Научная статья на тему 'Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье'

Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1601
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ / ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЬИ И ДЕТСТВА / ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЖИЗНЬ СЕМЬИ / ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ / РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛИСТОВ / РАБОТАЮЩИХ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА / ПЕРВЫЙ ЭТАП ДИАГНОСТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Надежда Петровна, Бобылева Ирина Анатольевна, Заводилкина Ольга Владимировна

Основная цель диагностики благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье принятие обоснованного решения относительно его будущего. Только обладая разносторонней информацией о ребёнке и семье, специалист может принять объективное решение, в полной мере отвечающее интересам ребёнка. Диагностика представляет собой процесс сбора информации о ребёнке и его семье, оценку данной информации. Оценка связана с обоснованием наличия или отсутствия неблагополучия ребёнка в семье, а также в случае неблагополучия степенью его выраженности. Оценка должна проводиться при сотрудничестве с ребёнком и членами его семьёй, которые, насколько возможно, привлекаются к работе, в том числе, к процессу принятия решений, касающихся их судьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Надежда Петровна, Бобылева Ирина Анатольевна, Заводилкина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnose of child well$being (or trouble) in the family

The diagnosing of trouble child in the family, its aims and tasks. Prevention of negative family and children facts. Motive for intervention into family life. Early identification of families with signs of children trouble. The first stage diagnosis of trouble child in the family.

Текст научной работы на тему «Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье»



Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

Надежда Петровна Иванова,

заведующая лабораторией социальных проблем детства НИИ семьи и воспитания, кандидат педагогических наук

Ирина Анатольевна Бобылева,

старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания, научный руководитель Центра поддержки выпускников интернатных учреждений Смоленской области, кандидат педагогических наук

Ольга Владимировна Заводилкина,

старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания

Основная цель диагностики благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье — принятие обоснованного решения относительно его будущего. Только обладая разносторонней информацией о ребёнке и семье, специалист может принять объективное решение, в полной мере отвечающее интересам ребёнка. Диагностика представляет собой процесс сбора информации о ребёнке и его семье, оценку данной информации. Оценка связана с обоснованием наличия или отсутствия неблагополучия ребёнка в семье, а также в случае неблагополучия — степенью его выраженности. Оценка должна проводиться при сотрудничестве с ребёнком и членами его семьёй, которые, насколько возможно, привлекаются к работе, в том числе, к процессу принятия решений, касающихся их судьбы.

• процесс диагностики неблагополучия ребёнка в семье • цели и задачи диагностики

• профилактика негативных явлений в сфере семьи и детства • основания для вмешательства в жизнь семьи • принципы взаимодействия с семьёй • раннее выявление семей с признаками детского неблагополучия • проблемы специалистов, работающих с семьями группы риска • первый этап диагностики

Задачи диагностики

Первоочередная задача диагностики заключается в том, чтобы определить, есть ли угроза жизни и здоровью ребёнка. Если такой угрозы нет, то диагностика решает задачи комплексного углублённого изучения семьи, результаты которого будут основой для оказания семье необходимой поддержки.

Диагностика неблагополучия ребёнка в семье — это процесс, который имеет определённую временную протяжённость. Если в процессе оценки возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребёнка, не-

-е-

О

обходимо принять срочные меры для обеспечения безопасности и защиты несовершеннолетнего.

Тип и глубина диагностики зависят от особенностей конкретной ситуации, степени неблагополучия, семейных условий и обстоятельств.

Перечень основных аспектов в жизни ребёнка, подлежащих диагностике:

1. Структура и демографические характеристики семьи.

2. Основные события или кризисы в истории семьи (например, развод, смерть, безработица, миграция и природные катастрофы).

3. Культурный и социально-экономический статус семьи.

4. Семейное функционирование и механизмы решения проблем.

5. Важные события, происходившие в период рождения ребёнка, и основные вехи в его развитии.

6. Проблемы ребёнка, связанные со здоровьем (например, госпитализация).

7. Особенности обучения ребёнка, образовательная среда ребёнка.

