Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ДИАГНОСТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
566
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

В статье представлены актуальные вопросы диагностики деструктивного поведения как самостоятельного психологического феномена. Проведен анализ тестов и опросников на предмет изучения разрушающего поведения. Доказано, что существующие в настоящее время психодиагностические инструменты не могут объективно оценить степень выраженности деструктивного поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIAGNOSIS OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR: PROBLEM STATEMENT

The article presents acute issues of the diagnosis of destructive behavior as an independent psychological phenomenon. The analysis of tests and questionnaires studying destructive behavior was carried out. It was proved that currently existing psychodiagnostic tools cannot objectively assess how prominent the destructive behavior of a person is.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

УДК 159.99

Н. А. Самойлик

ДИАГНОСТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье представлены актуальные вопросы диагностики деструктивного поведения как самостоятельного психологического феномена. Проведен анализ тестов и опросников на предмет изучения разрушающего поведения. Доказано, что существующие в настоящее время психодиагностические инструменты не могут объективно оценить степень выраженности деструктивного поведения личности.

Ключевые слова: деструктивное поведение; виды деструктивного поведения; психологическая диагностика; психометрические характеристики.

Для цитирования: Самойлик Н. А. Диагностика деструктивного поведения: постановка проблемы // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 1 (21). С. 80-86.

N. А. Samoylik

THE DIAGNOSIS OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR: PROBLEM STATEMENT

The article presents acute issues of the diagnosis of destructive behavior as an independent psychological phenomenon. The analysis of tests and questionnaires studying destructive behavior was carried out. It was proved that currently existing psychodiagnostic tools cannot objectively assess how prominent the destructive behavior of a person is.

Keywords: destructive behavior; types of destructive behavior; psychological diagnostics; psychometric characteristics.

For citation: Samoylik N. А. The diagnosis of destructive behavior: problem statement. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2023, no. 1 (21), p. 80-86.

© Самойлик Н. А., 2023 © Samoylik N. А., 2023

Необходимость детального изучения деструктивного поведения в современных условиях обусловлено, с одной стороны, его разнообразием, проявлением и способами индивидуальной и групповой реализации, но с другой, постоянно увеличивающейся количественной динамикой, как среди молодежи, так и в группе лиц старшего поколения. Так, например, по данным ВОЗ, в 2019 г. Россия заняла девятое место по количеству суицидов как наиболее яркой форме деструктивного поведения (25,1 на 100 тыс. человек) [6]. Тревожная тенденция связана и с суицидами среди несовершеннолетних. В докладе уполномоченного по правам ребенка в РФ М. А. Львовой-Беловой за 2021 г. показано, что «число детских самоубийств возросло на 37,4 % по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая» [1]. Очевидно, что на проявление разрушающих потребностей личности оказывает влияние целый комплекс внешних и внутренних факторов, связанных с личностными, социальными и иными аспектами. Однако проблема объективной диагностики степени проявления и риска реализации деструктивных тенденций до настоящего времени в научной литературе остается открытой.

Традиционно в практике научных исследований вопросы диагностики деструктивного поведения рассматриваются в содержании отклоняющегося поведения, которое является более широким и характеризует все виды девиаций. С целью изучения отклоняющегося поведения в практике психологической работы зачастую используются следующие методики: опросник склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел), методика «Девиант-ное поведение» (М. Ю. Колосницына, Е. А. Кадацкая, Е. А. Кадацкая,

Л. Г. Алифанова), методика диагностики склонности к девиантному поведению (Э. В. Леус, А. Г. Соловьев). Рассмотрим каждую из обозначенных методик на предмет возможного анализа деструктивного поведения.

