изменения изначального языка. Ниже представлены таблицы гласных звуков пиджина и английского языка.
Помимо 12 звуков-монофтонгов в английском языке насчитывается 8 дифтонгов: [еГ], [ш], [эЦ, [эЦ, ^а], [uэ], [ua], [эu].
Таким образом, изучив данные таблиц (Таб. 3 и Таб. 4), следует отметить, что, в пиджине, краткий нижний передний звук английского языка [ж] изменил свое произношение и в пиджине принял вид гласной средне-нижнего подъёма [е], гласный звук И задний нижний в английском языке принял форму нижнего среднего в пиджине. Гласные звуки пиджина подверглись серьезным изменениям. Так, долгие звуки и дифтонги английского языка прекратились использоваться, что привело к серьезному сокращению количества гласных, используемых в пиджине.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В результате развития пиджина на территории государства с двумя официальными
Таб. 3
Таб. 4
языками, этот язык приобрел особенности обоих языков, но тем не менее получил черты, не свойственные ни одному из этих языков. Например, исчезновение согласных звуков [z] и [v], существующих в обоих языках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Abondia, Jane-Francis. Ideologies and attitudes toward pidgin in Cameroon // Mediterranean Journal of Social Sciences. № 5(7). Rome-Italy. 2014. P. 601-608.
2. Nkemngong Nkengasong. A Grammar of Cameroonian Pidgin. Cambridge Scholars Publishing. Cambridge. 2016. P. 180.
3. Jean-Paul Kouega. A dictionary of Cameroon English Usage. Peter Lang AG, European Academic Publishers. Bern. 2007. P 205.
Гласные звуки пиджина
Передние Средние Задние
Гласные верхнего подъёма I U
Гласные средне-верхнего подъёма E O
Гласные средне-нижнего подъёма £ э
Гласные нижнего подъёма A
Монофтонги английского языка
Передние Средние Задние
Долгие краткие долгие краткие долгие краткие
Верхние I: i U: U
Средне-нижние £ з: э э: л
Нижние œ A: в
DIAGNOSTICS OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES
Grebenshchikova A.
Student, Faculty of Philology Birsk branch of Bashkir State University, Birsk
Zaynetdinova O. Student, Faculty of Philology Birsk branch of Bashkir State University, Birsk
Lysova O. Scientific Supervisor
PhD in Pedagogic sciences Birsk branch of Bashkir State University, Birsk ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Гребенщикова А.А.
Студент, 2 курс, филологический факультет Бирский филиал БашГУ, г. Бирск
Зайнетдинова О.В.
Студент, 5 курс, филологический факультет Бирский филиал БашГУ, г. Бирск
Лысова О.В.
Научный руководитель, кандидат педагогических наук Бирский филиал БашГУ, г. Бирск
Abstract
The article presents the students' results of creative abilities diagnostics. Most of the tests, aimed at identifying creativity, are a modification of the tests of J. Guilford and E. Torrens. Subtests "Use of objects", "Consequences of the situation", "Expression", "Word association" were selected for the study. The results of each subtest
made it possible to evaluate various parameters of students' creative abilities (creativity, ease of association, creative thinking, etc.). The results of the study indicate a low level of development of students' creative abilities. It is necessary to work purposefully to develop the teenagers' creative potential in lessons of Russian language.
Аннотация
В статье приводятся результаты диагностики креативных способностей обучающихся. Большинство тестов, направленных на выявление творческих способностей, являются модификацией тестов Дж. Гилфорда и Э. Торренса. Для исследования были выбраны субтесты «Использование предметов (варианты употребления)», «Последствия ситуации», «Выражение», «Словесная ассоциация». Результаты выполнения каждого субтеста позволили оценить различные параметры творческих способностей учащихся (креативность, легкость ассоциирования, творческое мышление и т.д.). Результаты исследования свидетельствуют о довольно низком уровне развития творческих способностей учащихся, поэтому необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала подростков на уроках русского языка.
Keywords: creativity, creativity tests, the level of development of creative potential.
Ключевые слова: творческие способности, тесты креативности, уровень развития творческого потенциала.
Под творчеством следует понимать деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. По своей же сущности творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью.
Творческий характер деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности учащихся, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.
Рассматривая признаки творческой личности, многие авторы выделяют такие как легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.
С целью определения потенциальных креативных способностей существуют различные методы психодиагностики творческих способностей человека. Среди создателей тестов креативности наиболее известным является американский психолог Поль Торренс. Он разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею, они предназначены для исследования развития одаренности у учащихся и могут быть использованы для детей, начиная с дошкольного возраста (5 - 6 лет) и до выпускных классов школы (17 -18 лет). Большинство тестов, направленных на выявление творческих способностей, являются модификацией тестов Дж. Гилфорда и Э. Торренса.
Для своего исследования мы выбрали четыре субтеста (1, 2, 3, 4), так как они являются наиболее
информативными и, таким образом, наилучшим образом дифференцируют испытуемых. Результаты выполнения субтестов оценивались в баллах, далее выводились проценты.
