Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВЫХ СООБЩЕСТВАХ'

ДИАГНОСТИКА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВЫХ СООБЩЕСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ / ПОДРОСТКОВЫЕ СООБЩЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / ПРОГРАММА ПРЕВЕНЦИИ БУЛЛИНГА / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭМПАТИЯ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тонкаева Мария Андреевна

В статье представлено обоснование актуальности проблемы школьного буллинга. Перед специалистами образовательной организации стоит сложная задача выявления буллинга, для ее решения необходимо обеспечить психологический комфорт и безопасность образовательной среды. В статье рассматривается практика применения и значимости создания программы превенции буллинга в подростковых сообществах на примере МБОУ «СОШ № 16» г. Новосибирска. Автор делится опытом работы и диагностикой буллинга в подростковых сообществах, необходимостью реализации программы превенции буллинга в подростковых сообществах. В статье представлены эффективные методики, позволяющие выявить буллинг среди подростков. По мнению автора, следует своевременно выявлять риск развития буллинга в школе, для этого необходимо внедрить программу, которая поможет создать и раскрыть ситуации коллективного эмоционального переживания своих действий при наблюдении школьного буллинга; включить социально-значимые качества личности в структуру ценностей подростков, научить несовершеннолетних проводить рефлексию собственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF BULLYING IN ADOLESCENT COMMUNITIES

The article presents the rationale for the relevance of the problem of school bullying. The specialists of an educational organization are faced with the difficult task of identifying bullying; in order to solve it, it is necessary to ensure psychological comfort and safety of the educational environment. The article discusses the practice of applying and the importance of creating a bullying prevention program in teenage communities on the example of MBOU “Secondary School No. 16” in Novosibirsk. The author shares his experience of working and diagnosing bullying in teenage communities, the need to implement a program to prevent bullying in teenage communities. The article presents effective methods to identify bullying among adolescents. According to the author, the risk of bullying at school should be identified in a timely manner, for this it is necessary to introduce a program that will help create and reveal situations of collective emotional experience of one’s actions when observing school bullying; include socially significant personality traits in the structure of adolescent values, teach minors to reflect on their own behavior.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВЫХ СООБЩЕСТВАХ»

Диагностика буллинга в подростковых сообществах

Тонкаева Мария Андреевна,

аспирант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» E-mail: tonkaevam@mail.ru

В статье представлено обоснование актуальности проблемы школьного буллинга. Перед специалистами образовательной организации стоит сложная задача выявления буллинга, для ее решения необходимо обеспечить психологический комфорт и безопасность образовательной среды. В статье рассматривается практика применения и значимости создания программы превенции буллинга в подростковых сообществах на примере МБОУ «СОШ № 16» г. Новосибирска. Автор делится опытом работы и диагностикой буллинга в подростковых сообществах, необходимостью реализации программы превенции буллинга в подростковых сообществах. В статье представлены эффективные методики, позволяющие выявить буллинг среди подростков. По мнению автора, следует своевременно выявлять риск развития буллинга в школе, для этого необходимо внедрить программу, которая поможет создать и раскрыть ситуации коллективного эмоционального переживания своих действий при наблюдении школьного буллинга; включить социально-значимые качества личности в структуру ценностей подростков, научить несовершеннолетних проводить рефлексию собственного поведения.

Ключевые слова: школьный буллинг; подростковые сообщества, личность, программа превенции буллинга, агрессивное поведение, эмоциональная эмпатия, уровень тревожности.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» в России выросли требования к контролю к таким антиобщественным действиям, как: преследование, издевательство над ребенком со стороны сверстников, распространение порочащей информации в социальных сетях, так же размещение в сети Интернет видеороликов, в которых присутствуют сцены избиваний, пыток и других насильственных действия в отношении несовершеннолетних. Профилактика насилия в школьной среде уже давно является предметом законодательных процедур в других странах. Оценка этого опыта является важной частью и для российской науки, особенно это связанно с предотвращением и управлением неблагоприятных явлениями и проблемами.

