Научная статья на тему 'Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики'

Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1109
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Надежда Петровна, Бобылева Ирина Анатольевна, Заводилкина Ольга Владимировна

Модель гармоничной семьи. Факторы, определяющие неблагополучие ребёнка в семье. Дезадаптация семьи как ведущий фактор неблагополучия ребёнка. Критерии и показатели благополучия/неблагополучия ребёнка в семье. Важнейшие функции семьи. Жестокое обращение, связанное с угрозой жизни и здоровью ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Надежда Петровна, Бобылева Ирина Анатольевна, Заводилкина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The child of unfortunate family: the indicates of diagnoses

The model of concordant family. The factors determined the trouble children life in the family. The family maladjustment as the leading factor of trouble children life. The wellbeing and trouble standards and indexes of children life in the families. The most important functions of family. The cruel treatment effected the life and health of the child.

Текст научной работы на тему «Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики»



-е-

Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики

Надежда Петровна Иванова,

заведующая лабораторией социальных проблем детства НИИ семьи и воспитания, кандидат педагогических наук,

Ирина Анатольевна Бобылева,

старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания, научный руководитель Центра поддержки выпускников интернатных учреждений Смоленской области, кандидат педагогических наук,

Ольга Владимировна Заводилкина,

старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания

Социально-педагогическая поддержка семьи направлена на профилактику семейного неблагополучия, предупреждение негативных тенденций в развитии семей. Поэтому особую актуальность приобретает раннее выявление семей группы риска по детскому неблагополучию, которое напрямую связано с семейным неблагополучием. Общеизвестно, что крайняя форма семейного неблагополучия по отношению к ребёнку — социальное сиротство.

Необходимым условием и важнейшей частью содержания социально-педагогической поддержки семьи является диагностика, осуществляемая, прежде всего, для нахождения возможности сохранения её для ребёнка.

• модель гармоничной семьи • потребности ребёнка • факторы, определяющие благополучие ребёнка в семье • критерии и показатели благополучия/неблагополучия ребёнка в семье • жестокое обращение с ребёнком

При разработке системы диагностики неблагополучия ребёнка в семье в качестве отправной точки может быть взята модель эффективной гармоничной семьи, которая включает несколько базовых элементов, соответствующих ключевым аспектам функционирования семейной системы (Ф. Уолш):

— разделённое членами семьи семейное самосознание, основанное на близких эмоционально-позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы — одна семья», а не «Я в семье»); характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;

— уважение автономии и индивидуальных различий, учёт интересов и потребностей, обеспе-

-э-

чивающих успешное развитие и хорошее самочувствие членов семьи, включая все поколения;

— взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей между супругами;

— эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отношения, обеспечивающие защиту и безопасность ребёнка; процесс воспитания и социализации ребёнка на основе уважения и принятия его прав;

— наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безопасность, психологическую и социальную поддержку семьи в контексте прародительской семьи, социальной группы, системы социальных институтов (поскольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переходные, кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для её жизнестойкости приобретает социальная политика государства);

— организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, последовательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;

— адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптивность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмоциональной напряжённостью в семье за счёт эффективной реализации её психотерапевтической функции;

— открытость коммуникации, характеризующаяся чёткостью и ясностью правил и ролевых ожиданий (цель коммуникации — обеспечить возможность свободного выражения чувств эмпатии, эмоциональной поддержки, преобладание позитивного эмоционального фона);

— эффективное разрешение проблем и конфликтов;

— разделённая система убеждений и ценностей в рамках всех сосуществующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возможность успешно разрешать проблемные ситуации [6].

Факторы, определяющие неблагополучия ребёнка в семье

Неблагополучие ребёнка в семье прямо связано с семейным неблагополучием. Можно дать такое определение семейному неблагополучию: нарушение в структуре и (или) в функциях семьи, которое, отрицательно отражаясь на процессе усвоения несовершеннолетним социального опыта, способствует развитию его антиобщественного (в том числе и преступного) поведения, а также виктимизации подростка.

Выделяют три группы причин неблагополучия в семье, негативно влияющих на ребёнка:

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики

— кризисные явления в социально-экономической сфере (падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; нерешённая жилищная проблема; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде);

— причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье, самоустранение родителей от воспитания, пренебрежение потребностями детей и др.

— причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). [2, 3, 4, 5,7,8]

Отличительная черта этих семей, независимо от причин их неблагополучия — социальная незащищённость [1].

Основные показатели семейного неблагополучия по социальной адаптации

• Материальное положение семьи: уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики её членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

Если уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жильё, то такая семья считается бедной, её социально-экономический статус — низкий.

Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам (т.е. удовлетворяет базовые потребности), но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, её социально-экономический статус — средний.

Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в два и более раза выше социальных норм), позволяющий не только удовлетворять основные потребности, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья — материально обеспеченная, имеет высокий социально-экономический статус.

• Психологический климат: более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Чтобы оценивать состояние психологического климата семьи, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу

участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.

В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяют: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне её), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворённостью каждого из членов семьи качеством этих отношений. В этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как высокий. Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, т.е. снятия стресса иус-талости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат — низкий. Причём неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребёнка из дома, прекращение отношений с родственниками.

Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции ещё слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.

• Социокультурная адаптация:уровень образования её взрослых членов, непосредственная бытовая и поведенческая культура членов семьи.

Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций; обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, причём преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребёнка и поддерживает здоровый образ жизни.

Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно-досу-говая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции); семья ведёт неблагополучный (нездоровый, аморальный) образ жизни, то её уровень культуры — низкий.

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики

• Ситуационно-ролевая адаптация: отношение к ребёнку в семье.

В случае конструктивного отношения к ребёнку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребёнка, её ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребёнку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнорирования проблем ребёнка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, её ситуационно-ролевой статус — низкий.

Ситуационные факторы семейного неблагополучия делят на объективные и субъективные, благоприятные и неблагоприятные.

К объективным факторам относятся: неблагоприятные экономические условия проживания; военные действия и конфликты; смерть одного из близких родственников; утрата здоровья; последствия экстремальных ситуаций (насилие, пожар, террористические акты); низкий уровень материальной обеспеченности семьи.

К субъективным факторам: способность человека к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческая позиция; отсутствие ответственности за свои поступки; антисоциальные нормы и ценности, на основании которых человек выстраивает отношения с окружающими людьми; конфликтные отношения с родственниками.

Особенно важно соотношение благоприятных и неблагоприятных факторов, а также их оценка с точки зрения возможности активизации и усиления действия благоприятных факторов и устранения или уменьшения влияния негативных.

Ведущий фактор риска неблагополучия ребёнка — дезадаптация семьи.

Существуют три уровня такой дезадаптации (по степени нарастания тяжести патогенного воздействия):

1) распад семьи и перепоручение воспитания ребёнка родственникам и другим лицам;

2) наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;

3) асоциальная дезадаптация семей, в том числе — жестокое обращение с детьми во всех его проявлениях.

Дополнительные факторы неблагополучия детей в семье — медико-демографические: неполные семьи; многодетные семьи, семьи с несовершеннолетними матерями, семьи, из которых выходят безнадзорные и бездомные дети, а также социальные сироты. Все типы этих семей объединяют неудовлетворительные материальные условия, частые случаи злоупотребления родителями психоактивными веществами, невысокий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность родителей в случае заболевания ребёнка.

Влияние нравственного кризиса на неблагополучие ребёнка в семье проявляется в нескольких направлениях:

— в пренебрежении к самоценности ребёнка как наименее защищённо-го, слабого и уязвимого существа, а также к социальной ценности и значимости семейных и родительских обязанностей;

— в резком падении уровня правовой грамотности и правовой культуры;

— в жестокости родителей в отношении детей, которые в свою очередь переносят её на сверстников;

— в ценностных установках несовершеннолетних, которые оказываются дезориентированными в сложной системе социальных требований и подготовленными к участию в тех или иных формах асоциального поведения.

Невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создаётся прямая угроза здоровью ребёнка и его жизни. Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологиза-ция отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье.

Последствия семейного неблагополучия для ребёнка связаны с отклонениями в его развитии — физическом, психическом, социальном.

Таким образом, неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье.

Обоснование критериев и показателей благополучия/ неблагополучия ребёнка в семье

В системе диагностики, которую мы предлагаем, в качестве системообразующего выдвинуто понятие «безопасность ребёнка».

Критерии семейного неблагополучия, определяющие неблагополучие ребёнка в семье:

1) неблагоприятные детско-родительские отношения;

2) неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребёнка (риск социального сиротства);

3) угроза здоровью и жизни ребёнка (жестокое обращение во всех его формах: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение нуждами).

Данное разделение, прежде всего, отражает разную степень выраженности семейного неблагополучия, безопасности ребёнка в семье.

