УДК 94(47).084.3(470.53)
Баранова Светлана Борисовна
магистрант кафедры Новой и Новейшей истории России
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия e-mail: baranova [email protected]
Baranova Svetlana B.
Undergraduate Department of Modern and Contemporary History of Russia Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia e-mail: baranova [email protected]
DESERTION REPORTS AS A REFLECTION OF EVERYDAY LIFE HELL DESERTERS AND THEIR RELATIVES DURING THE CIVIL WAR (BY THE EXEMPLE OF THE PERM PROVINCE)
ДЕЗЕРТИРСКИЕ СВОДКИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ ЧЕРТ ЖИЗНИ ДЕЗЕРТИРОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Аннотация. В статье отражены черты повседневной жизни дезертиров периода Гражданской войны и их родственников. Указана роль цензоров и органов Пермской губЧК в сборе информации о дезертирах. Сделаны выводы о способах взаимодействия дезертиров с местным населением.
Ключевые слова: дезертир, Гражданская война, Пермская губЧК.
Annotation. The article describes the features of everyday life during the Civil War deserters and their families. Indicated the role of censors and Perm gubChK in gathering information about deserters. Conclusions about how to interact with the local population of deserters.
Keywords: deserter, civil war, Perm gubChK.
Почти вековая временная дистанция и идеологическое свободомыслие постсоветского периода позволяют современному историку максимально беспристрастно подойти к осмыслению событий, потрясших до основания Россию в период Гражданской войны. В настоящее время интерес по праву привлекают к себе не только вопросы политической, военной, экономической истории времен революции и Гражданской войны, но и истории в её человеческом измерении - истории повседневной жизни обыкновенных жителей на стыке эпох.
История повседневной жизни не просто дополняет историческое полотно времен Гражданской войны, но в то же время заставляет по-новому определить роль пресловутых «безликих масс» или «маленьких людей» в историческом процессе [3].
Во время Гражданской войны распространяется такое явление как дезертирство. Оно имело под собой множество причин и следствий и вело, как правило, к значительным изменениям как в жизни самих дезертиров, так и в жизни их родственников.
При изучении деятельности Пермской губЧК, которая осуществляла контроль за дезертирством в Пермской губернии, можно отразить черты повседневной жизни дезертиров и их родственников. Пермская губЧК имела возможность получать информацию от органов военной цензуры, чьи сводки встречаются у чекистов. Согласно положению о военной цензуре, вышедшему 23 декабря 1918 г., ее отделения могли производить предварительный просмотр, в том числе, внутренних почтовых отправлений и телеграмм [2, с.31 - 32].
Цензоры выявляли письма запрещенного содержания, делали из них выписки, которые давали представления о настроениях в Красной армии и в тылу. Затем эти выписки классифицировались и составлялись в сводки по темам (военная, политико-экономическая и дезертирская). Общая сводка оформлялась в осведомительном столе и два раза в месяц направлялась в Реввоенсовет Республики и ЦК партии [1].
Дезертирская сводка позволяла увидеть возможные недочеты в работе по борьбе с дезертирством. Все дезертирские сводки Пермского военно-цензурного отделения - это выдержки из писем населения своим родственникам на фронт и, наоборот, выдержки из писем с фронта. Именно они указывают на пребывание дезертиров дома, на сокрытие от мобилизации призывников, на жизнь мирного населения среди дезертиров, скрывающихся в лесу и т.д. Возможно, именно эти данные помогали в поимке дезертиров, устройстве облав [4, Л.3, 5, 17, 25 - 27].
Дезертир, будучи еще красноармейцем, очень часто испытывал некоторое психологическое давление со стороны своих родственников. Дезертирские сводки, находящиеся в распоряжении Пермской губЧК, как правило, содержали в себе отрывки из писем на фронт и с фронта. Так, они позволяют увидеть отношение к политике борьбы с дезертирством. Изучая письма, адресованные красноармейцам, можно с уверенностью говорить, что большинство их содержало в себе призывы вернуться домой.
