Научная статья на тему 'Диагностический инструментарий для обследования слухового восприятия и произношения детей с нарушенным слухом'

Диагностический инструментарий для обследования слухового восприятия и произношения детей с нарушенным слухом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие слухового восприятия / дети с нарушенным слухом / произношение / образовательный процесс / слуховая тренировка / слухоречевая реабилитация / development of auditory perception / children with hearing impairment / pronunciation / educational process / auditory training / auditory-speech rehabilitation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлеина Елизавета Сергеевна, Большанина Людмила Васильевна

В данной статье представлен комплекс диагностических методик для педагогического обследования слухового восприятия и произношения детей с нарушенным слухом. В статье рассматривается роль слуха, обеспечивающая развитие адекватных и наиболее полных представлений об окружающем мире, позволяющая в доступных объемах овладеть звуковыми представлениями для успешного овладения речью детей с нарушением слуха. Охарактеризованы основные методические положения построения занятий по развитию слухового восприятия и обучения произношению детей данной нозологической группы. Рассматривается значимость использования слуховой тренировки по развитию слухового восприятия как на коррекционных занятиях, так и в условиях семейного воспитания. Представлен комплекс игр по развитию неречевого и речевого слуха и произношения детей с нарушенным слухом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шлеина Елизавета Сергеевна, Большанина Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostic tools for the examination of auditory perception and pronunciation of children with hearing impairment

This article presents a set of diagnostic methods for pedagogical examination of auditory perception and pronunciation of children with hearing impairment. The article discusses the role of hearing which ensures the development of adequate and most complete ideas about the surrounding world allowing to master sound representations in accessible volumes for successful mastering the speech of children with hearing impairment. The main methodological provisions of the construction of classes for the development of auditory perception and teaching the pronunciation of children of this nosological group are characterized. The importance of using auditory training for the development of auditory perception both in remedial classes and in the context of family education is considered. A set of games for the development of non-speech and speech hearing and pronunciation of children with hearing impairment is presented.

Текст научной работы на тему «Диагностический инструментарий для обследования слухового восприятия и произношения детей с нарушенным слухом»

УДК 376

Елизавета Сергеевна Шлеина, Людмила Васильевна Большанина

г. Новосибирск

Диагностический инструментарий для обследования слухового восприятия и произношения детей с нарушенным слухом

В данной статье представлен комплекс диагностических методик для педагогического обследования слухового восприятия и произношения детей с нарушенным слухом. В статье рассматривается роль слуха, обеспечивающая развитие адекватных и наиболее полных представлений об окружающем мире, позволяющая в доступных объемах овладеть звуковыми представлениями для успешного овладения речью детей с нарушением слуха. Охарактеризованы основные методические положения построения занятий по развитию слухового восприятия и обучения произношению детей данной нозологической группы. Рассматривается значимость использования слуховой тренировки по развитию слухового восприятия как на коррекционных занятиях, так и в условиях семейного воспитания. Представлен комплекс игр по развитию неречевого и речевого слуха и произношения детей с нарушенным слухом.

Ключевые слова: развитие слухового восприятия, дети с нарушенным слухом, произношение, образовательный процесс, слуховая тренировка, слухоречевая реабилитация.

Elizaveta Sergeevna Shleina, Lyudmila Vasilyevna Bolshanina

Novosibirsk

Diagnostic tools for the examination of auditory perception and pronunciation of children

with hearing impairment

This article presents a set of diagnostic methods for pedagogical examination of auditory perception and pronunciation of children with hearing impairment. The article discusses the role of hearing which ensures the development of adequate and most complete ideas about the surrounding world allowing to master sound representations in accessible volumes for successful mastering the speech of children with hearing impairment. The main methodological provisions of the construction of classes for the development of auditory perception and teaching the pronunciation of children of this nosological group are characterized. The importance of using auditory training for the development of auditory perception both in remedial classes and in the context of family education is considered. A set of games for the development of non-speech and speech hearing and pronunciation of children with hearing impairment is presented.

Keywords: development of auditory perception, children with hearing impairment, pronunciation, educational process, auditory training, auditory-speech rehabilitation.

