Проблемы экономики и юридической практики
2'2017
17. ТРУДОВОЕ ПРАВО, ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
17.1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНОГО АГЕНТСТВА ЗАНЯТОСТИ КАК СУБЪЕКТА ТРУДОВОГО ПРАВА
Клейновская Людмила Герасимовна, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Место работы: Российская таможенная академия
lud. ger@yandex. ru
Аннотация: Частные агентства занятости, являясь необходимыми участниками российского рынка труда, относятся к кругу лиц, которые могут осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала). Поэтому анализ законодательства, регулирующего правовое положение частного агентства занятости как субъекта трудового права, является актуальным, имеет как теоретическое, так и практическое значение.
В статье рассмотрены элементы правового статуса частного агентства занятости как субъекта трудового права, заключившего трудовой договор с работником и направившего его временно на работу в другую организацию или к физическому лицу по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Анализ законодательства, регулирующего особенности труда работников, направляемых работодателем временно на работу к другим юридическим лицам или физическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), позволил выделить некоторые особенности правового положения частного агентства занятости как работодателя и обосновать необходимость дальнейшего совершенствования законодательства с целью более четкого определения правового статуса частных агентств занятости как работодателей.
Ключевые слова: частное агентство занятости; правовой статус; правосубъектность; трудовой договор; работник; работодатель.
THE LEGAL STATUS OF PRIVATE EMPLOYMENT AGENCIES AS A SUBJECT OF LABOUR LAW
Klechkovskaia Liudmila G., PhD, Professor, head of chair of civil law associate Work place: Russian customs Academy
lud. ger@yandex. ru
Annotation: Private employment agencies as essential participants in the Russian labor market, belong to the circle of persons who may carry out activities on providing of employees (personnel). Therefore, the analysis of the legislation regulating the legal status of private employment agencies as a subject of labor law is relevant, has both theoretical and practical importance. The article describes the elements of the legal status of private employment agencies as a subject of labor law, a signed labor contract with the employee and sent him temporarily to work in another organization or natural person under the contract on granting of employees (personnel).
Analysis of the legislation regulating features of work of the workers directed by the employer temporarily to other legal entities or individuals under contract on granting of employees (personnel), allowed us to highlight some peculiarities of legal status of private employment agencies as an employer and justify the need to further improve legislation with a view more clear definition of the legal status of private employment agencies as employers.
Keywords: private employment Agency; legal status; legal personality; employment contract; employee; employer.
Одним из важных направлений государственной политики в сфере занятости населения является создание условий для развития негосударственных организаций, могущих осуществлять деятельность, способствующую трудоустройству граждан. К таким организациям относятся и частные агентства занятости.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 18.1. Закона о занятости населения в Российской Федерации (далее - Закон о занятости) частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, были наделены полномочиями по осуществлению деятельности по предоставлению труда работников (персонала) при условии про-
хождения ими аккредитации на право осуществления данного вида деятельности[1].
Как следует из ч. 1 ст. 18.1. Закона о занятости, под осуществлением деятельности по предоставлению труда работников (персонала) (далее - осуществление деятельности по предоставлению труда) подразумевается направление временно работодателем своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Клечковская Л. Г.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНОГО АГЕНТСТВА ЗАНЯТОСТИ КАК СУБЪЕКТА ТРУДОВОГО ПРАВА
Что касается договора по предоставлению труда, то, согласно ч. 2 указанной статьи, - это договор, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.
Поскольку частное агентство занятости для осуществления деятельности по предоставлению труда заключает трудовые договоры с работниками, направляемыми на работу к физическим лицам или юридическим лицам, то, безусловно, его надо рассматривать как субъекта трудового права.
В науке трудового права принято считать, что содержание правового статуса субъекта трудового права «включает следующие основные элементы:
а) трудовую правоспособность и дееспособность субъекта (правосубъектность);
б) закрепленные за ним законодательством права и обязанности;
в) гарантии этих прав и обязанностей;
г) ответственность за надлежащее исполнение возложенных на субъекта обязанностей»[2].
Поэтому необходимо обратить внимание, в первую очередь, на условия, при наличии которых частное агентство занятости будет обладать трудовой правосубъектностью.
Для этого оно должно быть зарегистрировано в качестве юридического лица в уполномоченном государственном органе и пройти аккредитацию.
