дальнейшем выявит еще не один пробел и создаст не одну коллизию, для устранения и преодоления которых, конечно, необходимо время.
Литература и источники
1. Беришвили Н. Чаще других коллекторами недовольны москвичи - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.napka.ru/publishing/634/. 27.04.2017.
2. Забайкальских коллекторов нет в федеральном реестре коллекторских агентств. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://zab.ru/news/92709_zabajkalskih_ kollektorov_net_v_federalnom_reestre_kollektorskih_agentstv. 27.04.2017
3. Законодательство и инвестиции - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:http://www.lin.ru/news_item.htm?id=6397415008654994709. 27.04.2017
4. Федеральная служба судебных приставов - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://fssprus.ru/about/. 27.04.2017.
5. Кредиторы прикинулись коллекторами - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.napca.ru/publishing/632/.27.04.2017.
6. Алтайский информационный портал защиты прав заемщиков - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://antiko22.info/vse_novosti/vhodit_v_reestr_ne_sobiraemsya_ budem_rabotat_kak_fizlica_po_yuridicheskomu_soprovozhdeniya_dolgov/. 27.04.2017.
МАНТАТОВА ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра гражданского права и процесса, Бурятский государственный университет. ОСИПОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА - старший преподаватель, кафедра теории государства и права и социально-правовых дисциплин, Байкальский государственный университет. MANTATOVA, TATYANA E. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer, Department of Civil Law and Procedure, Buryat State University ([email protected]).
OSIPOVA, MARINA A. - Senior Lecturer, Department of the Theory of the State and Right and Social and Legal disciplines, Baikal State University ( [email protected]).
УДК 349.2
СНИГИРЕВА И.О. ДЕЙСТВИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО КРУГУ ЛИЦ
Ключевые слова: трудовое законодательство, субъекты трудового права, физические лица, юридические лица, работники, работодатели, Трудовой кодекс Российской Федерации, трудовые отношения, непосредственно связанные с трудовыми отношения.
В статье проведен анализ ст. 11 Трудового кодекса РФ в контексте ст. 1 того же Кодекса, других нормативных правовых актов, позволяющих выявить круг лиц, на которых распространяется трудовое законодательство. Сравнение их содержания позволило выявить широкий круг таких лиц помимо работников и работодателей, как сторон трудовых отношений. Предпринята попытка определения субъектов, личный труд которых используется не по трудовому договору, а по другим основаниям, но на которых распространяется трудовое законодательство. Показано, что к таким лицам следует относить, в частности тех, кто проходит альтернативную гражданскую службу, отбывают административное или уголовное наказание с привлечением к труду. Выявлено влияние единства и дифференциации на субъектный состав трудовых отношений, их отраслевую правовую принадлежность применительно как к работникам, так и к работодателям. Назван круг лиц, между которыми возникают отношения, непосредственно связанные с трудовыми, поведение которых подпадает под действие трудового законодательства применительно к каждому виду таких отношений. Делается обобщающий вывод о круге лиц, на которых распространяется действие трудового законодательства.
SNIGIREVA, I.O.
EFFECTS OF LABOR LEGISLATION BY A CIRCLE OF PERSONS
Keywords: labor legislation, subjects of labor law, individuals, legal entities, employees, employers, the Labor Code of the Russian Federation, labor relations directly related to labor relations.
In the article analyzes the art. 11 of the Labor Code of the Russian Federation in the context of Art. 1 of the same Code, other normative legal acts, allowing to identify the circle of persons covered by labor legislation. A comparison of its content made it possible to identify a wide range of such persons, in addition to employees and employers, as parties to the labor relations. An attempt has been made to identify subjects whose personal work is not used under an employment contract, but on other grounds, but which are covered by labor legislation. It is shown that such persons should be referred, in particular, to those who undergo alternative civilian service, serving administrative or criminal punishment with the involvement of labor. It has been revealed the influence of unity and differentiation on the subject composition of labor relations, its sectoral legal affiliation with respect to both employees, and employers. Named the range of persons between whom there are relationships directly related to labor, whose behavior is subject to the labor law in relation to each type of such relations. It is makes a general conclusion about the circle of persons covered by the labor legislation.
Каждая отрасль законодательства (права) в той или иной форме определяет действие своих норм по видам общественных отношений, кругу лиц (субъектам), во времени и в пространстве. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ, Кодекс) содержит три статьи по этим вопросам: ст. 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; ст. 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени; ст. 13. Действие трудового законодательства и иных актов содержащих нормы трудового права, в пространстве.
