Научная статья на тему 'Развитие навыков самоуправления учебной деятельностью студентов в условиях высшей школы'

Развитие навыков самоуправления учебной деятельностью студентов в условиях высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1682
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОКОНТРОЛЬ / EDUCATIONAL PROCESS / SELF-MANAGEMENT / INDIVIDUALIZATION / DEVELOPING EDUCATION / DIFFERENTIATED TASKS / MOTIVATION / COGNITIVE ACTIVITIES / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозоровская Светлана Дмитриевна, Филиппова Татьяна Игнатьевна

В статье исследованы способы и приемы учебной деятельности студентов вуза, развивающие у них навыки умственного труда и самоуправления как средства подготовки к будущей профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students’ self-management study skills in higher education

The article studies higher school students’ learning activities methods and techniques which develop their skills of mental labor and self-management of as a means of preparing for their future profession

Текст научной работы на тему «Развитие навыков самоуправления учебной деятельностью студентов в условиях высшей школы»

С. Д. Прозоровская, Т. И. Филиппова

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье исследованы способы и приемы учебной деятельности студентов вуза, развивающие у них навыки умственного труда и самоуправления как средства подготовки к будущей профессии

Образовательный процесс в высших учебных заведениях направлен на достижение высокого качества подготовки специалистов, формирование личности и профессиональной пригодности будущего специалиста. Без научно-практического решения вопроса о направленности, содержании и методах обучения студентов в высших учебных заведениях невозможно обеспечить эффективность их подготовки как будущих специалистов.

В этой связи становится важным вопрос о такой организации учебной деятельности студентов в период обучения в вузе, при которой у них повышается культура учебной работы и развиваются навыки самоуправления, необходимые для их будущей профессиональной деятельности.

Самоуправление можно рассматривать как систему действий, направленных на предупреждение формализма в учебной деятельности, что достигается посредством самоконтроля, самоанализа и самокоррекции на всех ее этапах.

Важнейшей предпосылкой развития навыков самоуправления учебной деятельностью является нахождение оптимального соотношения общих требований к формированию профессиональных умений и навыков и проявлению индивидуальных различий студентов. Развитие навыков самоуправления учебной деятельностью возможно при включении в данный процесс всей психической сферы личности; отдельно можно выделить мотивационный компонент - важную часть профессиональной направленности [3].

Внутренняя взаимосвязь методов преподавания и учения - исходное требование, выполнение которого обеспечивает активизацию деятельности студентов на оптимальном уровне. Это фундаментальное положение

дидактики может быть реализовано при соблюдении ряда условий:

- создание мотивов деятельности;

- формирование системы знаний на основе самоуправления процессом учения;

- осуществление индивидуального подхода в условиях коллективной работы и обеспечение контроля за ходом учебно-познавательной деятельности студентов.

Эти условия - главный путь развития навыков самоуправления учебной деятельностью на этапе обучения в вузе.

Главная задача на начальном этапе обучения в вузе - развитие навыков самоуправления учебной деятельностью студентов на основе вооружения их комплексом общих базовых умений, развитие которых идет одновременно по четырем взаимосвязанным направлениям: учебно-организационному, учебноинформационному, учебно-интеллектуальному и учебно-коммуникативному [4].

Проанализируем возможности практических занятий по организации учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на формирование навыков самоуправления.

Практическое обучение - составная часть общей системы обучения - призвано закрепить у обучаемых теоретические знания и сформировать у них профессиональные навыки и умения в соответствии со спецификой практической деятельности.

Успешная реализация принципа связи теории с практикой предполагает:

- рациональное соотношение теоретического и практического обучения;

- тесную связь теоретических знаний обучаемых с их практическими навыками;

- творческое применение теоретических знаний при решении практических задач [4].

Перечень учебных вопросов, отрабатываемых на практическом занятии, определяется исходя из темы, учебных целей и времени, отведенного на занятие. Основные требования к построению содержательной основы практических занятий, предусматривающих на примере решения задач целенаправленное формирование навыков самоуправления:

- системность, что предполагает организацию совокупности заданий с учетом их необходимой взаимообусловленности и взаимосвязей, а также реализацию возможности построения иерархии соответствующих системообразующих связей;

- возрастание сложности задач в контексте опережающего обучения;

- логическую целостность, которая находит отражение в последовательности предъявления заданий в зависимости от целей занятия и особенностей учебного материала;

- ориентированность на освоение студентами всех этапов решения задачи с возрастанием самостоятельности;

- направленность на удовлетворение предметно-познавательных запросов студентов, на формирование у них развитого понятийно-операционного аппарата.

