Научная статья на тему 'Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье'

Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЁНКА / ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЁНКА / ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ / ОЦЕНКА СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ И ФАКТОРОВ ОКРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Надежда Петровна, Бобылева Ирина Анатольевна, Заводилкина Ольга Владимировна

В 4-м номере журнала были рассмотрены цели и задачи диагностики благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье, основания для вмешательства в жизнь семьи, принципы взаимодействия специалистов с родителями ребёнка, а также первый этап диагностики. Продолжаем тему и предлагаем ознакомиться с особенностями второго этапа диагностической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Надежда Петровна, Бобылева Ирина Анатольевна, Заводилкина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnosis of well!being (ill) child in the family

The second stage of diagnosis well being (trouble) child in the family.

Текст научной работы на тему «Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье»



Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

Надежда Петровна Иванова,

заведующая лабораторией социальных проблем детства НИИ семьи и воспитания РАО, кандидат педагогических наук

Ирина Анатольевна Бобылева,

старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания РАО, кандидат педагогических наук

Ольга Владимировна Заводилкина,

старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания РАО

В 4-м номере журнала бъли рассмотрены цели и задачи диагностики благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье, основания для вмешательства в жизнь семьи, принципы взаимодействия специалистов с родителями ребёнка, а также первый этап диагностики. Продолжаем тему и предлагаем ознакомиться с особенностями второго этапа диагностической работы.

• индивидуальная программа реабилитации ребёнка • оценка потребностей ребёнка

• оценка возможностей родителей

• оценка семейных факторов и факторов окружения

Второй этап диагностической работы проводится после оказания первоочередных мер помощи ребёнку. Он определяется результатами предыдущего этапа и направлен на формирование индивидуальной программы реабилитации ребёнка, находящегося в семье в условиях неблагополучия.

Содержание второго этапа диагностики в большей степени связано с характером ситуации неблагополучия, в которой находится ребёнок. В данном этапе принимают участие различные специалисты, в зависимости от индивидуального плана диагностики.

Определить степень неблагополучия позволяет методика системной оценки ребёнка и семьи. На её основе создаётся программа реабилитации, максимально отвечающая потребностям и интересам ребёнка, а также принимаются важные для его последующей жизни решения. Цель комплексной оценки семьи — максимально точное определение потребностей семьи и ребёнка, определение ключевой проблемы и причин возникновения трудностей, а также выявление слабых

О

и сильных сторон семьи. Обладая этой информацией, специалисты могут наиболее эффективно планировать оказание помощи семье.

Основные параметры комплексной диагностики ребёнка и семьи: потребности развития ребёнка; возможности родителей (лиц, их замещающих) удовлетворять потребности детей надлежащим образом; влияние родственников и факторов окружения на способности родителей воспитывать ребёнка.

Оценка потребностей ребёнка

При оценке того, что происходит с ребёнком в данный момент, рассматриваются все аспекты развития ребёнка в контексте возрастных особенностей и стадии его развития. В том числе учитывается, достиг ли ребёнок ожидаемых этапов развития. Особо следует отметить факторы риска, например, трудности в обучении или физические ограничения, и их возможное влияние на любой из параметров развития. Также следует принять во внимание социальные факторы, например, любые формы дискриминации могут пагубно отразиться на развитии детей с особыми потребностями. Развитие детей может быть нарушено вследствие жестокого обращения с ними, т.е. вследствие причинения им физических или психических травм. Следует понимать, что помочь детям можно только в том случае, если специалисты и окружающие понимают, каким потенциалом обладает конкретный ребёнок на каждой стадии своего развития.

Когда специалист проводит оценку потребностей развития ребёнка, ему необходимо: определить области развития, которые нужно исследовать, и сделать записи; спланировать, каким образом будет измеряться динамика развития; убедиться, что учитывается возраст и уровень развития ребёнка; анализировать информацию как основу для планирования дальнейших действий.

Цель комплексной оценки семьи — максимально точное определение потребностей семьи и ребёнка, определение ключевой проблемы и причин возникновения трудностей, а также выявление слабых и сильных сторон семьи. Обладая этой информацией, специалисты могут наиболее эффективно планировать оказание помощи семье.

