Научная статья на тему 'Сравнительный анализ существующей практики формирования в российских вузах систем менеджмента качества образовательной деятельности'

Сравнительный анализ существующей практики формирования в российских вузах систем менеджмента качества образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова И. В.

В настоящее время одним из ведущих факторов, обеспечивающих качественное образование, является наличие в вузах действующей системы менеджмента качества образовательной деятельности. Автором проведен сравнительный анализ опыта формирования подобных систем в различных вузах России. Выявлены общие и специфические особенности этого процесса, даны рекомендации по развитию систем менеджмента качества в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of Existing Practice of Quality Management Formation of Educational Activities at Russian Higher Education Institutions

At present one of the leading factors providing high-quality education is availability of an operating system of quality management of educational activities at institutions of higher education. The article gives a comparative analysis of formation experience of such systems in different Russian universities. It discovers general and specific characteristics of this process, gives recommendations for development of systems of quality management in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ существующей практики формирования в российских вузах систем менеджмента качества образовательной деятельности»

Поясним выбор численных значений коэффициентов, входящих в формулу (1 ).

Согласно результатам обработки экспериментальных данных, полученных методом групповых экспертных оценок3, за период с 2000 по 2003 г. на подготовительных курсах Института образовательных коммуникаций при Ижевском государственном техническом университете, а также на I и II курсах ряда специальностей этого вуза (в эксперименте приняли участие около 3 тыс. слушателей курсов и студентов), пределы измерения нормированного времени составили т,у = 1,1—1,5.

Для определения коэффициента сложности уровней умений ) используется ряд отношений 1 : 3 : 5 : 7, предложенный В. П. Симоновым4. Для оценки объема знаний, усвоенного обучаемым (V.), применяется следующий ряд чисел: 0,5; 0,8; 1,0; 1,2 (здесь учитывается тот факт, что четыре первые ячейки определяют образовательный минимум, регламентируемый государственным образовательным стандартом). На рис. 2 цифрами обозначен порядок нарастания сложности помещаемого в ячейках учебного материала. На рис. 3 цифра в пра-

вом нижнем углу ячеики также указывает порядок нарастания сложности (эта величина играет вспомогательную роль, поэтому при желании ее можно убрать), а цифра в верхнем левом углу — значение рейтинга (ранга) каждой ячейки (г = 0,6; г = 12,6), рассчитанного по

^ тш 7 7 тах 7 г

формуле (1).

Сравнивая результаты, представленные на рис. 2 и 3, можно сделать следующий вывод: изменяя параметры, определяющие рейтинг г.. (например, увеличивая или уменьшая объем учебных часов по отдельной теме или разделу изучаемой дисциплины), можно изменять как сам рейтинг (ранг), так и иерархию ячеек матрицы обученности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Родионов Б. У. Стандарты и тесты в образовании / Б. У. Родионов, А. О. Татур. М., 1995.

* См.: ШиховЮ. А. Некоторые проблемы организации мониторинга качества подготовки в системе «школа—втуз» / Ю. А. Шихов // Интеграция образования. 2004. № 2. С. 50—52.

3 См.: Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепанов. М., 1989.

4 См,; Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учеб. пособие / В. П. Симонов. 3-е изд., испр. и доп. М., 1999.

Поступила 16.06.05.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. В. Филиппова, преподаватель кафедры управления качеством, инженер отдела менеджмента качества образовательной деятельности МГУ им. Н. 77. Огарева

В настоящее время одним из ведущих факторов, обеспечивающих качественное образование, является наличие в вузах действующей системы менеджмента качества образовательной деятельности. Автором проведен сравнительный анализ опыта формирования подобных систем в различных вузах России. Выявлены общие и специфические особенности этого процесса, даны рекомендации по развитию систем менеджмента качества в образовательных учреждениях.