Если статьи 12 и 13 ТК РФ прямо говорят о действии упомянутых в них актов во времени и пространстве, то наименование ст. 11 прямого указания на субъекты данной отрасли не содержит. Статья 11 ТК РФ по-разному определяет круг лиц, на которых распространяется действие трудового законодательства. В ч. 1 этой статьи указаны виды общественных отношений, на которые распространяется действие норм данной отрасли права. Часть 2 предусматривает применение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, при условии, что это предусмотрено Трудовым кодексом или иным федеральным законом. Часть 3 определяет круг организаций и лиц на работодательской стороне трудовых отношений, установив, что все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности) в отношениях, регулируемых трудовым правом, обязаны руководствоваться нормами этой отрасли права. Часть 4 решает вопрос о правовой квалификации договора, на основании которого возникли отношения, связанные с использованием личного труда. В частях 5-7 ст. 11 ТК РФ речь идет об особых субъектах трудовых отношений на стороне работника: иностранных гражданах и лицах без гражданства; отдельных категориях работников с особыми условиями труда, устанавливаемыми в соответствии с Кодексом; государственных и муниципальных служащих. Часть 8 ст. 11 определяет перечень лиц, которые исключаются из сферы действия трудового законодательства. Для определения полного круга лиц, на которых распространяется трудовое законодательство [1], необходимо рассмотреть содержание статьи 11 ТК РФ, взяв за основу ее структуру. Это позволит очертить круг субъектов трудового права, исходя, прежде всего, из видов общественных отношений, подпадающих под действие трудового права - трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.
Трудовые отношения - основа трудового права как отрасли права. Понятие трудовых отношений впервые законодательно определено в ТК РФ. До этого оно определялось, исходя из признаков, включенных в понятие трудового договора, как соглашения, оформляющего трудовые отношения [2].
Перечень критериев отнесения общественных отношений с применением труда к трудовым отношениям содержится в Рекомендации Международной Организации Труда (МОТ) № 198 от 15.06.2006 г. Среди них названы и те, что включены в текст ст. 15 ТК. Их, очевидно, следует считать принципиально важными, основными при правовой квалификации любых отношений, связанных с применением наемного труда. Это - 1) личное выполнение работником труда (т.е. применение живого труда - И.С.); 2) за плату; 3) по определенной трудовой функции (по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием конкретного вида поручаемой работнику работы); 4) в интересах, под управлением и контролем работодателя; 5) подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка; 6) при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством (в широком смысле - включая коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты работодателя - И.С.), трудовым договором.
В определении трудовых отношений, приведенном в ст. 15 ТК РФ, указаны стороны этих отношений - работник и работодатель. Их понятия приведены в статье 20 Кодекса. Они лаконичны, но достаточны для определения наличия или отсутствия трудовых отношений между этими субъектами в сочетании с наличием признаков (критериев) самого трудового отношения. Такими признаками (критериями) служат: личное выполнение работником поручаемой ему работы - трудовой функции, работы по должности, специальности, конкретного вида работы; работа за плату; под управлением и контролем работодателя; с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка; обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных законодательством, трудовым договором. Непременными условиями признания отношений трудовыми служат проявление свободы воли свободного человека к вступлению в отношение по найму его труда (предоставлению его рабочей силы работодателю) и встречное свободное волеизъявление работодателя на вступление с ним в такое отношение. На применение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям с использованием личного труда, возникшим на основании гражданско-правового договора, признанным в установленном порядке трудовым отношением, указывает ч. 4 ст. 11 ТК РФ. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, не допускается (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). Кроме указания на отношения, являющиеся предметом регулирования нормами трудового права, а значит и на стороны этих отношений, ст. 11 ТК РФ содержит положения о круге лиц, на которых распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
К сожалению, эти положения по содержанию и с точки зрения законодательной техники вряд ли можно признать совершенными. Упомянуты только работодатель и некоторые особые категории работников. Что касается работодательской стороны, то в этой статье для них предусмотрена обязанность руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, о чём сказано и в ст. 22 Кодекса. Указание на то, что работодателями могут быть физические и юридические лица содержится в статье 20 Кодекса, определяющей стороны трудовых отношений. Принципиальное значение для определения сферы действия норм трудового права по кругу лиц имеет указание на то, что соблюдать его обязаны все работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Приведенным в ст. 15 ТК признакам и условиям отвечают не только типичные (традиционные, стандартные) отношения, но и отношения с существенными особенностями. Круг лиц с особым регулированием их труда весьма широк. Он определяется не только кругом работников, указанных в разделе XII ТК РФ, но и тем, что указаны в ряде других федеральных законов. В ч. 6 ст. 11 ТК РФ перечислены лишь некоторые из тех категорий
работников, особенности регулирования труда которых установлены законодательством. Следует подчеркнуть, что сущность типичных трудовых отношений и трудовых отношений, регулируемых с особенностями, едина.