-о-

Параметры оценки потребностей ребёнка

Здоровье. Определяется параметрами роста и веса, физического и умственного развития, учитывается влияние наследственности и любых травмирующих факторов. Забота о здоровье подразумевает должное медицинское обслуживание в случае болезни, адекватное и полноценное питание, соответствующие физические нагрузки, вакцинацию при необходимости, обследования по мере роста, наблюдение у различных специалистов (окулиста, стоматолога, и др.). Для детей старшего возраста профилактикой заболеваний станет сексуальное образование и консультирование о факторах, пагубно влияющих на здоровье, например, о злоупотреблении табаком, алкоголем, наркотическими веществами и др.

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

Образование. Учитываются все области умственного развития ребёнка, начиная с рождения. Исследуется наличие возможностей для игры и общения с другими детьми, доступа к игрушкам и книгам. Приобретает ли ребёнок необходимые навыки, сформированы ли интересы, гордится ли он личными достижениями и успехами. Интересуются ли взрослые учёбой и достижениями ребёнка. Есть ли у ребёнка такой взрослый, который принимает во внимание особенности развития ребёнка и его образовательные потребности, включая специализированное образование для ребёнка с нарушением развития.

Эмоциональное развитие и поведение. Рассматривается адекватность реакций ребёнка (его эмоции и поведение) в присутствии родителей или наиболее близких взрослых, затем, по мере роста ребёнка, в присутствии незнакомых людей, не входящих в состав семьи. Анализируется природа и качество ранней привязанности, особенности темперамента, адаптация к изменениям, реакция на стресс и степень самоконтроля.

Идентичность. Включает растущее в ребёнке чувство индивидуальности, осознание самого себя как отдельной и ценной личности. Сюда относится отношение ребёнка к самому себе и своим способностям, образ себя и самооценка. Также сюда можно отнести расовую, религиозную принадлежность, возраст, пол и половую идентичность, наличие ограниченных возможностей, чувство принадлежности к семье, приятия ребёнка семьёй, группой сверстников и обществом в целом, включая другие культурные группы.

Для ребёнка, воспитывающегося под опекой, важными аспектами являются знания о своём прошлом, своих корнях, принятие прошлого, а также отсутствие негативного отношения к биологическим родственникам ребёнка со стороны замещающих родителей.

Семейные и социальные отношения: наличие стабильных эмоциональных взаимоотношений с родителями или лицами, их заменяющими, хороших взаимоотношений с братьями и сёстрами, соответствующие возрасту ребёнка взаимоотношения с другими сверстниками и взрослыми вне семьи, включая дружеские отношения, а также отношение семьи к друзьям ребёнка. Это и развитие эмпатии (сопереживания) и способности поставить себя на место другого.

Социальная презентация. В основе социальной презентации лежит понимание ребёнком того, как его внешность, поведение воспринимают окружающие, какое впечатление он производит. Здесь анализируется соответствие одежды ребёнка его возрасту, полу, культуре и религии; опрятность и личная гигиена; прислушивается ли ребёнок к советам родителей или лиц, их заменяющих, о том, как нужно выглядеть и вести себя в различных ситуациях.

Навыки самообслуживания (ухода за собой). Принимается во внимание, освоил ли ребёнок практические навыки ухода за собой, а также эмоциональные и коммуникативные навыки, необходимые для развития независимости и самостоятельности. Для детей раннего возраста

— практические навыки одевания и принятия пищи, туалета и пр. Для детей старшего возраста — развитие практических навыков, необходимых для самостоятельного проживания. Следует учитывать, поощряют ли ребёнка приобретать навыки решения социальных проблем. Особое внимание уделяется влиянию на ребёнка его ограниченных возможностей или других социальных обстоятельств, которые препятствуют или способствуют развитию навыков самообслуживания.

Оценка возможностей родителей

Для здоровья и развития ребёнка крайне важным является возможность родителей или лиц, их замещающих, адекватно удовлетворять потребности развития ребёнка, умение адаптироваться к потребностям, изменяющимся по мере его роста.

