Научная статья на тему 'Постмодернизм и гипертекст'

Постмодернизм и гипертекст Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2048
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постмодернизм и гипертекст»

студента будут воспитываться не только навыки будущего преподавателя языка или литературы, но и навыки творческой личности, способной создавать эстетически значимый текст или же дать научную интерпретацию чужого текста, его аннотацию, а вместе с тем перевести с кабардинского на русский или с русского на кабардинский и поэму, и роман.

Благородное и трудное дело художественного перевода имеет особое значение для нашей республики - Кабардино-Балкарии, самой сущностью которой является её многонациональность и многоязычность.

Студенты нуждаются в постоянном толковании проблем перевода на основе их интердисциплинарного изучения. Если вооружить студента основными понятиями, охватывающими теорию и практику художественного перевода, если при этом студент пожелает глубже изучать отдельные интердисциплинарные аспекты перевода, эти знания, несомненно, пригодятся ему в ходе изучения других предметов. Способ освоения теории перевода посредством изучения основных терминов, на наш взгляд, целесообразен потому, что систематизирует знания и делает их более логичными. Изучение теории художественного перевода ни в коем случае не должно замыкаться в кругу конкретных вопросов. Каждое отдельное направление в теории перевода, и даже термин, по существу, можно считать сформулированной научно-исследовательской задачей в области художественного перевода.

Литература

1. Оскоцкий В. От какого наследства мы не отказываемся // Вопросы литературы. 2001. № 6.

2. ФёдоровА.В. Основы общей теории перевода. М., 1983.

3. Алхасова С.М. Проблемы перевода адыгского фольклора. Нальчик, 2000. С. 14.

4. Алхасова С.М. Тенденции развития художественного перевода в современной литературе народов Северного Кавказа (на примере кабардино-черкесской литературы) // II Междунар. науч. конф. «Язык и культура». Москва, 17-21 сентября 2003 г. М., 2003. С. 414.

Кабардино-Балкарский институт

гуманитарных исследований КБНЦ РАН 15 апреля 2005 г.

© 2005 г. И.Н. Пономаренко

ПОСТМОДЕРНИЗМ И ГИПЕРТЕКСТ

Если по страницам научных сборников, посвященных тексту, попытаться составить лексико-семантическое поле с ядром «текст», то периферийными его единицами, несомненно, окажутся понятия гипертекст и постмодернизм. Действительно, в нашей многоликой реальности трудно

найти понятия более соотносительные. Совершенно очевидно, что основа связи кроется в самом многоаспектном понятии текст, который, с одной стороны, «вполне реален и даже материален, как черновик или беловик рукописи», с другой - «это некий вектор движения в информационном пространстве произведения, процесс преобразования первоначального импульса интерпретатором или вообще - наделение смыслом того, что исходного смысла не имеет (палиндром)» [1, с. 3].

Ж. Деррида считает текстом сложноорганизованное многосмысловое гетерогенное образование, возникающее «в развертывании и во взаимодействии разнородных семиотических пространств и структур» как «практика означивания в чистом становлении» [2, с. 228] и способное генерировать новые смыслы. Для Деррида не существует ничего вне текста.

Философ отказывается от интерпретации текста как сугубо лингвистического феномена («в смысле устной или письменной речи»), распространяет понятие текста и на внеязыковые семиотические объекты, на весь мир, рассматриваемый в категории текста и, таким образом, «текстуали-зируемый». «Каждая реальность является текстовой по своей структуре, поскольку воспринимается, переживается как система различий в смысле постоянных отсылок к чему-то другому» [3, с. 374]. В интервью с О.Б. Вайнштейн Деррида сказал: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. "Нет ничего вне текста": это означает, что текст - не просто речевой акт. Допустим, этот стол для меня - текст. То, как я воспринимаю этот стол - долингвистическое восприятие, - тоже само по себе для меня текст» [4, с. 74].

«Моей задачей, - говорит философ, - было не только разомкнуть лингвистические границы текста, но и аналогичным образом вывести риторические конструкции за пределы риторической или философской традиции» [4, с. 74].

Заметим, что слово «текст» происходит от греческого «ткань», и этим подчеркивается его линейная организация. Приставка «гипер» значит «над» - таким образом указывается на усложнение структуры данного явления по сравнению с текстом.

Гипертексты в постмодернизме - интересное и важное направление исследования. Изучение сетевых коммуникаций может способствовать выявлению особенностей данного вида коммуникации и принципов ее организации в парадигме постмодернизма.

Особенностью гипертекста, сближающей его с постмодернизмом, является так называемая «имманентность» - своеобразное срастание сознания со средствами коммуникации и способность мгновенно осваивать все новые и новые коммуникативные средства. Гипертекст рождается в попытках использовать компьютер в науке, литературе, в результате чего именно компьютер становится неотъемлемой частью среды коммуникации.

