Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети старшего дошкольного возраста / ответственность / диагностика / исходный уровень сформированное™ / older preschool children / responsibility / diagnostics / initial level of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинова Евгения Валерьевна

В статье рассматривается проблема формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Целью проведенного исследования является выявление исходного уровня сформированное™ ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели автором решен ряд задач: конкретизация компонентного состава изучаемой категории и уровневой характеристики ее сформированное™, разработка диагностического инструментария, проведение диагностики. Автором подтверждается гипотеза о необходимости изучения сформированное™ ответственности у детей старшего дошкольного возраста и разработки соответствующих диагностических процедур. Исследование основано на теоретических (анализ научной литературы, обобщение и систематизация) и эмпирических (наблюдение, беседа, проективные методики, анализ продуктов деятельности, изучение документации дошкольных образовательных организаций) методах, а также методах математической обработки результатов исследования. В ходе диагностики в каждой из двух равноценных групп респондентов установлены уровни сформированное™ отдельных компонентов (когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий), выявлен дисбаланс в сформированное™ ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинова Евгения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of responsibility formation in older preschool children. The purpose of the study is to identify the initial level of responsibility formation in older preschool children. To achieve this goal, the author solved a number of tasks: concretization of the component composition of the studied category and the level characteristics of its formation, development of diagnostic tools, diagnostics. The author confirms the hypothesis about the need to study the formation of responsibility in older preschool children and the development of appropriate diagnostic procedures. The research is based on theoretical (analysis of scientific literature, generalization and systematization) and empirical (observation, conversation, projective techniques, analysis of products of activity, study of documentation of preschool educational organizations) methods, as well as methods of mathematical processing of results. During the diagnosis, in each of the two equivalent groups of respondents, the levels of formation of individual components (cognitive, emotional-volitional, behavioral) were established, an imbalance in the formation of responsibility in older preschool children was revealed.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 373.2

аспирант Долинова Евгения Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Целью проведенного исследования является выявление исходного уровня сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели автором решен ряд задач: конкретизация компонентного состава изучаемой категории и уровневой характеристики ее сформированности, разработка диагностического инструментария, проведение диагностики. Автором подтверждается гипотеза о необходимости изучения сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста и разработки соответствующих диагностических процедур. Исследование основано на теоретических (анализ научной литературы, обобщение и систематизация) и эмпирических (наблюдение, беседа, проективные методики, анализ продуктов деятельности, изучение документации дошкольных образовательных организаций) методах, а также методах математической обработки результатов исследования. В ходе диагностики в каждой из двух равноценных групп респондентов установлены уровни сформированности отдельных компонентов (когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий), выявлен дисбаланс в сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, ответственность, диагностика, исходный уровень сформированности.

Annotation. The article deals with the problems of responsibility formation in older preschool children. The purpose of the study is to identify the initial level of responsibility formation in older preschool children. To achieve this goal, the author solved a number of tasks: concretization of the component composition of the studied category and the level characteristics of its formation, development of diagnostic tools, diagnostics. The author confirms the hypothesis about the need to study the formation of responsibility in older preschool children and the development of appropriate diagnostic procedures. The research is based on theoretical (analysis of scientific literature, generalization and systematization) and empirical (observation, conversation, projective techniques, analysis of products of activity, study of documentation of preschool educational organizations) methods, as well as methods of mathematical processing of results. During the diagnosis, in each of the two equivalent groups of respondents, the levels of formation of individual components (cognitive, emotional-volitional, behavioral) were established, an imbalance in the formation of responsibility in older preschool children was revealed.

Key words: older preschool children, responsibility, diagnostics, initial level of education.

Введение. Главная цель российского образования была сформулирована в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [6]. В связи с этим актуализируются задачи, связанные с формированием ответственности у детей старшего дошкольного возраста: представлений детей о том, что такое «ответственность»; выраженность действий, сосредоточенных на удачное выполнение задания (вовремя начинает и завершает дело, усердствует в преодолении трудностей, доводит дело до финала, реализовывает самоконтроль); нацеленность ответственности за свои поступки и действия (собственные, других людей и обстоятельства).

В совокупности ответственность детей старшего дошкольного возраста - «интегративное качество личности, включающее устойчивое представление о правилах ответственного поведения и взаимодействия, выражающееся в стремлении использовать его в процессе жизнедеятельности, а также проявлении эмоционального переживания за результат определенной деятельности» [4, С. 117].

