-е-
Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики
Надежда Петровна Иванова,
заведующая лабораторией социальных проблем детства НИИ семьи и воспитания, кандидат педагогических наук,
Ирина Анатольевна Бобылева,
старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания, научный руководитель Центра поддержки выпускников интернатных учреждений Смоленской области, кандидат педагогических наук,
Ольга Владимировна Заводилкина,
старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания
Социально-педагогическая поддержка семьи направлена на профилактику семейного неблагополучия, предупреждение негативных тенденций в развитии семей. Поэтому особую актуальность приобретает раннее выявление семей группы риска по детскому неблагополучию, которое напрямую связано с семейным неблагополучием. Общеизвестно, что крайняя форма семейного неблагополучия по отношению к ребёнку — социальное сиротство.
Необходимым условием и важнейшей частью содержания социально-педагогической поддержки семьи является диагностика, осуществляемая, прежде всего, для нахождения возможности сохранения её для ребёнка.
• модель гармоничной семьи • потребности ребёнка • факторы, определяющие благополучие ребёнка в семье • критерии и показатели благополучия/неблагополучия ребёнка в семье • жестокое обращение с ребёнком
При разработке системы диагностики неблагополучия ребёнка в семье в качестве отправной точки может быть взята модель эффективной гармоничной семьи, которая включает несколько базовых элементов, соответствующих ключевым аспектам функционирования семейной системы (Ф. Уолш):
— разделённое членами семьи семейное самосознание, основанное на близких эмоционально-позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы — одна семья», а не «Я в семье»); характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;
— уважение автономии и индивидуальных различий, учёт интересов и потребностей, обеспе-
-э-
чивающих успешное развитие и хорошее самочувствие членов семьи, включая все поколения;
— взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей между супругами;
— эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отношения, обеспечивающие защиту и безопасность ребёнка; процесс воспитания и социализации ребёнка на основе уважения и принятия его прав;
— наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безопасность, психологическую и социальную поддержку семьи в контексте прародительской семьи, социальной группы, системы социальных институтов (поскольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переходные, кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для её жизнестойкости приобретает социальная политика государства);
— организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, последовательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;
— адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптивность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмоциональной напряжённостью в семье за счёт эффективной реализации её психотерапевтической функции;
— открытость коммуникации, характеризующаяся чёткостью и ясностью правил и ролевых ожиданий (цель коммуникации — обеспечить возможность свободного выражения чувств эмпатии, эмоциональной поддержки, преобладание позитивного эмоционального фона);
— эффективное разрешение проблем и конфликтов;
— разделённая система убеждений и ценностей в рамках всех сосуществующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возможность успешно разрешать проблемные ситуации [6].
Факторы, определяющие неблагополучия ребёнка в семье
Неблагополучие ребёнка в семье прямо связано с семейным неблагополучием. Можно дать такое определение семейному неблагополучию: нарушение в структуре и (или) в функциях семьи, которое, отрицательно отражаясь на процессе усвоения несовершеннолетним социального опыта, способствует развитию его антиобщественного (в том числе и преступного) поведения, а также виктимизации подростка.
Выделяют три группы причин неблагополучия в семье, негативно влияющих на ребёнка:
Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики
— кризисные явления в социально-экономической сфере (падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; нерешённая жилищная проблема; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде);
— причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье, самоустранение родителей от воспитания, пренебрежение потребностями детей и др.
— причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). [2, 3, 4, 5,7,8]
Отличительная черта этих семей, независимо от причин их неблагополучия — социальная незащищённость [1].
Основные показатели семейного неблагополучия по социальной адаптации
• Материальное положение семьи: уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики её членов, что составляет социально-экономический статус семьи.
Если уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жильё, то такая семья считается бедной, её социально-экономический статус — низкий.
Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам (т.е. удовлетворяет базовые потребности), но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, её социально-экономический статус — средний.
Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в два и более раза выше социальных норм), позволяющий не только удовлетворять основные потребности, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья — материально обеспеченная, имеет высокий социально-экономический статус.
• Психологический климат: более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
Чтобы оценивать состояние психологического климата семьи, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу
участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.
В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяют: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне её), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворённостью каждого из членов семьи качеством этих отношений. В этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как высокий. Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, т.е. снятия стресса иус-талости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат — низкий. Причём неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребёнка из дома, прекращение отношений с родственниками.
Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции ещё слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.
• Социокультурная адаптация:уровень образования её взрослых членов, непосредственная бытовая и поведенческая культура членов семьи.
Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций; обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, причём преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребёнка и поддерживает здоровый образ жизни.
Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно-досу-говая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции); семья ведёт неблагополучный (нездоровый, аморальный) образ жизни, то её уровень культуры — низкий.
Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики
• Ситуационно-ролевая адаптация: отношение к ребёнку в семье.
В случае конструктивного отношения к ребёнку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребёнка, её ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребёнку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнорирования проблем ребёнка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, её ситуационно-ролевой статус — низкий.
Ситуационные факторы семейного неблагополучия делят на объективные и субъективные, благоприятные и неблагоприятные.
К объективным факторам относятся: неблагоприятные экономические условия проживания; военные действия и конфликты; смерть одного из близких родственников; утрата здоровья; последствия экстремальных ситуаций (насилие, пожар, террористические акты); низкий уровень материальной обеспеченности семьи.
К субъективным факторам: способность человека к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческая позиция; отсутствие ответственности за свои поступки; антисоциальные нормы и ценности, на основании которых человек выстраивает отношения с окружающими людьми; конфликтные отношения с родственниками.
Особенно важно соотношение благоприятных и неблагоприятных факторов, а также их оценка с точки зрения возможности активизации и усиления действия благоприятных факторов и устранения или уменьшения влияния негативных.
Ведущий фактор риска неблагополучия ребёнка — дезадаптация семьи.
Существуют три уровня такой дезадаптации (по степени нарастания тяжести патогенного воздействия):
1) распад семьи и перепоручение воспитания ребёнка родственникам и другим лицам;
2) наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;
3) асоциальная дезадаптация семей, в том числе — жестокое обращение с детьми во всех его проявлениях.
Дополнительные факторы неблагополучия детей в семье — медико-демографические: неполные семьи; многодетные семьи, семьи с несовершеннолетними матерями, семьи, из которых выходят безнадзорные и бездомные дети, а также социальные сироты. Все типы этих семей объединяют неудовлетворительные материальные условия, частые случаи злоупотребления родителями психоактивными веществами, невысокий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность родителей в случае заболевания ребёнка.
Влияние нравственного кризиса на неблагополучие ребёнка в семье проявляется в нескольких направлениях:
— в пренебрежении к самоценности ребёнка как наименее защищённо-го, слабого и уязвимого существа, а также к социальной ценности и значимости семейных и родительских обязанностей;
— в резком падении уровня правовой грамотности и правовой культуры;
— в жестокости родителей в отношении детей, которые в свою очередь переносят её на сверстников;
— в ценностных установках несовершеннолетних, которые оказываются дезориентированными в сложной системе социальных требований и подготовленными к участию в тех или иных формах асоциального поведения.
Невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создаётся прямая угроза здоровью ребёнка и его жизни. Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологиза-ция отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье.
Последствия семейного неблагополучия для ребёнка связаны с отклонениями в его развитии — физическом, психическом, социальном.
Таким образом, неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье.
Обоснование критериев и показателей благополучия/ неблагополучия ребёнка в семье
В системе диагностики, которую мы предлагаем, в качестве системообразующего выдвинуто понятие «безопасность ребёнка».
Критерии семейного неблагополучия, определяющие неблагополучие ребёнка в семье:
1) неблагоприятные детско-родительские отношения;
2) неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребёнка (риск социального сиротства);
3) угроза здоровью и жизни ребёнка (жестокое обращение во всех его формах: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение нуждами).
Данное разделение, прежде всего, отражает разную степень выраженности семейного неблагополучия, безопасности ребёнка в семье.
В первом случае речь в большей степени идёт о коррекции детско-роди-тельских отношений. Во втором — ребёнок находится в большей опасно-
Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики
сти и принимаемые меры должны быть направлены на оказание помощи семье в целом (социальные услуги, социальная реабилитация и другие виды! помощи и работы с семьёй). В третьем — речь идёт о «спасении» ребёнка и устранении факторов, угрожающих его безопасности.
Рассмотрим данные виды рисков неблагополучия ребёнка в семье как области диагностики.
