Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ДИАГНОСТИКА ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ НАВЫКИ (SOFT SKILLS) / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ / ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Елена Александровна, Рубцова Наталья Николаевна

Обосновывается отбор диагностического материала для оценки гибких навыков (soft skills) при исследовании профессиональных дефицитов будущих педагогов. Представлены результаты наблюдения за проявлением у студентов педагогического вуза гибких навыков социального типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Елена Александровна, Рубцова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF SOFT SKILLS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article deals with the substantiation of the choice of the diagnostic material for the evaluation of the soft skills during the research of the professional deficiency of future teachers. There are presented the results of the observation for the manifestation of the soft skills of social type of students in pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Деражне Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения: науч.-метод. пособие. М., 1997.

4. Емельянова И.Н. Развитие интеллектуального потенциала студентов в образовательной среде вуза // Инженерное образование. 2020. № 27. С. 55-63.

5. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства». Владивосток, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_ center/index.php?p=epubHcations (дата обращения: 30.03.2021).

6. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю. [и др.]. Профессия «тьютор». М.; Тверь, 2012.

7. Розин В.М. Развитие и воспитание человека в пространстве индивидуальной и социальной жизни. М.; Тверь, 2016.

8. Степанов С.А. Антропология тьюторства. К вопросу о самонавигации. Из опыта, полученного при работе в разновозрастном классе «Свой Путь» (г. Бердск Новосибирской области) // Человек^И. 2015. № 10. С. 133-140.

9. Степанов С.Д. Б. Эльконин (1904-1984) // Его же. Психология в лицах. М., 2001. С. 325-330.

10. Davies S. School Choice by Default? Understanding the Growing Demand for Private Tutoring in Canada // American Journal of Education. 2004. № 110(3). P. 233-255.

1. Bespalova G.M. T'yutorskoe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti k samoobrazovaniyu [Elek-tronnyi resurs]. URL: http://lerner.edu3000.ru/bes palova.htm (data obrashcheniya: 25.03.2021).

2. Gaimanova E.V., Hrapkov I.B. T'yutorskoe soprovozhdenie studentov Instituta psihoanaliza. M., 2009.

3. Derazhne Yu.L. Pedagogicheskie osnovy otkrytogo obucheniya: nauch.-metod. posobie. M., 1997.

4. Emel'yanova I.N. Razvitie intellektual'nogo potenciala studentov v obrazovatel'noj srede vuza // Inzhenernoe obrazovanie. 2020. № 27. S. 55-63.

5. Istoricheskie istoki i teoreticheskie osnovy t'yutorstva: hrestomatiinyi uchebnik po discipline «Istoricheskie istoki i teoreticheskie osnovy t'yutorstva». Vladivostok, 2014 [Elektronnyi resurs]. URL: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p= epublications (data obrashcheniya: 30.03.2021).

6. Kovaleva T.M., Kobyshcha E.I., Popova S.Yu. [i dr.]. Professiya «t'yutor». M.; Tver', 2012.

7. Rozin V.M. Razvitie i vospitanie cheloveka v prostranstve individual'noi i social'noi zhizni. M.; Tver', 2016.

8. Stepanov S.A. Antropologiya t'yutorstva. K voprosu o samonavigacii. Iz opyta, poluchennogo pri

rabote v raznovozrastnom klasse «Svoj Put'» (g. Berdsk Novosibirskoj oblasti) // Chelovek.RU. 2015. № 10. S. 133-140.

9. Stepanov S.D. B. El'konin (1904-1984) // Ego zhe. Psihologiya v licah. M., 2001. S. 325-330.

Tutor support of students research activities as the form of the development of intellectual potential

The article deals with the approaches to the definition of the concepts of "tutor" and "tutor support". There are revealed the functions of tutor support. There are described the main ideas of foreign and domestic authors who have studied the topic of tutor support. The author analyzes the experience of organizing tutor support at Tyumen State University.

Key words: tutor, tutor support, intellectual potential, research activities.