Решение обозначенной проблемы обеспечивается в числе прочего проведением диагностических мероприятий, нацеленных на выявление уровня сформированности изучаемой характеристики личности и дальнейшее сопровождение воспитательного процесса на основе полученных результатов. В данной статье представлены содержательные, процессуальные аспекты, результаты проведения констатирующего этапа экспериментальной работы, в рамках которого поставлена задача - установить исходный уровень сформированности ответственности у старших дошкольников.

При решении данной задачи был выполнен ряд исследовательских шагов, а именно: определение компонентного состава и уровневого аппарата; подбор диагностического инструментария; отбор участников педагогической диагностики и формирование двух равноценных групп (экспериментальной и контрольной - ЭГ и КГ), включающих 200 старших дошкольников; проведение диагностики с использованием подготовленного диагностического инструментария; анализ и интерпретация результатов, формулирование выводов. Базой проведения диагностики определены МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 17» г.о. Саранск; МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» г.о. Саранск; МДОУ «Детский сад № 68» г.о. Саранск.

В основу разработки проблемы формирования ответственности у старших дошкольников положены концептуальные исследования (К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Минкиной, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна [7]), посвященные определению сущности, критериальной дифференциации и принципам становления ответственности личности. Специфика формирования ответственности у детей дошкольного возраста затрагивается в исследованиях Л.И. Божович [1], В.А. Горбачевой, Л. Колберга, Ж. Пиаже. Ключевые вопросы формирования ответственности при организации продуктивной деятельности представлены Б.Г. Мещеряковым [5], Т.С. Комаровой, С.В. Погодиной, A.M. Ступницкой» [2, С. 41].

Изложение основного материала статьи. Для диагностики ответственности у детей старшего дошкольного возраста определены критерии: когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий.

Когнитивный критерий включает осведомленность ребенка о важности быть ответственным в социальной жизни -осмысленность ответственности.

Эмоционально-волевой критерий выражается в негативных волнениях по поводу невыполненного поручения и в состоянии удовлетворения при его правильном выполнении; стремлении ребенка получать новые обязанности и преодолевать трудности.

Поведенческий критерий показывает надежность и постоянство ответственности ребенка и включает: умение вовремя, верно и внимательно выполнять порученное; самостоятельное выполнение доверенного задания, добровольность и активность; качественное выполнение работы; завершенность дела до конца.

В качестве характеристики высокого уровня сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста определено следующее положение: у детей имеется представление о том, что такое «ответственность», проявляется стремление быть ответственным; вовремя приступают и заканчивают дело, стараются преодолевать трудности, доводят дело до конца, осуществляют самоконтроль, беспокоятся за успех, испытывают удовлетворение от успешного выполнения, переживают оценку своих результатов другими людьми, адекватно оценивают свою самооценку ответственности, ответственность направлена на себя.

Средний уровень характеризуется способностью определить понятия «ответственность» с помощью взрослого, стремление быть ответственным проявляется после стимуляции взрослого; присутствует слабая обеспокоенность успехом, отсутствием удовлетворения от успешного выполнения, мало значимой оценкой своих результатов другими людьми, направленностью ответственности чаще на внешние обстоятельства, чем на себя.

Низкий уровень, соответственно, выражается в отсутствии представлений, что такое «ответственность», отсутствии стремления быть ответственным, даже после стимуляции взрослого, не беспокойстве за успех, не проявляется чувство удовлетворения от успешного выполнения задания, переживания за оценку своих результатов другими людьми; дети переносят ответственность на внешние обстоятельства и других людей.

Для исследования исходного уровня сформированности ответственности детей старшего дошкольного возраста были отобраны диагностические методики в соответствии с конкретизированным ранее критериальным составом.

Для диагностики когнитивного критерия ответственности старших дошкольников использовалась авторская беседа «Я - ответственный?». Представим содержание вопросов.

- Знаешь ли ты, что такое ответственность?

- Как поступает ответственный человек?

- Какие чувства он при этом испытывает?

- Как поступки ответственного человека влияют на него самого? А на других людей, взрослых?

- Для чего нужно поступать ответственно?

- А что ты делаешь, чтобы быть ответственным?

- Тебе нравится поступать ответственно? Почему?

- Легко ли тебе нести ответственность за свои действия? Почему?

- Кто тебе в этом может помочь?

- Чтобы ты пожелал другим ребятам, которые также стараются быть ответственными и самостоятельными?

- Какие правила им следует соблюдать?

