Научная статья на тему 'Дезадаптация и политическое участие несовершеннолетних'

Дезадаптация и политическое участие несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
385
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИЯ / ADAPTATION / DEZADAPTATION / NONPOLITICAL PARTICIPATION / GOVERNMENT ORGANIZATIONS / SOCIALLY ORIENTED AMENDMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нятина Наталья Владимировна

В статье анализируются процессы социальной адаптации и дезадаптации несовершеннолетних с помощью междисциплинарного подхода. Рассматриваются причины неадаптивного поведения. Описываются направления социально ориентированной коррекции дезадаптации несовершеннолетних с участием общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processes of social adaptation and dysadoptation of teenagers are being analyzed in the article with the help of interdisciplinary approach. The reasons of nonadaptive behavior are being discussed. Tendencies of socially oriented amendment of teenagers with non-government organizations-aided are being described.

Текст научной работы на тему «Дезадаптация и политическое участие несовершеннолетних»

УДК 316.614-053.6+329.78

ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Н. В. Нятина

DYSADAPTATION AND POLYTICAL PARTICIPATION OF TEENAGERS

N. V. Nyatina

В статье анализируются процессы социальной адаптации и дезадаптации несовершеннолетних с помощью междисциплинарного подхода. Рассматриваются причины неадаптивного поведения. Описываются направления социально ориентированной коррекции дезадаптации несовершеннолетних с участием общественных организаций.

Processes of social adaptation and dysadoptation of teenagers are being analyzed in the article with the help of interdisciplinary approach. The reasons of nonadaptive behavior are being discussed. Tendencies of socially oriented amendment of teenagers with non-government organizations-aided are being described.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, общественные организации, политическое участие, социально ориентированная коррекция.

Keywords: adaptation, dezadaptation, non- political participation, government organizations, socially oriented amendment.

Для социальной адаптации важно согласование притязаний социального субъекта с его возможностями и реальным состоянием среды. Рассматривая понятия «социальная адаптация» и «дезадаптация», мы обращаем внимание на то, что они относятся к разряду междисциплинарных.

При анализе понятий с точки зрения междисциплинарности, необходимо соблюдать ряд принципов: выработка единых и приемлемых для всех участников исходных представлений об объекте изучения; принцип базовой дисциплины (то есть в основе исходного построения концепции должен быть логический аппарат социологии); принцип всестороннего изучения объекта (объект со всеми присущими ему внутренними и внешними связями, его объективное строение); принцип одновременности - специфический принцип данного подхода. Междисциплинарный подход ставит участников исследования перед проблемой координации методов, выяснения места и значения каждого из них во взаимосвязанном решении познавательных задач.

Адаптация несовершеннолетних - сложный и многоплановый процесс. На становление личности подростка оказывают влияние многие факторы социальной среды на различных уровнях. На макроуровне органы государственной власти принимают законодательные акты, которые определяют границы законности в поведении подростков и их потенциальные права (право жить и воспитываться в семье, право на образование, право на защиту и т. п.). На мезоуровне социальные институты способствуют формированию у несовершеннолетних адаптивного потенциала в процессе социализации. На микроуровне ближайшее окружение (семья, родственники, друзья) влияет на закрепление у подростка образцов, традиций и правил поведения. Результатом адаптации является выработка устойчивых образцов поведения в определенных социальных ситуациях.

Причины неадаптивного поведения человека многообразны: ошибочность в выборе средств и способов поведения в новой социальной среде, бес-

полезность тех или иных действий в данных условиях, непредвиденность всех актуальных последствий реализованного действия, изменения во внешней среде (включая «правила игры»), институционально-правовая незащищенность, изменения самого индивида в ходе предпринятых социальных действий. Вынужденная адаптация (М. А. Шабанова) характерна для тех ситуаций, когда направления преобразований, новые ценности и способы социального действия противоречат ценностным ориентациям и/или возможностям социального субъекта, однако он вынужден использовать их с тем, чтобы реализовать (удовлетворить) свои жизненно важные цели (потребности).

Л. В. Корель выделила и описала четыре типа адаптивных механизмов, характеризующихся сущностными различиями:

1) адаптация как развитие;

2) адаптация как защита;

3) адаптация как уход (уклонение);

4) адаптация как реверсия [5, с. 174].

Нарушение механизмов социальной адаптации

ведет к дезадаптации. Ее проявления многообразны: от деструктивных последствий, которые выражаются в патологиях общественной жизни до реализации индивидуального творческого потенциала в виде общественно значимых инноваций.