Глобализация рыночной экономики фессионального образования в мировое

обусловливает необходимость интегра- образовательное пространство и, следо-

ции российской системы высшего про- вательно, конкурентную борьбу между

& И, В. Филиппова, 2006

образовательными учреждениями, в которой побеждает тот, кто эффективнее других обеспечивает высокое качество образования. Вопрос о том, как работать экономичнее и предоставлять услуги, соответствующие растущим требованиям потребителей, стоит перед высшими учебными заведениями всего мира. Причем необходимо не только создать систему менеджмента качества (СМК), отвечающую современным требованиям стандарта ИСО 9001:2000, но и подтвердить это международным сертификатом, способным обеспечить вузу мировое признание.

В настоящее время около 40 вузов Российской Федерации разработали, внедрили и сертифицировали СМК образовательной деятельности. Работу по формированию систем менеджмента качества они строили в соответствии с различными моделями. Это, в частности, модель международных стандартов ИСО 9000 с принципами всеобщего управления качеством (TQM), модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификация для высшего образования, модели премии Правительства РФ в области качества и др.

Принципы менеджмента качества, заложенные в ИСО 9000:2000, в первую очередь принимают те организации, которые исчерпали возможности традиционных методов обеспечения качества, основанных на контроле. Многие образовательные организации в Европе исследуют, насколько ИСО 9000:2000 применимы для них, а также насколько они сами соответствуют стандартам. На сегодняшний день лишь небольшое число образовательных организаций сертифицировано. Главная причина такого положения кроется в том, что ИСО 9000 изначально разработаны для производственных отраслей промышленности. Терминология стандартов явно не согласуется со сферой образования, а применяемые подходы слабо связаны с процессом обучения. Однако основные прин-

ципы, которые концентрируются на потребностях заказчика, вполне соответствуют образовательным структурам. Следовательно, стандарты ИСО 9000 могут быть применены для пользы как студентов, так и работников образовательных учреждений. При этом необходимо тщательно следить за тем, чтобы их внедрение не сопровождалось ломкой высоких профессиональных стандартов, создававшихся в организации в течение многих лет.

В последнее время стали широко развиваться методы так называемого всеобщего управления качеством (TQM), которые в ближайшие годы должны стать определяющими при модернизации образования и совершенствовании систем управления в вузах РФ. Основные принципы TQM, на базе которых должна строиться система управления в вузе, на первый взгляд, абсолютно понятны и могут быть использованы в университетах. Однако при внедрении принципов менеджмента качества потребуются изменение и улучшение существующей в университетах системы управления. Сложившиеся в образовательных учреждениях системы управления имеют недостатки, связанные, как правило, с их «непрозрачно стью».

Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), как и другие модели, построенные на ее основе и адаптированные для высшего образования, не содержит в явном виде критериев, позволяющих адекватно оценить наличие и степень развитости СМК. Такие критерии приводятся в требованиях стандарта ИСО 9001:2000. Это внедрение процессного подхода; управление документацией; построение организационной структуры системы менеджмента качества; планирование рабочих процессов вуза; внутренние аудиты и самооценка вуза и его структурных подразделений; постоянное улучшение, корректирующие и предупреждающие действия.

Указанные модели в качестве своей основы имеют процессно-ориентирован-

ный подход, не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия системы менеджмента качества с общей системой менеджмента вуза.

Многие вузы, приступившие к созданию систем менеджмента качества на базе различных моделей, уже ощутили преимущества своей активности. В особенности это касается тех из них, кто внедрил такую систему хотя бы формально, стал победителем конкурса или получил сертификат соответствия.

Сказанное подтверждается и результатами проведенного нами сравнительного анализа формирования и развития СМК в некоторых образовательных учреждениях России. Для анализа были выбраны Тамбовский государственный технический университет. Томский политехнический университет, Сибирский государственный технологический университет, Мордовский государственный университет имени Н. II. Огарева1.

Причины отбора именно такой группы вузов были следующие:

— все выбранные вузы являются государственными, что дает возможность предполагать равные условия развития;

— вузы находятся в различных территориальных округах России, что накладывает на них определенный отпечаток.

