ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 2 Невзорова М.С. , Невзорова Т.В.
1Невзорова Мария Сергеевна - кандидат педагогических наук;
2Невзорова Тамара Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Мичуринский государственный педагогический институт, г. Мичуринск
Аннотация: в статье представлена тестовая методика исследования мотивации ответственного отношения обучающихся к учебно -познавательной деятельности. Методика является педагогическим инструментарием, предназначенным для установления уровней сформированности у учащихся эмоционально-ценностного, содержательно-смыслового, созидающего
компонентов мотивации познавательной деятельности.
Ключевые слова: мотивация ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности; эмоционально-ценностный компонент мотивации; содержательно-смысловой компонент мотивации; созидающий компонент мотивации.
УДК 15.9:37.015.3
В арсенале современной психологии и педагогики имеется достаточное количество диагностических методик, устанавливающих уровень сформированности мотивационных основ учебной деятельности субъекта, уровня ответственности. Перед нами в рамках исследования стояла задача создания методики, выявляющей уровень мотивации ответственного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности, поскольку этот частный вид мотивации составляет один из специфических компонентов учебно-познавательной ответственности обучающихся и лежит в основе воспитания последней. До сих пор психолого-педагогического инструментария, специфически направленного на исследование данного вида мотивации, не существовало.
Мотивация ответственного отношения школьников к учебно-познавательной деятельности есть сложное и динамическое явление, включающее в себя потребности личности в самоутверждении (личный престиж, успех и др.), самоопределении (профессиональном, социальном и др.), личностном росте (познавательные, творческих достижений и др.), а также привычка к необходимости выполнять учебно -познавательную работу, нашедшие канал успешной реализации в учебно -познавательной деятельности.
В структуре мотивации ответственного старшеклассников следующие компоненты: эмоционально-ценностный, содержательно-смысловой, созидающий [1].
Предлагаемая методика устанавливает уровень сформированности мотивации субъекта к учебно-познавательной деятельности. Для ее проведения требуются бланки-опросники для каждого оптанта. Время, отводящееся на обдумывание ответов, не ограничивается. Полученные результаты вносятся в протокол.
Инструкция. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения. Обдумайте свой ответ и поставьте соответствующую букву против каждого утверждения:
■ а) полностью согласен;
■ б) чаще всего, так;
■ в) чаще всего, не так;
■ г) совершенно не согласен.
В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт работы не только с учебными заданиями, которые были даны педагогами, но и с теми познавательными задачами, которые Вы самостоятельно ставили перед собой.
Опросник:
1. Я чувствую необходимость выполнять учебные задания и постоянно совершенствовать свои знания.
2. Я часто думаю о том, чего хотел бы достичь в будущем и о путях достижения своих целей.
3. Я бываю спокоен и доволен собой, только если хорошо справился с учебным заданием.
4. Я всегда бываю ответственным и дисциплинированным при выполнении учебных заданий.
5. Меня интересует мнение моих друзей (учителей, родителей, тренеров) о том, способен ли я сделать большие достижения в учебе (сдать хорошо ЕГЭ, поступить в престижный ВУЗ и др.).
6. Нужно ответственно относиться к учебе и выполнять все задания.
7. Мне не доставляет удовольствия получение высоких оценок.
8. Я люблю работать над творческими заданиями и хорошо с ними справляюсь.
9. Учеба в школе и (или) вне ее - это хорошая возможность «показать себя», приобрести авторитет в обществе.
10. Когда я работаю над интересным заданием, я испытываю эмоциональный подъем, прилив сил.
11. Учение - это возможность узнать что-то новое, сделать для себя открытие.
12. Если я обладаю знаниями в каком-либо вопросе, я буду отстаивать свое мнение при его разрешении в классе (в другом коллективе).
13. Некоторые предметы (в школе или в учреждениях дополнительного образования) мне очень интересно изучать.
