Научная статья на тему 'Корковые механизмы организации позы: моторные координации и ментальные функции'

Корковые механизмы организации позы: моторные координации и ментальные функции Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
555
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ / КОРА МОЗГА / MOTOR COORDINATION / CORTEX

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Трембач А. Б., Витько Е. В., Волобуева И. А., Московченко Е. В.

Изучены моторные и ментальные функций у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и обоснована их коррекция посредством совершенствования моторных координаций. Кратковременное моторное обучение пациентов на компьютерном стабилоанализаторе посредством зрительной обратной связи повышало позную устойчивость и оптимизировало ментальные функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Трембач А. Б., Витько Е. В., Волобуева И. А., Московченко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cortex Mechanism of Posture: Motor Coordinations and Mental Functions

Motor and mental functions at children with syndrome of deficit of attention and hyperactivity were examined and their correction by means of perfection motor coordination was proved. Short-term motor training of patients on computer stabiloanalyzer with visual feedback raised posture stability and optimized mental functions.

Текст научной работы на тему «Корковые механизмы организации позы: моторные координации и ментальные функции»

держания равновесия тела пациентов. Соответственно после лечения уменьшилась средняя линейная скорость и увеличилась средняя угловая скорость.

Комбинированным показателем линейного и углового смещения тела является коэффициент динамической стабилизации (КДС), выражающийся в мм2/с. Этот новый показатель наиболее чётко свидетельствовал об улучшении функции равновесия тела у пациентов после остеопатического лечения. Достоверность различия его до и после лечения при открытых глазах составила р < 0,01; при закрытых глазах - р < 0,05.

В заключение можно было бы сухо написать «.. .остеопатическое лечение больных доказало свою эффективность и рекомендовано в качестве терапии головокружения.» и тем самым свести остеопатию лишь как к методу лечения, который способен улучшать метаболизм ЦНС, улучшать кровоснабжение, устранять механические барьеры в тканях и т.п. Это действительно так. Но основная ценность остеопатии заключается в ее интегра-тивном подходе к человеку как к целостной системе, и способности гармонизировать биомеханику этой системы. Только такой подход позволяет найти причину дисфункций, разорвать порочные круги патологических состояний, предоставив возможность организму в дальнейшем самому восстановить здоровье. Человек здоров, когда находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром. Миссия остеопата - помочь ему в этом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вейн А.М. Неврология для врачей общей практики. Головокружение. - М.: 2001. - С. 454-470.

2. Рэйчел Е. Брукс. Жизнь в движении. Остеопатические воззрения Роллина Е. Беккера, Д.О. // Рудра Пресс Оригон. - Портланд, 1997. - С. 226-242.

3. Егорова И.А. Краниальная Остеопатия.

4. Абдулкеримов Х.Т., Марков И.С., Усачев В.И. Эффективность Бетасерка при вестибулярных нарушениях // Журн. неврологии и психиатрии. - №6. - 2002. - С. 50-52.

5. Гусев Е.И., Никонов А.А., Скворцова В.И. и др. Лечение головокружения препаратом бетасерк у больных с сосудистыми и травматическими поражениями головного мозга // Журн. неврология и психиатрия. - №11. - 1998. - С. 19-21.

6. Обзор данных о лечении рецидивирующего головокружения препаратом Бетасерк / Solvay Pharma.

7. Усачёв В.И. Способ качественной оценки функции равновесия. Патент на изобретение №2175851 от 20.11.2001 (Приоритет от 15.03.1999).

8. Усачёв В.И., Григорьев С.Г., Абдулкеримов Х.Т., Переяслов Г.А., Слива С.С. Способ дифференциальной диагностики вида атаксии. Патент на изобретение №2257845 от 10.08.2005. (Приоритет от 05.03.2002).

УДК 004.415.2

А.Б. Трембач, Е.В. Витько, И.А. Волобуева, Е.В. Московченко

КОРКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗЫ: МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ И МЕНТАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ*

Поза - сложный рефлекторный акт, который обеспечивает адекватное положение тела в пространстве, и предотвращает нарушение равновесия при двигательной деятельности.

