Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ'

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермоченко Константин Павлович

В статье обосновывается эффективность собственно разработанной педагогической технологии диагностирования результатов обучения обществознанию выпускника основной школы как универсальной педагогической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермоченко Константин Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC MAP OF THE RESULTS OF LEARNING SOCIAL STUDIES IN THE 9TH GRADE AS A UNIVERSAL PEDAGOGICAL MODEL

The article substantiates the effectiveness of the actually developed pedagogical technology for diagnosing the results of teaching social studies to a graduate of a basic school as a universal pedagogical model.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ»

Теория и методика обучения U SOQnUfnttHUM?

Theory and methodology of teaching and upbringing

УДК: 372.83

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Ермоченко К.П.

Смоленский государственный университет Смоленск, Россия ORCID ID: 0009-0004-1150-4287 SPIN-код: 7464-3622, AuthorID: 1140887 E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обосновывается эффективность собственно разработанной педагогической технологии диагностирования результатов обучения обществознанию выпускника основной школы как универсальной педагогической модели.

Актуальность. Современный образовательный процесс, признающий главной ценностью ученика, занимается поиском условий для развития его личностного потенциала. «Осуществить себя» как личность - одна из главнейших задач современного образования с учетом всех требований, предъявляемых ФГОС. Соблюдение требований современного образовательного процесса достигается при наличии «обратной связи», которая, в частности, может быть достигнута при наличии диагностирования результатов процесса обучения. Должно соблюдаться важное условие: изучение индивидуальности растущей личности учащегося с раскрытием его учебного потенциала.

Проблема, цель, задачи. В современном образовательном процессе появилась острая необходимость введения новых, эффективных диагностических способов определения и контроля качества процесса обучения и результатов образовательной деятельности, потому что XXI век ознаменовался необходимостью вхождения Российской Федерации, в единое европейское образовательное пространство. Целью данного исследования является разработка собственной диагностической модели результатов обучения обществознанию на основе анализа современного состояния применения педагогической диагностики как необходимого элемента эффективного протекания процесса обучения обществознанию в 9 классе и формирования основных обществоведческих знаний.

Материалы и методы исследования. Теоретико-методологическая основа исследования представлена совокупностью приемов и подходов, посредством которых были исследованы проблемы генезиса и развития современного педагогического диагностирования.

Результаты и их обсуждение. Для объективного выявления педагогических способов диагностирования результатов обучения обществознанию в 9 классе и независимого определения качества процесса обучения в целом от положения учителя в разных по количественному и территориальному признаку школах, мы изучили опыт работы учителей как в малокомплектных сельских школах, так и в больших, по количеству обучающихся и педагогическому составу, городских школах. Соблюдая фундаментальные требования, предъявляемые к диагностике результатов процесса обучения обществознанию, можно достичь эффективного ее протекания в качестве необходимого элемента контроля и оценки урока

обществознания, как учебной единицы, и процесса образования в целом. Это будет возможно только при совместной и доброжелательной работе администрации школы, как главного регулятора учебно-педагогических вопросов учебного заведения, и учителя-предметника, который обязан соблюдать все требования ФГОС., в том числе, и относящихся к процессу диагностики качества обучения обществознанию.

Заключение. Педагогическая диагностика результатов обучения обществознанию выпускника основной школы, как процесс контроля, оценки и выявления эффективности обучения данной учебной дисциплины, в условиях современного общества является обязательным компонентом воспитательной и образовательной деятельности, который предусмотрен ФГОС. Без педагогического диагностирования невозможно дать объективный анализ личностных результатов участников процесса обучения обществознанию. Это говорит об актуальности данной темы исследования, которая на сегодняшний день мало изучена и является остро стоящей, когда главной ценностью образовательного процесса выступает формирующаяся личность учащегося.

Ключевые слова: Образование, обществознание, педагогическая диагностика, педагогическая модель, результаты обучения, диагностическая карта.

Введение. Соблюдение требований современного образовательного процесса достигается при наличии «обратной связи», которая, в частности, может быть достигнута при наличии диагностирования результатов процесса обучения.

Термин «педагогическая диагностика», по аналогии с медицинской диагностикой, предложил К. Ингенкамп [6. С . 201] 1968 г. в рамках научного проекта. В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких учёных, как В.С. Аванесов, А.С. Белкин, В.В. Беликова и др.

Так, в представлении В.С. Аванесова [1. С. 299], педагогическая диагностика - это система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения.

