Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные умения / педагоги дошкольной образовательной организации / формирование / диагностика / уровень / эмпирическое исследование / communicative skills / teachers of preschool educational organization / formation / diagnosis / level / empirical research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

В статье обоснована актуальность проблемы формирования коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации, дано понятие коммуникативных умений, представлены коммуникативные компоненты в структуре профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, эмоциональный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the relevance of the problem of formation of communicative skills among teachers of a preschool educational organization, gives the concept of communicative skills, presents communicative components in the structure of professional readiness of teachers of a preschool educational organization: motivational, cognitive, activity, reflexive, emotional.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы формирования коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации, дано понятие коммуникативных умений, представлены коммуникативные компоненты в структуре профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, эмоциональный.

Ключевые слова: коммуникативные умения, педагоги дошкольной образовательной организации, формирование, диагностика, уровень, эмпирическое исследование.

Annotaion. The article substantiates the relevance of the problem of formation of communicative skills among teachers of a preschool educational organization, gives the concept of communicative skills, presents communicative components in the structure of professional readiness of teachers of a preschool educational organization: motivational, cognitive, activity, reflexive, emotional.

Key words: communicative skills, teachers of preschool educational organization, formation, diagnosis, level, empirical research.

Введение. Изменения и преобразования в современном обществе и государстве в образовании предъявляют всё более высокие требования к профессионализму педагогов в дошкольной образовательной организации.

Коммуникативные умения у педагогов являются важным компонентом профессиональной подготовки педагогов в дошкольном образовании. Педагоги, обладающие высоким уровнем коммуникативных умений и навыков, лучше организуют образовательный процесс и налаживают эффективное взаимодействие с участниками образовательных отношений, что влияет на успех всей дошкольной организации. Способность детей дошкольного возраста раскрываться перед сверстниками, другими педагогами и окружающим миром обусловлена коммуникативными умениями педагогов дошкольного образования. Успех деятельности воспитанников зависит от эффективности коммуникации между педагогами и воспитанниками в дошкольной образовательной организации.

Проблемой коммуникации и организации коммуникации в педагогике занимались такие ученые-исследователи, как К.Н. Поливанова, Л.А. Петровская, П. Бурдье, Ж-К. Пассронс, A.A. Максимова.

В.Г. Костомаров, А.Н. Леонтьев, Т.П. Лукьяненко, A.B. Мудрик и Л.А. Савенкова изучали формирование коммуникативных умений у педагогов.

Цель исследования - представить результаты эмпирического исследования по формированию коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Согласно подходам к определению понятия умений различными исследователями, основными характеристиками умений являются понимание поведения, осуществляемого в данный момент, владение различными способами и методами поведения, а также поведение в изменяющихся условиях. Дискуссия авторов на тему «умение» и «навыки» продолжается и по сей день. Анализ научного материала показывает согласие с тем, что умения, приобретенные через знания, трансформируются в навыки. Однако навыки рассматриваются как понимание действий, которые необходимо выполнить, творчески используя приобретенные знания, умения и навыки.

Различные аспекты коммуникативных умений изучались такими исследователями, как A.A. Леонтьев [10], В.А. Кан-Калик [7] и И.А. Зимняя [5].

Г.М. Андреева [1] и В.А. Кан-Калик [7] считают, что коммуникативные умения - это осознанное поведение в отношении общения, основанное на достаточном уровне теоретической и практической подготовки личности, позволяющей творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.

В исследовании Е. В. Гладченко указано, что коммуникативную компетентность следует понимать, как способность правильно, грамотно и четко излагать свои мысли и правильно понимать информацию от собеседников [4].

Содержание коммуникативных умений четко определено Н.В. Кузьминой. Она определяет ее как способность устанавливать соответствующие отношения с детьми дошкольного возраста и перестраивать эти отношения в соответствии с развитием детей и предъявляемыми к ним требованиями [9].

Коммуникативная компетентность педагогов входит в понятие коммуникативной компетентности и является ее составной частью, наряду с коммуникативными знаниями, умениями и навыками.

Под коммуникативными умениями Е.В. Кочетова понимает совокупность действий педагогов, направленных на творческое использование коммуникативных знаний в своей учебной и профессиональной деятельности. Эти действия начинаются с теоретической и практической подготовки личности к общению, коммуникативному взаимодействию и различным ситуациям, требующим общения. Хотя коммуникативные умения - это то, чем должны обладать все люди, существует ряд специальных профессий, где эти коммуникативные навыки профессионально важны и имеют большое значение [8].

Из анализа педагогической литературы следует, что многие трудности в решении учебно-воспитательных задач и проблем связаны с тем, что у педагогов дошкольных организаций недостаточно сформировано умение правильно общаться с детьми в процессе обучения и воспитания По мнению Т.В. Атякушевой, существует огромное количество методов обучения и воспитания, но влияние педагога на человека, ребенка, происходит только через непосредственное общение с воспитанником [2].