8. Адаптивное поведение ребёнка, его социальные контакты и взаимодействие.

В зависимости от особенностей ребёнка проводится диагностика либо общего плана, либо сфокусированная на той или иной области.

В процессе диагностики определяются факторы, которые могут оказать позитивное влияние на неблагополучную ситуацию. К ним относятся: возраст ребёнка, его физическое состояние; психологические, психические, эмоциональные и социальные факторы; образ жизни; влияние семьи.

Потребности ребёнка и семьи, определённые первоначально, изменяются с течением времени. Поэтому необходимо рассматривать процесс диагностики как спираль, постоянно находящуюся в движении и чувствительную к переменам в потребностях ребёнка и семьи.

-е-

Диагностика выявляет основную проблему семьи, степень осознания проблемы её членами, какие усилия предпринимает семья для её решения, какие факторы мешают семье решить свою проблему.

Эффективность диагностики определяется точностью и полнотой оценивания ситуации.

Потребности ребёнка и семьи, определённые первоначально, изменяются с течением времени. Поэтому необходимо рассматривать процесс диагностики как спираль, постоянно находящуюся в движении и чувствительную к переменам в потребностях ребёнка и семьи.

Повторная диагностика осуществляется, если появляется новая информация или происходят изменения в семейной ситуации. Она даёт возможность определить, приносит ли оказываемая семье поддержка ожидаемый результат и, если нет, то почему. Важно оценить,

H.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

как предпринимаемые действия влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние ребёнка, условия семьи. В случае отсутствия прогресса необходимо выяснить причину и принять соответствующие меры.

Таким образом, диагностика может быть определена как процесс, при котором систематически собираются и анализируются данные, необходимые для ответа на основные вопросы:

I. Каково на данный момент социальное функционирование ребёнка, включая его потребности?

2. Какие особенности социальной среды активизируют или замедляют его социальное функционирование?

3. Какие цели и задачи по изменению ситуации неблагополучия ребёнка в семье (в порядке приоритетности) должны быть определены и включены в программу реабилитации?

4. Какие ресурсы и услуги необходимы для достижения этих целей и задач?

5. Как будет оцениваться достижение поставленных целей и задач?

6. Какие критерии будут использоваться для оценки результатов?

Важный вопрос диагностики — оценка способности семьи к переменам. Как правило, для всех проблемных семей характерна заниженная самооценка, внутренние конфликты, отсутствие необходимых для родителей знаний, отрицание (и другие средства защиты), неверное распределение ролей в семье, дисфункциональные семейные отношения, хронические проблемы со здоровьем, серьёзные перебранки, неумение контролировать стрессы, решать проблемы, неадекватное обустройство жизни, асоциальность. В наиболее сложных случаях имеют место тяжёлые посягательства, испытанные родителями в детстве, настойчивое противодействие и злоупотребление властью, серьёзные личностные нарушения (психопатия; тяжёлая неадекватность личности), умственная отсталость в совокупности с личностными нарушениями, постоянная алкогольная или наркотическая зависимость.

Оценивая возможность изменений в семье, помимо изложенных диагностических признаков, необходимо учитывать выраженность таких факторов:

— Дискомфорт в настоящем. Любые перемены начинают происходить тогда, когда человек испытывает дискомфорт, который проявляется в чувстве тревоги и неудовлетворённости. Это может проявляться в желании человека что-то получить, или чего-то достичь, или чего-то избежать. Такой «осознанный» дискомфорт является стимулом для изменений. Однако у членов проблемных семей часто чувство дискомфорта возникает только в момент вмешательства в семью системы защиты прав и интересов ребёнка. В данном

случае, у семьи велика вероятность воспринимать представителей этой системы как источник дискомфорта, не испытывать к ним доверия и оказывать сопротивление возможным изменениям.