Педагогическая диагностика по своей сфере применения, решаемым задачам, целям является самостоятельной дисциплиной. Опираясь на психологическую диагностику, она определила свои методы и образ мыслей.

f Актуальность. В настоящее время особенно актуальным стоит вопрос педагогического диагностирования результатов обучения обществознанию выпускника основной школы. Во-первых,

это связано со спецификой данного интегрированного курса, который включает в себя сразу основы таких дисциплин, как: социология, политология, психология, философия и т.д.

Также обществознание относится к числу самых сложных, но популярных учебных предметов, которым выпускники отдают предпочтение при сдачи итоговых государственных экзаменов. Поэтому выбор метода, способа педагогического диагностирования результатов обучения об-ществознанию для учителей является особенно сложным.

Учитель истории и обществознания в современных условиях понимает главный недостаток имеющейся отметочной пятибалльной системы, который, проявляется только в ориентации учителя лишь на количественную оценку ученика, как правило, не беря во внимание его личностное развитие.

Проблема, цель, задачи. В современном образовательном процессе появилась острая необходимость введения новых, эффективных диагностических способов определения и контроля качества процесса обучения и результатов образовательной деятельности, потому что XXI век ознаменовался необходимостью вхождения Российской Федерации [2], в единое европейское образовательное пространство.

В связи с этим неподготовленность большинства учителей к самостоятельной

разработке нового универсального способа или приема педагогического диагностирования результатов обучения обществозна-нию для выпускников основной школы является на сегодняшний день актуальной, остро стоящей проблемой, которая в настоящее время не имеет однозначного решения.

Целью исследования является разработка собственной диагностической модели результатов обучения обществознанию на основе анализа современного состояния применения педагогической диагностики как необходимого элемента эффективного протекания процесса обучения общество-знанию в 9 классе и формирования основных обществоведческих знаний.

Материалы и методы исследования. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, которые подробно рассматривали вопрос педагогического диагностирования, ее способов, методов и технологий реализации. В связи с чем, нами использовался такой метод теоретического исследования, как сопоставления теорий и положений из одной научной области, давший на основе их сходства и различия общее представление о педагогическом диагностировании процесса обучения обществознанию выпускника основной школы. На основе этого метода нами было проведено эмпирическое исследование. Авторское эмпирическое исследование представляет собой сочетание количественной и качественной методологии.

Результаты и их обсуждение

Для того чтобы определить основные факторы, которые влияют на отсутствие применения учителями новых, собственно разработанных или видоизменных традиционных педагогических технологий диагностирования результатов обучения об-ществознанию в 9 классе, нами в марте 2021 года были проведены эмпирические исследования на базе «Внуковичской ООШ» Новозыбковского района, Брянской области.

В опросе, который, на наш взгляд, является целесообразным способом выявления основополагающих факторов неприменения учителями обществознания в сво-

ей деятельности по педагогическому диагностированию результатов обучения в 9 классе самостоятельно разработанных, новых педагогических технологий и способов оценивания результатов качества современного урока обществознания приняли участие выпускники «Внуковичской ООШ» Новозыбковского района, Брянской области [3, с. 180].

Всего в опросе приняли участие 10 выпускников 9 класса, из них 6 респондентов - девочки, остальные-мальчики. Возраст опрошенных варьировался в пределах от 15 до 17 лет, что давало возможность, сравнить ответы детей, их поведение во время опроса, и выявить взаимосвязь их ответов с половозрастными особенностями.

Учащимся был задан ряд вопросов, позволивших охарактеризовать их общий уровень обучаемости и дать комплексный анализ качества современного урока по обществознанию, которое тесно связано с выбранными учителем-предметником педагогическими технологиями диагностирования результатов обучения общество-знанию в данном классе.

Результаты опроса были обработаны. На основе полученных данных можно говорить о возможности учителей-предметников применять в своей деятельности новые разноплановые способы и методы педагогической диагностики, которые мало, исходя из полученных данных, зависят от создавшихся условий в данном классе для эффективного протекания процесса обучения обществознанию.

Но в тоже время обучение общество-знанию в 9 классе данной школы предстает как малоэффективный неинтересный для учеников процесс, в котором они не заинтересованы и, тем самым, никой личной вовлеченности в процесс обучения у детей не возникает, что сказывается на их низкой учебной результативности.

Возможно, это связано с тем, что респонденты, принявшие участие в опросе, являются школьниками сельской малокомплектной школы. Но также, возможно, оправданием этого является нежелание и неумение учителя обществознания данной школы применить на своем уроке педаго-

гические технология диагностирования, которые бы отвечали современным требованиям Стандарта, а главное стимулировали бы учащихся к повышению своих личностных результатов.

