Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1253
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / DIAGNOSTIC TOOLS / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / НЕРВНЫЙ СРЫВ / NERVOUS BREAKDOWN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Прокопцев Владимир Олегович, Прокопцева Надежда Владимировна

Статья посвящена изучению феномена профессиональной деформации, определению основных факторов, приводящих к формированию профессионально нежелательных качеств личности. Кроме того, статья содержит анализ наиболее востребованных методик, позволяющих выявить наличие конкретных профессиональных деформаций и установить степень их проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Прокопцев Владимир Олегович, Прокопцева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC INSTRUMENTATION APPLICABLE TO DETECT OF PROFESSIONAL DEFORMATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the study of the phenomenon of professional deformation, determination of the main factors leading to the formation of professionally undesirable personality traits. In addition, the article contains an analysis of the most popular techniques, which allow to identify the presence of specific professional deformations and determine the degree of their manifestation.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

3.Gil'man R. A. Hudozhestvennaya rospis' tkanej: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «Dekorativno - prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». M.: VLADOS, 2008. 159 s.

4.Zarali N.V. Razvitie hudozhestvennogo vospriyatiya u studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedvuzov na zanyatiyah po dekorativno-prikladnomu iskusstvu: Rospis' tkani. Diss. ... kan. ped. nauk. M., 2006. 265 s.

КОРНЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, художественно -графического факультета Института искусств, Московского педагогического государственного университета. ЛОМОВА ЕЛЕНА СТАНИСЛАВНА - ассистент кафедры живописи Московского педагогического государственного университета (e.lomova@mail.ru)

KORNEEVA, ELENA N. - Associate Professor, Department of Arts, Moscow Pedagogical State University (e.korneeva@mail.ru)

LOMOVA, ELENA S. - Ph.D. student, Department of Painting, Moscow Pedagogical State University.

УДК 37.015.3

КАРЕВ Б.А., ПРОКОПЦЕВ В.О., ПРОКОПЦЕВА Н.В. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная деформация, диагностический инструментарий, синдром эмоционального выгорания, коммуникативная толерантность, нервный срыв.

Статья посвящена изучению феномена профессиональной деформации, определению основных факторов, приводящих к формированию профессионально нежелательных качеств личности. Кроме того, статья содержит анализ наиболее востребованных методик, позволяющих выявить наличие конкретных профессиональных деформаций и установить степень их проявления.

KAREV, B.A., PROKOPTSEV, V.O., PROKOPTSEVA, N.V.

DIAGNOSTIC INSTRUMENTATION APPLICABLE TO DETECT OF PROFESSIONAL DEFORMATION

IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Keywords: professional activity, professional deformation, diagnostic tools, emotional burnout syndrome, communicative tolerance, nervous breakdown.

The article is devoted to the study of the phenomenon of professional deformation, determination of the main factors leading to the formation of professionally undesirable personality traits. In addition, the article contains an analysis of the most popular techniques, which allow to identify the presence of specific professional deformations and determine the degree of their manifestation.

Осуществление профессиональной деятельности в независимости от ее сферы приводит к качественными изменениями в структуре личности самого профессионала, а именно появлением, усиленным развитием одних качеств личности и снижением проявления, атрофией других. Как правило, в поле зрения ученых оказываются именно конструктивные изменения в сфере качественных характеристик работника, возникающие как следствие профессионального становления личности, которые действительно способствуют эффективному осуществлению профессиональной деятельности.

Однако овладение профессией может сопровождается преобразованиями свойств личности, имеющих и негативный вектор развития, в результате чего происходит снижение профессионализма работника и ухудшение показателей его работы. В научной литературе профессионально-обусловленные изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, получили название профессиональные деформации. Если брать во внимание, что профессиональные деформации имеют массовый характер и касаются почти каждого человека, вовлеченного в осуществление профессиональной деятельности, то признание значимости проблемы не вызывает сомнения.