Формирование словесной речи является важным фактором развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Механизм развития слухового восприятия - это работа над формированием представлений слухового образа, соответствующего элементам речи, доступным слуху глухого или слабослышащего ребенка и закреплением этих образов в коре головного мозга.

В связи с тем, что на данный момент ведущим способом восстановления слуховой функции является слухопротезирование, то с каждым пациентом должна проводиться специальная диагностическая работа, направленная на выявление и отслеживание результатов проделанной работы.

На данном этапе развития специального образования, коррекционная работа с детьми с нарушением слуха начинается в условиях ранней диагностики нарушения и раннего слухопротезирования. После проведения обследований и подбора слухового аппарата или проведения операции по кохлеарной имплантации начинается процесс работы над слуховым восприятием и произношением. Этот процесс является многоэтапным, так как затрагивает целенаправленную коррекционную работу, требующую специфические средства психолого-педагогического воздействия, комплекса методических приемов и специальных технологий.

Для развития слухового восприятия используют специальные слуховые упражнения. Труды ряда советских ученых (С. А. Зыков, А. Н. Леонтьев, Р. М. Боскис, Ж. И. Шиф, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина) описывают значимость использования различных специальных упражнений для развития функции слухового анализатора [1,3,5,7,12,14].

Овладение речью детей с нарушением слуха происходит только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением сенсорных эталонов [2].

Для слухоречевой реабилитации ребёнка с нарушенным слухом важно организовать систематические занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) [6]. Основными методическими положениями построения занятий по развитию слухового восприятия являются:

1. Соответствие звукового материала слуховым возможностям детей.

На данном этапе важно понимать, какие слуховые возможности имеет ребенок. Так от состояния слуховой функции зависит выбор не только речевого материала, но и неречевого.

2. Значимость (сигнальность) звукового материала.

Как неречевые, так и речевые звуки, применяемые для выработки слуховых дифференцировок, должны иметь конкретный характер, соотноситься с каким-либо предметом или действием. Если происходит показ неречевого звука игрушкой, то ребенок на начальном этапе должен видеть ее, подержать в руках, познакомится с ней. При изучении речевых звуков педагог использует различные методические приемы. Например, формирование речи в связи с организованной деятельностью, создание специальных ситуаций для использования речи ребенком, проведение дидактических игр. Так же слова предъявляются не только на слух, но и наглядно в письменном виде, используются письменные карточки и показ самого предмета или действия, обозначаемого этим словом, в натуральном виде или на картинке.

Постепенность перехода от грубых дифференцировок к более тонким. Звуковой материал в процессе обучения должен изучаться с постепенным увеличением его трудности. Критерием степени сложности дифференцировок является большая или меньшая звуковая схожесть сопоставляемых предметов: чем ближе друг к другу сопоставляемые предметы по звуку, тем труднее их дифференцировать; чем они дальше друг от друга, тем, следовательно, легче дифференцировка[7].

Целостность слухового восприятия у ребенка дошкольного возраста формируется с помощью представлений и знакомства со звуковой стороной окружающего мира. Знакомство с живыми и неживыми звуками окружающей природы помогают сформировать более целостную картину мира слабослышащих детей. Обеспечивает развитие адекватных и наиболее полных представлений об окружающем мире, о его звуковой составляющей, позволяет в доступных объемах овладеть звуковыми представлениями для успешного овладения речью в дальнейшем.

Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие выступает как средство взаимодействия с людьми. В процессе его развития происходит развитие слуховых дифференцировок, что позволяет детям с нарушением слуха с легкостью социализироваться

[9].

Формирование собственно устной речи зависит от развития системы звуков, фонетических кодов ребенка. Это и является базой в формирование собственно устной речи.

Кроме того, восприятие музыки очень важно в развитие детей с нарушенным слухом. Музыка предоставляет возможность сформировать эмоционально-эстетическую сторону жизни ребенка. И является средством развития ритмической способности, развивает двигательную сферу слабослышащего.

