ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА ПОЗНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Преподаватель И. А. Волобуева
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Исследована возрастная динамика показателей длительно выполняемого теста (T.O.V.A.) у детей 6 лет, имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности. Выявлено, что повышение сенсомоторной координации посредством тренинга позной устойчивости позволяет осуществлять эффективную коррекцию клинических проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, T.O.V.A., позная устойчивость, коррекция синдрома.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является распространённой мозговой дисфункцией. Клинически СДВГ проявляется в невнимательности, гиперактивности, импульсивности, в трудностях обучения, становления межличностных отношений, и нередко СДВГ сочетается с тревожными поведенческими расстройствами, задержками в формировании языка, речи, а также школьных навыков (А. Г. Платонова, 1996). Начальные проявления синдрома могут выявляться с первых дней жизни ребёнка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены (Г. Б. Монина, 2007). Выраженная картина наблюдается в дошкольном возрасте. Дети от 3 до 6 лет не способны сосредоточенно заниматься, слушать, участвовать в играх, требующих концентрации внимания. Снижение внимания с повышенной импульсивностью сочетается с нарушением координационных механизмов. Пик проявлений СДВГ отмечается в 5-7 лет - период подготовки к школе, и в 12-15 лет - период полового созревания (В. Г. Кучма, А. Г. Платонова, 1997).
Диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности ставится на основании клинических данных, опросников, психофизиологического тестирования, электроэнцефалографических и стабилометрических исследований. Успешность лечения данной мозговой дисфункции зависит от срока её выявления. Поэтому основной задачей является организация ранней диагностики СДВГ с использованием объективных методов тестирования. В настоящее время успешно используется тест (L. M. Grinberg, I. D. Waldman, 1993) непрерывной деятельности T.O.V.A. (Test of variables of attention). Наряду со сниженным вниманием и повышенной импульсивностью у детей, имеющих СДВГ, наблюдаются
двигательные расстройства - тонкие движения пальцев рук, позная устойчивость (А. Б. Трембач, М. А. Беляев, Ю. Н. Романова, 2004). Поэтому целью настоящей работы явилось исследование влияния совершенствования сенсомо-торной координации посредством тренинга позной устойчивости на клинические проявления СДВГ у детей 6 лет.
Методика. С согласия родителей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Краснодара было обследовано 214 детей обоего пола в возрасте 6 лет без органической неврологической патологии.
Test of Variable of Attention (T.O.V.A.). Исследование проводилось посредством компьютерной версии невербального теста T.O.V.A. Он основан на предъявлении испытуемому значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур и требует сосредоточения внимания в течение 22,5 минуты. Для детей дошкольного возраста тест был разделён на 2 части (11,5 минуты и 11 минут). Задача ребенка заключалась в реагировании на значимый стимул (квадрат вверху) нажатием определённой клавиши и в торможении реакции на незначимый стимул (квадрат внизу). По окончании тестирования рассчитывались следующие показатели:
• внимание, по количеству неправильных ответов (пропусков) на значимый стимул в %;
• импульсивность, по количеству неправильных ответов на незначимый стимул в %;
• скорость мыслительных процессов, по времени реакции в мс;
• устойчивость внимания, по изменчивости времени реакции в мс.
На основе анализа T.O.V.A. были выделены две группы детей: 1 группа (контрольная) - дети с нормальным уровнем внимания и импульсивности (34 мальчика и девочки); 2 группа (экспериментальная) - дети со сниженным уровнем внимания и повышенной импульсивностью (34 мальчика и девочки).
Регистрация и тренинг стабилометрических показателей. Устойчивость вертикального положения тела в двух выделенных группах исследовалась в течение 30 секунд с открытыми глазами посредством анализа динамики центра давления стоп (ЦДС) на компьютерном ста-билоанализаторе «Стабилан 01», разработанном ОКБ «РИТМ». Перемещения ЦДС - статокинезиограмма (СКГ) - оценивались по среднеквадратичному отклонению во фронтальной (Qx) и сагиттальной (Qy) плоскостях, длине (L) СКГ (мм), скорости (V) (мм/с); площади (S) СКГ в 1 с;
среднему радиусу (мм); отклонению во фронтальной фх) и сагиттальной фу) плоскостях (мм). Тренинг ор-тоградной позы осуществлялся в течение двух недель за счет компьютерных игр различной сложности, в которых посредством визуального контроля тренировалось произвольное перемещение ЦДС в определенном направлении (составление картинок, игра в мячики). Длительность ежедневной сессии составляла 25-30 минут.
Статистический анализ. Достоверность различий определялась параметрическими и непараметрическими методами статистики посредством программы Б1а1Мюа 5.5.