Практическое исследование проводилось на базе МОБУ Калтасинской школы № 1 в 6 и 8 классах, изучение русского языка в которых осуществляется по программе под редакцией М. Т. Баранова и Т. А. Ладыженской. Всего было обследовано 38 человек (19 обучающихся в 5 классе и 19 - в 8). Исследование проводилось в два этапа:
1 этап - диагностика и анализ уровня развития творческих способностей учащихся 6 и 8 классов;
2 этап - выборка и разработка комплекса творческих заданий по русскому языку и выявление методических условий, способствующих эффективному функционированию в учебном процессе.
Первый этап практического исследования проводился во время классного часа, работа по времени заняла 20 минут, школьникам было предложено не подписывать свои работы, это делалось для того, чтобы ребята не боялись давать нестандартные ответы.
Целью исследования являлась оценка творческого воображения, скорости протекания процессов мышления, широты словарного запаса учащихся, изучение уровня развития творческого мышления обучающихся.
Для реализации поставленной цели учащимся необходимо было выполнить четыре субтеста.
Субтест 1 «Использование предметов (варианты употребления)». Его целью является перечислить как можно больше необычных способов использования предмета (в данном случае - газеты). На выполнение данного задания выделяется три минуты, субтест 1 имеет три показателя - беглость, гибкость и оригинальность.
По данному субтесту в сумме насчитано 129 ответов (68 ответов в 5 классе, 61 - в 9), в среднем три ответа на человека (за 3 минуты), разброс по числу ответов невелик - от 1 до 7.
Наиболее часто встречающиеся ответы: «Можно сделать из газеты пилотку, самолетик, кораблик, кулек для семечек; использовать для роз-
жига. Оригинальные, необычные ответы: «Рисовать; составлять анонимные письма; сделать обложку для книги; сушить обувь».
Наивысший балл в обоих классах равен 7 баллам, наименьший составляет - 1 балл. За выполнение данного субтеста обучающиеся 5 класса получили следующие коэффициенты творческого воображения:
7 баллов - один человек (6%); 6 баллов - два человека (10,5%); 5 баллов - два человека (10,5%); 4 балла - четыре человека (20,5%); 3 балла - четыре человека (20,5%); 2 балла - пять человек (26%); 1 балл - один человек (6%).
Коэффициенты творческого воображения 9 класса: 7 баллов - один человек (6%); 6 баллов -один человек (6%); 5баллов - два человека (10,5%); 4 балла - три человека (15%); 3 балла - четыре человека (20,5%); 2 балла - шесть человек (31,5%); 1 балл - два человека (10,5%).
Творческое воображение и скорость протекания мышления обучающихся 5 класса находится на высоком уровне лишь у 16,5% обучающихся, на среднем уровне - 51,5%, на низком уровне - 32% обучающихся. В 9 классе у 12% обучающихся творческое воображение на высоком уровне, у 46% - на среднем уровне и на низком уровне - у 42% обучающихся.
Таким образом, результаты данного субтеста показали, что достаточно большой процент учащихся имеют низкий уровень развития творческих способностей школьников: в 5 классе - 32%, в 9 -42%.
В субтесте 2 «Последствия ситуации» предлагается перечислить различные последствия гипотетической ситуации (в данном случае обучающиеся должны были представить, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке). На выполнение данного задания выделяется три минуты, субтест 2 имеет два показателя - беглость и оригинальность.
Анализ субтеста 2 показал, что это задание не вызвало больших затруднений ни у 5, ни у 9 класса. В среднем было дано 2 ответа (за три минуты). Размах составляет от 1 до 5 ответов.
Часто встречающиеся ответы: все станут вегетарианцами; люди и звери будут дружить, понимать друг друга; будет хаос.
Редкие, оригинальные ответы: смогут рассказывать стихи и рассказы; смогут брать еду из холодильника; научат летать; поднимут восстание и будут править миром; некоторые животные будут помогать делать домашние задания; мы сблизимся с ними, а значит и с природой; можно поинтересоваться у них, как они видят мир; будут строиться новые школы, магазины для животных.
Около половины (52%) предложенных вариантов ответов в обоих классах можно считать оригинальными. Это говорит о том, что умение учащихся творчески использовать исходную ситуацию находится на среднем уровне, а также на уровне выше среднего.
Субтест 3 «Выражение» направлен на выявление уровня развития вербального творческого
мышления обучающихся. Школьникам предлагалось придумать предложения из четырех слов, каждое слово должно начинаться с указанной буквы (В М С К), например, «Влюбленный Марк сорвал камелии». На выполнение данного задания выделяется четыре минуты, субтест 3 имеет три показателя - беглость, гибкость и оригинальность.