(Статья поступила в редакцию 12.04.2021)

Е.А. РУДЕНКО, H.H. РУБЦОВА (Волгоград)

ДИАГНОСТИКА ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА*

Обосновывается отбор диагностического материала для оценки гибких навыков (soft skills) при исследовании профессиональных дефицитов будущих педагогов. Представлены результаты наблюдения за проявлением у студентов педагогического вуза гибких навыков социального типа.

Ключевые слова: гибкие навыки (soft skills), жесткие навыки, классификация гибких навыков, диагностика профессиональных дефици-

В настоящее время перед нашей страной стоит задача разработки образовательной политики, адекватной новым реалиям. В условиях перехода к информационной стадии разви-

* Статья публикуется в рамках внутривузовского гранта «Взаимодействие преподавателей вуза и образовательных организаций в процессе подготовки будущего педагога».

О Руденко Е.А., Рубцова Н.Н., 2021

* *

*

ИЗВЕСТИЯ вгпу

тия современной цивилизации появляются новые требования к рабочей силе, в дополнение к профессиональным компетенциям включен комплекс надпрофессиональных навыков, которые называются soft skills. На современном рынке труда наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы.

В связи с этим актуальность приобретает проблема интеграции гибких навыков в университетское образование. Развитие гибких навыков студентов педагогического вуза является инновационным компонентом содержания высшего образования, что требует внесения изменений в подготовку современного педагога.

Унификация зарубежных научных терминов, связанных с понятием soft skills, была проведена одним из авторов-разработчиков персонализированной модели образования для школы Д.С. Ермаковым. Вслед за ученым отметим, что синонимами soft skills являются следующие: гибкие навыки, мягкие навыки, мета-компетенции и др. Это универсальные навыки, как и определенные во ФГОС НОО универсальные учебные действия.

В нашем исследовании за основу было взято определение гибких навыков как комплекса взаимосвязанных с личностными качествами и ценностными установками неспециализированных (не связанных с конкретной предметной областью), надпрофессиональных навыков, обеспечивающих успешность, высокую эффективность деятельности (как учебной, так и производственной), в том числе в незнакомой или изменяющейся среде [1].

Гибкие навыки считаются востребованными в настоящее время на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций. Например, это умение мыслить критически, ориентация в потоке информации, выстраивание коммуникации, сотрудничество, принятие решений, умение презентовать собственные идеи, креативное решение задач и др.

Soft skills соотносятся с так называемыми 4К-компетенциями (компетенции XXI в.) -критическим мышлением, креативным мышлением, коммуникацией, кооперацией. Противоположное понятие - «жесткие навыки» (hard skills). Hard skills связаны с конкретными объектами, областями деятельности, основываются, в отличие от soft skills, на предметных знаниях и умениях.

Цель данной статьи заключается в определении векторов диагностики гибких навыков (soft skills) для создания банка данных диагностических процедур по исследованию профессиональных дефицитов будущих педагогов. Проблема диагностики soft skills в педагогическом вузе, на наш взгляд, заключается в сложности и многогранности их оценивания и мониторинга, что и подтверждается исследованиями Т.А. Ярковой, И.И. Черкасовой [3].

Согласно нашим исследованиям представлений преподавателей педагогического вуза и студентов о гибких навыках (soft skills), только 48% преподавателей и 23% студентов знакомы с исследуемым феноменом. Существенная же часть преподавателей и большинство студентов не имеют представления о soft skills.

для разработки диагностического инструментария в первую очередь необходимо было определиться с гибкими навыками, подлежащими оценке. Перед авторами стояла задача выбора классификации soft skills. Для решения поставленной задачи были проанализированы наиболее значимые работы в этой проблемной области. Мы пришли к выводу, что самой универсальной является классификация, предложенная Е.И. Казаковой, Д.С. Ермаковым, П.Н. Кирилловым и др., в которой выделяются два следующих основных типа гибких навыков (soft skills):

- когнитивные навыки: как я учусь;

- социальные навыки: как я действую [2].

Каждый тип исследуемых навыков делится на несколько групп, названия которых «сформулированы с учетом субъектной позиции и на "языке ученика"...» [1, с. 109]. Так, в состав когнитивных навыков входят группы «Понимаю себя и других», «Управляю собой», «Познаю мир», «Учусь учиться». К социальным навыкам относятся такие группы, как «Действую в команде», «Решаю проблемы», «Создаю новое».