Неблагоприятные детско-родительские отношения в семье
Симптомом неблагополучия ребёнка в семье является отчуждённость в детско-родительских отношениях, для определения которой существуют как социально-педагогические, так и психологические эмпирические показатели. К социально-педагогическим показателям относятся:
— родители не выделяют время для непосредственного общения с ребёнком ежедневно;
— в семье нет совместных форм проведения досуга;
— у родителей нет совместных занятий с ребёнком;
— родители не включают ребёнка соответствующего возраста в обсуждение семейных проблем;
— мнение ребёнка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;
— родители не проявляют интереса к досугу ребёнка;
— отношения между родителями и ребёнком характеризуются конфликтностью, отсутствием доверительности и интереса.
Психологические референты отчуждённости в детско-родительских отношениях могут быть диагностированы как на полюсе ребёнка, так и на полюсе родителя. На полюсе ребёнка эмпирическими референтами его отчуждённости от воспитывающих взрослых выступают: наличие у него негативных чувств к родителям (враждебность), уровень конфликтности и закрытости ребёнка в ситуациях реального и воображаемого присутствия родителей. На полюсе родителя эмпирическими референтами отчуждения ребёнка могут служить: дистанцирование, отстранение, авторитарная гиперсоциализация, отвержение, отсутствие лояльности к неординарным проявлениям ребёнка.
Ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию и развитию ребёнка
Отчуждённость в детско-родительских отношениях часто приводит к невыполнению родителями своих родительских обязанностей, основное содержание которых состоит в удовлетворении потребностей ребёнка.
Потребности ребёнка включают витальные базовые (потребность в полноценной пище, тепле, сне, отдыхе, активном движении и т.п.), социальные (потребность в безопасности и защите, в любви и привязанности, в со-
циальном признании, в деловом, личностном, познавательном общении), познавательные потребности.
Степень удовлетворения потребностей ребёнка характеризует его субъективное переживание внимания и заботы, проявляемых к нему родителем. Затруднения в функционировании семьи определяют её неблагополучие. Для ребёнка определяющими функциями семьи являются: функция жизнеобеспечения, воспитательная функция и функция эмоциональной поддержки и принятия.
Функция жизнеобеспечения (в том числе принятая в большинстве классификаций хозяйственно-бытовая функция) — удовлетворение жизненно важных потребностей членов семьи (не имеющих возможности удовлетворять их самостоятельно): в пропитании, одежде, в предоставлении крова, обеспечении физической безопасности, в сохранении здоровья, в создании условий для сна, отдыха и бодрствования и др.
Воспитательная функция (в том числе принятые в большинстве классификаций функции первичного социального контроля и духовного общения) — участие в становлении личности ребёнка, развитие его интеллекта, способностей, умений, навыков и интересов, передача накопленного обществом социального опыта; нравственное и эстетическое развитие; содействие укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры; обеспечение выполнения социальных норм; удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, духовном обогащении.
Функция эмоциональной поддержки и принятия — удовлетворение потребностей в принятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность, активно содействует сохранению психического здоровья.
Пренебрежение родителями своими родительскими обязанностями, невыполнение необходимых для жизни и развития ребёнка требований в науке рассматривается как вид жестокого обращения.
Жестокое обращение, связанное с угрозой жизни и здоровью ребёнка
Понятие «обеспечение безопасности ребёнка» включает помощь ребёнку на нескольких уровнях: обеспечение физической безопасности, обеспечение психологической защищённости, обеспечение уровня нормальной жизнедеятельности. Обеспечение только одного уровня не является достаточным. Потребность ребёнка в психологической защищённости должна иметь такой же вес, как и его право на физическую безопасность. Даже в условиях физической безопасности ребёнок может испытывать психологический дискомфорт из-за ощущения нестабильности своего существования. Стабильность жизни ребёнка должна быть обеспечена в сроки, не наносящие ущерб развитию ребёнка.
Для более эффективной организации профилактической работы и предотвращения жестокого обращения с детьми, необходимо определить критерии и показатели безопасности ребёнка.
H.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики
Учёные, работающие в области социальной науки, выделяют шесть составляющих понятия безопасности: угроза причинения вреда, степень жестокости, уязвимость ребёнка, неизбежность насилия, неспособность защищаться.
I. Угроза причинения вреда — это такие условия жизни /действия в семье, которые представляют потенциальную опасность получения ребёнком серьёзной травмы. Возможность насилия может явиться результатом либо прямого воздействия на ребёнка от кого-либо из членов семьи или же следствием ослабления способности семьи к самозащите, а значит и защите ребёнка от внешних неблагоприятных воздействий.