Исходя из выше изложенного, следует отметить, что проблема разработки и использования учителями универсальной педагогической модели диагностирования результатов обучения обществознанию в 9 классе в незначительной степени зависит от индивидуальных особенностей учащихся и их готовности активно принимать участие в процессе педагогического диагностирования. А вот имеющаяся у учителя обществознания методологическая база по педагогическому диагностированию, которая должна пополняться новыми разработками и соответствовать совокупности обязательных требований к образованию, является основным фактором отсутствия и главным тормозом на пути к разработке новой универсальной педагогической модели диагностирования.

В связи с этим возникает необходимость решить проблему отсутствия универсального способа диагностирования с помощью непосредственного участия в качестве субъекта педагогического процесса, которое предоставит возможность рассмотреть внутреннюю составляющую проблемы и разработать собственную модель педагогического диагностирования результатов обучения обществознанию.

Решение данной проблемы таким способом стало возможно благодаря личному опыту, полученному в ходе производственной педагогической практики с 1 ноября по 27 декабря 2021г. на базе «Средней общеобразовательной школы №9» г. Новозыбкова. За это время мы смогли проанализировать педагогический опыт учителя-предметника в 9 «В» классе, который занимался одновременно и классным руководством, по педагогическому диагностированию результатов обучения выпускников основной школы. Также нами были даны уроки по обществознанию в данном классе, предусмотренные рабочей программой и календарно-тематическим планированием учителя, которые непосредственно были связаны с определенным

способом диагностирования результатов обучения обществознания.

Мы приняли непосредственное участие в подготовке и проведении промежуточного педагогического диагностирования, которое имело вид Основного государственного экзамена по обществознанию с наличием всех условий проведения итогового экзамена за курс 9 класса.

Важным фактором, повлиявшим на разработку собственной педагогической модели диагностирования результатов обучения обществознанию, стал микроклимат коллектива в 9 «В» классе и индивидуальные особенности учащихся.

Исходя из проанализированного опыта учителей по педагогическому диагностированию и выявленных факторов отсутствия применения учителями новых, собственно разработанных универсальных педагогических технологий диагностирования результатов обучения обществозна-нию в 9 классе, следует отметить на сегодняшний день традиционную неизменность педагогического диагностирования, которая объективно связана с отсутствием универсального способа определения результатов обучения. Современная, хорошо разработанная и постоянно пополняющаяся методологическая база учителя обще-ствознания по педагогическому диагностированию все равно встречает сопротивление со стороны индивидуально-психофизиологических особенностей учащихся.

Решение проблемы педагогического диагностирования результатов обучения обществознанию выпускника основной школы при объективно обоснованном отсутствии диагностического способа-приема мы видим только при соблюдении принципа совокупности имеющихся традиционных методик определения результатов обучения обществознанию, который на сегодняшний день, по нашему мнению, является единственным действенным способом проверки знаний учащихся как взаимно зависимой категории качества урока.

Так, нами при соблюдении принципа совокупности имеющихся традиционных методик и способов диагностирования была разработана педагогическая модель

определения результатов обучения обще-ствознанию в 9 классе, которая имела вид диагностической карты.

Разработка представленной педагогической модели диагностики результатов обучения обществознанию стала возможной благодаря анализу педагогического опыта учителей. Объектом данного анализа выступили диагностические технологии и способы, используемые учителями-предметниками в своей профессионально-педагогической деятельности. Также собственный педагогический опыт способствовал успешному определению основополагающих критериев и свойств, на которых базируется представленная педагогическая модель диагностирования.

Диагностическая карта результатов обучения обществознанию в 9 классе, как один из универсальных способов педагогического диагностирования, строилась на примере рабочей программы и календар-но-тематического планирования Кузьме-нок Т. А, учителя истории и обществозна-ния «СОШ №9» г. Новозыбкова [5, с. 234].

При анализе педагогического опыта учителей по диагностированию результатов обучения обществознанию и использованию ими методов диагностики на уроках обществознания в 9 классе нами была отдельно отмечена система поурочного балла, которая эффективно применяется действующими учителями в ходе процесса диагностирования результатов обучения. Эта система была положена в основу собственно разработанной педагогической модели определения результатов обучения обществознанию.