Целью опросника склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) является изучение психологической готовности к реализации различных форм отклоняющегося поведения [5]. Методика содержит шкалу склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, отражающую формы аутоагрессивного поведения, связанные с низким осмыслением значимости собственной жизни, склонности к рискованному поведению и лидированию потребности в острых ощущениях. Точность результатов исследовательской процедуры достигается за счет применения коэффициента коррекции фактора специальной желательности, определенного отдельно по каждой шкале опросника, а также дифференциацией испытуемых по половому признаку при обработке данных. Следует заметить, что шкалы методики косвенно позволяют проанализировать и потребность респондентов к другим видам деструктивного поведения (например, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, делин-квентное поведение). Однако целостного представления о содержании деструктивного поведения методика не позволяет сформировать по нескольким причинам. Во-первых, основной целью диагностики является исследование потребности в отклоняющемся поведении, формы которого более обширны, чем заявленные в методике шкалы. Во-вторых, присутствие в опроснике одной шкалы, предполагающей анализ выраженности деструктивного поведения, не дает полного

представления о данном виде поведения и степени его выраженности у конкретного человека.

Методика «Девиантное поведение», разработанная коллективом авторов под руководством М. Ю. Колос-ницыной, ориентирована на выявление склонности к различным типам девиаций (патохарактерологическая, делин-квентная, аддиктивная, аутоагрессив-ная, аутодеструктивная) [2]. Шкала аутодеструктивной девиации (AUDD) демонстрирует дестабилизацию личностной активности, детерминированную необоснованной склонностью к риску и потребности к реализации разрушительного поведения. Авторами доказаны психометрические характеристики теста, в том числе валидность и надежность. Тем не менее, содержание вопросов данной шкалы не дает объективного представления об изучаемом явлении, хотя заявленные в тесте диагностические шкалы отражают отдельные формы проявления деструктивного поведения. Кроме того, в описании методики не представлена информация относительно целевой аудитории исследования, что затрудняет ее использование в практике психологов.

«Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (Э. В. Леус, А. Г. Соловьев) предполагает рассмотрение одной из форм диагностики самоповреждающего поведения в структуре отклоняющихся действий [4]. В блоке, анализирующем самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение, рассматривается мотивация на причинение себе боли и/или физического вреда как сознательного отказа человека от жизни. Однако применение опросника, по мнению авторов, в диагностических целях наиболее эффективно на выборке подростков, что позволяет говорить о ее существенной ограниченности. Также в методике представлены шкалы, диагностирующие выраженность аддиктивного и агрессивного поведения как отдельных видов девиантного поведения.

Кроме данных методик можно выделить такие, которые направлены на исследование отдельных видов деструктивного поведения. В качестве наиболее встречающихся видов разрушающего поведения в научной литературе выступают суицидальное и агрессивное поведение (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики методик, изучающих суицидальное и агрессивное поведение

Название методики Автор(ы) Цель диагностики Целевая аудитория

Диагностика суицидального риска

Опросник суицидального риска Модификация Т. Н. Разувае-вой Уровень сформирован-ности суицидальных намерений с целью предупреждения попыток самоубийства Возрастной период с 8 до 11 лет

Карта риска суицида Модификация Л. Б. Шнейдер Степень выраженности факторов риска суицидального поведения Подростковый период

Ваши суицидальные наклонности З. Королева Определение суицидальных наклонностей субъекта Не указан

Диагностика суицидального поведения подростков Модификация опросника Г. Айзенка Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющих на формирование суицидальных наклонностей Подростковый период

Психодиагностика суицидальных намерений» у детей (ПСН «В») В. Войцех, A. А. Кучер, B. П. Костю- кевич Изучение аутоагрессив-ных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения Подростковый период

Опросник суицидального риска («ОСР») А. Г. Шмелев, И. Ю. Белякова Диагностика суицидального риска, выявление уровня сформи-рованности суицидальных намерений Подростковый период

Диагностика «СР-45» П. И. Юнацке-вич Выявление склонности к суицидальным реакциям и констатация начального уровня развития склонности личности к суициду Не указана

Диагностика агрессивного поведения

Опросник враждебности А. Басс, Э. Дарки Изучение уровня видов агрессивности и видов враждебности Зрелый период

Тест эмоций Г. В. Резапки-на Исследование уровня проявления форм агрессии (физическая, косвенная, вербальная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, чувство вины) Подростковый период

Опросник диагностики агрессии А. Басс, М. Перри Диагностика склонности к агрессии Не указана, однако стандартизация проведена на выборке подростков

