Научная статья на тему 'ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2542
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стародубцева Эльвира Евгеньевна

В статье рассматривается проблема распространения коррупции по всему миру, а также приводится опыт противодействия коррупции на примере зарубежных стран. В данной статье были выявлены эффективные методы по борьбе с коррупцией, включающие законодательные акты, международные соглашения, благодаря которым уровень коррупции остается низким.The article dedicates to the problem of the spread of corruption around the world. The article provides the experience of fighting corruption on the example of foreign countries. Effective methods for combating corruption have been identified, including legislative acts, international agreements, thanks to which the level of corruption remains low.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 342

Юридические науки

Стародубцева Эльвира Евгеньевна, студент 3 курс, факультет исторических и политических наук Томский Государственный университет, Россия, г. Томск

ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация: В статье рассматривается проблема распространения коррупции по всему миру, а также приводится опыт противодействия коррупции на примере зарубежных стран. В данной статье были выявлены эффективные методы по борьбе с коррупцией, включающие законодательные акты, международные соглашения, благодаря которым уровень коррупции остается низким.

Ключевые слова: Коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, зарубежный опыт по борьбе с коррупцией.

Annotation: The article dedicates to the problem of the spread of corruption around the world. The article provides the experience of fighting corruption on the example of foreign countries. Effective methods for combating corruption have been identified, including legislative acts, international agreements, thanks to which the level of corruption remains low.

Keywords: Corruption, opposition of corruption, anti-corruption policy, foreign experience in combating corruption.

Проблема наличия коррупции остро стоит во многих странах мира. Большинство сфер жизни стран поглотила коррупция, это говорит о том, что уровень коррумпированности от государственных органов до частных лиц не только велик, но и растет с каждым годом. Коррумпированность стран

приводит к разрушающим последствиям: слабому экономическому развитию, ухудшению уровня жизни людей, подрывает демократический строй, уменьшает свободу населения и подрывает равноправие людей.

По данным статистики Transparency International [6] 2021 года, самые коррумпированные страны: Южный Судан (11), Сомали (13), Сирия (13), Йемен (16), Венесуэла (14) (0 - самый высокий показатель наличия коррупции, 100 - низкий). Данные показатели говорят о высоком уровне коррумпированности и тяжелом состоянии внутри этих стран. Страны с низкими показателями коррупции: Дания (88), Финляндия (85), Швеция (85), Норвегия (84), Германия (80). Приведенные страны успешно борются с коррупцией и их уровни коррумпированности значительно меньше, чем у остальных стран.

Существует ряд причин высокого уровня коррумпированности:

1. Низкий уровень ВВП на душу населения;

2. Отсутствие независимости судебной системы и верховенства закона;

3. Наличие бюрократического аппарата;

4. Малоэффективность антикоррупционных мер;

5. Невовлеченность населения в жизнь страны.

Перечисленные причины ведут к появлению и распространению коррупции. Для того, чтобы минимизировать и ликвидировать уровень коррупции в странах, необходимо бороться с таким явлением, как коррупция.

Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции доказывает существование эффективных методов борьбы с коррупцией, проверенных временем. Такие страны, как Сингапур, Швеция, Нидерланды, Дания, Германия, Канада, Китай смогли создать действенные методы и меры, которые способствовали уменьшению уровня коррупции. В данной статье рассмотрен опыт Дании, Германии и Канады с целью обнаружения эффективных методов в противодействии коррупции.

В пятерку менее коррумпированных стран по итогам 2021 года входит Швеция. Оценка восприятии коррупции в Швеции - 85 из 100, что говорит о

низком уровне коррумпированности в стране. Такому результату Швеции удалось добиться благодаря следующим мерам:

1. Законодательство играет огромную роль в Швеции, сохраняется его верховенство;

Положения Антикоррупционного законодательства Швеции:

a. Глава 10, 5 параграф Ь - о получении взятки: за взятку подлежит штраф или лишение свободы сроком до двух лет (как за дачу взятки, так и за и ее принятие);

b. Глава 10, 5 параграф d - об использовании служебного положения в корыстных целях: следует лишение свободы до двух лет или штраф;

а Глава 10, 5 параграф е - о финансировании коррупционных организаций: наказание такое же, как и в пунктах Ь, d [5].

2. Судебная система работает независимо и не подкупается, соблюдая верховенство закона;

3. Государственные закупки регулируются законом о государственных закупках (закон строго контролирует подкуп);

4. Большую роль среди населения играют церковь и общественное мнение [1].

Стоит отметить, что в Швеции население играет значительную роль в искоренение коррупции. У населения появляются огромные сомнения на счет быстроразвивающегося бизнеса или чиновника, чьи доходы гораздо ниже расходов. Такие примеры быстро вызывают подозрения у населения, а общество, в свою очередь, добьется смещения такого чиновника или закрытия сомнительного бизнеса. Это говорит о наличии в стране политики прозрачности, населению доступна информация, которую можно проверить, что позволяет выявить возможные коррупционное преступления отдельных лиц.

