Научная статья на тему 'Диагностический инструментарий измерения сформированности уровня правовой культуры бакалавров педагогического образования'

Диагностический инструментарий измерения сформированности уровня правовой культуры бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIAGNOSTIC INSTRUMENTATION / TEST-CARD / LEGAL CULTURE / BACHELOR OF TEACHER EDUCATION / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ТЕСТ-КАРТА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронков С. В.

В статье представлено описание критериально-диагностического инструментария процесса формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC TOOLS OF MEASURE THE MATURITY LEVEL OF LEGAL CULTURE OF UNDERGRADUATE TEACHER EDUCATION

The article presents the description of criterion-referenced strategy diagnostic instrumentation of the process of formating of legal culture of undergraduate teacher education.

Текст научной работы на тему «Диагностический инструментарий измерения сформированности уровня правовой культуры бакалавров педагогического образования»

УДК 378.147.88:371.72 UDC 378.147.88:371.72

С.В. ВОРОНКОВ S.V. VORONKOV

кандидат педагогических наук, юрист Candidate of pedagogical sciences, Lawyer

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗМЕРЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DIAGNOSTIC TOOLS OF MEASURE THE MATURITY LEVEL OF LEGAL CULTURE OF UNDERGRADUATE TEACHER EDUCATION

В статье представлено описание критериально-диагностического инструментария процесса формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: диагностический инструментарий, тест-карта, правовая культура, бакалавр педагогического образования.

The article presents the description of criterion-referenced strategy diagnostic instrumentation of the process of formating of legal culture of undergraduate teacher education.

Keywords: diagnostic instrumentation, test-card, legal culture, bachelor of teacher education.

Качественные изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования, включают и изменение взгляда на личность бакалавра педагогического образования, рассматриваемую с позиции культурно-исторической педагогики развития. В системе высшего педагогического образования складывается особая культура поддержки и помощи обучающимся в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение, которая определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, которая включает диагностику профессионального развития бакалавров. Нами разработана система формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования, охватывает весь процесс правового образования и правового воспитания студентов - от приобретения правовых знаний, умений, навыков; развития ценностно-правовой направленности личности студента, правовых взглядов, представлений, мотивов, правовых установок, ценностных ориентаций и отношения к закону как к ценности до проявления социально-правовой активности студентов в правомерном поведении в правовой среде университета, при условии организации психолого-педагогического сопровождения их профессионального роста. Важное значение в процессе формирования правовой культуры имеет диагностический инструментарий, который мы рассматриваем как механизм для оценки реального уровня сформированности правовой культуры студента. В качестве оценки результативности обучения выступает диагностика уровня сформированности компонентов, входящих в состав правовой культуры бакалавров педагогического образования.

При определении критериев сформированности правовой культуры мы исходим, во-первых, из понима-

© С.В. Воронков © S.V. Voronkov

ния сущности правовой культуры бакалавра педагогического образования, которая соединяет в себе правовые знания, взгляды и установки личности, а также правовую активность, умения и навыки оценивать свои и чужие действия с точки зрения действующего образовательного законодательства, выбирать и использовать для достижения поставленных образовательных целей в педагогической деятельности законные средства. Во-вторых, исходим из общих положений о том, что:

- основой содержания правовой культуры являются правовые знания, ценности, ценностные ориентации, взгляды, убеждения, которые влияют на направленность и правовую позицию личности в использовании правовых норм в образовательном процессе;

- предпосылкой правового поведения является система отношений студентов к праву, законности, установленному правопорядку в обществе, студенческом коллективе и образовательном учреждении.

При обосновании различных видов критериев правовой культуры мы берем в качестве основы классификацию средств педагогической диагностики В.Н. Мошкина [117, с. 18]. Для оценки правовой культуры студентов в целом используются эталоны, в качестве которых выступают образцы деятельности в соответствии с правовыми нормами в сфере образования, личность выпускника университета с высоким уровнем готовности к творческому использованию норм образовательного права. Эталоны оценки используются во взаимосвязи с другими видами критериев: параметрами, показателями, уровнями, нормами и эквивалентами.