С 20 веке в печати начали появляться первые работы, посвященные теме насилия и травли. Д. Олвеус [10], Е. Роланд, П.П. Хайнеманн, А. Пи-кас - ученые, которые впервые серьезно обратили внимание и провели исследования по данной проблеме. После чего этой проблемой заинтересовались ученые из Великобритании, такие как: Д. Лэен [5], В. Ортоа и др. В дальнейшем этой проблемой стали интересоваться многие страны, большое внимание буллингу стало уделяться за рубежом, после чего было создано множество эффективных программ предотвращения буллинга, которые хорошо себя зарекомендовали.

Буллинг в переводе с английского языка означает травля. В англоязычных странах и русскоговорящих стали преимущественно использовать термин «буллинг». Буллинг отличается от размолвки или травли тем, что это процесс целенаправленного и продолжительного насилия над человеком или группой людей. Участники такого процесса не могут защищаться и часто не по своей воли взаимодействуют в одной социальной группе. Буллинг включает словесную атаку (например, обзывание, угрозы), физическое взаимодействие (например, драка, нанесение ущерба имуществу жертвы) и реляционная (социальная) агрессия (социальное отчуждение, слухи, сплетни). Вокруг буллинга существует много противоречивых суждений, поэтому до сих пор нет общепризнанного определения.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что подростки учатся травли и насилию, если бы они не видели модель жестокого обращения среди окружающих, в СМИ или в интернете, то масштаб буллин-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

га был бы намного меньше. Так же хотелось бы отметить, что агрессивность и насилие для большинства подростков является формой реагирования на трудную жизненную ситуацию и становится устойчивой чертой личности, которая выражается в готовности причинить насилие другому человеку. Подросток благодаря агрессивности проживает кризисные моменты своего возраста. В подростковом возрасте агрессия в большинстве случаев служит защитной реакцией ребенка, тем самым подросток защищает свои права, говорит о своем стремлении стать взрослым, настаивает на уважительном отношение к себе, в тоже время такое поведение подростком, может указывать на то, что подростку трудно и он не может своими силами справится с образовавшимися возрастными трудностями. На данный момент существует множество причин, которые провоцируют агрессивное поведение у подростков.

По мнению Л.С. Выготского для подросткового возраста характерно формирование дифференцированной самооценки, освоение социальных ролей, выработка нравственных принципов и регуляция нормативного поведения [2, с. 11]. В своих исследованиях он говорит, что подростковый возраст характеризуется периодом огромного подъема в жизни несовершеннолетнего, как период высших синтезов, совершающихся в личности [2, с. 257]. По его мнению, подростковые сообщества оказываются настолько притягательными, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Механизм формирования привлекательности сообщества имеет специфику в зависимости от возраста и условий, в которых возникают отношения взаимной привязанности [4, с. 118]. Кризис подросткового возраста в большинстве случаев сопровождается бунтом, в отношении правил со старого взрослого подростки реагирует негативно. В связи с этим они не могут проявить агрессию в сторону взрослого человека, но могут спроецировать свою агрессию по отношению сверстника, который нередко оказывается на много слабее.

Для подростков процесс возникновения бул-линга индивидуален и уникален. По мнению О. Маланцевой, психологу и социальному педагогу в школе нужно рассматривать и уделять внимание каждому случаю отдельно, это связано с тем, что проблемы в ходе общения, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в подростковом возрасте - индивидуальны [6, с. 90].

Подростковое сообщество в жизнедеятельности школы способно обеспечить развитие, как подростковых сообществ, так и личности ребенка.

Для успешной превенции буллинга в подростковых сообществах жизнедеятельности школы в нашем исследовании необходимо обратить внимание на то, что подростковое сообщество долж-5 но иметь четкие представления об имеющихся ре-5 сурсах (внутренних, внешних; потенциальных, ре-£3 альных), которые могут быть использованы для еЗ борьбы с буллингом в подростковых сообществах ав жизнедеятельности школы, так же не мало важно

уделять внимание жизнедеятельности школы, она должна стать привлекательной для подростковых сообществ: являться красочной, психологической, насыщенной увлекательными мероприятиями, нестандартной; а также упорядоченной, но в тоже время хаотичной;классической и новаторской; обладать зонами независимости, внимания и заботы/

