Научная статья на тему 'Технология тестирования как традиционный способ диагностики качества процесса обучения обществознанию в основной школе: из опыта работы учителей'

Технология тестирования как традиционный способ диагностики качества процесса обучения обществознанию в основной школе: из опыта работы учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая диагностика / процесс обучения обществознанию / технология тестирования. / pedagogical diagnostics / the process of teaching social studies / testing technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермоченко К.П.

В статье рассматривается теоретический аспект применения учителями на уроках обществознания в 9 классе технологии тестирования как традиционного диагностического способа определения качества процесса обучения обществознанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing technology as a traditional way of diagnosing the quality of the process of teaching social studies in primary school: from the experience of teachers

The article discusses the theoretical aspect of the use of testing technology by teachers in social studies lessons in the 9th grade as a traditional diagnostic method for determining the quality of the social studies learning process.

Текст научной работы на тему «Технология тестирования как традиционный способ диагностики качества процесса обучения обществознанию в основной школе: из опыта работы учителей»

УДК 378

Ермоченко К.П. студент,

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского,

филиал в г. Новозыбкове, Новозыбков, Брянская область Ermochenko K.P.

Student,

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky,

Branch in Novozybkov, Novozybkov, Bryansk region Email: ermochenko.konstantin@gmail.com

Технология тестирования как традиционный способ диагностики качества процесса

обучения обществознанию в основной школе: из опыта работы учителей Testing technology as a traditional way of diagnosing the quality of the process of teaching social studies in primary school: from the experience of teachers

Аннотация: В статье рассматривается теоретический аспект применения учителями на уроках обществознания в 9 классе технологии тестирования как традиционного диагностического способа определения качества процесса обучения обществознанию.

Abstract: The article discusses the theoretical aspect of the use of testing technology by teachers in social studies lessons in the 9th grade as a traditional diagnostic method for determining the quality of the social studies learning process.

Ключевые слова: педагогическая диагностика; процесс обучения обществознанию; технология тестирования.

Keywords: pedagogical diagnostics; the process of teaching social studies; testing technology.

Для выявления наиболее востребованных на сегодняшний день педагогических приемов и способов диагностирования качества процесса

обучения обществознанию в основной школе нами был проанализирован опыт работы учителей как сельских малокомплектных школ, так и городских.

Большое внимание при анализе педагогических технологий, которые использовали действующие учителя для диагностирования результатов процесса обучения обществознания в 9 классе, уделялось конкретному подходу отдельно взятого учителя к использованию того или иного диагностического приема или способа.

Тестовая технология наряду с другими педагогическими технологиями становится все более доступной учителю как сельской, так и городской школы. Это связано с тем, что на данный момент есть много научно-методической литературы, сборников тестовых заданий, контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации в форме ОГЭ по обществознанию, сайтов, предлагающих контрольно-измерительные материалы, например, Открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) [3].

Именно благодаря доступности, и легкости составления тестовых заданий или пользованию уже разработанными ранее тестами, учителя обществознанию применяют их в ходе диагностирования результатов обучения обществознанию в 9 классе, как правило, не изменяя традиционный порядок проведения тестирования как во время входного, так и промежуточного и итогового диагностирования. Алгоритм диагностической работы прост: учитель готовит тесты, как правило, на бумажном носителе, приносит учащимся, они, в свою очередь, его решают; учитель после проверки тестов оглашает полученные результаты, которые преобразует в рамках пяти бальной школы.

При этом стандартизированная процедура проведения тестирования и разработка системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений учащихся, для теста и тестирования, как педагогической технологии, учителями обществознания в полной мере не реализуется.

Проведение тестирования на уроках обществознания в 9 классе для диагностики качества процесса обучения применимо как в городских, так и

сельских школах. Разница заключается в подходах учителей к процедуре тестирования и возможной личной заинтересованности, которая проявляется в умении видоизменить традиционную технологию диагностирования, тем самым обеспечить себе объективно действенный способ оценки результатов обучения учащихся.

Так, например, Урмантаева М.Н. [1] — учитель обществознания МОБУ «Комаровской средней общеобразовательной школы имени В.М. Устиченко» муниципального образования Ясненского городского округа смогла использовать педагогическое тестирование на уроках обществознания в 9 классе, видоизменив процедуру подготовки и реализации данной технологии диагностирования, за основу взяв технологию MyTest.

MyTest это система программ — программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов — для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Ее достоинствами, по мнению Урмантаевой М.Н., являются простота и доступность применения, потому что программа MyTest распространяется бесплатно (Freeware), а также открытый простор в организации контроля, закрепления, актуализации знаний как в содержательном плане, так и в плане уровневой дифференциации. Несомненным ее достоинством также является моментальное получение и расшифровка результата. Эти достоинства способствуют тому, что учащиеся быстро и легко осваивают данную программу.

Технология MyTest позволяет самостоятельно создавать различные по содержанию, уровню сложности и модификации подборки заданий. Созданные учителем тестовые материалы не являются статичными, их он по необходимости модифицирует, дополняет новыми заданиями. В качестве базы для составления работ по обществознанию в 9 классе учитель использует сборники по подготовке к ОГЭ по обществознанию, задания Открытого банка на сайте ФИПИ.

Технология MyTest [2] при учете индивидуальных особенностей учаш,ихсяз позволяет создавать материал для разноуровневого контроля знаний. Программа позволяет учителю самостоятельно устанавливать критерии оценивания, подбирать задания различного уровня сложности, ограничивать время для тестирования, устанавливать случайный выбор вопросов и вариантов ответов при каждом запуске программы и т.д. Также применение технологии MyTest возможно в ходе любого вида педагогического диагностирования результатов обучения обществознания в 9 классе.

На своих уроках Урмантаева М.Н использует следующие варианты применения технологии MyTest:

— обучающее тестирование по технологии MyTest с использованием интерактивной доски на этапе закрепления, повторения, обобщения, систематизации материала (фронтальная работа - один ученик работает у доски);

— индивидуальное диагностическое тестирование по технологии MyTest по текущей теме (на ноутбуке или компьютере учителя параллельно фронтальной работе с классом и др.);

— диагностическое тестирование по текущей теме с использованием печатной версии теста или по технологии MyTest на ноутбуках;

— контролирующее тестирование по разделу (теме) с использованием печатной версии теста или по технологии MyTest на ноутбуках.

Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание. Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям — все хранится в одном файле теста, При правильном

отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения.

Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет ученику самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. А при включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах. Это еще указывает на существенное достоинство технологии при проведении педагогического диагностирования результатов обучения обществознанию.

Таким образом, можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовой технологии именно с применением программы MyTest, использование которой станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля, который является объективным показателем результатов педагогического диагностирования в процессе обучения обществознанию в 9 классе.

Но также нельзя абсолютизировать тестовую технологию, она хороша лишь в комплексе с другими диагностическими методами и приемами. А отсутствие, преимущественно, в сельской школе целостной компьютерной сети в большинстве своем случаев, которая крайне необходима при организации централизованного сбора и обработки результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest, делает эту технологию диагностирования малоэффективной, и снова традиционный способ тестирования с бумажным носителем, письменным выбором ответа и т.д. глубоко внедряется в образовательный процесс не только сельской, но и городской школы.

Список литературы

1. Калягин В.А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — М.: Каро, — 2019. — 288 с.

2. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». — М.: ГНОМ и Д, — 2017. — 128 с.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект Пресс, — 1995. — 271с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.