Проблема влияния профессии на личность работника возникла достаточно давно, первые научные работы по данной проблеме датируются началом ХХ в. Большой вклад в изучение феномена профессиональной деформации внесли такие ученые как: Б.Г. Ананьев,

А.Г. Асмолов, С.П. Безносов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др. Отдельно некоторым аспектам профессиональной деформации посвящены работы Э.Ф. Зеера, Е.А. Левановой, Л.М. Митиной, Н.Б. Москвиной и др.

Особый интерес для ученых вызывает изучение профессиональной деформации в педагогической деятельности. Это связано прежде всего с важностью и неоспоримой значимостью самой профессии педагога, так как именно от его воздействия на обучающихся зависит уровень их интеллектуального, профессионального и личностного развития.

Следует понимать, что профессионально обусловленные деформации в педагогической деятельности вызываются не только содержанием самой деятельности педагога, но и формируются под влиянием огромного количества других разнообразных факторов (социальные, политические, экономические, экологические, психологические и т.д.). Их опасность заключается в том, что они приводят к личностной дезадаптации, к формированию определенных моделей поведения человека, отрицательно влияющих напрямую или косвенно на осуществление профессиональной деятельности. По сути данные внепрофессиональные факторы выступают в определенной степени катализаторами профессиональных деформаций [1].

Подобное положение дел усложняется еще и тем, что человек, осуществляющий педагогическую деятельность, не осознает, как правило, степень проявления у него профессиональной деформации, да и вообще наличие у него профессионально негативных качеств как таковых. А если и понимает, что его педагогическая деятельность приобрела отрицательный вектор направленности, то не способен верно оценить параметры профессиональной деформации, качественные и количественные ее показатели (набор черт и степень их проявления).

На наш взгляд, знания преподавателя о профессиональной деятельности должны иметь системный характер, то есть касаться не только сущности самой педагогической деятельности и способов ее осуществления, но и включать в обязательном порядке анализ трудностей, сопровождающих данный вид деятельности, эффективные методики их выявления, а также возможные пути решения проблем в профессиональной деятельности и направления работы с целью профилактики их возможного появления.

На сегодняшний день существует значительный арсенал диагностических методик, позволяющих изучить профессиональную деятельность работника с различных сторон ее проявления и тем самым выявить профессиональные деформации, и уровень их сформированности относительно в полном размере. Особенностью данных методик является их унифицированность, то есть способность применения как для изучения различных аспектов сугубо профессиональной деятельности, независимо от конкретной сферы, так и анализ других сторон жизнедеятельности человека.

С целью выявления причин возникновения профессиональной деформации и непосредственно самих профессионально обусловленных негативных качеств личности успешно применяется следующий диагностический инструментарий.

1) Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - методика в форме теста, предназначенная для диагностирования профессионального выгорания, при этом само выгорание согласно методике представляется как процесс, а индивид как субъект, находящийся на одной из его стадий. Данная диагностика была создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России прошла адаптации под руководством Водопьяновой и в дальнейшем дополнена математическими способами расчета НИПНИ им. Бехтерева.

Опросник выгорания Маслач направлен на анализ феномена профессионального выгорания, под которым мыслится деструктивный процесс снижения профессиональной эффективности за счет утраты коммуникативных качеств профессионала и формирование личностной дезадаптации, приводящей к временным, а в ряде случаев необратимым изменениям в структуре самой личности. Согласно общепринятой позиции автора указанной диагностики, профессиональному выгоранию в большей степени подвержена работа,

большую долю которой составляет взаимодействие с другими людьми, например, профессия преподавателя, врача, следователя и т.д.

Опросник работает в трех направлениях - в выявлении наличия и степени выраженности: «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «редукции профессиональных достижений».

«Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса. Такие индивиды отмечают стабильную эмоциональную подавленность, проявляющуюся в отсутствии сил реагировать на происходящее, сопереживать. Они одинаково пассивны в проявлении эмоционального отклика как на положительный, так и на отрицательный раздражитель.

«Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии по отношению к обучающимся, коллегам, в отсутствии личностной включенности в образовательный процесс, то есть формально преподаватель осуществляет педагогическую деятельность, а по сути он «выключен» из педагогического пространства и в мыслях может находиться совсем в другом месте. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерии, излишнем сарказме, использовании языка, непонятного окружающим (сленг, профессионализмы и др.), что является следствием восприятия окружающих безликой массой, нежелания принимать их за равноправных партнеров.

«Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности педагогом своей профессиональной деятельностью, нежеланием совершенствоваться личностно и профессионально. У таких преподавателей отсутствует мотивация к дальнейшему профессиональному росту, работа перестает приносить им удовлетворение, она видится им незначимой, бессмысленной и неинтересной. Как правило, такие преподаватели стараются по возможности отклониться от выполнения должностных обязанностей [3,4].

2) Методика «Шкала профессионального стресса», предложенная Е.И. Роговым, предназначена главным образом для диагностики имеющих место в профессиональной деятельности работников стрессовых состояний и неврозов. Кроме того, данная методика может позволить получить данные, на основе которых возможно спрогнозировать наступление стресса в педагогической деятельности.

По результатам тестирования по «Шкале профессионального стресса» можно оценить масштаб стресса педагога на работе в соответствии с количеством полученных баллов - чем их больше, тем более серьезную проблему представляет стресс в профессиональной сфере. Вместе с тем, к результатам опросника нужно относиться критически, так как не всегда высокий балл как результат тестирования свидетельствует о такой же значительной степени напряжения в профессиональной среде. Так у двоих опрошенных могут получиться одинаковые баллы, однако реальный уровень стресса в деятельности у них будет различным. Это связано с тем, что люди по-разному способны реагировать на стрессовые ситуации, различны они и в выборе комплекса средств по нивелированию стрессогенных факторов.

3) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко. Диагностика направлена не только на обнаружение у работника синдрома эмоционального выгорания как такового, но и позволяет определить на какой стадии сформированности данного синдрома находится человек. Каждая стадия в свою очередь включает несколько симптомов, ее характеризующих и конкретизирующих. Кроме того, данная методика способна оценить степень психологической защиты личности от различных видов стрессов.

Эмоциональное выгорание - механизм психологической защиты от различных факторов как профессиональной деятельности, так и от причин, существующих вне рамок конкретной профессии. Коль скоро детерминанты непрофессиональной сферы оказывают прямое и опосредованное влияние на профессиональную деятельность, их анализ при изучении особенностей эмоционального выгорания у отдельного индивида является необходимым.

Наличие эмоционального выгорания при осуществлении профессиональной деятельности есть функциональное состояние, позволяющее дозировать внутренние ресурсы личности, использовать приемы защиты от деструктивного влияния стресса. Однако, как правило, разнообразные комбинации компенсаторных реакций на раздражающие работника факторы приводят к снижению профессионального функционирования, проявляющегося в избирательном общении в профессиональной среде, выполнению должностных обязанностей и естественным образом порождают у личности чувство неудовлетворенности работой и жизнью в целом, а также формирование, как следствие, различного рода психологических и психофизических проблем (конфликты на работе, в семье, психические и физические заболевания).

Соотношение и количество симптомов также, как и длительность нахождения в той или иной стадии у каждого человека индивидуально, так как профессиональные, организационные и личностные факторы стресса с разной силой и в разном количественно-качественном соотношении влияют на личность.

В.В. Бойко выделяет 3 стадии развития выгорания, каждая из которых характеризуются наличием 4 симптомов:

1. Фаза напряжения. Данная стадия представляет собой запускающий механизм непосредственно самого синдрома эмоционального выгорания и включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, ощущение «загнанности в клетку», тревога и депрессия. На этой стадии, профессионал, несмотря на очевидный диссонанс, отмечаемый в структуре личности, продолжает полноценно и адекватно реагировать на происходящее в различных сферах его жизни.

2. Фаза резистентности. На данной стадии проявляется ослабление компенсаторных механизмов личности, человеку становится все сложнее справляться со стрессами, окружающими его. Именно здесь может отмечаться эпизодическое, нетипичное для индивида реагирование на происходящее. Стадия характеризуется следующими симптомами: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Симптомы данной стадии обычно сопровождаются подавленностью и смятением индивида, так как его настоящее реагирование на происходящее является для него новым и необычным. То есть интеллектуально-нравственные установки его сознания не согласуются с его поведением.