Гипертекст обеспечивает функционирование большого объема информации в электронном пространстве. Коммуникация осуществляется в условиях множественного, фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новые форматы, текст перестает быть только текстом, видео и звук становятся его неотъемлемыми частями. Текст становится креолизованным. Все это наводит на мысль о влиянии философии постмодернизма на современную коммуникацию [5].

Исследователи считают, что как способ коммуникации гипертекст, кроме имманентности, имеет ряд характерных особенностей, таких, например, как мультилинейная структура, интерактивность, которые дают основания говорить о постмодернистском характере гипертекста [6, с. 196], «гипертекст стал материализацией того, что Ж. Деррида назвал "неким беспокойством внутри философии, науки, литературы", каким был отмечен весь ХХ век» [7, с. 92]. Наконец и постмодернизм, и гипертекст во многом сложились благодаря уровню развития современных коммуникативных технологий. Так, Н.Б. Маньковская утверждает, что «постмодернизм во многом обязан своим возникновением развитию новейших средств массовых коммуникаций - телевидению, видеотехнике, информатике, компьютерной технике. Возникнув, прежде всего как культура визуальная, постмодернизм в архитектуре, живописи, кинематографии, рекламе сосредоточился не на отражении, но на моделировании действительности путем экспериментирования с искусственной реальностью - видеоклипами, компьютерными играми, диснеевскими аттракционами. Эти принципы работы со «второй действительностью», теми знаками культуры, которые покрыли мир панцирем слов, постепенно просочились и в другие сферы, захватив в свою орбиту литературу, музыку, балет» [8, с. 7].

В течение последних десятилетий гипертекст все увереннее занимает заметное место в современном информационном пространстве, превратившись в тему конференций по информатике и научно-технической информации, искусственному интеллекту и лингвистике, психологии и теории обучения. Повышенный интерес вызывает принципиально новая, нелинейная организация системы информационных единиц, которые могут быть представлены текстом, аудио- и видеоинформацией, и гибкая форма нелинейного управления этими единицами в гипертекстовой системе.

В конце ХХ в. именно в рамках постмодернизма возникают художественные гипертекстовые произведения, в которых авторы сознательно разрушают линейность повествования (И. Кальвино, М. Павич, Х. Кортасар и др.), а «появление и распространение компьютерных сетей и веба приводит к появлению «сетературы» (термин образован контаминацией терминов «сеть» + «литература»), специфического литературного продукта, основанного на гипертекстовой технологии и существующего в электронных сетях, который, тем не менее, вполне вписывается в рамки постмодернизма» [9, с. 308].

Гипертекст представляет собой способ организации информации, позволяющий создать объемное текстовое пространство, состоящее из системы семантически связанных между собой и подчиняющихся основному тексту субтекстов. В общем виде идею гипертекста можно сформулировать следующим образом: это представление текстовой информации как сети, в которой читатели получают свободу перемещаться нелинейным образом. Отличие электронного текста от традиционного книжного является принципиальным.

Возможности электронного текста быть проиллюстрированным, в том числе и движущимися изображениями, поистине неограниченны. Здесь автор приобретает свободу, которая никогда прежде не могла быть реализована, прежде всего в силу технических причин. Это приводит к тому, что более условными, призрачными становятся границы между текстом и графическим образом, в него помещенным, - иллюстративность графических изображений становится неотъемлемой частью электронного контекста, что отражает один из существенных признаков постмодернизма - «размытость оппозиции между словом и экзистенцией, текстом и телом» [8, с. 30]. «Сближение текста и внетекстовой графики, их взаимопроникновение обусловливаются, с нашей точки зрения, не только эстетикой постмодернизма, ищущей иные, еще неизведанные формы выразительности, но и в какой-то мере и появлением новых технологических возможностей электронного текста. Эстетика постмодернистского дискурса предполагает срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними» [7, с. 101].

В современной культуре освоение гипертекста обусловлено двумя взаимосвязанными тенденциями самой коммуникации. Первая тенденция связана с увеличением объема информации и использованием компьютера в качества средства коммуникации. Потоки информации образуют сложные, пресекающиеся во времени и пространстве структуры, при расширенном воспроизводстве текстов прежние способы их сохранения и распространения перестают удовлетворять потребности общества. Компьютер постепенно внедряется в разные коммуникативные сферы, создаются устройства, позволяющие сохранять большие объемы текстов, обрабатывать и передавать их на большие расстояния.

Вторая тенденция связана с нарушением целостности мировосприятия, возникновением множественных, дополняющих друг друга структур знания, которые не укладываются в иерархические структуры, а складываются в мозаику. Подобные наслоения требуют образования гибких сетевых структур, таких, например, как гипертекст.

Об адекватности принципов и стратегий электронного гипертекста теоретическим концепциям постмодернизма, который вышел из структурализма и постструктурализма, свидетельствует то, что, не успев возникнуть, термин стал метафорой. Ж. Женетт, с чьим именем неразрывно связана история французского структурализма, употребляет термины «гипертекст»,

«гипертекстуальность» для описания реалий традиционного, книжного текста, помещая их в терминологическую и концептуальную парадигму, основанную на производных от слов текст, текстуальность. «Гипертекстуальность есть лишь одно из обозначений непрекращающейся циркуляции текстов, без которой литература не стоила бы и часа усилий» [7, с. 92].