В настоящее время подростковые сообщества становятся все более изменчивыми. Представление о дружбе со временем уходит на второй план, у современных детей дружба ассоциируется с «общением». В основном сейчас подростки, совершая субкультурный выбор обращают внимание на понравившийся им стиль, а не их идеология, принадлежность к какой-либо субкультуре или группе становится не поиском себя, а потреблением готовой оригинальности, развлечением. Во многом поступки и ценности подростка формируются диапазоном услуг всемирного рынка, который давно уже навязывает ему не только товары и услуги, но и готовые имиджи, тиражируемые через масс-медиа. В случае если ребенок устанавливает партнерские взаимоотношения (А.П. Панфилова [8]), вовлекается в волонтерское движение (Е.В. Богданова [1]), присоединяется к разработке и реализации социальных проектов (А.С. Прутчен-ков [9]), принимает участие в деятельности детских общественных организаций (А.Г. Кирпичник [3]), в таком случае превенция буллинга в подростковых сообществах в жизнедеятельности школы носит индивидуальную расцветку и происходит интенсивнее. Все это дает возможность нам говорить, что в подростковые годы самое время для превенции буллинга в жизнедеятельности школы.

Эффективной предпосылкой помощи подростку, подверженному школьному буллингу может являться грамотная и основательная диагностика. Это поможет углубиться и правильно понять ситуацию каждого, отдельного ребенка. Школьный буллинг очень сложное и многогранное явление, который трудно диагностировать.

Диагностика реализуется в комплексном взаимодействии, важно прийти к общему виденью проблемы и найти пути их преодоления. Для нас важно, как можно точно определить количество подростков, которые подвержены школьного булиин-га, а также выявить уровень запущенности, чтобы помочь ребенку и его семье быстрей справится с трудностями, которые они испытывают на данный момент.

Опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов: 1 этап - Констатирующий: на данном этапе осуществляется диагностика выявления подростков, которые подвергнуты школьному буллингу; 2 этап - формирующий: на данном этапе в экспериментальной группе идет разработка и внедрение программы с учетом следующих педагогических условий: создание благоприятного климат в коллективе; проработка с подростками стратегии поведения в ситуации школьного буллинга; 3 этап - контрольный: на данном этапе

проходит анализ опытно-экспериментальной работы, мы смотрим динамику превенции буллинга в подростковых сообществах, проводится сравнительный анализ между экспериментальной и контрольной группой.

Наша опытно-экспериментальная работа направлена на выявление педагогических условий, обеспечивающих успешную превенцию буллинга в подростковых сообществах и была организована в течение 2020-2023 учебного года.

Базой исследования стали образовательные организации: МБОУ СОШ № 16, МБОУ СОШ № 75 г. Новосибирска.

Нами была выбрана база 16 школы, как экспериментальная площадка в связи с тем, что автор исследования работал в этой школе социальным педагогом. А выбор контрольной группы из учащихся подросткового возраста, которая располагается на базе школы № 75, был выбран в связи с тем, что она располагается рядом и находится в одном районе со школой № 16. Обе школы находятся в приблизительно одинаковом социальном окружении, на основание чего, на констатирующем этапе мы получим эмпирические материалы в схожих условиях.

Сравнение результатов о выявлении школьного буллинга среди подростков школы № 75 и экспериментальной группы школы № 16 позволят нам доказать, что специально созданные педагогические условия играют решающую роль в обеспечение успешной превенции буллинга в подростковых сообществах.

Для того чтобы исключить влияние на развитие школьного буллинга среди подростков в образовательной среде, предполагается проанализировать динамику основных показателей на этапе диагностики в сравнении учеников 6-8 классов. В данном случае сосредоточимся на эмпирических данных, полученных среди учащихся школы

Таблица 1. Диагностика буллинга в подростковых сообществах

№ 16, где впоследствии будет проходить эксперимент. Диапазон в 2 года обусловлен тем, что программа опытно-экспериментальной работы обусловлена на это время.

С целью выявления педагогических условий, обеспечивающих успешное превенции буллинга в подростковых сообществах, нами было проведено исследование на МБОУ СОШ № 16 г. Новосибирска. В исследовании приняли участие 154 респондентов в возрасте с 12-14 лет. Для выявления подростков, подвергнувшихся школьному буллин-гу нами, были использованы 2 методики (таблица 1) [7, с. 148], которые подобраны под один из критериев успешной превенции буллинга в подростковых сообществах. А также включенное наблюдение, целью которого было определить поведенческие реакции подростков подверженных школьному буллингу.