Нарушение деятельности слухового анализатора отражается и на речи ребенка. У ребенка с нарушенным слухом происходит затруднение общением речью. Научение

использования речи детей с нарушением слуха в социуме - является одной из немногих задач педагога.

На начальном этапе педагогу необходимо определить слуховые и речевые возможности ребенка, для этого он использует специально подобранные диагностические методики. В процессе обследования, при поступлении ребенка в образовательное учреждение, педагог в протоколах отмечает первые результаты ребенка. После чего происходит их анализ, с помощью которых педагог выстраивает дальнейшую коррекционную работу с ребенком. В процессе еженедельных занятий у ребенка проводится работа над всеми психическими процессами.

Одной из основных целей обучения детей с нарушенным слухом - это работа по формированию произношения, которая проводится на всех этапах обучения ребенка. Трудность формирования произношения у данной группы детей заключается в недостаточной сформированности слуховой функции речевого развития, уровня восприятия и воспроизведения устной речи [4]. Работа по формированию произношению включает:

- побуждение к использованию речи;

- работа над речевым дыханием;

- устранение дефектов голоса;

- коррекция, автоматизация, дифференциация звуков;

- работа над темпом, слитностью, словестным ударением, интонацией;

- работа со слогами, словами, фразами и текстом.

В процессе игровой деятельности происходит включение ребенка в игровые ситуации, которые требуют двигательного, голосового или речевого ответа на звук. Так же в процессе игры ребенку необходимо определять источник звука и его местоположение, что благоприятно сказывается на формировании умения ориентировки в пространстве. Все это способствует разделению и формированию представлений о разных окружающих ребенка звуках. Происходит развитие мыслительного процесса, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Исследование слуха речью должно начинаться с близкого расстояния, у ушной раковины исследуемого. В процессе диагностирования расстояние увеличивается. Помимо этого, исследование должно проводиться в условиях полной тишины, в изолированном от посторонних шумов помещении. Для более качественного проведения диагностики необходимо использовать «экран», чтобы не происходило считывания с губ. Перед началом диагностики ребенку необходимо объяснить, что ему надо делать, то есть дать инструкцию.

Для обследования слухового восприятия и произношения у детей с нарушенным слухом были подобраны методики и игры. Для неречевых детей предлагается методика 1, которая даст оценку слухового восприятия ребенка. Для речевых детей использование методик 2-4.

Методика 1. «Выработка условной двигательной реакции на звук» Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко

Инструкция: «Послушай. Надень кольцо, когда услышишь звук»

Процедура проведения: ребенку предъявляется звук музыкального инструмента, например, барабан. Ему необходимо надеть кольцо на основание пирамидки, когда услышит звук. Процесс повторяется при предъявлении звуков других музыкальных инструментов [11].

Методика 2. «Распознавание звуков, слогов, слов» Л. П. Назарова

Инструкция: «Послушай. Повтори».

Процедура проведения: ребенку предъявляются парами или тройками звуки, слоги, слова. Ребенок должен повторить предъявляемый материал.

Речевой материал:

- парные слоги: «б-п», «д-т-д», «г-к», «з-с-з», «в-ф», «ж-ш»

- слоги, имеющие в составе парные согласные: «ба-па», «да-та-да», «га-ка», «за-са-за», «ва-фа», «жа-ша»

- слоги с разными гласными и постоянной согласной: «би-бо-ба», «ки-ко-ка», «са-си-со», «гу-ги-го».

- слова с парными согласными: «дочка-точка», «бочка-почка», «гроза-коза»

- похожие по звучанию слова: «слон-стол-стон», «кошка-ложка», «лук-жук-крюк», «мак-лак-рак», «игла-игра» [10].

Методика 3. «Проверка навыков произношения» Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина I. Речевое дыхание

1. Произнесение слогов на одном выдохе: Папапапапа_

Вавававава_

2. Ответь на вопросы (требуется полный ответ): В каком классе ты учишься?

Сколько тебе лет?

3. Чтение предложений:

Вова рисует. Мама написала письмо. Мы поставили ветки в банку.

