Научная статья на тему 'Диагностика карьерных ориентаций будущих менеджеров социально - культурной деятельности'

Диагностика карьерных ориентаций будущих менеджеров социально - культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КАРЬЕРНЫЕ ЯКОРЯ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КАРЬЕРА / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Т.Н.

В статье приводятся результаты диагностики карьерных ориентаций студентов Кемеровского государственного института культуры (КемГИК) направления подготовки социально культурная деятельность профиля менеджмент социально культурной деятельности. Описаны преимущества внедрения в учебно-образовательный процесс спецкурса «Карьера менеджера СКД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика карьерных ориентаций будущих менеджеров социально - культурной деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 159

Т.Н. Ивлева

канд. пед. наук, доцент КемГИК, Г. Кемерово, Российская Федерация

ДИАГНОСТИКА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО -

КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье приводятся результаты диагностики карьерных ориентаций студентов Кемеровского государственного института культуры (КемГИК) направления подготовки социально - культурная деятельность профиля менеджмент социально - культурной деятельности. Описаны преимущества внедрения в учебно-образовательный процесс спецкурса «Карьера менеджера СКД».

Ключевые слова

Карьерные ориентации, карьерные якоря, вертикальная управленческая карьера, горизонтальная карьера.

Становление менеджера социально - культурной деятельности (СКД) - это в первую очередь формирование его как личности и как профессионального работника, обладающего специальными знаниями в области СКД. Успешность профессиональной подготовки менеджера в вузе зависит от отношения его к карьерному развитию. Диагностика отношения к карьерному росту личности является ключевой проблемой профессионального становления.

С целью диагностики и анализа карьерных ориентаций мы использовали методику Э. Шейн «Якоря карьеры» [1]. Карьерные якоря являются ведущими мотивами, на которые человек ориентируется при реализации карьеры. Автор описывает восемь карьерных якорей: профессиональную компетентность, менеджмент, автономию (независимость), стабильность места жительства и стабильности места работы, вызов, служение, интеграцию стилей жизни и предпринимательство.

В исследовании принимали участие 25 студентов 1 курса заочной формы обучения профиля подготовки менеджмент СКД КемГИК. Анализ выборки карьерных ориентаций показал, что на первом месте у будущих менеджеров СКД является «служение» (9,05) (рисунок).

Рисунок - Показатели карьерных ориентаций у респондентов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в сфере культуры и образования. Раскрывая специфику менеджмента СКД, В. М. Чижиков отмечает, что менеджеры должны отвечать целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента [2, с. 289]. Следует отметить, что результаты теста по шкале «служение» подтверждают правильность профессионального выбора студентов.

На втором месте - «стабильность работы» (8,94). Данная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности. Для человека важно, чтобы события были предсказуемы.

На третьем месте «менеджмент» (7,96) и «интеграция стилей жизни» (7,93). Менеджмент - стремление управлять людьми, проектами, бизнес-процессами и т. п. представлен почти у всех респондентов показателями выше среднего. Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации.

Почти также представлена карьерная ориентация «автономия» - независимость (7,74). Главное в работе дл таких людей - это свобода и независимость. Первичная забота личности с такой ориентацией -освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений.

Карьерная ориентация «предпринимательство» (7,25) представлена лишь на 0,19 меньше. Этим людям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Вершина карьеры в их понимании собственного бизнеса.

Чуть меньше (7,03) представлен показатель карьерной ориентации «вызов». Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это - конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Новизна, разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность.

На последнем месте у студентов «профессиональная компетентность» (6,89). Это означает быть профессионалом, мастером в своем деле. «Профессиональная компетентность» связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству.

Для студентов характерно доминирование карьерных ориентаций, соответствующих содержанию их будущей профессии. Лидирующей карьерной ориентацией для студентов этого профиля подготовки является «служение», «стабильность работы» и «менеджмент». Отмечается высокий уровень выраженности карьерных выборов «предпринимательство», «интеграция стилей жизни», «автономия». Это свидетельствует о том, что будущая карьера связывается с управлением, предпринимательством, а также со сбалансированностью разных сторон жизни.

Большинство студентов ориентированы на вертикальную управленческую карьеру, а не на горизонтальную. Больше половины из числа опрошенных студентов, готовы развивать профессиональную компетентность, но в будущем не готовы совершенствоваться в конкретной профессиональной области и развивать горизонтальную профессиональную карьеру.

Таким образом, отмечается несоответствие в карьерных ориентациях между текущей и будущей карьерой. Для устранения данного противоречий в ходе исследования были разработаны направления формирования и развития карьерных ориентаций студентов посредством введения спецкурса «Карьера менеджера СКД». Спецкурс ориентирован на формирование и развитие профессиональных и карьерных компетенций, на осознание студентами периода получения профессионального образования как базового этапа карьеры менеджера СКД.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

Внедрение предлагаемого нами спецкурса «Карьера менеджера СКД» в учебно-образовательный процесс позволит реализовать ряд функций:

- образовательно - формирующую - способствует приобретению новых управленческих знаний, умений (прежде всего исследовательских и умений по творческой переработке материала);

- диагностическую - позволяет студенту увидеть уровень организационно - управленческого потенциала и готовность к самостоятельной организации деятельности (является средством оценивания);

- рефлексивную - предоставляет студентам возможность приобрести опыт рефлексивного мышления;

- мотивационно - презентационную - позволяет студенту предоставить результаты собственного осмысления проблемы, повышает мотивацию к ее изучению, способствует поощрению активности и самостоятельности.

Список использованной литературы:

1. Карьерные ориентации личности («Якоря карьеры») [Электронный ресурс] // Психологические тесты. -Режим доступа: http://psytest.info/node/43. - Загл. с экрана.

2. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента [Текст]: учебник / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. - Москва: МГУКИ, 2008. - 608 с.

© Ивлева Т.Н., 2016

УДК 378.147-322:51

Д.А.Кедейбаева,

к.п.н., доцент, ОшГУ, Кыргызстан, 714000, г.Ош, ул.Ленина 331, e-mail: dilbar_63@mail.ru

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МАТЕМТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

При организации учебного процесса в высших педагогических учебных заведениях применяется модель"горизонтального формата" образования. Здесь прослеживается отсутствие должной связи между научно-исследовательской работой студентов и работодателями (школами). Поэтому необходимо обновление процесса подготовки будущих учителей на основе интеграции высших учебных заведений и школ. В данной статье предлагается вертикальная модель математической подготовки в условиях использования ИКТ для будущего учителя химии. Обучения химических процессов на основе математической моделизации считается актуальным в развитии межпредметных связей.

Ключевые слова:

математическое образование, математическая подготовка, математическое моделирование в химии, межпредметные связи, универсальная компетентность, профессиональная способность, исследовательский

проект, интеграция.

В учебные планы всех направлений педагогического образования, в том числе в направление естественного образования курс математики введен как базовый предмет.

При обучении курса математики студентов педагогических вузов они не должны быть ограничены лишь усвоением общей математической культуры. Оно должно способствовать формированию профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению естественнознание. "Компетентность - это интегральное качество, проявляющееся от общей подготовки и способностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.