Научная статья на тему 'Карьерные ориентации студентов бакалавриатафилиала«НИУ ВШЭ- Нижний Новгород»'

Карьерные ориентации студентов бакалавриатафилиала«НИУ ВШЭ- Нижний Новгород» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
516
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕСОПРОВОЖДЕНИЕ КАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Войлокова Елена Евгеньевна, Тихонова Божена Валентиновна

В статье представлены результаты эмпирического исследования карь-ерных ориентаций студентов бакалавриата НИУ ВШЭНижний Новгород. Описаны со-держательные характеристики профилей карьерных ориентаций студентов четырех факультетов по направлениям обучения «Экономика», «Менеджмент», «Право», «Бизнес-информатика и прикладная математика», проведен сравнительный анализ этих характе-ристик. Представлены результаты факторного анализа, позволившего выделить и описатьтри группы респондентов: «лидеры», «профессионалы», «альтруисты». Обоснована актуальность психологического сопровождения карьерно-профессионального развития студентов с учетом содержательных особенностей их карьерных ориентаций, в обобщенном видео писаны основные направления такого сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карьерные ориентации студентов бакалавриатафилиала«НИУ ВШЭ- Нижний Новгород»»

Библиографический список

1. Ахмедова A.M. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2008. - 22 с.

2. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи / Б.Ш. Алиева. - Пятигорск, 2006. - 288 с.

3. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-XX веках / А.Г. Булатова. - Л., 1988. - 197 с.

4. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли / J1.H. Гумилев. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989 г. -496 с.

5. Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа / Ш.М. Казиев, И.В. Карпеев. - М„ 2003. - 451 с.

6. Магомедова З.М. Культура и традиции народов Дагестана / З.М. Магомедова. - Махачкала, 1997. - 94 с.

7. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., НИИ НШ, 1987. - 22 с.

8. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека / Т.Г. Саидов. - Махачкала, 1994. - 133 с.

Е.Е. Войлокова Б.В. Тихонова

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ФИЛИАЛА «НИУ ВШЭ - НИЖНИЙ НОВГОРОД»

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования карьерных ориентации студентов бакалавриата НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Описаны содержательные характеристики профилей карьерных ориентаций студентов четырех факультетов по направлениям обучения «Экономика», «Менеджмент», «Право», «Бизнес-информатика и прикладная математика», проведен сравнительный анализ этих характеристик. Представлены результаты факторного анализа, позволившего выделить и описать три группы респондентов: «лидеры», «профессионалы», «альтруисты». Обоснована актуальность психологического сопровождения карьерно-профессионального развития студентов с учетом содержательных особенностей их карьерных ориентаций, в обобщенном виде описаны основные направления такого сопровождения.

Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, студенчество, психологическое сопровождение карьеры.

У каждого человека ближе к юношескому возрасту появляются определенные жизненные планы. Эти жизненные планы являются приближенными ответами на очень важные вопросы: как жить? кем стать? кем работать? какую выбрать профессию? какие ценности считать предпочтительными и почему? Одним из ключевых вопросов для будущего выпускника является проблема профессионального самоопределения и успешного начала карьерного пути. В современном динамично развивающемся мире, с учетом текущей социально-экономической ситуации, актуальными становятся проблемы, связанные с успешным плани-

© Войлокова Е.Е., Тихонова Б.В., 2013

рованием карьеры, способствующей реализации способностей, получению возможностей и удовлетворению потребностей.

В период завершения обучения в вузе происходит становление карьерных ориентации, которые оказывают влияние на постановку карьерных целей и разработку планов, определяющих успешность профессионального развития в целом. Именно для студентов выпускных курсов характерно установление конкретных представлений, связанных с их профессиональным будущим. По данным исследований на последних этапах образования наступает кризис профессионального развития, который связан с необходимостью поиска места работы, планирования и реализации карьеры, удовлетворяющей личному видению карьерного будущего и способствующей достижению профессиональных и жизненных целей.

В зарубежной и отечественной психологии профессиональная карьера исследуется в связи с широкими аспектами профессионального поведения. Однако следует отметить, что отечественная психология сравнительно недавно стала уделять значительное внимание вопросам карьеры. Авторы предлагают большое многообразие определений данного явления. Карьера рассматривается учеными как виды профессиональной деятельности и ступени мастерства; как последовательность должностей, профессий, мест и позиций; как образ жизни; как профессиональный опыт данного человека; как его профессиональный путь, движение, в процессе которого развивается сам человек; как достижения и социальное признание, куда входят показатели и материального достатка, и успеха, и уважения [1].

