Научная статья на тему 'Модели решения проблемы формирования и развития познавательной деятельности'

Модели решения проблемы формирования и развития познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дулатова З. А., Дурасов В. А.

В статье обсуждается проблема совершенствования познавательной деятельности студентов и школьников в плане усиления целенаправленного формирования и развития способов познания средствами математики и информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дулатова З. А., Дурасов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели решения проблемы формирования и развития познавательной деятельности»

УДК 165.02 З.А. Дулатова, В.А. Дурасов

МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

В статье обсуждается проблема совершенствования познавательной деятельности студентов и школьников в плане усиления целенаправленного формирования и развития способов познания средствами математики и информатики.

Современная психология рассматривает познавательную деятельность как систему определенных действий, направленных на познание окружающей действительности. Рассматривая суть познавательной деятельности, многие авторы сводят ее к двум основным видам: воспроизведение и творчество. Смысл воспроизводящей познавательной деятельности, будем называть ее учебно-познавательной деятельностью, состоит в присвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире. Учащиеся, изучая учебный материал, могут не вносить ничего нового и применять методы и способы познавательной деятельности, диктуемые изложением материала или демонстрируемые преподавателем. Творческая (научная) познавательная деятельность предполагает раскрытие новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний, применение новых, более совершенных методов познания и т.д. Заметим, что уже в процессе освоения готовых, но личностно (субъективно) новых знаний учащийся может осваивать новые методы познания и применять их, таким образом, осуществляя творческую деятельность.

В любом случае усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебнопознавательной деятельности: восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний, закрепления способов деятельности в виде умений и навыков, контроля (рефлексии) и оценки усвоения.

Психологи, исследуя познавательную деятельность, отмечают: в процессе ее осуществления учащиеся осознают воспринимаемые предметы и явления, уточняют представления о них, приводят их в связь с прежними представлениями, выделяют существенное в изучаемых предметах, устанавливают связи между предметами, их свойствами и т.д. Это, естественно, определяет одну из основных задач обучения - формирование и развитие у учащихся системы общих и специальных (предметных) способов учебной и творческой познавательной деятельности. Однако, как показывают специальные исследования качества образования (например, тестирование PISA), у большинства выпускников российской школы, в том числе и высшей, уровень владения способами учебно-познавательной деятельности весьма низок. Это определяется отсутствием системы целенаправленной работы по их формированию и развитию в процессе обучения как целенаправленной деятельности педагога. Хотя в практике обучения каждый преподаватель побуждает учащегося осознанно использовать для решения учебной задачи некоторые приемы познавательной деятельности, но «единовременное» и попутное их использование неэффективно для качественного овладения в силу своей бессистемности и неосознанности. Каждый конкретный учебный предмет должен не только поддерживать овладение специальными способами познавательной деятельности, характерными для соответствующей отрасли науки, производственной или бытовой деятельности, но и способствовать совершенствованию владения общими способами, их углублению и расширению.

Отсюда вытекает необходимость всем преподавателям в процессе обучения ориентироваться на развитие способов познавательной деятельности, как специальных, так и общих. При руководстве исследовательской работой учащихся стремиться разъяснять им и контролировать именно деятельностную, а не информационную сторону исследования. План исследования строить в соответствии с целью формирования и развития тех или иных способов познавательной деятельности.

* Исследования поддержаны грантом РГНФ (проект №06-06-00312а).

Реализация такого обучения требует от преподавателя владения деятельностным подходом, понимания сущности общих и специальных предметных методов познавательной деятельности. С нашей точки зрения, преподавателю недостаточно простого ознакомления с основами современных теорий обучения, необходимо их деятельностное освоение и применение в практике. Для чего прежде всего необходимо различение таких понятий, как деятельность, действие, операция, метод, способ и прием.