Таким образом, несмотря на различные трактовки понятия «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе, оно едино в своей практической направленности и в выражении компонентов общения. Например, умение своевременно начать и закончить диалог, умение использовать речевые чередования для установления контакта, умение поддерживать и заканчивать диалог, умение отвечать на вопросы, задавать вопросы во время или в конце диалога, слушать собеседника, реагировать на поведение других и прогнозировать их дальнейшие действия.

В настоящем исследовании коммуникативные умения педагогов дошкольных образовательных организаций будут определены как интегративное качество педагогов, обеспечивающее определенный уровень готовности к профессиональной педагогической деятельности, направленной на эффективное коммуникативное взаимодействие с участниками образовательных отношений.

Формирование коммуникативных умений изучалось в различных научных работах с точки зрения профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования.

В структуре профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций следует выделить следующие компоненты: наличие профессиональных знаний и умений, личностных установок на деятельность, а также наличие коммуникативных навыков, умение строить отношения с коллективом дошкольной образовательной организации, детьми дошкольного возраста. Исходя из этого, следует выдлеить компоненты профессиональной готовности педагогов: мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоциональный и рефлексивный [6].

Мотивационный компонент включает в себя ценности педагогов по отношению к детям дошкольного возраста, ценности в отношении самого процесса коммуникации, такие как понимание роли ребенка как субъекта образовательных отношений и развитие рабочих отношений с воспитанником.

И.М. Зинова предполагает, что когнитивный компонент - это наличие или отсутствие знаний о природе, роли, содержании и структуре коммуникативной компетентности, коммуникативная компетентность у педагогов и способность педагогов разрешать проблемы и конфликты, возникающие в процессе общения и взаимодействия с другими педагогами, родителями и детьми [6].

В исследовании И.Б. Бичевой отмечается, что деятельностный компонент должен включать в себя умение вести диалог и сотрудничать, демонстрировать способность организовать эффективный процесс диалога. Сюда также входит умение проявлять интерес к общению и вступать в конструктивный разговор. Навыки убеждения в общении и использование различных тактик общения также будут относиться к компоненту деятельности [3].

По мнению Э.К. Самерхановой, рефлексивный компонент готовности подразумевает подготовку рефлексивного характера, то есть подготовку к оценке результатов и выводов. Это означает анализ проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения, поиск причин проблемных ситуаций и их решений, оценку результатов своих действий и взаимодействий с участниками образовательных отношений [11].

В исследовании И.М. Зиновой указано, эмоциональный компонент профессиональной подготовки у педагогов представляет собой систему профессионально значимых для педагогов ценностей и высокоразвитую аффективную сферу. Этот элемент отражает, что для данного педагога характерно позитивное самосознание и ощущение важности индивидуальности ребенка. Такой педагог уважает субъективный опыт ребенка и сопереживает его эмоциональному состоянию (эмпатия) [6].

Мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный и эмоциональный компоненты характеризуют личность педагога, его ценности, знания, умения и навыки, на которых педагоги дошкольного образования основывают свою профессиональную деятельность.

Все компоненты коммуникативных умений в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования взаимосвязаны и зависят друг от друга. Их единство определяется личностными качествами педагога, которые проявляются как способность творчески решать педагогические задачи.

Формирование коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации требует использования традиционных и нетрадиционных методов обучения, что в конечном итоге будет повышать их уровень эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений [12].

Однако, при этом высокий уровень сформированности коммуникативных умений определяется всесторонне развитыми компонентами коммуникативных умений.

Для подбора и разработки диагностического инструментарий были положены когнитивный, деятельностный и эмоциональный критерии сформированности коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации, а также их показатели и уровни (высокий, средний, низкий).

Для реализации поставленной цели и решения задач исследования были использованы следующие методики и тесты:

- методика изучения знаний в области профессиональных коммуникативных умений (адаптация В.И. Долгова, Е.В. Мельник);

- методика «Оценка коммуникативных способностей педагогов» (Б.А. Федоришин, В.В. Синявский);

- тест коммуникативных умений Л. Михельсона;

- тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский);

- методика «Способность педагога к самосовершенствованию и саморазвитию» (В.И. Зверевой, Н.В. Немовой);

- методика «Шкала профессионального стресса» (опросник Вайсмана).