* Исследование поддержано грантом РФФИ (№08-04-99034-р_офи; № 06-04-96809-р_юг_офи) и грантом РГНФ (№07-06-38612 а/Ю).

Она представляет собой высокоавтоматизированный двигательный навык, освоенный на ранних этапах онтогенеза, и являющийся интегральным показателем деятельности центральной нервной системы. Кратковременное или долгосрочное моторное обучение, обеспечивающее совершенствование позной устойчивости, приводит к существенной перестройке электрической активности, преимущественно в высокочастотном диапазоне, в корковых областях, контролирующих планирование и реализацию произвольных движений (Tiembach et al, 2005a). У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), имеющих ментальные дисфункции (снижение внимания, импульсивность, немотивированная агрессия), обнаружено нарушение моторных координа-ций, выражающееся в частности в снижении позной устойчивости (Трембач А.Б. и др., 2004). Проблема взаимосвязи моторных и ментальных функций у человека при различных видах патологии центральной нервной системы являлась предметом обсуждения на двух международных конгрессах (Gate & Mental Function, Madrid, 2006, Amsterdam, 2008). Однако нейрофизиологические механизмы этого феномена изучены недостаточно.

Цель исследования - изучение моторных и ментальных функций у детей с СДВГ 4-8 лет и обоснование их коррекции посредством совершенствования моторных координаций. Для ее решения были поставлены следующие задачи: 1 - исследовать электрофизиологические корреляты центральных программ при реализации произвольных движений у детей с различным уровнем внимания и импульсивности; 2 - изучить стабилометрические характеристики ортоградной позы у детей с различным уровнем внимания и импульсивности; 3 - выявить влияние моторного обучения, направленное на совершенствование координационных способностей посредством биологической обратной связи у детей с СДВГ, на уровень позной устойчивости и ментальных функций.

Контингент, участвующий в исследовании. С письменного согласия родителей было обследовано 120 детей 4-8 лет обоих полов.

Протоколы исследований и последовательность их реализации. На первом этапе для определения уровня внимания, импульсивности, времени двигательной реакции и ее изменчивости использовался Test of Variables of Attention (T.O.V.A). На основе анализа T.O.V.A. были выделены две группы детей: 1 группа (контрольная) - дети с нормальным уровнем внимания и импульсивности (34 мальчика и девочки); 2 группа (экспериментальная) - дети со сниженным уровнем внимания и повышенной импульсивностью (34 мальчика и девочки).

На втором этапе была исследована электрическая активность головного мозга на компьютерном электроэнцефалографе «Мицар» и проведен сравнительный анализ топографических карт мощности спектра электроэнцефалограммы у детей двух выделенных групп по 14 человек при реализации моторных задач различной сложности.

На третьем этапе были изучены стабилометрические характеристики оротградной позы на компьютерном стабиланализаторе «Стабилан-01» у двух групп детей по 20 человек с различным уровнем внимания и импульсивности.

На четвертом этапе осуществлялся тренинг позной устойчивости посредством зрительной обратной связи на стабилоанализаторе «Стабилан-01». Эффективность тренинга контролировалась повторным определением стабилометрических характеристик орто-градной позы и T.O.V.A.

Моторные задачи. В качестве моторных задач, реализуемых по зрительным сигналам программы Psytask, детям предлагалось сжатие ручного динамометра ведущей правой рукой с усилием 50% от максимального без визуального контроля и подъем на носки из положения стоя. При решении первой моторной задачи регистрировалась M. Adductor policis, второй - M. Soleus. Длительность движений составляла 2-3 секунды, временные интервалы между движениями - 6-8 секунд, количество повторений - 5-6. .