Предложенный постструктуралистами способ философствования не только наносил удар по монополизму в сфере мышления, он менял взгляд на историю, лишая его линейности, жесткого детерминизма, предзаданно-сти, закрытости, завершенности и в конечном счете тотальности, противопоставляя ему принцип нелинейности, многовариантности, открытости. История для постструктуралистов и их последователей - «это открытое пространство бесконечных трансформаций, интерпретаций» [3, с. 370].

Децентрация субъекта и конец Нотоцентризма отражали общую тенденцию «перехода от классического антропологического гуманизма к универсальному гуманизму, включающему в свою орбиту не только все человечество, но и все живое, природу в целом, космос, Вселенную» [8, с. 121]. Важнейшие идеи, выдвинутые постструктуралистами, - мир (сознание) как текст, множественность истины, истина как возможность неистины, представленных в симулякрах, деконструкция культурного интертекста, конец фаллогоцентризма, конец Нотоцентризма, плюрализм, постгуманизм и др. - обозначили новый этап в развитии философии.

Так, Деррида стремится выйти за рамки классической философии, «начать все сначала» в ситуации утраты ясности, смысла, понимания и заново, незапрограммированно погрузиться в стихию текста. Этому служит тонкий, изощренный анализ словесной вязи, кружева слов в разнообразных контекстах, выявляющие спонтанные смещения смысла, ведущие к рассеиванию оригинальности текста. Текст теряет начало и конец и превращается в дерево, лишенное ствола и корня, состоящее из одних ветвей [10, с. 17-19]. Постмодернистский текст реализует множественность смысла и предполагает множественность равноправных интерпретаций. Поскольку ни одна из «частных» интерпретаций не отвергается и лишь их совокупная множественность предполагается соответствующей «миру истины», вырисовываются очертания нового типа философствования, ближайшие аналогии которого - неевклидова геометрия Лобачевского, теория множеств в математике, теория относительности в физике. Принцип множественности интерпретаций приближает к постижению множественности истины, открывает возможные миры и адекватно реализует принцип нелинейности в организации дискурса.

Итак, доказать, что постмодернизм и гипертекст - сопоставимые понятия, можно следующим образом:

- незаконченность, принципиальная открытость и множественность; многосторонность, неоднородность, объективность и толерантность к читателю; соответствие духу времени и привязка к новым

информационным технологиям в равной степени относятся и к тому, и к другому понятию;

- нелинейность (мультилинейность) - основная черта и постмодернизма, и гипертекста;

- отсутствие авторства (в традиционном понимании) в гипертексте вполне соотносится с явлением «смерти автора» в постмодернизме;

- мультимедийность, т.е. применение всех технически возможных воздействий на потребителя-читателя - от литературных (выбор повествовательной стратегии и стилистики) через издательские (шрифты, верстка, иллюстрации) вплоть до специфически компьютерных (звук, анимация, отсылки), в гипертексте соответствует плюрализму культурных языков, моделей, стилей, используемых как равноправные, в постмодернизме.

Следует заметить, что каждая пара характеризующих понятия признаков представляет собой соотносительные диссимметрийные структуры. Таким образом, сходство между постмодернизмом и гипертекстом как феноменами современной коммуникации следует искать не в тождестве, а в подобии, лежащем, как известно, в основе принципа симметрии. В начале нового тысячелетия именно постмодернизм и гипертекст в наибольшей степени концентрируют в себе то, что характеризует информационное пространство нашей эпохи, которое развивается сразу во многих направлениях.

Литература

1. Медушевская О.М. Текст в гуманитарном знании. Предисловие // Текст в гуманитарном знании: Материалы межвуз. науч. конф. 22-24 апреля 1997 г. М., 1997.

2. Керимов Т.Х. Интертекстуальность // Современный философский словарь. М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996.

3. Керимов Т.Х. Постмодернизм // Современный философский словарь. М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996.

4. Интервью с Жаком Деррида // Arbor Mundi / Мировое дерево. 1992. Вып. 1.

5. Вайнштейн О.Б. Homo deconstaictivus: философские игры постмодернизма // Апокриф. 1993. № 2.

6. Саенко А.Н. Особенности гипертекста как предмет лингвистического анализа // Культура народов Причерноморья. 2004. № 49. Т. 1. С. 194-196.

7. Дедова О.В. Графическая неоднородность как категория гипертекста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. № 6. С. 91-103.

8. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995.

9. Колесникова М.М. Гипертекст как основа сетевой коммуникации // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: Науч. тр. I Всерос. конф. «Текст: теория и методика в контексте вузовского образования» (Тольятти, 14-16 октября 2003 г.). Тольятти, 2003.

10. СкоропановаИ.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

Кубанский государственный университет 15 марта 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.