Научная статья на тему 'ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 14.17.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 14.17.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1217
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ADMINISTRATIVE OFFENCE / POLICE OFFICER / ALCOHOL / RETAIL / PRIVATE INDIVIDUALS / SELF-EMPLOYED ENTREPRENEUR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Огородникова Евгения Григорьевна, Андрющенко Татьяна Ивановна, Шевчук Ирина Викторовна

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 265-ФЗ в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностным лицам органов внутренних дел (полиции) предоставлено право составления протоколов об административных правонарушениях по ст. 14.17.1. Полномочиями по рассмотрению дел о правонарушениях данного вида наделены судьи. С учетом небольшого объема судебной правоприменительной практики по ст. 14.17.1 КоАП РФ, общественной значимости, обусловленной борьбой с незаконным оборотом алкогольной продукции, тема статьи весьма актуальна. Авторы проводят анализ административного правонарушения рассматриваемого состава, его отграничение от аналогичного состава уголовно-наказуемого деяния, предлагают перечень действий сотрудников полиции при выявлении незаконной розничной продажи алкогольной продукции физическими лицами, а также при документировании данного деликта.According to amendments as per Federal Law № 265-FZ of July 29, 2017, article 28.3, part 2, item 1 of the Administrative Offence Code Of The Russian Federation (hereinafter - AOC of RF), officers of law enforcement bodies (the police) are given the right to draw up a report on administrative offence as per article 14.17.1. Yet, it is the judges that are authorized to bring on cases of this type. Due to the relatively small number of legal precedents as per article 14.17.1 of AOC of RF and the public consequence of illegal alcohol distribution issue, the subject matter is deemed pressing. The article analyzes elements of this administrative offence and its demarcations from the comparable criminal offence. A list of a police officer's actions upon establishing a fact of illegal alcohol distribution by private individuals is proposed, as well as recommended recording procedures for this kind of civil injury.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Огородникова Евгения Григорьевна, Андрющенко Татьяна Ивановна, Шевчук Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 14.17.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

13. Состоялась встреча директора Росфин-мониторинга с Президентом Российской Федерации // Финансовая безопасность. 2018. № 19. С. 6.

14. Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 5-Л (получено по запросу автора).

15. Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 1-А (получено по запросу автора).

© Абрамов О. А., 2018

14. Statistical form FKU „GIAC MVD Rossii" № 5-L (accessed by author's request).

15. Statistical form FKU „GIAC MVD Rossii" № 1-A (accessed by author's request).

© Abramov O. A., 2018

* * *

УДК 342.9

ББК 67.401.041 DOI 10.25724/VAMVD.ASTU

Е. Г. Огородникова, Т. И. Андрющенко, И. В. Шевчук

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ст. 14.17.1

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 265-ФЗ в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), должностным лицам органов внутренних дел (полиции) предоставлено право составления протоколов об административных правонарушениях по ст. 14.17.1. Полномочиями по рассмотрению дел о правонарушениях данного вида наделены судьи. С учетом небольшого объема судебной правоприменительной практики по ст. 14.17.1 КоАП РФ, общественной значимости, обусловленной борьбой с незаконным оборотом алкогольной продукции, тема статьи весьма актуальна. Авторы проводят анализ административного правонарушения рассматриваемого состава, его отграничение от аналогичного состава уголовно-наказуемого деяния, предлагают перечень действий сотрудников полиции при выявлении незаконной розничной продажи алкогольной продукции физическими лицами, а также при документировании данного деликта.

Ключевые слова: административное правонарушение, сотрудник полиции, алкогольная продукция, розничная продажа, физическое лицо, индивидуальный предприниматель.