Под влиянием прошлого жизненного опыта в человеке формируется особая система ценностных ориентаций, интересов, социальных установок в отношении работы и карьерного пути, поэтому субъект профессиональной деятельности оценивается и характеризуется через его систему подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. В социальной психологии данному явлению соответствуют понятия «карьерные ориентации» или «якоря карьеры» [5]. Их можно отнести к диспозициям высшего уровня, которые представляют собой устойчивые образования и в значительной мере оказывают влияние на жизненный путь и профессиональную деятельность человека [7].

Кроме того, по мере разворачивания карьеры происходит развитие профессиональной Я-концепции, которая достигает зрелости только в результате достаточного профессионального опыта. Обычно на это уходит от одного до десяти лет работы. Карьерные ориентации служат важным направляющим элементом Я-концепции. Они отражают наличие осознаваемых приоритетных профессиональных потребностей в структуре личности. «Якорь карьеры» возникает в процессе социализации на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры, он устойчив и может оставаться стабильным в течение длительного времени

[4].

В данной работе, в первую очередь, мы будем придерживаться следующего определения карьерных ориентаций: «субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом» [2, с. 25]. Обобщая имеющиеся подходы к определению данного феномена, отметим, что карьерные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и ценности в области карьеры. Их функцией является то, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наи-

более важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. Система карьерных якорей определяет пути для саморазвития и личностного роста, включая в себя одновременно их направление и способы их осуществления.

Таким образом, карьерные ориентации лежат в основе карьерного планирования, а, следовательно, развитию данного компонента необходимо уделять особое внимание на начальных этапах построения карьеры. Совокупностью этих факторов определилась актуальность проведения исследования карьерных ориентаций студентов старших курсов универси-

Выборка и организация исследования

Сбор эмпирических данных проводился в филиале Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г. Нижний Новгород (НИУ ВШЭ - НН). Цель исследовательской работы - изучение карьерных ориентаций студентов бакалавриата социально-экономического профиля обучения. Объектом исследования послужили карьерные ориентации студентов. Предмет исследования - содержательные особенности, сходства и различия карьерных ориентаций студентов бакалавриата разных факультетов НИУ ВШЭ -НН.

Выборка, общей численностью 182 человека, состояла из учащихся четырех факультетов по направлениям обучения «экономика», «менеджмент», «право», «бизнес-информатика и прикладная математика» («БИиПМ»). Все респонденты - студенты четвертого года по программе бакалавриата. Такой состав выборки был обусловлен целью исследования: определение наиболее ярко выраженных карьерных ориентаций студентов выпускных курсов НИУ ВШЭ - НН разных направлений подготовки и их последующий сравнительный анализ. Доля опрошенных на каждом факультете составила в среднем 45 %, общая характеристика состава выборки представлена в таблице 1.

Таблица 1

Общая характеристика состава выборки

Направление подготовки бакалавров Экономика Менеджмент Право БИиПМ Всего

Количество респондентов, чел. 59 59 38 26 182

Всего студентов на факультете, чел. 135 154 73 57 419

Доля опрошенных, в % 44 38 52 46 43

Разнородность и случайность выборки соответствуют критерию репрезентативности выборки относительно генеральной совокупности и повышению значимости получаемых показателей.

На первом этапе исследования основной задачей являлось выявление карьерных ориентаций студентов разных факультетов. Для этого проведен опрос с помощью методики Эд-

гара Шейна «Якоря карьеры» в переводе и адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой [3]. Эдгар Шейн выделил следующие «якоря карьеры».

1. Стабильность работы.

Люди, ориентирующиеся в первую очередь на «стабильность работы», предпочитают постоянную работу с минимальной возможностью увольнения, они испытывают потребность в возможности прогнозирования, безопасности, и в целом отождествляют свою работу со своей карьерой. Стабильное положение предприятия на рынке, хорошие социальные гарантии и длительный контракт - ценные факторы для таких работников. Как правило, они склонны переложить ответственность за управление своей карьерой на своего нанимателя и обладают невысоким уровнем притязаний.

