Научная статья на тему 'Диагностика формирования представлений о культуре постмодернизма у студентов-культурологов'

Диагностика формирования представлений о культуре постмодернизма у студентов-культурологов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
101
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА / ГИПЕРТЕКСТ / ПОРТФОЛИО / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / STUDENTS' KNOWLEDGE OF POST-MODERNIST CULTURE / HYPERTEXT / PORTFOLIO / DIAGNOSTIC METHODS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Баянова Людмила Евгеньевна

Статья посвящена проблемам диагностики сформированности представлений о культуре постмодернизма у студентов-культурологов. Автор анализирует особенности традиционных и инновационных методов диагностики и результаты их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the Level of Students' Knowledge of Postmodernist Culture

The paper is devoted to the problem of diagnostics of the students' knowledge of post-modernist culture, traditional and innovative diagnostic methods, as well as results of their application are analysed.

Текст научной работы на тему «Диагностика формирования представлений о культуре постмодернизма у студентов-культурологов»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 37.013.43

Л. Е. Баянова

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА У СТУДЕНТОВ-КУЛЬТУРОЛОГОВ

Аннотация. Статья посвящена проблемам диагностики сформированности представлений о культуре постмодернизма у студентов-культурологов. Автор анализирует особенности традиционных и инновационных методов диагностики и результаты их применения.

Ключевые слова: представления о культуре постмодернизма, гипертекст, портфолио, методы диагностики.

Abstract. The paper is devoted to the problem of diagnostics of the students’ knowledge of post-modernist culture, traditional and innovative diagnostic methods, as well as results of their application are analysed .

Index terms:students’ knowledge of post-modernist culture, hypertext, portfolio, diagnostic methods.

Постмодернизм как общекультурный феномен входит в сферу научных интересов многих крупных мыслителей нашей эпохи, которые бесспорно определяли и определяют ее интеллектуальный настрой (Р. Барт, Ж. Батай, З. Бауман, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, С. Жижек, Ю. Кристева, Ж. Лиотар, М. Липовецкий, М. Рыклин, Н. Суворов, М. Фуко, Ю. Хабермас, У. Эко, М. Эпштейн). Неоднозначность определения постмодернизма, его незавершенный характер определили множественность, разнородность научных исследований и оценок этого феномена.

Сегодня существует огромный разрыв между уровнями научно-теоретических исследований различных аспектов культуры постмодернизма и научно-методических разработок по данной проблематике. К сожалению, практически нет исследований по методике преподавания постмодернизма; исключение составляет лишь теория и методика преподавания литературы (кандидатские диссертации И. В. Каленовой, С. С. Орищенко, М. Б. Сизовой). При этом крайне необходим поиск методических оснований для фор-

мирования представлений о культуре постмодернизма, соответствующих ее сущности, вне жестких идеологических и ценностных установок.

Представление о культуре постмодернизма, с нашей точки зрения, -это целостная структура образов, формирующаяся в результате индивидуального чувственного познания с учетом коллективного опыта освоения культуры.

В своей работе мы поставили целью научно обосновать и опытнопоисковым путем проверить эффективность методики формирования представлений о культуре постмодернизма у студентов-культурологов в педагогическом вузе. Ориентация на будущих учителей культурологии не случайна. Поскольку проблема недостаточной учебно-методической базы преподавания культуры постмодернизма носит системный характер, то решать ее, прежде всего, необходимо на уровне профессионального образования будущих педагогов. Именно при подготовке школьных учителей можно преодолеть существующую отчужденность между общеобразовательным процессом и современной культурой. Отсутствие целостной репрезентации культуры постмодернизма в ходе подготовки студентов-культурологов приводит к непониманию и отторжению постмодернистской культуры, а соответственно, не способствует самостоятельным методическим поискам в этой области. При этом трудно не увидеть существенный педагогический потенциал в изучении культуры постмодернизма, который состоит в активизации познавательной деятельности, выстраивании реального субъект-субъектного взаимодействия, интегрировании знаний по истории культуры, творческой самоактуализации учащихся, интерпретации явлений современной культуры, построении индивидуальных образовательных стратегий.