Инструментарий по диагностике профессиональных дефицитов будущих педагогов разрабатывался на основе описанной выше классификации. Гибкие навыки студентов оценивались посредством наблюдения и анкетирования.

Наблюдению подлежали не все навыки. Принимая во внимание тот факт, что коммуникация и кооперация хорошо прослеживаются через наблюдение, поскольку больше проявляются на внешнем плане, мы выделяли параметры для наблюдения на основе групп социальных навыков. В протокол наблюдения

были включены такие гибкие навыки, как выработка общего понимания ситуации совместно с другими членами команды, генерирование идей совместно с другими членами команды, сравнение полученных результатов с исходной задачей, эффективное руководство командой и др.

Фиксируемые данные заносились в таблицу. Наличие гибкого навыка фиксировалось знаком +. Степень проявления ранжировалась по шкале 1-4, где 1 - слабое проявление навыка, 2 - навык проявляется иногда, 3 -навык проявляется часто, 4 - яркое проявление навыка. Учитывалась также и содержательная характеристика выдвигаемых испытуемыми идей по той же шкале согласно следующей градуировке: 1 - идей мало, неудачные; 2 - идей много, но неудачные; 3 - идей мало, но удачные; 4 - идей много, удачные. Модель фрагмента протокола наблюдения представлена в табл. 1.

Таблица 1

модель протокола наблюдения за проявлением гибких навыков у будущих педагогов

Группа гибких навыков Гибкий навык Испытуемые

1 2 3 4 5

кие науки -

занятии по курсу «Развитие начального образования в современном мире». В середине занятия была организована работа по составлению структурной модели «Подходы к подготовке учителя начальных классов». В ходе наблюдения за 2-м курсом факультета дошкольного и начального образования профиля подготовки «Начальное образование» на занятии по дисциплине «Психология» (раздел «Педагогическая психология») также были получены экспериментальные данные. В процессе работы студенты выполнили задание по определению видов педагогической оценки, используемой учителем на уроках математики и русского языка. Общее количество испытуемых на этом этапе работы составляло 39 человек. Полученные данные по индикаторам проявления навыков представлены в табл. 2-8.

Таблица 2

результаты наблюдения за проявлением гибкого навыка «совместно с другими членами команды вырабатывает общее понимание ситуации»

Индикатор Выраженность навыка по курсам, %

проявления 2-й курс 4-й курс

Слабое проявление 8,3 6,6

Навык

проявляется 25 6,6

иногда

Навык

проявляется 25 46,8

часто

Яркое

проявление 41,7 40

навыка

Как видно из табл. 1, указаны номера участников группы испытуемых. Авторами заранее составлялся список с шифром: Андреева Александра - 1, Иванова Ирина - 2, Петрова Марина - 3. Состав микрогрупп испытуемых определялся экспериментаторами.

Наблюдение проводилось в естественных для испытуемых условиях. В ходе практических занятий студентам предлагалось выполнить задание в группе. Например, наблюдение за проявлением гибких навыков студентов 4-го курса факультета дошкольного и начального образования профиля подготовки «Начальное образование» было проведено на

Как видно из табл. 2, наблюдаемый гибкий навык «проявляется ярко» у 41,7% испытуемых 2-го курса, а у испытуемых 4-го курса «навык проявляется часто» представлен у 46,8% респондентов. Навык выработки общего понимания ситуации совместно с другими членами команды необходим для достижения общей цели, продвижения результатов своей групповой деятельности, продвижения своей команды, что, в свою очередь, приводит к эффективному взаимодействию в профессиональном коллективе. Развитие именно данного навыка (частое и яркое) у студентов 2-го и 4-го курсов свидетельствует о том, что респон-

денты могут вырабатывать общее видение ситуации вместе с другими членами команды и эффективно продвигаться к достижению результатов и целей групповой работы. Остальное распределение по индикаторам проявления навыка не вызывает особого интереса, т. к. данные разделились равномерно.