II. Голос

III. Звуки._

Проверяемый звук Слова и слоги для проверки Дополнительный материал

а Лопата па, а Па-пе

о Платок по, о Па-по, по-пу

у Утка, пу, у Пу-по, па-по-пу

э Семь пе, э Пе-па, пе-пи

и Вилка пи, и Пи-пе, па-пе-пи

ы Мыло пы, ы Пы-пи

п Суп па, ап

т Самолет та, ат

к Платок ка, ак

ф Шкаф фа, аф, ф

с Собака са, ас, с

ш Шапка ша, аш, ш

х Мука ха, ах, х Ха-ка

ц Лицо ца, ац Аца-аса, ца-са

ч Мяч ча, ач Ача-аша, ча-ша

щ Щётка ща, ащ Ща-ша

в Восемь ва, в Аыа-афа, ва-фа

м Самолет ма, му, ми, ам, м

н Нос на, ну, ни, ан, н

р Рука ра, ар, р

л Лампа ла, ала, ал, л

б Собака ба, бу, аба Аба-апа, ба-па

д Дом да, ду, ада Ада-ата, да-та

г Голова га, гу, ага Ага-ака, га-ка

з Зубы за, аза, з Аза-аса, за-са

ж Жук жа, ажа, ж Ажа-аша, жа-ша

я (йа) Яблоко я Я-а

ё (йо) Ёлка ё Ё-о

ю (йу) Юбка ю Ю-у

е (йэ) Ест е Е-э

Слоги для проверки мягких согласных (в конце II класса):

1. фя 9. ня 17. ма 25. ла

2. са 10. ля 18. ать 26. пя

3. ам 11. та 19. аф 27. ан

4. па 12.арь 20. амь 28. апь

5. фа 13. ась 21. ап 29. ас

6. тя 14. мя 22. ря 30. на

7. ань 15. ра 23. афь 31. ат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ар 16. ся 24.аль 32. ал

IV. Сочетание звуков в словах:

Кофта, спасибо, столовая, сколько, штаны, рубашка, шапка, щетка, кто.

V. Словесное ударение:

Стакан, бабушка, ученик, шапка, капуста, барабан, рука, валенки, кукла, тарелка.

VI. Орфоэпия:

1. Оглушение звонких согласных:

Девочка написала пять слов.

У Любы болит зуб.

В пятницу мы ходили в лес.

У меня две ошибки, а у Бори нет ошибок.

2. Безударное о:

Сегодня хорошая погода.

Оля получила подарок [12].

Методика 4. «Восприятие слов» Л. Н. Нейман

Список 1. Мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, лампа, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух.

Список 2. Папа, нос, бабушка, доска, корова, шапка, карандаш, чашка, окно, уши, мяч, палка, булка, коза, школа, чулки, хлеб, капуста, санки, курица.

Список 3. Вова, стул, рубашка, сумка, глаза, голова, каша, нога, молоко, ручка, дым, лошадь, девочка, яблоко, зима, перо, шар, книга, сахар, кукла [14].

Таким образом, подобранные методики позволяют продиагностировать слуховое восприятие и произношение детей с нарушенным слухом. Помогают обследовать звукопроизносительные умения, сохранность слоговой структуры слова, соблюдение ударения и лексическую систему языка. Данные методики подходят для обследования детей с нарушенным слухом всех возрастов. Так же в процессе обследования педагог может использовать метод педагогического наблюдения, который поможет сделать вывод о использование остаточного слуха детьми для восприятия речи, неречевых звуков, систематически ли пользуются слуховой аппаратурой.

Игры на развитие неречевого слуха

Игра «Кто кричит?»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.

Ход игры: Игра проводится индивидуально с ребенком. Вместе с ребенком идет знакомство со звуками домашних животных и птиц. Обучать ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк). Усложняя задачу, определить, кто кричит, отвернувшись от источника звука.

Игра «Найди такую же коробку»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Ход игры: в небольших коробочках разные крупы - горох, гречневая, манная крупа, рис. В качестве коробочек используются непрозрачные контейнеры, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Игра «Мишки и зайчики»

Цель: формирование умения различать динамику звуков, развитие слухового внимания и слухомоторной координации.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Педагог говорит: «Слушайте внимательно. Если я буду играть громко и медленно - идите как мишки. Если я буду играть тихо и быстро - бегите как зайчики. Изначально дети подражают действиям педагога, затем игра продолжается без его подсказок. Дети самостоятельно включаются в игровой процесс.