Поскольку, как мы считаем, логично вести эту работу целенаправленно, нами был разработан курс по выбору «Культура постмодернизма», предназначенный для студентов-третьекурсников. На третьем курсе профессиональной подготовки будущими учителями культурологии уже изучены базовые дисциплины - мировая художественная культура, история культуры, теория и философия культуры, на основе которых можно обратиться к явлениям современной культуры.

В своей опытно-поисковой работе мы рассматриваем представление о культуре постмодернизма как трехкомпонентную структуру, состоящую из когнитивного, ориентационного, операционального компонентов. Когнитивный компонент включает в себя фактическое знание о феноменах культуры постмодернизма, представителях и артефактах. Ориентационный (рефлексивный) компонент дает возможность аргументированно вербализовать оценочное суждение о культуре постмодернизма. Операциональный (деятельностный) компонент подразумевает способность к продук-

тивной интерпретации культуры постмодернизма в целом, ее отдельных феноменов и интеракции в данном культурном контексте.

Показателями когнитивного компонента являются знания о культуре постмодернизма, ее структурных особенностях и элементах. Низкому уровню когнитивного компонента соответствуют фрагментарные знания об отдельных феноменах и представителях культуры постмодернизма. Средний уровень предполагает достаточное знание об отдельных феноменах и представителях, но недостаточное - о культуре постмодернизма в целом. Высокому уровню соответствуют глубокие знания о структуре, основных элементах, представителях культуры постмодернизма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Показателями ориентационного компонента являются способность вынести собственное оценочное суждение на основе построения самостоятельной иерархии структурных элементов культуры постмодернизма по различным критериям (представленности, актуальности, выраженности), а также определение статуса этого направления в контексте мировой художественной культуры. Низкий уровень означает неспособность вынести аргументированное суждение о культуре постмодернизма. Средний - умение сформулировать оценочное суждение об отдельных феноменах культуры постмодернизма. Высокий - способность представить ценностное суждение о культуре постмодернизма в целом, с учетом специфики ее структуры и способа взаимосвязи между компонентами.

Показателями операционального компонента являются применение имеющихся знаний о постмодернизме к решению конкретных задач: анализу элементов культуры, их взаимосвязи и взаимообусловленности, интерпретации конкретных феноменов культуры постмодернизма с учетом культурного метатекста, а также их трансформация в целостную иерархизиро-ванную структуру (гипертекст). Низкий уровень отличает неспособность интерпретировать отдельные феномены культуры постмодернизма. Средний уровень - способность интерпретировать отдельные феномены культуры постмодернизма. Высокий уровень - способность интерпретировать совокупность отдельных феноменов и представителей культуры постмодернизма как взаимосвязанную иерархию структурных компонентов.

В соответствии с логикой научно-педагогического исследования необходимо было предложить диагностический инструментарий, адекватный предмету и позволяющий выявить уровень сформированности представлений у студентов-культурологов на начальном и заключительном этапах опытно-поисковой работы. Оптимально, на наш взгляд, сочетать традиционные диагностические методы (праксиометрический, анкетирование, интервьюирование, методы семантического дифференциала и не-

законченных предложений проективных тестов) и инновационные методы (итоговый портфолио и творческая карта портфолио).

Несмотря на то, что методы диагностики использовались комплексно, для оценки уровня сформированности представлений о культуре постмодернизма мы структурировали их в соответствии с выделенными компонентами. Когнитивный компонент представлений о культуре постмодернизма был продиагностирован с помощью анкетирования и интервьюирования [1]. Анкета включала в себя ряд вопросов, связанных с хронологическими рамками, представителями, художественными практиками, философской базой культуры постмодернизма. Интервьюирование позволило более подробно обсудить такие проблемы, как взаимосвязь модерна и постмодерна, сложности унификации периодизации истории культуры, кризисные тенденции современной культуры, перспективы развития мировой художественной культуры.