При оценке уровня сформированности правовой культуры студентов используются параметры: знание норм образовательного права (нормативно-правовых актов); правовые ценности, взгляды, убеждения; мотивация к изучению законодательства; опыт практическо-

го применения правовых норм; дисциплинированность; требовательность в выполнении правовых норм; правовая активность; исполнительность; правовая устойчивость; принципиальность; волевая готовность к преодолению трудностей в соблюдении правовых норм; опыт самосовершенствования правовой самоподготовки; опыт самоконтроля за соблюдением правовых норм. Данные параметры оценки фиксируют основные элементы и компоненты правовой культуры. Обобщая сказанное, можно выделить группы параметров сфор-мированности правовой культуры студентов, которые отражают содержание компонентов правовой культуры бакалавров педагогического образования:

- правовые знания - когнитивный компонент;

- правовые умения - деятельностный компонент;

- правовая позиция и активность - личностный компонент;

- правовые ценности - аксиологический компонент.

На основании этого мы выделяем следующие критерии сформированности правовой культуры бакалавров педагогического образования: когнитивный, деятель-ностный, личностный, аксиологический. Предлагаемые критерии служат основанием для разработки показателей и уровней сформированности правовой культуры личности (см. таблицу 1).

В качестве одного из видов критериев оценки В.Н. Мошкин называет эквиваленты, в основе которых - результаты анализа характеристик предшествующей деятельности студентов, оценки уровня их готовности к реализации норм образовательного права в своей профессионально-педагогической деятельности. Эквиваленты применяются в сочетании с различными шкалами оценки, в нашем случае со шкалой из трех уровней: более высокий уровень правовой культуры, чем на предыдущем этапе обучения (положительная оценка); уровень правовой культуры, равный ранее выявленному уровню (удовлетворительная оценка); правовая культура более низкого уровня, чем выявленный ранее уровень (отрицательная - неудовлетворительная оценка).

В ходе исследования мы обосновали уровни сформированности правовой культуры студентов: низкий - базовый уровень, средний - профессионально-функциональный, высокий - профессионально-эффективный.

Низкий - базовый уровень характеризуется следующими позициями: студент осознает роль правовой культуры в структуре будущей профессионально-педагогической деятельности и общей культуре личности. Имеющиеся знания образовательного права реализуются в практике эпизодически, используются в проблемно-ситуационных правовых значимых ситуациях не систематически. Вместе с тем студент интересуется проблемой правовой культуры бакалавра педагогического образования, связывая её высокий уровень с профессионально-педагогической успешностью. Студент не владеет технологией организации правового просвещения, воспитания и обучения обучающихся. У него недостаточно развиты умения саморегуляции и правоправного поведения.

Средний - профессионально-функциональный уровень характеризуется принятием на личностном уровне гуманистической ценности правовой культуры, устойчивым стремлением к овладению приемами самореализации правовых норм в профессиональной и личностной деятельности, наличием мотива самосовершенствования правовой культуры с целью достижения успеха в профессионально-педагогической деятельности; наличием знаний о структуре, особенностях (достоинствах и недостатках) собственной правовой культуры; рефлексивностью отдельных аспектов профессиональных коммуникаций.

Высокий - профессионально-эффективный уровень характеризуется включением идеи практической значимости правовой культуры студента-бакалавра в систему индивидуально-профессиональных ценностей, развитым мотивом самосовершенствования с целью достижения максимальной самореализации в профессиональной сфере; наличием системных правовых знаний, умениями саморегуляции; профессионально-социальной адаптацией в постоянно обновляющихся условиях правозащитной действительности, «обретением состояния внутреннего комфорта», достижением чувства удовлетворённости от результатов профессиональной деятельности, многие из которых обусловлены уровнем развития правовой культуры. Достигнув такого уровня развития правовой культуры, студент бакалавр становится субъектом профессионального самовоспитания, а его правовая культура выступает как имманентное свойство личности.

Применение данного комплекса критериев оценки правовой культуры студентов способствует реализации диагностической, обучающей, развивающей, корректирующей, стимулирующей и превентивной функций образовательного процесса в университете, направленного на формирование правовой культуры бакалавров педагогического образования.

Для проверки эффективности данного процесса нами была разработана методика измерения уровня правовой культуры на основе методики "Диагностической карты".

В тестовой карте указаны критерии и показатели сформированности правовой культуры студентов, которые были определены на основе теоретического анализа научной литературы по проблеме формирования правовой культуры студентов. Исходными критериями развития правовой культуры бакалавров педагогического образования мы считаем: когнитивный, деятель-ностный, личностный, аксиологический компоненты. Данные критерии сформированности правовой культуры бакалавров педагогического образования были включены в тестовую карту, которая позволяет изучать уровень развития правовой культуры бакалавров педагогического образования, эффективность правообра-зовательной и воспитательной работы со студентами в образовательном процессе университета, определять динамику изменений, анализировать и совершенствовать педагогическую деятельность по формированию правовой культуры студентов.