Игра «Что шумит?»

Цель: формирование представлений о звуках окружающего мира, развитие слухового внимания и восприятия.

Ход игры: Педагог знакомит детей с различными бытовыми звуками. Например, звук льющейся воды, звук столовых приборов, звук закрывания двери. Дети внимательно слушают, пробуют самостоятельно повторить движения педагога для появления определенного звука (открыть кран, постучать ложками, закрыть дверь). На этом этапе педагогу необходимо сделать акцент на появляющийся звук. После нескольких повторений детям необходимо самостоятельно определить, какой звук демонстрирует им педагог, для этого используются картинки выполняющихся действий.

Комплекс игр позволяет педагогу в образовательном учреждении провести коррекционную работу посредством неречевых стимулов у детей с нарушенным слухом. Данные игры можно использовать не только на коррекционных занятиях, но и в повседневной жизни, комплекс игр рассчитан для родителей, которые могут работать над развитием слухового восприятия у детей с нарушенным слухом.

Игры на развитие речевого слуха

Игра «Какаяу меня картинка?»

Цель: развитие слухового внимания, умения дифференцированно воспринимать слова на слух.

Оборудование: изображения 3-4 предметов, названия которых имеют различных звуковой состав, таблички с названиями предметов, маленькие карточки с изображением тех же предметов, экран.

Ход игры. Педагог кладет перед детьми картинки, проговаривая их название и подкладывая соответствующую табличку. Затем привлекает внимание детей и за экраном произносит название какой-либо картинки. Если ребенок верно угадывает и произносит названное слово, педагог дает ему маленькую карточку с изображением того же предмета. Выигрывает тот ребенок, у которого окажется больше всего маленьких карточек.

Игра «Похожие слова»

Цель: формирование умений воспринимать слова с близким фонетическим составом, уточнение слуховых дифференцировок.

Оборудование: домик, игрушки с созвучными названиями: мышка, мишка, машинка, мартышка, матрешка, неваляшка, экран, таблички.

Ход игры. На столе стоит домик фасадом к детям, в нем спрятаны игрушки. Педагог сообщает детям, что в домике кто-то живет и его нужно позвать, чтобы он вышел к нам поиграть. Педагог предъявляет слова за экраном или слухозрительно при наличии затруднений, дети должны повторить название игрушки. При правильно назывании игрушка выходит из домика, ее название повторно проговаривается, с игрушкой выполняются игровые действия. Игра продолжается до тех пор, пока все жители домика не выйдут к детям.

Игра «Собери пирамидку»

Цель: формирование умений воспринимать слова с близким фонетическим составом, уточнение слуховых дифференцировок.

Оборудование: пирамидка, карточки со словами.

Ход игры: Детям предлагается внимательно слушать. Затем педагог произносит слова со звуком «С», а дети, когда услышат этот звук надевают блок пирамидки на ее основание.

Игра «Матрица»

Цель: формирование умений воспринимать слова, развитие слухового внимания и памяти.

Ход игры: Перед ребенком лежат нарезанные слова. Ему необходимо услышать, в каком порядке произносит их педагог, после чего расположить и назвать в той же последовательности.

Изначально могут использоваться только существительные. В дальнейшем усложнение - составление педагогом предложений.

Игры на развитие произношения

Игра «Конусы»

Цель: развитие навыков произношения и активного словаря.

Оборудование: конусы, карточки с буквами.

Ход игры: Напротив каждого конуса лежит определенная буква. Ребенку необходимо назвать 5 слов с этой буквой, после чего он переходит к следующему конусу, где будет написано уже несколько букв, буква с первого конуса и еще одна новая. Можно добавить физические упражнения при переходе к следующему конусу.

Игра «Холодильник»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие памяти и пространственных представлений.

Оборудование: изображение холодильника и продуктов.

Ходи игры:

1. Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть определенный звук.