Необходимо также учитывать такие аспекты, как: наличие угрозы; возможность члена семьи или кого-то со стороны контролировать безопасность и надёжность такого контроля; наличие угрозы в данный момент времени; воздействие такой угрозы на ребёнка (сильное или слабое).
То или иное обстоятельство расценивается как потенциальная угроза безопасности, когда проявляется в форме конкретного симптома, действия: ситуации (небезопасный дом, вовлечённость членов семьи в криминальную деятельность); поведения (импульсивные действия, оскорбления); эмоции (например, клиническая депрессия кого-то из родителей, членов семьи); восприятие родителем ребёнка как помеху; особенности физического состояния (например, инвалидность родителей).
^ 2. Причинение вреда — описывает природу нанесённых повреждений. ^
3. Степень жестокости или пренебрежения интересами ребёнка. Анализируя степень жестокости, нужно учитывать, как именно происходит насилие, а также отношение «агрессора» к ребёнку, змоциональное состояние «агрессора», когда и при каких обстоятельствах имеет место акт агрессии. Важно определить и природу агрессивного поведения: является ли оно намеренным или импульсивным.
Определяя степень пренебрежения нуждами ребёнка, следует учитывать следующее: интеллектуальную, эмоциональную, физическую неспособность воспитателя заботиться о ребёнке или отсутствие человека, удовлетворяющего потребности ребёнка; дополнительные ситуационные факторы, протяжённость.
4. Уязвимость. Ребёнок уязвим, если его благополучие и защищённость зависят от других людей, если он сталкивается с обстоятельствами, на которые не в силах повлиять, если не в состоянии избежать насилия.
Степень уязвимости ребёнка зависит также от возраста, его физического и эмоционального здоровья, уровня развития, способности выражать свои потребности.
5. Неизбежность насилия включает два фактора: как быстро угроза насилия превращается в собственно насилие; степень неминуемости насилия.
6. Способность к защите — ресурсы семьи, способствующие безопасности ребёнка. Выделяют три вида защитных факторов:
— когнитивные «защитные» факторы (умение распознавать угрозу причинения вреда; способность понимать потребности ребёнка; способность контролировать угрозу и удовлетворять потребности ребёнка; умение обобщать результаты своего опыта и учиться на своих ошибках);
— эмоциональные «защитные» факторы (привязанность, любовь; эмоциональная устойчивость; желание защитить ребёнка);
— поведенческие «защитные» факторы (физическая способность защитить ребёнка; способность удовлетворять потребности ребёнка в первую очередь; навыки по уходу за ребёнком и удовлетворению его потребностей; защита ребёнка в прошлом; способность контролировать собственные импульсы).
Таким образом, можно говорить о том, что ребёнок находится в безопасности, когда отсутствует угроза насилия или само насилие, или, когда способность семьи к защите ребёнка может уравновесить риск насилия. И напротив, существует угроза безопасности ребёнка в тех случаях, когда способность семьи к защите ребёнка оказывается ниже необходимого уровня. В таких случаях необходимо вмешательство — либо для повышения способности семьи к защите ребёнка, либо для его защиты.
Чтобы определить степень безопасности необходимо выяснить, насколько контролируемо положение ребёнка/семьи; установить, как быстро может сложиться ситуация, угрожающая его безопасности, наконец, оценить тяжесть возможных последствий плохого обращения с ребёнком, исходя в том числе из степени его уязвимости ( если такие ситуации уже были, то необходимо проанализировать, как они повлияли на ребёнка).
Таким образом, для нормального развития ребёнка в семье необходимо, чтобы родители обеспечили ему защиту, безопасность, благосостояние. Это
возможно, если родители в состоянии удовлетворить потребности ребёнка.
Неблагополучие ребёнка в семье определяется нарушением права ребёнка на удовлетворение его потребностей.
Подводя итог, подчеркнём, что благополучие ребёнка в семье при наличии безопасности (отсутствие угрозы для жизни и здоровья), характеризуется удовлетворением его потребностей в таких сферах, как здоровье, образование, эмоциональное развитие и поведение, идентичность, семейные и социальные отношения.
Исходя из вышесказанного, мы выделяем интегративныекритерии благополучия/неблагополучия ребёнка в семье:
— наличие в семье условий для удовлетворения потребностей ребёнка;
— степень удовлетворения потребностей ребёнка.