— Эмоциональная защищённость. Для осуществления изменений необходимо, чтобы члены семьи чувствовали себя эмоционально за-щищёнными. Любое изменение жизни несёт в себе определённую степень риска, но чтобы рискнуть, человеку необходима поддержка со стороны окружающих. Источником такой поддержки может стать социальный работник или другой представитель системы помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

— Принятие на себя ответственности за существующую проблему. Необходимым условием возможных перемен является способность членов семьи контролировать свою жизнь. Эта способность выражается, в частности, в ощущении, что они сами в силах влиять на ход событий своей жизни. Возложение ответственности на внешние обстоятельства или окружающих — обычный защитный механизм, действие которого может быть уменьшено или устранено с помощью квалифицированной консультации.

— Готовность действовать эффективно. Уверенность в способности добиваться своего, в том, что усилия могут увенчаться успехом. Условия жизни оказывают существенное влияние на деятельность человека и его способность добиваться своего. В повышении дееспособности членов семьи важную роль может сыграть обучение их навыкам оценки условий и управления ими.

— Видение другого, лучшего будущего. Люди, способные внятно рассказать о желаемом будущем, обладают потенциальной способностью это будущее приблизить.

Обоснованность вмешательства в жизнь семьи

Вмешательство общества в дела семьи прежде всего обусловлено необходимостью обеспечения безопасности ребёнка. Происходит такое вмешательство, если в семье нарушаются естественные права личности, в основе которых лежат универсальные представления о том, что всем детям должно быть гарантировано удовлетворение основных потребностей.

Для этого необходимы ранние профилактические действия в отношении негативных социальных тенденций и явлений в сфере семьи и детства, нацеленность мер помощи на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей — к формированию полноценной личности и самореализации.

Сигнал о ребёнке, находящемся в ситуации неблагополучия, может поступить из различных источников. По закону граждане и должностные лица, которым станет известно об угрозе жизни или здо-

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

ровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту жительства ребёнка. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны незамедлительно информировать:

_ — орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод

По закону граждане несовершеннолетних;

и должностные лица, — комиссию по делам несовершеннолетних и защи-которым станет изве- те их прав — о выявленных случаях нарушения прав

стно об угрозе жизни несовершеннолетних на образование, труд, отдых,

или здоровью ребёнка, жилище и др., а также о недостатках, препятствую-

о нарушении его прав щих предупреждению безнадзорности и правонару-

и законных интересов, шений несовершеннолетних, в деятельности органов

обязаны сообщить об и учреждений;

этом в орган опеки — орган опеки и попечительства — о выявлении не-и попечительства по совершеннолетних, оставшихся без попечения роди-месту жительства телей или законных представителей либо находящих-ребёнка. ся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

^-к — орган управления социальной защитой населения — о выявлении ^-к

^ несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в свя-

зи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

— орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

— орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

— орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

— орган по делам молодёжи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи (в организации отдыха, досуга, занятости).

Все субъекты профилактики детского неблагополучия должны имеющуюся информацию (независимо от источника) передать в территориальный орган опеки и попечительства, который принимает решение о вмешательстве в семью.

Если в случае семейного неблагополучия, ребёнок находится в безопасности, но нуждается в помощи, то орган опеки и попечительства передаёт уполномоченной организации (ст.6 п.4 ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве») право провести дополнительное обследование условий жизни и воспитания ребёнка для определения дальнейших действий.

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, неразрывно связано с необходимостью в достаточно сжатые сроки определить, в каких изменениях условий жизни нуждается ребёнок. При этом направление и содержание помощи зависит от степени выраженности угрозы безопасности ребёнка.

В настоящее время социальные работники чаще всего имеют дело с ситуациями, когда дети уже находятся в опасности. Как правило, опасное положение является последствием жестокого обращения с ребёнком и включает все виды насилия: от пренебрежения потребностями и интересами ребёнка до эмоционального, физического и сексуального насилия.

Если существует угроза безопасности ребёнка (способность семьи к защите ребёнка оказывается ниже уровня, необходимого для его защиты), необходимо вмешательство специалистов. Заключение о наличии риска жестокого обращения (не просто предположение, а логический, подкреплённый информацией вывод) предполагает коррекцию причин, вызывающих этот риск, в большинстве случаев — это изменение образа жизни, поведения воспитателя.

