Научная статья на тему 'Действие атипичных нормативных правовых актов во времени'

Действие атипичных нормативных правовых актов во времени Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1184
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / АТИПИЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ВСТУПЛЕНИЕ АТИПИЧНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СИЛУ / РЕТРОАКТИВНОСТЬ АТИПИЧНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / УТРАТА АТИПИЧНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ / LEGAL REGULATORY NORM / NON-TYPICAL LEGAL REGULATORY NORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кивленок Т. В.

Детальное изучение действия атипичных нормативных правовых актов во времени имеет не только важное научное, но и практическое значение, т.к. позволяет четко и эффективно регулировать общественные отношения, способствуя повышению качества различных видов юридической практики, укреплению законности и правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-typical law documents time action

The detail investigation of non-typical law documents in time process having the great practical significance beside the scientific, makes it possible effectively and strictly regulate public relations; improving the quality of different kinds of juridical practice; strengthening of law-order.

Текст научной работы на тему «Действие атипичных нормативных правовых актов во времени»

2.2. ДЕЙСТВИЕ АТИПИЧНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Кивленок Т.В., к.ю.н. Должность: доцент. Место работы: кафедра гражданско-правовых дисциплин, Владимирский государственный гуманитарный университет.

Аннотация: Детальное изучение действия атипичных нормативных правовых актов во времени имеет не только важное научное, но и практическое значение, т.к. позволяет четко и эффективно регулировать общественные отношения, способствуя повышению качества различных видов юридической практики, укреплению законности и правопорядка.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, атипичные нормативные правовые акты, вступление атипичных нормативных правовых актов в силу, ретроактивность атипичных нормативных правовых актов, утрата атипичными нормативными правовыми актами юридической силы.

NON-TYPICAL LAW DOCUMENTS TIME ACTION

Kivlenok T.V., Ph.D. in Law. Position: senior lecturer. Place of employment: Civil-Law Department, Vladimir State ^ma^taban University.

Annotation: The detail investigation of non-typical law documents in time process having the great practical significance beside the scientific, makes it possible effectively and strictly regulate public relations; improving the quality of different kinds of juridical practice; strengthening of law-order.

Keywords: legal regulatory norm, non-typical legal regulatory norm,

Для правильного понимания сущности правовых актов необходимо оговориться, что категория «атипич-ности» введена лишь для более яркого «высвечивания» тех явления, которые не вписываются в рамки правовой природы юридических актов. Поэтому деление правовых актов на «типичные» и «атипичные» весьма условно.

Поскольку в словарях слово «атипичный» трактуется как нехарактерный для какого-либо явления1, следовательно, атипичные нормативно-правовые акты - это нормативные правовые акты с нехарактерными признаками, чертами, свойствами или функциями.

Действие любых правовых актов во времени определяется следующими положениями: момент и порядок вступления их в юридическую силу, действие юридических актов во времени, утратой ими юридической силы, вопросы ретроактивности (обратной силы) правовых актов. Это положение верно и для атипичных нормативных правовых актов. В процессе действия атипичных нормативных правовых актов отражаются все временные их параметры (оперативность, длительность, непрерывность, интенсивность и др.),

1 См, например: Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный./Т.Ф. Ефремова - М., 2000 . - С. 63; Бородулин, В.И. Медицинский энциклопедический словарь/ В.И. Бородулин - М., 2002. - С. 112.

которые исследуются учеными юристами в основном применительно к нормам права и нормативноправовым актам2.

От своевременного вступления атипичных нормативных правовых актов в юридическую силу, их грамотного использования во времени во многом зависят обеспечение прав и законных интересов людей, их коллективов и организаций, уровень законности и стабильности правопорядка в обществе в целом. Как справедливо отмечает Б. Спасов, «нужно четко разграничивать вступление юридических актов в силу и их действие, включая действие во времени. Между ними нельзя ставить знак равенства. Вступление актов в силу определяет, с какого момента включается в правовую систему государства соответствующий юридический акт. Вопрос же о действии актов относится к тем фактическим отношениям, в зависимости от возникновения которых во времени или в пространстве будут применяться вступившие в силу юридические акты. Он сводится в основном к тому, станут ли вступившие в силу юридические акты иметь эффект только на будущее или же будут относиться и к тем отношениям, которые возникли до вступления их в силу (действие во времени)»3.

