Научная статья на тему 'Деятельностный подход - ведущий элемент современной технологии обучения и контроля'

Деятельностный подход - ведущий элемент современной технологии обучения и контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / учебная задача / учащиеся вузов / математик

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозоровская Светлана Дмитриевна

В статье рассматривается подход к учебному процессу как единой системе компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий контроля и оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прозоровская Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход - ведущий элемент современной технологии обучения и контроля»

УДК 378.1 ББК 22.1

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - ВЕДУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

С.Д.Прозоровская*

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1

Одной из задач, поставленных обществом перед высшей школой на современном этапе, является обучение учащихся вузов учебным умениям, которые бы обеспечивали ориентацию во все возрастающем потоке научнотехнической информации. Умение правильно и рационально использовать знания, добиваться их действенности не только в тех ситуациях, в которых проходило их формирование, но и в новых ситуациях является одним из условий успешности трудовой, учебной и общественной деятельности студентов. Поэтому возникает необходимость и потребность в разработке методики обучения ведущим темам вузовского курса математики -методики, направленной на формирование отмеченных выше учебных умений на базе современных достижений дидактики и педагогической психологии.

Вопрос об умении использовать ранее усвоенные знания в новых учебных и практических ситуациях особенно остро встает при обучении математике, так как именно в математике часто возникает необходимость такого использования в каждой новой теме.

Однако самостоятельное применение знаний станет возможно только при овладении теоретически обобщенными структурами понятий, теорем, способами решения некоторых типов математических задач, поэтому выделение таких теоретических обобщений при обучении математике приобретает особую актуальность.

Как показывает опыт, в изучении многих вопросов курса математики на первый план чаще всего выступает операторный уровень изучения, то есть стремление обучить студентов решению конкретных видов задач на основе приемов, предложенных преподавателем. Такой подход обеспечивает прочные знания и умения репродуктивного характера, но на его основе затруднительно применять полученные знания в новых учебных ситуациях. Методы обучения математике в современном вузе, как правило, не ориентируют студентов на получение теоретических обобщений, используя которые возможно было бы обеспечить перенос знаний и умений в новые учебные ситуации, в частности, на решение прикладных задач.

* Прозоровская Светлана Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Тел.: (812) 786-90-54; e-mail vm@mail.ru

Опыт показывает, что в учебном процессе при изучении даже близких в содержательном отношении тем часто не устанавливается связь целей, содержания и средств обучения, отсутствуют учебные задачи, ставящие своей целью получение теоретического обобщения относительно определенных типов математических задач и методов решения таких задач.

Если поставить цель изучить основные понятия курса математики так, чтобы можно было их использовать как аппарат для изучения ряда вопросов курса, а также при решении прикладных задач, то их усвоение должно быть доведено до уровня переноса знаний и умений в новые учебные ситуации. Для этого нужна иная методика их изучения. Такая методика может быть построена на концепции учебной деятельности.

Учебная деятельность как одна из качественных характеристик учебного процесса должна рассматриваться как единство компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий контроля и оценки. Изучая тот или иной вопрос в ситуации учебной деятельности, студент должен знать цель изучения вопроса, какие учебные действия нужно для этого выполнить, каковы границы применимости этого вопроса.

Учебная задача реализуется через систему учебных действий -общелогических и специфических. Общелогические учебные действия дают общий подход к анализу учебного материала, специфические - обеспечивают усвоение знаний в их предметном содержании. Их состав и последовательность выполнения определяется учебной задачей и содержанием учебного материала.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что качество знаний учащихся зависит от тех видов деятельности, в которых эти знания используются, от овладения теоретически обобщенными способами решения некоторого типа конкретно-частных задач.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, деятельность представляет собой систему процессов, посредством которых реализуется жизненное отношение человека к миру. Человеческая личность, по словам С.Л. Рубинштейна, не только проявляется, но и формируется в деятельности. Одним из видов деятельности, в ходе которой происходит становление личности, является деятельность учения, осуществляемая в условиях педагогического процесса.

При деятельностном подходе анализу подвергаются не отдельные элементы процесса учения, взятые сами по себе, а деятельность учения в целом. Данный подход предполагает рассмотрение учения как деятельности, состоящей из действий, объединенных единым мотивом и направленных на достижение единой цели - усвоение опыта предыдущих поколений, что приводит к удовлетворению познавательной потребности субъекта учения. Усвоенный общественный опыт приводит к изменению самого субъекта учения, что и является конечной целью учения.

Учение направлено на самого субъекта, оно отвечает его познавательной потребности. Продуктом учения являются изменения в психике студента, обогащение ее новыми элементами, новыми качественными состояниями. Учение - деятельность по самоизменению. Оно

имеет место тогда, когда эти изменения в субъекте являются не просто результатом выполнения деятельности, а ее целью.

В деятельности учения различают две части: ориентировочную и исполнительную. Основной является ориентировочное звено. Ориентировочная часть представляется планом-программой предстоящего действия с учетом цели и конкретных условий, а исполнительная -непосредственным преобразованием данных условий в требуемый результат. Ориентировочная основа действия - это модель деятельности, она должна давать ориентировку в решении не только данной конкретной задачи, но и в любой другой данного класса и использоваться до тех пор, пока студент не сможет обходиться без нее, то есть пока не усвоит ее для решения задач. Ориентировочной основой действия могут быть алгоритмы, схемы, таблицы, обучающие программы.