Деятельность - это форма психической активности субъекта, направленная на преобразование мира и самого человека. Субъект деятельности - человек как активное ее начало, объект деятельности - то, на что она направлена. Структурные составляющие деятельности - цель, мотив, способы и условия выполнения, результат. Деятельность состоит из действий, которым соответствуют свои частные цели, задачи и, соответственно, способы и условия выполнения. Учебно-познавательная деятельность реализуется также в виде совокупности (последовательности) действий.

Способы выполнения деятельности индивидом определяются методом деятельности, который является элементом культуры, как продукт обобщения общественного опыта. Метод служит основой выбора набора действий. Структурной (алгоритмической) составляющей действия является ориентировочная основа действия (ООД) - это система условий, на которую опирается человек при выполнении действия, система внутренних указаний о том, как выполнять то или иное действие. Такую, субъектно присвоенную, систему указаний называют способом. Приемом выполнения действия называют способ детализации и/или усиления применения метода.

Элементарную составляющую как действия, так и способа выполнения действия, называют операцией. Таким образом, формой описания метода часто служит одна или несколько ориентировочных основ действий, определяющих последовательность операций, которые необходимо выполнить.

Методы учебно-познавательной деятельности являются проекцией (дидактическим эквивалентом) научных методов познания, среди которых выделяют эмпирические - наблюдение и эксперимент; теоретические - общелогические (анализ, синтез и т.д.) и формально-логические (дедукция, индукция, традукция).

Учебно-познавательную деятельность также делят на умственную (теоретическую) и практическую. Основу умственной деятельности составляют общелогические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование и конкретизация, которые применяются на всех этапах деятельности по усвоению содержания обучения.

Для решения проблемы повышения качества образования, актуальной для учебных заведений всех уровней и видов, на наш взгляд, необходимо включить в содержание образования изучение и освоение, прежде всего, основных общелогических операций, формирование на их основе обобщенных способов познавательной деятельности учащихся. Такой вариант ее решения представляется эффективным, универсальным, ориентированным на непрерывное образование и самообразование личности. При этом могут использоваться различные модели внедрения в образовательный процесс учебных заведений систематической работы по развитию познавательной деятельности учащихся.

Первая модель (обязательная, с нашей точки зрения, для общего образования и желательная для профессионального образования): включение, если не во все, то хотя бы в отдельные дисциплины, специальных заданий, направленных на освоение общелогических, формально-логических и специальных операций, способов, приемов познания. Задания можно конструировать по аналогии с заданиями начальной школы. Контроль подготовленности учащихся можно осуществить посредством включения в государственные образовательные стандарты развернутых требований к уровню сформированности познавательной деятельности, приемов познания, прокомментированных примерами в методических пособиях для преподавателей.

Вторая модель: включение в одну или группу дисциплин, прежде всего, в математику и информатику, специальных занятий, направленных на изучение методов познания, способов и приемов их применения, классификации по научным направлениям, по объектам познания и т.д. Причем, их можно проводить как в виде отдельных занятий, так и включать в виде фрагментов в обычные занятия, особенно такие, на которых начинается изучение новой темы или, наоборот, проводится обобщающее повторение.

Третья модель: проведение специального курса с общим названием «Методы познания», включающего занятия по изучению эмпирических и теоретических методов как общенаучных, так и специальных предметных. Этот курс должен быть протяжен во времени, как минимум, на год, и может проводиться разными преподавателями. Например, так как формирование и развитие эмпирических методов познания является прерогативой естественных наук, то занятия по их изучению лучше проводить преподавателю физики, химии или биологии. Формирование теоретических методов, в свою очередь, прерогатива таких предметов, как математика, информатика, литература, русский язык и история, поэтому вести занятия следует преподавателям соответствующих предметов.

И, наконец, четвертая модель изучения приемов и методов познания, не требующая введения специального курса или проведения специальных занятий: выполнение учащимися курсовых работ, рефератов, посвященных исследованиям проявления и применения того или иного метода познания при изучении какой-либо дисциплины, какого-либо объекта или явления; проведение сравнительного анализа проявления (применения) какого-либо приема или способа познания при изучении различных объектов или явлений в рамках одной дисциплины, при изучении одного объекта различными дисциплинами, одной дисциплиной с различными целями и т.п.