Результаты исследования. Параметры Т.О.У.А. у здоровых детей и детей с СДВГ. Уровень внимания (количество пропусков или неправильных ответов на значимый стимул) у здоровых мальчиков составлял 22,81±1,42%, а у девочек - 20,63±2,47%. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности количество неправильных ответов существенно повышалось. У мальчиков оно достигало 52,48±27,56% (Р<0,05), у девочек - 58,31±28,82% (Р<0,05). Импульсивность (количество неправильных ответов на незначимый стимул) у здоровых мальчиков составляла 13,30±3,36%, у девочек
- 11,73 7,84%. У детей с СДВГ данный показатель был значительно выше: у мальчиков - 32,48±16,08% (Р<0,05), у девочек - 25,40±3,36% (Р<0,05). Скорость мыслительных процессов (время реакции на предъявляемый стимул) у здоровых мальчиков равнялась 575,87±10,95 мс, у девочек - 574,85±9,91 мс. У мальчиков с СДВГ время реакции снижалось (511,06±67,42 мс), у девочек существенно не изменялось. Показатели устойчивости внимания (изменчивость времени реакции) у здоровых детей и детей с СДВГ значительно не различались и колебались в пределах 120,67±2,98 -123,66±3,13 мс.
Стабилометрические показатели у здоровых детей и детей с СДВГ. Анализ статокинезиограммы (СКГ) двух исследуемых групп выявил снижение позной устойчивости у детей с СДВГ по сравнению со здоровыми детьми. Существенные различия у мальчиков определялись по таким параметрам, как среднеквадратичное отклонение во фронтальной плоскости ^х, мм): у здоровых -3,59±1,16, с СДВГ - 5,84±2,30; и сагиттальной плоскости ^у, мм): у здоровых - 3,77±1,12, с СДВГ - 6,24±2,00; площади СКГ в 1 с (Б, кв.мм/с): у здоровых - 18,10±10,16, с СДВГ - 32,03±11,84; среднему радиусу СКГ мм): у здоровых - 4,54±1,42, с СДВГ - 7,11±2,69. У девочек достоверные различия выявлялись по среднеквадратичным отклонениям во фронтальной плоскости ^х, мм): у здоровых - 3,17±1,16, с СДВГ - 4,02±1,67; сагиттальной плоскости СКГ ^у, мм): у здоровых - 3,36±0,85, с СДВГ
- 4,95±1,02.
Эффект тренинга позной устойчивости посредством зрительной обратной связи на моторные и ментальные функции. Выявленные нарушения координационных механизмов на примере реализации ортоградной позы и специфика нейрофизиологических закономерностей организации произвольных движений у детей с СДВГ позволили предположить, что моторное обучение будет обеспечивать коррекцию не только моторных, но и ментальных функций. Исследования показали, что у девочек после тренинга позной устойчивости на компьютерном стабилоанализаторе посредством биологической обратной связи существенно снижались показатели среднеквадратичного отклонения СКГ во фронтальной плоскости ^х, мм): 4,02±1,67 - до обучения, 2,75±1,02
- после; сагиттальной плоскости ^у, мм): 4,95±1,74
- до обучения, 3,80±1,06 - после. У мальчиков выявлялась аналогичная динамика. Показатели среднеквадратичного отклонения СКГ во фронтальной плоскости ^х, мм) составили: 5,84±2,30 - до обучения, 3,36±1,12
- после; сагиттальной плоскости ^у, мм): 6,24±2,00
- до обучения, 4,14±0,78 - после. Кроме вышеуказанных, уменьшились также следующие показатели: средний радиус ^,мм): 7,11±2,69 - до обучения, 4,77±1,03
- после; скорость СКГ (У,мм/с): 14,11±3,23 - до обучения, 11,15±2,08 - после; площадь СКГ в 1 секунду (Б, кв.мм/с): 32,03±11,84 - до обучения, 21,57±8,03 -после.
Анализ показателей теста Т.О.У.А. до и после тренинга позной устойчивости показал, что ментальные функции у детей с СДВГ существенно улучшились. У мальчиков с СДВГ до обучения уровень внимания (количество неправильных ответов на значимый стимул) составлял 52,48±27,56%, после обучения - 27,22±7,57%; импульсивность (количество неправильных ответов на незначимый стимул) составляла: 32,48±16,08% - до обучения и 19,03±9,08% - после обучения. У девочек с СДВГ до обучения уровень внимания (количество неправильных ответов на значимый стимул) составлял 58,31±28,82%, после обучения - 20,36±12,78%. Импульсивность (количество неправильных ответов на незначимый стимул) составляла 25,40±3,36% - до обучения и 21,45±5,74%
- после обучения. Изменилась скорость мыслительных процессов (время реакции на предъявляемый стимул): до обучения 571,40±59,46 мс, после - 506,40±64,24 мс.