Поэтому под работниками понимаются все лица, вступающие в трудовые отношения, даже если в законодательстве подобные отношения с учетом особенностей могут именоваться и именуются иначе (например, служебными отношениями). Этот вывод важен для определения правовой природы отношений на государственной гражданской службе и муниципальной службе, где действуют специальные законы в сочетании с собственно трудовым законодательством. Не свидетельствует об иной природе этих отношений замена терминов: вместо трудового договора - служебный контракт, вместо трудовой дисциплины - служебная дисциплина, вместо работодателя, его представителя - наниматель, представитель нанимателя, уполномоченный руководитель. Наличие у государственных гражданских служащих и муниципальных служащих трудовых отношений не исключает признания сложности отношений, в которые они вступают. При выполнении своих трудовых функций они вступают как в отношения внутри органа, в котором работают - с представителем нанимателя, так и во вне - с гражданами и организациями, во исполнение возложенных на них задач. Внутренние отношения на государственной службе неоднородны. Разные их стороны подпадают под действие разных отраслей права - трудового и административного. Комплексный характер регулирования на государственной гражданской службе и муниципальной службе отражен в комплексных федеральных законах, содержащих трудовые и административно-правовые нормы.
Статья 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прямо указывает на то, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом [3].
В Федеральном законе от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» вопрос о действии норм трудового права при регулировании отношений муниципальной службы не отражен [4].
В ч. 7 ст. 11 ТК РФ выражен подход к этому вопросу с позиции трудового законодательства и предусмотрено распространение его действия и иных актов, содержащих нормы трудового права, на государственных служащих и муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Различие в приведенных текстах в науке расценивается как установление взаимодействия трудового законодательства и законодательства о государственной и муниципальной службе на основе субсидиарности. Есть основания полагать, что целью анализируемых норм было указание на присутствие в регулировании отношений на государственной и муниципальной службе норм разных отраслей с учетом сложности и специфики регулируемых отношений. В результате федеральное законодательство предусматривает сочетание действия норм, содержащихся в разных актах. В основе такого решения законодателя лежит системность российского права (законодательства), позволяющая разные стороны отношений регулировать нормами разных отраслей права.
В науке трудового права особенности регулирования труда на государственной гражданской и муниципальной службе рассматриваются в аспекте дифференциации путем установления особых норм, отличающихся от единых для всех или большинства работников. Основанием появления норм дифференциации служат факторы
объективного и субъектного характера, принимаемые законодателем во внимание при формулировании особых норм. В законодательной практике отмечается явная тенденция к расширению категорий работников с особыми правовыми условиями труда. Об этом свидетельствует дополнение раздела XII ТК РФ новыми главами и статьями, включенными в него в связи с необходимостью учета в правовом регулировании труда новых значимых факторов: широкого внедрения новых компьютерных технологий, развития малого предпринимательства и др. В результате расширяется круг лиц, на которых распространяется трудовое законодательство [5]. Федеральными государственными служащими являются, в частности, работники органов и организаций прокуратуры [6], сотрудники, проходящие федеральную государственную службу в органах внутренних дел [7] (в том числе - в полиции) [8].
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прямо называет тех, кто проходит службу в органах и организациях прокуратуры работниками, относит эти отношения к трудовым и прямо указывает, что эти отношения регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных этим Законом (п. 2 ст. 40). Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...» предусматривает, что «правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения -трудовым законодательством» (п. 2 ст. 2). В этом Законе приводится перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми регулируются «правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел». Среди них названы Конституция РФ, сам этот Закон, Федеральные законы «О полиции» и «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 1 ст. 3) [9], а далее сказано, что в случаях, не урегулированных названными актами, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (п. 2 той же статьи). Федеральный закон «О полиции» предусматривает, что действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на служащих полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел этим Законом (п. 2 ст. 34).
