держания равновесия тела пациентов. Соответственно после лечения уменьшилась средняя линейная скорость и увеличилась средняя угловая скорость.
Комбинированным показателем линейного и углового смещения тела является коэффициент динамической стабилизации (КДС), выражающийся в мм2/с. Этот новый показатель наиболее чётко свидетельствовал об улучшении функции равновесия тела у пациентов после остеопатического лечения. Достоверность различия его до и после лечения при открытых глазах составила р < 0,01; при закрытых глазах - р < 0,05.
В заключение можно было бы сухо написать «.. .остеопатическое лечение больных доказало свою эффективность и рекомендовано в качестве терапии головокружения.» и тем самым свести остеопатию лишь как к методу лечения, который способен улучшать метаболизм ЦНС, улучшать кровоснабжение, устранять механические барьеры в тканях и т.п. Это действительно так. Но основная ценность остеопатии заключается в ее интегра-тивном подходе к человеку как к целостной системе, и способности гармонизировать биомеханику этой системы. Только такой подход позволяет найти причину дисфункций, разорвать порочные круги патологических состояний, предоставив возможность организму в дальнейшем самому восстановить здоровье. Человек здоров, когда находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром. Миссия остеопата - помочь ему в этом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вейн А.М. Неврология для врачей общей практики. Головокружение. - М.: 2001. - С. 454-470.
2. Рэйчел Е. Брукс. Жизнь в движении. Остеопатические воззрения Роллина Е. Беккера, Д.О. // Рудра Пресс Оригон. - Портланд, 1997. - С. 226-242.
3. Егорова И.А. Краниальная Остеопатия.
4. Абдулкеримов Х.Т., Марков И.С., Усачев В.И. Эффективность Бетасерка при вестибулярных нарушениях // Журн. неврологии и психиатрии. - №6. - 2002. - С. 50-52.
5. Гусев Е.И., Никонов А.А., Скворцова В.И. и др. Лечение головокружения препаратом бетасерк у больных с сосудистыми и травматическими поражениями головного мозга // Журн. неврология и психиатрия. - №11. - 1998. - С. 19-21.
6. Обзор данных о лечении рецидивирующего головокружения препаратом Бетасерк / Solvay Pharma.
7. Усачёв В.И. Способ качественной оценки функции равновесия. Патент на изобретение №2175851 от 20.11.2001 (Приоритет от 15.03.1999).
8. Усачёв В.И., Григорьев С.Г., Абдулкеримов Х.Т., Переяслов Г.А., Слива С.С. Способ дифференциальной диагностики вида атаксии. Патент на изобретение №2257845 от 10.08.2005. (Приоритет от 05.03.2002).
УДК 004.415.2
А.Б. Трембач, Е.В. Витько, И.А. Волобуева, Е.В. Московченко
КОРКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗЫ: МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ И МЕНТАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ*
Поза - сложный рефлекторный акт, который обеспечивает адекватное положение тела в пространстве, и предотвращает нарушение равновесия при двигательной деятельности.
* Исследование поддержано грантом РФФИ (№08-04-99034-р_офи; № 06-04-96809-р_юг_офи) и грантом РГНФ (№07-06-38612 а/Ю).
Она представляет собой высокоавтоматизированный двигательный навык, освоенный на ранних этапах онтогенеза, и являющийся интегральным показателем деятельности центральной нервной системы. Кратковременное или долгосрочное моторное обучение, обеспечивающее совершенствование позной устойчивости, приводит к существенной перестройке электрической активности, преимущественно в высокочастотном диапазоне, в корковых областях, контролирующих планирование и реализацию произвольных движений (Tiembach et al, 2005a). У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), имеющих ментальные дисфункции (снижение внимания, импульсивность, немотивированная агрессия), обнаружено нарушение моторных координа-ций, выражающееся в частности в снижении позной устойчивости (Трембач А.Б. и др., 2004). Проблема взаимосвязи моторных и ментальных функций у человека при различных видах патологии центральной нервной системы являлась предметом обсуждения на двух международных конгрессах (Gate & Mental Function, Madrid, 2006, Amsterdam, 2008). Однако нейрофизиологические механизмы этого феномена изучены недостаточно.