Для того чтобы оценить выделенные интегративные критерии благополучия/неблагополучия необходимо понять, какие конкретные показатели они имеют в основных сферах развития и жизнедеятельности ребёнка в семье, т.е. на что необходимо обращать внимание, оценивая его благополучие/неблагополучие.
Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики
Показатели оценки благополучия/неблагополучия ребёнка в семье в основных областях его развития
©
Сфера жизни ребёнка Наличие условий для удовлетворения потребностей ребёнка Удовлетворение потребностей ребёнка
Здоровье — обеспечение ребёнка пищей, одеждой, жильём и бытовыми условиями; — учёт и преодоление имеющихся заболеваний, инвалидности ребёнка; — достаточный уровень защиты от несчастных случаев; — наличие профилактических мер, направленных на укрепление здоровья ребёнка; — формирование у ребёнка здо-ровьесберегающего поведения — соответствие внешнего вида ребёнка социокультурным нормам и требованиям гигиены; — отсутствие частых и длительных заболеваний ребёнка; — соответствие развития ребёнка его возрасту; — положительная динамика в росте и весе ребёнка; — достаточность навыков гигиены и самообслуживания
Образование — достаточное количество соответствующих возрасту игр, игрушек, спортивного инвентаря, учебных материалов, школьных принадлежностей, игр; — оформление ребёнка в воспитательное, образовательное учреждение; — содействие в получении образования; — высокая включённость родителей в образование ребёнка; — контакт с учителями / воспитателями; — контроль за посещением воспитательных или образовательных учреждений — соответствие успехов ребёнка его способностям; — освоение необходимых учебных навыков и умений; — установление позитивных контактов с учителями и сверстниками; — желание учиться, стремление получать хорошие оценки и положительные отзывы; — посещение кружков, секций, культурно-развлекательных мероприятий
Эмоциональное развитие и поведение — положительный общий эмоциональный тон взаимоотношений в семье; — отсутствие словесных оскорблений, угроз, запугивания; — проявления симпатии, принятия, признания, любви; — достаточность эмоциональной поддержки; — помощь в решении эмоциональных и поведенческих проблем; — адекватный контроль за поведением; — эффективность родителей в формировании поведения ребёнка; — адекватность эмоциональных реакций и поведения; — отсутствие устойчивых негативных эмоциональных переживаний; — отсутствие эмоциональных и поведенческих нарушений;
0
0
Идентичность включает растущее в ребёнке чувство индивидуальности, осознание самого себя как отдельной и ценной личности. Сюда относится отношение ребёнка к самому себе и своим способностям, образ себя и самооценка; расовая, религиозная принадлежность, половая идентичность — отсутствие событий, способных понизить самооценку ребёнка; — отсутствие неадекватного родительского воздействия (по полу, возрасту, личностным особенностям); — наличие возможностей для реализации национальных, религиозных, культурных потребностей — соответствие представлений ребёнка о себе его полу и возрс-ту; — положительное отношение ребёнка к самому себе и своим способностям (положительный образ себя); — уверенность в себе, высокая самооценка; — включённость в семейную историю, чувство прнадлежности к семье
Семейные и социальные отношения: это взаимоотношения с родителями/лицами, их заменяющими, братья-ми/сёстрами, другими сверстниками и взрослыми вне семьи, включая дружеские отношения — родители выделяют время для непосредственного общения с ребёнком ежедневно; — в семье существуют формы совместного проведения досуга родителей и детей; — родители включают ребёнка соответствующего возраста в обсуждение семейных проблем; — мнение ребёнка учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием; — отсутствие социальной изоляции семьи — стабильность позитивных взаимоотношений с родителями; — позитивные отношения и формы взаимодействия со всеми членами семьи; — позитивная семейная роль ребёнка; — знание и принятие ребёнком правил жизни, сложившихся в семье; — наличие соответствующих возрасту ребёнка взаимоотношений с другими сверстниками и взрослыми вне семьи, включая дружеские отношения, позитивные социальные контакты
0
Характер выраженности показателей благополучия ребёнка в основных областях его развития определяет результат оценки, который связан с определением степени риска его неблагополучия в семье.
Литература_
1. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.
2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988.
3. Острокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. М., 1995. С. 8—11.
4. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи//Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
5. .Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Лениздат, 2000.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учёб. пособие. М.: Гардарики, 2007.
7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.