DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-321-325 NIION: 2018-0076-9/23-719 MOSURED: 77/27-023-2023-9-719
КАЗБЕРОВ Павел Николаевич,
Ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, e-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ АВИТАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация. В публикации приведен анализ средств в и методов профилактики ави-тальной активности в местах лишения свободы. Особое внимание в статье уделяется отдельным направлениям подготовки психолога к данному виду профессионального сопровождения а в частности к проведению диагностики авитальной активности подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Проведенное изучение нормативных и отчетных документов, а также экспертный опрос пенитенциарных психологов показали, что чаще всего в психодиагностике специалисты используют социализированные методики и опросники, предназначенные для оценки степени риска авитальной активности. Условно данные психодиагностические средства можно разделить на две взаимодополняющие группы, первая из которых содержит методики для определения наличия актуальных авитальных переживаний и мыслей, а вторая группа средств определяет индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью суицидоопасности. Помимо инструментальных методик используются модификации метода клинического интервью. В публикации представлены общие практические рекомендации по организации данного направления профессиональной деятельности пенитенциарных психологов и основные направления профессиональной подготовки в изучаемой области деятельности.
Ключевые слова: осужденные, подозреваемые, обвиняемые, авитальная активность, диагностика, клиническое интервью, профессиональное сопровождение, профилактика, пенитенциарные психологи, уголовно-исполнительная система.
DIAGNOSTIC TOOLS OF A PENITENTIARY PSYCHOLOGIST WHEN ORGANIZING THE PREVENTION OF VITAL ACTIVITY IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY
Annotation. The publication provides an analysis of means and methods for preventing avital activity in places of deprivation of liberty. Particular attention is paid in the article to certain areas of training a psychologist for this type of professional support, and in particular to diagnosing the vital activity of suspects, accused and convicted persons. A study of regulatory and reporting documents, as well as an expert survey of penitentiary psychologists showed that most often in psychodiagnostics specialists use socialized methods and questionnaires designed to assess the degree of risk of vital activity. Conventionally, these psychodiagnostic tools can be divided into two complementary groups, the first of which contains methods for determining the presence of current vital experiences and thoughts, and the second group of tools determines individual personal factors that are most closely associated with a high likelihood of suicide. In addition to instrumental techniques, modifications of the clinical interview method are used. The publication presents general practical recommendations for organizing this area of professional activity of penitentiary psychologists and the main directions of professional training in the field of activity under study.
Key words: convicts, suspects, accused, vital activity, diagnostics, clinical interview, professional support, prevention, penitentiary psychologists, penal system.
KAZBEROV Pavel Nikolaevich,
Leading researcher FKU Research Institute of the Federal PenitentiaryService of Russia, candidate of psychological sciences
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
Введение. Пенитенциарные учреждения уголовно-исполнительной системы остаются средой скопления лиц с отклонениями в поведении различной природы, поэтому особое место в ряду мероприятий профилактики у подозреваемых, обвиняемых и осужденных занимает работа по противодействию авитальной активности, как наиболее травматичного проявления их деструктивного поведения [2, 3, 4]. Проведенный автором анализ научной литературы изучающей феномен деструктивного поведения и в частности такой его формы как авитальная активность показывает, что такие его формы как аскетизм и мученичество, антиобщественное поведение и аддиктивные проявления; тяга к экстремальны видам досуга; неврастения, депрессии и психозы изучались К. Меннингером, изучавшим, также собственно ави-тальную активность (членовредительство, симуляцию, полихирургию, преднамеренные несчастные случаи и т.д.) и органическое самоубийство (психосоматические заболевания) [2, с. 28]. В пенитенциарной системе данное направление изучается многими научными школами, которые выявляют и определяют пути противодействия и реабилитации данной категории лиц [2, 4, 5, 6, 7].
Профилактическая работа в области противодействия авитальной активности в пенитенциарных учреждениях является системной, комплексной и непрерывной, проводиться как на индивидуальном, так и на групповом уровне профессионального сопровождения данной категории лиц основными исполнителями которого остаются наряду с медицинскими работниками пенитенциарные психологи [5, 6]. В течении первых трех суток при поступлении в карантинное отделение вес подозреваемые, обвиняемые и осужденные обследуются медицинскими работниками и психологами и при выявлении риска авитального поведения выявляются и берутся на учет, в соответствии с приказом МЮ РФ от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» и сопровождаются в соответствии с алгоритмом психологического сопровождения и комплексной программой профилактики [8, 9].