Из приведенных законодательных норм можно сделать определенные выводы. Во-первых, они не только не исключают возможность действия трудового законодательства в таких специфических сферах деятельности как деятельность органов и организаций прокуратуры, органов внутренних дел и полиции. Во-вторых, они различно формулируют «внедрение» трудового законодательства в регулирование отношений по применению личного труда в этих сферах. В-третьих, они прямо предусматривают применение трудового законодательства тогда, когда отсутствуют специальные нормы о труде лиц, занятых в этих сферах деятельности. Следствием такого законодательного решения является признание того, что те, кто вступает в отношения по использованию личного труда на стороне работника и на стороне работодателя (нанимателя) входят в круг лиц, на которых распространяется собственно трудовое законодательство, хотя и частично, в сочетании со специальным законодательством, которое, кстати, воспроизводит немало норм из законодательства трудового.
Часть 2 ст. 11 ТК РФ предусматривает применение трудового законодательства не только к отношениям непосредственно входящим в круг отношений, перечисленных в ст. 1 Кодекса, но и к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено самим Кодексом или иным федеральным законом. Весьма общая
формулировка этого предписания нуждается в глубоком всестороннем анализе, обращению к тексту Кодекса, других федеральных законов, в частности, к ст. 349 ТК РФ и Федеральному закону от 25.07.2002 г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» [10]. В соответствии со ст. 349 ТК РФ действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется на лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, с особенностями, установленными этим Кодексом, другими Федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в ТК РФ отсутствуют нормы о конкретных особенностях для лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу. Они предусмотрены в названном выше Федеральном Законе. В ст. 1 он определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных этим Федеральным Законом (ч. 3 ст. 1.). Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой ограничено случаями, прямо указанными ст. 2 того же Закона. Предусмотрено направление на альтернативную гражданскую службу (далее - АГС), возрастные границы направляемых на нее лиц - от 18 до 27 лет. Условиями, позволяющими направить граждан на АГС, служат: не пребывание в запасе, наличие права на замену военной службы по призыву на АГС, подача личного заявления в военный комиссариат о желании такой замены. Установлен срок прохождения АГС. Правительством РФ утверждено Положение о ее прохождении [11]. Определены органы и процедура направления граждан на АГС и контроля за прохождением АГС, перечни видов работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, а также организаций, где предусмотрено прохождение этой службы, права, обязанности и ответственность лиц, ее проходящих, и обязанности работодателей.
Среди юридических фактов, лежащих в основе трудовых отношений этих лиц, помимо срочного трудового договора лежат: лично поданное в военкомат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, направление к месту прохождения АГС (предписание), выданное военным комиссариатом в соответствии с решением призывной комиссии. В соответствии с ним, это лицо должно прибыть к определенному работодателю, с которым и заключается трудовой договор. Таким образом, в сложном юридическом составе, необходимом для возникновения и существования трудовых отношений при прохождении АГС, присутствует не только волеизъявление того, кто проходит АГС, воля заранее определенного работодателя, но и обязательная для лица, проходящего АГС, воля государственного органа - военкомата.
В ст. 349 ТК РФ предусмотрено также распространение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных организациях, иных организациях Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством РФ предусмотрена гражданская служба. В соответствии с задачами этих органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. При отсутствии соответствующих норм в ТК РФ, указанные вопросы решаются в иных федеральных законах. Часть 5 ст. 11 ТК РФ решает вопрос о действии трудового законодательства на территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими, а также международных
организаций и иностранных юридических лиц. На трудовые отношения с ними и в них распространяется российское трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации. Особенности регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами, лицами без гражданства установлены в гл. 50.1 ТК РФ, федеральных законах [12].