Для нашего исследования важно выделить, что диагностика применяется в двух формах: индивидуальная и групповая. При индивидуальной психолог или социальный педагог работает с ребенком без посторонних лиц, это удобно тем, что ребенку легче раскрыться, а специалистам снять с него психологический барьер, так же внимание специалиста направлено только на одного ребенка, что очень важно. При групповой диагностике психолог или социальный педагог работает с группой детей, которые при диагностике взаимодействуют не только с ним, но так, же и между собой, это способствует решению межличностных отношений, но с другой стороны может повлиять на результат диагностики. В рамках нашего исследования преобладают групповые диагностики.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы (сентябрь-декабрь 2020 г.) нами были обследованы 154 учащихся 6-8 классов МБОУ СОШ № 16, 152 учащихся 6-8 классов МБОУ СОШ № 75.

Критерий Методика Цель методики Педагогическое условие Показатели

Эмоциона льная эмпатия Методика эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна методика позволяет выявить, насколько подростки осознанно сопереживают текущему эмоциональному состоянию другого человека проработка с подростками стратегии поведения в ситуации школьного буллинга - не способность к подражанию; - не умение поддержать другого человека; - не реагирование на эмоции другого человека.

Уровень тревожности Тест школьной тревожности А. Фил-липса Методика позволяет изучить уровень и характер тревожности создание благоприятного климата в коллективе - высокий уровень тревожности - стресс, дискомфорт, напряжение - боязнь неудачи - чувство беспокойства

Для выявления подростков подверженных школьному буллингу нами была проведена методика эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна. Для нашего исследования было важно выявить, насколько подростки осознанно сопереживают текущему эмоциональному состоянию другого человека. Как показывают исследования, эмоциональная эмпатия связанна с общим состоянием здоровья человека, его социаль-

ной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми. Также для нашего исследования важно узнать может ли подросток испытывать эмпанию, так как она находится в обратной связи с агрессивностью и склонностью к насилию, человек с высоким уровнем эмпатии покладист, уступчив, готов прощать других. По нашему мнению, умение сопереживать другим людям - ценное качество, которое должно быть

о с

и

со

в каждом подростке. Несовершеннолетним желательно развивать в себе эмпатию, так как она сопровождается личностным ростом. Чтобы развить навыки эмпатии, нам необходимо улучшить у подростков навыки общения, особенно способность, слышать, изменять, отражать и улучшать свои эмоции. В этом нам может помочь тренинг ассертивности, так же очень полезна сенсорная гимнастика. Эмпатии проявляется в желании оказать помощь и поддержку. Такое отношение к людям означает развитие индивидуальных человеческих ценностей, без чего полная самореализация невозможна.

Вначале опытно-экспериментальной работы нами были обследованы: экспериментальная группа, состоящая из 154 учеников 6-8 классов МБОУ СОШ № 16; контрольная группа, состоящая из 152 учеников 6-8 классов МБОу СОШ № 75. Проведя методику «Эмоциональная эмпатия» А. Мехраби-ана и М. Эпштейна, мы получили следующие данные (рисунок 1).

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Высокий уровень Средний уровень с Средний уроь к высокому

Средний уровень с к низкому

Рис. 1. Диагностика буллинга в подростковых сообществах по опроснику «Эмоциональная эмпатия» А. Мехрабиана и М. Эпштейна

В 6-8 классах ни у одного ученика нет высокого уровня эмоциональной эмпатии. По результатам данной диагностики мы можем предположить, что такие показатели характеризуют учеников 6-8 классов с низким и среднем уровнях эмоциональной эмпатии, как подростков, у которых в малой степени развиты способности к пониманию чувств другого человека, так же у них нет или слабо развиты умения такие как: сопереживание и сочувствие. Выявленные нами подростки не способны создать атмосферу, в которой присутствует открытость и доверие, что является препятствием для проявления эмпатии в коллективе. Так же можно предположить, что подростки стремятся избегать личных контактов, по их мнению, неуместно проявлять интерес к другим личностям. Так же для них характерно спокойно относится к переживаниям и проблемам окружающих их людей, что в итоге способствует низкому уровню эмоциональной эмпатии.