14. Мне нравится ощущение того, что когда я успешно выполню задание (или научусь чему-то по собственной инициативе), я заработаю положительные оценки окружающих и сам буду доволен результатом.
15. Совместное решение учебной задачи приводит к сотрудничеству и помогает приобретать новых товарищей.
16. В процессе учебы я совершенствуюсь: развиваю свои волевые качества, интеллект и т.д.
17. Бывает, я увлекаюсь и подолгу просиживаю за книгами или в интернете, выполняя учебное задание.
18. Мне интересно любое задание, которое я получаю от учителей.
19. Учеба (по всем или по некоторым предметам) очень важна для моего будущего.
20. Во всем, что касается учебных дел, нужно быть организованным и дисциплинированным.
21. Мне кажется выгодным учиться чему-то нужному (от этого я чувствую себя увереннее в своих силах; в своем будущем; в том, что завтра смогу ответить на уроке и т.д.).
22. Думаю, что окружающие считают меня ответственным человеком.
23. Я не стремлюсь к тому, чтобы окружающие считали меня умным или способным.
24. Я знаю, что близкие и друзья по достоинству оценят мои учебные успехи.
25. Сложные учебные задания учат преодолению трудностей.
26. Я не способен быть дисциплинированным и ответственным в учебе.
Обработка и интерпретация результатов
Диагностируемые компоненты мотивации ответственного отношения к учебно -познавательной деятельности определяются с помощью ключа.
185
Ключ
■ Сформированность эмоционально-ценностного компонента: 1, 6, 10, 14, 17, 19, 24;
■ Сформирванность содержательно-смыслового компонента: 3, 9, 11, 13, 15, 21;
■ Сформированность созидающего компонента: 2, 5, 8, 12, 16, 20, 22.
■ Шкала лживости: 4, 7, 18, 23, 26.
Диапазон каждой из шкал колеблется от 7 до 28 баллов.
Количественная значимость ответов (в баллах) определяется следующим образом:
■ а) полностью согласен - 4 балла;
■ б) чаще всего, так - 3 балла;
■ в) чаще всего, не так - 2 балла;
■ г) совершенно не согласен - 1 балл.
О степени выраженности каждой из шкал можно судить на основании следующих показателей:
■ 22 и более баллов - высокая мотивация проявления учебно-познавательной ответственности;
■ 15-21 балла - средняя мотивация проявления учебно-познавательной ответственности;
■ 14 и менее баллов - низкая мотивация проявления учебно-познавательной ответственности.
Показатели, полученные по шкале лживости при расчетах не учитываются. 14 и более баллов по шкале лживости указывают на низкую достоверность результатов прохождения тестирования учащимся.
Общий суммарный показатель (за исключением баллов, полученных по шкале лживости), характеризующий высокий уровень сформированности мотивации ответственного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности, равен 84 баллам.
Уровни общей гармоничности мотивации ответственного отношения к учебно -познавательной деятельности могут быть представлены в следующем виде:
■ 64 и более - высокий уровень;
■ 43-63 - средний уровень;
■ 42 и менее - низкий уровень.
Методика прошла апробацию в процессе экспериментальной работы по воспитанию ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности в период с 2003 по 2011 гг. Также предлагаемая была методика математически проверена. В результате необходимых процедур верификации был выявлен необходимый уровень валидности и соответствия характеристикам, позволяющим ввести тест в пакет экспериментального инструментария.
Список литературы
1. Невзорова М.С. Формирование у старшеклассников мотивации ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности / М.С. Невзорова // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 4 (35). С. 206.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х т. / пер. с англ.; предисл. К.М. Гуревича, В.И. Дубовского / А. Анастази. М., 1982. Т. 1-2.
3. Гласс Дж. Статистические методы в психологии и педагогике / пер. с англ. Л.И. Хайрусовой. Под ред. Ю.П. Адлера /Дж. Гласс, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
4. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие / М.Б. Челышкова. М.: Логос, 2002. 432 с.