Так, низкий уровень сформированности коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации наблюдался у 2 педагогов (10%) в экспериментальной группе и у 4 педагогов (20%) в контрольной группе. Средний уровень имеют 5 педагогов (25%) в экспериментальной группе и 9 (45%) в контрольной группе. Высокий уровень наблюдается у 13 педагогов (65%) в экспериментальной группе иу 8 (40%) в контрольной группе (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Результаты актуального уровня сформированности коммуникативных умений у педагогов дошкольной

образовательной организации

Уровни Количество педагогов ДОО, в %

ЭГ КГ

Контрольный этап Контрольный этап

Высокий 65% 40%

Средний 25% 45%

Низкий 10% 20%

Уровень сформированности коммуникативных умений у

Со" о\ педагогов дошкольной образовательной организации

о о «

70

60

Q 50

я

ч 1> К 40

о Ш Ö о 30

20

Е в 10 щ

о и 0 Высокий Средний Низкий

■ ЭГ КГ

Рисунок 1. Результаты исследования актуального уровня сформированности коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации на контрольном этапе

Проанализировав динамику фактического уровня сформированности коммуникативных умений у педагогов дошкольных образовательных организаций, следует отметить, что положительная динамика экспериментальной группы значительно выше, чем у контрольной группы.

Полученные результаты показывают, что организационно-педагогические условия формирования коммуникативных умений педагогов дошкольных образовательных организаций являются современными и эффективными. Они способствуют формированию коммуникативной компетентности педагогов, успешному взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений на более высоком профессиональном уровне.

Увеличение показателей у педагогов экспериментальной группы обусловлено их методической подготовкой, включающей реализацию организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений:

- создание образовательно-мотивационной среды, направленной на побуждение педагогов дошкольной образовательной организации к сознательному овладению коммуникативными умениями;

- организация практико-ориентированной деятельности с применением активных и интерактивных форм работы с педагогами дошкольной образовательной организации;

- использование проектной деятельности и технологии портфолио для комплексной оценки сформированности коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации.

Подобный результат был ожидаем, так как педагоги получили необходимую теоретическую и практическую подготовку с помощью реализации программы по формированию у них коммуникативных умений.

Результаты апробации программы в экспериментальной группе показывают, что программа способствует формированию коммуникативных умений и навыков у педагогов и позволяет им успешно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.

Выводы. В статье были проанализированы разные точки зрения исследователей на понятие «коммуникативные умения». Согласно нашему исследованию, под коммуникативными умениями педагогов дошкольной образовательной организации мы понимаем интегративное качество педагогов, обеспечивающее определенный уровень готовности к профессиональной педагогической деятельности, направленной на эффективное коммуникативное взаимодействие с участниками образовательных отношений. Представлены коммуникативные компоненты и их содержание в структуре профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, эмоциональный. Для выполнения диагностики подобран критериально-диагностический инструментарий для определения актуального уровня сформированности коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации. Представлены результаты проведенного эмпирического исследования, которые показали повышения уровня сформированности коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации при помощи реализации программы с организационно-педагогическими условиями: создание образовательно-мотивационной среды, направленной на побуждение педагогов дошкольной образовательной организации к сознательному овладению коммуникативными умениями; организация практико-ориентированной деятельности с применением активных и интерактивных форм работы с педагогами дошкольной образовательной организации; использование проектной деятельности и технологии портфолио для комплексной оценки сформированности коммуникативных умений у педагогов дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Андреева, H.A. Формирование коммуникативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации /H.A. Андреева//Казанский педагогический журнал. -2021. -№ 1. -С. 81-88

2. Атякшева, Т.В. Педагогические условия развития коммуникативных умений участников образовательного процесса в ДОО / Т.В. Атякшева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2019. - № 4(1). - С. 166-172

3. Бичева, И.Б. Проблемы и перспективы повышения коммуникативной компетентности педагога / И.Б. Бичева, А.Ю. Вершинина, Т.П. Шарова, A.B. Степаненкова, Е.С. Ростокина // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 11 (2). - С. 337-341

4. Гладченко, В.Е. Коммуникативные умения : подходы и классификации / В.Е. Гладченко // Культурная жизнь Юга России. - 2013. - № 2 (49). - С. 84-85

5. Зимняя, H.A. Педагогическая психология : учебник для вузов / H.A. Зимняя. - 3-е издание, пересмотренное. - М.: НПО МОДЭК, 2010. - 448 с.

6. Зинова, П.М. Коммуникативная компетентность педагогических работников в условиях перехода к инклюзивному образованию / ИМ. Зинова, Г.Ф. Шайдуллина // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-4. - С. 961-965

7. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении : книга для учителя / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987.- 190 с.