Момент вступления атипичных нормативных правовых актов в юридическую силу связан, во - первых, с тем, кто является субъектом юридической практики и какими полномочиями он обладает, во - вторых, с типом и видом атипичных нормативных правовых актов, в - третьих, с тем, указан ли момент вступления в силу юридического акта в самом документе или в сопутствующем акте, которым вводится в действие атипичный акт.

Порядок вступления в силу таких смешанных правовых актов (вид атипичных правовых актов), как нормативно-правоприменительные и нормативноинтерпретационные акты, установлен действующим законодательством. Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 14.06.94 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»4 федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Указ Президента РФ от 23.05.96 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»5 установил, что акты Президента РФ и Правительства РФ, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликова-

2 Подробнее см.: Градовский, А. О действии законов во времени/ А.О. Градовский// Журнал гражданского и уголовного права.-Кн.4.-СПб., 1873; Тиле, А.А. Время. Пространство. Закон/ А.А. Тиле - М., 1965; Капустина, М.А. Действие юридических норм, темпоральный аспект: автореф. дисс... канд. юрид. Наук/М.А. Капустина. - СПб., 1997; Тенилова, Т.Л. Время в праве: автореф. дисс.канд. юрид. Наук/Т.Л. Тенилова - Н. Новгород, 1999; Тенилова, Т.Л. Время в праве: монография/Т.Л. Тенилова - Н. Новгород, 2001.

3 Спасов, Б. Закон и его толкование/Б. Спасов - М., 1976. - С. 229-230.

4 См.: Собрание законодательства РФ-20.06.1994 - №8 - Ст. 801.

5 См.: Собрание законодательства РФ- 27.05.1996- №22.- Ст. 2663.

ния, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вступление в юридическую силу нормативно-реализующего акта напрямую зависит от его вида. Так, коллективный договор - разновидность нормативного договора - в соответствии со ст. 43 ТК РФ заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Вступление в силу международного договора, как вида нормативного договора, сопряжено с некоторыми особенностями.

Среди положений Федерального закона от 15.06.95 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» обращает на себя внимание ст. 23, посвященная временному применению международных договоров. Этот институт не был раньше подробно разработан ни в законодательстве (например, о временном применении не упоминается в законе 1978 г. «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР»6), ни в научных исследованиях. Так, «Курс международного права»7, изданный в 1989-1993 годах, лишь цитирует ст. 25 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.8, которая регулирует порядок временного применения международных договоров, не проводя обстоятельного анализа, а в фундаментальной работе А.Н. Талалаева данной проблеме уделено незначительное внимание9.

Временное применение международных договоров РФ означает, что международный договор или его часть могут действовать прежде, чем стороны договора совершат все действия, необходимые для вступления данного договора в силу, предусмотренные внутренним законодательством каждого государства-участника. Для России такими действиями являются, например, ратификация, утверждение и принятие. При этом стороны, временно применяющие договор, сохраняют право в любое время сообщить о своем решении не становиться участником договора, и тем самым прекратить его применение без какого-либо нарушения принципа «договоры должны исполняться» (ст. 26 Венской конвенции и ст. 31 Закона РФ). Временно применяться может как весь договор целиком, так и его часть. Основным практическим соображением, которое может побудить уполномоченных представителей государств договориться о временном применении договора, является необходимость скорейшего осуществления его положений и понимание того, что процесс предстоящей ратификации может быть весьма длительным.

Правовым условием временного применения международного договора РФ является согласие на это сторон, подписавших данный договор. Такое согласие в соответствии с Законом может быть выражено двояко: когда временное применение предусмотрено в самом договоре или когда об этом была достигнута догово-

6 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. - 1978. - № 28. - Ст. 439.

7 Курс международного права. - Т.4. - М., 1990. - С. 49-50.

8 См.: Международное публичное право. Сборник документов. -Т.1. - М., 1996. - С. 67-87.

9 Талалаев, А.Н. Право международных договоров. Действие и

применение/А.Н. Талалаев - М., 1985. - С. 36-37.

ренность между сторонами, подписавшими его. По мнению Марусина И.С., «первый из данных способов представляется наиболее удачным: стороны соглашаются с временным применением в ясно выраженной договорной форме, что уменьшает возможность дальнейшего недопонимания. Второй из указанных способов представляется менее удачным как с технико-юридической, так и с практической точек зрения»10. С технико-юридической точки зрения законодатель использовал не самую безупречную формулировку: «если об этом была достигнута договоренность»: договоренность - не договор и потому не может иметь его силы. Вместе с тем положения о вступлении в силу и об утрате силы международного договора не могут иметь меньшую силу, чем сам договор (точно так же, как и во внутреннем законодательстве порядок вступления в действие и прекращение действия закона определяются законом, а не подзаконным актом). Следовательно, уместнее было бы использовать не только содержание, но и саму формулировку ст. 25 Венской конвенции: «Договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если ... участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом»11.

