Действия по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение уровня жизни населения России
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 о
Хаустова Карина Владимировна
аспирант, департамент экономической теории, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), [email protected]
Повышение инвестиций в основной капитал -одна из главных стратегических целей социально-экономического развития, закрепленная в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и в Указе Президента № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В статье рассматривается План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, разработанный Минэкономразвития России в рамках реализации Послания и содержащий следующие разделы: финансовое обеспечение инвестиционной активности, комплексное развитие инфраструктуры, развитие конкурентной среды и повышение эффективности компаний с государственным участием, улучшение инвестиционного климата и снижение издержек бизнеса. Исследуется экономическая эффективность предлагаемых мероприятий, их влияние на объем инвестиций в основной капитал и уровень жизни населения.
Ключевые слова: инвестиции в основной капитал, национальная цель, план действий, уровень жизни, развитие инфраструктуры, инвестиционный климат
Инвестиции являются драйвером роста и развития не только отдельного предприятия - состояние инвестиционной сферы определяет темпы экономического и социального развития всей страны. Инвестиции в основной капитал влияют на технический и технологический уровни производства, что повышает конкурентоспособность страны-производителя продукта на внешних рынках и, как следствие, положительно отражается на уровне жизни проживающего в ней населения. В то же время инвестиции в инфраструктуру, жилищное строительство, социально-культурные объекты, в производство товаров потребительского спроса непосредственно влияют на уровень жизни населения.
Осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания - все это национальные цели, закрепленные в Указе Президента № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Ключевым приоритетом и одной из главных стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации является рост инвестиций в основной капитал. В Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года (далее -Послание) Президент Российской Федерации сформулировал ряд целей и задач, которые должны быть достигнуты и решены уже на рубеже 2024-2025 годов. К их числу относятся: обеспечение темпов роста российской экономики выше мировых, увеличение валового внутреннего продукта на душу населения в полтора раза, снижение вдвое числа бедных, а также повышение доли инвестиций до 25 процентов в валовом внутреннем продукте.
В рамках реализации Послания, Минэкономразвития России разработало План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте (далее - План, План действий), который после был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 12 июля 2018 г. (протокол № 20, раздел I).
План содержит 4 раздела:
1) Улучшение инвестиционного климата и снижение издержек бизнеса;
2) Комплексное развитие инфраструктуры (увеличение экономического потенциала территорий за счет повышения доступности и качества инфраструктуры);
3) Развитие конкурентной среды и повышение эффективности компаний с государственным участием (сокращение доли участия государства на конкурентных рынках, повышение эффективности государственных компаний);
4) Финансовое обеспечение инвестиционной активности (обеспечение снижения уровня равновесных процентных ставок в экономике, роста портфеля корпоративных кредитов и увеличения числа рентабельных проектов за счет повышения нормы сбережений домохозяйств).
С точки зрения объема инвестиций План состоит из трех ключевых блоков, которые должны стать базой инвестиционного роста. Первый - увеличение инфраструктурных инвестиций, второй - увеличение инвестиций в жилищное строительство, в том числе за счет активного роста ипотечного кредитования, третье - это активный рост инвестиционной активности в обрабатывающей промышленности и сфере услуг.
Утвержденный План действий направлен на формирование нормативно-правовой и регуляторной базы для улучшения инвестиционного климата, но не предусматривает ни механизма оценки результатов мероприятий и их влияния на совокупный объем инвестиций, ни информации об объеме финансирования, который смог бы обеспе-
чить рост инвестиции в основной капитал, предусмотренный документами стратегического планирования (25 % в ВВП), ни, тем более, влияния данных мероприятий на макроэкономические показатели, характеризующие уровень жизни населения.
Стоит отметить, что срок исполнения почти половины мероприятий Плана установлен до конца 2018 года. Учитывая дату утверждения Плана (12.07.2018 г.), существуют существенные риски, что установленные сроки не будут соблюдены.
Учитывая характер Плана действий (как плана-графика разработки нормативных правовых и методологических актов), соответствующим образом в нем сформулированы и ожидаемые результаты от его реализации: принят или внесен федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации, утверждена методика или порядок.
