УДК 378.14
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.И. Мишнина, М.Н. Мишнин
Аннотация. Профессиональная готовность имеет мотивы, ценностное отношение и направленность. На современном этапе развития обучения бакалавров и магистров, по направлению подготовки «Педагогическое образование» важно формирование у студентов умения прогнозировать развитие современных социально значимых профессий, к которым относится педагогическая деятельность.
В статье предлагается исследование уровня профессиональной готовности будущих учителей географии, на основном и заключительном этапах профессионального обучения в вузе, в контексте требований ФГОС ВО и профстандарта по применению в образовательном процессе компетентностного подхода. Формирование профессиональной готовности будущих учителей географии должно осуществляться через предоставление им системой образования ситуаций формирования не только теоретических знаний, но и практических умений, профессиональных навыков, чувства сопричастности к профессиональному сообществу и механизмов диагностики и самодиагностики индивидуального профессионального стиля и уровня компетентности.
Ключевые слова: профессиональная готовность, компетенции, диагностическая методика, требования ФГОС ВО, профессиональная деятельность учителя географии, география, профессиональный стиль, профессиональная самооценка.
DIAGNOSTICS OF THE READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE GEOGRAFHY TEACHERS
E. Mishnina, M. Mishnin
Abstract. Professional readiness has its motives, values-based attitude and a certain orientation. Nowadays, building the skill to forecast the development of socially significant professions is of great importance for professional training of bachelors and masters majoring in teaching, which also belongs to such professions.
The goal of the project is to investigate the professional readiness level of future Geography teachers on the main and the final stages of their professional training in accordance with HE FSE S (Federal State Education Standards for Higher Education) and occupational standards' requirements for the usage of competency-based approach in teaching. Providing future teachers with theoretical knowledge is not enough to form their professional readiness. The task of the educational system is also to build their prartical functional skills, professional skills, the sense of engagement with their professional society and to teach them the mechanisms of diagnostics and self-diagnostics of individual professional style and of professional competency level.
Keywords: professional readiness, competences, diagnostic methods, HE FSES (Federal State Education Standards for Higher Education), professional activity of a Geography teacher, Geography, professional style, professional self esteem.
Исследование уровня профессиональной готовности будущих учителей географии на основном и заключительном этапах профессионального обучения в вузе в контексте требований ФГОС ВО и профстандарта является важнейшей проблемой. Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
1. Определение методических подходов к созданию системы диагностики профессиональной готовности и возможности адаптации студентов на региональном рынке труда.
2. Разработка методики диагностического сопровождения результатов освоения компетенций по ФГОС ВО.
3. Разработка и апробация модели диагностики общей профессиональной
готовности бакалавров и магистров к деятельности в образовательных учреждениях, включающей определение индивидуального уровня владения профессиональными компетенциями (индивидуальный
профессиональный стиль), способности студента к профессиональному росту и выстраиванию индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности, потребности в самообразовании.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена требованиями, которые ставят Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования к будущей профессиональной деятельности бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» и к
результатам освоения основных образовательных программ, выраженным через освоение ряда компетенций. У будущих учителей географии должна быть значительная географическая составляющая в общей культуре [5]. В рамках подготовки будущего учителя географии необходим регулярный контроль процесса формирования профессиональной готовности и уровня компетентности, согласно современным требованиям общества и работодателя [4;7]. Предлагаемая система диагностики
профессиональной компетентности обеспечит решение данной задачи: даст значительный массив аналитической информации, будет способствовать определению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я-концепции и устойчивости будущего учителя географии на рынке труда. Государству необходимы профессионально мотивированные
педагогические кадры для работы в образовательных учреждениях, которые способны к профессиональной самооценке, осмыслению и решению своих
профессиональных проблем; требуются успешные учителя, ориентированные на самодиагностику, способные выработать индивидуальный профессиональный стиль [2;3]. Следовательно, приобретает особую актуальность уточнение определения понятия
«профессиональная готовность» в педагогической деятельности, выявление его инновационной сущности, структуры, создания универсального методического инструментария диагностики. Проблема, возникающая при выборе подходов к изучению уровня профессиональной
компетентности, связана с тем, что значительный массив материалов, предлагаемых в научной
литературе по данному вопросу, представлен как результат применения объективных методов исследования, то есть уровень компетентности и профессиональная готовность оцениваются по данным промежуточной или итоговой аттестации студентов (оценки в зачетной ведомости). Однако, подобный, почти статистический, подход к мониторингу процесса формирования профессиональной готовности и
индивидуального профессионального стиля бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» не учитывает, что при использовании субъективных (прямых) методов изучения профессиональной готовности диагностика осуществляется на основе того, что сообщает учащийся о себе сам, то есть происходит самооценка и студент получает стимул к решению выявленных профессиональных проблем. С позиций комплексного междисциплинарного подхода, разработка и реализация которого предлагается авторами, центральным объектом диагностики, оценки и прогнозирования должна выступать профессиональная готовность как структура личности, включающая ряд компонентов, см. рисунок 1.