Такие призывы, прежде всего, основывались на следующих факторах:
© Баранова С.Б., 2015
-родственники писали, что многие дезертиры, которые вернулись и укрываются соседями, живут долгое время безнаказанными. «Все твои товарищи приехали домой, мы Вас ждали, но не могли дождаться, приезжайте хотя бы на месяц или на два. Солдаты приходят на побывку, а потом поступают на учет, все время живут дома, их никто не трогает» - пишут из Перми родственнику-красноармейцу, находящемуся на службе [5, Л.31];
-также ожидающие дезертира дома сознательно приводили несуществующие факты, которые могли бы повлиять на отпуск красноармейца. Как-то: болезнь матери, смерть отца. Причем советы родственникам о написании ложных данных давал сам красноармеец: «Зачем посылаете такую телеграмму», - писал сын домой в г.Пермь, - «что никакой причины не указываете, пишите отец помер, мать в худых думах, тогда отпустят». Или же такой пример: «Гриша, я тебе пошлю телеграмму, что мать больна. Но ты не бойся, это будет подделка», - пишет родственник с Юговского завода [5, Л.108].
Таким несуществующим фактом могло стать еще и намеренное изменение возраста. Призывники, находясь в курсе того, что по достижении тридцатилетнего возраста отправляли домой, начинали добавлять себе лишние годы жизни. Это они делали при сборе информации о поступлении в Красную Армию и даже при нахождении на службе. В этом им активно помогали их родственники. Письма такого содержания также можно взять из Дезертирской сводки. Так, сын обращается к своему отцу в Пермь: «Дорогой папаша, прошу прислать метрики, и напишите год рождения 1888, потому что тридцати лет отпускают домой. Пожалуйста, похлопочите у председателя, и звание чтобы было рядовой» [4, Л.5].
Помимо этого, тот, кто намеревался дезертировать, мог сам отмечать безнаказанность уже бежавших.
Следовательно, выше приведенные примеры свидетельствуют о том, что стремления дезертиров не носили под собой характера насильственной деятельности, не имели целью запугать местное население, также не были направлены на убийство и грабеж окружающих. Они, как правило, были связаны с желанием вернуться домой и оказать помощь семье. Такой подход самих дезертиров, в принципе, не мог вызывать неодобрения со стороны населения, поэтому оно сочувственно относилось к дезертировавшим. Кроме того, наличие родственных связей с совершившим побег только лишь усиливало желание скрыть дезертира.
Но некоторые письма говорят о возможно обратном отношении со стороны местных жителей к дезертирам. Такое негативное отношение к ним могло формироваться с помощью местной власти. Родственники из Перми в своем письме делились такими данными: «Теперь у нас в лесу бегают дезертиры, наша деревня обложена контрибуцией из-за дезертиров (отбирают хлеб, скот, имущество)» [5, Л.31]. Или же с помощью самих дезертиров: «Дорогой брат, у нас ехал товарищ из Осы, его поймали дезертиры и обобрали всего» [5, Л.31].
Таким образом, отношение к дезертирам у местных жителей складывалось в результате влияния многих факторов. Поэтому такая непредсказуемость в формировании отношения к дезертирам могла иногда приводить к негативным последствиям. Одним из них были противоречия в семье, основанные на разных взглядах на проблему. Как пример, выдержка из Дезертирской сводки: «Мы с Дуней поссорились, потому что она принимает дезертиров, а я этого не желаю» [5, Л.31].
Итак, отношение к дезертирам, их поддержка или, наоборот, игнорирование, страх перед ними формировались в каждом конкретном случае по-разному. Это зависело от действий властей, местного населения и самих дезертиров. Более того, даже в рамках одной семьи могли возникнуть противоречия по поводу оказания помощи дезертирам.
Список литературы.
1. Давидян И. Военная цензура в России в годы Гражданской войны, 1918 - 1920 гг. // URL:http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/cmr_1252-6576_1997_num_38_1_ 2485 (дата обращения 05.02.2015).
2. История советской политической цензуры. Документы и комментарии / Отв.сост. Т.М. Горяева. - М, 1997.
3. Курцев Л.Н. Повседневная жизнь провинциального города в годы Гражданской войны // URL: http://cheloveknauka.com/povsednevnaya-zhizn-provintsialnogo-goroda-v-gody-grazhdanskoy-voyny (дата обращения 10.03.2015).
4. ПермГАНИ Ф.557 Оп.1 Д.51
5. ПермГАНИ Ф.557 Оп.1 Д.53