Виды агрессивности Л. Г. Почебут Анализ выраженности видов агрессивного поведения Не указана

Личностная агрессивность и конфликтность Е. П. Ильин Выявление склонности к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик Не указана

Представленный в таблице 1 перечень методик, диагностирующих отдельные виды деструктивного поведения, является далеко не исчерпывающим. Кроме обозначенных выше, к видам разрушающей мотивации личности Ц. П. Короленко и Т. А. Донских также относят конформистское, нарциссиче-ское, фанатическое и аутическое поведение [3]. Тем не менее, тестовых материалов для изучения данных видов деструктивного поведения как целостного психологического явления в литературе не встречается.

Таким образом, анализ методик показал, что их использование в практической деятельности психологов имеет достаточно узконаправленный характер, обусловленный отсутствием единого подхода к определению и содержанию деструктивного поведения как самостоятельного психологического феномена. Кроме того, диагностический потенциал методик в полном объ-

еме может быть реализован на ограниченной выборке респондентов подросткового и юношеского периодов. Очевидно, что такой подход обусловлен наиболее выраженным проявлением данного вида поведения именно в этих возрастных периодах. Не менее существенным фактором, не позволяющим активно применять обозначенные выше методики, является отсутствие доказательной базы относительно валидности и надежности диагностического инструментария. Перечисленные недостатки в большей степени способствуют актуализации проблемы создания методики, отвечающей требованиям изучения деструктивного поведения как целостного явления, а не его отдельных форм, с одной стороны, и доказанным психометрическим характеристикам, с другой.

Для решения обозначенной проблемы необходимо, во-первых, определить содержание теоретического

конструкта феномена деструктивного шантажного поведения и деструктив-поведения как самостоятельного пси- ного поведения личности. хологического феномена. Во-вторых, Подводя итоги, следует отметить, операционализировать категорию «де- что психологическая диагностика деструктивное поведение» с точки зрения структивного поведения в настоящее ее комплексного и объективного изу- время является актуальной и значимой чения. В-третьих, разработать диагно- проблемой, решение которой предпо-стический инструмент для анализа де- лагает создание валидной и надежной структивного поведения, направлен- методики, позволяющей оценить изу-ный на определение степени выражен- чаемый феномен как самостоятельную ности данного вида поведения, а не ис- категорию. Подобная работа должна следования отдельных его сторон и быть планомерной, поэтапной и осно-проявлений. В-четвертых, предложить вываться на ведущих научных подхо-дефиниции демонстративно- дах к характеристике содержания и

структуры деструктивного поведения.

Литература

1. В России выросло число детских суицидов и их попыток // РБК: новости дня в России и в мире. — URL: https://www.rbc.ru/society/07/07/2022/62c594289a7947eece23ead6 (дата обращения: 13.02.2023).

2. Колосницына М. Ю. Диагностика девиантного поведения / М. Ю. Колосницына, Г. С. Зайцев, Е. А. Кадацкая, Л. Г. Алифанова // Акмео-логия. — 2010. — № 3 (35). — С. 10-16.

3. Короленко Ц. П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. — Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1990. — 222 с.

4. Леус Э. В. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних / Э. В. Ле-ус, А. Г. Соловьев, П. И. Сидоров // Вестник ЧГПУ. — 2012. — № 9. — URL: http://cyberieninka.m/artide/n/diagnostika-deviantogo-povedeniyanesovershennoletnih (дата обращения: 13.02.2023).

5. Орел А. Н. Определение склонности к отклоняющемуся поведению // Клей-берг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. — Москва: Сфера, 2004. — С. 141-154.

6. Уровень самоубийств по странам в 2019 году // URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.8fce7ac8-6382dc05-929e84b0 (дата обращения: 13.02.2023).

Сведения об авторе

Наталья Анатольевна Самойлик: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: nat-samojlik@yandex.ru

Information about the author

Natalya A. Samoylik: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), head of the Chair of the Penal Psychology and Penal Pedagogics candidate of psychological sciences. E-mail: nat-samojlik@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.