2. Менеджмент.

Для людей этого типа первостепенное значение имеет ориентация личности на объединение усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для таких работников - управление людьми, проектами, бизнес-процессами. Центральное понятие их профессионального развития - власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.

3. Интеграция стилей жизни.

В этой категории людей карьера ассоциируется с общим стилем жизни, важно уравновесить личные потребности человека, семьи и карьерные планы. Такие работники хотят, чтобы организационная культура отражала их уважение к личным и семейным ценностям и проблемам. Успех в карьере менее важен для этих людей, чем поддержание определенного образа жизни. Карьерные достижения могут привлечь их, только если не мешают вести привычный образ жизни и находиться в комфортном окружении. Баланс между карьерой, семьей, личными интересами стоит на первом месте, им не свойственно жертвовать одним ради другого. Обычно такие работники склонны подстраивать свое поведение под мнение других людей, т.е. проявляют конформность.

4. Служение.

Данная категория описывает людей, которые стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям.

5. Стабильность места жительства.

Такими людьми возможность оставаться на своем месте жительства ценится больше, чем новая работа или вертикальный карьерный рост на новом месте. При рассмотрении предложений о работе даже условие о частых командировках может служить важным негативным фактором, а переезд для них и вовсе неприемлем.

6. Автономия (независимость).

Первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Такие люди любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не терпят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем.

7. Профессиональная компетентность.

Данный «якорь» тесно связан с наличием у человека способностей и талантов в определенных областях. Работники с ярко выраженной ориентацией на «профессиональную компетентность» хотят быть мастерами своего дела, им приносит особое удовольствие достижение успеха в своей профессиональной сфере, но они также быстро теряют интерес к деятельности, которая не позволяет реализовывать их талант. Такие люди стремятся получить признание своих способностей, и высокая должность вне их профессиональных компетенций вряд ли заинтересует их - статус должен соответствовать мастерству. Многие сотрудники из этой категории отвергают работу руководителя, и управление рассматривают лишь как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

8. Вызов.

Люди с ориентацией на «вызов» стремятся к преодолению труднопреодолимых препятствий, решению практически неразрешимых проблем или просто к соревновательному выигрышу. Они ориентированы на то, чтобы «бросать вызов». Для одних людей это реализуется через выбор более трудной работы, для других это - конкурентная борьба и межличностные отношения. Сам процесс борьбы и победа для них важнее, чем квалификация или конкретная область деятельности. Очень большую ценность имеют также новизна и разнообразие, если все получается слишком просто, им становится скучно.

9. Предпринимательство.

Людям с ведущей ориентаций на предпринимательство нравится создавать новые бизнесы, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Они настоящие предприниматели по духу и не хотят работать на других, главная цель их карьеры -создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им.

Результаты проведенного опроса были подвергнуты статистической обработке с помощью программы SPSS 13.0 for Windows и Microsoft Office Excel.

Основные результаты исследования

Результаты степени выраженности «якорей карьеры» для студентов разных факультетов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Средние показатели выраженности карьерных ориентаций у студентов разных факультетов

Название ориентации Экономика Менеджмент Право БИиПМ

Менеджмент 6,7 6,9 6,6 6,2

Профессиональная компетентность 4,9 4,7 5,0 6,0

Автономия (независимость) 6,5 6,9 6,7 7,0

Стабильность работы 7,0 7,0 7,6 7,6

Стабильность места жительства 3,6 4,6 4,8 4,8

Служение 7,1 7,3 7,0 7,1

Вызов 6,2 6,4 5,6 6,1

Интеграция стилей жизни 7,3 7,5 7,4 7,5

Предпринимательство 5,6 6,5 5,9 5,9

Средние показатели выраженности «якорей карьеры» для студентов всех факультетов представлены на рисунке.