8. Кочетова, E.B. Диагностика коммуникативного взаимодействия педагогов с родителями как важный этап организации подготовки ребенка к школе в дошкольной организации / Е.В. Кочетова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 7 (49). - С. 217-223

9. Кузьмина, Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога / Н.В. Кузьмина // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. - 1993. - № 2. - С. 26-37

10. Леонтьев, A.A. Педагогическое общение: учеб. пособие / A.A. Леонтьев; под ред. М.К. Кабардова. - переиздание. -М.: Нальчик, 2009. - 367 с.

11. Самерханова, Э.К. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования / Э.К. Самерханова, З.У. Имжарова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, № 2. - С. 20-37

12. Тарасова, Е.П. Особенности коммуникативной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования / Е.П. Тарасова, H.A. Степанова // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 7 (2). - С. 41-43

Педагогика

УДК 378.147

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Абдалина Лариса Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Кунаковская Людмила Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж)

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Статья посвящена теоретическим аспектам исследования потенциала субъектности как личностного образования будущего специалиста, обладающего факторным влиянием на достижение им продуктивности (полезности), и удовлетворенности деятельностью по самореализации. Отмечен ряд факторов, способных повлиять на качество и продуктивность воспитания субъектности будущего специалиста на этапе обучения в вузе. Актуализирована проблема обеспечения самореализации обучающегося на этапе его профессиональной подготовки в вузе за счет целенаправленного продуктивного развития у него субъектности. Приведены авторские определения понятий субъектности и самореализации обучающегося как будущего специалиста. Панорама исследования и выявления возможностей субъектности обучающегося для оптимизации самореализации в вузе определялась на основе: понимания субъектности как интегральной способности индивида выступать «причиной самого себя»; представления об онтологических и функциональных аспектах проявлений активности как интегративного показателя субъектности; учета принципов продуктивной педагогической стратегии реализации процесса становления субъектности обучающегося в вузе; представления о содержании и границах стадий субъектного становления обучающегося в соотнесении с уровнями его самореализации. Обосновывается наличие у субъектности как личностного образования (в форме активности, инициативы, ответственности) будущего специалиста, «зоны и веса» факторного влияния на продуктивность его самореализации.

Ключевые слова: субъектность, самореализация, активность личности, субъектное становление, педагогические стратегии становления субъектности обучающегося.

Annotation. The article is devoted to the theoretical aspects of the study of the potential of subjectivity as a personal education of a future specialist, which has a factorial influence on the achievement of productivity (utility) and satisfaction with self-realization activities. A number of factors are noted that can affect the quality and productivity ofeducating the subjectivity of a future specialist at the stage of studying at a university. The problem of ensuring the self-realization of the student at the stage of his professional training at the university due to the purposeful productive development of his subjectivity is actualized. The author's definitions of the concepts of subjectivity and self-realization of the student as a future specialist are given. The panorama of the study and identification of the possibilities of the student's subjectivity for optimizing self-realization at the university was determined on the basis of: understanding of subjectivity as an integral ability of an individual to act as a "cause of himself'; ideas about the ontological and functional aspects of manifestations of activity as an integrative indicator of subjectivity; taking into account the principles of a productive pedagogical strategy for implementing the process of becoming a subjectivity of a student at a university; ideas about the content and boundaries of the stages of the subjective formation of the student in relation to the levels of his self-realization. Substantiated is the presence of subjectivity as a personal education (in the form of activity, initiative, responsibility) of a future specialist, a "zone and weight" of factorial influence on the productivity of his self-realization.

Key words: subjectivity, self-realization, personality activity, subjective formation, pedagogical strategies for the formation of the student's subjectivity.

Введение. Активизация научных исследований в поиске и решении теоретико-прикладных проблем процесса воспитания субъектности современного молодого человека обусловлена наличием ряда факторов, способных, по мнению ученых, повлиять на его качество и продуктивность: цифровая трансформация образования, повлекшая позитивные и негативные изменения структурно-содержательных составляющих образовательного процесса; активизация процессов обновления самоидентификации национального самосознания (самооценка, самоценность) современного российского общества и его членов; возрастание меры ответственности каждого человека за судьбу страны, за свой индивидуальный жизненный путь, за самоосуществление в жизнедеятельности; естественный ход совершенствования теории и практики профессиональной подготовки современного специалиста, ориентированный на удовлетворение запросов работодателей и самих обучающихся, и востребующий условия усиления проявлений субъектных качеств личности. Природа современных культурных и социально-экономических трансформаций оказывает существенное влияние на образование и порождает необходимость (неизбежность) нового прочтения его составляющих (цели, содержание, средства, участники, условия, результат). Ориентация на подготовку специалиста завтрашнего дня, способного не только знать, но и понимать, принимать соответствующие решения, актуализирует вопросы повышения качества современного высшего образования: осмысления кризисных явлений образования; «увидеть» главные причины падения качества образования; находить (реализовывать) возможности обновления системы личностно-смысловых практик образования; дополнить электронные образовательные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.