Для определения типа вмешательства выделяются три категории семей:

1) семьи с вероятностью нормального функционирования, стабильности и способности защищать своих детей;

2) семьи, которые склонны оставаться такими, какие они есть, но способны предоставить защиту ребёнку или позволяют это делать другим (стабильность в таких семьях вероятна);

3) семьи, не склонные к изменениям, не обладающие способностью обеспечить защиту детей (стабильность в таких семьях маловероятна, очевидна перспектива лишения родительских прав).

В настоящее время социальные работники чаще всего имеют дело с ситуациями, когда дети уже находятся в опасности. Как правило, опасное положение является последствием жестокого обращения с ребёнком и включает все виды насилия: от пренебрежения потребностями и интересами ребёнка до эмоционального, физического и сексуального насилия.

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

Позитивные изменения возможны в семье, члены которой хотят быть вместе, надеются, что их жизнь может улучшиться, видят перспективы и возможности в будущем, способны к обучению, участию в решении проблем, приобретению навыков элементарного анализа, имеют мотивацию к изменениям, открыты к переменам, способны доверять людям, которые хотят им помочь, осознают необходимость изменений, принимают предлагаемые меры.

Однако существуют семьи, вмешательство в которые уже не может привести к позитивным изменениям. К сожалению, далеко не всем семьям социальная служба в силах помочь. Есть семьи, которые изначально можно определить как не поддающиеся изменениям. Родители в таких семьях не понимают ребёнка, не рассматривают его потребности в отрыве от своих собственных ( ребёнок в их представлении имеет те же, что и они, потребности, включая сексуальные). Они, как правило, обладают различными личностными нарушениями (шизоидный тип, антисоциальная личность, полностью игнорирующая окружающих и др.). Эти семьи характеризуются также ростом насильственных действий в отношении ребёнка, определённой степенью садизма и сексуальных отклонений, злоупотреблением наркотиками или токсичными веществами в момент насильственных действий.

Эти признаки необходимо учитывать. Если с семьями первой группы можно и нужно работать, добиваясь того, чтобы ребёнок остался в семье, то для детей из семей второй группы наилучшее решение — изъятие и изменение формы их жизнеустройства.

Основанием для вмешательства в семью может быть непосредственное обращение ребёнка или его законных представителей в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с просьбой о помощи.

Вмешательство в жизнь семьи нарушает её автономию и автономию личностей — членов этой семьи. Поэтому нарушение такой автономии может происходить только тогда, когда имеются определённые симптомы неблагополучия.

Но и вторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку способности семьи в дальнейшем самостоятельно разрешать свои проблемы.

Таким образом, при взаимодействии с семьёй необходимо исходить из сочетания нескольких принципов: приоритета семейных форм воспитания, автономии семьи и раннего — не репрессивного, а социализирующего — вторжения.

При взаимодействии с семьёй необходимо исходить из сочетания нескольких принципов: приоритета семейных форм воспитания, автономии семьи и раннего — не репрессивного, а социализирующего — вторжения.

Раннее выявление семей, в которых есть признаки детского неблагополучия, — достаточно сложная задача для специалистов. На практике специалисты, вовлечённые в эту работу, сталкиваются с большим количеством проблем, в частности:

— многие важные термины не имеют чётких определений (например, «угроза жизни и здоровью», «ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей»), вследствие чего многие важные для дальнейшей жизни ребёнка решения могут приниматься субъективно;

— не существует однозначных критериев для отнесения ребёнка или семьи к той или иной группе риска, а также не существует единого для всех служб и ведомств алгоритма и инструментов оценки ситуации в семье;

— устройство детей на государственное обеспечение или в замещающую семью не подчиняется строгим правилам и не всегда учитывает потребности и интересы ребёнка;

— профилактические работы, направленные на поддержку семьи, недостаточно скоординированы.