Большинство девятиклассников при определении предмета по выбору для успешного прохождения Государственной итоговой аттестации отдают предпочтение именно обществознанию. В связи с этим, педагогическая модель первоначально разрабатывалась для итогового диагностирования, но уже в ходе работы над ней стало ясно, что она успешно подойдет и для промежуточного определения результатов обучения обществознанию при вычленении отдельных ее блочных элементов.

На основе теоретических положений методики поурочного балла, итоговая

оценка школьников по обществознанию за курс 9 класса, согласно представленной педагогической модели, будет складываться из: обществоведческого учебного порт-фолио, текущей проверки знаний и отдельно из результатов устных опросов и общей работы на уроках.

Портфолио учащихся складывается из заданий, которые они будут получать в конце каждого урока обществознания. Все задания будут иметь разнообразный вид и форму, продиктованные имеющейся на сегодняшний день методологической базой учителя обществознания. Эти разной сложности задания будут предлагаться учителем. Это могут быть тесты, самостоятельные и творческие работы, понятийные диктанты и т.д., т. е все имеющиеся диагностические способы и приемы, которым отдают предпочтение большинство действующих учителей, считая выбранную форму работы эффективной.

После того, как учитель определился с выбором диагностического задания в конце каждого урока, которое необходимо для итогового контроля и учебного портфолио, следует анализ выбранной формы диагностической работы, которая не предусмотрена рабочей программой и календарно-тематическим планированием, но проводится вместе с указанной в рабочей документации учителя-предметника формой текущего контроля, но в качестве дополнительного домашнего задания.

Учитель проверяет успешность выполнения каждого такого задания по обще-ствознанию и в случае затруднений помогает, корректирует работу учащихся. Все выполненные задания по итогу будут представлены в виде учебного портфолио в конце учебного года, успешность формирования которого станет одним из основных критериев при выставлении общей оценки за курс обществознания в 9 классе.

Следует отдельно отметить, что итоговая контрольная работа, предусмотренная календарно-тематическим планированием и рабочей программой учителя общество-знания, будет состоять исключительно из текущих выбранных учителем диагностических заданий по обществознанию, поэтому успешность их выполнения и личная

заинтересованность в результатах обучения обществознанию объективно отражена и представлена.

Диагностическая карта результатов обучения обществознанию в 9 классе имеет также текущую проверку знаний, которая предусмотрена учебной документацией учителя обществознания и может иметь вид любого имеющегося на сегодняшний день традиционного способа определения результатов обучения обществознанию. При этом, общий индивидуальный результат школьников за курс обществознания в 9 классе будет складываться, помимо учебного портфолио, из текущих итогов проверки знаний.

Мы считаем, что целесообразно в рамках представленной педагогической модели диагностирования выделить отдельным критерием по формированию общей оценки за курс результаты опросов и общей работы на уроках обществознания в силу индивидуальных особенностей учащихся.

Часто школьники могут представить свои знания либо только в письменном виде, либо только в устном, что на сегодняшний день в большинстве случаев не учитывается учителями предметниками, которые навязывают форму проверки знаний, удобную лично им, подгоняя под необходимый количественный показатель качества урока и процесса обучения, продиктованный фиктивными установками со стороны администрации учебного заведения. Эта актуальная проблема на сегодняшний день в рамках системы образования не решена.

Заключение. Данная модель диагностирования, по нашему мнению, когда итоговая оценка за курс обществознания выставляется за качественно выполненное учебное портфолио, за результаты устных опросов на уроках и текущей проверки знаний, которые учитывают все многообразие традиционных способов диагностирования, является эффективным способом педагогического определения результатов обучения обществознанию в 9 классе.

При этом возрастные индивидуальные психофизические особенности учащихся не ограничиваются и задавливаются напрочь, что на сегодняшний день, к сожалению, является нормой для действующих учителей, а учитываются и используются учителями в своей педагогической диагностической деятельности на основе полноценного соблюдения принципа уважения личности ученика.

Таким образом, мы убеждены, что современная школа в полной мере не готова к эффективному применению педагогической диагностики в качестве контроля за успеваемостью учащихся с использованием индивидуального подхода в процессе обучения обществознанию.

Это может быть связано с отсутствием современных педагогических технологий и эффективных методов диагностирования, которые должны быть тщательно подобраны и индивидуально разработаны учителем. Также материальная и методическая база школы тоже не располагает нужными условиями для эффективного протекания педагогического диагностирования.

Литература

1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 299 с.

2 Воробьева С.В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе / С.В. Воробьева. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 770 с.