В первом случае речь в большей степени идёт о коррекции детско-роди-тельских отношений. Во втором — ребёнок находится в большей опасно-

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики

сти и принимаемые меры должны быть направлены на оказание помощи семье в целом (социальные услуги, социальная реабилитация и другие виды! помощи и работы с семьёй). В третьем — речь идёт о «спасении» ребёнка и устранении факторов, угрожающих его безопасности.

Рассмотрим данные виды рисков неблагополучия ребёнка в семье как области диагностики.

Неблагоприятные детско-родительские отношения в семье

Симптомом неблагополучия ребёнка в семье является отчуждённость в детско-родительских отношениях, для определения которой существуют как социально-педагогические, так и психологические эмпирические показатели. К социально-педагогическим показателям относятся:

— родители не выделяют время для непосредственного общения с ребёнком ежедневно;

— в семье нет совместных форм проведения досуга;

— у родителей нет совместных занятий с ребёнком;

— родители не включают ребёнка соответствующего возраста в обсуждение семейных проблем;

— мнение ребёнка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;

— родители не проявляют интереса к досугу ребёнка;

— отношения между родителями и ребёнком характеризуются конфликтностью, отсутствием доверительности и интереса.

Психологические референты отчуждённости в детско-родительских отношениях могут быть диагностированы как на полюсе ребёнка, так и на полюсе родителя. На полюсе ребёнка эмпирическими референтами его отчуждённости от воспитывающих взрослых выступают: наличие у него негативных чувств к родителям (враждебность), уровень конфликтности и закрытости ребёнка в ситуациях реального и воображаемого присутствия родителей. На полюсе родителя эмпирическими референтами отчуждения ребёнка могут служить: дистанцирование, отстранение, авторитарная гиперсоциализация, отвержение, отсутствие лояльности к неординарным проявлениям ребёнка.

Ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию и развитию ребёнка

Отчуждённость в детско-родительских отношениях часто приводит к невыполнению родителями своих родительских обязанностей, основное содержание которых состоит в удовлетворении потребностей ребёнка.

Потребности ребёнка включают витальные базовые (потребность в полноценной пище, тепле, сне, отдыхе, активном движении и т.п.), социальные (потребность в безопасности и защите, в любви и привязанности, в со-

циальном признании, в деловом, личностном, познавательном общении), познавательные потребности.

Степень удовлетворения потребностей ребёнка характеризует его субъективное переживание внимания и заботы, проявляемых к нему родителем. Затруднения в функционировании семьи определяют её неблагополучие. Для ребёнка определяющими функциями семьи являются: функция жизнеобеспечения, воспитательная функция и функция эмоциональной поддержки и принятия.

Функция жизнеобеспечения (в том числе принятая в большинстве классификаций хозяйственно-бытовая функция) — удовлетворение жизненно важных потребностей членов семьи (не имеющих возможности удовлетворять их самостоятельно): в пропитании, одежде, в предоставлении крова, обеспечении физической безопасности, в сохранении здоровья, в создании условий для сна, отдыха и бодрствования и др.

Воспитательная функция (в том числе принятые в большинстве классификаций функции первичного социального контроля и духовного общения) — участие в становлении личности ребёнка, развитие его интеллекта, способностей, умений, навыков и интересов, передача накопленного обществом социального опыта; нравственное и эстетическое развитие; содействие укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры; обеспечение выполнения социальных норм; удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, духовном обогащении.

Функция эмоциональной поддержки и принятия — удовлетворение потребностей в принятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность, активно содействует сохранению психического здоровья.

Пренебрежение родителями своими родительскими обязанностями, невыполнение необходимых для жизни и развития ребёнка требований в науке рассматривается как вид жестокого обращения.

Жестокое обращение, связанное с угрозой жизни и здоровью ребёнка

Понятие «обеспечение безопасности ребёнка» включает помощь ребёнку на нескольких уровнях: обеспечение физической безопасности, обеспечение психологической защищённости, обеспечение уровня нормальной жизнедеятельности. Обеспечение только одного уровня не является достаточным. Потребность ребёнка в психологической защищённости должна иметь такой же вес, как и его право на физическую безопасность. Даже в условиях физической безопасности ребёнок может испытывать психологический дискомфорт из-за ощущения нестабильности своего существования. Стабильность жизни ребёнка должна быть обеспечена в сроки, не наносящие ущерб развитию ребёнка.

Для более эффективной организации профилактической работы и предотвращения жестокого обращения с детьми, необходимо определить критерии и показатели безопасности ребёнка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики

Учёные, работающие в области социальной науки, выделяют шесть составляющих понятия безопасности: угроза причинения вреда, степень жестокости, уязвимость ребёнка, неизбежность насилия, неспособность защищаться.