Право выносить решения о временном применении того или иного договора РФ имеют те же официальные лица и органы, которые приняли решение о заключении данного договора. Это - Президент, Правительство, федеральный министр или руководитель иного федерального органа исполнительной власти. Такое решение, принятое в рамках компетенции, не нуждается в чьем-либо одобрении и при условии согласия с другой стороны является достаточным для заключения соглашения о временном применении, которое в дальнейшем может быть пересмотрено или отменено только в соответствии с международным, а не внутригосударственным правом. Срок, в течение которого может осуществляться временное применение, законом не установлен. Вместе с тем п. 2. ст. 23 закона «О международных договорах Российской Федерации» определяет, что международные договоры (соглашения), согласие на обязательность которых для Российской Федерации подлежит принятию в форме федерального закона, должны быть внесены в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с момента начала его временного применения.

Однако внесение договора (соглашения) на ратификацию в Государственную Думу не означает прекращения его временного применения, поскольку процесс рассмотрения законопроекта о ратификации данного договора в Федеральном Собрании может затянуться на годы. Например, соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии о поощрении и защите капиталовложений подписан в городе Джакарта 6 сентября 2007 года, а закон о ратификации соглашения N 222-ФЗ принят 27 сентября 2009 г12. Что касается временного применения международных договоров, нуждающихся для вступления в силу в утверждении или принятии, то для договоров этой группы не установлен даже срок, в течение которого они должны быть представлены на рассмотрение Президенту, Правительст-

10 Марусин, И.С. О порядке временного применения международных договоров./ И.С. Марусин //Известия высших учебных заведений. - 1998. - № 3.

11 См.: Международное публичное право. Сборник документов.

- Т.1. - М., 1996. - С. 74

12 См.: Собрание законодательства РФ- 28.09.2009- № 39. - Ст. 4536.

ву или главе федерального органа исполнительной власти. В связи с этим, по нашему мнению, вопрос о возможности определения сроков временного применения международных договоров РФ по соглашению между его участниками представляет практический интерес и должен быть решен в действующем законодательстве.

В соответствии с законом о международных договорах они вступают в силу для Российской Федерации в порядки и в сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами, либо на основании статей закона. Если договор не требует ратификации, утверждения или одобрения, т.е. согласие на обязательность может быть выражено подписанием, чаще всего предусматривается вступление в силу с даты подписания или другой даты, установленной в самом договоре. В случае, когда двусторонний договор подлежит ратификации, обычно предусматривается его вступление в силу с даты обмена ратификационными грамотами. Для многосторонних договоров, подлежащих ратификации (утверждению, принятию, одобрению) обычно предусматривается вступление в силу с даты сдачи на хранение депозитарию ратификационной грамоты (или документа об утверждении, принятии, одобрении).

Особого внимания заслуживает вопрос об обратной силе атипичных нормативных правовых актов, их ретроактивности (от лат. retro - обратно, назад и activus - деятельное состояние). Сущность обратного действия любого правового акта заключается в том, что он воздействует на правоотношения, которые возникли до его принятия. По общему правилу «lex ad praeteriam non valet» - «закон обратной силы не имеет», т.е. распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это подтверждается и в п.1 ст. 54 Конституции РФ: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Данное правило применяется не только к законам, но и к другим нормативноправовым акта, в т.ч. нормативно-правоприменительным и к нормативно-реализующим актам.

По общему мнению, интерпретационные акты имеют обратную силу. А.Ф. Черданцев пишет: «Действие во времени интерпретационного акта находится в пределах действия во времени интерпретируемой нормы. Общепризнано, что интерпретационные акты имеют обратную силу. Пределы обратной силы определены моментом вступления в силу самой интерпретируемой нормы»13. «При толковании, поскольку оно имеет обратное действие, ретроактивный эффект проявляется в том, - утверждает Б. Спасов, - что правоотношения, возникшие под действием одной правовой нормы, должны развиваться и реализовываться в соответствии со смыслом этой нормы, который ей придается актом толкования»14.