3. Ермоченко К.П. Педагогическая диагностика воспитательной системы школы: понятие и основные требования / К.П. Ермоченко // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений : Сборник научных статей по итогам работы круглого стола № 4 со Всероссийским и международным участием, Шахты, 29-30 апреля 2021 года. Шахты, 2021.

4. Ермоченко К.П. Педагогическая диагностика обучения обществознанию/ К.П. Ермоченко. // XV Ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых : материалы Всероссийской научной конференции (Вологда, 23 ноября 2021 г.). Т. 3. Вологда, 2021.

5. Ермоченко К.П. Урок-практикум по обществознанию как средство выявления педагогических условий диагностики качества процесса обучения / К.П. Ермоченко // Карбышевские чтения : Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Тюмень, 2021.

6. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп.Москва, Педагогика, 1991. 238 с.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ермоченко К.П. Диагностическая карта результатов обучения общество-знанию в 9 классе как универсальная педагогическая модель/ К.П. Ермоченко // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 5. С. 13-20.

Сведения об авторе Ермоченко Константин Павлович

магистрант 1 курса факультета истории и права Смоленский государственный университет Смоленск, Российская Федерация ORCID ID: 0009-0004-1150-4287. SPIN-код: 7464-3622, AuthorID: 1140887 E-mail: [email protected]

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 5, pp. 13-20.

DIAGNOSTIC MAP OF THE RESULTS OF LEARNING SOCIAL STUDIES IN THE 9TH GRADE AS A UNIVERSAL PEDAGOGICAL MODEL

Ermochenko K.P.

Smolensk State University, Smolensk Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Abstract. The article substantiates the effectiveness of the actually developed pedagogical technology for diagnosing the results of teaching social studies to a graduate of a basic school as a universal pedagogical model.

Relevance. The modern educational process, recognizing the main value of the student, is engaged in the search for conditions for the development of his personal potential. "To realize oneself' as a person is one of the most important tasks of modern education, taking into account all the requirements of the Federal State Educational Standard. Compliance with the requirements of the modern educational process is achieved in the presence of "feedback", which, in particular, can be achieved if there is a diagnosis of the results of the learning process. An important condition must be met: the study of the individuality of the growing personality of the student with the disclosure of his educational potential.

Problem, goal, tasks. In the modern educational process, there is an urgent need to introduce new, effective diagnostic methods for determining and controlling the quality of the learning process and the results of educational activities, because the XXI century was marked by the need for the Russian Federation to enter into a single European educational space. The purpose of this study is to develop its own diagnostic model of the results of teaching social studies based on the analysis of the current state of the application of pedagogical diagnostics as a necessary element of the effective course of the process of teaching social studies in the 9th grade and the formation of basic social science knowledge.

Materials and Methods of research. The theoretical and methodological basis of the study is represented by a set of techniques and approaches through which the problems of the genesis and development of modern pedagogical diagnostics were investigated.

Results and discussion. In order to objectively identify pedagogical methods for diagnosing the results of social studies in the 9th grade and independently determine the quality of the learning process as a whole from the position of the teacher in schools of different quantitative and territorial characteristics, we studied the experience of teachers in both small rural schools and large urban schools in terms of the number of students and teaching staff. Observing the fundamental requirements for the diagnosis of the results of the process of learning social studies, it is possible to achieve its effective flow as a necessary element of control and evaluation of the lesson of social studies, as an educational unit, and the educational process as a whole. This will be possible only with the joint and friendly work of the school administration, as the main regulator of educational and pedagogical issues of the educational institution, and the subject teacher, who is obliged to comply with all the requirements of the Federal State Educational Standard, including those related to the process of diagnosing the quality of social studies education.

Conclusion. Pedagogical diagnostics of the results of teaching social studies to a graduate of a basic school, as a process of monitoring, evaluating and identifying the effectiveness of teaching this discipline, in the conditions of modern society is an obligatory component of educational and educational activities, which is provided by the Federal State Educational Standard. Without pedagogical diagnosis , it is impossible to give an objective analysis of personal results of participants in the process of learning social studies. This indicates the relevance of this research topic, which is little studied today and is acutely worthwhile when the main value of the educational process is the emerging personality of the student.

Keywords: Education, social studies, pedagogical diagnostics, pedagogical model, learning outcomes, diagnostic map.

Information about the author Ermochenko Konstantin Pavlovich

1st year Master's student of the Faculty of History and Law

Smolensk State University

Smolensk, Russian Federation

ORCID ID: 0009-0004-1150-4287.

SPIN code: 7464-3622, AuthorID: 1140887

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 07.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.05.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.