Этот субтест вызвал некоторые затруднения-двое обучающихся 9 класса не справились с ним, в 5 классе с заданием не справился 1 ученик. Среднее число придуманных предложений равно двум. Размах по числу предложений - от 0 до 4 предложений в 5 классе, в 9 - от 0 до 3. Примеры часто приводимых предложений: Вместе мы сходили купаться. Весёлый мальчик съел картошку. Вова мечтает санки купить. Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений: Вместе мы сожжём короедов. Вова может стать космонавтом. Валерий - мощный скейтбордист Краснодара. Вместе мы съели кита. В Москве сегодня ка-стинг. Воробушек медленно съел крошки.
Таким образом, в 5 классе у 73,5% обучающихся вербальное творческое мышление находится на уровне ниже среднего, у 6% оно не развито, у 10,5% обучающихся вербальное творческое мышление находится на среднем уровне развития и у 6% обучающихся на уровне выше среднего. В 9 классе у 10,5% обучающихся вербальное творческое мышление не развито, у 79% оно находится на уровне ниже среднего, у 10,5% обучающихся находится на среднем уровне развития.
Субтест 4 «Словесная ассоциация» так же был направлен на выявление уровня развития вербального творческого мышления обучающихся. Школьникам предлагалось привести как можно больше определений для общеупотребительного слова «книга». На выполнение данного задания выделяется три минуты, субтест 4 имеет три показателя -беглость, гибкость, оригинальность.
Среднее число приведенных ответов - составляло восемь определений. Разброс ответов по числу - от 3 до 17 (за 3 минуты). Было дано 338 ответов (в 5 - 175, в 9 - 163). Часто встречающиеся ответы: «интересная, большая, маленькая, увлекательная, тяжёлая, познавательная». Редкие ответы: «научная, уникальная, иностранная, китайская, мокрая, грязная, энциклопедическая, малоизвестная, древняя, личная».
Учитывая такие критерии, как беглость, гибкость и оригинальность, можно сделать вывод, что у 43% обучающихся творческое мышление находится на низком уровне развития, у 57% учащихся творческое мышление развито на среднем уровне.
Таким образом, результаты выполнения каждого субтеста, позволяющие оценить различные параметры творческих способностей учащихся (креативность, творческое мышление), дают основание сделать вывод: чем младше ребёнок, тем оригинальнее и креативнее он мыслит, с возрастом эта способность снижается, если не развивать творческое мышление школьников на уроках.
На наш взгляд, для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей, специальное обучение различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.
Одной из задач современного образования, в том числе и уроков русского языка, является развитие творческого потенциала школьников, которое
является одним из способов повышения мотивации учащихся в процессе обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск, 2012.
2. Лысова О.В., Мешкова А.Д. Работа над звуковой организацией речи как основа эстетического развития учащихся. - Русский язык в школе. - 2015. - № 1. - С. 3 - 8.
NEW WORDS AS A PECULIARITY OF MODERN ENGLISH-LANGUAGE FASHION DISCOURSE
Lysova A.
Student, Faculty of Philology Birsk branch of BSU, Birsk
Nurimhametova L. Student, Faculty of Philology Birsk branch of BSU, Birsk
Gorshunov U.
Scientific Supervisor Doctor of Philology, Professor Birsk branch of BSU, Birsk Lysova O.
Scientific Supervisor PhD in Pedagogic sciences Birsk branch of BSU, Birsk
НОВЫЕ СЛОВА КАК ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА
МОДЫ
Лысова А.И.
Студент, 4 курс, филологический факультет Бирский филиал БашГУ, г. Бирск
Нуримхаметова Л.К.
Студент, 2 курс, филологический факультет Бирский филиал БашГУ, г. Бирск
Горшунов Ю.В.
Научный руководитель, доктор филологических наук Бирский филиал БашГУ, г. Бирск
Лысова О.В.
Научный руководитель, кандидат педагогических наук Бирский филиал БашГУ, г. Бирск
Abstract
The article deals with the specifics of the English fashion discourse. The accent is made on the basic discursive formulas viewed as an important discourse component. The authors provide samples of new words often made with the help of blending as new names defining more precisely familiar ashionable articles of clothing and footwear.
Аннотация
Статья посвящена выявлению специфики современного англоязычного дискурса моды. В работе выделены основные дискурсивные формулы, являющиеся важным компонентом этого дискурса, приведены примеры новых слов, созданных, как правило, как уточняющее и конкретизирующее название для модного артефакта, во многих случаях на основе словослияния.
Keywords: advertising discourse, discourse of fashion, discursive formulas. Ключевые слова: рекламный дискурс, дискурс моды, дискурсивные формулы.
В настоящее время очевиден растущий интерес исследователей к рекламе, ее структуре, языковым средствам и роли рекламы в современном мире. Реклама - это и мощная отрасль индустрии, и продукт ее деятельности, направленный на обеспечение потенциального адресата рекламного сообщения информацией о товарах или услугах в целях их популяризации и воздействия на потребитель-
ское поведение адресата. Она становится культурным фактором наряду с языком, религией, историей и обычаями.
Текст, погруженный в ситуацию рекламного общения, является основой для выделения самого общего значения термина рекламы - рекламный дискурс.