I. Угроза причинения вреда — это такие условия жизни /действия в семье, которые представляют потенциальную опасность получения ребёнком серьёзной травмы. Возможность насилия может явиться результатом либо прямого воздействия на ребёнка от кого-либо из членов семьи или же следствием ослабления способности семьи к самозащите, а значит и защите ребёнка от внешних неблагоприятных воздействий.

Необходимо также учитывать такие аспекты, как: наличие угрозы; возможность члена семьи или кого-то со стороны контролировать безопасность и надёжность такого контроля; наличие угрозы в данный момент времени; воздействие такой угрозы на ребёнка (сильное или слабое).

То или иное обстоятельство расценивается как потенциальная угроза безопасности, когда проявляется в форме конкретного симптома, действия: ситуации (небезопасный дом, вовлечённость членов семьи в криминальную деятельность); поведения (импульсивные действия, оскорбления); эмоции (например, клиническая депрессия кого-то из родителей, членов семьи); восприятие родителем ребёнка как помеху; особенности физического состояния (например, инвалидность родителей).

^ 2. Причинение вреда — описывает природу нанесённых повреждений. ^

3. Степень жестокости или пренебрежения интересами ребёнка. Анализируя степень жестокости, нужно учитывать, как именно происходит насилие, а также отношение «агрессора» к ребёнку, змоциональное состояние «агрессора», когда и при каких обстоятельствах имеет место акт агрессии. Важно определить и природу агрессивного поведения: является ли оно намеренным или импульсивным.

Определяя степень пренебрежения нуждами ребёнка, следует учитывать следующее: интеллектуальную, эмоциональную, физическую неспособность воспитателя заботиться о ребёнке или отсутствие человека, удовлетворяющего потребности ребёнка; дополнительные ситуационные факторы, протяжённость.

4. Уязвимость. Ребёнок уязвим, если его благополучие и защищённость зависят от других людей, если он сталкивается с обстоятельствами, на которые не в силах повлиять, если не в состоянии избежать насилия.

Степень уязвимости ребёнка зависит также от возраста, его физического и эмоционального здоровья, уровня развития, способности выражать свои потребности.

5. Неизбежность насилия включает два фактора: как быстро угроза насилия превращается в собственно насилие; степень неминуемости насилия.

6. Способность к защите — ресурсы семьи, способствующие безопасности ребёнка. Выделяют три вида защитных факторов:

— когнитивные «защитные» факторы (умение распознавать угрозу причинения вреда; способность понимать потребности ребёнка; способность контролировать угрозу и удовлетворять потребности ребёнка; умение обобщать результаты своего опыта и учиться на своих ошибках);

— эмоциональные «защитные» факторы (привязанность, любовь; эмоциональная устойчивость; желание защитить ребёнка);

— поведенческие «защитные» факторы (физическая способность защитить ребёнка; способность удовлетворять потребности ребёнка в первую очередь; навыки по уходу за ребёнком и удовлетворению его потребностей; защита ребёнка в прошлом; способность контролировать собственные импульсы).

Таким образом, можно говорить о том, что ребёнок находится в безопасности, когда отсутствует угроза насилия или само насилие, или, когда способность семьи к защите ребёнка может уравновесить риск насилия. И напротив, существует угроза безопасности ребёнка в тех случаях, когда способность семьи к защите ребёнка оказывается ниже необходимого уровня. В таких случаях необходимо вмешательство — либо для повышения способности семьи к защите ребёнка, либо для его защиты.

Чтобы определить степень безопасности необходимо выяснить, насколько контролируемо положение ребёнка/семьи; установить, как быстро может сложиться ситуация, угрожающая его безопасности, наконец, оценить тяжесть возможных последствий плохого обращения с ребёнком, исходя в том числе из степени его уязвимости ( если такие ситуации уже были, то необходимо проанализировать, как они повлияли на ребёнка).

Таким образом, для нормального развития ребёнка в семье необходимо, чтобы родители обеспечили ему защиту, безопасность, благосостояние. Это

возможно, если родители в состоянии удовлетворить потребности ребёнка.

Неблагополучие ребёнка в семье определяется нарушением права ребёнка на удовлетворение его потребностей.

Подводя итог, подчеркнём, что благополучие ребёнка в семье при наличии безопасности (отсутствие угрозы для жизни и здоровья), характеризуется удовлетворением его потребностей в таких сферах, как здоровье, образование, эмоциональное развитие и поведение, идентичность, семейные и социальные отношения.