Результаты сравнительного анализа развития СМК представлены в таблице. Они свидетельствуют о том, что задача создания СМК во всех четырех вузах объявлена как стратегическая. Считается, что накоплен достаточный опыт, создано нормативное и ресурсное обеспечение, которые могут служить фундаментом для разработки и сертификации СМК. Для эффективного функционирования СМК необходимы методики мониторинга для всех ее подсистем, кадровые, информационные, финансовые, материально-технические ресурсы, подготов-

ленная система административного менеджмента.

Первоначально при разработке СМК все вузы придерживаются модели ГОСТ Р ИСО 9001:2000.

В проанализированных вузах системы менеджмента качества внедряются поэтапно.

На подготовительном этапе осуществляются формирование организационной структуры и создание структурных подразделений, занимающихся разработкой и внедрением СМК. Имеются лишь незначительные различия в названиях органов, занимающихся вопросами создания систем менеджмента качества. Также происходит проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и на структурные подразделения. В каждом подразделении назначается уполномоченный по качеству.

На этапе разработки и внедрения осуществляются определение и описание рабочих процессов, упорядочение существующей документации. Основным документом, определяющим всю систему менеджмента качества вуза, служит «Руководство по качеству». Этот документ информирует персонал университета о политике и целях в области качества, а также о мерах по выполнению поставленных задач. Также разрабатываются общеуниверситетские документированные процедуры и типовые документированные процедуры подразделений.

Следующим шагом являются проведение внутренних аудитов и сертификация СМК.

Ключевым звеном в процессе формирования и развития СМК во всех вузах выступает кадровый потенциал. Причем руководство университетов осознает, что главное в СМК — люди, которые ее создают, являются ее частью и одновременно потребителями. Кроме того, особое значение придается лидирующей и руководящей позиции руководства вуза в процессах создания и поддержания СМК в актуальном состоянии.

Вуз Модель СМК Этап формирования СМК

предварительный разработки внедрения и сертификации

1 2 3 4 5

Тамбовский государственный технический университет

ГОСТ РИСО 9001:2000

— осознание высшим руководством смысла, цели и задач разработки и внедрения системы менеджмента качества;

— установление требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

— обсуждение с управленческим персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества;

— принятие решения о создании системы менеджмента качества (утверждение ректоратом);

— разработка организационной структуры управления качеством образовательной организации (назначение представителя руководства по качеству, формирование отдела управления качеством, создание Координационного совета по качеству);

— определение ответственных лиц (уполномоченных по качеству) каждого структурного подразделения

— проведение Б^УОТ-анализа (определение сильных и слабых сторон внутри организации, ее возможностей и угроз со стороны внешней среды);

— осуществление самооценки по критериям конкурса Министерства образования и науки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»;

— формирование календарного плана работ;

— разработка системы процессов деятельности организации;

— выделение ключевых процессов и их «владельцев»;

— формулирование ректоратом миссии, видения И ПОЛИТИКИ в области качества образовательной организации;

— разработка и внедрение документации системы менеджмента качества (руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции ит. п.)

— мониторинг реализации плана работ (разработка критериев оценки и методов постоянного улучшения процессов);

— самооценка процессов системы менеджмента качества в подразделениях организации, отвечающих за них;

— внутренний аудит;

— составление и реализация плана корректирующих мероприятий;

— выбор органа по сертификации

ю

и)

№ 3, 2006

1 2 3

Томский политех- ГОСТ Р ИСО 9001:2000 — приказ ректора о создании рабо-

нический универ- чей группы по созданию СМК;

ситет — проведение изменений в органи-

зационной структуре;

— определение ответственных лиц (уполномоченных по качеству);

— обучение ответственных руководителей структурных подразделений и уполномоченных по качеству в Сибирском сертификационном центре ТПУ;

— формирование политики и целей в области качества

Сибирский го суд арственный технологический университет

ГОСТ Р ИСО 9001:2000 —

осознание высшим руководством смысла, цели и задач разработки и внедрения системы менеджмента качества;

— назначение ответственного за СМК;

— назначение группы разработчиков и ее руководителей;

— создание графика проведения работ;

— приказ о разработке СМК;

— разработка политики в области качества;

— поиск консультанта;