Как показал опыт проведения опросов в рамках семинаров для преподавателей математики и информатики учебных заведений различных видов (общеобразовательных, профессиональных, дополнительного образования), большая их часть имеет смутное представление не только об общей, но и о специальной предметной познавательной деятельности, ее структуре, видах, способах формирования и развития. Как следствие, - большая часть преподавателей затрудняется определить цель и задачи изучения не только предмета вообще, но и отдельных его разделов в контексте роли предмета в развитии общей и профессиональной культуры учащегося. Это непонимание естественно распространяется на учащихся и определяет, с нашей точки зрения, негативное отношение к изучению, например, математики и отдельных фундаментальных разделов информатики большей их частью. Усилению мотивации к изучению любого предмета способствует понимание его практического применения для решения жизненно важных задач, его роли в обеспечении общего и интеллектуального развития. Приведенный ниже пример является попыткой авторов описать решение практически значимой для многих задачи средствами математики и информатики, выделив операции (способы) познавательной деятельности, используемые, а следовательно, формируемые и развиваемые решением этой задачи.

Сколько семян потребуется для засева выделенного участка земли? Условия задачи могут быть конкретизированы (форма участка, вид рельефа, количество видов растений, способа задания количества семян на выделенную единицу измерения (ряд, площадь), степень точности результата) в соответствии с уровнем учащихся. Например, для учащихся начальной школы: участок может быть выбран прямоугольным, его размеры указаны, растения одного вида, семена высаживаются в ряд на определенном расстоянии друг от друга. Для учащихся старших классов - форма участка может быть задана графическим изображением границ в виде известных кривых или аналитическим описанием границ; размеры либо заданы, либо могут быть найдены исходя из дополнительных условий; растения нескольких видов и т.д. Для студентов - условия могут быть сформулированы так, что требуется нахождение аналитического описания границ участка с использованием интерполяционных формул, рельеф - выпукло-вогнутый, оптимальный режим засева с точки зрения результата или трудозатрат и т.д.

Решение задачи, естественно, начинаем с анализа ее формулировки: выделяем условия (что дано?), определяем требование (что найти?). Этот этап решения задачи, по существу, представляет собой построение ее информационной модели. Основа информационного моделирования текста - логикосинтаксический анализ: выявление структуры сложных суждений; терминов (субъектов и предикатов) составляющих их простых суждений; отношений между терминами в одном суждении (в разных суждениях). Далее требуется проведение семантического (смыслового) анализа для определения вида отношений: сравнимость, совместимость, подчиненность, эквивалентность и т.д. В процессе построения информационной модели возникает необходимость во введении символьных обозначений для понятий, отношений между ними, преобразований над ними и т.д. Использование математической символики приводит к выявлению связей между условиями и требованиями и построению, фактически, символьной информационной математической модели задачи. Построение математической модели требует конструирования (синтеза) символьных выражений в соответствии с определенными правилами (аналогия, сравнение, конкретизация, обобщение). Аналогично можно, проанализировав весь процесс решения этой задачи или любой другой, убедиться, что общелогические операции составляют основу способа их решения.

Усваиваемые в процессе учения общие методы учебной деятельности должны трансформироваться учащимся в его индивидуальные способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, развитие и усвоение знаний. Состав способов выполнения учебных действий, операций, которыми обладает ученик, и степень их сформированности определяют «глубину» преобразования содержания учебного материала, которая может быть различной.

Если мотивация учащегося к овладению способами учебной и творческой познавательной деятельности ограничена или отсутствует, то мы и имеем «образование прошлого» взамен «образования будущего». Устремленность вперед образования обеспечивается овладением методами эмпирического и научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.