Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье
Надежда Петровна Иванова,
заведующая лабораторией социальных проблем детства НИИ семьи и воспитания, кандидат педагогических наук
Ирина Анатольевна Бобылева,
старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания, научный руководитель Центра поддержки выпускников интернатных учреждений Смоленской области, кандидат педагогических наук
Ольга Владимировна Заводилкина,
старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания
Основная цель диагностики благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье — принятие обоснованного решения относительно его будущего. Только обладая разносторонней информацией о ребёнке и семье, специалист может принять объективное решение, в полной мере отвечающее интересам ребёнка. Диагностика представляет собой процесс сбора информации о ребёнке и его семье, оценку данной информации. Оценка связана с обоснованием наличия или отсутствия неблагополучия ребёнка в семье, а также в случае неблагополучия — степенью его выраженности. Оценка должна проводиться при сотрудничестве с ребёнком и членами его семьёй, которые, насколько возможно, привлекаются к работе, в том числе, к процессу принятия решений, касающихся их судьбы.
• процесс диагностики неблагополучия ребёнка в семье • цели и задачи диагностики
• профилактика негативных явлений в сфере семьи и детства • основания для вмешательства в жизнь семьи • принципы взаимодействия с семьёй • раннее выявление семей с признаками детского неблагополучия • проблемы специалистов, работающих с семьями группы риска • первый этап диагностики
Задачи диагностики
Первоочередная задача диагностики заключается в том, чтобы определить, есть ли угроза жизни и здоровью ребёнка. Если такой угрозы нет, то диагностика решает задачи комплексного углублённого изучения семьи, результаты которого будут основой для оказания семье необходимой поддержки.
Диагностика неблагополучия ребёнка в семье — это процесс, который имеет определённую временную протяжённость. Если в процессе оценки возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребёнка, не-
-е-
О
обходимо принять срочные меры для обеспечения безопасности и защиты несовершеннолетнего.
Тип и глубина диагностики зависят от особенностей конкретной ситуации, степени неблагополучия, семейных условий и обстоятельств.
Перечень основных аспектов в жизни ребёнка, подлежащих диагностике:
1. Структура и демографические характеристики семьи.
2. Основные события или кризисы в истории семьи (например, развод, смерть, безработица, миграция и природные катастрофы).
3. Культурный и социально-экономический статус семьи.
4. Семейное функционирование и механизмы решения проблем.
5. Важные события, происходившие в период рождения ребёнка, и основные вехи в его развитии.
6. Проблемы ребёнка, связанные со здоровьем (например, госпитализация).
7. Особенности обучения ребёнка, образовательная среда ребёнка.
8. Адаптивное поведение ребёнка, его социальные контакты и взаимодействие.
В зависимости от особенностей ребёнка проводится диагностика либо общего плана, либо сфокусированная на той или иной области.
В процессе диагностики определяются факторы, которые могут оказать позитивное влияние на неблагополучную ситуацию. К ним относятся: возраст ребёнка, его физическое состояние; психологические, психические, эмоциональные и социальные факторы; образ жизни; влияние семьи.
Потребности ребёнка и семьи, определённые первоначально, изменяются с течением времени. Поэтому необходимо рассматривать процесс диагностики как спираль, постоянно находящуюся в движении и чувствительную к переменам в потребностях ребёнка и семьи.
-е-
Диагностика выявляет основную проблему семьи, степень осознания проблемы её членами, какие усилия предпринимает семья для её решения, какие факторы мешают семье решить свою проблему.
Эффективность диагностики определяется точностью и полнотой оценивания ситуации.
Потребности ребёнка и семьи, определённые первоначально, изменяются с течением времени. Поэтому необходимо рассматривать процесс диагностики как спираль, постоянно находящуюся в движении и чувствительную к переменам в потребностях ребёнка и семьи.
Повторная диагностика осуществляется, если появляется новая информация или происходят изменения в семейной ситуации. Она даёт возможность определить, приносит ли оказываемая семье поддержка ожидаемый результат и, если нет, то почему. Важно оценить,
H.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье
как предпринимаемые действия влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние ребёнка, условия семьи. В случае отсутствия прогресса необходимо выяснить причину и принять соответствующие меры.
Таким образом, диагностика может быть определена как процесс, при котором систематически собираются и анализируются данные, необходимые для ответа на основные вопросы:
I. Каково на данный момент социальное функционирование ребёнка, включая его потребности?
2. Какие особенности социальной среды активизируют или замедляют его социальное функционирование?
3. Какие цели и задачи по изменению ситуации неблагополучия ребёнка в семье (в порядке приоритетности) должны быть определены и включены в программу реабилитации?