Личный труд, о котором сказано в ч. 2 ст. 11 ТК РФ, используется, например, при отбывании административных и уголовных наказаний. Ст. 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), предусматривает такую меру наказания как обязательные работы, определяет их срок и круг лиц, к которым эта мера не применяется. Указания на то, нормами какой отрасли эти отношения регулируются, КоАП не содержит. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК) устанавливает порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ (гл. 4), исправительных работ (гл. 7). При установлении условий труда осужденных к ограничению свободы указано, что их труд регулируется законодательством о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу (ч. 2 ст. 53). Ограничивают трудовую правоспособность дисквалификация (ст. 3.11 КоАП), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (гл. 6 УИК). Часть 3 ст. 11 ТК РФ указывает и на круг работодателей, на которых распространяются нормы трудового права. В него входят все те, с кем работники состоят в трудовых отношениях: физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Особенности регулирования труда с учетом специфики работодателей предусмотрены в ТК РФ для таких видов работодателей как физические лица (гл. 48); субъекты малого предпринимательства, отнесенные к микропредприятиям (гл. 48.1); религиозные организации (гл. 54); при направлении работников работодателем к другим лицам по договору о предоставлении работнику (персонала) (гл. 53.1).
В предмет трудового права, помимо трудовых отношений, входят иные непосредственно связанные с ними отношения, перечисленные в ч. 2 ст. 1 и в ч. 1 ст. 11 ТК РФ. На стороны и участников тех и других отношений распространяется действие трудового законодательства. Следовательно, расширяется круг лиц, являющихся субъектами трудового права, за счет тех, кто не является работниками и работодателями. Во многие отношения, непосредственно связанные с трудовыми, вступают не только работники и работодатели.
Так, сторонами отношений по организации труда на рабочем месте выступают работодатель и работник, а на уровне организации в целом - работодатель и представители работников, которым может быть выборный орган первичной профсоюзной организации, а в случаях, предусмотренных ст. 31 ТК РФ иной представитель. Существование таких отношений на локальном уровне зависит от того, решен ли в коллективном договоре или акте работодателя и как именно решен вопрос о процедуре реализации работодателем функции по организации труда и управлению им.
Сторонами отношений по трудоустройству у данного работодателя являются: при приеме на работу - будущий работодатель и будущий работник; при переводе на другую постоянную работу внутри организации (у того же работодателя) - работник и его работодатель; при слиянии или разделении организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях, место в отношениях по трудоустройству может занять новый для работника работодатель, появившейся в результате подобной реорганизации; при направлении безработного службой занятости для трудоустройства - будущий (возможный) работодатель.
В предмет трудового права ст. 1 ТК РФ включает отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя, прямо указывая на стороны таких отношений. Имея право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, работники реализуют его путем заключения договора с работодателем об этом (ст. 197 ТК РФ). Ученический договор может быть заключен не только с работником данного работодателя, но и с лицом, ищущим работу (учеником), для которого другой (обучающей) стороной является будущий работодатель. Отношения по социальному партнерству, в которые входят и отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, имеют несколько уровней (ст. 26 ТК РФ). На каждом уровне - свои стороны и участники соответствующих отношений. На локальном уровне сторонами выступают работники (коллектив работников организации, обособленного структурного подразделения) и работодатель (организация, в которой работники состоят в трудовых отношениях). Участниками отношений социального партнерства на всех уровнях являются представители сторон. Работников представляют первичные профсоюзные организации и их органы (ст. 30 ТК РФ), а в предусмотренных Кодексом случаях - иные представители (ст. 31 ТК РФ). Работодателя на локальном уровне представляет руководитель организации. Индивидуальный предприниматель выступает в 2 качествах -как сторона социального партнерства и как представитель этой же стороны. Представлять работодателя в этих (как и в других) отношениях могут уполномоченные в установленном порядке лица (обычно из числа занимающих руководящие должности у данного работодателя) (ст. 33 ТК РФ). На уровнях выше локального сторонами отношений социального партнерства являются соответствующего уровня объединения, представляющие работников (профсоюзы, их объединения - ст. 29 ТК РФ), объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ). Работодателей могут в определенных случаях представлять иные субъекты (ст. 34 ТК РФ).
Отношения социального партнерства возникают и существуют при создании и деятельности органов, с помощью которых проводятся коллективные переговоры, а затем заключаются коллективные договоры, соглашения (ст. 35 ТК РФ). Органы социального партнерства функционируют на основе норм трудового законодательства. На них распространяется действие норм этой отрасли права.
Отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда по сути - часть отношений социального партнерства, одна из его форм (ст. 52-53 ТК). Поэтому стороны и участники тех и других отношений совпадают.
Правоприменение - особая - властная форма реализации норм. Отношения по участию профсоюзов в применении трудового законодательства возникают на локальном уровне, где полномочиями правоприменителя наделён работодатель.