Вопрос противодействия авитальной активности остается наиболее сложным, так как сама природа данного явления накладывается на специфику мест лишения свободы. Это требует от персонала наличия особых компетенций в области работы по противодействию деструктивным проявлениям [1, с. 288].
Цель статьи - определение основных методов диагностики и выявления лиц с риском ави-тальной активности в местах лишения свободы.
Использованные методы: анализ научной литературы и организационно-методических материалов по исследуемой тематике, определение эффективных методов и методик выявления признаков авитальной активности у подозреваемых, обвиняемых и осужденных, экспертный опрос пенитенциарных психологов.
Результаты исследования. Выводы, сделанные на основе проведенного исследования, позволят определить основные средства и методы психодиагностики проявлений авитальной активности у подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Введение. В местах лишения свободы сконцентрированы лица, имеющие склонность к деструктивным формам поведения, которые находятся под воздействием влияния пенитенциарного стресса. В связи с этим перед персоналом учреждений стоят задачи противодействия деструктивным формам поведения и профилактики их возникновения в среде подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Это требует организации подготовки сотрудников к данной деятельности, особенно пенитенциарных психологов на которых возлагается основная ответственность за сопровождения лиц с риском авитальной активности, что требует определения и широкого внедрения наиболее эффективных методов и методик психодиагностики данных проявлений, а также определения направлений дальнейшего совершенствования данной деятельности [3, 4].
Результаты исследования. В настоящее время пенитенциарные психологи руководствуются в своей деятельности указанием ФСИН России от 25.12.2018 № исх-03-96344, представляющим алгоритмы сопровождения в пенитенциарной системе различных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных и сотрудников. Данные организационные материалы вкупе с остальными организующими документами предоставляют специалистам определенную свободу в выборе психодиагностических методов и средств.
Проведенное исследование показало, что в настоящее время наиболее распространенными диагностическими инструментами, которые используются при оценке риска авитальной активности, являются опросники и анкеты. Специализированные опросники, предназначенные для оценки риска авитальной активности, делят на две взамодополняющие группы:
1. Методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии специфических мыслей и переживаний;
2. Опросники, выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью совершения аутодестр-куктивных действий.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
Помимо инструментальных методик специалистам психологам не следует игнорировать метод клинического интервью.
Вместе с тем, по существу любое диагностическое мероприятие начинается с установления контакта с обследуемым, в рамках которого целенаправленные, продуманные вопросы способствуют получению данных о наличии риска ави-тальной активности. Авитальные замыслы в случае достаточной выраженности носят сверхценный характер и сопровождаются определенным сужением сознания, в силу чего формулировка доводов в пользу жизни крайне затруднительна.
При этом специалисту следует понимать, что первая выше указанная инструментальная группа методик направлена на выявление ави-тальных идеации (настойчивых или повторных мыслей о аутодеструкции), определение суицидо-генных переживаний, иными словами, производится психологическое или клиническое обследование осужденного на предмет качественного содержания его мыслительной деятельности. Здесь обращается внимание на наличие депрессивного мировоззрения, переживаний одиночества, безысходности, собственно суицидальных мыслей. В этом случае мы предлагаем воспользоваться следующими методиками:
1. Карты стресса.
2. Диагностическое интервью.
3. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко который позволяет измерить степень эмоционально-личностных нарушений человека в текущий момент и спрогнозировать тенденцию изменения характера при переходе этих нарушений в хроническую стадию, т.е. спрогнозировать патологии характера (тенденции в развитии личности, которые происходят при перерастании временной дезадаптации в хроническую).
4. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.
5. Опросник Баса-Дарки.
6. Опросник Дж. Тейлора, который позволяет определить уровень врожденной личностно-кон-ституциональной тревоги. Высокий показатель по уровню тревожности уже является предрасполагающим фактором к формированию авитального поведения.