Цель исследования - изучение моторных и ментальных функций у детей с СДВГ 4-8 лет и обоснование их коррекции посредством совершенствования моторных координаций. Для ее решения были поставлены следующие задачи: 1 - исследовать электрофизиологические корреляты центральных программ при реализации произвольных движений у детей с различным уровнем внимания и импульсивности; 2 - изучить стабилометрические характеристики ортоградной позы у детей с различным уровнем внимания и импульсивности; 3 - выявить влияние моторного обучения, направленное на совершенствование координационных способностей посредством биологической обратной связи у детей с СДВГ, на уровень позной устойчивости и ментальных функций.
Контингент, участвующий в исследовании. С письменного согласия родителей было обследовано 120 детей 4-8 лет обоих полов.
Протоколы исследований и последовательность их реализации. На первом этапе для определения уровня внимания, импульсивности, времени двигательной реакции и ее изменчивости использовался Test of Variables of Attention (T.O.V.A). На основе анализа T.O.V.A. были выделены две группы детей: 1 группа (контрольная) - дети с нормальным уровнем внимания и импульсивности (34 мальчика и девочки); 2 группа (экспериментальная) - дети со сниженным уровнем внимания и повышенной импульсивностью (34 мальчика и девочки).
На втором этапе была исследована электрическая активность головного мозга на компьютерном электроэнцефалографе «Мицар» и проведен сравнительный анализ топографических карт мощности спектра электроэнцефалограммы у детей двух выделенных групп по 14 человек при реализации моторных задач различной сложности.
На третьем этапе были изучены стабилометрические характеристики оротградной позы на компьютерном стабиланализаторе «Стабилан-01» у двух групп детей по 20 человек с различным уровнем внимания и импульсивности.
На четвертом этапе осуществлялся тренинг позной устойчивости посредством зрительной обратной связи на стабилоанализаторе «Стабилан-01». Эффективность тренинга контролировалась повторным определением стабилометрических характеристик орто-градной позы и T.O.V.A.
Моторные задачи. В качестве моторных задач, реализуемых по зрительным сигналам программы Psytask, детям предлагалось сжатие ручного динамометра ведущей правой рукой с усилием 50% от максимального без визуального контроля и подъем на носки из положения стоя. При решении первой моторной задачи регистрировалась M. Adductor policis, второй - M. Soleus. Длительность движений составляла 2-3 секунды, временные интервалы между движениями - 6-8 секунд, количество повторений - 5-6. .
Test of Variable of Attention (T.O. VA.). Задача состояла в том, чтобы как можно быстрее
нажать на кнопку в ответ на значимый стимул (маленький квадратик, появляющийся вверху на экране монитора) и пропустить незначимый стимул (не нажимать кнопку на квадратик, появляющийся внизу). По окончании теста (22 мин.) оценивались показатели: внимание или количество неправильных ответов на значимый стимул (в %); импульсивность или количество неправильных ответов на незначимый стимул (в %); скорость мыслительных процессов или время реакции (в мс); устойчивость внимания или дисперсия времени реакции (в мс). Дети с выявленными нарушениями внимания и импульсивности проходили клиническое обследование у невропатолога и включались в экспериментальную группу после подтверждения диагноза СДВГ.
Регистрация и анализ электроэнцефалограммы. Электроэнцефалограмма в частотных диапазонах 0,5-4; 5-7; 8-10; 11-13; 14-24; 25-35; 36-47; 48-60; 60-70; 80-90; 90-105 Гц регистрировалась в 31 отведении по модифицированной системе 10-20 на электроэнцефалографе фирмы «Мицар» в частотном диапазоне 0,5 - 150 Гц в состоянии покоя с открытыми глазами и при реализации движений. Посредством программного обеспечения «Win EEG» рассчитывались топографические карты мощности спектра электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в частотных диапазонах 0,5-105 Гц в различные фазы формирования моторного акта. Эпоха анализа составляла 1 с, количество усреднений - 30. Усредненные по группам топографические карты пространственного распределения мощности спектра ЭЭГ сравнивались между собой в исследуемых частотных диапазонах.
Регистрация и тренинг стабилометрических показателей. Устойчивость вертикального положения тела исследовалась в течение 30 с открытыми глазами посредством анализа динамики центра давления стоп (ЦДС) на компьютерном стабилоанализаторе «Стаби-лан-01», разработанном ОКБ «РИТМ». Перемещения ЦДС - статокинезиограмму (СКГ) -оценивали по среднеквадратичному отклонению во фронтальной (Qx) и сагиттальной (Qy) плоскостях, длине (L ) СКГ (мм), скорости (V ) (мм/с); площади (S) СКГ в 1 с; среднему радиусу (R ) (мм); отклонению во фронтальной (Dx) и сагиттальной (Dy) плоскостях (мм). Тренинг ортоградной позы осуществлялся в течение двух недель за счет компьютерных игр различной сложности, в которых посредством визуального контроля тренировалось произвольное перемещение ЦДС в определенном направлении (составление картинок, игра в мячики). Длительность ежедневной сессии составляла 25-30 мин.