Test of Variable of Attention (T.O. VA.). Задача состояла в том, чтобы как можно быстрее

нажать на кнопку в ответ на значимый стимул (маленький квадратик, появляющийся вверху на экране монитора) и пропустить незначимый стимул (не нажимать кнопку на квадратик, появляющийся внизу). По окончании теста (22 мин.) оценивались показатели: внимание или количество неправильных ответов на значимый стимул (в %); импульсивность или количество неправильных ответов на незначимый стимул (в %); скорость мыслительных процессов или время реакции (в мс); устойчивость внимания или дисперсия времени реакции (в мс). Дети с выявленными нарушениями внимания и импульсивности проходили клиническое обследование у невропатолога и включались в экспериментальную группу после подтверждения диагноза СДВГ.

Регистрация и анализ электроэнцефалограммы. Электроэнцефалограмма в частотных диапазонах 0,5-4; 5-7; 8-10; 11-13; 14-24; 25-35; 36-47; 48-60; 60-70; 80-90; 90-105 Гц регистрировалась в 31 отведении по модифицированной системе 10-20 на электроэнцефалографе фирмы «Мицар» в частотном диапазоне 0,5 - 150 Гц в состоянии покоя с открытыми глазами и при реализации движений. Посредством программного обеспечения «Win EEG» рассчитывались топографические карты мощности спектра электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в частотных диапазонах 0,5-105 Гц в различные фазы формирования моторного акта. Эпоха анализа составляла 1 с, количество усреднений - 30. Усредненные по группам топографические карты пространственного распределения мощности спектра ЭЭГ сравнивались между собой в исследуемых частотных диапазонах.

Регистрация и тренинг стабилометрических показателей. Устойчивость вертикального положения тела исследовалась в течение 30 с открытыми глазами посредством анализа динамики центра давления стоп (ЦДС) на компьютерном стабилоанализаторе «Стаби-лан-01», разработанном ОКБ «РИТМ». Перемещения ЦДС - статокинезиограмму (СКГ) -оценивали по среднеквадратичному отклонению во фронтальной (Qx) и сагиттальной (Qy) плоскостях, длине (L ) СКГ (мм), скорости (V ) (мм/с); площади (S) СКГ в 1 с; среднему радиусу (R ) (мм); отклонению во фронтальной (Dx) и сагиттальной (Dy) плоскостях (мм). Тренинг ортоградной позы осуществлялся в течение двух недель за счет компьютерных игр различной сложности, в которых посредством визуального контроля тренировалось произвольное перемещение ЦДС в определенном направлении (составление картинок, игра в мячики). Длительность ежедневной сессии составляла 25-30 мин.

Статистический анализ. Достоверность различий определялась параметрическими и непараметрическими методами статистики посредством программы Statistica 5.5.

Параметры T. O. VA. у здоровых детей и детей с СДВГ. Уровень внимания (количество пропусков или неправильных ответов на значимый стимул) у здоровых мальчиков составлял 22,8±1,4%, а у девочек - 20,6±2,5%. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности количество неправильных ответов существенно повышалось. У мальчиков оно достигало 52,5±27,6% (Р<0,05), у девочек - 58,3±28,8% (Р<0,05). Импульсивность (количество неправильных ответов на незначимый стимул) у здоровых мальчиков составляла 13,3±3,4%, у девочек - 11,7±7,8%. У детей с СДВГ данный показатель был значительно выше. У мальчиков - 32,5±6,0% (Р<0,05), у девочек - 25,4±3,4% (Р<0,05). Скорость мыслительных процессов (время реакции на предъявляемый стимул) у здоровых мальчиков равнялась 575±9,0 мс, у девочек - 574±10,0 мс. У мальчиков с СДВГ время реакции снижалось (511±67,4 мс), у девочек существенно не изменялось (571±59,5 мс). Показатели устойчивости внимания (изменчивость времени реакции) у здоровых детей и детей с СДВГ значительно не различались и колебались в пределах 120±29 - 145±22,27 мс.

