Научная статья на тему 'Диагностический инструментарий для мониторинга качества подготовки в системе «Школа втуз»'

Диагностический инструментарий для мониторинга качества подготовки в системе «Школа втуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихов Ю. А.

В статье изложена методика ранжирования заданий в тестах, используемых для диагностики уровня обученности в системе «школа втуз». Приведена формула, с помощью которой можно определять рейтинг (ранг) тестовых заданий, что позволит более строго соблюдать их иерархию в тесте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostic Tooling for Monitoring Training Quality in the «School Technical College» System

In the article the methods of text tasks ranking that are used for diagnosing the level of knowledge in the «school technical college» system are stated. It gives a formula that helps to define a rating (rank) of text tasks and that allows to follow their hierarchy in the text more consistently

Текст научной работы на тему «Диагностический инструментарий для мониторинга качества подготовки в системе «Школа втуз»»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ инструментарии ДЛЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА — ВТУЗ»

Ю. А. Шихов, докторант кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета, доцент

В статье изложена методика ранжирования заданий в тестах, используемых для диагностики уровня обученности в системе «школа — втуз». Приведена формула, с помощью которой можно определять рейтинг (ранг) тестовых заданий, что позволит более строго соблюдать их иерархию в тесте.

В настоящее время для мониторинговых исследований качества подготовки обучаемых все чаще используются дидактические тесты, так как они позволяют быстро и эффективно оценить уровень знаний и умений. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей каждый испытуемый выполняет тестовые задания (ТЗ) за разное время (с разной «скоростью»). Кроме того, в классе или студенческой группе имеются обучаемые, обладающие как низким, так и, наоборот, высоким уровнем знаний и умений. С учетом сказанного, на наш взгляд, необходимо дополнительно классифицировать ТЗ в тесте, учитывая время их выполнения. Это особенно удобно при входном контроле обучающихся, так как позволяет создавать группы абитуриентов (или студентов) по уровню их реальной подготовленности, а также при подсчете личного рейтинга каждого обучаемого.

С указанной целью предлагается, во-первых, выбрать в качестве таксономи-

ческой модели для классификации учебного материала, подлежащего контролю с помощью тестов, таксономию Родионова — Татура1 как наиболее дидактически унифицированную; во-вторых, определять рейтинг (ранг) каждого ТЗ по формуле2

г, '; г,. * с1)

где Г# — нормированный объем учебных часов по данному разделу изучаемой дисциплины; /3; —нормированный коэффициент сложности усвоения изучаемого учебного материала; тр — нормированное время, необходимое для обработки г-го объема учебного материала на у-м уровне умений.

На рис. 1—3 изображены соответственно матрица обученности по Родионову — Татуру; та же матрица, но с учетом временной координаты ги; матрица обученности с учетом рейтинга (ранга) ячеек (на рисунках ось г,; смещена для наглядности).

т мт13 бт14 пт15 ст16

А ма7 БА, ПА, САИ

О моа-з бо4 п°е СРц

Ф МФ1 ПФ5 СФШ

м Б п с

Объер, знаний

Рис. 1. Матрица обученностй::по Родионову — Татуру

ф Ю. А. Шихов, 2006

М Б П С

К

Р и с. 2. Матрица обученности по Родионову — Татуру с учетом временной координаты

Поясним выбор численных значений коэффициентов, входящих в формулу (1 ).

Согласно результатам обработки экспериментальных данных, полученных методом групповых экспертных оценок3, за период с 2000 по 2003 г. на подготовительных курсах Института образовательных коммуникаций при Ижевском государственном техническом университете, а также на I и II курсах ряда специальностей этого вуза (в эксперименте приняли участие около 3 тыс. слушателей курсов и студентов), пределы измерения нормированного времени составили т,у = 1,1—1,5.

Для определения коэффициента сложности уровней умений ) используется ряд отношений 1 : 3 : 5 : 7, предложенный В. П. Симоновым4. Для оценки объема знаний, усвоенного обучаемым (V.), применяется следующий ряд чисел: 0,5; 0,8; 1,0; 1,2 (здесь учитывается тот факт, что четыре первые ячейки определяют образовательный минимум, регламентируемый государственным образовательным стандартом). На рис. 2 цифрами обозначен порядок нарастания сложности помещаемого в ячейках учебного материала. На рис. 3 цифра в пра-

вом нижнем углу ячеики также указывает порядок нарастания сложности (эта величина играет вспомогательную роль, поэтому при желании ее можно убрать), а цифра в верхнем левом углу — значение рейтинга (ранга) каждой ячейки (г = 0,6; г = 12,6), рассчитанного по

^ тш 7 7 тах 7 г

формуле (1).

Сравнивая результаты, представленные на рис. 2 и 3, можно сделать следующий вывод: изменяя параметры, определяющие рейтинг г.. (например, увеличивая или уменьшая объем учебных часов по отдельной теме или разделу изучаемой дисциплины), можно изменять как сам рейтинг (ранг), так и иерархию ячеек матрицы обученности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Родионов Б. У. Стандарты и тесты в образовании / Б. У. Родионов, А. О. Татур. М., 1995.

* См.: ШиховЮ. А. Некоторые проблемы организации мониторинга качества подготовки в системе «школа—втуз» / Ю. А. Шихов // Интеграция образования. 2004. № 2. С. 50—52.

3 См.: Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепанов. М., 1989.

4 См,; Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учеб. пособие / В. П. Симонов. 3-е изд., испр. и доп. М., 1999.

Поступила 16.06.05.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. В. Филиппова, преподаватель кафедры управления качеством, инженер отдела менеджмента качества образовательной деятельности МГУ им. Н. 77. Огарева

В настоящее время одним из ведущих факторов, обеспечивающих качественное образование, является наличие в вузах действующей системы менеджмента качества образовательной деятельности. Автором проведен сравнительный анализ опыта формирования подобных систем в различных вузах России. Выявлены общие и специфические особенности этого процесса, даны рекомендации по развитию систем менеджмента качества в образовательных учреждениях.

Глобализация рыночной экономики фессионального образования в мировое

обусловливает необходимость интегра- образовательное пространство и, следо-

ции российской системы высшего про- вательно, конкурентную борьбу между

& И, В. Филиппова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.