Статистический анализ. Достоверность различий определялась параметрическими и непараметрическими методами статистики посредством программы Statistica 5.5.
Параметры T. O. VA. у здоровых детей и детей с СДВГ. Уровень внимания (количество пропусков или неправильных ответов на значимый стимул) у здоровых мальчиков составлял 22,8±1,4%, а у девочек - 20,6±2,5%. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности количество неправильных ответов существенно повышалось. У мальчиков оно достигало 52,5±27,6% (Р<0,05), у девочек - 58,3±28,8% (Р<0,05). Импульсивность (количество неправильных ответов на незначимый стимул) у здоровых мальчиков составляла 13,3±3,4%, у девочек - 11,7±7,8%. У детей с СДВГ данный показатель был значительно выше. У мальчиков - 32,5±6,0% (Р<0,05), у девочек - 25,4±3,4% (Р<0,05). Скорость мыслительных процессов (время реакции на предъявляемый стимул) у здоровых мальчиков равнялась 575±9,0 мс, у девочек - 574±10,0 мс. У мальчиков с СДВГ время реакции снижалось (511±67,4 мс), у девочек существенно не изменялось (571±59,5 мс). Показатели устойчивости внимания (изменчивость времени реакции) у здоровых детей и детей с СДВГ значительно не различались и колебались в пределах 120±29 - 145±22,27 мс.
Электрическая активность головного мозга у здоровых детей и детей с СДВГ при решении моторных задач различной сложности. В связи с тем, что у детей с СДВГ существенно нарушается внимание, были проанализированы электрофизиологические паттерны центральных команд произвольных движений, которые инициируются внешними сти-
мулами, включая предупреждающий и разрешающий. Такая постановка эксперимента требует дополнительной активизации внимания. Исследование электрической активности головного мозга осуществлялось в фазу реализации движений. Вычитание из усредненных топографических карт 2 группы (дети с СДВГ) усредненных топографических карт 1 группы (здоровые дети) позволило выявить пространственные различия мощности спектра ЭЭГ при решении исследуемых моторных задач. Сравнительный анализ показал, что при воспроизведении мышечного усилия без визуального контроля у детей с СДВГ выявлялось значительное повышение мощности спектра в диапазонах низких частот (0,5-4,7 Гц) в передних и центральных областях коры больших полушарий. В диапазоне 8-13 Гц она несколько уменьшалась. Мощность спектра высокочастотной составляющей ЭЭГ значительно снижалась в левом полушарии - передних и центральных областях - особенно в диапазоне 36-47 Гц (рис. 1). Анализ функциональных связей между левой лобной долей (Тр1) и остальными исследуемыми областями коры больших полушарий показал, что при воспроизведении мышечного усилия снижение когерентности выявлялось, преимущественно, в левом полушарии в высокочастотных диапазонах ЭЭГ 25-105 Гц у детей с СДВГ по сравнению со здоровыми детьми.
Рис. 1Z оценки (различия) между усредненными топографическими картами мощностей спектра ЭЭГ у детей с СДВГ и здоровых детей при воспроизведении мышечного усилия по
сигналам 50% от мах В правом полушарии определялось повышение когерентности преимущественно в его центральных областях во всех исследуемых диапазонах с максимальными значениями в пределах 14—24 и 36-60 Гц (рис. 2).
Когерентность мощности спектра ЭЭГ и мощности спектра ЭМГ M. Flexor carpi radialis (Ког ЭЭГ-ЭМГ) в период воспроизведения заданного мышечного усилия у детей с СДВГ была существенно выше в диапазоне 0,5-4 Гц в во всех исследуемых областях коры с преобладанием максимальных значений в правом полушарии (премоторная и затылочная области). В диапазоне 4-7 Гц уровень когерентности снижался в лобных долях. В диапазонах 11-13, 25-36, 36-47 и 48-60 Гц Ког ЭЭГ-ЭМГ у детей с СДВГ была выше в левом полушарии, преимущественно в центрах, определяющих планирование и реализацию двигательного акта (рис. 3).