Электрическая активность головного мозга у здоровых детей и детей с СДВГ при решении моторных задач различной сложности. В связи с тем, что у детей с СДВГ существенно нарушается внимание, были проанализированы электрофизиологические паттерны центральных команд произвольных движений, которые инициируются внешними сти-

мулами, включая предупреждающий и разрешающий. Такая постановка эксперимента требует дополнительной активизации внимания. Исследование электрической активности головного мозга осуществлялось в фазу реализации движений. Вычитание из усредненных топографических карт 2 группы (дети с СДВГ) усредненных топографических карт 1 группы (здоровые дети) позволило выявить пространственные различия мощности спектра ЭЭГ при решении исследуемых моторных задач. Сравнительный анализ показал, что при воспроизведении мышечного усилия без визуального контроля у детей с СДВГ выявлялось значительное повышение мощности спектра в диапазонах низких частот (0,5-4,7 Гц) в передних и центральных областях коры больших полушарий. В диапазоне 8-13 Гц она несколько уменьшалась. Мощность спектра высокочастотной составляющей ЭЭГ значительно снижалась в левом полушарии - передних и центральных областях - особенно в диапазоне 36-47 Гц (рис. 1). Анализ функциональных связей между левой лобной долей (Тр1) и остальными исследуемыми областями коры больших полушарий показал, что при воспроизведении мышечного усилия снижение когерентности выявлялось, преимущественно, в левом полушарии в высокочастотных диапазонах ЭЭГ 25-105 Гц у детей с СДВГ по сравнению со здоровыми детьми.

Рис. 1Z оценки (различия) между усредненными топографическими картами мощностей спектра ЭЭГ у детей с СДВГ и здоровых детей при воспроизведении мышечного усилия по

сигналам 50% от мах В правом полушарии определялось повышение когерентности преимущественно в его центральных областях во всех исследуемых диапазонах с максимальными значениями в пределах 14—24 и 36-60 Гц (рис. 2).

Когерентность мощности спектра ЭЭГ и мощности спектра ЭМГ M. Flexor carpi radialis (Ког ЭЭГ-ЭМГ) в период воспроизведения заданного мышечного усилия у детей с СДВГ была существенно выше в диапазоне 0,5-4 Гц в во всех исследуемых областях коры с преобладанием максимальных значений в правом полушарии (премоторная и затылочная области). В диапазоне 4-7 Гц уровень когерентности снижался в лобных долях. В диапазонах 11-13, 25-36, 36-47 и 48-60 Гц Ког ЭЭГ-ЭМГ у детей с СДВГ была выше в левом полушарии, преимущественно в центрах, определяющих планирование и реализацию двигательного акта (рис. 3).

При подъеме на носки у детей с СДВГ по сравнению со здоровыми детьми резко повышалась мощность спектра ЭЭГ в диапазоне 0,5-7 Гц в лобных долях и центральных областях коры больших полушарий. В диапазонах 8-13 Гц повышение мощности было выражено в меньше степени и сохранялось лишь в лобных областях. Снижение мощности

спектра ЭЭГ максимально проявлялось в левом полушарии в диапазонах 14—47 Гц и несколько снижалось в диапазонах 48-105 Гц (рис. 4).

Рис.2. 2 оценки (различия) между усредненными топографическими картами когерентности спектра ЭЭГ между т и остальными исследуемыми корковыми областями у детей с СДВГ при воспроизведении мышечного усилия 50% от мах по

сигналам

Рис.3. 2 оценки (различия) между усредненными топографическими картами когерентности ЭМГ и остальными исследуемыми корковыми областями у детей с СДВГ при воспроизведении мышечного усилия 50% от мах по сигналам

Таким образом, электрофизиологические корреляты центральных программ, определяющих реализацию двигательного акта, у детей с СДВГ имеют общие принципиальные отличия от таковых у здоровых детей независимо от сложности предъявляемой моторной задачи. Они характеризуются снижением высокочастотной составляющей электрической активности корковых центров, участвующих в планировании и реализации движения, уменьшением функциональных связей между левой лобной долью и центрами левого полушария, обеспечивающими организацию произвольного движения и существенным повышением связей между корковым и спинальным уровнями, что характерно для генерализации возбуждения по пирамидному тракту.