Диагностика ориентационного (рефлексивного) компонента проводилась с использованием методов незаконченных предложений (проективных тестов) и семантического дифференциала. Первый относится к вербальным проективным тестам. Для них характерно использование различных стимулов неопределенного характера, которые минимально ограничивают испытуемого в его реакциях, поэтому данный метод мы применяли именно для диагностики названого компонента [3]. В разработанные проективные тесты входили формулировки типа:

1. «По сравнению с классическим искусством художественные практики постмодернизма...»

2. «Хорошо, что культура постмодернизма.»

3. «Плохо, что культура постмодернизма.»

4. «В действительности культура постмодернизма.»

5. «Основная проблема для культуры постмодернизма.»

6. «Самое главное в культуре постмодернизма - ...»

Данный проективный тест позволил объективировать рефлексивные моменты восприятия студентами изучаемой культуры.

Метод семантического дифференциала применялся нами для количественной диагностики отношения к культуре постмодернизма. Студентам было предложена шкала от -3 до +3 для оценки по следующим парам антонимичных прилагательных: хороший - плохой, понятный - непонятный, свой - чужой, активный - пассивный, важный - неважный, полезный - вредный, безопасный - опасный, актуальный - неактуальный.

Праксиметрический метод использовался для оценки операционального (деятельностного) компонента. Это психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов [4]. В качестве продуктов дея-

тельности были рассмотрены студенческие рецензии на постмодернистские художественные практики. Студентам-культурологам были предложены изображения архитектурных памятников постмодернизма и деконструктивизма (З. Хадид, Ф. Гери, Р. Вентури) в качестве объектов для анализа.

В результате проведенной опытно-поисковой работы по формированию представлений о культуре постмодернизма у студентов-культуроло-гов диагностика с использованием традиционных методов выявила позитивную динамику по всем трем компонентам и уровням. Динамика по высокому уровню в процентном соотношении составила 20%; по среднему - 14%, по низкому - 33%.

Остановимся на использованных нами инновационных методах -творческой карте и гипертекстовой структуре портфолио, которые являются частью разработанной нами методики.

Методика формирования представлений о культуре постмодернизма включает в себя несколько этапов:

• проблемно-целевой;

• разработки сценария и технического задания;

• практической работы;

• предварительной защиты, презентации и рефлексии.

Диагностика проводилась на проблемно-целевом этапе по следующему алгоритму. Студентам было необходимо графически представить культуру постмодернизма по аналогии с древовидной картой сайта, кратко обозначить предполагаемое содержание каждого структурного элемента и прокомментировать взаимосвязи между ними. Диагностика показала явно недостаточный и фрагментарный характер представлений о культуре постмодернизма, которую студенты не смогли самостоятельно структурировать и целостно представить.

Данное занятие логично связано с этапом разработки сценария и технического задания, через групповое обсуждение студенческих работ и их доработки формируется примерный план курса, включая темы аудиторных занятий и темы для самостоятельной индивидуальной работы. Таким образом, в ходе сократического диалога был сформулирован следующий тематический план:

• «Понятие постмодернизма»;

• «Постмодернизм и модернизм»;

• «Библиография»;

• «Персоналии»;

• «Философские основания постмодернизма»;

• «Постмодернизм и повседневность»;

• «Постмодернизм в искусстве (по видам)».

Определение тематики стало основой для структуры портфолио по данному курсу, который, в свою очередь, является практическим результатом учебного проекта. Поэтому мы разработали систему коллективных и индивидуальных заданий, результаты выполнения которых становились текстом портфолио, а на этапе предварительной защиты и презентации трансформировались в гипертекст.

В качестве индивидуальных заданий были предложены:

• обзор русскоязычных сайтов, отражающих культуру постмодернизма в разных ее аспектах;

• обзор англоязычных сайтов по культуре постмодернизма;

• ассоциативный эксперимент с понятием «постмодернизм»;

• анализ арт-объектов культуры постмодернизма;

• составление коллажа на постмодернистскую тематику;

• рецензии на курсовые работы и рефераты по культуре постмодернизма (из коллекций рефератов в сети Интернет);

• анализ специфики российского постмодернизма;

• дополнение статьи из Википедии;

• составление коллекции по искусству постмодернизма (по видам искусства);

• анализ постмодернистской архитектуры в Екатеринбурге на примере бизнес-центра «Европа».