Обсуждение полученных данных. Анализ работ последних лет позволяет высказать предположения относительно нейрофизиологических механизмов выявленных закономерностей. Кратковременное и длительное моторное обучение, обеспечивающее совершенствование позной устойчивости, сопровождается корковой перестройкой и формированием фокусов максимальной активности в высокочастотном диапазоне ЭЭГ в премоторных, моторных и нижнетеменных областях коры больших полушарий (А. В. ТгетЬасИ е1 а1., 2005). Аналогичная динамика корковой активности при бимануальном моторном обучении была выявлена с использованием метода функционального магнитно-резонансного сканирования мозга (У. РыНетапэ е1 а1., 2005). Значительная часть перечисленных мозговых структур входит в выделенную в настоящее время париетальную систему внимания Татт е1 а1., 2006), обеспечивающую функционирование параллельных замкнутых нейронных цепей между нижнетеменными и фронтальными участками коры больших полушарий СаттШ е1 а1., 2006), что является, по современным представлениям, морфофункциональной основой сенсомоторной трансформации. У детей с СДВГ активность лобных долей, которые обеспечивают функцию внимания (Р.Наатанен, 1998), и париетальная система внимания существенно снижены (Ю. Д. Кропотов, 2005; У. РыНетапэ е1: а1., 2005). Поэтому активация фронто-париетальных мозговых структур при моторном обучении у детей с данной мозговой патологией способствует коррекции их ментальных функций.
Выводы. Коррекция деятельности моторных программ у детей с дефицитом внимания и гиперактивности обеспечивает совершенствование моторных и психических функций.
№4 • 2008
29
ЛИТЕРАТУРА
1. Платонова А. Г. Распространённость и физиолого-гигиеническая коррекция СДВГ у школьников 6-8 лет: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1996.
2. Монина Г. Б., Лютова-Роберте Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.
- СПб.: Речь, 2007. - 186 с.
3. Кучма В. Г., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России (распространённость, факторы риска и профилактика). - М.: Рагорь, 1997.
- 199 с.
4. Grinberg L. M., Waldman I. D. Developmental normative data on the Test of Variables of Attention (T.O.V.A.) // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 1993. -V.34. -№ 6.
- P. 1019-1030.
5. Трембач А. Б., Беляев М. А., Романова Ю. Н. Современные методы ранней диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Наука Кубани. - 2004.
- №2. - С. 64-69.
6. Trembach A. B., Sliva S. S., Kurochkina E. I. Posture stability perfection and spectrum EEG mapping changes during gymnastics training in girls 4-7 years// J. Gate and Posture, 2005b, v. 21- P4.
7. Trembach A. B., Sliva S. S., Romanova J. N., Kurochkina E. I. Electrophysiological correlate of short and long-term memory during motor learning of posture
stability perfection// 35th Annual Meeting for Neuroscience . Washington, 2005a.
8. Trembach A. B., Kovalenko J. N. Power and coherence EEG mapping during motor learning in humans// 6th International Conference on Functional Brain Mapping of the Human Brain.-San Antonio, USA, 2000.-P234.
9. Puttemans V., Wenderoth N., Swinnen S. P. Changes in Brain Activation during the Acquisition of a Multifrequency bimanual coordination task: from the cognitive stage to advanced levels automaticity// J. Neuroscience, v. 25(17),
2005, pp. 4270-4278.
10. Tamm L., Menon V., Reiss A. L. Parietal attentional system aberrations during target detection in adolescents with deficit attention and hyperactivity disorder: event-related fMRI evidence// Am. J. Psychiatry, 2006, 163, 1033-1043.
11. Caminity R., Ferriana S., Battaglia-Mayer A., Mascaro M., Birnod Y. Parallel parietofrontal circuits for sensorimotor transformations// Higher-order motor disorders, Oxford,
2006, pp.23-42.
12. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. - М.: Издательство МГУ, 1998. - 560 с.
13. Кропотов Ю. Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. - СПб.: ЭЛБИ-СПБ, 2005. - 148 с.
Исследование поддержано грантом РГНФ (№ 07-0638612 а/Ю).
DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF THE LEVEL OF ATTENTION AND IMPULSIVE BEHAVIOUR IN CHILDREN AGED 6 BY MEANS OF TRAINING POSTURE STABILITY
I. Volobueva, Teacher
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Investigations of aged dynamics of Indices of the test (T.O.V.A.) being carried out for a long time in children aged 6 having the syndrome of the deficit of attention and hyperactivity are presented in the paper. It had been disclosed that increasing sensory motor coordination by means of training posture stability gives the possibility to implement efficient correction of
clinic manifestations of the syndrome of the deficit of attention and hyperactivity in preschool children.
Key words: syndrome of the deficit of attention and hyperactivity, T.O.V.A. (Test of Variable Attention), posture stability, syndrome correction.