Рад1;

менеджмент;

Ряд1;

Ряд1; стабильность автономия;работы; 29,2

Ряд1;

Ряд 1; интеграция стилей жизни;

Ряд1;

Ряд1; вызов; предпринимате 24,1 льство; 23,9

Рис. Средние показатели выраженности карьерных ориентаций студентов всех факультетов

Результаты диагностики карьерных ориентаций студентов были подвергнуты факторному анализу по методу главных компонент. Этот метод позволяет выявить специфику общих закономерностей взаимосвязи карьерных ориентаций и различия в факторной структуре карьерных ориентаций студентов. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты факторного анализа карьерных ориентаций (Матрица повернутых компонент(а)

Карьерная ориентация Компонента

1 2 3

Профессионализм 0,022 0,611 0,345

Менеджмент 0,773 0,001 -0,273

Автономия 0,666 0,213 0,276

Стабильность работы -0,172 0,756 -0,281

Стабильность места жи- -0,037 0,680 0,114

тельства

Служение 0,001 0,122 0,831

Вызов 0,628 -0,056 0,518

Интеграция 0,324 0,653 0,072

Предпринимательство 0,826 -0,080 0,044

В результате факторизации массива данных по методу главных компонент (в результате варимакс-вращения после 5 итераций) в группе студентов было выделено 3 фактора, исчерпывающих 62 % суммарной дисперсии. Первый фактор описывает 28 % выборки, второй фактор - 21 %, третий фактор - 13 % выборки. По первому фактору наибольшую нагрузку имеют такие карьерные ориентации как менеджмент, автономия, вызов и предпринимательство. С отрицательным знаком в первый фактор вошли стабильность работы и стабильность места жительства. Во втором факторе наибольшую нагрузку имеют профессиональная компетентность, стабильность работы и стабильность места жительства, а также интеграция различных стилей жизни, с отрицательным знаком в этот фактор вошли такие карьерные ориентации как вызов и предпринимательство. В третьем факторе наибольшую нагрузку имеет карьерная ориентация служения, с отрицательным знаком в него вошли менеджмент и стабильность работы.

Анализ и интерпретация полученных результатов

Безусловный интерес представляет анализ общей ситуации, характерной для студентов четвертых курсов бакалавриата разных направлений обучения. Результаты, представленные на рисунке 1, позволяют говорить о трех доминирующих карьерных ориентациях: «интеграция стилей жизни» (29,7), «Стабильность работы» (29,2) и «Служение» (28,5). Довольно высокая степень значимости баланса личных потребностей студентов, семьи и карьерных планов говорит о восприятии карьеры как общего стиля жизни. Вероятно, карьерные достижения могут привлечь их, только если не мешают вести привычный образ жизни и находиться в комфортном окружении. Что, на наш взгляд, довольно труднодостижимо в начале карьерного пути и может послужить в дальнейшем почвой для возникновения внутриличностных конфликтов.

Доминирование ориентации на «Стабильность работы», вероятно, можно объяснить текущей социально-экономической и политической ситуацией в России. Угроза безработицы, нежелание организаций принимать на работу молодых специалистов, отмирание профес-

сий - все это серьезно усложняет ситуацию профессионального самоопределения выпускников и выбор карьерного пути студентов, пытающихся определить свой жизненный путь. Подобное положение на рынке труда вызывает у студентов тревогу перед предстоящим выбором. И поскольку такую ситуацию сложно назвать стабильной и предсказуемой, будущие выпускники рассматривают как особо ценный фактор надежности в жизни и карьере. Другими словами, студенты старших курсов хотят обезопасить себя, стремятся к выбору такого места работы, где можно ожидать, что обещания руководства выполняются, а компания поддерживает хорошую репутацию, является надежным партнером, обеспечивающим профессиональную занятость на длительное время.

Также достаточно значимой оказалась карьерная ориентация на «Служение». Вероятно, потребность максимально эффективно использовать свои таланты и опыт для реализации общественно важных целей даже, если плоды их работы не выражены в материальном эквиваленте, достаточно высока на данном этапе профессионального развития.