7. Метод неоконченных предложений С.И. Подмазина.
8. Проективные рисуночные тесты, например, «Человек под дождем», рисуночный тест З. Королева «Ваши суицидальные наклонности», тест рисуночной фрустрации Розенцвейга и др.
9. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» М.В. Зотова, В.М. Петру-ковича, В.Н. Сысоева.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
10. Методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова.
11. Методика определения акцентуации характера К. Леонгарда, Х. Шмишека.
12. Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик.
13. Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева).
14. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
15. Шкала самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
16. Методика диагностики тревожности и депрессии (ТиД) Ю.Л. Ханина.
17. Шкала суицидального поведения SBS, Poeldinger, Wider.
18. Прогноз суицидальных намерений В. Войцеха, А. Кучера, В. Костюкевича.
19. Методика «Опросник суицидального риска» И.Ю. Беляковой.
Также в процессе проведения психокоррекции психолог, применяя приемы клинического интервью, постепенно переходит от позиции эмпа-тического слушания к позиции соучастия в познавательном овладении и практическом разрешении ситуации. Это выражается и в изменении его вербальной активности.
На первом этапе вербальная активность психолога зависит от состояния подозреваемого, обвиняемого, осужденного.
На втором этапе - активность минимальна и возрастает на этапе планирования деятельности.
На последнем этапе психокоррекционного мероприятия активность психолога достигает максимума. Как правило при подозрении, что риск авитальной активности остается высоким психолог предлагает заключить письменно антисуицидальный контракт на период до следующей встречи. «Контракт о несовершении самоубийства»: «Я никогда не убью себя, случайно или умышленно, вне зависимости оттого, что произойдет». Это, помимо прочего, создает тандем специалист-осужденный, позволяя последнему использовать данный контракт как один из ресурсов, профилактирующих авитальные проявления.
Заключение. Таким образом, места лишения свободы остаются особыми, требующими повышенного внимания и специфических компетенций от пенитенциарных психологов, ежедневно взаимодействующих и осуществляющих комплекс мероприятий по профилактике деструктивных проявлений у подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Поэтому изучение специфики деструктивного поведения и его отдельных форм оста-
ется актуальным направлением пенитенциарной психологической науки и практики. Реализация и направление осуществления системы эффективных методов и средств диагностики авитального поведения, позволит повысить эффективность психокоррекционной работы с данной категорией подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Список литературы:
[1] Вотинов А.А., Диденко А.В. Актуальные проблемы организации контроля учебного процесса в образовательных организациях дополнительного профессионального образования // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. А.А. Вотинова. Вып. 3. Томск: Графика, 2015. С. 287-289.
[2] Казберов П.Н. К вопросу о психодиагностической компетентности психологов в работе с несовершеннолетними осужденными, проявляющими деструктивно-агрессивное поведение // Педагогическое образование. 2023. Т. 4, № 5. С. 28-31.
[3] Кротова Д.Н., Мамченко А.М. Экзистенциальная дилемма рефлексирующего делинквента: самоактуализация или суицид? // Проблемы детерминации и предупреждения преступности: сб. науч. ст. / Под ред. А.И. Долговой. М.: РКА, 2017. С. 517-522.
[4] Литвишков В.М., Вилкова А.В., Швырев Б.А. Проблемы непрерывного обучения персонала информационной безопасности // УИС: право, экономика, управление. 2019. № 5. С. 37-40.
[5] Обучающая программа для сотрудников УИС по профилактике деструктивных явлений в среде подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также коллективах сотрудников / С.В. Кулакова, М.Н. Козин, Д.Н. Кротова, И.А. Матвеева, МОПР ГУФСИН России по Свердловской области; УВСПР ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2019. 83 с.
[6] Овчарова Е.В. Алгоритм работы психолога по определению степени исправления осужденного // Прикладная юридическая психология. 2021. № 4(57). С. 46-52.
[7] Организация воспитательной работы с осужденными: Учебное пособие / А.М. Потапов, С.Л. Бабаян, И.В. Дворянсков [и др.]; Под редакцией А.М. Потапова. - 2-е издание, исправленное и дополненное. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. 235 с.