В частности:

• как родители реагируют на ситуацию, например, если им трудно или они не могут удовлетворить потребности ребёнка;

• как ребёнок, особенности его поведения и развития влияют на родителей;

• качество отношений родитель-ребёнок;

• понимание родителями потребностей ребёнка и его развития;

• осознание ими родительских задач и их соответствие потребностям развития ребёнка;

• влияние испытываемых трудностей на способность родителей выполнять родительские задачи и обязанности (необходимо отличать то, что родитель декларирует, и то, что он на самом деле выполняет);

• влияние прошлого опыта родителей на их нынешние родительские способности;

• способность родителей принимать свои трудности и справляться с ними;

• способность родителей пользоваться поддержкой и принимать помощь;

• способность адаптироваться и изменять проявления родительского внимания.

Важно не только слушать, что говорят родители о взаимоотношениях, но и наблюдать за взаимоотношениями в семье. В равной степени оценивать нужно как мать, так и отца (или лиц, их замещающих).

Параметры оценки возможностей родителей

Основной уход подразумевает обеспечение основных физических потребностей ребёнка, предоставление соответствующей медицинской помощи. Сюда относится предоставление пищи, воды, тепла, крова, необходимой одежды, соблюдение адекватной личной гигиены. Для детей младенческого и раннего возраста этот параметр является особенно важным, и он включает, в том числе, необходимый физический уход.

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

Под обеспечением безопасности понимается надлежащая защита ребёнка от вреда или опасности. В том числе защита от контакта с опасными взрослыми, другими детьми, защита от причинения вреда самому себе. Признание родителями того, что риск и опасность существуют как дома, так и за его пределами. Для ребёнка раннего возраста — это обеспечение безопасных условий. Для детей старшего возраста — знания о безопасном поведении и соблюдение навыков безопасного поведения.

Эмоциональное тепло: удовлетворяют ли родители эмоциональные потребности ребёнка, дают ли ему почувствовать, что его ценят, прививают ли положительное чувство собственной национальной и культурной идентичности. Удовлетворяют ли потребности ребёнка в надёжных, стабильных и любящих отношениях со значимыми взрослыми, проявляют ли такт и отзывчивость, тепло, поощрение, нежность, создают ли эмоциональный комфорт.

Обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребёнка: интеллектуальное развитие ребёнка посредством поощрения, стимулирования и демонстрации социальных возможностей. Здесь рассматривается развитие потенциала ребёнка через взаимодействие, общение. Также сюда включаются совместная игра, разъяснение возможностей образования. Позволяют ли родители чувствовать ребёнку свою успешность, могут ли обеспечить учёбу в образовательном учреждении, прививают ли навыки самостоятельной жизни.

Руководство поведением и установление границ в поведении ребёнка. Предоставление ребёнку возможности регулировать свои эмоции и поведение. Умение демонстрировать и моделировать соответствующее поведение, контролировать собственные эмоции, взаимодействовать с другими людьми. Родители должны воспитывать, т.е. устанавливать границы поведения так, чтобы ребёнок смог развить внутреннюю систему моральных ценностей, сознание, социальное поведение, стать самостоятельным взрослым, обладающим собственными ценностями и потенциалом. Устанавливать границы — не значит препятствовать познавательной активности ребёнка, учёбе, социальным отношениям.

Обеспечение стабильности: создание стабильного семейного окружения, позволяющего ребёнку сформировать и сохранить надёжную привязанность к основным воспитателям, за счёт чего обеспечивается оптимальное развитие личности. Родителям необходимо постоянно проявлять эмоциональное тепло, последовательно реагировать на поведение ребёнка.

В некоторых семьях родители выполняют большинство или все воспитательные задачи самостоятельно. В других случаях привлекаются лица, играющие определённую роль в жизни ребёнка — положительную или отрицательную. При воспитании ребёнка влияние оказыва-

ют не только родители, но и другие взрослые, например, бабушки, другие родственники, няни. Необходимо чётко различать вклад каждого родителя или воспитателя в благополучие и развитие ребёнка. В тех случаях, когда ребёнок подвергся жестокому обращению, особенно важно разделить возможности родителя, совершившего насилие, и родителя, который потенциально защищает ребёнка. Такая информация помогает понять, как влияет взаимодействие родителей на их возможность соответствующим образом реагировать на нужды ребёнка.

Оценка семейных факторов и факторов окружения

Забота и воспитание детей не происходят в вакууме. Все члены семьи испытывают как положительное, так и отрицательное влияние со стороны родственников, соседей, социума в целом. История семьи ребёнка и каждого её члена может оказывать влияние на ребёнка и родителей. Например, некоторые члены семьи могли воспитываться в окружении, отличном от того, в котором живёт ребёнок в настоящее время, могли уехать из родной страны из-за войны или прочих неблагоприятных обстоятельств. Некоторые родители в детстве могли подвергаться насилию или пренебрежению со стороны взрослых.