Исходя из вышесказанного, мы выделяем интегративныекритерии благополучия/неблагополучия ребёнка в семье:

— наличие в семье условий для удовлетворения потребностей ребёнка;

— степень удовлетворения потребностей ребёнка.

Для того чтобы оценить выделенные интегративные критерии благополучия/неблагополучия необходимо понять, какие конкретные показатели они имеют в основных сферах развития и жизнедеятельности ребёнка в семье, т.е. на что необходимо обращать внимание, оценивая его благополучие/неблагополучие.

Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики

Показатели оценки благополучия/неблагополучия ребёнка в семье в основных областях его развития

©

Сфера жизни ребёнка Наличие условий для удовлетворения потребностей ребёнка Удовлетворение потребностей ребёнка

Здоровье — обеспечение ребёнка пищей, одеждой, жильём и бытовыми условиями; — учёт и преодоление имеющихся заболеваний, инвалидности ребёнка; — достаточный уровень защиты от несчастных случаев; — наличие профилактических мер, направленных на укрепление здоровья ребёнка; — формирование у ребёнка здо-ровьесберегающего поведения — соответствие внешнего вида ребёнка социокультурным нормам и требованиям гигиены; — отсутствие частых и длительных заболеваний ребёнка; — соответствие развития ребёнка его возрасту; — положительная динамика в росте и весе ребёнка; — достаточность навыков гигиены и самообслуживания

Образование — достаточное количество соответствующих возрасту игр, игрушек, спортивного инвентаря, учебных материалов, школьных принадлежностей, игр; — оформление ребёнка в воспитательное, образовательное учреждение; — содействие в получении образования; — высокая включённость родителей в образование ребёнка; — контакт с учителями / воспитателями; — контроль за посещением воспитательных или образовательных учреждений — соответствие успехов ребёнка его способностям; — освоение необходимых учебных навыков и умений; — установление позитивных контактов с учителями и сверстниками; — желание учиться, стремление получать хорошие оценки и положительные отзывы; — посещение кружков, секций, культурно-развлекательных мероприятий

Эмоциональное развитие и поведение — положительный общий эмоциональный тон взаимоотношений в семье; — отсутствие словесных оскорблений, угроз, запугивания; — проявления симпатии, принятия, признания, любви; — достаточность эмоциональной поддержки; — помощь в решении эмоциональных и поведенческих проблем; — адекватный контроль за поведением; — эффективность родителей в формировании поведения ребёнка; — адекватность эмоциональных реакций и поведения; — отсутствие устойчивых негативных эмоциональных переживаний; — отсутствие эмоциональных и поведенческих нарушений;

0

0

Идентичность включает растущее в ребёнке чувство индивидуальности, осознание самого себя как отдельной и ценной личности. Сюда относится отношение ребёнка к самому себе и своим способностям, образ себя и самооценка; расовая, религиозная принадлежность, половая идентичность — отсутствие событий, способных понизить самооценку ребёнка; — отсутствие неадекватного родительского воздействия (по полу, возрасту, личностным особенностям); — наличие возможностей для реализации национальных, религиозных, культурных потребностей — соответствие представлений ребёнка о себе его полу и возрс-ту; — положительное отношение ребёнка к самому себе и своим способностям (положительный образ себя); — уверенность в себе, высокая самооценка; — включённость в семейную историю, чувство прнадлежности к семье

Семейные и социальные отношения: это взаимоотношения с родителями/лицами, их заменяющими, братья-ми/сёстрами, другими сверстниками и взрослыми вне семьи, включая дружеские отношения — родители выделяют время для непосредственного общения с ребёнком ежедневно; — в семье существуют формы совместного проведения досуга родителей и детей; — родители включают ребёнка соответствующего возраста в обсуждение семейных проблем; — мнение ребёнка учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием; — отсутствие социальной изоляции семьи — стабильность позитивных взаимоотношений с родителями; — позитивные отношения и формы взаимодействия со всеми членами семьи; — позитивная семейная роль ребёнка; — знание и принятие ребёнком правил жизни, сложившихся в семье; — наличие соответствующих возрасту ребёнка взаимоотношений с другими сверстниками и взрослыми вне семьи, включая дружеские отношения, позитивные социальные контакты

0

Характер выраженности показателей благополучия ребёнка в основных областях его развития определяет результат оценки, который связан с определением степени риска его неблагополучия в семье.

Литература_

1. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.

2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988.

3. Острокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. М., 1995. С. 8—11.

4. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи//Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.

5. .Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Лениздат, 2000.

6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учёб. пособие. М.: Гардарики, 2007.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.