Научная статья на тему 'Программа лекционного курса “культурология”'

Программа лекционного курса “культурология” Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ФГОС-3 / ЛИНГВИСТИКА / CURRICULUM / CULTURAL STUDIES / FSES-3 / LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карташева Наталья Валерьевна

Программа лекционного курса “Культурология” адресована студентам III курса отделения лингвистики и межкультурной коммуникации и разработана в соответствии с требованиями ФГОС 3-го поколения. Курс призван дать студентам-лингвистам базисные знания теории и истории мировой культуры и сформировать активное личностное отношение к происходящим в современном обществе социокультурным процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syllabus of the “Cultural Studies” Course

The program of the lecture course Cultural Studies is designed for students of the Department of Linguistics and Intercultural Communication; it is developed in accordance with the Federal State Educational Standard (3rd generation). This course aims to introduce students to the theory and history of world cultures, and to form an active personal attitude to sociocultural processes in the modern society.

Текст научной работы на тему «Программа лекционного курса “культурология”»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

H.В. Карташева

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

Программа лекционного курса "Культурология" адресована студентам III курса отделения лингвистики и межкультурной коммуникации и разработана в соответствии с требованиями ФГОС 3-го поколения. Курс призван дать студентам-лингвистам базисные знания теории и истории мировой культуры и сформировать активное личностное отношение к происходящим в современном обществе социокультурным процессам.

Ключевые слова: учебная программа, культурология, ФГОС-3, лингвистика.

The program of the lecture course Cultural Studies is designed for students of the Department of Linguistics and Intercultural Communication; it is developed in accordance with the Federal State Educational Standard (3rd generation). This course aims to introduce students to the theory and history of world cultures, and to form an active personal attitude to sociocultural processes in the modern society.

Key words: curriculum, cultural studies, FSES-3, linguistics.

I. Организационно-методический раздел

Цель введения дисциплины "Культурология" в учебную программу — дать студентам-лингвистам необходимые в их будущей профессиональной деятельности знания в области теории и истории культуры; выработать навык самостоятельного критического анализа явлений культуры, в том числе современной; сформировать представление о культуре как многоуровневой целостной системе, своеобразие которой определяется ее ценностным основанием.

Поставленная цель предопределила следующие задачи изучения дисциплины:

• познакомить с предметом и методом культурологической науки, содержанием основных понятий культурологии, с главными направлениями культурологической мысли;

• дать представление о главных исторических эпохах западноевропейской и русской культуры;

Карташева Наталья Валерьевна — канд. культурологии, доц. кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-495-734-00-70, e-mail: natkartasheva@gmail.com

• сформировать навыки грамотного осмысления историко-культурных процессов;

• содействовать развитию у студентов культуры научного мышления, в том числе умения самостоятельно мыслить и грамотно излагать свои суждения в устной и письменной форме;

• способствовать формированию у студентов уважительного отношения к историческому наследию.

Лекционный курс "Культурология" адресован студентам III курса отделения лингвистики и межкультурной коммуникации и входит в блок общепрофессиональных дисциплин базовой части образовательного стандарта. Общая трудоемкость дисциплины "Культурология" — 4 зачетные единицы (144 академ. ч.). Объем аудиторной работы (лекции) — 68 академ. ч., индивидуальной самостоятельной работы студентов — 76 академ. ч. Согласно учебному плану, формой промежуточной аттестации является экзамен (6-й семестр), кроме того, в 5-м семестре предусмотрен зачет. Специфика курса допускает вариативность форм промежуточной аттестации, например, вполне возможна творческая форма ее проведения — самостоятельный историко-культурный анализ предложенного преподавателем феномена либо оценка портфолио — комплекса индивидуальных творческих работ, сделанных студентом в течение семестра.