При подъеме на носки у детей с СДВГ по сравнению со здоровыми детьми резко повышалась мощность спектра ЭЭГ в диапазоне 0,5-7 Гц в лобных долях и центральных областях коры больших полушарий. В диапазонах 8-13 Гц повышение мощности было выражено в меньше степени и сохранялось лишь в лобных областях. Снижение мощности
спектра ЭЭГ максимально проявлялось в левом полушарии в диапазонах 14—47 Гц и несколько снижалось в диапазонах 48-105 Гц (рис. 4).
Рис.2. 2 оценки (различия) между усредненными топографическими картами когерентности спектра ЭЭГ между т и остальными исследуемыми корковыми областями у детей с СДВГ при воспроизведении мышечного усилия 50% от мах по
сигналам
Рис.3. 2 оценки (различия) между усредненными топографическими картами когерентности ЭМГ и остальными исследуемыми корковыми областями у детей с СДВГ при воспроизведении мышечного усилия 50% от мах по сигналам
Таким образом, электрофизиологические корреляты центральных программ, определяющих реализацию двигательного акта, у детей с СДВГ имеют общие принципиальные отличия от таковых у здоровых детей независимо от сложности предъявляемой моторной задачи. Они характеризуются снижением высокочастотной составляющей электрической активности корковых центров, участвующих в планировании и реализации движения, уменьшением функциональных связей между левой лобной долью и центрами левого полушария, обеспечивающими организацию произвольного движения и существенным повышением связей между корковым и спинальным уровнями, что характерно для генерализации возбуждения по пирамидному тракту.
Стабилометрические показатели у здоровых детей и детей с СДВГ. Основные показатели статокинезиограммы у мальчиков и девочек 6 лет в ортоградной позе с открытыми глазами представлены в табл. 1.
Рис.4. X оценки (различия) между усредненными топографическими картами мощностей спектра ЭЭГ у детей с СДВГ и здоровых детей при подъеме на носки в положении стоя
Таблица 1
Характеристика статокинезиограммы у здоровых детей и детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности
Мальчики МО(х),мм МО(у),мм О(х),мм О(у),мм Я,мм V,мм/сек 8,кв.мм /сек
Здоровые 1,64±3,87 1,25±4,75 3,59±1,16* 3,77±1,12* 4,54±1,42* 11,94±4,22 18,10± 10,16*
СДВГ 0,05±6,16 -0,83±4,59 5,84±2,30 6,24±2,00 7,11±2,69 14,11±3,23 32,03± 11,84
Девочки МО(х),мм МО(у),мм О(х),мм О(у),мм Я,мм V,мм/сек 8,кв.мм /сек
Здоровые -0,37±3,19 -1,48±4,51 3,17±1,16* 3,36±0,85* 4,36±1,42 10,51±2,95 15,61± 8,46
СДВГ 0,80±4,10 1,01±4,80 4,02±1,67 4,95±1,74 4,07±1,02 10,58±3,79 15,00± 4,94
Примечание* - Р<0,05
Анализ СКГ двух исследуемых групп выявил снижение позной устойчивости у детей с СДВГ по сравнению со здоровыми детьми. Существенные различия у мальчиков определялись по параметрам как среднеквадратичное отклонения во фронтальной (Ох) и сагиттальной (Оу) плоскостях, площади (8) в 1 с; среднему радиусу (Я) СКГ. У девочек достоверные различия выявлялись по среднеквадратичным отклонениям во фронтальной (Ох) и сагиттальной (Оу) плоскостях СКГ.