Проблемным остается вопрос обратной силы нормативно-интерпретационных актов. А.С. Пиголкин считает, что «акт нормативного толкования имеет обратную силу, т.е. распространяет свое действие на факты, события, которые имели место до принятия соответствующего акта, поскольку он не создает новых предписаний, а разъясняет смысл уже действующих. Такой акт начинает действовать с того момента, когда вступает в силу толкуемый нормативный акт. А норматив-

13 Черданцев, А.Ф. Толкование советского права/А.Ф. Черданцев - М., 1979. - С.161.

14 Спасов, Б. Закон и его толкование/Б. Спасов - М., 1976. - С. 2Э4.

ный акт обратной силы не имеет, кроме тех случаев, которые специально предусмотрены законодательством»15. По сути, правовые акты с нормативноправовыми и интерпретационными элементами не должен обладать обратной силой, если не установлено иное. Однако практика складывается по-иному. Например, Госдума РФ 15.03.96г. Постановлением № 156-11 ГД «Об углублении интеграции народов, объединившихся в СССР»16 отменила Постановление Верховного Совета РСФСР от 12.12.91 г. № 2015-1 «О денонсации договора об образовании СССР»17. А затем приняла Постановление от 10.04.96 г. № 225-11 ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ к членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ»18, смысл которого сводился к тому, что постановление от 15.03.96 г. № 156-11 ГД - это политическое заявление и юридических последствий не порождает. Многие авторы полагают, что иногда под видом толкования издаются новые нормы права, тем самым указанным нормам фактически придается обратная сила, а это создает угрозу существующему правопорядку19. Еще В.М. Коркунов отмечал, что практическое значение этого нелепого выражения - законодательное толкование закона - сводится к тому, что, прикрываясь им, придают закону обратную силу20. На наш взгляд, в самом нормативно-интерпретационном акте должно быть указано имеет ли он обратную силу (в целом либо отдельные его положения), кроме того, ведомственные нормативно-интерпретационные акты должны проходить юридическую экспертизу и регистрироваться в Минюсте РФ.

Проанализировав эффект «ретроактивности» атипичных нормативных правовых актов, считаем необходимым уточнить п.1 ст. 54 Конституции РФ: правовой акт (по тексту Конституции указан только закон), устанавливающий или отягчающий ответственность, или каким-либо иным образом ухудшающий положение субъекта правоотношений обратной силы не имеет.

Проблема утраты атипичными нормативными правовыми актами юридической силы связана со многими обстоятельствами: их типами, видами, временными сроками действия, внутренними и внешними факторами общественной жизни.

В юридической литературе указываются следующие случаи утраты атипичными актами юридической силы: атипичные нормативные правовые акты прекращают свое действие по истечении срока, на который были приняты; действие атипичного нормативного правового акта прекращается при отмене его другим актом; атипичный акт утрачивает силу в связи с изменением обстоятельств, на которые был рассчитан; вышестоящий орган может отменить атипичный акт, изданный подчиненным ему органом.

По-иному решаются в правовой литературе вопросы утраты юридической силы нормативно-реализующими актами. Рассматривая прекращение нормативного договора как разновидности нормативно-реализующего

15 Пиголкин, А.С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения /Закон: создание и толкование./А.С. Пиголкин. - М., 1998. - С. 71.

16 См.: Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 13. - Ст. 1274.

17 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 51. - Ст.1799.

18 См.: Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 16. - Ст. 1800.

19 См., например: Градовский, А.А. О действии законов во времени/ А.А. Градовский//Журнал гражданского и уголовного права.

- Кн.4. - СПб., 1873. - С. 2-3; Тенилова, Т.Л. Время в праве/Т.Л. Тенилова - Н.Новгород,2001. - С.32-33.

20 Коркунов, В.М. Лекции по общей теории права/В.М. Коркунов

- СПб., 1909. - С. 347.

акта, необходимо отметить некоторую особенность, связанную с возможностью временного применения международных договоров. В соответствии с законом «О международных договорах РФ» временное применение Российской Федерацией договора или его части прекращается по уведомлению других государств, которые временно применяют договор, о намерении РФ не стать участником договора (если в договоре не предусматривается иное или соответствующие государства не договорились об ином). Так, Президентом РФ было принято решение о прекращении временного применения Российской Федерацией Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подписанного в г. Ашхабаде 24 декабря 1993 г. в связи с принятием в Российской Федерации нового законодательства (распоряжение Президента РФ от 04.03.2002 г. № 84-рп)21.

Прекращение действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права. Принятые Государственной Думой федеральные законы о прекращении действия международных договоров РФ подлежат в соответствии с Конституцией РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос о действии атипичных нормативных правовых актов во времени имеет не только важное научное, но и практическое значение, позволяя четко и эффективно регулировать общественные отношения, способствуя повышению качества различных видов юридической практики, укреплению законности и правопорядка.