4. Какие ресурсы и услуги необходимы для достижения этих целей и задач?
5. Как будет оцениваться достижение поставленных целей и задач?
6. Какие критерии будут использоваться для оценки результатов?
Важный вопрос диагностики — оценка способности семьи к переменам. Как правило, для всех проблемных семей характерна заниженная самооценка, внутренние конфликты, отсутствие необходимых для родителей знаний, отрицание (и другие средства защиты), неверное распределение ролей в семье, дисфункциональные семейные отношения, хронические проблемы со здоровьем, серьёзные перебранки, неумение контролировать стрессы, решать проблемы, неадекватное обустройство жизни, асоциальность. В наиболее сложных случаях имеют место тяжёлые посягательства, испытанные родителями в детстве, настойчивое противодействие и злоупотребление властью, серьёзные личностные нарушения (психопатия; тяжёлая неадекватность личности), умственная отсталость в совокупности с личностными нарушениями, постоянная алкогольная или наркотическая зависимость.
Оценивая возможность изменений в семье, помимо изложенных диагностических признаков, необходимо учитывать выраженность таких факторов:
— Дискомфорт в настоящем. Любые перемены начинают происходить тогда, когда человек испытывает дискомфорт, который проявляется в чувстве тревоги и неудовлетворённости. Это может проявляться в желании человека что-то получить, или чего-то достичь, или чего-то избежать. Такой «осознанный» дискомфорт является стимулом для изменений. Однако у членов проблемных семей часто чувство дискомфорта возникает только в момент вмешательства в семью системы защиты прав и интересов ребёнка. В данном
случае, у семьи велика вероятность воспринимать представителей этой системы как источник дискомфорта, не испытывать к ним доверия и оказывать сопротивление возможным изменениям.
— Эмоциональная защищённость. Для осуществления изменений необходимо, чтобы члены семьи чувствовали себя эмоционально за-щищёнными. Любое изменение жизни несёт в себе определённую степень риска, но чтобы рискнуть, человеку необходима поддержка со стороны окружающих. Источником такой поддержки может стать социальный работник или другой представитель системы помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
— Принятие на себя ответственности за существующую проблему. Необходимым условием возможных перемен является способность членов семьи контролировать свою жизнь. Эта способность выражается, в частности, в ощущении, что они сами в силах влиять на ход событий своей жизни. Возложение ответственности на внешние обстоятельства или окружающих — обычный защитный механизм, действие которого может быть уменьшено или устранено с помощью квалифицированной консультации.
— Готовность действовать эффективно. Уверенность в способности добиваться своего, в том, что усилия могут увенчаться успехом. Условия жизни оказывают существенное влияние на деятельность человека и его способность добиваться своего. В повышении дееспособности членов семьи важную роль может сыграть обучение их навыкам оценки условий и управления ими.
— Видение другого, лучшего будущего. Люди, способные внятно рассказать о желаемом будущем, обладают потенциальной способностью это будущее приблизить.
Обоснованность вмешательства в жизнь семьи
Вмешательство общества в дела семьи прежде всего обусловлено необходимостью обеспечения безопасности ребёнка. Происходит такое вмешательство, если в семье нарушаются естественные права личности, в основе которых лежат универсальные представления о том, что всем детям должно быть гарантировано удовлетворение основных потребностей.
Для этого необходимы ранние профилактические действия в отношении негативных социальных тенденций и явлений в сфере семьи и детства, нацеленность мер помощи на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей — к формированию полноценной личности и самореализации.
Сигнал о ребёнке, находящемся в ситуации неблагополучия, может поступить из различных источников. По закону граждане и должностные лица, которым станет известно об угрозе жизни или здо-
Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье
ровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту жительства ребёнка. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны незамедлительно информировать:
_ — орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод
По закону граждане несовершеннолетних;
и должностные лица, — комиссию по делам несовершеннолетних и защи-которым станет изве- те их прав — о выявленных случаях нарушения прав
стно об угрозе жизни несовершеннолетних на образование, труд, отдых,
или здоровью ребёнка, жилище и др., а также о недостатках, препятствую-
о нарушении его прав щих предупреждению безнадзорности и правонару-
и законных интересов, шений несовершеннолетних, в деятельности органов
обязаны сообщить об и учреждений;
этом в орган опеки — орган опеки и попечительства — о выявлении не-и попечительства по совершеннолетних, оставшихся без попечения роди-месту жительства телей или законных представителей либо находящих-ребёнка. ся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
^-к — орган управления социальной защитой населения — о выявлении ^-к
^ несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в свя-
зи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
— орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
— орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
— орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
— орган по делам молодёжи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи (в организации отдыха, досуга, занятости).