Правоприменителями выступают также органы по разрешению индивидуальных трудовых споров - КТС и суды.
Среди отношений, непосредственно связанных с трудовыми, на которые распространяются нормы трудового права, названы отношения по разрешению трудовых споров. Известно, что трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные. Их субъектный состав, порядок разрешения различны. Соответственно различаются те, кто является сторонами каждого из видов споров, какие органы их рассматривают и разрешают.
Стороны индивидуального трудового спора - работник, бывший работник, лицо, изъявившие желание заключить трудовой договор, в случае отказа работодателя от его заключения и работодатель. Представлять интересы работника в КТС может первичная профсоюзная организация, а работодателя - руководитель организации или иное
уполномоченное в установленном порядке лицо. Судебное представительство урегулировано нормами гражданского процессуального кодекса РФ.
Коллективные трудовые споры могут возникать на разных уровнях. На локальном уровне сторонами спора выступают работники (коллектив работников) организации, индивидуального предпринимателя и работодатель. На уровнях выше локального -работники и работодатели, расположенные на определенной территории. Их представительство в отношениях по разрешению коллективного трудового спора осуществляют соответствующие профсоюзы, объединения работодателей. Коллективные трудовые споры рассматриваются и разрешаются на основе примирительных процедур специально с этой целью созданными органами - примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем. Их создание и деятельность основаны на социальном партнерстве.
Следовательно, субъектами трудового права при разрешении трудовых споров выступают стороны существующих, ранее существовавших и будущих трудовых отношений; коллективные субъекты - коллективы работников, профсоюзы, объединения работодателей, а также органы, рассматривающие и разрешающие такие споры.
Что касается судов, то представляется возможным их отнесения к субъектам трудового права в части, в которой они наделены правом применения трудового законодательства при разрешении индивидуальных трудовых споров.
Урегулирование индивидуальных трудовых споров возможно с помощью процедуры медиации [13]. Но медиаторов невозможно включить в круг лиц, на которых распространяется трудовое законодательство (даже в части, относящейся к таким спорам), так как они не уполномочены сами разрешать такие споры, то есть применять соответствующее законодательство. Отношения по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства складываются между контрольно-надзорными органами и работодателями, их представителями. Органом государственного надзора в этой сфере является Федеральная инспекция труда. Органы государственного контроля (надзора) - уполномоченные Федеральные органы исполнительной власти (ст. 353, 367-369 ТК РФ). Общий надзор за соблюдением законодательства осуществляют органы прокуратуры. Ведомственный контроль - органами исполнительной власти всех уровней (ст. 353. 1 ТК РФ). Право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, условий коллективных договоров, соглашений имеют профсоюзы и создаваемые ими правовые и технические инспекции труда (ст. 370 ТК РФ, ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [14].
Деятельность надзорно-контрольных органов основывается на нормах трудового законодательства (см. ст. 353-370 ТК РФ).
Среди основных способов защиты трудовых прав и свобод ст. 352 ТК РФ называет самозащиту. Кодекс указывает на формы самозащиты (ст. 379), предусматривает обязанность работодателя, его представителей не препятствовать работникам в осуществлении этого права. Но правовые нормы, которые бы регламентировали отношения по самозащите отсутствуют. Отношения по обязательному социальному страхованию входят в предмет трудового права в части, связанной с выполнением работодателем обязанности перед работниками осуществить их такое страхование в порядке, установленном федеральными законами (ст. 21, 22 ТК РФ). Выполняя эту обязанность, в последующем работодатель вступает в отношения, являющиеся предметом другой отрасли права - права социального обеспечения. Фактом истории стало то, что выделение права социального обеспечения в самостоятельную отрасль права привело к некоторому сужению круга субъектов трудового права за счёт сторон и участников отношений по социальному обеспечению.
Что касается отношений материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда, то эти отношения существуют в рамках трудовых отношений как и отношения дисциплинарной ответственности. Представляется, что квалифицировать их качестве отношений, непосредственно связанных с трудовыми, недостаточно обосновано.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что действие трудового законодательства распространяется на:
• работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности);
• работодателей - организаций с «иностранным элементом», созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием;
• работодателей - международных организаций и иностранных юридических лиц, функционирующих на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации;
• работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, бывших работников (том числе с особым правовым регулированием), лиц, желающих заключить трудовой договор с конкретным работодателем;
• иностранных работников и лиц без гражданства, как состоящих, состоявших или планирующих состоять в трудовых отношениях с работодателями, функционирующими на территории Российской Федерации;
• лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу (с особенностями);
• лиц, осужденных к отбыванию административного или уголовного наказания с привлечением к труду (с особенностями);
• представителей работников (чаще всего это профсоюзы и их органы) и представителей работодателей (руководителей, иных должностных лиц организаций, объединений работодателя) в трудовых, социально-партнерских и иных непосредственно связанных с трудовыми отношениях;
• органы социального партнерства;
• органы надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства;
• органы по разрешению трудовых споров.