Список литературы:

1. Алексеев, С.С. Общая теория права: курс в двух томах./С.С. Алексеев. - М., 1982. - Т.2.

2. Андреева, М.В. Действие налогового законодательства во времени: Учебное пособие./М.В. Андреева; под общ. ред. С.Г. Пепеляева. - М., Статут, 2006.

3. Байтин, М.И. Сущность права./М.И. Байтин - Саратов, 2001.

4. Карташов, В.Н. Теория государства и права./В.Н. Карташов - Кострома, 2003.

5. Коркунов, В.М. Лекции по общей теории пра-ва/В.М. Коркунов - СПб., 1909.

6. Пиголкин, А.С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения/А.С. Пиголкин. -М., 1998.

7. Спасов, Б. Закон и его толкование/Б. Спасов - М., 1976.

8. Талалаев, А.Н. Право международных договоров. Действие и применение/А.Н. Талалаев - М., 1985.

9. Тенилова, Т.Л. Время в праве: монография/Т.Л. Тенилова - Н. Новгород, 2001.

10. Тиле, А.А. Время. Пространство. Закон/ А.А. Тиле - М., 1965.

11. Черданцев, А.Ф. Толкование советского пра-ва/А.Ф. Черданцев - М., 1979.

12. Бахрах, Д.Н. Конституция РФ, КоАП, УК, УПК, НК, ГК РФ о действии во времени норм, регулирующих юридическую ответственность/ Д.Н. Бахрах// Таможенное дело - 2008 - № 3.

13. Богатов, И. Обратная сила закона/ И. Богатов // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 35.

21 См.: Собрание законодательства РФ- 11.03.2002 - N 10 - Ст. 996.

14. Бошно, С.В. О действии закона во времени и пространстве/ С.В. Бошно// Общество и право - 2008 -№ 1.

15. Градовский, А. О действии законов во времени/ А.О. Градовский// Журнал гражданского и уголовного права.-Кн.4.-СПб., 1873;

16. Марусин, И.С. О порядке временного применения международных договоров./ И.С. Марусин //Известия высших учебных заведений. - 1998. - № 3.

17. Тиунов, О.И. Ратификация международных договоров в Российской Федерации: законодательное регулирование и практика/ О.И. Тиунов // Журнал российского права. - 2008. - № 4.

18. Бородулин, В.И. Медицинский энциклопедический словарь/ В.И. Бородулин - М., 2002.

19. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка/В. Даль. - М., 2003. - Т. 11.

20. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный./Т.Ф. Ефремова - М., 2000 .

21. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д. Ушакова. - М., 1996. - Т.4.

22. Капустина, М.А. Действие юридических норм, темпоральный аспект: автореф. дисс... канд. юрид. Наук: 12.00.01/М.А. Капустина. - СПб., 1997.

23. Тенилова, Т.Л. Время в праве: автореф. дисс. канд. юрид. Наук: 12.00.01/Т.Л. Тенилова - Н. Новгород, 1999.

Рецензия

на статью «Действие атипичных нормативных правовых актов во времени», подготовленную доцентом кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского государственного гуманитарного университета, кандидатом юридических наук Т.В. Кивленок.

Представленная на рецензирование статья с позиций актуальности и теоретической значимости не вызывает сомнения и заслуживает положительной оценки.

Статья подготовлена на достаточно высоком методическом и теоретическом уровне. Тема раскрыта достаточно полно; работа выполнена в надлежащем объеме, указанном в методических рекомендациях по написанию статей.

Имеющиеся в работы ссылки свидетельствуют о том, что при ее написании автор использовал необходимый перечень научной литературы. Статья в целом соответствует современному состоянию законодательства, регулирующего отношения в указанной сфере, а также отражает основные позиции ученых-юристов по данному вопросу.

Материалы данной статьи могут быть использованы в учебном процессе по курсам «Теория государства и права» и отдельному спецкурсу «Правовые акты Российской Федерации».

На основании изложенного считаю, что статья «Действие атипичных нормативных правовых актов во времени», подготовленная кандидатом юридических наук доцентом кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского государственного гуманитарного университета Кивленок Татьяной Валентиновной, может быть опубликована в открытой печати.

Заведующая кафедрой

государственно-правовых дисциплин

Владимирского государственного

гуманитарного университета, д.ю.н., профессор И.Д. Борисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.