Рассмотрев опыт противодействия коррупции в Швеции, можно сделать вывод об успешной антикоррупционной политики в данной стране. Существующие меры эффективны и действенны, это доказывают

статистические данные Transparency International.

По отчету Transparency International за 2021 год индекс восприятия коррупции в Германии составляет 80 из 100. Это высокий рейтинг, который говорит об эффективной антикоррупционной политике в данной стране. К мерам противодействия коррупции относятся следующие меры:

1. Запрет на любые виды взяток (даже для упрощения формальностей), подарки - могут расцениваться, как подкуп. В Германии действует правило на принятие различных подарков: взяткой может считаться любая услуга или подарок, предоставленные лицу, имеющее любого рода власть (например, чиновник);

2. В Германии нужно подавать декларацию о доходах и расходах, о премиях и других денежных поступлений;

3. Поощряются информаторы о коррупционных преступлениях;

4. Происходит постоянная смена кадров (государственных должностных

лиц).

Помимо этого, в Германии строго наказывается взяточничество. Согласно 299 статье о продажности и подкупе УК ФРГ [4], каждое лицо, которое требует, соглашается, принимает взятку, наказывается штрафом или лишением свободы до трех лет. Согласно 300 статье УК ФРГ [4], получение взятки в особо тяжком случае (взяточничество в особо крупных размерах; лицо, состоящее в преступной организации для совершения постоянных коррупционных преступлений) наказывается до пяти лет лишения свободы.

Германия является примером для многих стран, чья антикоррупционная политика приводит к положительным результатам. Однако, некоторые ведущие корпорации Германии были замечены в подкупе чиновников, как иностранных, так и внутри своей страны. К примеру, немецкий конгломерат, работающий в сфере электротехники - Siemens. В 2008 году компания выплатила штраф за дачу взяток высокопоставленным чиновникам по всему миру (Италия, Израиль, Венесуэла, Германия, США) с целью продвижения своего продукта. Несмотря на вспышки коррупционных преступлений, к 2021 году Германия разработала

эффективные меры для противодействия коррупции, которые поспособствовали минимизации уровня коррупции.

Еще одним примером ведения успешной антикоррупционной политики является Канада. Индекс восприятия коррупции составляет 74 из 100, это говорит о наличии действенных мер. Правительство страны большое внимание уделяет противодействую коррупции, благодаря чему уровень коррумпированности низкий.

Закон «Federal Accountability Act C-2 [3]» представлен в качестве законопроекта C-2 на первой сессии парламента 11 апреля 2006 года. Данный закон был разработан с целью уменьшения уровня взяточничества, а также для обеспечения административной прозрачности, подотчетности и надзора.

Согласно законодательству Канады:

1. Любое лицо обвиняется в подкупе в случаях согласия предоставить денежный займ, вознаграждение или подарок иностранному должностному лицу;

2. Любое лицо обвиняется в побуждении использовать служебное положение с целью достижения своих целей [2];

За перечисленные коррупционные преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 14 лет.

К основным антикоррупционным мерам, согласно основному канадскому законодательству, относится:

1. Обеспечение защиты лиц, участвующих в раскрытии коррупционных дел (вовлечение населения в борьбу с коррупцией);

2. Гражданам Канады предоставляют доступ к информации о деятельности государственных органов и частных организаций для того, чтобы было доверие у населения к честному ведению бизнеса или к государству;

3. Взяточничество гражданами за пределами страны (взятки чиновникам иностранных государств) наказывается лишением свободы сроком до 14 лет.

Законодательство в Канаде играет значительную роль, все законы строго соблюдаются, а в случаях их нарушения следует строгое наказание в виде

лишения свободы. Помимо этого, в Канаде, как и в многих других странах (Германия, Швеция), отдельное внимание уделяется вовлечению граждан в борьбу с коррупцией. Благодаря таким методам, между населением и государством появляется доверие, а уровень коррумпированности падает, так как вся информация доступна каждому человеку, в следствие чего, чиновник, подорвавший доверие у населения может быть отстранен от должности.

Помимо этого, с 2003 года в Канаде действует Этический кодекс государственной службы [8]. Исходя из положений кодекса, государственные служащие должны организовывать свои личные дела таким образом, чтобы не подрывать общественное доверие и объективность. Государственные служащие должны подвергаться общественному контролю, а также они должны принимать решения в соответствии с интересами общества.

Для предотвращения коррупционных преступлений в Канаде существует надзорное управление. Данная организация регулярно проводит внутренние проверки с целью обнаружения коррумпированности государственных органов или частных компаний, также надзорное управление предоставляет финансовую информацию государственным органам и принимает участие в рассмотрении дел, связанных с коррупцией. Такая мера контроля соблюдения законодательства эффективна и действенна, что ведет к улучшению коррупционной ситуации в стране.