II. Структура и содержание курса

Тематический план и структура курса "Культурология"

№ п/п Наименование тем дисциплины Трудоемкость (в академ. ч.) по формам занятий Формы контроля

Аудиторная работа (лекции) Самостоятельная работа

1 Культурология: основные понятия 8 8 Терминологический диктант. Опрос

2 Функции культуры 8 8 Контрольная работа

3 Динамика культуры 8 12 Тест

4 Культурная картина мира. (Imago mundi) 8 10 Контрольная работа

5 Ключевые факторы формирования западноевропейской культурной парадигмы 10 8 Фронтальный опрос. Устный зачет

№ п/п Наименование тем дисциплины Трудоемкость (в академ. ч.) по формам занятий Формы контроля

Аудиторная работа (лекции) Самостоятельная работа

6 Трансформация картины мира в западноевропейской культуре Нового времени 8 10 Эссе

7 Своеобразие русской культурной картины мира 10 10 Домашняя письменная работа. Эссе

8 Современная мировая культура: основные тенденции развития 8 10 Фронтальный опрос

Итоговая аттестация Устный экзамен по билетам. Оценка портфолио

Содержание курса

Содержание дисциплины по разделам и темам

(аудиторная и самостоятельная работа)

Тема 1. Культурология: основные понятия

Множественность определений культуры. Происхождение термина "культура". Духовная и материальная культура. Социальная культура. Культура и природа (Cultura vs. Natura). Культура и общество. Культура и личность. Адаптационная концепция культуры. Артефакт. Объективная и субъективная определенность артефакта. Операциональный смысл. Культурные смыслы: знания, регуляти-вы, ценности. Понятие нормативности культуры.

Ценность как культурный смысл. Типология ценностей культуры М. Шелера. Иерархия ценностей в культурной суперсистеме. Ценностные доминанты в различных этнических культурах, субкультурах и контркультурах. Аксиологическая концепция культуры. Ценности в культуре общества. Идеология как сконструированная система ценностей. Целостность культуры. Механизмы формирования ценностных ориентиров личности. Идеал. Прикладная аксиология в современных культурных практиках.

Тема 2. Функции культуры

Адаптивная функция культуры. Знаковая, гносеологическая и информационная функции культуры. Изменение форм хранения

и передачи информации в истории культуры. Трансляционная и коммуникативная функции культуры. Интегративная функция культуры и понятие социальной идентичности.

Понятие нормативности и регулятивная функция культуры. Обычаи, мораль и право — три основные подсистемы нормативной системы культуры. Формы социальной регуляции поведения. Различные типы восприятия социумом девиантного поведения, понятие толерантности. Аномия как разрушение целостности нормативной культуры (Дюркгейм) и аномия как расхождение между ценностями и возможностями их достижения (Мертон). Ролевой конфликт. Межкультурный конфликт как противоречие нормативности различных культур. Нормативная асинхронность и культурный диссонанс в постсоветском обществе. Социализация.

Тема 3. Динамика культуры

Проблема изменчивости культуры и человека. Древнейшие объяснения культурных изменений, образы культурных героев. "Божественное знание" и "божественная воля" как объяснения динамики культуры.

Дж. Вико и его оригинальный взгляд на историю человечества. Просветительская концепция культурной динамики. Романтики о культуре. Эволюционная теория культуры. "Первобытная культура" Э. Тайлора и понятие "пережиток". Марксистское представление о культуре и причинах ее развития. Путь европейской культуры и отрицание прогресса в учении Ф. Ницше. Психоаналитическая концепция и вопрос культурной динамики. Теория архетипов К. Юнга.

Полиморфизм человеческой истории как основной тезис циви-лизационного направления в изучении динамики культуры. "Социокультурная динамика" Питирима Сорокина. Синергетическая парадигма современных исследований динамики культуры. Футурология Э. Тоффлера. "Третья волна" и проблемы адаптации.

Традиции и новации в культуре. Проблема культурных заимствований и культурных влияний.

Тема 4. Культурная картина мира (Imago mundi)

Ценности, пространство и время как ключевые категории культурной картины мира. Субъективность культурного пространства. Характеристики культурного пространства. "Переозначивание" пространства. Мифологические представления о пространстве. Миф о первотворении: космогонический, антропогонический, этиологический. Эсхатологический миф. Космос и Хаос. Ось мира — Axis mundi — и ее воплощения в различных исторических типах куль-

тур. Структурирование культурного пространства как выражение этнического мировосприятия.

Время как категория культуры. Вопрос о смысле жизни и преодоление страха смерти в различных исторических типах культур. Идея времени как код этнической ментальности. Мифологическое восприятие времени: единство мгновения и вечности. Образ "временного потока" как нераздельной цельности. Синхронизация биологического и социального времени в традиционных культурах. Циклическая модель времени в мировой культуре. Время и вечность в мифологии. Ритуал и праздник в культуре как способы сакрализации времени. Появление "чувства истории" в культуре Античности.