Учитывая особенности процесса выявления детского и семейного неблагополучия, необходимо строить эту работу таким образом, чтобы уменьшить риск ошибочного заключения: использовать технологии командной работы, когда несколько специалистов участвуют в процессе выявления и оценки семьи; осуществлять сопровождение семьи в процессе оценки её воспитательного потенциала; вводить супервизорский контроль за качеством оценки и помощи, а главное — постоянно повышать профессиональный уровень специалистов.

Этапы диагностики

В основе построения диагностики неблагополучия ребёнка в семье лежит принцип «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностическая работа с детьми, находящимися в неблагополучных семейных условиях, — это определённая система, которая проводится в несколько этапов, различающихся по своим целям, задачам и методам.

Первый этап диагностической работы направлен на оценку (экспертизу) состояния ребёнка и его социальной ситуации развития. Главная цель первичной диагностики — определить, какие права и интересы ребёнка нуждаются в защите, представляет ли ситуация угрозу жизни и здоровью ребёнка.

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье

Помимо прав ребёнка, нуждающегося в защите, необходимо определить способность семьи самостоятельно выполнять свои основные ежедневные функции, в зависимости от этого определяется, какие услуги — поддерживающие или защищающие — должны быть оказаны семье.

Первичную диагностику может провести специалист органа опеки и попечительства, специалист уполномоченной организации или учреждения социальной защиты.

Методы первичной диагностики: осмотр и беседа с ребёнком; анализ имеющихся документов; обследование условий проживания ребёнка; беседа с родителями или законными представителями ребёнка.

Для проведения первичной оценки и выявления угрозы жизни и здоровья ребёнка наряду со стандартным актом жилищно-бытовых условий рекомендуется использовать акт обследования условий его жизни. Это краткая форма, на основе которой специалист может принять решение о немедленном изъятии ребёнка из семьи, если очевидна угроза жизни и здоровью, и спланировать меры, обеспечивающие его безопасность.

Важно отметить, что акт может оформляться не только при первичном выходе в семью, но и в любой другой момент. В практике распространены ситуации, когда при первичном контакте угроза жизни и здоровью ребёнка не выявляется либо по причине её отсутствия, либо потому, что требуется время для выявления некоторых фактов. Однако наличие угрозы жизни и здоровью ребёнка становится очевидной через какое-то время работы с семьёй, и, следовательно, акт может быть оформлен именно в этот момент.

Акт может оформляться также при первичном выходе в семью специалистом по социальной работе, когда этот выход не сопряжён с сигналом об угрозе жизни и здоровью ребёнка, а является первичным этапом работы с семьёй. В этом случае основной целью оформления акта является проведение первичной оценки условий жизни ребёнка для исключения угрозы его жизни и здоровью.

На основании результатов первичной диагностики решаются вопросы о срочности и типе необходимых мер. Например, об обоснованности обращения и необходимости оказания семье социальной помощи; о необходимости изъятия ребёнка из семьи для обеспечения его безопасности; о необходимости помещения ребёнка в учреждение для оказания помощи семье в воспитании, обучении и содержании ребёнка; о необходимости оказания семье определённого типа социальных услуг и др.

Таким образом, результаты первого этапа обследования определяют комплекс первоочередных мер по оказанию помощи ребёнку

и задачи второго этапа, которые решаются в индивидуальной программе реабилитации ребёнка и его семьи.

Если непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребёнка нет, но ситуация для ребёнка в семье может быть охарактеризована как неблагополучная, специалисты переходят к следующему этапу диагностики и производят углублённую оценку.

В отдельных случаях диагностическая работа ограничивается первым этапом. Например, семья беженцев обратилась с просьбой оказать помощь в устройстве ребёнка в образовательное учреждение. Результаты первичной диагностики не выявили нарушения других прав ребёнка. Содействие в устройстве ребёнка в образовательное учреждение было оказано, и дальнейшая диагностическая работа с данной семьёй не проводилась.

В следующих номерах журнала мы рассмотрим второй и третий этапы диагностики неблагополучия ребёнка в семье.

-э-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.