Стабилометрические показатели у здоровых детей и детей с СДВГ. Основные показатели статокинезиограммы у мальчиков и девочек 6 лет в ортоградной позе с открытыми глазами представлены в табл. 1.

Рис.4. X оценки (различия) между усредненными топографическими картами мощностей спектра ЭЭГ у детей с СДВГ и здоровых детей при подъеме на носки в положении стоя

Таблица 1

Характеристика статокинезиограммы у здоровых детей и детей с синдромом дефицита

внимания и гиперактивности

Мальчики МО(х),мм МО(у),мм О(х),мм О(у),мм Я,мм V,мм/сек 8,кв.мм /сек

Здоровые 1,64±3,87 1,25±4,75 3,59±1,16* 3,77±1,12* 4,54±1,42* 11,94±4,22 18,10± 10,16*

СДВГ 0,05±6,16 -0,83±4,59 5,84±2,30 6,24±2,00 7,11±2,69 14,11±3,23 32,03± 11,84

Девочки МО(х),мм МО(у),мм О(х),мм О(у),мм Я,мм V,мм/сек 8,кв.мм /сек

Здоровые -0,37±3,19 -1,48±4,51 3,17±1,16* 3,36±0,85* 4,36±1,42 10,51±2,95 15,61± 8,46

СДВГ 0,80±4,10 1,01±4,80 4,02±1,67 4,95±1,74 4,07±1,02 10,58±3,79 15,00± 4,94

Примечание* - Р<0,05

Анализ СКГ двух исследуемых групп выявил снижение позной устойчивости у детей с СДВГ по сравнению со здоровыми детьми. Существенные различия у мальчиков определялись по параметрам как среднеквадратичное отклонения во фронтальной (Ох) и сагиттальной (Оу) плоскостях, площади (8) в 1 с; среднему радиусу (Я) СКГ. У девочек достоверные различия выявлялись по среднеквадратичным отклонениям во фронтальной (Ох) и сагиттальной (Оу) плоскостях СКГ.

Эффект тренинга позной устойчивости посредством зрительной обратной связи на моторные и ментальные функции. Выявленные нарушения координационных механизмов на примере реализации ортоградной позы и специфика нейрофизиологических закономерностей организации произвольных движений у детей с СДВГ позволили предположить, что моторное обучение будет обеспечивать коррекцию не только моторных, но и ментальных функций. Исследования показали, что у девочек после тренинга позной устойчивости на компьютерном стабилоанализаторе посредством биологической обратной связи существенно снижались показатели среднеквадратичного отклонения СКГ во фрон-

тальной (Ох) и сагиттальной (Оу) плоскостях. У мальчиков кроме двух вышеуказанных показателей уменьшались средний радиус, скорость и площадь СКГ в 1 секунду (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика статокинезиограммы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности до и после тренинга позной устойчивости

Девочки СДВГ МО(х),мм МО(у),мм О(х),мм О(у),мм Я,мм У,мм/ сек В,кв.мм/с

ДО 0,80± 4,10 -1,01± 4,80 4,02±1,67* 4,95± 1,74* 4,07± 1,02 10,58± 3,79 15,00±4, 94

ПОСЛЕ 1,08± 3,73 -0,81± 5,30 2,75±1,02 3,80± 1,06 4,48± 1,45 9,33± 1,96* 12,37± 3,43*

Мальчики СДВГ МО(х),мм МО(у),мм О(х),мм О(у),мм Я,мм У,мм/ сек 8,кв.мм/ сек

ДО 0,05± 6,16 -0,83± 4,59 5,84±2,30* 6,24± 2,00* 7,11± 2,69* 14,11± 3,23* 32,03±11 ,8*

ПОСЛЕ 0,21± 4,11 -0,10± 3,91 3,36±1,12 4,14± 0,78 4,77± 1,03 11,15± 2,08 21,57±8, 03

Примечание*-Р<0,05

Таким образом, кратковременное моторное обучение существенно повышало координационные возможности детей, обеспечивающие формирование и реализацию ортоград-ной позы. Анализ показателей теста Т.О.У.Л. до и после тренинга позной устойчивости выявил аналогичную закономерность в динамике ментальных функций (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика параметров теста Т.О.У.Л. у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности до и после тренинга позной устойчивости