3. Фаза истощения. Данная стадия характеризуется падением энергетического тонуса человека, и, как следствие, ослаблением его нервной системы. Фаза представлена следующими симптомами: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и вегетативные нарушения. В фазе истощения преподаватель уже не в силах оказать поддержку всем, кто нуждается в его помощи, он почти полностью перестает реагировать равно как на отрицательные, так и на положительные факторы профессиональной среды, при этом в других сферах его жизни он способен переживать эмоции со свойственной ему раннее полнотой. Работу он делает автоматически без эмоциональной вовлеченности в процесс ее выполнения. При таком положении дел говорить о квалифицированном выполнении профессиональной деятельности не приходится.

Данный синдром опасен главным образом тем, что при отсутствии осознания личностью происходящего с ней на самых ранних этапах формирования синдрома эмоционального выгорания и своевременной коррекции симптомов синдрома происходит не только снижение показателей в профессиональной и других сферах, но и развитие разного рода психических и физических заболеваний.

Исследование феномена синдрома эмоционального выгорания позволили определить и качества людей, устойчивых к эмоциональному выгоранию на работе, к которым относятся: позитивные жизненные установки, умение получать удовольствие от

происходящего с ними, любовь и уважение к окружающим, наличие целей в жизни и четких алгоритмов их реализаций и т.д. [2].

4) Диагностика коммуникативной толерантности Бойко. Сущность диагностики заключается в определении уровня толерантности человека при общении с другими людьми. Выявление степени выраженности толерантности у человека способно объяснить трудности и конфликты, возникающие при межличностном взаимодействии. Структура опросника представлена таким образом, чтобы стало возможным определить те аспекты отношений, которые являются наиболее уязвимы и, как следствие, больше остальных приводят к возникновению конфликтов при общении между людьми. Таким образом, осознавая причину конфликта (конкретный аспект общения) человек способен скорректировать общение и сделать его приятным и конструктивным для всех вовлеченных в него субъектов.

Сам опросник содержит 9 блоков, отображающих вариант поведения субъекта в конкретный момент общения, в различных аспектах общения. Блоки представлены следующими позициями:

- способность принимать индивидуальности других людей;

- использования себя в качестве эталона при оценивании других людей;

- безапелляционность и догматизм в оценивании других людей;

- способность скрывать или нивелировать неприятные чувства по отношению к другим;

- склонность к переделыванию и перевоспитанию партнера по общению;

- стремление подгонять участников коммуникации под себя, делать их удобными;

- способность прощать ошибки другим людям;

- нетерпимость к дискомфортным состояниям оппонентов;

- нежелание приспособиться к другим участникам общения [2].

5) Методика «Оценка предрасположенности к нервному срыву» Москвиной Н.Б. направлена на выявление степени угрозы возникновения нервного срыва. Тест содержит 15 вопросов и 4 шкалы, предполагающие возможный диапазон ответов. Чем выше балл тестируемого, тем вероятнее для него наступление нервного срыва. Кроме того, данный опросник включает отдельное тестирование по результатам диагностирования степени предрасположенности к нервному срыву с целью выявления причин определенного психоэмоционального состояния конкретного человека, а также определения приемлемых для него направлений помощи в коррекции деструктивного состояния и выработки мер по профилактике нервных срывов у индивидов [5].

Перечисленные и проанализированные методики не исчерпывают всего многообразия диагностического инструментария в сфере профессионального функционирования преподавателя и являются на сегодняшний момент наиболее востребованными.

Проблема профессиональной деформации в настоящее время приобретает все большую актуальность, так как существующая реальность, характеризующаяся усилением конкуренции между людьми, вынуждает человека постоянно совершенствоваться с целью повышения показателей его работы по различным направлениям.