Наименее выраженной оказалась позиция «Стабильность места жительства» (17,1), что в целом отражает высокую степень готовности выпускников к горизонтальной мобильности. Настораживающей, на наш взгляд, тенденцией оказалось относительно низкое среднее значение карьерной ориентации на «Профессиональную компетентность» (20,6). Недостаточная потребность в достижении успеха в своей профессиональной сфере обнаруживает некие недостатки профессионального образования. С одной стороны, полученные результаты можно считать индикатором проблемы профессионального осмысления у будущих выпускников. Одновременно с этим, вероятно, у них нет четкого осознания, что успешная карьера опирается, в том числе, и на развитие профессиональных компетенций, возможно, нет однозначного представления о том, что составляет содержание профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако сравнительный анализ и интерпретация результатов, полученных по разным направлениям обучения, позволяет говорить о специфике профилей карьерных ориентаций (см. табл. 2). Так, карьерная ориентация «Менеджмент» имеет большую выраженность для факультетов менеджмента и экономики. Что подчеркивает более важное значение ориентации студентов на объединение усилий других людей, полноту ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Возможно, более ярко выраженная ориентация на менеджмент обусловлена недостаточной определенностью профессионального содержания в обучении студентов таких направлений, как экономика и менеджмент.

Ориентация на профессиональную компетентность более выражена у студентов факультета права и, особенно, бизнес-информатики и прикладной математики, что может объясняться необходимостью наличия строго определенных профессиональных навыков, способностей и опыта. Вероятно, именно выпускники направления обучения БИиПМ прежде всего стремятся стать мастерами своего дела и, скорее, нацелены на работу, позволяющую развивать собственные профессиональные способности, чем обеспечивающую вертикальный карьерный рост. Вероятно, именно направления обучения БИиПМ и права обеспечивают стремление к совершенствованию узкопрофессиональных компетенций и позволяют связывать карьерное развитие в первую очередь с профессиональным ростом.

К автономии, освобождению от организационных правил, предписаний и ограничений больше всего стремятся студенты факультетов менеджмента и БИиПМ. Именно они склонны испытывать трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Такие работники не терпят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Для таких сотрудников первоочередная задача развития карьеры - получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них - это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной позиции.

Тенденция к более высокой мобильности проявилась у студентов-менеджеров, что определяется низкой значимостью карьерных ориентация «стабильность работы» и «стабильность места жительства».

Неожиданным оказался результат по такому «карьерному якорю», как «вызов». Ориентация на решение заведомо сложных задач наименее выраженной оказалась у выпускников факультета права. В то время, когда осуществление профессиональной деятельности в правовой сфере, на наш взгляд, в значительной степени связано с решением сложных или даже практически неразрешимых задач. Карьера для них - постоянный вызов профессионализму, который они должны быть готовы принять. Именно в этой профессиональной среде любая социальная и профессиональная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша - проигрыша».

Интересно отметить, что карьерная ориентация на «Предпринимательство» наиболее значимой оказалась у студентов факультета менеджмента. Что, на наш взгляд, существенным образом определяется содержанием их профессионального обучения. Значительная доля дисциплин на факультете связана с развитием и формированием предпринимательских компетенций.

Результаты факторного анализа позволяют говорить о существовании трех наиболее четко определившихся групп респондентов, которые условно могут быть названы «лидеры», «профессионалы» и «альтруисты» (см. табл. 3). Для первого фактора характерна доминирующая ориентация на менеджмент, автономию, вызов и предпринимательство, при этим стабильность работы или места жительства никак не определяют их карьерные планы. Описанные характеристики представляют один из типажей современного выпускника, отличающегося высокой мотивацией к достижению успеха, амбициозностью, способностью брать на себя ответственность и решать сложные задачи в условиях быстро меняющейся действительности, с характерной высокой горизонтальной и вертикальной мобильностью. При этом профессионализм и мастерство в какой-то конкретной сфере профессиональной деятельности не являются особенно значимыми.

Во втором факторе приоритетными оказываются ориентация на профессионализм, стабильность работы и места жительства и интеграцию стилей жизни. Отрицательные значения в этом факторе имеют ориентации на «вызов» и «предпринимательство». Подобные характеристики рисуют образ людей, стремящихся к горизонтальному профессиональному развитию, возможно, имеющих тенденцию к мотивации избегания неудач, к работе и развитию в конкретной профессиональной сфере.

Достаточно специфичным оказался третий фактор, в котором доминирующей является ориентация на «служение», отрицательные значения имеют карьерные ориентации «менеджмент» и «стабильность работы». Вероятно, карьерные планы этой группы определяются прежде всего ценностями, а не требующимися в данном виде профессиональной деятельности способностями. Скорее всего, профессиональный выбор таких людей будет связан с оценкой пользы работы, общественной и социальной значимостью их труда.