Мальчики Количество неправильных ответов на значимый стимул Количество неправильных ответов на незначимый стимул Время реакции Стандартное отклонение времени реакции

Здоровые 52,48±27,56 32,48±16,08 511,06±67,42 145,88±22,67

СДВГ 27,22±7,57* 19,03±9,08* 493,88±82,64 132,44±24,76

Девочки Количество неправильных ответов на значимый стимул Количество неправильных ответов на незначимый стимул Время реакции Стандартное отклонение времени реакции

Здоровые 58,31±28,82 25,40±3,36 571,40±59,46 145,80±20,90

СДВГ 20,36±12,78* 21,45±5,74* Ю6,73±64,24* 131,90±23,61

Примечание* - Р<0,05

У девочек после тренинга улучшалось внимание, снижалась импульсивность и время двигательной реакции. У мальчиков улучшались показатели внимания и импульсивности. Положительный эффект динамики показателей T.O.V.A. наблюдался также у детей после применения тренинга посредством специально разработанного комплекса физических упражнений, в которых основным элементом были использованы перекрестные движения верхних и нижних конечностей (гимнастика мозга по Дональдсону). Таким образом, кратковременное моторное обучение существенно повышало уровень внимания и снижало импульсивность.

Обсуждение полученных данных. Анализ работ последних лет и собственные исследования позволяют высказать предположения относительно нейрофизиологических механизмов выявленных закономерностей: На начальных этапах становления нового двигательного навыка у человека (необычная последовательность движений пальцев ведущей руки) повышение электрической активности выявляется в обоих полушариях, а затем, преимущественно в левом с максимальным фокусом в нижнетеменных, премоторных и моторных областях, определяющих планирование, реализацию и контроль произвольных движений (Tiembach et al, 2000). Кратковременное и длительное моторное обучение, обеспечивающее совершенствование позной устойчивости, также сопровождается корковой перестройкой и формированием фокусов максимальной активности в высокочастотном диапазоне ЭЭГ в премоторных, моторных и нижнетеменных областях коры больших полушарий (Tiembach A.B., et al, 2005). Аналогичная динамика корковой активности при биманульном моторном обучении была выявлена с использованием метода функциональной магнитно-резонансного сканирования мозга (V. Puttemans et al, 2005). Необходимо отметить, что значительная часть перечисленных мозговых структур входит в выделенную в настоящее время париетальную систему внимания (L. Tamm et al, 2006), которая обеспечивает функционирование параллельных замкнутых нейронных цепей между нижнетеменными и фронтальными участками коры больших полушарий (R Caminiti et al, 2006) и является, по современным представлениям, морфо-функциональной основой сенсомотор-ной трансформации. У детей с СДВГ активность лобных долей, которые обеспечивают функцию внимания (Наатанен Р., 1998), и париетальная система внимания существенно снижены (Кропотов Ю.Д., 2005; V. Puttemans et al, 2005). Поэтому активация фронто-париетальных мозговых структур при моторном обучении у детей с данной мозговой дисфункцией способствует коррекции их ментальных функций без фармакологических воздействий.

Выводы. Коррекция деятельности моторных программ у детей с дефицитом внимания и гиперактивности обеспечивает совершенствование моторных и психических функций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Трембач А.Б., Беляев М.А., Романова Ю.Н. Современные методы ранней диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности//Наука Кубани. - 2004. - №2. - С. 64 -69.