E. G. Ogorodnikova, T. I. Andryushchenko, I. V. Shevchuk

SUGGESTED ACTIONS OF POLICE OFFICERS

UPON DETECTING AN ADMINISTRATIVE OFFENCE PROVIDED

FOR ARTICLE 14.17.1 OF ADMINISTRATIVE OFFENCE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

According to amendments as per Federal Law № 265-FZ of July 29, 2017, article 28.3, part 2, item 1 of the Administrative Offence Code Of The Russian Federation (hereinafter — AOC of RF), officers of law enforcement bodies (the police) are given the right to draw up a report on administrative offence as per article 14.17.1. Yet, it is the judges that are authorized to bring on cases of this type. Due to the relatively small number of legal precedents as per article 14.17.1 of AOC of RF and the public consequence of illegal alcohol distribution issue, the subject matter is deemed pressing. The article analyzes elements of this administrative offence and its demarcations from the comparable criminal offence. A list of a police officer's actions upon establishing a fact of illegal alcohol distribution by private individuals is proposed, as well as recommended recording procedures for this kind of civil injury.

Key words: administrative offence, police officer, alcohol, retail, private individuals, self-employed entrepreneur.

В последнее десятилетие высшие органы власти Российской Федерации, принимая во внимание негативные последствия, вызванные употреблением населением России фальсифицированного алкоголя, а также алкогольных напитков в больших количествах, реально осознавая возникшую в нашем обществе угрозу, объявили курс на борьбу с данным явлением в государстве.

К сожалению, около половины преступлений, совершаемых на бытовой почве, происходят в состоянии алкогольного опьянения. После этого преступник может и не осознавать истинных причин возникшей агрессии [1, с. 164]. Проблемы борьбы с незаконным оборотом спиртосодержащей продукции в последнее время все чаще исследуются учеными-юристами. Для правильной квалификации деяния, на наш взгляд, необходимо точно знать правовую характеристику данного состава правонарушения. Его объект — общественные отношения, складывающиеся в области предпринимательской деятельности.

Объективную сторону составляют:

— розничная продажа продукции, являющейся алкогольной, физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей разрешение на такой вид деятельности, либо с организацией, не имеющей лицензии, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пивных напитков, пива, сидра, медовухи, пуаре, либо с индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством);

— запрещенная розничная продажа указанного товара индивидуальным предпринимателем либо сельскохозяйственным товаропроизводителем, признаваемым таким в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (за исключением розничной продажи пивных напитков, пива, сидра, медовухи, пуаре, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем шампанского, вина, если это действие не содержит признаков преступления).

Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть дееспособные граждане, достигшие 16 лет, и юридические лица. В отношении физического лица речь идет об индивидуальной ответственности при непосредственной продажи им алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, от которой он освобождается при наличии трудовых отношений: с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

организацией, не имеющей такого разрешения; индивидуальным предпринимателем, реализующим пивные напитки, пиво, пуаре, медовуху и сидр; сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим розничную реализацию произведенных им шампанского и вина. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 28.12.2017) данные действия и деяния при оказании услуг общепита (за исключением розничной реализации сидра, пуаре, пивных напитков, пива, медовухи, а также шампанского, вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями. Розничная продажа сидра, пивных напитков, пуаре, пива, медовухи и розничная реализация пивных напитков, пива, пуаре, медовухи и сидра при оказании услуг общепита — организациями и индивидуальными предпринимателями.

За нарушение установленных правил на физических лиц будет налагаться штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией продукции. За нарушение этих же правил для индивидуального предпринимателя или указанного сельскохозяйственного товаропроизводителя установлен штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. также с конфискацией продукции (разумеется, кроме перечисленных случаев, когда розничная реализация для них разрешена).

Так, гражданка Давыдова З. А. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ. Ей было назначено наказание (административный штраф в размере 30 тыс. руб. с конфискацией продукции). Давыдова З. А., находясь у себя дома, незаконно реализовала одну бутылку спиртосодержащей продукции гражданину, тем самым нарушила законодательство Российской Федерации [2].

Административная ответственность применяется, если нет основания для возникновения уголовной. Отметим, что до сих пор за нарушение п. 1 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ суды применяли вид ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ к индивидуальным предпринимателям и ст. 14.2 КоАП РФ — к физическим лицам. Сегодня в данные статьи внесено указание, что они не применяются, если ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 14.17.1 КоАП РФ. Не применяется также и ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Что

касается уголовной ответственности за это нарушение, то она предусмотрена ст. 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) и применяется, если оно совершено неоднократно, т. е. в случае продажи такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда оно считалось привлеченным к ответственности. Однако если зафиксирована многократная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в розницу лицам, не достигшим совершеннолетия, то дополнительно виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься данным видом деятельности на срок до трех лет или без такого (ст. 151.1 УК РФ). Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым ему со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264 сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее — сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные согласно Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ.

Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется прямым умыслом.

Информация об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.17.1 КоАП РФ, или преступлениях, предусмотренных ст. 171.4 УК РФ, 151.1 УК РФ, может поступать от граждан, из средств массовой информации, иных источников. В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ по выявленному факту противоправной деятельности возбуждается дело об административном правонарушении. Поводами к возбуждению дела служат: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по данной статье КоАП РФ, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения рассматриваемого вида; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.17.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Более конкретный перечень указанных лиц закреплен в приказе МВД России «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» от 30 августа 2017 г. № 685.

В рамках проведения административного расследования правонарушения сотрудник полиции должен:

— в случае инициативного выявления правонарушения составить рапорт о произошедшем;

— определить обстоятельства, подлежащие выяснению по материалу проверки (наличие события правонарушения или преступления; лицо, совершившее противоправное деяние и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения правонарушения или преступления);

— проверить по имеющимся базам данных лиц на предмет совершения ими аналогичных правонарушений ранее;

— провести осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (при реализации данной продукции на указанной территории), составить протокол осмотра;

— провести изъятие вещей и документов, относящихся к делу об административном правонарушении (составить протокол изъятия продукции);

— опросить свидетелей, правонарушителя по факту совершенного правонарушения [3, с. 22];

— провести фото-, видеофиксацию факта административного правонарушения (составить фототаблицу);

— направить изъятую алкогольную или спиртосодержащую продукцию для проведения экспертного исследования в экспертно-криминалистический центр;

— при наличии достаточных оснований составить протокол об административном правонарушении.

1. Мамедов Ш. С. О. Незаконный оборот алкогольной продукции: общественная опасность и преступность // Правовое поле современной экономики. 2016. № 4. С. 163.

2. Постановление Мирового судьи судебного участка № 1 по Гафурийскому району Республики Башкортостан от 16 октября 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Куракин А. В. Правоприменительный процесс реализации мер административной ответственности на рынке алкоголя // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 1—2 (10) С. 20—29.

4. Куракин А. В. Реализация административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 2 (8). С. 28—37.

Направить материал проверки в дознание территориального органа внутренних дел (в соответствии со ст. 150 УПК РФ) при выявлении признаков преступления, предусмотренного ст. 171.4 или 151.1 УК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривает суд. Дела об административных правонарушениях по ст. 14.17.1 КоАП РФ, совершенные военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, — судьи гарнизонных военных судов. Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, — судьи районных судов. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями — судьи арбитражных судов.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены следующие акты применения: постановление о назначении административного наказания, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении [4, с. 29].

Исходя из сложившейся судебной практики, материалы дела об административном правонарушении могут быть составлены со следующими недостатками: в протоколе об административном правонарушении квалификация правонарушения указана неточно, с грубыми исправлениями.

1. Mamedov Sh. S. O. Illegal distribution of alcohol: public danger and crime // Legal framework of modern economy). 2016. No. 4. Pp. 163.

2. Edict of the Justice of the Peace of Judicial District № 1 of Gafuriyskiy Rayon of the Republic of Bashkortostan of October 16, 2017 (accessed from KonsultantPlus law directory).

3. Kurakin A. V. Law enforcement for administrative accountability at alcohol market // Law. Economy. Security. 2017. No. 1—2 (10). Pp. 20—29.

4. Kurakin A. V. Enforcing administrative accountability for violations of rules of ethanol, alcohol and alcohol-containing beverages production and distibuition // Law. Economy. Security. 2016. No. 2 (8). Pp. 28—37.

© Ogorodnikova E. G., Andryushchenko T. I., Shevchuk I. V., 2018

© Огородникова Е. Г., Андрющенко Т. И., Шевчук И. В., 2018

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.