В результате будет формироваться информационная основа, необходимая для управления образовательным процессом подготовки бакалавров и магистров и разработки действий, позволяющих решать задачи выявления уровня профессиональной готовности с целью эффективной адаптации выпускников университета в образовательных учреждениях, соответственно запросам общества и работодателя, с учетом применения компетентностного подхода в рамках требований ФГОС ВО и профстандарта.
Рисунок 1. - Компоненты профессиональной готовности учителя географии
Современное образование, нацеленное на развитие личности, предполагает постоянное обновление набора компетенций, которыми должен владеть учитель [1]. Несмотря на усиление внимания к данной проблеме, многие методологические вопросы исследования профессиональной готовности и уровня профессиональной компетентности в
педагогической деятельности еще не решены. Процесс разработки системы их диагностики активен, однако его темпы и масштабы недостаточны. Стратегии формирования профессиональной готовности будущих учителей географии и соответствующих методик ее диагностики нет. Сложная система наблюдения и контроля (мониторинг) процесса формирования профессиональной готовности и компетентности, индивидуального профессионального стиля и качества учебной деятельности бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» как основы профессиональной готовности не представлена в современном образовательном процессе в многокомпонентном и комплексном виде, и проблема ее создания и реализации не имеет достаточно глубокого изучения в данной предметной области педагогики и образования. Поставленная задача предполагает
междисциплинарное научное исследование, педагогический и методический анализ как основу формирования и проведения, диагностических мероприятий, имеющих целью выравнивание уровня профессиональной готовности и повышение качества учебной деятельности бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». В предлагаемом виде диагностика профессиональной готовности будущих учителей географии в контексте компетентностного подхода и запросов общества и работодателя не осуществлялась и подразумевает в этом направлении важные научно-методические инновации [6]. Структура диагностики включает следующие этапы:
1. Определение научных понятий «профессиональная готовность» и
«профессиональная компетентность» в педагогической деятельности, разработка принципов и методических приемов их мониторинга с целью диагностического исследования уровня профессиональной готовности и компетентности бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», выявления профессиональных проблем и повышения эффективности образовательного
процесса, изучение и обобщение опыта решения исследуемой проблемы в России и за рубежом. Теоретическое исследование понятия «индивидуальный профессиональный стиль». Определение принципов перехода от частного эмпирического анализа уровня
сформированности компетенций к созданию согласованной стратегии комплексного мониторинга профессиональной готовности будущих учителей географии в контексте компетентностного подхода ФГОС ВО и запросов общества и работодателя.
2. Выявление общей профессиональной подготовленности студентов основного и заключительного этапов обучения к деятельности в образовательных учреждениях. Диагностика индивидуального уровня владения компетенциями, необходимыми для эффективной педагогической деятельности.
3. Исследование реализации потребности бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование в саморазвитии как фактора профессионального роста в педагогической деятельности. Оценка индивидуального уровня сформированности мотивационного, когнитивного, нравственно-волевого, гностического и организационного компонентов профессиональной готовности студента на данном этапе обучения. Выявление способности к самоуправлению и самоорганизации в учебной и будущей профессиональной педагогической деятельности, анализ коммуникативных способностей студента. Обоснование структуры мониторинга процесса формирования профессиональной готовности и компетентности, индивидуального профессионального стиля и качества учебной деятельности.
