксперимента Уровни
высокий К > 0,9 пво продвинутый 0,75а К > 0,9 пво пороговый 0,6< К < 0,75 пво низкий К < 0,6 пво
Кол-во студентов, % начало ПЭ 13,9% 32,4% 33,7% 19,5%
конец ПЭ 22,0% 49,0% 19,4% 9,1%
ф*эмп, критерий Фишера 2,92 4,69 4,51 4,16
60700% 50,00% 40,00% 30,00%
£
п
о
?
=
0
1
и О
£ 20,00%
о
X
О
а
10,00% 0.00%
49,0
32,4 33,7
22,5 19,4 19,5
14,4 ■ 9,1
■
Начало ПЭ I Конец ПЭ
высокий продвинутый пороговый низкии Уровни операционально-деятельностной состаляющей
Рис.1. Динамика сформированности у студентов операционально-деятельностной составляющей химических компетенций
на разных этапах эксперимента
Данные педагогического исследования операционельни-дь-ятельностной составляющей химических компетенций можно считать стиииидическидостовернымд
Проведенная математическая обработка полученных данных свидетельствует о статистической значимости результатов. Использованные намиметодикиявляютсяобъ-
Библиографическийсписок
ективными, могут применяться в любых учебных заведениях, где операционально-деятельностная составляющая значима для освоения будущей профессии. Объективная картина исходного уровня позволяет корректировать и оптимизировать пути управления процессом обучения химии.
1. Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей. Социально-гуманитарные знания. 2006;6:235 -240.
2. Агафонова, И.П. Методика проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов - будущих фармацевтов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2014.
3. Гринченко Е.Л. Формирование и развитие предметных компетенций у студентов в процессе самообразовательной деятельности по химии в медицинском вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.
4. Аскеров Э.М. Многокритериальная модель оценивания профессиональной компетенции специалистов. Информатика и образование. 2009; 8: 110 - 112.
5. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. Москва: Знание, 1987.
6. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н., Ольхович И.П. Анализ результатов педагогического эксперимента: учебное издание. Омск: ООО Гуманит. центр «Альфа и Омега», 2008.
References
1. Avdeev V.M. Kompetentnostnyj podhod v konstruirovanii sovremennyh obrazovatel'nyh modelej. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2006; 6: 235-240.
2. Agafonova, I.P. Metodika problemno-integrativnogo obucheniya himicheskim disciplinam studentov - buduschih farmacevtov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.
3. Grinchenko E.L. Formirovanie i razvitie predmetnyh kompetencij u studentov v processe samoobrazovatel'noj deyatel'nosti po himii v medicinskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.
4. Askerov 'E.M. Mnogokriterial'naya model' ocenivaniya professional'noj kompetencii specialistov. Informatika i obrazovanie. 2009; 8: 110 - 112.
5. Usova A.V., Bobrov A.A. Formirovanie u uchaschihsya uchebnyh umenij. Moskva: Znanie, 1987.
6. Sheloncev V.A., Shelonceva L.N., Ol'hovich I.P. Analiz rezul'tatov pedagogicheskogo 'eksperimenta: uchebnoe izdanie. Omsk: OOO Gumanit. centr «Al'fa i Omega», 2008.
Статья поступила в редакцию 08.11.17
УДК 37.036
DrobotO.E., teacherof theoreticaldisciplines,Children's ArtSchooln.a. M.A.Balakirev(Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
THE SYNTHESIS OF HISTORICAL AND ACTUAL PEDAGOGICAL IDEAS: THE THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS.
In the article the author reveals some features of the pedagogical method of M. A. Balakirev, based on the analysis of practical teaching activities and scientific research. The researcher stresses the importance of knowledge in historical retrospective in the creation of new pedagogical developments. The work highlights reference point of pedagogical methods that create a foundation for the author of the system of pedagogical activity of the teacher on the musical-aesthetic development of younger generation. The paper defines such conditions that are necessary for the implementation of this method. The author notes particular effectiveness of this method in the system of additional education, consonant with its goals and objectives.
Key words: M.A. Balakirev, pedagogical method, additional education, variability, creativity, intonation, improvisation, figurative, collective activity.
О.Е. Дробот, преп. теоретических дисциплин, ГБУДО «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева», г. Москва,
Е-mail: [email protected]