2. Trembach A.B., Sliva S.S., Kurochkina E.I. Posture stability perfection and spectrum EEG mapping changes during gymnastics training in girls 4-7 years// J. Gate and Posture, 2005b, v. 21- P4.

3. Trembach A.B., Sliva S.S., Romanova J.N., Kurochkina E.I. Electrophysiological correlate of short and long-term memory during motor learning of posture stability perfection// 35th Annual Meeting for Neuroscience . Washington, 2005a.

4. Trembach A.B., Kovalenko J.N. Power and coherence EEG mapping during motor learning in humans// 6th International Conference on Functional Brain Mapping of the Human Brain.-San Antonio, USA, 2000.-P234.

5. Puttemans V., Wenderoth N., Swinnen S.P. Changes in Brain Activation during the Acquisition

of a Multifrequency bimanual coordination task: from the cognitive stage to advanced levels automaticity// J. Neuroscience, v. 25(17), 2005, pp. 4270-4278.

6. Tamm L., Menon V., Reiss A.L. Parietal attentional system aberrations during target detection in adolescents with deficit attention and hyperactivity disorder: event-related fMRI evidence// Am. J. Psychiatry, 2006, 163, 1033-1043.

7. Caminity R., Ferriana S., Battaglia-Mayer A., Mascaro M., Birnod Y. Parallel parietofrontal circuits for sensorimotor transformations// Higher-order motor disorders, Oxford, 2006, pp.2342.

8. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. - М.:Изд-во МГУ, 1998. - 560 с.

9. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. - СПб.: ЭЛБИ-СПБ, 2005. - 148 с.

УДК 615.851.1

А.Б. Трембач, Г.А. Трембач, М.А. Унакафов

ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА С ПОМОЩЬЮ

ТРЕНАЖЁРА «ИНТЭКС»

В современной терапии заболевания подразделяются на две основные категории: соматические и функциональные. Данная точка зрения закреплена в виде официальных соглашений и нормативных актов, в первую очередь, Римскими консенсусами, которые в качестве критерия функциональности расстройств предлагают отсутствие «структурных или биохимических сдвигов» [1]. Для классической соматической патологии характерен морфологический субстрат (очаг поражения) либо стойкое изменение показателей биологических сред, определяемое объективно. Важным является установление этиологического фактора заболевания и основных звеньев патогенеза, на основе которых создаются схемы и алгоритмы этиологической и патогенетической терапии. Этиология функциональных заболеваний в большинстве случаев неизвестна, а патогенез полностью не изучен. Органные макроскопические морфологические эквиваленты отсутствуют, а микроскопические незначительны и малоспецифичны. Поэтому нарушения функции органа рассматриваются изолированно, этиологическое и патогенетическое лечение не разработано, а на практике применяется симптоматическая лекарственная терапия и различные функциональные методы лечения.

Однако с точки зрения теории функциональных систем поражение центрального звена является этиологическим фактором и проявляется дисфункцией периферического органа. В процессе жизнедеятельности организма на различных уровнях систем интегральной регуляции (нервная, эндокринная, иммунная) развиваются патологические процессы и возникают ослабленные или патологические звенья, объединяемые при определенных условиях в единый патологический симптомокомплекс [2]. Связующим звеном между психологической и соматической сферой является аффект, выражающийся в виде нейро-гуморальной реакции [3]. Патогенность аффекта проявляется в случае его высокой интенсивности, превышающей адаптационные способности личности [4]. Вышеуказанные эффекты реализуются через гипоталамические структуры, являющиеся высшими центрами вегетативной и гуморальной регуляции деятельности организма [5].

Частота психосоматических расстройств достаточно высока и колеблется у населения от 8 до 48%, а в общемедицинской практике - от 30 до 57% [6]. Установлено, что не менее 76% пациентов с диагнозом депрессии имеют те или иные соматические симптомы - различные типы болей, в том числе боли в животе, боли неясного характера без четкой локализации [7, 8].

Функциональная патология носит системный характер и требует лечения с системным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.