Таблица 1.

Критерии и показатели уровней сформированности правовой культуры личности

Критерии

Показатели

«

оК

- основ образовательного законодательства и правового регулирования правоотношений в системе образования РФ;

- о социально-правовой защите участников образовательного процесса; об организации правового просвещения, воспитания и обучения детей и взрослых в образовательном учреждении;

- правовых понятий, терминов и норм в системе образовательного права;

- нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношение участников образовательного процесса и деятельность работников образовательного учреждения;

- о способах формирования профессионально-педагогического правового мышления.

«

т

е

Ч

- применять полученные правовые знания при принятии правомерных решений в различных педагогических ситуациях;

- работать с нормативно-правовыми актами различного вида и уровня, регулирующими образовательные правоотношения;

- соотносить свое поведение и поведение окружающих с требованиями законов;

- оценивать факты правомерного и противоправного поведения;

- соблюдать свои правовые права и обязанности в педагогической деятельности;

- оказывать практическую помощь в области социальной защиты обучающихся;

- осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;

- организовывать правовое просвещение, воспитание и обучение детей и взрослых в образовательном учреждении;

- анализировать ситуацию на рынке образовательных услуг, оценивать собственные профессиональные возможности;

- ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношениях с позиции законодательства РФ.

- понимание значения культуры как формы человеческого существования и способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

- владение культурой мышления, в том числе и правовой;

- использование нормативно-правовых документов в своей деятельности;

- нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

- использование знаний гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;

- оригинальность, гибкость, критичность, ассоциативность, образность, продуктивность правового мышления;

- проявление творческого подхода к решению проблемных ситуационно-правовых задач;

- готовность проектировать и реализовывать педагогические модели правового просвещения, воспитания и образования обучающихся;

- стремление к самосовершенствованию, преобразованию педагогического процесса в соответствии с действующим образовательным законодательством Российской Федерации.

1-

о л о и

и <

- осознание правовых ценностей и значимости образовательного права;

- наличие правового самосознания, потребности и заинтересованности в профессионально-правовой подготовке;

- умение оценивать свое правовое поведение в различных профессионально-педагогических ситуациях;

- стыдиться и раскаиваться от собственного неправомерного поведения и правонарушения со стороны других лиц;

- испытывать неудовлетворенность по поводу низкого качества правовых знаний и умений у себя и окружающих;

- чувствовать удовлетворение от собственного правомерного поведения и правомерного поведения иных членов образовательного процесса;

- радоваться после удачно найденного правового решения жизненной и профессионально-педагогической ситуации; стремление к собственному правовому образованию и повышению правовой культуры у окружающих, иметь внутреннюю установку не совершать правонарушения и преступления в своей профессиональной деятельности.

Данная система диагностики сформированности правовой культуры бакалавров педагогического образования была апробирована в рамках научно-исследовательской работы

По завершению мероприятий, направленных на проверку эффективности разработанной системы формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования в рамках опытно-экспериментальной работы, была проведена диагностика с целью определения динамики формирования правовой культуры. Данные представлены в таблице 2.

Результаты педагогического эксперимента наглядно показывают эффективность разработанной системы формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования. Проведенные измерения с помощью критериально-диагностического инструментария подтвердили эффективность системы формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования в системе университетского образования.

ТЕСТОВАЯ КАРТА оценки уровня правовой культуры бакалавров педагогического образования

Инструкция.

Оцените уровень своей правовой культуры, заполнив следующую тестовую карту. При заполнении карты нужно сделать отметку в строке в соответствии с баллом. 5 - качество проявляется постоянно и зримо; 4 - качество проявляется в большинстве случаев; 3 - может проявляться и не проявляться; 2 - проявляется эпизодично; 1 - качество не проявляется совсем.

№ п/п Критерии и показатели Шкала оценки

1 2 3 4 5

Когнитивный компонент 1. Полнота, осознанность и прочность правовых знаний:

1.1 основ образовательного законодательства и правового регулирования правоотношений в системе образования РФ;

1.2 о социально-правовой защите участников образовательного процесса;

1.3 об организации правового просвещения, воспитания и обучения детей и взрослых в образовательной организации;

1.4 правовых понятий, терминов и норм в системе образовательного права;

1.5 нормативно-правовых актов регулирующих правоотношение участников образовательного процесса и деятельность работников образовательной организации;

1.6 о способах формирования профессионально-педагогического правового мышления.