Эффект тренинга позной устойчивости посредством зрительной обратной связи на моторные и ментальные функции. Выявленные нарушения координационных механизмов на примере реализации ортоградной позы и специфика нейрофизиологических закономерностей организации произвольных движений у детей с СДВГ позволили предположить, что моторное обучение будет обеспечивать коррекцию не только моторных, но и ментальных функций. Исследования показали, что у девочек после тренинга позной устойчивости на компьютерном стабилоанализаторе посредством биологической обратной связи существенно снижались показатели среднеквадратичного отклонения СКГ во фрон-
тальной (Ох) и сагиттальной (Оу) плоскостях. У мальчиков кроме двух вышеуказанных показателей уменьшались средний радиус, скорость и площадь СКГ в 1 секунду (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика статокинезиограммы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности до и после тренинга позной устойчивости
Девочки СДВГ МО(х),мм МО(у),мм О(х),мм О(у),мм Я,мм У,мм/ сек В,кв.мм/с
ДО 0,80± 4,10 -1,01± 4,80 4,02±1,67* 4,95± 1,74* 4,07± 1,02 10,58± 3,79 15,00±4, 94
ПОСЛЕ 1,08± 3,73 -0,81± 5,30 2,75±1,02 3,80± 1,06 4,48± 1,45 9,33± 1,96* 12,37± 3,43*
Мальчики СДВГ МО(х),мм МО(у),мм О(х),мм О(у),мм Я,мм У,мм/ сек 8,кв.мм/ сек
ДО 0,05± 6,16 -0,83± 4,59 5,84±2,30* 6,24± 2,00* 7,11± 2,69* 14,11± 3,23* 32,03±11 ,8*
ПОСЛЕ 0,21± 4,11 -0,10± 3,91 3,36±1,12 4,14± 0,78 4,77± 1,03 11,15± 2,08 21,57±8, 03
Примечание*-Р<0,05
Таким образом, кратковременное моторное обучение существенно повышало координационные возможности детей, обеспечивающие формирование и реализацию ортоград-ной позы. Анализ показателей теста Т.О.У.Л. до и после тренинга позной устойчивости выявил аналогичную закономерность в динамике ментальных функций (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика параметров теста Т.О.У.Л. у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности до и после тренинга позной устойчивости
Мальчики Количество неправильных ответов на значимый стимул Количество неправильных ответов на незначимый стимул Время реакции Стандартное отклонение времени реакции
Здоровые 52,48±27,56 32,48±16,08 511,06±67,42 145,88±22,67
СДВГ 27,22±7,57* 19,03±9,08* 493,88±82,64 132,44±24,76
Девочки Количество неправильных ответов на значимый стимул Количество неправильных ответов на незначимый стимул Время реакции Стандартное отклонение времени реакции
Здоровые 58,31±28,82 25,40±3,36 571,40±59,46 145,80±20,90
СДВГ 20,36±12,78* 21,45±5,74* Ю6,73±64,24* 131,90±23,61
Примечание* - Р<0,05
У девочек после тренинга улучшалось внимание, снижалась импульсивность и время двигательной реакции. У мальчиков улучшались показатели внимания и импульсивности. Положительный эффект динамики показателей T.O.V.A. наблюдался также у детей после применения тренинга посредством специально разработанного комплекса физических упражнений, в которых основным элементом были использованы перекрестные движения верхних и нижних конечностей (гимнастика мозга по Дональдсону). Таким образом, кратковременное моторное обучение существенно повышало уровень внимания и снижало импульсивность.
Обсуждение полученных данных. Анализ работ последних лет и собственные исследования позволяют высказать предположения относительно нейрофизиологических механизмов выявленных закономерностей: На начальных этапах становления нового двигательного навыка у человека (необычная последовательность движений пальцев ведущей руки) повышение электрической активности выявляется в обоих полушариях, а затем, преимущественно в левом с максимальным фокусом в нижнетеменных, премоторных и моторных областях, определяющих планирование, реализацию и контроль произвольных движений (Tiembach et al, 2000). Кратковременное и длительное моторное обучение, обеспечивающее совершенствование позной устойчивости, также сопровождается корковой перестройкой и формированием фокусов максимальной активности в высокочастотном диапазоне ЭЭГ в премоторных, моторных и нижнетеменных областях коры больших полушарий (Tiembach A.B., et al, 2005). Аналогичная динамика корковой активности при биманульном моторном обучении была выявлена с использованием метода функциональной магнитно-резонансного сканирования мозга (V. Puttemans et al, 2005). Необходимо отметить, что значительная часть перечисленных мозговых структур входит в выделенную в настоящее время париетальную систему внимания (L. Tamm et al, 2006), которая обеспечивает функционирование параллельных замкнутых нейронных цепей между нижнетеменными и фронтальными участками коры больших полушарий (R Caminiti et al, 2006) и является, по современным представлениям, морфо-функциональной основой сенсомотор-ной трансформации. У детей с СДВГ активность лобных долей, которые обеспечивают функцию внимания (Наатанен Р., 1998), и париетальная система внимания существенно снижены (Кропотов Ю.Д., 2005; V. Puttemans et al, 2005). Поэтому активация фронто-париетальных мозговых структур при моторном обучении у детей с данной мозговой дисфункцией способствует коррекции их ментальных функций без фармакологических воздействий.