Таблица 3

результаты наблюдения за проявлением гибкого навыка «планирует организацию работы совместно с другими членами команды»

Наблюдая за проявлениями навыка «планирование организации работы совместно с другими членами команды» (см. табл. 3) мы пришли к следующим выводам: яркое проявление навыка чаще всего встречается у обеих групп студентов. При этом стоит отметить, что у испытуемых 4-го курса навык проявляется ярко у безусловного большинства учебной группы (93,4%), а вот у 2-го курса составляет всего 41,6% (другими словами, у половины группы). Это также важный навык для эффективной деятельности профессиональных коллективов, он позволяет увидеть перспективы деятельности каждого члена команды, направить каждого человека на развитие своего внутреннего потенциала.

В сформированное™ этого навыка есть еще интересные данные: такие индикаторы, как «слабое проявление» и «навык проявляется иногда», у студентов 4-го курса не выражены. В первую очередь это означает, что для них планирование работы в группе является привычным, что пока не проявляется у 2-го курса. У этих испытуемых оставшиеся проценты распределились равномерно по остальным индикаторам проявления навыка.

Таблица 4

результаты наблюдения за проявлением гибкого навыка «эффективно руководит командой»

Индикатор проявления Выраженность навыка по курсам, %

2-й курс 4-й курс

Слабое проявление 25,1 0

Навык проявляется иногда 33,3 6,6

Навык проявляется часто 20,8 20

Яркое проявление навыка 20,8 73,4

Интерес вызывает также сформирован-ность навыка «эффективное руководство командой». У студентов 2-го курса при выполнении групповой работы все индикаторы представлены практически одинаково в процентном соотношении: слабое проявление у 25,1%, навык проявляется иногда - 33,3%; навык проявляется часто и яркое проявление навыка распределились одинаково у 20,8% респондентов в равных долях.

Совсем по-другому проявляется навык у 4-го курса - у большинства испытуемых он проявляется ярко и выражен у 73,4% наблюдаемых, а вот слабое проявление не показал никто из учебной группы (табл. 4). Это также важный навык для эффективного построения командной профессиональной работы. И в первую очередь сформированность этого навыка отвечает за то, что учитель будет руководить классным коллективом так, чтобы помочь детям научиться организовать свою деятельность, сделать эффективной работу каждого ребенка, выработать навык саморуководства через использование современных образовательных обучающих технологий. Интересным фактом работы в подгруппах также было использование совместного лидерства при проявлении нескольких лидерских позиций у участников групповой деятельности. Лидеры объединялись для выполнения групповой задачи и достижения цели деятельности, при этом эффективно распределяли функции между членами коллектива.

Индикатор Выраженность навыка по курсам, %

проявления 2-й курс 4-й курс

Слабое проявление 12,4 0

Навык

проявляется 25 0

иногда

Навык

проявляется 20,8 6,6

часто

Яркое проявление 41,6 93,4

навыка

педагогические науки

Таблица 5

результаты наблюдения за проявлением гибкого навыка «генерирует идеи совместно с другими членами команды»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индикатор проявления Выраженность навыка по курсам, %

2-й курс 4-й курс

Слабое проявление 12,5 0

Навык проявляется иногда 45,9 0

Навык проявляется часто 16,6 20

Яркое проявление навыка 25 80

Индикатор проявления Выраженность навыка по курсам, %

2-й курс 4-й курс

Слабое проявление 33,3 0

Навык проявляется иногда 33,3 6,6

Навык проявляется часто 20,8 6,6

Яркое проявление навыка 12,6 86,8

4-го курса и составляет 86,8%, при этом слабого проявления не наблюдается вообще. У студентов 2-го курса, наоборот, навык проявляется иногда у 33,3%, все остальные проявления не существенны. Сформированность навыка значима тем, что позволяет всегда правильно и безошибочно выполнять поставленную перед группой задачу и способствует повышению эффективности групповой деятельности.