Тема 5. Ключевые факторы формирования западноевропейской

культурной парадигмы

Истоки западноевропейской культуры: варварская и христианская картины мира. Бинарность, иерархичность, универсализм, символизм, дидактизм, целостность культуры Средних веков. Лес как универсальный символ отношений человека и природы. Дискретность культурного пространства в Средневековье. Вертикальная модель пространства у Данте. Отражение динамики мировосприятия в храмовой архитектуре: раннехристианские, романские и готические храмы. Готика как пространственная модель зрелого Средневековья. "Развеществление камня", свет, цвет и пластика в пространстве готического храма.

Христианство и линейная модель времени. Образ времени в произведениях св. Августина. "Человек перед судом вечности" и появление идеи индивидуального времени в европейской культуре. Единство христианского мира. Возникновение европейских наций и проблема идентичности. Средневековые города и их значение в формировании западноевропейской цивилизации. Интеллектуальная культура Средневековья и возникновение европейской науки. Феномен книги в культуре Западной Европы.

Тема 6. Трансформация картины мира в западноевропейской

культуре Нового времени

"Век рационализма", научное мировоззрение и идея бесконечности пространства и времени. Эпоха Великих географических открытий и изменение структуры культурного пространства. Прямая перспектива в европейском искусстве Нового времени. Разрушение иерархичности мира. Интерпретация индивидуализма и антропоцентризма новой культуры в художественных стилях барокко, классицизма и романтизма.

Протестантская этика и сдвиг аксиологических доминант западноевропейской цивилизации. Десакрализация картины мира и

утрата представления о "Божественной вечности" в Новое время. Чувство конечности земного бытия и поиск смысла жизни в культуре ХХ в.

Тема 7. Своеобразие русской культурной картины мира

Пространство в русской культурной картине мира. Проблема реконструкции древнейших представлений о пространстве в русской культуре. Символика мирового древа. Збручский идол. Представление об иерархичности мира в Голубиной книге.

Своеобразие "русского пространства" и его отражение в русской языковой картине мира. Антитеза "свобода — воля". Соотношение природы и культуры в русской цивилизации. Срединное положение России между Востоком и Западом. Дискретность российского культурного пространства. Линия напряженности центр — периферия в русской истории. Центробежные и центростремительные силы российской цивилизации.

"Локальная мифология" русской культуры. Пути ее формирования. Образы провинции, Москвы и Санкт-Петербурга. "Священная география" русской культуры.

Своеобразие темпоральности русской культуры. "Почвенный" слой культуры: ритуальность, цикличность, органичная связь с природными ритмами, сакральность, традиционность. Христианизация русского земледельческого календаря. Концепция неравномерного развития и временной дискретности русской культуры. Основные периоды развития "идеи времени" в истории русской культуры. Попытка окончательной десакрализации времени и темпоральная политика советской власти. Футурология советской эпохи.

Тема 8. Современная мировая культура: основные тенденции

развития

Глобализация темпоральности, "вневременность мультимедийного гипертекста" (В.М. Межуев), виртуализация времени — приметы современной культуры, "покоряющей пространство и покоряемой временем". Постмодернистская концепция неструктурированного, однородного культурного пространства ("ризома"). Трансформация и "девальвация" идеи свободного времени от Античности к постмодерну.

Массовая и элитарная культуры. Постмодернистская парадигма в культуре. Глобализация и "глокализация" (дифференциация) культуры. Восток и Запад: нарастание противоречий или унификация благодаря прогрессу? Наследие традиционных культур в контексте глобальных проблем современности. Современная российская культура: проблемы, феномены, прогнозы.

Самостоятельная работа студентов

Значительный объем содержания курса предусматривает активную самостоятельную работу студентов. В начале каждой темы лектор рекомендует конкретные виды работы, основную и дополнительную литературу к теме. Изучение темы завершается контролем выполненной самостоятельной работы. В процессе изучения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

• Чтение и конспектирование рекомендованных научных и художественных текстов.

