ристик ингибирования активности ФЛ в отношении ЭЧ. По результатам исследований, обнаруженную активность СРБ по отношению кФЛ-С иФЛ-АП можно отнести к варианту неконкурентного ингибирования, так как скорость реакции (У^) изменяется в том же направлении, что и константа Михаэлиса (Км). Ингибирующая активность СРБ в отношении ФЛ-С в значительной степени связана с создаваемым им дефицитом ионов Са’\ тогда как ингибирующий эффект лектина в отношении ФЛ-АИ не зависит от связывания им ионов Са*\а опосредован иным механизмом. Фосфорилхолин не отменяет антигемолитическую активность СРБ ни в отношении ФЛ-С, ни в отношении ФЛ-АИ.
Заключение. Получены данные о влиянии СРБ и ФНО-а на гемолитическую активность фосфолипаз различного происхождения, причем ингибирование фосфолипаз С-реактивным белком происходит неодинаково для ФЛАИ и ФЛ-С, неконкурентно, протекает по Са*'-зависимо-му типу для ФЛ-АП, а также без вовлечения во взаимодействие фосфорилхолинсвязывающего домена СРБ.
Действие ультрафиолета С на лимфоциты и нейтрофилы периферической крови человека
Винокуров М.Г., Николаева Н.Н., Косякова Н.И., Печатников В. А.
Институт биофизики клетки РАН г.Луи{ино, Московская область, Россия
В настоящее время большое внимание уделяется изучению действия различных физико-химических факторов на важнейшие клеточные и гуморальные звенья иммунной системы. Особый интерес представляет ультрафиолетовое излучение диапазона С (УФС), которое широко применяется в медицине около 70 лет в качестве универсального метода лечения.
С другой стороны, известно, что УФС обладает серьезным генотоксическим действием и является индуктором апоптоза иммунокомпетентных клеток. Механизм его воздействия до сих не ясен и требует изучения, что позволит разработать более точные рекомендации к его применению в терапевтической практике и диагностике.
Методом проточной цитометрии исследовалось действие УФС на лимфоциты и нейтрофилы перифериче-кой крови человека в широком диапазоне доз (2Дж/м2 — 1000 Дж/м2).
Воздействие ультрафиолета С (10 Дж/м2) на предварительно (за 72 часа до облучения) активированные ФГА лимфоциты периферической крови незначительно подавляло пролиферативный ответ, в то время как у лимфоцитов, стимулированных сразу после облучения, вызывало задержку пролиферативного ответа на48 часов. В диапазоне доз (2Дж/м: —1000 Дж/м2) УФС вызывает увеличение апоптозной гибели культивируемых нейт-рофилов по сравнению с величиной спонтанного апоптоза в контроле.
Полученные результаты могут иметь важное значение при подборе условий применения и оценке эффективности использования УФС в медицинских целях.
Модифицирующее действие Ро1уА-Ро1уи и Ро1у1-Ро1уС на респираторный взрыв нейтрофилов
Габдулхакова А. Г.1, Губанов С.И.2, Сафронова В. Г.', Феофанов С. А.1
1Институт биофизики клетки РАН;
''Филиал Института биоорганической хилши им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова г. Пущино, Россия
Основная функция полиморфноядерных нейтральных лейкоцитов (нейтрофилов) быстрое обезвреживание вторгшихся микроорганизмов. Активные формы кислорода, продуцируемые нейтрофилами при активации, играют основную роль в их бактерицидности и цитотоксичности. Известно, что двуспиральные, двуцепочечные комплексы гомополирибонуклеотидов — такие, как Ро1уА-Ро1уи (РАРи) и Ро1у1-Ро1уС (Р1РС) — оказывают выраженное иммуномодулирующее действие, включающее, например, активацию системы интерферонов, активацию цитотоксичности натуральных киллеров, антителозависимую цитотоксичность. Нами впервые показано, что РАР1) и Р1РС могут модифицировать функциональную активность нейтрофилов. Методом хемилюминесцентного анализа с использованием люминола исследовано действие РАРи и Р1РС на продукцию активных форм кислорода перитонеальными вызванными нейтрофилами мышей линии МЫШ. Получено: 1) РАРи (40 мкг/мл) и Р1РС (100 и 200 мкг/мл) сами не влияли на уровень хемилюминес-ценции; 2) преинкубация клеток с обоими веществами приводила к модификации последующего ответа на активацию 5 и 50 мкМ хемотаксического пептида Ы-формил-метионил-лейцил-фенилаланина (ФМЛФ) и 1 мкМ фор-болового эфира (ФМА), активатора протеинкиназы С; 3) положительный эффект обоих веществ на вызванный ФМА ответ нейтрофилов усиливался при преинкубации до 30 мин., при преинкубации более 1 часа ответ возвращался к контрольному уровню; 4) ответ на 5 мкМ ФМЛФ оба вещества практически не изменяли за 30 мин. преинкубации с ними, за исключением 200 мкг/мл Р1РС, когда ответ усиливался на23±9%, преинкубация с обоими веществами в течение 1 часа значительно подавляла ответ; 5) оба вещества усиливали ответ на 50 мкМ ФМЛФ; однако Р1РС был более эффективным, и его эффект слабо зависел от времени, что может быть обусловлено его большей стабильностью в растворе, чем у РАРи. Считается, что в активации респираторного взрыва нейтрофилов через высоко- и низкоаффинные рецепторы ФМЛФ участвуют разные системы внутриклеточной сигнализации. Возможно, что различия в действии РАРи и Р1РС на рецепторный ответ нейтрофилов связаны с модификацией путей активации респираторного взрыва нейтрофилов.