4. Исследование уровня инновационного потенциала будущих учителей географии. Разработка критериев и диагностика качества учебной деятельности студентов. Мониторинг качества учебной деятельности студентов с целью разработки рекомендаций для повышения эффективности обучения по отдельным учебным дисциплинам ОПОП бакалавриата и магистратуры исследуемого направления подготовки. Апробация разработанной модели комплексного мониторинга профессиональной готовности и компетентности и качества учебной деятельности бакалавров и магистров.
5. Оценка мотивированности бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» на качество учебной деятельности: анализ удовлетворенности учебной деятельностью,
анализ учебного поведения. Исследование умения учиться в контексте становления индивидуального профессионального стиля и мастерства будущего учителя географии.
6. Выявление готовности к творческому поиску и креативной профессиональной педагогической деятельности. Исследование и оценка творческого потенциала личности. Оценка методологической и информационной культуры будущего учителя географии.
7. Определение и оценка личностных особенностей и профессиональных проявлений студентов: самоконтроля, ответственности,
тревожности; предрасположенности к конфликтному поведению.
8. Анализ предпосылок формирования навыков профессионального общения у будущих учителей географии. Выявление тенденций к формированию индивидуального стиля общения в профессиональной педагогической
деятельности.
Анализ профессиональной подготовленности будущих учителей географии, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» в конце 5 курса обучения показал следующие результаты, см. рисунок 2.
Соотношение обучающихся по уровню профессиональной готовности в исследуемой группе
Продвинутый уровень Достаточный уровень Недостаточный профессиональной профессиональной уровень
готовности профессиональной
готовности
готовности
н Количество человек
Рисунок 2. - Результаты диагностики профессиональной готовности обучающихся
Таким образом, очевидна необходимость непрерывного мониторинга и диагностики уровня профессиональной готовности будущих учителей географии. На основе данных мониторинга возможно построение и корректировка
индивидуальной образовательной траектории обучающегося и выведение выпускников -будущих учителей на достаточный и продвинутый уровни готовности к будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Белякова Е.Г. Способы реализации смысловых механизмов профессионального самоопределения студентов-педагогов в условиях вузовского обучения / Е.Г. Белякова // Формирование готовности к профессиональной деятельности выпускников педагогического вуза / Материалы Международ. научно-практ. конф. (Нижний Тагил, 29 мая 2019 г.); отв. ред. Л.Ю. Ерохина. - Ставрополь: Логос, 2019. - С. 28-32.
2. Диагностика успешности учителя: сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
3. Душина И.В. О соотношении нормы и творчества в работе учителя географии / И.В. Душина // География в школе. - 1997. - № 2. - С. 18.
4. Лобжанидзе А.А. Оценка качества географического образования в России и мире / А.А. Лобжанидзе // География в школе. - № 1. - 2015. - С. 44-53.
5. Максаковский В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. - М.: Владос, 1998. - С. 257.
6. Мишнина Е.И., Мишнин М.Н. Факторы формирования современной модели географического образования / Е.И. Мишнина, М.Н. Мишнин // Природопользование и устойчивое развитие регионов России / Материалы Международ. научно-практ. конф. (Пенза, 26-27 июня 2018 г.); отв. ред. И.А. Байракова. -Пенза: ПГАУ, 2018. - С. 58-61.
7. Таможняя Е.А. О профессиональной подготовке учителей географии / Е.А. Таможняя // География в школе. - 2000. - № 5. - С. 8.
9
8
0
Сведения об авторах:
Мишнина Елена Ивановна (г. Рязань, Россия), кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии и туризма Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, e-mail: EMishnina@yandex.ru
Мишнин Михаил Николаевич (г. Рязань, Россия), кандидат географических наук, доцент кафедры экономической теории, географии и экологии Академии права и управления ФСИН России, e-mail: EMishnina@yandex.ru
Data about the authors:
E. Mishnina (Ryazan, Russia), Candidate of Geographical Sciences, associate Professor of the Department of economic and social geography and tourism of Ryazan State University named after S.A. Yesenin, e-mail: EMishnina@yandex.ru
M. Mishnin (Ryazan, Russia), Candidate of Geographical Sciences, associate Professor of economic theory, geography and ecology of the Academy of law and management of the FSIN of Russia, e-mail: EMishnina@yandex.ru