Дезадаптация может проявляться как аффективное (ситуативное) действие (ответ на внезапно возникший вызов внешней среды); как систематическое, появляющееся время от времени, действие; укорененное в поведении подростка. Социальная среда предъявляет к подростку совокупность требований, которые он должен выполнять. В. В. Гари-люк отмечает, что в общественном сознании происходит отчуждение от представлений о долге перед государством, страной, чем бы это отчуждение ни мотивировалось [1].

Понятие «социальная дезадаптация» отличается от таких понятий, как «социальная деградация» и «социальная дезорганизация». Общим для дезадап-

тации и деградации является потеря значимых социальных качеств индивидом или группой. Однако в первом случае у человека есть возможность вернуться в первоначальное положение при реализации своей положительной социальной роли. Социальная дезадаптация не всегда подразумевает деградацию, но является основой для потери индивидом значимых качеств.

Дезорганизация (нарушение общественного равновесия, привычного социального устройства,

порядка) наблюдается в среде несовершеннолетних чаще, чем в других возрастных группах.

Сопоставление понятий «адаптация» и «дезадаптация» можно проводить по нескольким критериям: нормы (правила поведения), характер социальных изменений, особенности социального взаимодействия, возможности субъекта, последствия для общества (таблица 1).

Таблица 1

Отношение к существенным критериям социальных состояний с позиций адаптации

и дезадаптации субъектов

Критерии Адаптация Дезадаптация

Нормы (правила поведения) Одобряются, принимаются и передаются из поколения в поколение Не позволяют приспособиться к ситуации

Характер социальных изменений Постепенные Резкие и/или неожиданные для субъекта

Особенности социального взаимодействия В пределах нормы Выходят за пределы нормативности

Возможности субъекта Ограничены Разнообразны

Последствия для общества Положительные Отрицательные и положительные

Дезадаптация появляется как ответ субъекта на запросы общества. При этом может возникнуть ситуация, когда человек самостоятельно не может приспособиться к условиям существования. И тогда необходимо подключение деятельности социальных институтов и организаций.

Особенности социального пространства, масштабы и характер социальных изменений привносят в повседневную (рутинную) жизнь человека значимые преобразования.

Современный этап развития российского гражданского общества характеризуется отсутствием устойчивых и эффективных форм вовлечения подростков в политическую жизнь. Отсутствие системной работы по вовлечению личности в общественнополитическую жизнь способствует фрагментарному восприятию тенденций политического развития общества, мифическому взгляду на политические события, ограничивает инициативность и личное участие в подготовке к взрослой жизни.

Современный ученый В. Т. Лисовский пишет, что коррекция общественного потенциала связана с анализом, оценкой и прогнозированием качества жизни молодого поколения, вопросами формирования и реализации научно обоснованной, эффективной молодежной политики, учитывающей особенности нынешних социально-экономических (кризисных) условий [7].

Социально ориентированная коррекция представляет собой специализированную деятельность агентов политической социализации для эффективного усвоения подростками норм гражданской культуры, формирования гражданской ответственности и построения личностно-целевого отношения к политической жизни общества.

Весной 2011 года принят закон «О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области с некоммерческими организациями» [2]. В соответствии с положениями данного нормативноправового акта органы государственной власти Кемеровской области могут оказывать государственную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной, в том числе, на защиту семьи, детства, материнства и отцовства, развитие детского и молодежного

общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью; развитие институтов гражданского общества. Данный закон впервые определяет формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций.

В ходе экспертного опроса, проведенного автором весной-летом 2011 года, было выявлено мнение 20 респондентов, представителей 5 некоммерческих организаций политического характера, 4 политических партий («Единая Россия», «Справедливая Россия», «Либерально-Демократическая партия России», «Коммунистическая партия России») и специалистов, сопровождающих социализацию дезадаптированных подростков. Кроме того, нами изучены 119 «досье» на несовершеннолетних,

рассмотренных Комиссиями по делам несовершеннолетних г. Кемерово (таблица 2). Эмпирической опорой для наших выводов служит также опрос 245 кемеровских старшеклассников и 105 школьников того же возраста, состоящих на учете ПДН ОВД г. Кемерово, о политическом участии, отношении к политике (см. таблицу 3).

Таблица 2

Виды правонарушений, совершаемые несовершеннолетними г. Кемерово (анализ личных дел несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД г. Кемерово, весна-лето 2011 г., 119 личных дел - 100 %)

Вид правонарушения Пол правонарушителя Итого фактов в документах

жен- ский л .к * V ас -

В состоянии алкогольного опьянения 39 18 57

Пропуск школьных занятий без уважительных причин 13 14 27

Мелкое хулиганство (оскорбление, употребление нецензурной брани в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам) 3 16 19

Мелкое хищение 0 6 6

Употребление наркотических средств 3 1 4

Угроза движению транспорта 0 3 3

Угроза личной безопасности 0 2 2

Пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой свастики 0 1 1

Всего правонарушений 58 61 119

% школьников признают, что не принимают никакого личного участия в политической жизни города, региона, страны, но все же только пятая часть респондентов не проявляет никакого интереса к политическим событиям. Каждый четвертый из опрошенных старшеклассников совсем не доверяет никакому политическому институту и лидеру в стране. Замечено, что социальная и педагогическая дезадаптация оказываются во взаимосвязи с низким уровнем заинтересованности в политике.

