Научная статья на тему 'Диагностика и коррекция диалогической речи у детей с заиканием'

Диагностика и коррекция диалогической речи у детей с заиканием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалогическая речь / заикание / дошкольники

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башмакова Светлана Борисовна, Бузикова Полина Эдуардовна

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования диагностики и коррекции диалогической речи у дошкольников с заиканием. На основе полученных фактических экспериментальных данных были разработаны рекомендации по развитию диалогической речи у дошкольников с заиканием. Мы включили такие формы работы – дидактические игры и упражнения, игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, инсценировки, рассказывания и драматизации сказок, заучивание небольших текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика и коррекция диалогической речи у детей с заиканием»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-553-556

Диагностика и коррекция диалогической речи у детей с заиканием

Башмакова Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Бузикова Полина Эдуардовна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования диагностики и коррекции диалогической речи у дошкольников с заиканием. На основе полученных фактических экспериментальных данных были разработаны рекомендации по развитию диалогической речи у дошкольников с заиканием. Мы включили такие формы работы - дидактические игры и упражнения, игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, инсценировки, рассказывания и драматизации сказок, заучивание небольших текстов. Ключевые слова: диалогическая речь, заикание, дошкольники.

Введение. Одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей является заикание. Такая патология имеет сложный симптомокомплекс, который не всегда может быть эффективно скорректирован. Заикание возникает в период наиболее активного формирования речи у детей в возрасте от 2 до 6 лет, что приводит к ограничению их коммуникативных возможностей, искажению формирования личности и затруднению социальной адаптации.

У детей заикание чаще проявляется в условиях, связанных с использованием сложного лексического и грамматического материала. Оно активизируется в эмоционально значимых ситуациях общения. Кроме того, недостаточное развитие языковых средств не только затрудняет формирование коммуникативных умений и навыков, но и усугубляет речевые нарушения в целом.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Изучение проблемы заикания представляет собой предмет интереса для многих научных дисциплин. Логопеды, дефектологи, психиатры, невропатологи, психологи и психотерапевты обращают свое внимание на данное явление, предлагая разнообразные объяснения причин его возникновения и используя различные методы лечения. На территории нашей страны и за ее пределами было проведено значительное количество исследований, посвященных проблеме заикания. Существует несколько теорий, пытающихся объяснить данный феномен, и некоторые из них возникли еще в древности.

Заикание и вопросы реабилитации заикающихся как предмет специального исследования представлены в трудах Арутюнян Л. 3., Беляковой Л. И., Богомоловой А. И., Болдыревой Т. А., Буянова М. И., Власовой Н. А., Волковой Г. А., Драпкина Б. З., Дъяковой Е. А., Карповой Н. Л., Некрасовой Ю. Б., Сикор-ского И. А., Тяпугина Н. П., Шкловского Б. М.

Специфика заикания в детском возрасте освещена в исследованиях Арутю-нян Л. 3., Асатиани Н. М., Беляковой Л. И., Буянова М. И., Волковой Г. А., Драпкина Б. З., Калачевой И. О., Выгодской И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенской Л. П., Рау Е. Ю., Рау Ф. А., Садовниковой Е. Н., Селиверстова В. И.

Объект исследования: диалогическая речь детей с заиканием.

Предмет исследования: особенности диагностики и коррекции диалогической речи детей с заиканием.

Цель исследования - изучить подходы к диагностике и разработать рекомендации по коррекции диалогической речи детей с заиканием.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить понятие и сущность диалогической речи;

- описать заикание как нарушение речи;

- выявить основные направления диагностики и коррекции диалогической речи у детей с заиканием;

- провести диагностику диалогической речи детей с заиканием и наметить способы ее коррекции.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

В соответствии целью и задачами работы были выбраны следующие методы исследования. Для теоретического аспекта был проведен анализ учебно-методической литературы, связанной с проблемой исследования. Кроме того, была разработана технология психолого-педагогической коррекции внимания у детей младшего школьного возраста с патологией заикания.

Для эмпирической части исследования были использованы следующие методы: сбор и анализ анамнестических данных, наблюдение и эксперимент. Собранные данные были обработаны при помощи количественного и качественного анализа результатов исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Вятского центра патологии речи города Кирова.

В исследовании приняли участие 10 детей, в том числе 6 девочек и 4 мальчика.

После глубокого теоретического и экспериментального исследования работы учителя-логопеда, мы пришли к следующему выводу в отношении формирования диалогической речи у детей, страдающих заиканием.

Анализируя различные психолого-педагогические исследования, мы обнаружили, что диалогическая речь представляет собой специальный вид речевой функции, который проявляется во время непосредственного общения между участниками диалога. Этот вид речи возникает благодаря последовательной смене между репликами, вызывающими реакцию, и репликами, стимулирующими дальнейшее общение.

В рамках решения второй задачи исследования нами было проведено обследование состояния диалогической речи у детей с заиканием. При выполнении первого диагностического задания мы выяснили, что у большинства. Детей (50 %) отмечается средний уровень сформированности диалогической речи, у 25 % детей - уровень ниже среднего, у 25 % детей - уровень выше среднего. При выполнении второго диагностического задания, мы выяснили, что у большинства. Детей (62,5 %) уровень сформированности диалогической речи ниже среднего, у 25 % детей - низкий уровень, у 12,5 % детей - средний уровень сформи-рованности диалогической речи.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

В ходе решения третьей задачи были разработаны рекомендации по развитию диалогической речи у детей, имеющих проблемы с заиканием. В процессе работы над развитием диалогической речи у старших дошкольников с заиканием, мы использовали различные формы активности, такие как дидактические игры и упражнения, ситуационные игры, сюжетно-ролевые игры, игры с движением, инсценировки, рассказы и драматизации сказок, а также заучивание небольших текстов.

Библиографический список

1. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и

усвоения устной речи / В.И. Бельтюков.- М., Педагогика, 2020.-201 с. - Текст : непосредственный

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов пед. Институтов / Г.А. Волкова. - СПб.: «Петербург XXI век», 2020. - 187 с. - Текст : непосредственный

3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - 258 с. - Текст : непосредственный

4. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Сайма, 2019. - 304 с. - Текст : непосредственный

5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2021. - 157 с. - Текст: непосредственный

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 2020. - 300 с. - Текст : непосредственный

7. Зайцева Г.Л. Жестовая речь / Г.Л. Зайцева. - М.: Мнемозина, 2021. -108 с. - Текст : непосредственный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.