Выводы. Коррекция деятельности моторных программ у детей с дефицитом внимания и гиперактивности обеспечивает совершенствование моторных и психических функций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Трембач А.Б., Беляев М.А., Романова Ю.Н. Современные методы ранней диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности//Наука Кубани. - 2004. - №2. - С. 64 -69.
2. Trembach A.B., Sliva S.S., Kurochkina E.I. Posture stability perfection and spectrum EEG mapping changes during gymnastics training in girls 4-7 years// J. Gate and Posture, 2005b, v. 21- P4.
3. Trembach A.B., Sliva S.S., Romanova J.N., Kurochkina E.I. Electrophysiological correlate of short and long-term memory during motor learning of posture stability perfection// 35th Annual Meeting for Neuroscience . Washington, 2005a.
4. Trembach A.B., Kovalenko J.N. Power and coherence EEG mapping during motor learning in humans// 6th International Conference on Functional Brain Mapping of the Human Brain.-San Antonio, USA, 2000.-P234.
5. Puttemans V., Wenderoth N., Swinnen S.P. Changes in Brain Activation during the Acquisition
of a Multifrequency bimanual coordination task: from the cognitive stage to advanced levels automaticity// J. Neuroscience, v. 25(17), 2005, pp. 4270-4278.
6. Tamm L., Menon V., Reiss A.L. Parietal attentional system aberrations during target detection in adolescents with deficit attention and hyperactivity disorder: event-related fMRI evidence// Am. J. Psychiatry, 2006, 163, 1033-1043.
7. Caminity R., Ferriana S., Battaglia-Mayer A., Mascaro M., Birnod Y. Parallel parietofrontal circuits for sensorimotor transformations// Higher-order motor disorders, Oxford, 2006, pp.2342.
8. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. - М.:Изд-во МГУ, 1998. - 560 с.
9. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. - СПб.: ЭЛБИ-СПБ, 2005. - 148 с.
УДК 615.851.1
А.Б. Трембач, Г.А. Трембач, М.А. Унакафов
ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА С ПОМОЩЬЮ
ТРЕНАЖЁРА «ИНТЭКС»
В современной терапии заболевания подразделяются на две основные категории: соматические и функциональные. Данная точка зрения закреплена в виде официальных соглашений и нормативных актов, в первую очередь, Римскими консенсусами, которые в качестве критерия функциональности расстройств предлагают отсутствие «структурных или биохимических сдвигов» [1]. Для классической соматической патологии характерен морфологический субстрат (очаг поражения) либо стойкое изменение показателей биологических сред, определяемое объективно. Важным является установление этиологического фактора заболевания и основных звеньев патогенеза, на основе которых создаются схемы и алгоритмы этиологической и патогенетической терапии. Этиология функциональных заболеваний в большинстве случаев неизвестна, а патогенез полностью не изучен. Органные макроскопические морфологические эквиваленты отсутствуют, а микроскопические незначительны и малоспецифичны. Поэтому нарушения функции органа рассматриваются изолированно, этиологическое и патогенетическое лечение не разработано, а на практике применяется симптоматическая лекарственная терапия и различные функциональные методы лечения.
Однако с точки зрения теории функциональных систем поражение центрального звена является этиологическим фактором и проявляется дисфункцией периферического органа. В процессе жизнедеятельности организма на различных уровнях систем интегральной регуляции (нервная, эндокринная, иммунная) развиваются патологические процессы и возникают ослабленные или патологические звенья, объединяемые при определенных условиях в единый патологический симптомокомплекс [2]. Связующим звеном между психологической и соматической сферой является аффект, выражающийся в виде нейро-гуморальной реакции [3]. Патогенность аффекта проявляется в случае его высокой интенсивности, превышающей адаптационные способности личности [4]. Вышеуказанные эффекты реализуются через гипоталамические структуры, являющиеся высшими центрами вегетативной и гуморальной регуляции деятельности организма [5].
Частота психосоматических расстройств достаточно высока и колеблется у населения от 8 до 48%, а в общемедицинской практике - от 30 до 57% [6]. Установлено, что не менее 76% пациентов с диагнозом депрессии имеют те или иные соматические симптомы - различные типы болей, в том числе боли в животе, боли неясного характера без четкой локализации [7, 8].
Функциональная патология носит системный характер и требует лечения с системным