Следующие на что мы хотели бы обратить внимание - это анализ результатов теста школьной тревожности А. Филлипса (рисунок 2). Этот тест помог нам изучить и выявить уровень и характер тревожности среди подростков 6-8 классов.

На рисунке 2 представлены результаты полученных нами данных на выявления уровня тревожности среди подростков 7-х классов. Как можно

заменить у подростков экспериментальной группы у 84 человек и у 80 человек контрольной группы высокий уровень тревожности. Для этих подростков окружающая среда заключает в себе угрозу и опасность. Так же высокий уровень тревожности создает угрозу психологическому здоровью личности, что отрицательно влияет на результаты различной деятельности подростков. У 51 человека опрошенных подростков экспериментальной группы и 49 человека контрольной группы средний уровень тревожности. Для таких подростков характерно не воспринимать окружающую среду и каждую в ней возникающую ситуацию, как угрожающую для себя, так же им не страшны трудности, которые они встречают на своем пути в социальной среде, но они могут испытывать чувство тревоги, но в большинстве случаев оно не значительно. У остальных 19 человек экспериментальной группы и у 23 человек контрольной группы низкий уровень тревожности, что говорит нам о том, что подросток уверен в своих силах, в нет нервозности, а если он делает ошибку, то стремится ее исправить. По полученным данным мы можем сделать вывод, что в классах наблюдается конфликтность, агрессивность и антипатия между учениками 6-8 классов, так же между ними присутствует соперничество и преобладает подавленное настроение.

■ Экспериментальная груупа "Контрольная группа

100 80 60 40 20 0

Высокий уровень тревожности Средний уровень тревожности Низкий уровень тревожности

Рис. 2. Диагностика буллинга в подростковых сообществах по тесту «Школьная тревожность» А. Филлипса

Проанализировав все полученные нами данные в ходе опытно-экспериментальной работы, теперь мы можем выявить подростков, которые подвержены школьному буллингу, которых мы отобразили на рисунке 3.

Количество детей, находящихся в 22% ситуации школьного буллинга

78%

Количество детей, не находящихся в ситуации школьного буллинга

Рис. 3. Выявление буллинга в экспериментальной группе

Проведя тщательный анализ всех полученных результатов, мы можем сделать вывод, что 34 человек из 154 опрошенных подростков, входящих

60

53

84

80

в экспериментальную группу, подвержены школьному буллингу.

При сравнении полученных данных опытно-экспериментальной работы по отдельным 2 методикам в экспериментальной и контрольной группах обнаружены почти идентичные показатели. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была внедрена программа превенция буллинга в подростковых сообществах только в экспериментальную группы, контрольная группа подростков из МБОУ сОш № 75 необходима нам для сравнения полученных данных. На период 2020/2023 учебного года нами была разработана и внедрена программа превенция буллинга в подростковых сообществах с учетом следующих педагогических условий: создание благоприятного климат в коллективе; проработка с подростками стратегии поведения в ситуации школьного буллинга.

В целом по результатам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что данные показывают вполне соответствуют возрастным особенностям подростков, отражают современную социальную ситуацию. Полученные нам данные на начало опытно-экспериментальной работы подтверждают правомерность выдвинутых гипотетических предположений необходимости разработки педагогических условий для успешной превенции буллинга в подростковых сообществах. В школе подростковые сообщества, выступающие основным или ведущим условием организации жизнедеятельности, обеспечивают развитие, как подростковых сообществ, так и личности ребенка, что влияет на превенцию буллинга.

Главная роль в определении буллинга стала отводится школьной среде, которая может провоцировать и усугублять буллинг, так и снизить вероятность его появления. В связи с этим основой превенции буллинга выступают сформированные у подростков ценностные отношения к другим людям. Таким образом, на основе полученных данных необходимо разработать и применить программу превенции буллинга в подростковых сообществах, которая будет включать в себя систему мероприятий в условиях совместной деятельности учителей, психолога, социального педагога, подростков. Программа учитывает два педагогических условия, после чего мы планируем, что она будет способствовать понижению проявления бул-линга в подростковой среде.