• Просмотр рекомендованных кинофильмов и их сравнительный анализ.

• Подготовка к терминологическому диктанту, контрольной работе, тесту, опросу по конспектам лекций и рекомендованным источникам.

• Анализ визуальных материалов.

• Творческая самостоятельная работа (предполагающая самостоятельную формулировку темы исследования и поиск материалов).

• Эссе на предложенную тему.

• Посещение музеев, в частности Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (залы "Европейское искусство Средних веков", "Европейское искусство XVII — начала XIX века" и "Искусство стран Европы и Америки XIX—XX веков") и Третьяковской галереи.

• Посещение концертов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (или прослушивание аудиозаписей).

• Домашняя письменная работа и другие виды самостоятельной работы.

III. Учебно-методический раздел

Требования к уровню освоения содержания курса

По окончании курса студент должен:

• иметь представление об объекте, предмете, основных задачах и методах науки культурологии;

• владеть культурологическими понятиями и терминами, используемыми в курсе (такими, как культура, цивилизация, культурные смыслы, артефакт, аксиология культуры, регулятивы, ценности, идеал, норма, идеология; адаптивная, знаковая, гносеологическая, информационная, интегративная, трансляционная и коммуникативная функции культуры; миф, эсхатология, культурная картина мира, хронотоп, темпоральность; динамика культуры, традиция, новация,

прогресс, архетип; художественный стиль, классицизм, романтизм, барокко, модернизм, постмодернизм, массовая культура, глобализация и др.);

• иметь четкое представление о культуре как целостной системе; ее основных элементах и функциях;

• уметь выявлять сущностные связи между ценностным ядром культуры и ее периферийными феноменами;

• знать основные теории динамики культуры и уметь соотносить их с важнейшими явлениями культуры современности;

• ориентироваться в наиболее существенных тенденциях современной глобальной культуры и быть способным сформулировать собственное отношение к актуальным явлениям жизни российского общества.

Образовательные технологии

Основными образовательными технологиями являются: установочная лекция, проблемная лекция, лекция-беседа. Отдельные лекции курса сопровождаются визуальным рядом (компьютерные презентации, показ видеофрагментов, иллюстраций). Текущая проверка знаний студентов осуществляется с помощью небольших контрольных работ, фронтальных опросов, творческих работ различных жанров, выборочной проверки конспектов. Основные формы самостоятельной работы студентов: анализ и конспектирование рекомендованных научных текстов; просмотр видеоматериалов, рекомендованных преподавателем; написание творческих работ (эссе); самостоятельный поиск и анализ материалов по теме в музеях и других учреждениях культуры; ведение дневника.

Примерные задания для проведения текущей аттестации

1. Примерный список терминов для терминологического диктанта

Артефакт, культурный смысл, знания, регулятивы, ценности, идеал, эстетические ценности, гносеологические, религиозные, морально-правовые ценности, иерархия ценностей, аксиология, культурные нормы, материальная культура, духовная культура, хронотоп культуры, миф, культурная картина мира, ритуал, традиция, новации, мимесис.

2. Примерный список тем контрольных работ

Нормативно-регуляционная функция культуры.

Социализация: этапы и культурные факторы.

Концепции аномии.

Социальная регуляция поведения индивида и культурные предпосылки толерантности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формы хранения информации в истории культуры. Основные характеристики пространства в культуре. "Переозначивание" пространства в русской истории. Мифы о первотворении как универсальные модели культуры. Праздник как феномен темпоральности культуры. Мифологические модели пространства.

Пространственные образы в западноевропейском искусстве Средних веков.

Глобализация и локализация в современной культуре. Основные характеристики массовой культуры.

3. Примерный список тем эссе

Пространственный образ в западноевропейской культуре Нового времени (на материале конкретных произведений живописи или литературы).

Восприятие времени в искусстве барокко (классицизма, романтизма) (на материале конкретного музыкального или архитектурного произведения). Мое место в России. Восток и Запад в русской культуре. Символы стихий в эволюции культуры. Отношение к смерти в разных культурных эпохах. Виртуальное культурное пространство как явление современной культуры.

Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации

1. Происхождение термина "культура".

2. Аксиологический и антропологический подходы к изучению культуры.

3. Культура и природа: подход к проблеме в культурологических учениях представителей разных школ и направлений.