Для исследования сформированности эмоционально-волевого критерия ответственности применялась: проективная методика «Закончи рассказ», «Самооценка ответственности» (модернизированная методика В. Г. Щур), наблюдение за детьми в процессе уборки игрушек [3, С. 77].

Предлагаем содержание проективной методики «Закончи рассказ».

Ситуация 1. Лера мастерила из лего-конструктора модель по образцу, чтобы ребята из младшей группы смогли поиграть в нее, но к ней подошел Вадим и все разрушил. Лера ответила ему... Что могла ответить Лера? Почему именно

Ситуация 2. Дима выполнял ответственное задание воспитателя - самостоятельно изготавливал открытку «Голубь мира» для подарка пожилым людям и участникам Великой отечественной войны. Он стремился так выполнить свою работу, чтобы воспитатель его похвалила. Когда он закончил оформление открытки, Дима подошел показать ее и воспитатель сказала ему... Что сказала воспитатель? А почему?

Ситуация 3. Оля и Лена рисовали простыми карандашами летний сад. Каждая из них рисовала свой сад. По окончанию дела, девочки принялись смотреть, что удалось каждой. Оля первая отметила Лене, что ее рисунок красивый и яркий. А Лена сказала Оле, что ее рисунок не похож на пример. Какая может быть реакция у Оли? Почему?

Вторым этапом стало проведение методики «Самооценка ответственности» (модифицированная методика В.Г. Щур), цель которой - определение уровня обоснованности самооценки ответственности дошкольника.

Каждому ребенку предлагалась следующая инструкция: «Если всех ребят расставить на этой ступеньках этой лестницы, то на трех верхних окажутся самые ответственные из всех - чем выше, тем лучше («ответственные», «сильно ответственные», «самые ответственные»), А на трех нижних займут место безответственные - чем ниже, тем хуже («безответственные», «очень безответственные», «самые безответственные»). Определи, на какой ступеньке окажешься ты. Объясни свой выбор?».

Диагностики сформированности деятельностного критерия осуществлялась с помощью методики «Задание с пятницы на понедельник» и модифицированной методики «Решение воображаемых экспериментальных ситуаций» М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой.

Первоначально была проведена методика «Задание с пятницы на понедельник» М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой (после окончания занятий в пятницу). Детям предложили выполнить задание - слепить животного, не акцентируя внимания на запись этого задания. В наступивший после выходных понедельник воспитатель интересовался, кто из детей исполнил это поручение. Для повышения мотивации мы сказали детям, что поделки необходимы для оформления выставки в группе детского сада и показа их родителям. В свою очередь мы попросили родителей не напоминать ребенку о задании и не просить его выполнять.

Заключительным этапом диагностики выступила «Методика решения воображаемых экспериментальных ситуаций» (модернизированная методика М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой), которая имела цель - установить направленность ответственности дошкольника за свои поступки и действия.

Ребенку в индивидуальном порядке предлагалась следующая инструкция: «У каждого из нас могут случиться неудачи. Сейчас я расскажу тебе ситуации, а ты представишь, что они случились с тобой. Постарайся найти и объяснить причину, почему они могли произойти».

1. На занятии воспитатель сделала тебе замечание, что ты неправильно выполняешь работу. Что ты ответишь?

2. Воспитатель поручила тебе убрать игрушки, но ты забыл, в группе остался беспорядок и она это увидела. Что ты скажешь воспитателю?

3. Ты дал обещание своему другу поделиться книгой, но забыл принести ее в детский сад. Что ты скажешь ему?

4. Сегодня ты опоздал в детский сад и пропустил завтрак. Воспитатель сделала тебе замечание. Что ты ей ответишь?

5. Во время репетиции новогоднего утренника ты никак не можешь вспомнить свое место. Музыкальный руководитель сделал тебе замечание при всех. Что ты на него ответишь?

Выводы. Результаты диагностики свидетельствуют о недостаточном количестве детей старшего дошкольного возраста, обладающих высоким уровнем сформированности ответственности. Наименее сформированным следует признать когнитивный критерий ответственности у детей старшего дошкольного возраста, поскольку лишь 15% и 18% респондентов ЭГ и КГ имеют высокий уровень сформированности данного критерия. Критерием, отличающимся большим количеством респондентов с низким уровнем сформированности является эмоционально-волевой (30% - ЭГ и 29% - КГ). Отметим, что присутствует небольшой процент респондентов с высоким уровнем сформированности деятельностного критерия ответственности у детей старшего дошкольного возраста (30% - ЭГ, 17% - КГ).