Значительную роль в противодействии коррупции играют международные соглашения стран-участниц, направленные на совместную борьбу с коррупцией. Ярким примером является конвенция ООН против коррупции [7], которая была принята 31 октября 2003 г. и ратифицирована 14 декабря 2005 г. Швеция, Германия и Канада являются членами ООН, соответственно, конвенция против коррупции распространяется их территориях. В конвенции подчеркивается, что коррупция превратилась в транснациональное явление. Проблемы, порождаемые ею, ставят под угрозу безопасность и стабильность всего мира. Поэтому искоренение коррупции необходимо на международном уровне путем принятия общих эффективных

мер. Конвенция, принятая ООН в 2003 году, направлена на поощрение, стимулирование и поддержку международного сотрудничества. Положения в конвенции способствуют усилению механизма обмена информацией и взаимной помощи при расследованиях коррупционных преступлений. Отсюда можно выделить следующие цели конвенции:

1. Поощрять и усиливать меры по более эффективному предупреждению коррупции и борьбе с ней;

2. Поощрять, облегчать и поддерживать международное сотрудничество и техническую поддержку в области предупреждения коррупции и борьбы с ней, в том числе в области возвращения активов;

3. Поощрять добросовестность, неподкупность, ответственность, также надлежащее управление государственными делами и публичной собственности.

Исходя из статей 5 и 6 [7], каждое государство-участник разрабатывает эффективные меры в борьбе с коррупцией, стремится проводить оценку уровня коррупции в своей стране с целью определения эффективности мер и необходимости создания новых мер для улучшения ситуации с коррумпированностью. Помимо этого, каждое государство-участник обеспечивает наличие соответствующего органа, который контролирует исполнение законов и координирует проведение антикоррупционной политики.

Важной частью решения проблемы коррумпированности является взаимодействие стран в борьбе с коррупцией, это включает в себя: участие в международных программах и проектах, направленных на предупреждение коррупции; обмен эффективными мерами, которые могут помочь в борьбе со взяточничеством.

Для более эффективной борьбы с коррупционными преступлениями страны-участницы вовлекают гражданское общество с помощью таких мер, как:

1. Введение и усиление политики прозрачности и вовлечение населения в государственные процессы принятия решений;

2. Предоставление населению доступа к информации;

3. Стимулирование населения в поиске и распространении информации о коррупции.

Данные меры способствуют хорошей раскрываемости коррупционных преступлений, а также пресекают появление новых. Все вышеперечисленные меры могут оказать положительный эффект на прекращение распространения коррупции.

Рассмотрев примеры нескольких стран в борьбе с коррупцией, можно сделать вывод об эффективности антикоррупционной политики на примере стран с низким уровнем коррупции. Проанализировав опыт трех стран, следует подчеркнуть наличие действенных мер, благодаря которым представленные страны входят в рейтинг 15 государств с наименьшим уровнем коррумпированности. Используются такие методы, как: усиление прозрачности; увеличение значимости общественного мнения; поощрение и предоставление защиты информаторов о коррупционных преступлениях; ужесточение наказаний за вышеупомянутые преступления. Перечисленные принципы способствуют благоприятной жизни внутри страны для населения, стабильному экономическому и политическому развитию.

Библиографический список:

1. Купцова А. А., Рютов Д. Ю. Зарубежный опыт противодействия коррупции //Интерактивная наука. - 2017. - №. 22. - С. 100-102.

2. Martin A. T. Canadian Law on Corruption of Foreign Public Officials // NATL J. CoNST. L. - 1999. - Т. 10. - С. 189, 193. [Электронный ресурс] //URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/c-45.2/page-1.html#h-112316 (дата обращения: 10.05.2022).

3. Federal Accountability Act / Government Bill [Электронный ресурс] //URL : https://www.parl .ca/DocumentViewer/en/39-1 /bill/C-2/royal-assent (дата обращения: 10.05.2022).

4. Bundesministerium der Justiz // Strafgesetzbuch der Bundesrepublik Deutschland / [Электронный ресурс] //URL: http://www.gesetze-im-

internet.de/stgb/ (дата обращения: 10.05.2022).

5. Sveriges Riksdag // Svensk forfattningssamlmg / [Электронный ресурс] //URL: https: //www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/brottsbalk-1962700_sfs-1962-700 (дата обращения: 10.05.2022).

6. Index C. P. Transparency international. - 2010. [Электронный ресурс] //URL: https://www.transparency.org/en/ (дата обращения: 02.12.2021).

7. UNCAC 2nd I. R. M., Harutyunyan N. United Nations convention against corruption. - 2003. [Электронный ресурс] // URL: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Publications/Convention/08-50026_E.pdf (дата обращения 01.06.2021).

8. Canada. Treasury Board. Values and Ethics Code for the Public Service. - 2003. [Электронный ресурс] //URL: https://www.oecd.org/mena/governance/35528015.pdf (дата обращения: 10.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.