4. Культура как "историческая память" этноса.

5. Культура как основа социализации.

6. Предмет и задачи культурологии как науки.

7. Адаптационная концепция культуры. Понятие "артефакт".

8. Культурные смыслы: знания, регулятивы, ценности.

9. Различные классификации ценностей культуры.

10. Механизмы формирования ценностных ориентиров личности.

11. Аксиологическая концепция культуры.

12. Ценности в культуре общества.

13. Культурная картина мира (Imago mundi). Основные категории культурной картины мира.

14. Характеристики культурного пространства.

15. Мифологические представления о пространстве: миф о пер-вотворении и эсхатологический миф.

16. Мифологические представления о пространстве: Ось мира (Axis mundi). Структурирование пространства. Образ Мирового древа в традиционных культурах народов мира.

17. Основные характеристики средневековой картины мира.

18. Дискретность пространства в средневековой картине мира. Образы леса в мировой культуре.

19. Пространственные модели пространства зрелого Средневековья.

20. Трансформация пространственных представлений в западноевропейской культуре Нового времени.

21. Пространство в русской культурной картине мира.

22. "Локальная мифология" русской культуры. Пути ее формирования.

23. Образы русской провинции. Русская усадьба как художественный и социальный хронотоп.

24. Образ столичного града в русской культуре. "Петербургский миф".

25. Образы Урала и Сибири в русском культурном сознании.

26. "Священная география" русской культуры.

27. Время как категория культуры. Вопрос о смысле жизни и преодоление страха смерти в различных исторических типах культур.

28. Циклическая и линейная модели времени в мировой культуре.

29. Время и вечность в мифологии и религии.

30. Ритуал и праздник в культуре как способы сакрализации времени.

31. Основные этапы развития "идеи времени" в русской культуре.

32. Динамика культуры. Проблема изменчивости культуры и человека в культурах Древнего мира.

33. Классическая модель культуры в трудах просветителей. Романтическая философия культуры (Шиллер, Шлегель, Шеллинг).

34. Многозначность понятия "цивилизация". Европоцентризм.

35. Линейные и нелинейные подходы к истории культуры. Понятие прогресса в различных культурологических концепциях.

36. Концепция культурной динамики Дж. Вико.

37. Путь европейской культуры и отрицание прогресса в учении Ф. Ницше. Дионисийское и аполлоническое начала в культуре.

38. Психоаналитическая концепция и вопрос культурной динамики. Теория архетипов К. Юнга.

39. Позитивистское понимание культуры. Эволюционизм. Это-логическая школа в культурологии (К. Лоренц).

40. Цивилизационные теории культуры. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

41. Философия жизни и "Закат Европы" О. Шпенглера.

42. Механизм зарождения и развития цивилизаций по А. Тойнби. Роль творческой элиты в цивилизационной динамике. Понятие "мимесис".

43. "Социокультурная динамика" Питирима Сорокина.

44. Футурология Э. Тоффлера. "Третья волна" и проблемы адаптации.

45. Феномен массовой культуры.

46. Современная мировая культура: процессы глобализации и локализации.

Рекомендуемая литература

Базовые учебники и справочная литература

Шишова Н.В. и др. История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. Культурология. XX век: Антология. М., 1995. Культурология. ХХ век: Словарь. СПб., 1997. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М., 2003.

Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие. М., 2012. Ващенко А.В. Суд Париса: сравнительная мифология в культуре и цивилизации. М., 2008. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М., 2006. Фатющенко В.И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций. М., 2009.

Дополнительная литература

Русская идея / Сост. и автор вступит. статьи М.А. Маслин. М., 1992. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—

XVIII вв. Т. 1—3. М., 1986—1988. Бычков В.В. Эстетика. М., 2004.

Горин Д.Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации. М., 2003.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. М., 2007.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991. Осборн Р. Цивилизация. М., 2008. Тойнби А. Постижение истории. М., 2008. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2006.

Интернет-ресурсы

www.gumer.info — библиотека Гумер — гуманитарные науки. www.hist.msu.ru/ER/ — библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. www.culture.ru — портал культурного наследия России. www.culturemap.ru — проект "Культура регионов России". www.feb-web.ru — фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.