Порядок государственной регистрации юридического лица на основании ст. 51 ГК РФ регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3]. Исходя из ч. 8 ст. 51 ГК РФ, «юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр» [4].
Что касается аккредитации частного агентства занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда, то следует отметить, что она проводится Федеральной службой по труду и занятости.
При этом необходимо учитывать требования аккредитации частного агентства занятости, установленные ч. 6 ст. 18.1 Закона о занятости:
«а) наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн. рублей;
б) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
в) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее 2 лет за последние 3 года;
г) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики»[5].
Законодательно закреплено также, что частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению
труда, не могут применять специальные налоговые режимы. Так, согласно п. 21 ч. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, они не вправе применять упрощенную систему налогообложения [6].
Вопросы, касающиеся порядка аккредитации, продления, приостановления (возобновления), отзыва аккредитации и порядка ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости, регулируются Правилами аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)». [7].
Самого пристального внимания заслуживает вопрос о статутных правах и обязанностях частного агентства занятости как субъекта трудового права, которые закреплены Законом о занятости, а также главой 53.1. ТК РФ, которая регулирует особенности труда работников, направляемых работодателем временно к физическим лицам или юридическим лицам по договору по предоставлению труда.
Анализ законодательства, регулирующего деятельность по предоставлению труда, позволил выделить некоторые особенности правового положения частного агентства занятости как работодателя.
Прежде всего, частное агентство занятости, как указано в ч. 1 ст. 341.1 ТК РФ, вправе направлять временно своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся их работодателями, для выполнения определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанного физического лица или юридического лица. Таким образом, заключенный между частным агентством занятости и работником трудовой договор не прекращается, а между частным агентством занятости и принимающей стороной заключается гражданско-правовой договор по предоставлению труда. Причем, трудовые отношения между направленными работниками и принимающей стороной не возникают.
Следует отметить, что чч. 12-13 ст. 18.1 Закона о занятости определены случаи, ограничивающие возможность направления частным агентством занятости работников на работу по договору о предоставлении труда.
Целесообразно выделить следующие обязанности частного агентства занятости как работодателя:
1. получить согласие работника о временном направлении его на работу к физическому лицу или юридическому лицу по договору по предоставлению труда;
2. заключить с таким лицом трудовой договор, который обязательно включает условие о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателями по этому трудовому договору (ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ).
Однако нужно помнить, что условия оплаты труда направленных работников не должны быть хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, конечно же, при условии, что они выполняют такие же трудовые функции и имеют такую же квалификацию (ч. 2 ст. 341.1 ТК РФ).
Также предусмотрены компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом информация о характеристике условий труда на рабочем месте предоставляется принимающей стороной (ч. 3 ст. 341.1 ТК РФ);
3. заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о принимающей стороне, а также
Проблемы экономики и юридической практики
2'2017
сведений о месте и дате заключения, номере и сроке действия договора по предоставлению труда. Причем, дополнительное соглашение следует рассматривать как неотъемлемую часть трудового договора.
Заслуживающим внимания является то, что в дополнительном соглашении к трудовому договору в случаях, если это предусмотрено договором по предоставлению труда, могут предусматриваться и другие условия. Например, о праве принимающей стороны требовать от направленного работника исполнения им трудовых обязанностей, бережного отношения как к имуществу принимающей стороны, так и к имуществу работников принимающей стороны, и необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; об обязанности принимающей стороны обеспечивать направленного работника оборудованием и иными средствами, которые необходимы для исполнения им трудовых обязанностей, и другие условия;
- об обязанности принимающей стороны обеспечивать бытовые нужды направленного работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;
- об обязанности принимающей стороны отстранять от работы или не допускать к работе направленного работника в случаях, указанных в ч. 1 ст. 76 ТК РФ, известив незамедлительно об этом частное агентство занятости;
4. заключить новое дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о принимающей стороне, если работник в период действия трудового договора направляется для работы у другой принимающей стороны по другому договору по предоставлению труда;
5. вносить в трудовую книжку работника сведения о работе по договору по предоставлению труда у принимающей стороны;
6. осуществлять контроль соблюдения принимающей стороной норм трудового права, а также соответствия фактического использования труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами;
7. своевременно выплачивать работнику заработную плату и иные причитающиеся суммы. При этом, как следует из ст. 341.5 ТК РФ, принимающая сторона несет субсидиарную ответственность по обязанностям частного агентства занятости как работодателя;
8. вводить в состав комиссии по расследованию несчастного случая, происшедшего с работником, представителя частного агентства занятости, направившего этого работника;
9. уплачивать страховые взносы с заработка работников, направленных временно на работу по договору по предоставлению труда;
10. представлять в орган аккредитации ежегодные отчеты о деятельности по предоставлению труда по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.05.2016 № 265н [8].