Литература и источники 1. Здесь и далее трудовое законодательство упоминается в его широком смысле, включая все виды актов, содержащих нормы трудового права - от федеральных законов до локальных актов, а также акты социального партнерства - соглашения и коллективные договоры.
2. Об эволюции легального определения понятия трудового договора см.: Бугров Л. Трудовой договор в России и за рубежом. Монография. Пермь, 2013. С. 35, 43, 107-127.
3. СЗ РФ. 2004. № 31. ст. 3215.
4. СЗ РФ. 2007. № 10. ст. 1152.
5. См.: Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм. Дисс. ... докт. юрид. наук. 2003.
6. п. 1 ст. 40 Федерального закона от 17. 01. 1992 г. № 2202-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. ст. 366.
7. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.12.2011 № 49 (ч. 1), ст. 7020.
8. п. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 14.02. 2011, № 7, ст. 900.
9. Федеральный закон от 19.07. 2011 г. № 247-ФЗ // СЗ РФ. 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4595.
10. СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.
11. Положение «О порядке прохождения альтернативной гражданской службы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05. 2004 г. № 256 // СЗ РФ. 2004. № 23. ст. 2309.
12. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ.2002. № 30, ст. 3032; Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ. 2006, № 30, ст. 3285.
13. ч. 2 п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. № 31, ст. 4162.
14. СЗ РФ. 1996. № 3. ст. 148.
СНИГИРЕВА ИРИНА ОЛЕГОВНА - доктор юридических наук, профессор, профессор-консультант кафедры трудового права юридического факультета Академия труда и социальных отношений/
SNIGIREVA, IRINA O. - Doctor of Law, Professor, Consultant Professor, Chair of Labor Law, Faculty of Law, Academy of Labor and Social Relations ([email protected]).
УДК 347.918.2
ТОМБУЛОВА Е.Г. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ
Ключевые слова: примирительные процедуры, задачи примирения, общие принципы примирения, медиация, медиатор, посредник, судья в отставке, мировое соглашение.
В статье рассматриваются спорные процессуальные моменты, связанные с возможностями и складывающейся практикой применения примирительных процедур в современном гражданском судопроизводстве. В том числе, дается анализ процедур медиации, в соответствии с требованиями Федерального закона № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», при рассмотрении дел в судах общей и арбитражной юрисдикции. Исследуются процессуальные тенденции развития примирительных процедур в свете «Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Основное внимание автор акцентирует на критическом анализе таких терминов как «посредник», «судебная медиация», «судья напрокат», а также на причинах сегодняшней непопулярности медиации в российском процессе.
TOMBULOVA, E.G.
MODERN STATUS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE CONCILIATION PROCEDURES IN THE CIVILIAN JUDICIAL PROCEEDINGS OF RUSSIA
Keywords: conciliation procedures, reconciliation tasks, general principles of reconciliation, mediation, mediator, intermediary, retired judge, ^miHatory agreement.
In the article viewed the disputable processual moments related with the possibilities and emerging practice of application of OT^iliata^ procedures in modern civil legal proceedings. In particular, makes an analysis of mediation procedures, in accordance with the requirements of Federal Law No. 193-FL "About the Alternative Procedure for the Settlement of Disputes with the Participation of an Intermediary (Mediation Procedure)", when dealing with cases in courts of general and arbitration jurisdiction. It is studies the processual trends in the development of шпи^Ш^ procedures in the light of the "Concept of the Unified Civil Processual Code of the Russian Federation". A main attention of the author focuses on a critical analysis of such terms as "mediator", "judicial mediation", "judge for rent", as well as the reasons of today's unpopularity of mediation in the Russian process.
В ряду важных и эффективных процессуальных средств, способствующих формированию опирающихся на закон гражданских экономических отношений, участники которых являются одновременно и конкурентами, и партнерами, важнейшее