Таблица 7 результаты наблюдения за проявлением гибкого навыка «выдвигает гипотезы на основе анализа собранной информации»

Из табл. 5 видно, что навык ярко проявляется у 4-го курса (80%), а вот на втором курсе навык проявляется иногда у 45,9% испытуемых. Преимущество проявления этого навыка очевидно: члены команды мыслят более творчески и без границ, что приводит к интересным и более совершенным идеям. Навык помогает участникам группы отойти от собственной позиции и рассмотреть различные точки зрения, при этом найти наиболее эффективное решение поставленной задачи, повышая уровень командной работы.

Таблица 6 результаты наблюдения за проявлением гибкого навыка «сравнивает полученные результаты с исходной задачей»

Индикатор проявления Выраженность навыка по курсам, %

2-й курс 4-й курс

Слабое проявление 20,8 0

Навык проявляется иногда 41,6 6,6

Навык проявляется часто 29,3 41,5

Яркое проявление навыка 8,3 51,9

Навык сравнения полученных результатов с исходной задачей, как явствует из табл. 6, проявляется ярко у большинства студентов

Собрать и выдвинуть гипотезу на основе полученной информации - один из важных навыков для организации профессиональной деятельности. У студентов 4-го курса этот навык проявляется либо «часто» (у 41,5%), либо «ярко» (у 51,9%), и отсутствует даже слабое его проявление. Значимость сформированно-сти навыка заключается в умении проанализировать полученные данные и найти несколько путей решения поставленной групповой задачи, выбрав из них наиболее эффективное и необходимое в данном случае. А на 2-м курсе, наоборот, у большинства студентов проявление этого навыка бывает только «иногда».

Полученные в результате наблюдения за проявлением навыка выдвижения нетривиальных идей данные показывают, что для испытуемых 4-го курса этот процесс более привычен и проявляется более часто, имея индикатор «яркое проявление навыка», а вот у студентов 2-го курса выражено более «слабое проявление» у 25%, «проявление иногда» у 37,5%, «проявление часто» у 25% наблюдаемых (табл. 8). Выдвижение нетривиальной идеи в групповой работе обычно приводит к творческой реакции у других членов группы,

и, соответственно, способствует формированию креативности мышления каждого человека, затронутого этим процессом.

Таблица 8

результаты наблюдения за проявлением гибкого навыка «выдвигает нетривиальные идеи»

Таким образом, обобщая полученные данные, можно сказать о том, что гибкие навыки (soft skills) по индикаторам проявления чаще прослеживаются у студентов 4-го курса, в отличие от второкурсников. Следует предположить, что фактором, влияющим на процесс формирования, является система построения лекционных, практических и лабораторных занятий в вузе. При этом следует уточнить, что требуется дополнительная работа для более эффективного формирования навыков для студентов как 2-го, так и 4-го курса. Необходимо использовать не только специально спроектированные задания на занятиях, но и дополнительные образовательные ресурсы: тренинги, направленные на формирование гибких навыков, факультативные занятия, веб-квесты, воркшопы, тренд-сессии, педагогические мастерские и пр.

Как было указано выше, второй метод исследования профессиональных дефицитов будущих педагогов - анкетирование. Анкетирование участников исследования планируется проводить через Google-формы и электронную почту.

Нами разрабатывается анкета, в которую будут включены вопросы на оценку soft skills, относящихся к типу когнитивных навыков. Все вопросы будут разделены на группы «Понимаю себя и других», «Управляю собой», «Познаю мир», «Учусь учиться». Определяется состав гибких навыков каждой группы, вы-

деляются навыки в соответствии со следующими аспектами:

- адекватное восприятие и понимание самого себя и других людей;

- организация и эффективная реализация самостоятельной работы;

- адекватное восприятие и познание окружающей действительности;

- организация и реализация самостоятельной учебной деятельности.

Предложенный диагностический материал проходит апробацию в рамках гранта «Взаимодействие преподавателей вуза и образовательных организаций в процессе подготовки будущего педагога» со студентами факультета дошкольного и начального образования профилей подготовки «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. дополнительное образование детей». Целью проекта является моделирование интерактивной персонализированной среды в подготовке современного педагога в условиях образовательного партнерства.

Планируется проведение диагностики и с практическими работниками сферы образования. Общее количество участников эмпирического исследования - 120 человек. Ожидаемый результат работы - создание банка данных диагностических процедур по определению дефицита компетенций будущих педагогов и педагогов образовательных учреждений.