Данным приказом предусмотрено, что ежегодный отчет должен содержать следующие основные показатели деятельности аккредитованного частного агентства занятости по предоставлению труда:
- сведения о заключенных договорах по предоставлению труда;
- сведения о работниках, направленных для работы у принимающей стороны по договору по предоставлению труда;
- сведения об осуществлении контроля аккредитованным частным агентством занятости;
- информацию о несчастных случаях, произошедших с работниками, направленными временно для работы по договору по предоставлению труда;
- информацию о выявленных нарушениях трудового законодательства у принимающей стороны в отношении принятых работников по договору по предоставлению труда;
- информацию об оплате труда работников, направленных временно для работы по договору по предоставлению труда.
Разумеется, что в случаях выявления во время проверки деятельности частного агентства занятости нарушений требований аккредитации или невыполнения обязанностей по заключенным с работниками трудовым договорам при направлении их на временную работу по договору по предоставлению труда, органом занятости аккредитация приостанавливается. Кроме того, в случаях, предусмотренных п. 31 Правил аккредитации, орган аккредитации принимает решение об отзыве аккредитации и исключает частное агентство занятости из реестра.
В соответствии с ч. 7 ст. 18.1 Закона о занятости к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, организацией и проведением проверок частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, можно констатировать, что частное агентство занятости, заключив с работником трудовой договор и направив его временно на работу к физическому лицу или юридическому лицам по договору по предоставлению труда, является стороной трудового правоотношения и обладает признаками работодателя. Вместе с тем, нельзя не отметить некую формальность в этих отношениях. Поэтому целесообразно с целью совершенствования законодательства, регулирующего труд работников, направляемых временно частным агенством занятости к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору по предоставлению труда, принять нормативный правовой акт, который бы четко определил правовой статус частных агентств занятости как работодателей.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85.96%.
Список литературы:
1. Закон РСФСР от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РСФСР» (с послед. изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР,1991, № 18. ст. 565.
2. Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. С. 76.
3.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (с послед. изм. и доп.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть 1), ст. 3431.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с послед. изм.) // СЗ РФ,1994, № 32, ст. 3301.
5. Закон РСФСР от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РСФСР» (с послед. изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ (с послед изм.) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824; Часть вторая от 5.08.2000 № 117-ФЗ (с послед изм.) // СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
7. Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165 (с послед. изм. и доп.) «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) // СЗ РФ, 09.11.2015, № 45, ст. 6255.
Клечковская Л. Г.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНОГО АГЕНТСТВА ЗАНЯТОСТИ КАК СУБЪЕКТА ТРУДОВОГО ПРАВА
8. Приказ Минтруда России от 30.05.2016 № 265н «Об утверждении формы ежегодного отчета аккредитованного частного агентства занятости о деятельности по предоставлению труда работников (персонала). (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2016 № 42485) [Электронный ресурс] URL:http://www.pravo.gov.ru,14.06.2016.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Правовой статус частного агентства занятости как субъекта трудового права» с целью опубликования в журнале, рекомендованном ВАК, Клечковской Людмилы Герасимовны Актуальность: предпринятое исследование актуально, т.к. имеет большое практическое значение, поскольку перед государством стоит задача создать условия для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости.
Практическая значимость: состоит в том, что выводы и суждения, сформулированные в данном исследовании, могут быть использованы
в правоприменительной практике, а также в процессе преподавания дисциплин, связанных с осуществлением деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
Аргументированность и конкретность выводов и предложений: в исследовании выводы и предложения логически последовательны и аргументированы.
Использование литературных источников: использованы литературные источники, нормативные правовые акты.
Вывод: статья «Правовой статус частного агентства занятости как субъекта трудового права» канд. ист. наук, доцента Клечковской Л.Г. рекомендуется для публикации в открытой печати, ранее не публиковалась.
Научный консультант Кандидат юридических наук, Генеральный директор ООО «Транс-Континентал Логистикс»
В.Н. Комиссаров