К условиям повышения эффективности практических занятий мы отнесли:

- большую заинтересованность ведущего курс в практических результатах занятий;

- творческий подход к студенту со стороны преподавателя, что реально проявляется в поиске новых, все более эффективных мер и средств обучающего и воспитывающего воздействия;

- сочетание индивидуального подхода к студенту с опосредованным воздействием на него через группу (групповую деятельность];

- определение исходного уровня самоуправления учебной деятельностью студента и группы в целях постепенного наращивания самостоятельности и творческой инициативы (не назидать, но ставить проблему, не вести, а направлять, не сообщать готовых рецептов, но создавать нужную мотивацию, усиливать потребность в том или ином действии, организовывать совместный поиск необходимых приемов и способов оптимального учения];

- последовательное проведение в содержании и самой структуре занятия таких основных норм и принципов самоуправления, как осознанность всех выполняемых студентами действий (учебной деятельности в

целом], тесная связь теории и практики, самоконтроль с обязательной коррекцией результатов,

последовательность, систематичность, конкретность всех выводов и обобщений, постоянная актуализация возможностей и перспектив дальнейшего роста для всех студентов;

- влияние личного примера преподавателя, отличное владение всей совокупностью приемов, средств и методов оптимального учения, сообщаемых аудитории.

Для более тщательного выяснения уровня подготовки и психологических особенностей студентов первого курса в течение первых двух-трех недель работы мы используем специально разработанные задания, которые позволяют определить наиболее рациональный темп работы на занятии, подобрать задачи для овладения программой в соответствии с тем уровнем знаний, который имеют студенты на начальном этапе обучения.

Результаты констатирующего эксперимента, который мы проводили со студентами 1-го и 2-го курсов Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ], диагностировали стартовый уровень активности в области самоуправления каждого студента из числа принимающих участие в исследовании, а также реальных учебно-познавательных возможностей экспериментальных групп в целом. На момент начала эксперимента у 53,5% студентов был диагностирован низкий уровень этого качества, соответственно у 40,9% студентов - средний уровень, у 5,6% студентов - высокий уровень. В результате выяснилось, что режим работы студентов, участвующих в экспериментальном обучении, не являлся оптимальным, так как не обеспечивал в должной мере реализацию учебно-познавательного потенциала студентов, развитие их познавательной инициативы совершенствования опыта самостоятельной предметно-познавательной деятельности, что связывается с умениями самоуправления.

На стимулирование познавательной активности студентов в области самоуправления благоприятное воздействие оказывают познавательно-побуждающие возможности учебно-познавательных ситуаций, затрагивающие эмоционально-волевые стороны личности, такие как блиц-опросы, ситуации, включающие элементы состязательности, взаимная экспертиза и другие.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (32] 2012

67

Важным условием развития навыков самоуправления учебной деятельностью студентов является создание развивающей образовательной среды, основанной на базе творческого образовательного процесса.

Изучение каждой новой темы начинаем с так называемой «постановки вопроса», которая служит кратким введением в тему, устанавливает связь нового материала с предыдущим, выясняет теоретический и практический смысл изучения этой темы, показывает место и значение этой темы в общей системе знаний, относящихся к данному разделу науки, указываем на возможную область практических приложений. Начиная работу над изучением новой темы, рассматриваем различные примеры и задачи, приводящие к естественному возникновению абстрактных понятий, иллюстрируем новые понятия на наглядных моделях, способствуя усвоению студентами новых знаний по ступеням: восприятие - представление - понятие.

При изучении каждого вопроса воспитываем у студентов творческий подход, чему способствует самостоятельное решение различных задач, ответы на нестандартно поставленные вопросы по изученному ранее материалу или в процессе его изучения, поощрение студентов к поиску наиболее естественных, коротких или оригинальных способов решения той или иной задачи. Воспитываем у студентов потребность критически оценивать результаты своей работы; формируем способность к самоконтролю, умение коротко и ясно оформлять свои мысли в речи и записи.

Мы исходим из того, что сознательное и активное формирование умений самоуправления возможно лишь в том случае, когда обучаемый осознает цели и значение своей учебной деятельности, владеет умениями и навыками, необходимыми для достижения этих целей, то есть умеет управлять своей учебной деятельностью.

Наряду с фронтальной работой мы широко используем самостоятельную работу студентов.

При организации самостоятельной работы мы учитываем важное требование к ней -своевременность предъявления заданий, то есть даем их тогда, когда выработано соответствующее учебное умение, а для повышения эффективности самостоятельной работы обеспечиваем своевременную проверку результатов.

В реализации развивающей функции образования особое место занимают учебные умения, позволяющие развивать качества мышления с заданными свойствами [6, 7]. В этой связи наиболее эффективны разработанные нами дополнительные задания к тем обязательным, которые выполняются на практических занятиях. Успешные студенты выполняют задания быстрее, у них остается свободное время при планировании заданий по среднему уровню. Вот это время и используется нами на развитие.

Возможность развития успевающих студентов содержится в выдаче соответствующих тем рефератов, заданий для самостоятельных работ, содержащих больше элементов анализа, обобщений, эвристических решений.

В процессе развития навыков самоуправления мы ориентируем студентов на установление внутрипредметных связей не только на основе содержательных обобщений, но и путем вычленения и постановки учебной задачи на материале конкретной темы, представляем ее в виде системы учебных подзадач, решение которых происходит на основе формирования общелогических и соответствующих им специфических учебных действий, отбора типов конкретно-частных задач с учетом общей учебной задачи и учебных действий путем сочетания приемов косвенного и прямого управления деятельностью студентов. На этой основе появляется возможность сформировать теоретически обобщенные способы и приемы учебной деятельности, которые затем могут быть эффективно использованы при формировании умений самоорганизации и самоуправления.