По мнению экспертов, нет единого набора гражданских качеств, которые характеризовали бы современных подростков. Молодые люди проявляют себя как ответственная часть общества, которую отличают патриотизм, гражданская солидарность, четкая гражданская позиция, гордость за свой город и регион.

Но в то же время большинство подростков реализуют дезадаптивные формы непосредственного участия в политике. К дезадаптивным формам вовлеченности в политическую жизнь относятся социально-паразитические настроения, бесцельное существование, основанное на подражании негативным примерам Запада, потребительское отношение к социальным ресурсам, отсутствие социальной ответственности за свои действия, этническую нетерпимость, политическое невежество.

Общество способствует созданию такой обстановки, когда нет единой системы сопровождения социализации личности подростка в политической сфере. Политика через семью, референтную среду входит в круг интересов подрастающего поколения, но не всегда получает реальную поддержку со стороны взрослых. В подростковом возрасте появляются первые попытки рассуждать на общественно значимые проблемы и предлагать пути их разрешения.

Таблица 3

Интерес к политическим событиям у подростков (анкетный опрос несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД г. Кемерово, весна 2011 г., 105 чел. - 100 %)

Варианты ответов Число ответивших (чел.) (%)

Да, интересуюсь 4 3,8

Иногда обращаю внимание на политические события 30 28,57

Не интересуюсь 71 67,63

Всего опрошено: (чел. - 100 %) 105 100,0

Эксперты отнесли к факторам, которые способствуют дезадаптации в процессе политической социализации несовершеннолетних, следующие:

— процессы «отчуждения» между детьми и родителями. Занятость родителей сужает их влияние на использование свободного времени подростком. Главное влияние - средств массовой информации и Интернет-ресурсов. Подросток оказывается в таком положении, когда абсолютно самостоятельно расставляет приоритеты, в которых ценность семьи и образования не на первом месте;

— неэффективная деятельность общественных структур, которые способствуют адаптации подростка в общественно-политической среде;

— информационный вакуум, который означает, что для подростков часто информация не доступна в результате ее фильтрации со стороны агентов политической социализации.

— несовершенство законодательной базы;

— социальные изменения в обществе, темпы которых не позволяют подросткам своевременно реагировать на преобразования и вырабатывать соответствующие модели поведения.

Политическое участие несовершеннолетних понимается как осознанная и целенаправленная деятельность, прямая или опосредованная вовлеченность детей и подростков и их объединений в разработку и реализацию проектов социально-

политического характера.

Главными задачами политического участия являются политическое и патриотическое воспитание, усвоение основ действующего политического режима, воздействие на подготовку и характер принимаемых политических решений, выполнение функций социального контроля «снизу» за деятельностью политической власти.

Среди возможных форм политического участия несовершеннолетних выделяются: готовность вступить в общественно-политическую организацию (19,17 % респондентов), посещать совместно с родителями избирательные участки в период проведения выборов (1,63 %); готовность участия в митингах, акциях проявляют 0,81 % из числа опрошенных.

Протестная форма участия включает в себя широкий круг явлений: отрицание всей социальной действительности, оспаривание принципов общественного устройства, неприятие лишь каких-то отдельных сторон общественно-политической жизни, выступление против некоторых тенденций в политике. Протест является показателем социального самочувствия и развития динамики социальных ожиданий населения.

Участие подростков в политической жизни общества является выгодным для его личностного развития, так как формируется уверенность в собственных силах и происходит становление /трансформация жизненной позиции и целей. Как отмечают эксперты, имеется невостребованный потенциал общественной активности. Молодое поколение имеет желание влиять на события, принимать участие в значимых мероприятиях, выступать с инициативами перед образовательными, политическими организациями.

Вовлечение подростков в общественно значимую деятельность является важным фактором преодоления дезадаптивных форм поведения. Отсутствие возможности родителей уделять должное внимание своему ребенку, бесконтрольное увлечение Интернет-ресурсами формирует зачастую такое социальное отношение к обществу, которое строится на принципах потребительства, эгоцентризма, противодействия внешним воздействиям. Неуправляемое самоопределение приводит к формированию радикальных взглядов, несогласию с общественным устройством.