Эффективность в профессиональной деятельности невозможна без высокого профессионального мастерства индивида. Однако профессиональные деформации, являющиеся привычными спутниками профессиональной деятельности, ставят под угрозу достижение намеченных личностью высот в различных сферах ее жизни.

В связи с чем можно заключить, что диагностика профессиональной деформации и своевременная ее коррекция с последующим комплексом профилактических мероприятий способны повысить качество профессионального функционирования субъекта и способствовать его самосовершенствованию по различным направлениям.

Литература и источники

1. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности. СПб.: Речь, 2004. 360с.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: «Филинъ», 1996. 472 с.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.

4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Работник социальной службы. 2005. №1.

5. Москвина Н.Б. Личностно - профессиональная деформация педагогов. Проблема реабилитации: учебное пособие. М.: ACADEMIA. 2002. С.146.

References and Sources

1. Beznosov S.P. Professional'nye deformacii lichnosti. SPb.: Rech', 2004. 360s.

2. Bojko V. V. EHnergiya ehmocij v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugih. M: «Filin"», 1996. 472 s.

3. Vodop'yanova N.E., Starchenkova, E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. SPb., 2005.

4. Maslach K. Professional'noe vygoranie: kak lyudi spravlyayutsya // Rabotnik social'noj sluzhby. 2005. №1.

5. Moskvina N.B. Lichnostno - professional'naya deformaciya pedagogov. Problema reabilitacii: uchebnoe posobie. M.: ACADEMIA. 2002. S.146

КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД России

ПРОКОПЦЕВ ВЛАДИМИР ОЛЕГОВИЧ - кандидат технических наук, заведующий кафедрой Многоканальных телекоммуникационных систем и общепрофессиональных дисциплин Хабаровского института инфокоммуникаций СибГУТИ. Россия, Хабаровск

ПРОКОПЦЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД России

KAREV, BORIS A. - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of social, humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation (karevdok.27@mail.ru) PROKOPTSEV, VLADIMIR O. - Ph.D. in Engineering Sciences, the Head of the Department of Multichannel telecommunication systems and all-professional disciplines? Khabarovsk Inforcommunication Institute SibSUTISk (azp_prokoptsev@mail.ru)

PROKOPTSEVA, NADEZHDA V. - Ph.D. in Pedagogy, Assistant Professor, Department of social, humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation (azp_prokoptsev@mail.ru)

УДК 377:37.03.43(571.6)

МАРТЫНОВА Н.В., ШТАНЬКО И.В. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Ключевые слова: непрерывное художественное образование, педагог-художник, предпрофессиональные образовательные программы, мастерские, профессиональная ориентация, творческое развитие.

В статье представлен опыт работы факультета искусства, ремесел и дизайна Тихоокеанского университета по организации системы непрерывного художественного образования. Раскрываются перспективы развития этой системы через взаимодействие с центром России и странами Дальневосточного региона на основе диалога культур и научно-педагогических практик.

MARTYNOVA, N.V., SHTANKO, I.V. SYSTEM OF CONTINUOUS ART EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE FAR EAST REGION

Keywords: Continuous art education, pedagogue-artist, pre-professional educational programs, workshops, professional orientation, creative development.

In the article presents the experience of the faculty of arts, crafts and design of the Pacific University's work on the organization of a system of continuous art education. It disclosed the prospects of development of this system are through interaction with the center of Russia and the countries of the Far Eastern region on the basis of a dialogue of cultures and scientific and pedagogical practices.

В наше время человек находится в постоянно меняющемся социуме, и образовательное пространство является его частью, в соответствии с веяниями времени, введением новых профессиональных стандартов образование обязано адаптироваться к новым требованиям и условиям для успешной конкурентоспособности в рамках этой реальности. С учётом специфики дальневосточного региона факультет искусств, рекламы и дизайна (ФИРиД) Педагогического института, как подразделение Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровска расширил спектр образовательных услуг и стал вести подготовку не только педагогических кадров, но и специалистов для сферы «Культура и искусство». В соответствии с Новым законом об образовании в ВУЗах и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.