IV этап: Пропаганда и распространение передового педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Размещение педагогического опыта в банке ППО ОУ, публикации методических материалов в СМИ, проведение мастер-классов, открытых занятий.
Литература
1. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. 416 с.
Диагностика одаренных детей Баженова Н. С.
Баженова Наталия Сергеевна /Bazhenova Natalia Sergeevna - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бичурская средняя школа № 3, село Бичура, Республика Бурятия
Аннотация: диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка, некомпетентность специалиста. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Abstract: diagnosis of giftedness is an important and challenging problem for most professionals, both teachers and psychologists. This is due to many reasons such as the variety of types of giftedness, psychological characteristics of the child, the incompetence of the specialist. To identify abilities that are at the basis of giftedness should be involved not only teachers and psychologists, but also parents of the child.
Ключевые слова: одаренные дети, диагностика, способности, проблема. Keywords: gifted children, diagnosis, abilities, problem.
Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. В отличие от этого, проблемы людей с физическими недостатками и связанные с ними вопросы помощи так называемым ущемленным социальным группам были главной темой 70-80-е гг., пока не было признано, что и высокоодаренные дети и подростки заслуживают внимания, и им необходимы консультирование и помощь. С педагогической точки зрения удовлетворительными будут определения одаренности, связанные с предпосылками достижений, причем, несомненно, всегда необходимо учитывать влияние социального учебного окружения. Т. о., мы определяем одаренность как индивидуальные (когнитивные и мотивационные) личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях [1]. При этом развитие способностей понимается как взаимодействие или как продукт взаимодействия индивидуальных внутренних задатков и внешних факторов социализации.
К ним относятся такие методы, как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.
Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного
оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости [2].
В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу важно выявить у ребенка соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).
Согласно результатам исследований, высокоодаренные отличаются от среднеодаренных по следующим диагностически значимым личностным параметрам:
- высокие интеллектуальные способности;
- выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность);
- способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память;
- интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;
- интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность;
- убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;
- позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.
При диагностике одаренных школьников, прежде всего, требуется ответить на
вопрос о ее цели. Затем необходимо остановиться на определенной концепции одаренности или, по крайней мере, выбрать одно- или многофакторную модель. Для практических педагогических и/или психологических исследований рекомендуются многофакторные типологические модели одаренности. В выборе учащихся учителя руководствуются главным образом интересом к теме курса или соответствующего предмета, общей (не узкопредметной) пригодностью, способностями и достижениями в конкретной области, т. е. предварительной базой, значимой для курса. Эти результаты удивляют, потому что во многих теориях обучения, наряду с мотивационными условиями, предварительной подготовке приписывается наиболее важная прогностическая функция. По сравнению с этим, мотивацию достижения и стиль работы варьируют в качестве критериев отбора явно реже. Т. о., учителя располагают достаточной информацией о требованиях программы и соответствующих учениках.
Работникам системы образования было бы гораздо легче, если бы одаренные дети имели от рождения некую особую метку, но, к счастью для общества и для его отдельных членов, в реальной жизни этого нет. Вдобавок ко всему совершенно очевидно, что само понятие одаренности всегда расплывчато. Поэтому при определении системы поиска и выявления способных детей от каждой конкретной социальной общности требуется особенно тщательный учет соотношения потребностей и ресурсов. Хотя в настоящее время и не имеется однозначного решения, тем не менее, можно предложить ряд приемлемых вариантов. На схеме представлены основные принципы, лежащие в основе поиска с целью выявления одаренных детей.
Схема. Основные принципы построения системы выявления одаренных детей.
1. Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.
2. Разработка плана и программы обучения одаренных дошкольников.
3. Разработка процедур оценки:
а) определение функций, подлежащих оценке;
б) определение подлежащих сбору сведений.
4. Уточнение критериев отбора.
5. Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.
7
Литература
1. Одаренные дети. Г. В. Бурменский, В. М.Слуцкий, М, «Прогресс», 1995 г. - 380 с.
2. Основные современные концепции творчества и одаренности. под. ред. проф.Д. Б. Богоявленской «Молодая Гвардия», 1997г. - 402 с.
3. Лемешевская М. А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67.
4. Редикульцева А. В. Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74.
5. ГавриловаЕ. «Одаренность-это проблема?» // Обруч. - 1999. - № 3. - С. 36-37.