Индивидуализацию обучения необходимо рассматривать как составную неразрывную часть всего учебно-воспитательного процесса [1]. Важно помнить, что эффективность процесса обучения может быть достигнута только при оптимальном сочетании фронтальных (аудиторных], групповых форм обучения и индивидуальных.

Степень индивидуальной работы студентов в процессе самостоятельной работы различна, при этом используются различные приемы. Так, например, вначале студенты выполняют задания с предварительным фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности расширяется:

студенты работают по более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства преподавателя. Получив такое задание, студент сам составляет план работы, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы.

Такой подход развивает у студентов логическое мышление, воспитывает познавательную активность к осознанному развитию навыков самоуправления, прививает навыки учебного труда, что способствует формированию умения планировать свою деятельность, мотивировать каждый шаг, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать условие и результаты, рационально записывать результаты своих действий, осуществлять самоконтроль.

Завершающим этапом является защита студентами выполненного задания в письменной форме или в виде собеседования (по усмотрению преподавателя], при этом студенты знают, что при защите работы они должны быть готовы дать разъяснения на вопросы организации выполнения работы.

В учебной работе мы используем следующие виды контроля: контроль по конечному результату, пошаговый контроль, контроль по известным условиям и параметрам деятельности.

При оценивании учебных действий студента мы отдаем предпочтение личностному способу оценивания, поощряющему продвижение каждого студента в его развитии, в овладении общими способами действий, в формировании у него учебной самодеятельности.

Как показывает опыт, наиболее целесообразным является тематический учет знаний и умений (учебных действий]. В начале изучения очередной темы преподаватель сообщает, какими знаниями и умениями должны овладеть студенты в результате учебной работы по данной теме, устанавливает способ контроля и оценки каждого из перечисленных в этом перечне учебных действий. Нами разработана система заданий по основным темам курса математики, они отличаются от обычно используемых четкой целевой направленностью. Оценка за такую работу дает ясное представление об уровне усвоения студентом данного действия.

Преимущество тематического учета перед обычным состоит в том, что он четко показы-

вает студентам, кто имеет какие пробелы и задолженности в изучении учебной программы. Преподавателю при таком учете легко подвести итог за семестр, указав, как каждый из студентов выполнил учебную программу. У студентов имеется ясная программа предстоящей деятельности, они знают свои успехи и недоработки, сами планируют свою работу, у них вырабатывается чувство личной ответственности.

Опыт показывает, что тематический учет учебной работы целесообразно организовывать в условиях групповой работы студентов. Тогда основная работа по контролю и оценке будет выполняться самими студентами.

Проведенный нами формирующий эксперимент со студентами 1-го и 2-го курсов СПбГУСЭ свидетельствует об адекватности личностно-значимым учебно-познавательным запросам студентов реализованных в его ходе стимулирующих воздействий, а также об успешном операциональном подкреплении познавательной активности. В целом студенты экспериментальных (ЭГ] и контрольных групп (КГ] в конце эксперимента распределились по уровням познавательной активности (ПА) следующим образом: у 30,1% студентов ЭГ и у 46,2% КГ был диагностирован низкий уровень ПА, у 63,8% студентов ЭГ и у 48,1% КГ - средний уровень ПА, у 6,1% студентов ЭГ и у 5,6% КГ - высокий уровень ПА.

Анализ данных эксперимента показал, что заметно изменилось отношение данного контингента студентов к предмету, их самостоятельная работа приняла более осознанный и систематический характер, активность на занятиях по математике стабилизировалась, повысилась итоговая результативность процесса изучения математики. В экспериментальных группах по сравнению с контрольными следует отметить существенное уменьшение числа студентов с низким уровнем познавательной активности и соответственно увеличение числа курсантов со средним уровнем познавательной активности.

Разработанные нами способы и приемы учебной деятельности позволяют студентам подняться с уровня «обучения» на уровень «самообразования», развивают у них навыки умственного труда и самоуправления, необходимые для их будущей профессиональной деятельности.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (32) 2012

69

Литература

1. Сазонов Б. А. Индивидуально ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 1024.

2. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: Смысл, 2009. - 422 с.

3. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : моногр. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2005. - 203 с.

4. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения // Избр. педагогич. тр. / сост. М. Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989.

5. Рыблова А. Н. Технология управления образовательным процессом в системе непрерывного образования : учеб.-методич. пособие. - Саратов: Саратовский источник, 2009. - 96 с.

6. Филипенко Л. А., Крючков Ю. Ю. Формирование эвристического (поискового) мышления у студентов в процессе изучения курсов высшей математики и физики // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы 13-ой между-народ. конф. - СПб.: ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина), 2007. -С. 37-39.

7. Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы 18-ой международ. конф. - Т.2. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2012. - С. 1-112.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.