Все субъекты профилактики детского неблагополучия должны имеющуюся информацию (независимо от источника) передать в территориальный орган опеки и попечительства, который принимает решение о вмешательстве в семью.
Если в случае семейного неблагополучия, ребёнок находится в безопасности, но нуждается в помощи, то орган опеки и попечительства передаёт уполномоченной организации (ст.6 п.4 ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве») право провести дополнительное обследование условий жизни и воспитания ребёнка для определения дальнейших действий.
Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, неразрывно связано с необходимостью в достаточно сжатые сроки определить, в каких изменениях условий жизни нуждается ребёнок. При этом направление и содержание помощи зависит от степени выраженности угрозы безопасности ребёнка.
В настоящее время социальные работники чаще всего имеют дело с ситуациями, когда дети уже находятся в опасности. Как правило, опасное положение является последствием жестокого обращения с ребёнком и включает все виды насилия: от пренебрежения потребностями и интересами ребёнка до эмоционального, физического и сексуального насилия.
Если существует угроза безопасности ребёнка (способность семьи к защите ребёнка оказывается ниже уровня, необходимого для его защиты), необходимо вмешательство специалистов. Заключение о наличии риска жестокого обращения (не просто предположение, а логический, подкреплённый информацией вывод) предполагает коррекцию причин, вызывающих этот риск, в большинстве случаев — это изменение образа жизни, поведения воспитателя.
Для определения типа вмешательства выделяются три категории семей:
1) семьи с вероятностью нормального функционирования, стабильности и способности защищать своих детей;
2) семьи, которые склонны оставаться такими, какие они есть, но способны предоставить защиту ребёнку или позволяют это делать другим (стабильность в таких семьях вероятна);
3) семьи, не склонные к изменениям, не обладающие способностью обеспечить защиту детей (стабильность в таких семьях маловероятна, очевидна перспектива лишения родительских прав).
В настоящее время социальные работники чаще всего имеют дело с ситуациями, когда дети уже находятся в опасности. Как правило, опасное положение является последствием жестокого обращения с ребёнком и включает все виды насилия: от пренебрежения потребностями и интересами ребёнка до эмоционального, физического и сексуального насилия.
Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье
Позитивные изменения возможны в семье, члены которой хотят быть вместе, надеются, что их жизнь может улучшиться, видят перспективы и возможности в будущем, способны к обучению, участию в решении проблем, приобретению навыков элементарного анализа, имеют мотивацию к изменениям, открыты к переменам, способны доверять людям, которые хотят им помочь, осознают необходимость изменений, принимают предлагаемые меры.
Однако существуют семьи, вмешательство в которые уже не может привести к позитивным изменениям. К сожалению, далеко не всем семьям социальная служба в силах помочь. Есть семьи, которые изначально можно определить как не поддающиеся изменениям. Родители в таких семьях не понимают ребёнка, не рассматривают его потребности в отрыве от своих собственных ( ребёнок в их представлении имеет те же, что и они, потребности, включая сексуальные). Они, как правило, обладают различными личностными нарушениями (шизоидный тип, антисоциальная личность, полностью игнорирующая окружающих и др.). Эти семьи характеризуются также ростом насильственных действий в отношении ребёнка, определённой степенью садизма и сексуальных отклонений, злоупотреблением наркотиками или токсичными веществами в момент насильственных действий.
Эти признаки необходимо учитывать. Если с семьями первой группы можно и нужно работать, добиваясь того, чтобы ребёнок остался в семье, то для детей из семей второй группы наилучшее решение — изъятие и изменение формы их жизнеустройства.
Основанием для вмешательства в семью может быть непосредственное обращение ребёнка или его законных представителей в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с просьбой о помощи.
Вмешательство в жизнь семьи нарушает её автономию и автономию личностей — членов этой семьи. Поэтому нарушение такой автономии может происходить только тогда, когда имеются определённые симптомы неблагополучия.
Но и вторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку способности семьи в дальнейшем самостоятельно разрешать свои проблемы.
Таким образом, при взаимодействии с семьёй необходимо исходить из сочетания нескольких принципов: приоритета семейных форм воспитания, автономии семьи и раннего — не репрессивного, а социализирующего — вторжения.
При взаимодействии с семьёй необходимо исходить из сочетания нескольких принципов: приоритета семейных форм воспитания, автономии семьи и раннего — не репрессивного, а социализирующего — вторжения.