При этом в Плане зафиксированы ожидаемые результаты мероприятий такого содержания, как, например, «Сняты регуляторные ограничения в сфере применения государственно-частного партнерства и концессий». Однако результаты такого характера не предусматривают проведения мониторинга, какой-либо оценки и возможности проверить - действительно ли сняты ограничения, улучшилась ли конкурентная среда, повысилась ли доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса и т.д.
Один из немногих пунктов Плана действий, предусматривающих количественную оценку ожидаемых результатов, это «Внедрение метода эталонных расходов (бенчмаркинга) в сфере регулирования тарифов на услуги коммунальной и энергетической инфраструктуры на уровне регионов» также не предусматривает осуществление мониторинга достижения заявленных результатов (снижение операционных расходов регулируемых организаций ежегодно на 1-2 % и направление полученной экономии на инвестиции в обновление основного капитала).
Предполагается, что в рамках обеспечения инвестиционного роста произойдет не только изменение структуры расходов, но и изменение структуры финансирования в российской экономике.
По данным Минэкономразвития России, для увеличения доли инвестиций в основной капитал до 25 % в ВВП к 2024 году, их темп прироста должен составлять не менее 6 % в год. Однако это не значит, что для всех отраслей будет установлена цель по росту инвестиций на
6 % ежегодно, это будет зависеть от отрасли - от двузначного роста в отдельных отраслях (строительство и обрабатывающая промышленность, а также новые сектора экономики), до близких к нулю в других отраслях (нефтедобыча).
Вместе с ростом инвестиций с 21 % ВВП до 25 % ВВП также должны вырасти и источники финансирования. По оценке Минэкономразвития России, до 0,5 % ВВП будет профинансировано за счет бюджетных средств через Фонд развития. Еще 0,5 % должны прибавить рост банковского корпоративного портфеля и вложения в облигации - для обеспечения этого портфелю придется расти порядка 9 % в год в течение ближайших 6 лет. Еще одним источником финансирования станет сокращение оттока капитала - это даст примерно 0,7 % ВВП. Прибыль корпоративного сектора может добавить 0,6 % ВВП, еще 0,5 % ВВП должны обеспечить вновь создаваемые механизмы долгосрочных сбережений населения, в частности пенсионного капитала.
План действий предполагает разработку и внедрение принципов и механизмов использования средств Фонда развития, через который будет осуществляться отбор и финансирование инфраструктурных проектов, а также совершенствование регулирование в сфере государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) и концессий при реализации долгосрочных инфраструктурных проектов, в том числе с помощью использования Специальных обществ проектного финансирования (СОПФ).
Одновременное использование Фонда развития и ГЧП (а также муниципаль-но-частного партнерства ? МЧП) может привести не к совокупному увеличению финансирования инфраструктурных проектов через оба инструмента, а к снижению эффективности использования ГЧП и МЧП, так как инвесторы могут предпочесть более выгодный способ участия в инфраструктурных проектах через Фонд развития (финансирование из бюджетных средств).
Планом действий предусматривается продолжение проектного финансирования на базе синдицированного кредитования и «Фабрики проектного финансирования», где ответственными исполнителями являются Минэкономразвития России и Внешэкономбанк. Вышеуказанные механизмы финансирования, а также Фонд развития инфраструктуры, Фонд развития моногородов и Фонд развития промышленности в своей деятельности могут пересекаться, что потребует
дополнительного механизма мониторинга и контроля за использование финансовых ресурсов.
Утвержденный План деятельности задает основные направления инвестиционной политики и предусматривает разработку и принятие федеральных законов и нормативно-правовых актов. Реализация Указа Президента Российской Федерации № 596 от 7 мая 2012 года также предусматривала подобные мероприятия. С учетом того, что План действий не содержит ни целевых показателей, ни механизма оценки результатов новых мероприятий и их влияния на совокупный объем инвестиций, ни информации об объеме финансирования, который смог бы обеспечить запланированный рост инвестиций в основной капитал, представляется невозможным ни оценить экономическую эффективность предлагаемых правовых норм, ни, тем более, влияние предложенных мероприятий на уровень жизни населения.