Семейная история может играть важную роль для понимания того, что происходит в настоящее время в данной семье. Возможность выполнения взрослым родительских навыков может быть напрямую связана с его детским опытом жизни в семье и опытом, приобретённым во взрослой жизни до возникновения текущей кризисной ситуации. Кроме того, семья, например беженцев, может испытывать трудности переходного периода.

Понимание обычного функционирования семьи и функционирования в состоянии стресса помогает определить, какие факторы способствуют выполнению родителями их родительских обязанностей. Особое значение следует придавать качеству и природе отношений между родителями и ребёнком. Например, постоянный конфликт между родителями вредит благополучию ребёнка. Качество взаимоотношений между братьями и сёстрами также важно. Принимайте также во внимание разнообразие стилей воспитания, особенно у людей, которые являются членами семьи и играют важную роль в жизни ребёнка.

Дети могут быть защищены от последствий, к которым приводят трудности в выполнении матерью и отцом родительских обязанностей, если потребности развития ребёнка будут удовлетворяться другим человеком.

Параметры оценки семейных факторов и факторов окружения

История семьи включает генетические, психологические и социальные факторы. На функционирование семьи влияет: кто живёт

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

рядом, их отношение к ребёнку, серьёзные изменения в семье и доме, история детства родителей, хронология важных событий жизни и их значение для членов семьи; природа функционирования семьи, отношения между братьями и сёстрами и их воздействие на ребёнка, сильные стороны родителей и трудности, которые они испытывают, включая отсутствующих родителей, отношения между родителями, не живущими вместе и т.п.

Родственники: кто является родственником ребёнка и его родителей? Сюда относятся близкие и дальние родственники, в том числе отсутствующие. Рассматривается, какова их роль, важны ли они для ребёнка, родителей и почему.

Жильё. Важно рассмотреть, соответствуют ли условия жизни ребёнка потребностям его возраста. К базовым условиям относятся: вода, отопление, санитарные условия, условия для приготовления пищи; спальное место, чистота, гигиена, безопасность, место для игр и занятий, а также их влияние на воспитание ребёнка.

Работа (занятость): кто из членов семьи работает, где, стабильна ли работа; как это влияет на ребёнка; каково отношение других членов семьи к их работе или её отсутствию; как это отражается на отношениях с ребёнком. Сюда относится также опыт работы ребёнка и его влияние на семью.

Доход: наличие стабильного дохода в семье. Получает ли семья все пособия, которые ей полагаются, достаточен ли уровень доходов для удовлетворения потребностей семьи, как используются имеющиеся у семьи ресурсы, существуют ли финансовые трудности, влияющие на ребёнка.

Социальные связи семьи. Этот параметр подразумевает исследование включённости семьи в более широкий социальный контекст, в том числе взаимоотношения с соседями, наличие друзей, обращение за услугами, предоставляемыми по месту жительства, а также влияние этих факторов на ребёнка. Анализируется степень социальной интеграции или изоляции семьи, наличие друзей, в том числе сверстников ребёнка, социальная сеть и её важность для семьи.

Ресурсы по месту жительства. В данной категории описывается инфраструктура микрорайона, включая наличие таких ресурсов, как детская поликлиника и другие медицинские учреждения, ясли, детский сад и школа, церковь, близость транспорта, магазины и досуговые учреждения. Рассматривается доступность и качество ресурсов, в том числе наличие доступа для лиц с ограниченными возможностями, а также их влияние на семью. Выделенные показатели не являются равнозначными для жизни ребёнка, но отсутствие каждого из них создаёт предпосылки для детского неблагополучия.

По итогам диагностики могут быть выделены такие характерологические личностные и поведенческие особенности детей:

1. Особенности структуры самосознания ребёнка: представления о своих качествах, способностях и возможностях; уровень самооценки; полоролевая идентификация.

2. Особенности эмоционального развития: умение обозначать чувства и переживания в речи; способность к эмпатии; сформирован-ность социальных эмоций; уровень тревожности; уровень агрессивности (вербальная и физическая агрессия); уровень импульсивности.