Результаты диагностики позволяют сделать следующий вывод: сформированность ответственности у детей старшего дошкольного возраста находится на низком уровне. Результаты исследования приводят к поиску и реализации эффективных путей, способов, средств, форм достижения положительной динамики формирования всех компонентов ответственности детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

ГБожович, Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте: монография / Л.И. Божович. - Санкт-Петербург,: Питер, 2008. -400 с.

2. Долинова, Е.В. Педагогические условия формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности / Е.В. Долинова // Гуманитарные науки и образование. - 2023. - Т. 14. - № 2 (54). - С. 40-45

3. Долинова, Е.В. Воспитание ответственности у детей старшего дошкольного возраста: опыт экспериментального исследования / Е.В. Долинова // Актуальные проблемы общего образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «56-е Евсевьевские чтения» / редкол.: М.В. Антонова, Т.Н. Шукшина, Ж.А. Каско, В.И. Лаптун. - Саранск: РИЦ МГПИ, 2020. -С. 75-79

4. Долинова, Е.В. Особенности формирования эмоциально-волевого компонента ответственности у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Долинова, С.Н. Горшенина // Материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. - Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения» / отв. ред. Т.Н. Шукшина. -МГПУ. Саранск: РИЦ МГПУ,2021,-С. 117-122

5. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Москва: Наука, 2003. - 543 с.

6. Российская федерация. Указы. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации № 204 [принят Государственной Думой 07 мая. 2018 г.]. -Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2018. - 19 с.

7. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 713 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Дьячкова Татьяна Валерьяновна

«Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ) (г. Орехово-Зуево); студент магистратуры 3 курса Хиценко Анна Викторовна

«Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ) (г. Орехово-Зуево)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают понятие «педагогическая мастерская» в качестве современной технологии обучения, способствующей развитию и закреплению навыков практической деятельности биологической науки. В тексте статьи рассматриваются особенности применения данной технологии для среднего звена общеобразовательных учреждений, а также вероятные проблемы её применения. По мнению авторов, применение технологии педагогических мастерских способствует прочному освоению практических навыков, развитию коммуникативных и лидерских качеств обучающихся, способности к самообучению.

Ключевые слова: педагогическая мастерская, самообучение, преподавание биологии, учитель наставник, практические навыки.

Annotation. In this article, the authors explore the concept of a "pedagogical workshop" as a modern teaching technology that contributes to the development and consolidation of practical skills in the field of biological science. The article discusses the specificities of applying this technology within secondary-level educational institutions and addresses potential challenges in its implementation. According to the authors, the use of the pedagogical workshop technology promotes the solid acquisition of practical skills, enhances students' communicative and leadership qualities, and fosters their ability for self-learning. Key words: pedagogical workshop, self-learning, teaching biology, mentor teacher, practical skills.

Введение. Один из основных факторов, способствующих развитию современного мира, являются инновации, а признаком современного общества является его готовность к приему нового опыта и открытость к социальным изменениям. Согласно мнению Нака Делора, образовательная система должна непрерывно адаптироваться к изменениям в обществе, при этом не упуская из виду передачу основных знаний и накопленного человеческого опыта.

В настоящее время инновации охватывают все аспекты педагогической деятельности, что создает неопределенность в образовании. Возникший кризис в разнообразии педагогических методов и подходов поднимает ключевую проблему -проблему качества образования. Эта проблема становится центральной в контексте формирования школьной системы и развития новой образовательной парадигмы. Тем не менее, среди миллионов учителей и преподавателей далеко не все способны к подлинному педагогическому творчеству, хотя никому из них заранее не сказано стремиться к нему.

Переходя к конкретике, к предметным проблемам качества образования, нельзя не заметить, что в биологии сильным упущением становится практическая часть обучения. На это в первую очередь указывают результаты многочисленных олимпиад, проводимых по биологии, где многие обучающиеся сталкиваются с трудностями в практически значимых заданиях, а во-вторых, работники высшего и среднеспециального образования, которые их года в год сталкиваются со студентами, не понимающими основ практики биологии. Справиться с данными проблемами могут современные технологии обучения, например - технология педагогических мастерских.

В данной статья, мы рассмотрим пример применения данной технологии на обучающихся среднего звена образования. Разберем проблемы внедрения данной технологии и приведем педагогический опыт.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день тема инновационных технологий изучена достаточно хорошо. В трудах педагогики и общественных деятелей Ю.К Бабанский, П.И. Третьяков, Ш.А. Амонашвили, система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.