Литература
1. Ермошина, Т. В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности [Текст] / Т. В. Ермошина // Российское предпринимательство. - 2010. - №12 Вып. 2 (174). - С. 17-23.
2. Министерство экономического развития Российской Федерации. План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Москва, 2018. URL: http:// economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ d8ec2401-af12-40be-80be-ee4986139f19/ plan25.pdl?M0D=AJPERES&CflCHEID=d8ec2401-af12-40be-80be-ee4986139f19 (дата обращения: 01.10.2018).
3. Официальное интернет-представительство президента России. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/56957
4. Правительство Российской Федерации. Заседание Правительства (2018 год, № 20) [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Москва, 2018. URL: http:// government.ru/meetings/33229/ stenograms/ (дата обращения: 01.10.2018).
5. Предпринимательство. Инвестиции // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/investment/nonfinancial/ (Дата обращения 30.10.2018 г.)
О
3
ю
S
V
а
2 а
8
6. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017: Стат.сб. / Росстат - M., 2017. - 332 с.
7. Указ Президента № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018 № 444-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20 , ст. 2817; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.10.2018).
8. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / Й. А. Шумпетер .М. : Эксмо, 2007. - 864 с.
9. Щепкина С.В. Проблемы инвестиционной привлекательности России // Экономика и социум. - №4-5 (13). -2014. - С. 533-536.
Actions to accelerate the growth rate of fixed capital investments and improve the living standards in Russia Khaustova K.V.
Financial University under the Government of the Russian Federation
High level of fixed capital investments is one of the main strategic goals of social and economic development. The article discusses the Action Plan to accelerate the growth rate of fixed capital investments and raise their share in the gross domestic product to 25 %, developed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and containing the following sections: financial support for investment activity, integrated infrastructure development, development of a competitive environment and increasing the efficiency of companies with state participation, improving the investment climate and reducing business costs. The economic efficiency of the proposed measures, their influence on the volume of fixed capital investments and the standard of living are investigated.
Keywords: fixed capital investments, national goals, action plan, living standards, infrastructure development, investment climate
References
1. Yermoshina, T. V. Problems of state regulation
of investment activities [Text] / t. V. Yermoshina//Russian business. - 2010. - No. 12 of the Issue 2 (174). - Page 17-23.
2. Ministry of Economic Development of the Russian
Federation. Action plan for acceleration of growth rates of investments into fixed capital and increase to 25 percent of their share in gross domestic product [An electronic resource]: ofitsa. website. Moscow, 2018. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/d8ec2401 -af12-40be-80be-ee49861 39f1 9/ plan25.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=d8ec2401-
af12-40be-80be-ee4986139f19 (date of the address: 10/1/2018).
3. Official Internet representation of the President
of Russia. Message of the President to Federal Assembly. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/56957
4. Government of the Russian Federation. Meeting
of the Government (2018, No. 20) [Electronic resource]: ofitsa. website. Moscow, 2018. URL: http://government.ru/meetings/33229/ stenograms/ (date of the address: 10/1/2018).
5. Business. Investments//Federal State Statistics
Service. [Electronic resource] URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/ nonfinancial/ (Date of the address 10/30/2018)
6. Social status and standard of living of the
population of Russia. 2017:To become. c6. / Rosstat - M., 2017. - 332 with.
7. The decree of the President No. 204 of May 7,
2018 «About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024» (an edition from 7/19/ 2018 No. 444-FZ)//the Russian Federation Code. 2018. No. 20, Art. 2817; Official Internet portal of legal information. URL: http:// www.pravo.gov.ru (date of the address: 10/1/ 2018).
8. Schumpeter, Y. A. Theory of economic
development. Capitalism, socialism and democracy [Text] / J.A. Schumpeter.- M.: Eksmo, 2007. - 864 pages.
9. Shchepkina S.V. Problems of investment
attractiveness of Russia//Economy and society. - No. 4-5 (13). - 2014. - Page 533-536.
oo
СЭ
СЧ
СЭ £
Б
a
2 ©