Общественными организациями как агентами политической социализации может осуществлять социально-ориентированная коррекция по следующим направлениям:

1. Семейно-развивающая коррекция, ориентированная на сопровождение политической социали-

зации всех членов семьи. Как отмечают эксперты, низкая степень политической активности подростков (3 балла из 5 возможных) является прямым следствием аполитичности взглядов и поведения родителей.

2. Информационно-компенсаторная коррекция, рекомендуется для применения в определенных местах организации досуга подростков с проведением выездных мероприятий в учебных заведениях. В г. Кемерово активную деятельность в данном направлении осуществляют молодежные подразделения политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Либерально-демократическая партия России».

3. Стимулирующая. Эта коррекция активизирует политическое участие. К основным формам активности подростка, реализуемых в г. Кемерово, относятся такие формы: образовательные проекты «Школы молодого политика», участие в добровольческих акциях; выступление с законодательной инициативой; обсуждение значимых государственных и международных событий на Интернет-площадках, волонтерство; участие в спортивных мероприятиях. Для того чтобы привлечь несовершеннолетних к деятельности общественных организации, необходимо, чтобы они рассматривали ее как престижную, значимую и востребованную сверстниками. Включенность в общественные организации подростками рассматривается как деятельность, которой занимаются сверстники, у которых много свободного времени, а сами не готовы к ним присоединиться.

4. Психолого-профилактирующая коррекция применяется к тем подросткам, у которых фиксируется эффект социального одиночества. Отсутствие интереса к политике показывают данные анкетного и экспертного опросов несовершеннолетних. Эмоциональная замкнутость, отсутствие друзей, недоверие к институтам власти и признание общественной деятельности как незначительной являются тревожным показателем политической пассивности и бездействия многих подростков.

5. Сопроводительно-социализационная коррекция, которая в настоящее время применяется к значительной части молодого поколения Кузбасса. Воздействие на формирование общественнополитических взглядов и установок осуществляется через включенность подростков в кружки, секции по интересам, с помощью встреч с общественнополитическими лидерами по месту учебы подростка.

Оценивая деятельность агентов политической социализации, эксперты пришли к выводу, что самой эффективной является работа, проводимая общественными организациями. В микрогруппах у подростка имеется возможность лично апробировать и самостоятельно оценить исполнение роли в организации и получить первоначальный опыт соучастия в самоуправления. Несовершеннолетний не может влиять на ход общественно-политических событий, но начинает критически относиться к политическому поведению сверстников и взрослых.

Литература

1. Гаврилюк, В. В. Маскулинность в социализации городских подростков / В. В. Гаврилюк // Со-цис. - 2004. - № 3. - С. 98 - 103.

2. Закон Кемеровской области от 05.04.2011

№ 30 «О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области с некоммерческими организациями» принят Советом народных депутатов Кемеровской области 30 марта 2011 года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.ako.ru/

ZAKON/viewzakon.asp?C56736=On. (дата обращения: 21.02.2011).

3. Кареев, Н. И. Письма к учащейся молодежи / Н. И. Кареев. - СПб. Типография М. М. Стасюле-вича, 1895. - 203 с.

4. Копцева, О. А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся / О. А. Копцева // Социс. - 2005. - № 2. - С. 113 - 120.

5. Корель, Л. В. Архитектоника адаптивных механизмов социальных систем: социологический дискурс / Л. В. Корель // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 1. - С. 169 - 185.

6. Левичева, В. Ф. Неформальная волна: монография / В. Ф. Левичева. - М.: Ин-т молодежи, 1990.

- 271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лисовский, В. Т. Социальные изменения в молодежной среде [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/lisovskiy

_soc/? search=%eb% е8%1" 1 ‘/^‘/£2%! 1 “/(^“/ое

8%e9#st (дата обращения: 14.07.2011).

8. Малькевич, А. А. Политическая социализация: основные теоретические подходы [Электронный ресурс] /А. А. Малькевич. - Режим доступа: http://www.terrahumana.ru/arhiv/10 02/10 02 15. (дата обращения: 17.03.2011)

9. Политическая активность молодежи: результаты социологического исследования / под ред. В. И. Добренькова, Н. Л. Смакотиной. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 220 с.

10. Тощенко, Ж. Т. Кентавр-проблема. (Опыт философского и социологического анализа): монография / Ж. Т. Тощенко. - М.: Новый хронограф, 2011. - 562 с.

11. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»: принят Государственной думой Рос. Федерации 26 мая 1995 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 27. - С. 56 -65.

12. Шпак, Л. Л. Дезадаптация в контексте повседневной жизни: монография / Л. Л. Шпак,

Н. А. Заруба. - Кемерово: Издат-во КемГУКИ, 2009.

- 446 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.