2. Педагог просит убрать на полку выше или ниже определённые продукты.

3. Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

4. Дифференциация: например, на правую дверцу сложи продукты, в названии которых есть звук «С», на левую в которых есть звук «Ш».

Игра «Мяч в воздухе»

Цель: развитие определения первого и последнего звука в словах.

Оборудование: мяч.

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

Игра «Матрешки»

Цель: развитие навыков произношения и активного словаря, формирование представлений о слоговой структуре слова.

Ход игры: Перед ребенком находится несколько (сначала 2, потом добавляется по одной) матрешек. Ему необходимо назвать слова, имеющие один слог. То есть одна матрешка - это один слог, две матрешки - два слога и так далее.

Для усложнения задания педагог может дать инструкцию с произнесением слов на определенный звук или слова, которые содержат определенный звук.

Таким образом формирование речевого слуха и слуховых представлений у детей с нарушенным слухом носит поэтапный и фазовый характер. Поэтому представленный комплекс игр будет способствовать развитию слухового восприятия ребенка с нарушением слуха, а также формированию произносительной стороны речи, всех ее аспектов. Педагог постоянно делает акцент на правильное произнесение слов и фраз, произнесенных ребенком, развивает у ребенка самоконтроль за произношением. Развитие слухового восприятия и обучение произношению у детей с нарушенным слухом должно осуществляться в ходе специально организованного педагогического процесса, а также в условиях семейного воспитания, что является важным процессом в создании речевой среды. В результате правильно подобранных методик, игр, систематической работы ребенок с нарушенным слухом получает возможность целостного восприятия звуков окружающей действительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева. - Москва : Академия, 2005. - 576 с. - Текст : непосредственный.

2. Большанина, Л.В. Компоненты информационно-образовательной среды для обучения школьников с нарушенным слухом / Л.В. Большанина, Е.С. Шлеина. - Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. -2021. - № 11-2. - С. 65-68.

3. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - Москва : Советский спорт, 2004. -303 с. - Текст : непосредственный.

4. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 304 с. - Текст : непосредственный.

5. Зыков, С.А. Обучение глухих детей по принципу формирования речевого общения / С.А. Зыков. -Москва : АПН РСФСР, 1961. - 360 с. - Текст : непосредственный.

6. Королева, И. В. Научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации. Часть 1. «Слуховой метод» / И. В. Королева. - Текст : непосредственный // Российская оториноларингология. - 2011. - № 2. - С. 88-98.

7. Кузьмичева, Е.П. Развитие речевого слуха глухих / Е.П. Кузьмичева ; под ред. Т.А. Власовой. -Москва : Педагогика, 1983. - 159 с. - Текст : непосредственный.

8. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н. Леонтьев. - Текст : непосредственный // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 272 с.

9. Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 171-174.

10. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений / Л.П. Назарова, В.И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 288 с. - Текст : непосредственный.

11. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом : пособие для учителя дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. - Москва : Владос, 2003. - 224 с. - Текст : непосредственный.

12. Рау, Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих : пособие для учителей / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - Москва : Просвещение, 1981. - 191 с. - Текст : непосредственный.

13. Рау, Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - Москва : Просвещение, 1981. -191 с. - Текст : непосредственный.

14. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция) : учеб. пособие для студентов пед. ун-тов по специальности «Дефектология» / Е.Л. Черкасова. - Москва : АРКТИ, 2003. - 192 с. - Текст : непосредственный.

15. Шиф, Т.В. Психология глухих детей / Т.В. Шиф ; под ред. И.М. Соловьева [и др.]. - Москва : Советский спорт, 2006. - 448 с. - Текст : непосредственный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е. C. Шлеина, студент 4 курса, направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Сурдопедагогика»), ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия, e-mail: liza.shleina128@gmail.com.

Л. В. Большанина, старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия, e-mail: Ljutik84@ngs.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.C. Shleina, 4th Year Undergraduate Student, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: liza.shleina 128@gmail.com

L.V. Bolshanina, Senior Lecturer, Department of Speech Therapy and Children's Speech at the Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: Ljutik84@ngs.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.