Итого:

Деятельностный компонент 2. Сформированность правовых умений

2.1 применять полученные правовые знания при принятии правомерных решений в различных педагогических ситуациях;

2.2 работать с нормативно-правовыми актами различного вида и уровня регулирующими образовательные правоотношения;

2.3 соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями законов; оценивать факты правомерного и противоправного поведения;

2.4 соблюдать свои правовые права и обязанности в педагогической деятельности;

2.5 оказывать практическую помощь в области социальной защиты обучающихся; осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;

2.6 организовывать правовое просвещение, воспитание и обучение детей и взрослых в образовательной организации;

2.7 анализировать ситуацию на рынке образовательных услуг, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношениях с позиции законодательства РФ.

Итого:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личностный компонент 3. Личностные новообразования

3.1. понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; владение культурой мышления, в том числе и правовой;

3.2 использование нормативно-правовых документов в педагогической деятельности;

3.3 нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

3.4 использование знаний гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;

3.5 оригинальность, гибкость, критичность, ассоциативность, образность, продуктивность правового мышления;

3.6 проявление творческого подхода к решению проблемных ситуационно-правовых задач;

3.7 готовность проектировать и реализовывать педагогические модели правового просвещения, воспитания и образования обучающихся;

3.8 стремление к самосовершенствованию, преобразованию педагогического процесса в соответствии с действующим образовательным законодательством Российской Федерации

Итого:

Аксиологический компонент 4. Ценностное отношение к правовой культуре: уважение к Закону, правовая сознательность

4.1 осознание правовых ценностей и значимости образовательного права;

4.2 наличие правового самосознания, потребности и заинтересованности в профессионально-правовой подготовке;

4.3 умение оценивать свое правовое поведение в различных профессионально-педагогических ситуациях;

4.4 стыдиться и раскаиваться от собственного неправомерного поведения и правонарушения со стороны других лиц;

4.5 испытывать неудовлетворенность по поводу низкого качества правовых знаний и умений у себя и окружающих;

4.6 чувствовать удовлетворение от собственного правомерного поведения и правомерного поведения иных членов образовательного процесса;

4.7 радоваться после удачно найденного правового решения жизненной и профессионально-педагогической ситуации; стремление к собственному правовому образованию и повышению правовой культуры у окружающих, иметь внутреннюю установку не совершать правонарушения и преступления в своей профессиональной деятельности.

Итого:

показатель уровня правовой культуры

Данная система диагностики сформированно-сти правовой культуры бакалавров педагогического образования была апробирована в рамках научно-исследовательской работы

По завершению мероприятий, направленных на проверку эффективности разработанной системы фор-

Уровень сформированное™ правовой культурыстуд<

мирования правовой культуры бакалавров педагогического образования в рамках опытно-экспериментальной работы, была проведена диагностика с целью определения динамики формирования правовой культуры. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.

в на конец эксперимента

Критерии правовой культуры бакалавра образования Контрольная группа (на конец эксперимента) Экспериментальная группа (на конец эксперимента)

Когнитивный 21,79 27,13

Деятельно стный 38,66 42,11

Личностный 41,92 51,42

Аксиологический 34,82 43,95

Рис. 1. Уровень сформированности правовой культуры студентов в экспериментальной и контрольной группах на конец эксперимента.

Библиографический список

1. Краевский В.В. Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981. 149 с.

2. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов педагогических вузов. 2-е изд., стер. М.: Academia, 2005. 206 с.

3. Мошкин В.Н. Дидактические средства контроля знаний и умений учащихся в проблемном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1997. 16 с.

4. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях. М., 1998. 134 с.

References

1. Krajewski V.V. Basic criteria of quality and efficiency of scientific-pedagogical researches. M.: Education, 1981. 149 p.

2. Methodology and methods of psychological and pedagogical research: a manual for students of pedagogical universities. 2nd ed.,. M.: Academia, 2005. 206 p.

3. Moshkin V.N. Didactic means of control of knowledge and skills of students in challenging learning: author. dis. ... cand. of ped. sciences. Kazan, 1997. 16 p.

4. NovikovA.M. Scientific and experimental work in educational institutions. M., 1998. 134 Pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.