Литература

1. Богданова, Е.В. Волонтерская деятельность как ресурс социального воспитания школьников / Е.В. Богданова // Социальная педагогика в социальных практиках: материалы Международного симпозиума «Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы» / под ред. А.В. Мудрика, Т.Т. Щелиной. - Н. Новгород: Арзамасский филиал ННГУ. - 2014. -С. 50-55.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 2009. - 504 с.

3. Кирпичник А.Г. Некоторые основания детоцен-трического подхода к детскому общественному движению / А.Г. Кирпичник // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социогене-тика. - 2013 - № 3. - Т. 19. - С. 172-178.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. -432 с.

5. Лэйн, Д.А. Школьная травля (буллинг) / Детская и подростковая психотерапия - СПб.: Питер. - 2001. -. 240-274 с.

6. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. -С. 90-92.

7. Микляева А. В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.

8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

9. Прутченков, А.С. Видеть человека в другом... / А.С. Прутчеков. - М.: Знание, 1992. - 56 с.

10. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do (Understanding Children's Worlds). Oxford: Blackwell Publishing, 1993. P. 152.

DIAGNOSTICS OF BULLYING IN ADOLESCENT COMMUNITIES

Tonkaeva M.A.

Novosibirsk State Pedagogical University

The article presents the rationale for the relevance of the problem of school bullying. The specialists of an educational organization are faced with the difficult task of identifying bullying; in order to solve it, it is necessary to ensure psychological comfort and safety of the educational environment. The article discusses the practice of applying and the importance of creating a bullying prevention program in teenage communities on the example of MBOU "Secondary School No. 16" in Novosibirsk. The author shares his experience of working and diagnosing bullying in teenage communities, the need to implement a program to prevent bullying in teenage communities. The article presents effective methods to identify bullying among adolescents. According to the author, the risk of bullying at school should be identified in a timely manner, for this it is necessary to introduce a program that will help create and reveal situations of collective emotional experience of one's actions when observing school bullying; include socially significant personality traits in the structure of adolescent values, teach minors to reflect on their own behavior.

Keywords: school bullying; adolescent communities, personality, bullying prevention program, aggressive behavior, emotional empathy, anxiety level.

References

1. Bogdanova, E.V. Volunteering as a resource for the social education of schoolchildren / E.V. Bogdanova // Social Pedagogy in Social Practices: Proceedings of the International Symposium "Social Pedagogy: Actual Problems and Prospects" / ed. A.V. Mudrika, T.T. Shchelina. - Nizhny Novgorod: Arzamas branch of UNN. - 2014. - S. 50-55.

2. Vygotsky L.S. Collected Works: In 6 vols. T. 2. Problems of general psychology. - M.: Pedagogy, 2009. - 504 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kirpichnik A.G. Some bases of the child-centric approach to the children's social movement / A.G. Bricklayer // Bulletin of the KSU named after. ON THE. Nekrasov. Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociogenetics. - 2013 - No. 3. -T. 19. - S. 172-178.

4. Lomov BF Methodological and theoretical problems of psychology. - M.: Nauka, 1984. - 432 p.

5. Lane, D.A. School bullying / Child and adolescent psychotherapy - St. Petersburg: Peter. - 2001. -. 240-274 p.

6. Malantseva, O.D. bullying at school. What we can do? / O.D. Ma-lantseva // Social Pedagogy. - 2007. - No. 4. -WITH. 90-92.

7. Miklyaeva A. V., Rumyantseva P.V. School anxiety: diagnosis, prevention, correction. - St. Petersburg: Speech, 2004. - 248 p.

8. Panfilova A.P. Innovative pedagogical technologies: Active learning: textbook. allowance for students. higher textbook institutions / A.P. Panfilova. - M.: Academy, 2009. - 192 p.

9. Prutchenkov A.S. To see a person in another... / A.S. Prutche-kov. - M.: Knowledge, 1992. - 56 p.

10. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do (Understanding Children's Worlds). Oxford: Blackwell Publishing, 1993. P. 152.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.