— создание координирующего органа;

— разработка сети процессов образовательной деятельности

Продолжение таблицы

— разработка документации системы менеджмента качества (руководство по качеству, документированные процедуры);

— оптимизация процессов и процедур

— обучение руководителей структурных подразделений;

— разработка проектов документов (руководство по качеству, документированные процедуры);

— утверждение документированных процедур и руководства по качеству

— внедрение в практику и постоянное улучшение процессов и процедур;

—проведение внутренних аудитов и постоянное улучшение;

— проведение внешнего аудита;

— выбор органа по сертификации;

— сертификация в органе по сертификации NQA (National Quality Assurance), Великобритания

— внедрение СМК;

— разработка планов внутренних аудитов и их проведение;

— корректирующие действия;

— выбор органа по сертификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— проведение предсертифи-кациоиного аудита;

— получение сертификата

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1

1 2 3

Мордовский госу- ГОСТ Р ИСО 9001 ;2000 — принятие ректором и высшим ру-

дарственный уни- ководством решения о необходимо-

верситет сти работы по созданию СМК;

— проведение 8\УОТ-анализа (определение сильных и слабых сторон внутри организации, ее возможностей и угроз со стороны внешней среды);

— создание отдела менеджмента качества образовательной деятельности;

— формирование календарного плана работ;

— формулирование миссии, видения, стратегии, политики и целей в области качества;

— создание Совета по качеству;

—определение ответственных лиц (менеджеров по качеству)

N1

и»

Окончание таблицы

— осуществление самооценки Деятельности вуза;

— разработка системы процессов деятельности организации;

— обучение вопросам качества руководителей структурных подразделений

— внедрение целей и политики в области качества;

— разработка СМК вуза в рамках Программы развития Мордовского государственного университета на 2006— 2010 ГГ;

№ 3, 2006

Как следует из таблицы, Мордовский государственный университет находится на предварительном этапе разработки СМК. Но в нем созданы все необходимые условия и предпосылки для дальнейшего развития этого процесса. Университет входит в число крупнейших многопрофильных вузов страны и отвечает практически всем требованиям утвержденных показателей государственной аккредитации. Кроме того, вуз практически первым среди классических университетов вступил на путь создания СМК.

Формирование СМК образовательной деятельности охватывает все институты, факультеты и соответствующие уровни управления в университете.

Центральным звеном вузовской СМК является факультет (институт). Университетский уровень определяет стратегию развития вуза, политику и цели в области качества образовательной деятельности.

Формирование в МГУ им. Н. П. Огарева СМК образовательной деятельности представляет собой одну из стратегических целей в рамках программы развития университета на 2006—2010 гг.

Разработка и внедрение СМК в вузе должны способствовать совершенствованию системы управления образовательным процессом и вузом в целом; снижению непроизводительных потерь, вызванных несовершенной организацией

учебного процесса; повышению удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон путем постоянного повышения эффективности деятельности вуза; содействию профессиональному росту профессорско-преподавательского состава; непрерывному улучшению качества подготовки специалистов; повышению престижа вуза и его конкурентоспособности.

Таким образом, основываясь на результатах сравнительного анализа опыта разработки СМК в различных вузах России, следует отметить, что, несмотря на общие черты, каждый вуз имеет свою специфику и должен вырабатывать свой подход. При этом необходимо преодолеть импульсивное желание все начать с чистого листа, поскольку целесообразнее использовать накопленный годами позитивный опыт, причем не только свой, но и других вузов.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Зиненко В. К. Этапы создания системы менеджмента качества СибГТУ / В. К. Зиненко, В. Ф. Харин // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2 (25). С, 86—90 ; См.: Мищенко С. В. Опыт подготовки системы менеджмента качества в Тамбовском государственном техническом университете /С. В. Мищенко, С. В. Пономарев, Э. В. Злобин // Программа, материалы школы-семинара молодых ученых «Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством продукции». 22—27 сент. 2003 г. Тамбов, 2003. С. 44—48 ; www.tpu.ru/html/smk.

Поступила 22.05.06,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.