При изучении основных тем курса математики мы ориентируем студентов на установление внутрипредметных связей не только на основе содержательных обобщений, но и путем вычленения и постановки учебной задачи на материале конкретной темы, представляем ее в виде системы учебных подзадач, решение которых происходит на основе формирования общелогических и соответствующих им специфических учебных действий, отбора типов конкретно-частных задач с учетом общей учебной задачи и учебных действий на основе сочетания приемов косвенного и прямого управления деятельностью студентов. На их основе появляется возможность сформировать теоретически обобщенные способы и приемы учебной деятельности, которые затем могут быть эффективно использованы при изучении других тем курса и решении прикладных задач. Система учебных задач и методика их решения направляет студентов на получение необходимых обобщений для внутрипредметного и межпредметного применения, в результате студенты становятся лучше ориентированными на разнообразное применение как внутриматематического, так и естественнонаучного характера.

Для успешного усвоения студентами основных математических понятий учебная деятельность организуется нами следующим образом:

- усвоение знаний происходит в процессе их применения, то есть в результате активных действий студентов с учебным материалом;

- в процессе учебной работы студенты сталкиваются с проблемными ситуациями, что способствует осознанию вводимых понятий;

- студенты получают сведения о способах решения задач, связанных с основными математическими понятиями, ориентированных как на внутриматематические, так и на естественнонаучные приложения; о приемах объяснения путей их решения;

- на основании предметных действий студенты усваивают специфику отношения математики к общенаучным дисциплинам, что затем используется ими как средство усвоения более конкретных знаний.

В общей системе профессионального обучения большую роль играет фундаментальная подготовка по дисциплинам естественнонаучного цикла.

Ядром фундаментальной подготовки является оптимизация учебной, методической и научной деятельности кафедр за счет применения современных технологий обучения и контроля, главная составляющая которых - переход от обучения группы в целом к обучению конкретного индивида.

В условиях большой численности учебных групп, наблюдающейся тенденции к снижению качества знаний выпускников школ по элементарной математике необходима разработка цельной концепции индивидуализации обучения и контроля. Она включает в себя, во-первых, установление к началу обучения, с помощью предварительного контроля и его анализа, условий подготовки и способностей каждого студента, а во-вторых, определение на этой основе необходимых методов обучения, учитывающих, кроме того, методическое мастерство преподавателей. Индивидуализация предполагает системный подход, включающий как традиционные, так и творческие методы обучения.

В условиях научно-технического и социального прогресса возникает необходимость в том, чтобы студенты в процессе обучения не только приобретали знания, но и овладевали средствами их пополнения. Следовательно, социальный заказ общества современной высшей школе -воспитание самостоятельности студентов, активизация их познавательной деятельности. Студенты должны быть вооружены глубокими, прочными знаниями, уметь критически мыслить, самостоятельно пополнять свои знания, творчески решать стоящие перед ними задачи.

Выполнению этих задач в обучении математике способствует систематическое и целенаправленное обучение студентов решению задач на основе целесообразно подобранных индивидуальных заданий с целью повышения качества и эффективности обучения, включения студентов в активную познавательную деятельность.

Основные требования, предъявляемые нами к системе задач в индивидуальных заданиях, состоят в том, что система должна:

- обладать свойством целостности;

- содержать учебные цели по формированию у студентов теоретических знаний и способов действия с научными понятиями на каждом этапе процесса решения задачи;

- включать учебные цели по осуществлению действий самоконтроля и самооценки с целью формирования у студентов способов самостоятельного приобретения знаний и приемов самообразования;

- обеспечить постепенное нарастание сложности задач, исходя из развития их структуры.

На основе методологии системного подхода и теории учебной деятельности нами разработана система индивидуальных заданий по основным разделам курса математики, которая стимулирует активную познавательную деятельность студентов в процессе усвоения знаний и формирования способов деятельности.

Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия контроля и оценки, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение обучаемого к себе как ее субъекту, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

В процессе обучения математике мы строим учебную деятельность студентов так, чтобы она содержала все три ее основные части: ориентировочную, исполнительную и контрольную. При этом здесь имеется в виду контроль, осуществляемый самим действующим субъектом (студентом). В учебном процессе используется три типа контроля: внешний, взаимный, самоконтроль. Во внешнем контроле главное внимание уделяем научению студентов приемам и методам взаимоконтроля и самоконтроля, формированию у них потребности и привычки к самоконтролю.

В учебной работе мы используем следующие виды контроля: контроль по конечному результату, пошаговый контроль, контроль по известным условиям и параметрам деятельности.

При оценивании учебных действий студента мы отдаем предпочтение личностному способу оценивания, поощряющему продвижение каждого студента в его развитии, в овладении общими способами действий, в формировании у него учебной самодеятельности.

Как показывает опыт, наиболее целесообразным является тематический учет знаний и умений (учебных действий). В начале изучения очередной темы преподаватель сообщает, какими знаниями и умениями должны овладеть студенты в результате учебной работы по данной теме, устанавливает способ контроля и оценки каждого из перечисленных в этом перечне учебных действий. Нами разработана система заданий по основным темам курса математики, эти задания отличаются от обычно используемых четкой целевой направленностью. Оценка за выполнение таких заданий дает ясное представление об уровне усвоения студентами данного действия.

Преимущество тематического учета перед обычным состоит в том, что он четко показывает студентам, кто имеет какие пробелы и задолженности в изучении учебной программы. Преподавателю при таком учете легко подвести итог семестра, указав, как каждый из студентов выполнил учебную программу. У студентов имеется ясная программа предстоящей деятельности, они знают свои успехи и недоработки, сами планируют свою работу, у них вырабатывается чувство личной ответственности.

Опыт показывает, что тематический учет учебной работы целесообразно организовывать в условиях групповой работы студентов. Тогда основная работа по контролю и оценке будет выполняться самими студентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление качеством образовании: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.