Выявленные взаимосвязи между карьерными ориентациями создают специфические сочетания, требующие различных подходов к психологическому сопровождению построения карьерных планов студентов социально-экономического профиля обучения. Необходимость сопровождения карьерного выбора в высшем учебном заведении, на наш взгляд, очевидна. Однако, без учета особенностей содержания профилей карьерных ориентаций поиск путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, находящимся на этапе выбора профессионального пути и карьеры, не может быть достаточно эффективным.

В настоящее время исследователи уделяют значительное внимание проблеме психологического сопровождения построения карьеры и изучению карьерных процессов в контексте профессиональной ориентации. Студенты на завершающем этапе обучения в вузе должны сформировать внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации планов развития себя как субъекта карьерного пути. Будущие выпускники также должны самостоятельно находить личностно значимые смыслы в профессиональной деятельности и карьере. Именно на поддержку формирования такой позиции должно быть ориентировано психологическое сопровождение [6]. Основными направлениями такого сопровождения могли бы стать следующие формы работы: психологические консультации по вопросам профессионального роста и карьеры; помощь в построении плана карьеры; организация обучающих тренингов и семинаров с приглашенными представителями компаний-работодателей; советы по трудоустройству (составление резюме, эффективная самопрезентация и т.п.); работа, направленная на осмысление будущими выпускниками особенностей профессиональной деятельности и повышение их осведомленности о содержании профессиональной компетентности; организация и проведение мероприятий, посвященных развитию карьеры, которые помогут студентам быть в курсе последних тенденций рынка труда, понимать степень востребованности выпускников университета, налаживать взаимодействие с крупными работодателями; регулярные рассылки студентам информации об актуальных вакансиях для молодых специалистов.

Поддерживая будущих выпускников на пути к осознанию собственных карьерных ориентаций, университет готовит студентов к более эффективной адаптации в изменяющейся среде; происходит сокращение разрыва между содержанием вузовской подготовки и профессиональной деятельности в компаниях; повышается компетентностая и психологическая готовность выпускников к построению реалистичных карьерных планов и реализации карьеры, успешное преодоление студентами «кризиса выпускника», сокращение периода поиска работы студентами и выпускниками университета. Важно поддержать будущих выпускников в построении карьерных планов, осознании мотивов и развитии индивидуальных особенностей. Одной из первостепенных задач университета является также наиболее полное ознакомление учащихся с характеристиками профессиональной деятельности и формирование

четких представлений о содержании профессиональной компетентности. Сопровождение будущих выпускников в построении карьерных планов, осознании мотивов и развитии индивидуальных особенностей в сочетании с индивидуальной работой студентов в выбранном направлении в дальнейшем поможет им реализовать свой личностный потенциал и, в значительной степени, определит успешность их карьеры.

Библиографический список

1. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход: дис. ... д-а психол. наук : 19.00.01 - Р/нД, 2005. - 442 с.

2. Иванов В.Ю. Карьера менеджера как объект исследования и управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - № 3. - С. 25.

3. Никифоров Г.С. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М.Снетков. - СПб.: Речь, 2001.-448 с.

4. Никифоров Г.С. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Г.С. Никифоров. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 639 с.

5. Почебут Л.Г Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А.Чикер. - СПб.: Речь, 2000. - 302 с.

6. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 - Оренбург.: Оренбургский государственный педагогический университет, 2006. - 155 с.

7. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Социальная идентичность личности. - М.: ИС РАН, 1993. - № 1. — С. 7-23.

A.A. Поляков A.B. Соломатин

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассматривается влияние человеческого и социального капитала студентов на их самоэффективность, для чего было изучено, как студенты и работодатели видят развитие человеческого и социально капитала студентов, какие навыки, на их взгляд, развиты наиболее сильно. Для анализа значимости коэффициентов и вариации были применены t-тесты, а также дисперсионный анализ.

Ключевые слова: человеческий капитал, социальный капитал, самоэффективность.

Карьера выпускников вузов является одним из основных показателей развития их индивидуальных и общественных характеристик, развитие которых, формируя самоэффективность, всецело ложится на плечи вузов.

Человеческий капитал - ключевой фактор производства, увеличивающий вероятность быть нанятым на работу, так как он отражает когнитивную способность индивида, позво-

© Поляков A.A., Соломатин A.B., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.