На этапе практической работы курса студенты накапливали материалы в рабочем портфолио, куда входили все результаты индивидуальной и коллективной аудиторной работы, например рецензии, рейтинги, конспекты, обзоры, цифровые носители, содержащие примеры постмодернистских практик в искусстве (архитектурные проекты, анимация, скульптура, инсталляции, видеопоэзия, видеоарт, кино). На этапе предварительной защиты по предложенному алгоритму студенты структурировали рабочий портфолио и создавали эскиз творческой карты портфолио. Алгоритм был заимствован из курса информатики, где он применяется для создания гипертекста:

1) разбить рабочий портфолио на отдельные разделы;

2) представить основной путь чтения гипертекста, установить взаимосвязи и расставить ссылки от одного раздела к другому;

3) выделить ключевые слова-теги, ситуации при чтении текста, когда воспринимающий может захотеть перейти от основного к другим возможным путям чтения;

4) дописать «белые пятна» в гипертекстовой структуре, которые появляются в результате предыдущего шага;

5) связать созданные подразделы ссылками с другими элементами гипертекста.

При последовательном выполнении данного алгоритма действий создается графический образ культуры постмодернизма - творческая карта портфолио, которая отражает содержание и структуру портфолио, позволяет ориентироваться в разнородном накопленном материале, предлагает взаимосвязанную целостность разделов и тем, представляющих изучаемую культуру в различных аспектах. На этапе презентации студенты, разделившись на подгруппы, защищали коллективный проект своего итогового портфолио и его творческой карты. Студенты из других подгрупп после презентации задавали вопросы, уточняли концепцию, логику прочтения итогового портфолио. После всех защит совместно рефлекси-ровались представленные проекты с учетом первоначальных вариантов, критерии их оценки, определялся лучший проект путем голосования с обязательным обоснованием позиции голосующего.

Таким образом, с помощью творческой карты и гипертекстового портфолио можно количественно и качественно оценить динамику формирования представлений о культуре постмодернизма. Качественно динамика продиагностирована на рефлексивном этапе через коллективные экспертные оценки; количественно - через сопоставление числа разделов и тем, объема представленного материала, количества ссылок в темах, рейтинга разделов в первичном и итоговом варианте творческой карты.

Поскольку разработанный учебный курс «Культура постмодернизма» является курсом по выбору для студентов-культурологов и направлен, прежде всего, на формирование профессиональной компетентности учителя культурологии, большое внимание при разработке диагностики уровней сформированности представлений о культуре постмодернизма мы уделили соответствию предложенных методов новым стандартам российского образования. В контексте разработанной нами методики итоговый портфолио -гипертекст, репрезентирующий культуру постмодернизма, позволяет оценить все компоненты профессиональной компетенции учителя культурологии. Когнитивный компонент может быть оценен по наполнению тем/разделов и их количеству; ориентационный - по выделенной иерархической структуре гипертекста и переходам между разделами; операционный - по представленной целостной структуре культуры постмодернизма, т. е. способности интерпретировать содержание рабочего портфолио в единую структуру взаимосвязанных элементов гипертекста.

Предлагаемая нами диагностика отвечает двум основным требованиям, предъявляемым к диагностическим исследованиям: воспроизводимости и объективности. Ее отличительными особенностями являются:

• интегрированность в методику преподавания;

• сообразность сущностным особенностям культуры постмодернизма;

• возможность наглядно иллюстрировать качественные и количественные изменения для обучающихся;

• относительная простота;

• обеспечение возможности комплексной оценки не только теоретических знаний, но и практических навыков.

Мы полагаем, что предложенный диагностический инструментарий является адекватным для репрезентации культуры постмодернизма и формирования представлений о ней.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

2. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь,

2000.

3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер,

1997.

4. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада,1996.

5. Козловский П. Современность постмодерна // Вопр. философии. 1995. № 10. С. 85-95.

6. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

7. Прутченков А. С., Новикова Т. Г. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования. // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 22 февраля. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-11.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.