[8] Приказ МЮ РФ от 12 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении «Инструкции по организа-
ции деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».
[9] Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» (последняя редакция).
Spisok literatury:
[1] Votinov A.A., Didenko A.V. Aktual'nye prob-lemy organizacii kontrolya uchebnogo processa v obrazovatel'nyh organizaciyah dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniya [Current problems of organizing control of the educational process in educational organizations of additional professional education] // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: peda-gogika, psihologiya i pravo: mater. Vseross. nauch.-prakt. konf. [Criminal-executive system: pedagogy, psychology and law: material. All-Russian scientific-practical con] / Pod red. A.A. Votinova. Vyp. 3. Tomsk: Grafika, 2015. Pp 287-289. [in Russ].
[2] Kazberov P.N. K voprosu o psihodiagnos-ticheskoj kompetentnosti psihologov v rabote s nesovershennoletnimi osuzhdennymi, proyavlyay-ushchimi destruktivno-agressivnoe povedenie [On the issue of psychodiagnostic competence of psychologists in working with juvenile convicts exhibiting destructive-aggressive behavior] // Pedagogicheskoe obrazovanie. [Pedagogical education]2023. T. 4, № 5. Pp. 28-31. [in Russ].
[3] Krotova D.N., Mamchenko A.M. Ekzisten-cial'naya dilemma refleksiruyushchego delinkventa: samoaktualizaciya ili suicid? [Existential dilemma of a reflective delinquent: self-actualization or suicide?] // Problemy determinacii i preduprezhdeniya prestup-nosti: sb. nauch. st. [Problems of determination and prevention of crime: collection. scientific Art.]/ Pod red. A.I. Dolgovoj. M.: RKA, 2017. Pp. 517-522. [in Russ].
[4] Litvishkov V.M., Vilkova A.V., SHvyrev B.A. Problemy nepreryvnogo obucheniya personala infor-macionnoj bezopasnosti [Problems of continuous training of information security personnel]// UIS: pravo, ekonomika, upravlenie [ UIS: law, economics, management.] 2019. № 5. Pp. 37-40.
[5] Obuchayushchaya programma dlya sotrud-nikov UIS po profilaktike destruktivnyh yavlenij v srede podozrevaemyh, obvinyaemyh i osuzhdennyh, a takzhe kollektivah sotrudnikov [Training program for employees of the penal system on the prevention of destructive phenomena among suspects, accused and convicted people, as well as teams of employees] / S.V. Kulakova, M.N. Kozin, D.N. Krotova, I.A. Matveeva, MOPR GUFSIN Rossii po Sverdlovskoj oblasti; UVSPR FSIN Rossii, FKU NII FSIN Rossii. [UVSPR of the Federal Penitentiary Service of Russia, FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.] M., 2019. 83 p. [in Russ].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
[6] Ovcharova E.V. Algoritm raboty psihologa po opredeleniyu stepeni ispravleniya osuzhdennogo [Algorithm for a psychologist to determine the degree of correction of a convicted person] // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology]. 2021. № 4(57). Pp. 46-52.
[7] Organizaciya vospitatel'noj raboty s osuzh-dennymi: Uchebnoe posobie [Organization of educational work with convicts: Textbook] / A.M. Potapov, S.L. Babayan, I.V. Dvoryanskov [i dr.]; Pod redakciej A.M. Potapova. - 2-e izdanie, ispravlennoe i dopol-nennoe. Vologda: Vologodskij institut prava i ekono-miki Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij
[Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service], 2018. 235 p. [in Russ].
[8] Prikaz MYU RF ot 12 dekabrya 2005 g. № 238 «Ob utverzhdenii «Instrukcii po organizacii deya-tel'nosti psihologicheskoj sluzhby ugolovno-ispolni-tel'noj sistemy». [On approval of the "Instructions for organizing the activities of the psychological service of the penal system] [in Russ].
[9] Federal'nyj zakon ot 23.06.2016 № 182-FZ «Ob osnovah profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» [On the Basics of Crime Prevention in the Russian Federation] (poslednyaya redakciya).[in Russ].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023