Раннее выявление семей, в которых есть признаки детского неблагополучия, — достаточно сложная задача для специалистов. На практике специалисты, вовлечённые в эту работу, сталкиваются с большим количеством проблем, в частности:
— многие важные термины не имеют чётких определений (например, «угроза жизни и здоровью», «ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей»), вследствие чего многие важные для дальнейшей жизни ребёнка решения могут приниматься субъективно;
— не существует однозначных критериев для отнесения ребёнка или семьи к той или иной группе риска, а также не существует единого для всех служб и ведомств алгоритма и инструментов оценки ситуации в семье;
— устройство детей на государственное обеспечение или в замещающую семью не подчиняется строгим правилам и не всегда учитывает потребности и интересы ребёнка;
— профилактические работы, направленные на поддержку семьи, недостаточно скоординированы.
Учитывая особенности процесса выявления детского и семейного неблагополучия, необходимо строить эту работу таким образом, чтобы уменьшить риск ошибочного заключения: использовать технологии командной работы, когда несколько специалистов участвуют в процессе выявления и оценки семьи; осуществлять сопровождение семьи в процессе оценки её воспитательного потенциала; вводить супервизорский контроль за качеством оценки и помощи, а главное — постоянно повышать профессиональный уровень специалистов.
Этапы диагностики
В основе построения диагностики неблагополучия ребёнка в семье лежит принцип «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.
Диагностическая работа с детьми, находящимися в неблагополучных семейных условиях, — это определённая система, которая проводится в несколько этапов, различающихся по своим целям, задачам и методам.
Первый этап диагностической работы направлен на оценку (экспертизу) состояния ребёнка и его социальной ситуации развития. Главная цель первичной диагностики — определить, какие права и интересы ребёнка нуждаются в защите, представляет ли ситуация угрозу жизни и здоровью ребёнка.
Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребёнка в семье
Помимо прав ребёнка, нуждающегося в защите, необходимо определить способность семьи самостоятельно выполнять свои основные ежедневные функции, в зависимости от этого определяется, какие услуги — поддерживающие или защищающие — должны быть оказаны семье.
Первичную диагностику может провести специалист органа опеки и попечительства, специалист уполномоченной организации или учреждения социальной защиты.
Методы первичной диагностики: осмотр и беседа с ребёнком; анализ имеющихся документов; обследование условий проживания ребёнка; беседа с родителями или законными представителями ребёнка.
Для проведения первичной оценки и выявления угрозы жизни и здоровья ребёнка наряду со стандартным актом жилищно-бытовых условий рекомендуется использовать акт обследования условий его жизни. Это краткая форма, на основе которой специалист может принять решение о немедленном изъятии ребёнка из семьи, если очевидна угроза жизни и здоровью, и спланировать меры, обеспечивающие его безопасность.
Важно отметить, что акт может оформляться не только при первичном выходе в семью, но и в любой другой момент. В практике распространены ситуации, когда при первичном контакте угроза жизни и здоровью ребёнка не выявляется либо по причине её отсутствия, либо потому, что требуется время для выявления некоторых фактов. Однако наличие угрозы жизни и здоровью ребёнка становится очевидной через какое-то время работы с семьёй, и, следовательно, акт может быть оформлен именно в этот момент.
Акт может оформляться также при первичном выходе в семью специалистом по социальной работе, когда этот выход не сопряжён с сигналом об угрозе жизни и здоровью ребёнка, а является первичным этапом работы с семьёй. В этом случае основной целью оформления акта является проведение первичной оценки условий жизни ребёнка для исключения угрозы его жизни и здоровью.
На основании результатов первичной диагностики решаются вопросы о срочности и типе необходимых мер. Например, об обоснованности обращения и необходимости оказания семье социальной помощи; о необходимости изъятия ребёнка из семьи для обеспечения его безопасности; о необходимости помещения ребёнка в учреждение для оказания помощи семье в воспитании, обучении и содержании ребёнка; о необходимости оказания семье определённого типа социальных услуг и др.
Таким образом, результаты первого этапа обследования определяют комплекс первоочередных мер по оказанию помощи ребёнку
и задачи второго этапа, которые решаются в индивидуальной программе реабилитации ребёнка и его семьи.
Если непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребёнка нет, но ситуация для ребёнка в семье может быть охарактеризована как неблагополучная, специалисты переходят к следующему этапу диагностики и производят углублённую оценку.
В отдельных случаях диагностическая работа ограничивается первым этапом. Например, семья беженцев обратилась с просьбой оказать помощь в устройстве ребёнка в образовательное учреждение. Результаты первичной диагностики не выявили нарушения других прав ребёнка. Содействие в устройстве ребёнка в образовательное учреждение было оказано, и дальнейшая диагностическая работа с данной семьёй не проводилась.
В следующих номерах журнала мы рассмотрим второй и третий этапы диагностики неблагополучия ребёнка в семье.
-э-