список литературы

1. Ермаков Д. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1(81). С. 104-112.

2. Казакова Е.И., Ермаков Д.С., Кириллов П.Н. [и др.]. Персонализированная модель образования: метод. пособие. М., 2019.

3. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестн. Тюм. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4. С. 222-234.

* * *

1. Ermakov D. Personalizirovannaya model' ob-razovaniya: razvitie gibkih navykov // Obrazova-tel'naya politika. 2020. № 1(81). S. 104-112.

2. Kazakova E.I., Ermakov D.S., Kirillov P.N. [i dr.]. Personalizirovannaya model' obrazovaniya: metod. posobie. M., 2019.

3. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga // Vestn. Tyum. gos. un-ta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016. T. 2. № 4. S. 222-234.

Индикатор проявления Выраженность навыка по курсам, %

2-й курс 4-й курс

Слабое проявление 25 0

Навык проявляется иногда 37,5 20

Навык проявляется часто 25 20

Яркое проявление навыка 12,5 60

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Diagnostics of soft skills of students of pedagogical universities

The article deals with the substantiation of the choice of the diagnostic material for the evaluation of the soft skills during the research of the professional deficiency of future teachers. There are presented the results of the observation for the manifestation of the soft skills of social type of students in pedagogical universities.

Key words: soft skills, hard skills, classification of soft skills, diagnostics ofprofessional deficiency.

(Статья поступила в редакцию 11.05.2021)

A.B. КАЛАЧЕВ (Волгоград)

ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Анализируется понятие «доступность образования», которое связывается с демократическим принципом равенства членов общества в получении образования, т. е. его доступности независимо от социального положения, пола, национальной и религиозной принадлежности. Подчеркивается, что в последнее время понятие доступности все чаще дополняется понятием качественного образования, получение которого находится в зависимости от социальных, культурных и субъективных факторов.

Ключевые слова: доступность образования, виды доступности образования, качество образования, равенство образовательных возможностей, право на образование, образовательное неравенство.

Демократизация - одно из ключевых направлений реформирования образования в современном мире. В индустриально развитых странах демократизация в системе образования проявляется в самых разных ее структурных элементах и различным образом: через создание доступной для всех общеобразовательной школы; привлечение общества к управлению и определению содержания обра-

О Калачев А.В., 2021

зования; самоуправление учащихся; расширение возможностей получения высшего образования для представителей различных социальных групп и т. д.

одной из главных проблем демократизации образования была и остается проблема его доступности. Тенденция к расширению его доступности сегодня является характерной особенностью развития образования. При этом порождена она соображениями не только моральными (справедливость) или идеологическими (превращение образования в общециви-лизационную ценность), но в первую очередь экономическими. Политики индустриально развитых стран давно осознали, что войти в информационное общество смогут лишь те народы, которые обеспечат возможность получения качественного образования не только экономической и политической элите, но и самым широким слоям населения.

Проблема доступности образования является одной из основных проблем демократизации образования. В Европе XIX столетие прошло под флагом борьбы за демократизацию образования, за создание общедоступной массовой школы, и к началу XX в. такая школа на западе была создана.

В то время казалось, что основная проблема демократизации образования уже решена, но к середине века возникли сомнения. Появилось даже мнение, что эта проблема окончательного решения вообще не имеет. С 50-х гг. XX в. проблема доступности образования вновь активно обсуждается в развитых индустриальных странах. В новых исторических условиях она рассматривается уже как проблема доступности качественного образования, как проблема равенства образовательных возможностей.

Проблема доступности современного образования представлена в международных и российских законодательных актах. Доступность образования напрямую связана с реализацией права на образование. Проблема реализации права на образование является чрезвычайно актуальной как в историческом, так и в современном контексте.

Право на образование выступает фундаментальным правом, имеющим всемирное значение, что зафиксировано в Уставе ооН. Важнейшей гарантией права на образование является его доступность. Во Всемирной декларации образования для всех подчеркивается необходимость «придания всеобщего ха-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.