3. Особенности сферы общения: уровень коммуникативной компетентности; умение согласовывать свои действия с действиями членов семьи; наличие навыков разрешения конфликтных ситуаций; умение ориентироваться в семейной системе.

4. Потребности ребёнка: уровень удовлетворённости базовых физиологических потребностей; уровень удовлетворённости социальных потребностей (в любви, дружбе, общении с людьми); уровень удовлетворённости потребности в самореализации (в развитии своих возможностей, способностей).

Диагностика не ограничивается описанием и обоснованием определённых личностных характеристик ребёнка и членов семьи, а скорее, предполагает изучение взаимодействия в семье. Такой тип ди-/•К агностики даёт больше информации для определения целей и задач Ил по изменению поведения и достижению других, более значительных изменений (в отношениях, в условиях социальной среды, знаниях, ценностях), для разработки стратегии и оценки процесса вмешательства, фиксирования эффективности процесса -

и оценивания результатов воздействия. Диагностика ш ограни-

чивается описанием

Как правило, при дополнительном обследовании семьи главное внимание уделяется диагностике общей и о основанием оиреде-семейной атмосферы, особенностям взаимоотноше- лённых личностных ха-ний между членами семьи, здоровью и развитию ре- рактеристик ребёнка бёнка, формам воспитательных воздействий членов и членов семьи, а ско-семьи на ребёнка. Для того чтобы информация была рее, предполагает изу-объективной, используются разные источники и мето- чение взаимодействия ды сбора информации.

в семье.

Принципы, на которых основывается проведение углублённой комплексной оценки семьи:

Оценка должна быть ориентирована на ребёнка. При этом необходимо, чтобы в центре внимания специалиста находился ребёнок и его потребности. Любая оценка должна исходить из принципа наилучшего обеспечения интересов ребёнка.

Оценка должна основываться на знаниях о возрастных нормах развития ребёнка. При проведении оценки необходимо учитывать теоретические положения и знания об этапах. Представление о возра-

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

стных нормах развития ребёнка помогает выявить ситуации, в которых развитие ребёнка находится под угрозой.

Оценка должна обеспечивать равенство возможностей. В процессе оценки мы должны гарантировать возможность всем, в том числе семьям и специалистам, формулировать их потребности, выражать мнения и высказывать пожелания.

Оценка подразумевает работу с ребёнком и семьёй. К процессу должен привлекаться как ребёнок, так и семья. Оценка предполагает, что они будут высказывать собственные взгляды и убеждения, а также участвовать в процессе принятия решений.

Оценка основывается на определении как сильных сторон семьи, так и имеющихся трудностей. Процесс оценки должен помочь семье выявить её сильные стороны. Специалист оказывает поддержку семье и способствует тому, чтобы семья использовала сильные стороны для преодоления трудностей и развития способностей решать будущие проблемы.

Оценка предполагает междисциплинарный подход и совместную деятельность разных организаций при оказании помощи ребёнку и семье. Необходимо, чтобы возникающие в ходе оценки вопросы обсуждались с целым рядом специалистов, чтобы существовало эффективное сотрудничество между организациями (как государственными, так и негосударственными). Важно, чтобы применялся такой подход, при котором все стороны принимают равное участие в процессе: каждый специалист предоставляет услуги для помощи семьям, а все вместе таким образом стремятся к достижению общей цели.

Оценка — процесс непрерывный. Оформление формы оценки является лишь подробным отчётом о конкретном этапе жизни семьи и ребёнка. Сведения, содержащиеся в каждой форме оценки, подлежат регулярному обновлению.

Оценка проводится одновременно с другими мероприятиями и оказанием помощи семье. При проведении оценки семье и ребёнку нужно предоставлять услуги и оказывать поддержку, если в этом есть очевидная необходимость.

Оценка основывается на фактических сведениях. При принятии решений необходимо использовать только имеющиеся у них факты, т.е. специалисты не должны руководствоваться личными эмоциями и впечатлениями.

На основании данных, полученных на этапе диагностики, проводится работа по определению плана вывода семьи из ситуации неблагополучия, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны учреждения, других служб, стимулирования родителей к самопомощи; необходимого ресурса для реализации намеченного плана, привлечения специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно; применяется патронирование семьи, если оно необходимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.